Перед глазами вспыхнуло всё: детство, такая правильная юность, последние несколько месяцев. В голове проносились мысли, да так быстро, что не все успевали врезаться в сознание. Хотя кто знает, были ли вообще эти мысли? Слишком много навалилось, реальность перевернулась, стала другой. Но реальность это реальности была живой и безусловной. Павла попыталась вдохнуть как можно больше воздуха, но легкие не справлялись. Вдох получился сдавленный и смятый, а в груди было ощущение чего-то инородного, чего-то, что мешало воздуху пробиться в кровь. Она снова закрыла глаза. Надо было отдохнуть, вспомнить все детали...
...до этого
Знаете, есть такие дни, когда хочется бросить все дела и отменить все встречи, поехать куда-то на незнакомой тебе электричке, выйти на станции и остаться, наконец-то остаться один на один со своими мыслями. Чем дальше ты едешь, чем дольше находишься без людей — тем более самостоятельными и независимыми становятся рассуждения. Нет ощущения влияния на ход внутреннего диалога. Павла жила именно этими моментами. И именно тогда особо остро ощущала, что Человек не может сформироваться сам. Случайно брошенное незнакомцем слово ударит по логике и самовосприятию иногда больнее, чем сотни раз повторенные близкими мудрые слова. Девчонка уезжала не от своих проблем или вообще чьих-либо проблем. Наоборот, в дороге ей казалось, что она с каждым километром приближается всё плотнее к самой себе и к этому миру. А уезжала Павла часто, если можно считать частым такие спонтанные поездки раз в пару месяцев. Планировала она их заранее, проводя целые дни в поисках правильной книги в дорогу, ночи — в поисках «тех самых песен». Часто заходила в магазины, полку за полкой просматривая — вдруг какая-нибудь банка с вареньем блеснет стеклянным боком, будто намекая: «Это я, это я с тобой поеду». Но тщательно проработанный план импровизированного путешествия к себе каждый раз летел в Тартары. Павла просыпалась утром, иногда днём и понимала — сегодня, только сегодня надо ехать. И ехала. Сейчас колеса мерно отстукивали гимн всех путешественников — тук-тук, бух, тук-тук. Сердце билось по-своему, но их совместный ритм — сердца и поезда — сливался в неповторимую музыку. Она убаюкивала, успокаивала, придавала какой-то слишком личный смысл обычной поездке на электричке. Перед глазами мелькали различные поселки, деревеньки, уютно сидевшие на пригорках. В тот момент ей особенно приглянулась дорога, тянущаяся змейкой вдоль путей, притягивающая своим витиеватым ходом. Казалось, что именно пройдя по ней, Павла встретит особенных людей, столь разных в своих мыслях и желаниях, но столь похожих из окон проезжающих поездов. Быстро соскочив с поезда на станции, Павла пошла по этой самой дороге. Она казалась ей до боли родной и знакомой, словно девушка её знала с детства. Через сотню или больше шагов показалась развилка. Вправо, виляя и уходя в небо, убегала узкая тропинка, покрытая пожелтевшей и немного поредевшей травой. Другая дорожка шла как по линеечке — лишь вперед, не сворачивая и не сомневаясь в правоте своего вектора. «Над нами только небо» - вспомнила Павла слова деда. Он часто так говорил в детстве. Недолго думая, девчонка пошла по тоненькой тропке. Постепенно из-за холма, куда уходила дорога, начала выглядывать деревушка. Махонькая, всего в несколько домов, она была невероятно уютной. Собаки лениво тявкнули, еле-еле повернувшись в сторону девушки. Поджарые, с несколькими темными пятнами на морде, они напоминали Павле диких собак из зоопарка, что приехал однажды в город совершенно случайно. Мысль о том, что именно сегодня она узнает что-то новое и весьма мудрое для себя, не давала девчонке сбавить шаг, пульсируя в висках, отдаваясь в сердце. Возле дома, скосившегося набок, будто скептически смотрящего на каждого прохожего своим слепым окном, работала на огороде женщина. Она была списана будто с некрасовских женщин — розовощекая, с плотными руками, явно привыкшими к многочасовому труду. Увидев, что на неё уставилась какая-то странная девица, та поднялась, пристально посмотрела на девушку. Павла вздрогнула. Ей вспомнилась актриса из её местного театра, игравшая как раз