Он любит смотреть на людей. Он ненавидит их самих, но любит на них смотреть. Вот такой парадокс.
Характер большинства людей складывается из нескольких преобладающих качеств. Вокруг мир потрясающих возможностей познания, но кому это нужно?.. Уж лучше оставаться лишь существовать в иллюзорном потребительском обществе, где есть больше никчемного барахла, чем хочется, но ничего из раздела: "Вот, что действительно важно в этой жизни, приятель!" простаку не найти. Считают, что действительно заслужили отдых каждый вечер перед телевизором, а на вопрос " Что крутится вокруг земли?" отвечают "Венера"! Сидят на диванчике, стареют, а серое вещество в негерметичной упаковке тлеет бесформенным разочарованием. А днем в обществе все социопаты. Скандалят, унижают, оскорбляют друг друга. Вот так и формируются "монотипы". Преобладающее большинство неучей, которых по любым приметам можно прочитать, как брошюрку для умственноотсталых.
Он смотрит на людей, читает их. Он не монотип. И совсем молод. И вся жизнь впереди. И ищет хотя бы одного...
Он едет в автобусе. Одного. Он сидит на заднем левом кресле прямо возле окна. Одного!.. И опять попадается автобус сплошь набитый ими. Монотипами. Скука. Одного не такого. В ушах наушники. Он плавно облакачивает голову об стекло, строя в тот момент язвительную ухмылку. Он смотрит сквозь стекло, потом на женщину спереди. Та частенько поворачивается к окну, и он успевает разглядеть ее в профиль. Прочитать ее. Разглядеть то, что немного свисает подбородок - мягкий намек на хозяйственность, то, что выразительные широко раскрытые глаза ведают о ее доброй, чувственной душе, и даже то, что челюсть, непрерывно и жадно перемалывающая резинку, говорит о зависимости от благ...
Он смотрит чуть левее. Голова недвижима, но зрачки повернуты. На мужчину, держащегося за горизонтальный поручень напротив входной двери. Он видит в нем путешевственника. Глаза - целеустремленные, любознательные. Глаза истинного джентельмена и первооткрывателя в одном. А еще красная желчь. Глаза горят пламенем неосуществленных возможностей.
Он задумался над этим. Ведь мужчина был таким же парнем. Что случилось в его жизни. Почему все пошло не так как он хотел.
Резко, как удар молнии, что-то перебило его мысли. Он ощутил холодный взгляд каждой клеткой своего тела. Мелкая дрожь пробежалась по его плотно прикрытой футболкой и летней курткой груди. И ничего больше не происходило, было лишь мгновение, психический выстрел и больше ничего,.. и даже в голове. Теперь он сидит ровно, потрясенный смотрит всех пасажиров. Но видны только ровные спины с прямыми головами. Монотипы. Он выжидает. Хочет встать, немного приподнимается с места, но вынужденно таранит руками переднее кресло и приземляется обратно. Немного резкая остановочка. Люди как один встают и направляются в мясорубку автобусных дверей. Он ищет хоть что-то странное в обыденном. Он смотрит на выблюванную кашу из людей, растекающуюся в разные стороны.
Два...второй выстрел. Время замерло. Он успел. Была девушка, но это не важно. Девушка... с чистым лицом - ничего не прочесть. У него неплохо отточенная реакция. Хватит и нескольких долей секунды соприкосновения взглядов. Но тут ничего. Черный квадрат Малевича. Ничего не видно, но это так привлекает. Она идет своей пархающей походкой в противоположную сторону... от автобуса. Он собирается выйти, но путь преградила бабка, укладывающая свой багаж.
Ему неважно было, как та девушка выглядит. Вообще ничего в ней - ни ухоженные светлые волосы, ни красивое летнее платье. Лишь лицо. Заветный подарок для первооткрывателя. Первооткрывателя совершенства.
Он решил выждать немного, а потом, сломя голову ринуться к водителю. Будто проспал остановку.
Он вышел из автобуса и побежал в обратную сторону и в месте ее выхода застыл. Глаза судорожно выискивают, но не находят.
Три. Теперь ему уже не кажется это случайностью. Девушка хочет, чтобы он проследил за ней. Он держит дистанцию.
Никто теперь не может его остановить. Все вокруг помрачнели. Теперь они в блеклых красках, все - ничто в сравнении с единственным лучиком света, бредущим мягкой походкой по старой лестницы. Вниз и потом направо. возле фонтана и по левую сторону от озера. Взбирается по давно потрескавшемуся асфальту на возвышенную часть дороги и садится на лавочку напротив озера. Ее лицо перекрывают листья плачущего дерева.
Он сел на берегу, на хорошей позиции, где невозможно уличить. Выжидает. Час. Два.
Люди такие поддельные. Даже попытки правильного смеха в устах девушки, подыгрывающей своему парню, обнимающему одной рукой ее за талию, не интересуют его. Он ждет, пока девушка покажет свое лицо. Единственное, что он не может разгадать. Лицо без капли... всего. Что-то среднее между эмоциональностью и ее отсутствием. Золотая середина - безпросветная невозможность увидеть ни человека, ни нечеловека. Единственное, что, возможно, и считается источником истинного знания. Истиной его дела. То, что может ему все раскрыть...
Слишком много мыслей. А истина вдруг встала и легким шагом направилась во мрак. Слишком поздно, в темноту от лучей фонаря. Он срывается с места и несется за ней. Ее светлый силуэт уже движется в тень от следующего фонаря. Прямо к озеру. Он несется что есть силы. Все ближе истина, а он не боится. Он так решителен, что даже прыгает в темную воду... За ней. На глубине виден свет. Свет, который может озарить тысячу планет. Он плывет вглубь и не замечает, как потрясенный открыл рот. Вода набирается в легкие, а он все плывет. Уже так близко...
И тут всё исчезает.
- Вам пора ложиться спать...
Куда всё исчезло?
- С вами все в порядке?
Куда ОН делся?
- Пора сна. Завтра во всем разберетесь.
Что, черт подери, произошло?
-
Вы понимаете, где находитесь?
Это все неважно. Куда ОН пропал? Где ОНА?
- Вы можете назвать свое имя?
Оно не имеет никакого значения!
- Ладно, ладно. Как ее имя? Вы можете его назвать? Нуу, ту о ком говорите, ту, за которой гнался ОН. ТУ, которую он почти догнал?
Я не знаю.
- Вы не знаете?
Мне... не известно ЕЕ имя... Но что-то мне подсказывает. Щимит сердце вот прям тут, так колит, так сильно, кричит мне будто у НЕЕ и нет имени...будто и не должно быть... Я?
- Похоже вы немного пришли в себя. Вам сейчас очень трудно, но вы должны узнать, что произошло. Все это, что бы оно ни было, сколько бы времени не длилось - может час, может и целый день, это все было у вас ... в голове. 27 лет назад. Не было никакой девушки. Свидетели утверждают, что вы пили спиртное у озера... очень долго. Потом ни с чего бросились в воду. Вы ударились об дно головой изо всей силы пытаясь до него добраться. Сейчас вы в лечебнице, но иногда вам приходит это воспоминание, будто вы переживаете чью-то жизнь у себя в голове. Тот самый странный в вашей жизни день. Снова и снова. И, возможно, проживете его и завтра... Но все хорошо. После заката вы сможете отдохнуть от этого. Вот ваша комната. Просто ложитесь спать. Спокойной ночи.
***
- Как тебе не надоело ему это рассказывать изо дня в день?
- Не знаю. Наверно потому, что так он не задает больше вопросов. И засыпает, наверное... быстрее.