Чертенок Степень критики: очень нужна: и общее впечатление, и какие-либо детали:)
Короткое описание: Самый обычный человек обнаруживает у себя дома незнакомца, который, как после оказывается, прибыл из ада
Чертенок
С началом каждого людского дня на луне появляется из синей вспышки чертенок с небольшим котелком в одной руке и удочкой в другой. Пока косые солнечные лучи залепляют улицы городов на Земле оранжевыми и желтыми пятнами, чертенок залезает на невысокий лунный бугорок, усаживается поудобнее на свой хвост, достает из котелка вертлявое бледное искушение, насаживает его на крючок и закидывает удочку в глубокий омут человеческих страстей. Быстро крутится леска, чуть-чуть подрагивает рукоятка – искушение спускается на улицы городов, на головы их жителям. Оно цепляется за пиджаки и куртки, колеса машин и педали велосипедов, за руки и за ноги. Оно добирается до человека, застилает его сознание пеленой необъяснимых желаний, будоражит воображение. Оно соблазняет и нестерпимо манит. Душа подается к желаниям, раскрывается, и тогда тяжелый крюк цепляет кусок пожирнее и с дьявольской скоростью исчезает в облаках. Леска скручивается, рукоятка перестает дрожать. Чертенок аккуратно снимает частицу души с крючка, опускает ее в котелок, а искушение вновь отправляет вниз, где оно повторяет снова и снова свою работу. Под вечер, когда улицы пустеют, чертенок уходит. Исчезает в синей вспышке, чтобы появиться через секунду в аду и отдать котелок хозяину, а потом съесть кусок мяса и заснуть в укромном уголке до следующего утра. Так все и было. День за днем. Котелок за котелком. Пока однажды в один солнечный красивый денек крюк не поднялся пустым и холодным: без искушения, и без души.
Весь день Максу казалось, что за ним следят. Сначала на площади, потом кто-то шел за ним по улицам города, ехал в метро, заходил перекусить, но когда Макс оборачивался, никого кроме размеренно шагающих пешеходов не было. Только чувство тревоги никак не покидало его. Окна домов искрились отражениями солнца, будто миллионы маленьких светил плыли по городу. Облака покачивались в воздухе. В квартире же было на удивление темно. Макс кинул ключи на полку, легкую куртку повесил в скрипучий шкаф и застыл, едва шагнув с коврика для обуви на ровный паркет, потому что в кухне мгновением позже щелкнул чайник, выключившись. Жены у Макса, как и подружки, не было. Запасные ключи лежали в нижнем ящике тумбочки у родителей в далеком Лондоне, куда те эмигрировали еще десять лет назад. Поэтому, тихо ступая по полу, Макс аккуратно продвинулся к кухне, ожидая застать преступника врасплох. Его встретил спокойный взгляд небесно-голубых глаз под густыми бровями. На Макса смотрел мужчина среднего возраста, будто только что сошедший со стенда, рекламирующего магазин одежды, таким аккуратно-картинным он выглядел. - Ты что здесь делаешь?- Макс выразительно ткнул в незнакомца пальцем. Мужчина осторожно поднял чашку с кипятком, повертел ее из стороны в сторону, рассматривая, и поставил на место. - Я пришел за твоей душой,- объявил незнакомец и чуть улыбнулся. Вместо того чтобы удивиться или испугаться, Макс разозлился и ответил на это довольно грубо: - Пшел вон!- буква «о» застряла в горле, потому что на секунду вместо человека, пусть странного, но человека, возникло красное создание ростом с годовалого ребенка с длинным хвостом, кончающимся острым шипом, с парой рожек, толстеньким пупырчатым пузом и очаровательной улыбочкой из острых, как бритва, зубов. У ящика с кастрюлями стоял чертенок, только что, казалось бы, выпрыгнувший из ада, а теперь вновь обретающий вид человека. - Так мне можно остаться?- на всякий случай уточнил он, заметив крайне растерянное выражение на лице Макса, и сам сел за небольшой кухонный стол, отхлебнув кипятку из чашки.- Не стесняйся! Садись. - Пожалуй. Ножки стула чуть скрипнули, и комната на некоторое время погрузилась в тишину. Два человека смотрели друг на друга, безмолвно изучая и сравнивая. Незнакомец барабанил пальцами по коленке, обтянутой модными штанами. Навесной шкафчик над чайником вспотел от горячего пара. В окно било солнце. - Ты ведь не против этого образа,- чертенок указал на человека, в котором сидел.- Он из того журнала, у тебя на тумбочке. - Конечно…- Макс сделал неопределенный жест рукой.- Пожалуйста… - Я знал, что ты не обидишься. Так как на счет твоей души? - А,- будто только что проснулся, воскликнул Макс.