такие роли — людей с широкой душой, живых лицом и работящих. Про эту актрису написали в газете, что она — типичная «некрасовская женщина». - Маланькая, ты что забыла? Ко мне, чай, пришла? Мне-то малясь неудобно тута тебе гутарить про судьбу, али ты не видишь? Погодь, сейчас досажу и приду. А ты ступай вон в тот дом, с зеленой крышей. Поди, много чего интересного про Марья Марковну послушаешь, да всему-то не верь! - женщина, видимо, та самая Марья Марковна, отвернулась и продолжила свой труд. Девчонка молча поплелась в дом с зеленой крышей, на ходу обдумывая услышанное. Явно эта Марья Марковна — местная советчица, про таких людей Павла слышала от своей бабушки. Эти советчицы — самые мудрые женщины во всем селе или деревне. К ним шли за ответами, которые всегда оказывались правильными. И, поняла Павла, она приняла девушку за очередную нуждающуюся. Осторожно отворив дверь, девушка прошла в дом. Казалось, он был как из книги — обставлен скромно, но не бедно. Стол, пара стульев резной работы, диванчик — как у соседки бабушки, к которой Павла ходила на чай лет в 13. На диванчике копошилась рыжая девчушка, оживленно доказывала что-то своей кукле. - Привет! А я Лена. Ты к бабусе пришла? А она на грядках! - шмыгнув к ней, протараторила девочка. - Здравствуй. Да я знаю, знаю. Сейчас она придет, будет мне что-то рассказывать. - Павла присела на стул, зачарованно рассматривая дом. Поразительное сходство. Но картина на стене выпадала из общего ансамбля — больше в музее бы смотрелась, нежели в деревенском доме. - Ты не тутошняя. Я тебя в первый раз вижу. Тоже хочешь узнать про себя, да? - проникновенно произнесла Лена, - Все так приходят, а зачем? Я вот знаю, что я Лена, что мне 8 и люблю чернику с сахаром, бабусю и играть в прятки. Мне ничего больше и не надо. А тебе надо? - Ну я же здесь, хотя и случайно. Значит, судьба так решила повести. - девушка немного растерялась от такого напора. - Я не знаю, почему тебя куда-то ведут. Ты же уже пришла. Тут и оставайся. Будешь со мной играть в куклы. - упрямо мотнула головой девочка. - Я тебе всё-всё покажу, и речку возле дуба, и заячий луг, и почту нашу. Павла вздохнула. Эта девочка была такая же, как и её первая подруга в детстве — упрямая, своевольная и веселая. Мысли о детстве захватили разум. У Павлы тоже были свои места, которыми так хотелось поделиться, показать, насколько они чудесны. И речка, и холмы, и старый колодец. Болезненное чувство, когда ты помнишь, но всё смутно и смазано, а иначе — дежа вю — охватило всю душу девушки. В последнее время оно часто посещало её. Пугает такая частота выдуманного явления. Вдруг в голове раздался шепот: «Может, и нет надежды. Но верить-то надо, надо...» Павла потрясла головой. Реальность трещала по швам — ведь не всегда в голове появляются мысли о какой-то надежде, когда всё так хорошо. Девчонка начала вспоминать весь день. Лица были все знакомы, дорога — известна. Неожиданно у Павлы заболело плечо. Тянущая, притупленная боль начала нарастать. Девушка потерла его — вдруг просто судорога? Но не ощутила собственной руки. Страх ворвался в сознание, круша и ломая границы самоконтроля. Павла вскрикнула.
Вскрикнула. Темнота комом навалилась, подминая реальность под себя. Крика не было слышно. Девушка почувствовала тяжесть, тянущую вниз, так далеко, что там не будет уже ничего — лишь темнота. Павла приоткрыла глаза. Свет резко полоснул по ним, ослепил. Но он был явно лучше тянущей в никуда пустоты. Прозаичная картина была вокруг — всего лишь больничная палата. Мерное пиканье приборов, какие-то трубки над головой. До девушки начало добираться осознание этого всего. Не было дороги, не было Марьи и Лены, и столь знакомого дома. Всё менялось в поезде. Повернув голову, она посмотрела в окно. Лежал снег. Вопросы роились в голове. Но не было того страшного узнавания деталей и событий, всё было новое. Хотя и не слишком радовало. Над нами только небо. Не надо слишком усложнять мир вокруг. Павла хотела узнать всё, но что-то подсказывало — лучше поспать. А всё остальное девушка поймет со временем. Всё-таки успешный глубокий вдох. Тишина заложила уши, мягкая и теплая темнота накрыла глаза.
