Короткое описание: Иногда хочется уйти от реальности. Для этого, собственно,и пишутся книги.
Посвящается моему деду, Шипулину Василию Георгиевичу -
или просто Васе.
Часть I
Ляля и Вася. На моей
памяти - вечно неунывающие, бодрые бабушка с дедушкой, полные каких-то новых
идей, любители всего нового.
Вася, капитан второго ранга - в отставке - умный, всегда непреклонимый человек,
с очень обаятельной улыбкой.
Ляля, его жена, хохочущая, пламенная рыжая и очень энергичная. Балует внука, то
бишь меня, сладостями.
Мои дедушка и бабушка.
На самом деле, в русской раскладке нет букв, чтобы правильно написать их имена,
однако Ляля и Вася - ближе всего. Только всё равно по другому.
"Малыш, ты давно их не видел, они сильно изменились" - Папа, перед
тем как войти в квартиру.
Темно, свет не горит. Я спотыкаюсь об какую-то вещь.
"Вот они, явились".
Сначала раздаются эти слова, за ними идёт, точнее, ковыляет, незнакомая
старушка. Хмурое лицо, серые волосы. Тусклые.
Щелчок выключателя, вместе с ним по лицу старушки пробегает лёгкая улыбка.
Освещённое ею, и ещё немного лампой, лицо приобретает знакомые черты, точнее,
воспоминания о них.
Волосы не седые, при свете видны огненные пряди. Лицо не хмурое, при свете
видна улыбка. Старушка не незнакомая, при свете видна Ляля.
Здороваюсь, подавляя растерянность. Всё-таки, человек ведь не изменился. Просто
невыспалась.
На вопрос где Вася, бабушка отвечает, что у него головные боли. Он больше не
выходит из своей комнаты. Вечером можно зайти поздороваться.
О.К....
Ляля рассказывает, как недавно упала с лестницы. Ходила в магазин, а на
обратном пути грохнулась. Разве Денис не мог привезти продукты и лекарства?
Нет, он занятой человек и всё перепутает. А заказать в интернете? Я ничего не
понимаю в этом вашем компьютере. Лучше уж так, по старинке. Правда теперь
ходить не могу, но ничего, скоро всё срастётся.
Папа везёт Люлю в травмпункт.
Я не могу находится в квартире, всюду темно, пыльно, и странный запах. Запах
затхлости. Лекарств. Кошек.
Кошек? Вася их ненавидитт... Кошки нет, а запах есть. Прям как жопа.
Проветриваю, убираю пыль, зажигаю свет. В остальном всё идеально убрано, но
запах остаётся. Как он там у Фрая назывался?
Гоню от себя эту мысль. Иду в старый город. Ну, хоть здесь всё неизменно -
булыжные мостовые, каменные башни, флюгера на всех домах. На 3 смотровой
площадке через бинокль нахожу свою любимый флюгер - петух. По легенде, его
поставили 400 с чем-то лет назад, в год петуха. Я дома
Безумно люблю ходить по Старому Городу. Каменные здания, узкие
переулочки.
Сворачиваю в ближайший. Дома так близко, что прямо надо мной какая-то парочка
пытается поцеловаться. Не слишком успешно, что вызывает у меня смешок.
Я ухожу, моё душевное равновесие почти восстановлено. Всё-таки Вана Таллинн -
мой любимый город. И люди в нём живут прекрасные. И вообще, всё хорошо. Если
бы..
Вспоминаю об одном очень важном деле. Сворачиваю на главную площадь, за неё в
церковь Александра Невского (вроде бы), сквозь неё на площадь и оттуда - в
древнее здание.
Построено хрен знает когда, из камня (как и всё вокруг) и дерева. У входа
львята, моя мечта), надпись EESTIPOST.
- Mulle on vaja mark ja ümbrik, palun. Internatsionaalne. Aite.
Наскоро завершив свои литературные изыски, я отправился в своё самое любимое
место. Там, где заканчивается улица Динной Ноги, стена раздваивается. Если
пройти в просвет между стенами, чего добропорядочные эстонцы никогда не делают,
скоро дойдёшь до лесенки. По ней прямо в стене поднимаешься наверх и выходишь
на самый короткий в мире переулок. Проходишь по нему 3 метра (ещё через столько
же он заканчивается), и направо. В стене - маленькая дверь, надо только нажать
на ручку и
ЗАПЕРТО. Новый кодовый замок.
Что, Лёш, ничего не меняется в твоём любимом Таллинне?
Дверь - заперта.
Как так?
Я посмотрел на стену, в которой была проделана дверь. Там, где я стоял, она
была достаточно высока, но зато там, где кончалался переулок, её высота не
превышала двух с половиной метров.
Неслышно матюгнувшись, я перелез через каменную стенку с ооочень удобными
выступами, и попал в миниатюрный скверик. Никаких камер видеонаблюдения с
лазерными лучами, охранников на танке, и, чего я больше всего боялся, никаких
собак там не оказалось. В нём всё было по прежнему, как и много лет назад.
Раздолбанная скамейка с выцарапанной на ней надлисью Leshik ja Lera,
камень-пепельница, узорная чугунная оградка и я.