- Ничего ты не получишь. - Как же так,- заметно расстроился незнакомец. - А почему бы тебе не позаимствовать душу у какого-нибудь пьяного алкаша в подворотне, который с радостью обменяет ее на бутылку пива? - Что с такого взять? У него от души одни ошметки остались, которые он таскает за собой, волоча по земле. А мне твоя душа нужна. Свежая, лишь немного запачканная томатным соусом. - Почему именно моя? Я что? Особенный? - Не для всех, но для моего начальника еще какой особенный. Понимаешь ли,- незнакомец сложил пальцы домиком,- я – собиратель. Это моя работа. И у меня есть хозяин, что-то вроде твоего босса, который за малейшую провинность готов бросить мои кишки жариться на медленном огне… - Знакомо. - …Каждый ваш проклятый день я сижу на одном и том же бугорке луны и закидываю удочки с искушением на улицы ваших городов. И оно неизменно манит к себе слабые души. Скандалы, интриги, а до расследований дело никогда не дойдет. Искушение знает, что делать, как добиться того, чтобы вы поддались ему, открыли на секундочку свою душу и дали выдернуть оттуда кусочек поаппетитнее. Дальше все очень просто. Я поднимаю обрывки душ вместе с довольным искушением наверх, аккуратно укладываю их в корзинку и отношу хозяину. За это мне дают поесть и тихое место, где можно было бы отоспаться. Однако вчера,- на это место пришелся осуждающий щелчок языком,- произошло недопустимое: один человек не внял нежным речам искушения, не отреагировал на просьбы и увещевания. Как оно ни старалось, как ни терзало замок души человеческой, этот подлец не поддавался! И им оказался ты!!! Искушение истратило все свои силы, ты задушил его своей железной волей, оно иссякло и растаяло в воздухе вместе с твоим дыханием. Незнакомец глотнул воздуха, изо всех сил сдавил край столешницы, и она, не выдержав, треснула. Маленький черт злился и мельтешил внутри, а его оболочка лишь чуть заметно дергалась в такт его движениям. - Ты погубил искушение, и ты теперь должен душу. Целую. Свою,- незнакомец вскинул палец и направил его на Макса.- Так что пока не расплатишься, я не уйду. Ведь и идти то мне особо некуда,- с неожиданно грустной ноткой в голосе прибавил он. - Но ты и меня не хочешь понять. Скажи,- Макс придвинулся на стуле к незнакомцу,- кто в здравом уме отдаст свою душу какому-то… чертенку, который целыми днями просиживает свою задницу на луне. Чертенок в человеке досадливо посмотрел на свою пупырчатую попу. - Ты не знаешь что такое жизнь, чтобы с ней расставаться, ты ведь не любил ни разу, ни разу не кусал ледяное мороженое, чтобы зубы немели от холода. Ты не знаешь, что это… - Знаю,- внезапно ответил чертенок, но под изумленным взглядом сразу стушевался.- Я любил не девочек и не мороженое, нет. Я… я любил Землю. Потому что с луны она представляется таким красивым разноцветным шаром, очень ярким и светящимся. И у меня была мечта, которую вроде и не замечаешь сначала, пока она вдруг не даст знать о себе в самый неожиданный момент. Вот и во мне она просто жила и согревала, а потом начала неотвратимо тянуть к себе. Теперь получается, что вроде она почти сбылась, исполнилась, но все равно хотелось бы забрать этот шарик с собой, чтобы он, как маленькая лампа, освещал мой сон, пробивался сквозь темноту ада. Однако, побывав здесь, я убедился, что гораздо лучше наблюдать за всем со стороны. Ведь тогда вы, люди, такие маленькие, что вас не видно. Знать, что вы там есть, но не видеть – это же гораздо лучше, чем видеть, но не знать какие вы. - Да-да, про ад тоже лучше просто знать, что он есть, но обходить его стороной,- улыбнулся Макс. - Ты говорил, что любишь… - Люблю. - Тоже свою мечту? - Можно и так сказать. Только мечта моя гораздо меньше Земли. - Тогда она должна быть еще красивее. Ведь чем меньше предмет, тем он изящнее. Расскажи. И Макс рассказал. Рассказал, как забилось сердце, когда в толпе, среди нескольких сотен лиц, он ясно различил одно, светящееся своей молодостью и красотой. Рассказал, как сталкивался с ней порой на улицах своего района и как однажды проследил за ней до самого дома. Как он представлял ее жаркие воздушные поцелуи, похожие на дуновение горячего ветерка в пустыне, ее нежные волосы, протекающие между пальцев, словно вода, ее мягкий язык, щекочущий ухо. А когда закончил свой вдохновенный рассказ, то застеснялся и уставился в пол. - В том только проблема, что ни ты не можешь взять свой голубой шарик с собой, ни я не могу влюбить ее в себя. Мы, кажется, обречены лишь созерцать их день ото дня, все сильнее разжигая в себе мечту. И тогда, именно тогда, раздались слова, которые перевернули все, которые вспыхнули и рванули к кромке неба, которые взорвались и разлетелись в стороны, которые солеными брызгами обрушились на скалы, которые взлетели ввысь и опустились, тихо застыв. - А давай, я помогу тебе.