Но реальность это реальности была живой и безусловной. -- Что что простите?
Павла... очень оригинально
Она уезжала от проблем, окружения, а выходило, что наоборот? Я не поняла вот этого
Перед глазами мелькали различные поселки... - думаю, лучше РАЗНЫЕ
не сомневаясь в правоте своего вектора. -- загнули вы с абстракцией...
она была невероятно уютной. -- как выражается уют деревни в пару домиков? Уют - это внутреннее, а она деревеньку, вроде, увидела пока издалека...
Мысль о том, что именно сегодня она узнает что-то новое и весьма мудрое для себя... - 100% знала?
Она будто была списана будто с некрасовских женщин...
явно привыкшими к многочасовому труду... -- а к многодневному? А многолетнему? зачем уточнять?
Поди, много чего интересного про Марья Марковну послушаешь, да всему-то не верь! - женщина, видимо, та самая Марья Марковна, отвернулась и продолжила свой труд. -- так кто такая Матья Макаровна????
пара стульев резной работы -- пара резных стульев ручной работы?
Болезненное чувство, когда ты помнишь, но всё смутно и смазано, а иначе — дежа вю — охватило всю душу девушки. ----- а иначе — дежа вю ---- нелогично как-то выходит эта фраза. И дежа вю не так характеризуется. А просто ощущение знакомого, что уже это видел. Оно не смазанное. Всю душу - не звучит. Душа она и так вся
«Может, и нет надежды. Но верить-то надо, надо...» -- а это о чём? к чему привязано?
Девчонка начала вспоминать весь день. Лица были все знакомы -- Все лица были знакомы
Темнота комом навалилась -- возможно, это ваш стиль менять слова местами, но мне кажется, неуместно это. Комом навалилась темнота
Всё менялось в поезде. -- что менялось? Я не поняла вообще!
Но не было того страшного (????) узнавания деталей
Мнение: ни о чём. Не понятно НИ-ЧЕ-ГО. Только какие-то догадки... От этого теряется смысл прочитанного. Предложения сухие (всё повествование), словно вы писали статью. Слова и предложения словно стоят отдельно друг от друга. Повествование (картинки) прыгают, нервные какие-то и сухие. Девушка не девушка, а девочка, баба Марья зачем-то (её даже не видели)... Плечо заболело... К чему?
Поправки Коширы + мои поправки = неудачное произведение в целом
Что хорошо, так это то, что в целом нет глупых ошибок начписов, вроде мысли для писания у вас сформировались, даже родились предложения, но они какие-то ущербные, страшненькие (но по-своему интересные). Диалоги (реплики) понравились. Почувствовала сбивчивость мыслей Лены (девочки в доме)
У вас идёт хорошо, только следует на корню пересмотреть манеру описания. Сделать индивидуальной. А у вас банально, сухо.