Сколько помню это место, в нём всегда был я. Теоретически я знаю, что когда я
ухожу, меня в этом месте больше нет. Но сколько я не пытался, ни разу застать
это место, когда в нём нет меня, мне не удалось. Поэтому здесь всё было, как
всегда. Скамейка, пепельница и я. И ещё - вид на весь Таллинн.
Всего в Старом городе три смотровые площадки, и считается, что с них видно всё,
что нужно видеть туристу. Море, Сердце Города, Старый Город, Новый Город
(разумеется, только блестящий стеклом и металлом центр).
Однако существует ещё и 4 смотровая площадка. На ней нет биноклей; с неё виден
всего один флюгер Сердца Города, только несколько шпилей Старого Города, и лишь
самый краешек громадного стеклянного небоскрёба. Зато с 4етвёртой смотровой
площадки очень хорошо видны все три другие смотровые площадки.
Можно смотреть на людей.
Вон тот господин в зелёном берете, тёмном плаще и оранжевых ботинок - это
эстонец, скорее всего молодой, хотя лица из-за экстравагантного головного убора
не видно. Впрочем, именно по цветам, присутствующим в его одежде, можно судить
о его возрасте. По цветам и по походке.
Этой самой походкой - лёгкой, но медленной, бредущей - господин остановился на
развилке между первой и второй площадкой. Немного поразмыслив, он пошёл на
вторую.
Правильно, я бы сам так сделал. Вечером на море смотреть нечего. Оно далеко, и
не подсвечивается. К тому же, если смотреть на море, видно этот ужасный
небоскрёб.
На секунду я потерял из виду человека. Потом увидел, как он поставил локти на
решётку и снял берет. Блондин, ну надо же, а я думал, брюнет.
Блондин в оранжевых ботинках смотрел вниз, в Сердце, прямо на маленьких
бегающих людишек и наблюдал за их жизнью там, внизу, а я смотрел на
маленького блондина, и наблюдал, как он стоял у решётки второй смотровой
площадки, и жёлтый фонарь светил прямо на него, и человек выглядел очень
грустным, даже не смотря на весёлые оранжевые ботинки, и его зелёный берет
падает прямо вниз, туда, к людям, которых я уже не вижу со своего места, но о
существовании которых знаю - просто потому что на них смотрит блондин.
Этот блондин мне понравился. Он был свой парень.
В такие моменты начинаешь верить в Бога. Бог тоже свой парень. Смотрит на меня
сверху, на мои кожанные полуперчатки, белую куртку, тёмные волосы, и знает, что
я чувствую, и почему пришёл сюда.
Что мне грустно одному, но с другими хуже - сейчас. И что я очень хочу назад, в
сумасшедшую Москву, где всё чёрт знает как и через одно место, но там люди,
которых я люблю, и без которых я не могу жить.
На развилке между первой и второй площадкой появилась парочка. Простоволосая
светлая девушка и слегка подвыпивший молодой человек. Молодой человек
размахивал руками и громко смеялся. Девушка была очень мила, но выглядела
усталой. Её спутник внезапно ущипнул девушку за щёку, схватил за пояс яркой
куртки и потянул на первую площадку. Девушка помотала головой. Парень
настаивал. Девушка вырвалась. Отчего-то я знал, что она сказала.
"Я-НЕ-ХО-ЧУ". Посмотрев на парня девушка развернулась и ушла. Парень
рванул было за ней, остановился, вновь рванул.. Потом посмотрел на дорогу
сделал глоток из бутылки (оказывается, она всё время была у него в руке) и
побрёл на первую площадку.
Его я тоже понимал. Он давно не видел эту девушку, ему очень её хотелось - в
самом прямом, физическом смысле. Перспать.
Он даже шёл ради неё на какие-то жертвы. Ради неё он не смотрел на других, даже
если очень хотелось, ради неё он не спал ночью, пытаясь посвятить ей стихи,
ради неё избегал все магазины - там, куда он ездил - чтобы найти всего одну
шляпку, на которую хватило бы его зарплаты, но которая была бы самой
лучшей, ради неё.
Он любил её. И он хотел её. Сейчас.
И она любила его. Но она хотела просто быть с ним. Сейчас.
И, если бы он догнал её, может, всё и устроилось. Они провели бы вечер вместе,
скажем, на третьей площадке, обнявшись, глотая по очереди из бутылки и
разгадывая секреты мироздания. А дальше - как знать.. Может, она и пригласила
бы его зайти.
Но сложилось так, как сложилось. Парень с бутылкой сидел на лавочке, обхватив
голову руками, подсвечиваемый огнями мегаполиса, пил. И, может быть, плакал.
Я бы плакал на его месте, но я вообще натура чрезвычайно тонкая и сопливая. Он
даже не знал, куда Она пошла.
Моё, практически Божественное положение позволяло узнать ответ на этот вопрос.
Но тем положение и отличалось от совсем Божественного, что узнать-то я мог, а
вот разверзнуть небеса и гласом громовым поведать Парню-с-бутылкой, что
простоволосая девушка ушла на третью площадку - не мог.