*** Началось все лучше, чем можно было ожидать. Примерно в два часа дня она как всегда зашла в свое любимое маленькое кафе, которое на удивление оказалось забитым до отказа. Тихое незаметное местечко превратилось в шумную забегаловку с единственным свободным стулом рядом с молодым человеком, скучающим над чашкой кофе. Делать было нечего, и она подсела за столик к Максу. Этот парень показался ей смутно знакомым, словно она видела его несколько раз на улице, сталкивалась при входе в подъезд. А потом был щелчок, которого не слышала она, и уж тем более не слышал никто другой. Щелчок тихий, затерявшийся в шумных разговорах разных людей. Парень внезапно поднял глаза, от блеска которых перехватило дыхание и возникло отчетливое желание быть с ним. Никто ничего не заметил, кроме модно одетого незнакомца за соседним столиком, который сидел молча, лишь еле слышно насвистывал под нос никому не знакомую мелодию и чуть заметно ухмылялся. Ночь была горячей, несмотря на холодный ветер, теребивший штору. И уходить куда-то утром не хотелось. Как будто что-то держало в этой теплой постели, не давало оторваться от розоватых губ, от светло-голубых притягивающих глаз. Целых два дня они не выходили на работу, отключили все телефоны и думали, что нашли идеальную гармонию, любовь. Однако гармония оказалась лишней картой в рукаве опытного фокусника. Тихий щелчок пальцев изменил для них весь мир – внезапно оба оказались пленниками искушения. Двухкомнатная квартира вскоре стала казаться одной раем, а другому – только мучением. Когда она засыпала, Макс думал, что будет дальше. Знакомство с родителями, свадьба, дети? Один из них вечно обречен жить в прочном коконе обмана. Не вырваться, не глотнуть свежего воздуха. Как гусеница, которая не станет бабочкой, но будет считать себя ею до самой смерти. И это было ужасно. Макс осознавал, что все идет не так. Наигранная любовь, наигранные чувства. Искусственный мир лжи, в котором они оказались. Был только один шанс разорвать эту длинную цепь соблазна - отойти в сторону и махнуть рукой. Она спала, когда раздался второй щелчок. Когда сломался один мир и начался другой. Ей было безумно приятно проснуться в своей квартире, знакомой кровати и вспоминать чудесный и ужасный сон про то, как она любила.
Макс с чертенком в образе человека сидели на скамейке, а перед ними тихой стайкой кружили осенние листья. Солнце светило так же, как и три дня назад, только совсем не грело, и приходилось еще сильнее кутаться в пальто. Вечер еще только начинался, но бледный едва заметный месяц уже поднимался над домами. Два светила делили небо пополам, достойно смотрясь со стороны, но при этом нестерпимо мешая друг другу. - И что же было дальше? - Ммм, дальше ты вырвался из одного ада и попал в другой. По-моему у вас называется это из огня, да в полымя. Ты так ничего и не добился,- незнакомец пожал плечами, не зная с чего начать.- У тебя было два пути: оставаться честным, совестливым, но одиноким и несчастным, либо отбросить все понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, и стать счастливым. Быть с ней. - Так в чем тогда проблема? Я же выбрал ее. - Нет, не выбрал. Ты застыл ровно посередине между желанием, мечтой, счастьем и своими драгоценными моральными убеждениями. Чтобы стать счастливым, надо было стать чуточку другим. Измениться, как меняются остальные. Ведь, согласись, цель была более чем достойной. - По-твоему я обрел бы покой, у меня была бы семья и все такое, если бы я стал каким-нибудь злодеем, похищающим красоток? - К чему так гипертрофировать? Ты был бы таким же человеком, как и все. Ты был бы у нее, она была бы у тебя. Разве не это счастье? Макс хотел возразить, но чертенок прервал его: - А потом, как знать? Принеси я твою душу в ад, я тоже не стал бы сильно счастливее. Но это определенно что-то дало бы мне. Я вновь смотрел бы на ваш милый голубой мир и, уж поверь, никогда бы не полез сюда еще раз. Слишком странные существа его населяют: вы, люди, вроде бы идете по жизни с распахнутыми руками навстречу добру, любви и пониманию, а в итоге получается только хуже. При чем для вас самих же в первую очередь. Вы сами создаете свой ад. Кто-то доходит до этого без посторонней помощи, а кого-то стоит только подтолкнуть