Ну и частные моменты: 1. "Случайно брошенное незнакомцем слово ударит по логике" - по женской, да? Под логикой, в первую очередь, понимают некую универсальную систему, на которую не только словом, но и научной монографией бессмысленно воздействовать. 2. Чередуете слова девчонка, девушка, девица, считая, что это синонимы. Сами определитесь, кто она. 3. "с каждым километром приближается всё плотнее к самой себе и к этому миру" - неудачный выбор слова. Ближе? 3. "А уезжала Павла часто, если можно считать частым такие спонтанные поездки раз в пару месяцев" - это Вы пошутили неудачно? Там же - частыми 4. "банка с вареньем блеснет стеклянным боком" - Вы имеете ввиду книгу? Метафоры должны иметь под собой какое-то основание. От книги не оторваться, потому что она такая же вкусная, как и варенье? Я правильно понял? Не мудрите. 5. "летел в Тартары" - хорошо, что Вы увлекаетесь мифологией. Но фразеологизм всё же имеет вид "лететь в тартарары". 6. "но их совместный ритм — сердца и поезда — сливался в неповторимую музыку" - я не музыкант, но, по-моему, лучше написать мелодия. 7. "... но столь похожих из окон проезжающих поездов" - смысл ясен, но звучит коряво. Исправьте. 8. "Через сотню или больше шагов показалась развилка" - будто считала. Шагов через сто? Метров через сто? 9. "Вправо, виляя и уходя в небо, убегала узкая тропинка" - самое весёлое место во всём произведении. Если бы действие происходило в горах, это ещё можно было понять, принять с натяжкой. А так... Словно по ней серафимы шестикрылые снуют. 10. "девчонка пошла по тоненькой тропке" - Вы уже писали, что она узкая. Не нужно повторяться, тем более в этом слове заключён немного другой смысл. 11. "она узнает что-то новое и весьма мудрое" - мудрость не узнают, а постигают... Как-то так. 12. советчица - учитывая, что это старушка, то первая возникающая в голове ассоциация - советской закалки. В данном случае исторический фактор доминирует над внутренней формой. Хотя может только мне так кажется. 13. "Болезненное чувство, когда ты помнишь, но всё смутно и смазано, а иначе — дежа вю — охватило всю душу девушки. В последнее время оно часто посещало её. Пугает такая частота выдуманного явления" - говоря выдуманное, Вы подразумеваете, что девушка не верит в это. Но в то же время испытывает такой опыт. Это как?
Вроде всё. Если прислушаетесь к этим советам, то я буду счастлив и с удовольствием прочитаю отредактированную версию. Спасибо за рассказ.
Добрый день, уважаемый автор. Прочитал. Не зацепило, хотя идея понравилась - внутренний диалог, самосовершенствование, путешествие с целью найти смысл жизни. Поэтому и пишу. Надеюсь, если ещё поработаете над текстом, он станем более... душевным, что-ли.
Из общих претензий: 1. Вы часто бросаетесь из крайности в крайность: либо уходите в сторону от повествования, описывая абсолютно ненужные факты, либо опускаете важные подробности. Например: - "Возле дома, скосившегося набок, будто скептически смотрящего на каждого прохожего своим слепым окном, работала на огороде женщина" - главная мысль здесь - у дома работает женщина. Далее Вы описали дом, как скосившийся набок. Смотрящее окно - совершенно лишняя деталь. - "Стол, пара стульев резной работы, диванчик — как у соседки бабушки, к которой Павла ходила на чай лет в 13" - зачем этот уход в детство? Цель? - "Но картина на стене выпадала из общего ансамбля — больше в музее бы смотрелась, нежели в деревенском доме" - а вот тут зря не описали картину. Почему она такая особенная?
2. Извините за прямоту, но в некоторых местах слишком много мути или просто усложнений: - "В голове проносились мысли, да так быстро, что не все успевали врезаться в сознание. Хотя кто знает, были ли вообще эти мысли?" - что значит были ли? В голове либо что-то есть (мысли, образы, звуки), либо нет. И почему это должен знать кто-то левый? - "Но реальность это реальности была живой и безусловной" - вообще не понял. - "Нет ощущения влияния на ход внутреннего диалога" - упростите, слишком много ненужных, само собой разумеющихся слов. Может так: "Нет контроля над внутренним диалогом"? Или сами придумайте что-нибудь.
3. Вы используете рамочную конструкцию, условно, больница - воспоминание - больница. Но эти отрывки никак не связаны. Воспоминание должно объяснить, почему главня героиня оказалась в больнице. Или заканчиваться на какой-то важной ноте, представляя главную мысль всего текста. У Вас этого нет. С таким же успехом, можно было бы привести отрывок из школьной жизни, как Павла писала контрольную по алгебре, или из младенчества, как родители меняли ей подгузники. Ничего бы не изменилось.
Гм-м-м... Научного определения я Вам не дам. Погуглите, коли есть желание. А если своими словами, то выглядит примерно так: В тексте представлены две части или сюжетные линии. Первая - это больничная палата, в которой лежит героиня, вероятно, после какого-то несчастного случая или перенесённой болезни. Она задумывается над смыслом бытия и вспоминает отрывок из своей жизни - это уже вторая часть. Суть в том, что первая обрамляет вторую, с неё начинается повествование и ею же заканчивается. Всё просто.