И ещё одно отличие - Бог сам сидел сейчас на каком-то потайном облаке и с
интересом наблюдал, что же будет дальше.
Тем временем мои герои распределились по площадкам. Девушка как раз добралась
до третьей позиции и стала искать что-то через бинокль, парень-в-ботинках
смотрел на людишек со второй, а парень-с-бутылкой совсем никуда не смотрел на
первой.
Тут надо немного сказать о самих площадках. Со смотровой отходят три дороги,
вернее, одна дорога и две тропинки. Дорога ведёт вглубь Города, подальше от
площадки, две тропинки по кругу ведут напрямую к остальным площадкам. Так
устроена каждая смотровая - кроме четвёртой.
Парень в жёлтых ботинках начал подавать первые признаки замерзания. Впрочем,
может быть, он просто хватился своего берета: обошёл скамейку, фонарь, вторую
скамейку, пожал плечами и решил продолжить свой путь. Никто не знает, почему он
не пошёл обратно той же дорогой, что и явился сюда, но могу с уверенностью
утверждать, что к ночному морю он питал особое отвращение. Это отвращение
подсознательно выбрало для него лучший из вариантов: вместо того, чтобы
выслушивать пьяные самобичевания человека-с-уже-почти-пустой-бутылкой, он
направился в сторону площадки номер три. Там уже знакомая нам девушка нашла в
бинокль флюгер со скакуном, и как раз мечтала о принце на белом коне, который
прискачет за ней из волшебной страны специально для того, чтобы обсуждать с ней
"Степного волка" Гессе. Но принц всё не шёл, а девушка стала
замерзать.
По крайней мере, мы с Богом точно можем сказать, почему она пошла именно в
сторону второй площадки. На обратной дороге ей мог встретиться ищущий её
кавалер, который до конца будет докучать извинениями и рассказами о том, как он
плавал куда-то там на своей дурацкой лодке. Хоть бы привёз что-нибудь, ухажёр
называется. Нет, он хороший.. тут девушка едва не свернула на тропинку, ведущую
к первой площадке, но потом представила себе, как глупо будет выглядеть, если
Он ещё там, а она придёт, будто бы извиняясь... Нет уж!
и решительно поведя носиком, девушка вспомнила свой любимый стих из Шекспира, и
двинулась навстречу господину-в-жёлтых-ботинках.
К сожалению, а может и специально, с четвёртой площадки видны только остальные
три. Переходы же между ними скрыты зданиями и Городской Стеной.
Наверное, Парень-с-ботинками и девушка всё же встретятся. Наверное, они
проведут остаток ночи, обсуждая как люди похожи на муравьёв, и как много у этих
муравьёв высоких нравственных идеалов, позволяющих им выбирать именно такие
пути в своей жизни. И когда под утро протрезвевший парень-уже-без-бутылки
приползёт к дверям Её квартиры, то как знать, не молодецкое ли уханье
парня-с-ботинками, но уже без ботинок и вообще чего бы то ни было, услышит его
отмороженное ухо?...
Как же противно наблюдать за естественным человеческим отбором со стороны, и до
чего же приятно принимать в нём участие.
Впрочем, это главное, ради чего я пришёл сегодня в Старый Город - чтобы меня
захватило происходящее, отвлекло от всех прочих проблем.. Что бы мне
стало легко..
А насчёт остального -
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся...
Мысли о происходящем настолько захватили моё сознание, что на телефонный звонок
я обратил внимание, лишь когда он затянулся "лишь рукой помахал ей в
ответ....", настолько текст песни уложился в мои размышления.
"Алё!" - спохватился я. - "Выбирайся немедленно из кафе, или где
ты там сидишь, и марш домой. У Ляли перелом позвоночника."
Чётко. Отрывисто. Как всегда, по делу.
Я понял, что от этой реальности мне уже не оторваться. Спасибо тебе, Старый
Таллинн, ты правда помог, без тебя бы я сорвался ещё раньше. Как бы я не
старался уйти от всего этого, забиться в угол не шевелиться, просто наблюдать,
чтобы никто меня не трогал, не заставлял хранить чужие секреты, что бы никого
из родных не обволакивал этот запах - как это там у Фрая? - запах близкой
смерти..
"О.К. Я еду."
Как-то странновато, сначала было про дедушку и про бабушку, а затем про прогулки по Таллину. Сбились ли вы с темы или так и задумано? Но как-то не по правилам логического понимания. В любом случае.
Это называется скрытый психологизм. Герой, то бишь я, пытается уйти от проблемы, и в тот момент, когда это уже почти получилось, реальность круто берёт его в оборот - от судьбы не уйдёшь. К тому же, если Вы заметили, это только первая часть, как говорится, to be continued.
Теперь, когда задумка моя ясна, я буду с нетерпением ожидать более полного комментария)..
Спасибо за лестный комментарий) Правда, очень приятно.. Пока идёт работа над второй частью, могу я воспользоваться моментом и посоветовать прочитать выложенные вчера же "Непойманные мысли"? Это приглашение разумеется, распространяется на всех