и… Незнакомец выразительно посмотрел вдаль, как будто провожал кого-то взглядом. - Так чтобы творить добро, надо идти по жизни с поднятыми кулаками? - Я этого не говорил. Но здесь у вас невозможно выжить, оставаясь добреньким и светленьким. Ваш мир таков! Это такой же ад, а ты такой же черт! Просто у вас здесь это все выглядит немного… цивилизованней. Подобрав нужное слово, чертенок как будто страшно обрадовался и даже по-доброму улыбнулся под недоумевающим взглядом Макса: - Ты сам застрял между двумя мирами, но в обоих тебя ждет преисподняя. Душой ты стремишься в один, а телом в другой. Ты почти стал тем, кем в любом случае должен был стать, чтобы не выделяться из толпы. А я помог тебе, как и обещал. Я выполнил то, что должен был выполнить, чтобы иметь возможность вернуться в свой мир. Вокруг тебя уже ад! Ты уже горишь в нем! Незнакомец резко встал и за ним поднялся Макс: - Ты!- почти вскрикнул тот.- Ты знал все заранее! - Это моя работа,- пожал плечами чертенок.- Но обижаться все равно не на кого, потому что у каждого из нас свой ад, потому что ты сам создал собственный, потому что в нас обоих есть плюсы и минусы. Добро и зло, которые обречены бороться вечно, изо всех сил пытаясь доказать, что кто-то из них доминирует над другим, что кто-то сильнее и могущественнее. Хотя в каком-то смысле это та же гордыня. Гордыня в силах добра,- человек улыбался, чертенок хохотал.- Поистине, мы живем в чокнутых мирах. Их нельзя не любить хотя бы за это. Так дай же мне свою руку, друг мой. Уже давно пора было это сделать. И Макс больше не колебался. Сомнения захлебнулись в целом потоке разных мыслей, сменяющих одна другую. В этот момент он уже ясно видел перед собой чертенка, красного, с длинным хвостом и маленькими рожками, улыбающегося. Но что-то ужасно знакомое проглядывало в его улыбке, как когда смотришься в зеркало и видишь двойника, одновременно похожего и непохожего на тебя. Макс еще секунду помедлил, потом решительно протянул ему руку, и их ладони соприкоснулись.
Вы сами предложили структурные рамки критики, так что я разделю свой комментарий на две части.
1) Общее впечатление. Весьма неоднозначный рассказ. Над уровнем "чепушина собачья" виднеются только его брови. То есть - начало. На середине первого абзаца кривая вашего таланта и качества рассказа достигает своего пика. Затем падает так резко, что уши закладывает.
Проблема этой работы лично для меня в том, что уже в начале эпизода встречи Макса и Чертенка появляется жуткий когнитивный диссонанс. Макс, мягко говоря, странный человек. И реагирует он на все события в рассказе странным образом. Я выбирал между двумя вариантами трактовки этого феномена: а) Вы, автор, злоупотребляете ресурсами сказки как жанра необязательного к логическим связям б) Макс - кретин или флегма 80-го уровня. Что ни говори, но этот персонаж гораздо более необычен, чем Чертенок.
Фабула для сказки несколько вульгарна. Я никогда не был против постельных сцен, но вы уж решите, что вам важнее:атмосфера или универсальность содержания. Вы, видимо, хотите, чтобы ваш рассказ читали и дети и взрослые дяди? В такой конфигурации читать не будут ни те ни другие. Либо сделайте чертенка инфернальным демоном, либо сократите эти ваши два дня животной страсти до нежного поцелуя в кафешке.
Читается скучно. Причем скукота уплотняется тем сильнее, чем ближе финал. Про двойственность человеческой натуры и противоречивость страстей мне уже до вас рассказывали авторов сорок. При этом гораздо интереснее и шире.
2) Какие-либо детали.
а) Язык неплох. Даже очень. Некоторые описания перегружены, но чисто механически читается без труда. Похвальна образность которая перекликается с контекстом ситуаций. Особенно понравился в этом плане последняя часть.
б) Диалоги - унылы. Характера у ваших героев нет (если не считать паранормальной невозмутимости Макса. Существует болезнь Урбаха-Вите, когда человек не может испытывать страх).
в) Я не ханжа, я вовсе Содомит, но блин, вот это словосочетание "пупырчатая попа"... ЗАЧЕМ ОНО? ЗАЧЕЕЕЕЕМ??? Затошнило. Честно.
Итого.
Основное заключение: Тест на графоманизм пишущей руки - отрицателен
Побочные заключения: Тест на оригинальность текста - отрицателен Тест на качество текста - положителен