Короткое описание: Маленький рассказ. Основан на реальных событиях.
Катя смотрела на георгины: розовые, бордовые, лимонные и перемешанных цветов. Еще на них смотрела Ирка из дома напротив, Галя с соседней улицы и Таня - Женина жена. Пол садового участка - как джунгли с яркими птичками на верхушках стеблей.
На фотографиях, которые снимала дочка, георгины выглядели солидно и значительно. Но в реальности - совершенно неприспособленные к жизни цветы. Стебли у них толстые, но полые. Тянутся доверчиво в небо, черпая силы из почвы. Но если поломать или срезать – конец, роняют пушистые головы, никнут и гибнут в один день. Катя всегда с ними общалась и не церемонилась. «Вот дрянь такая, попробуй мне не распустись»! - грозилась она каждое лето едва вылезшему из земли сорту «Петр Первый». Это бы как раз тот самый вид, перемешанных цветов: винный с белым и кремовый с пурпурным.
Муж говорил: «Вот какой я отличный участок купил. У всех растут сорняки, а у нас -цветы!». И Катя каждый год выкапывала клубни георгинов, сушила и повязывала цветными нитками, чтобы знать по весне «кто из них кто». На зиму укладывала спать в погребок на балконе, в строгом температурном режиме. По весне накрывала пятилитровками «Шишкин лес», чтобы пробуждение было комфортным. Ну а с середины лета с замиранием сердца вглядывалась в коротенькую поросль: зацветут – не зацветут…
В этом году с особенным замиранием. В этом году георгиновые джунгли были не просто цветами. Они были жертвой, которую Катя собиралась отдать земле и небу. Живым памятников, который временно заменял гранитный. Не просто так она отдала им пол огорода, принадлежащего раньше картошке. Катя смотрела на них, и сердце болело. От того, что георгины еще живут, дышат, общаются со шмелями и в тоже время умерли. Ну или скоро умрут. Потому что она их не выкопает. Оставит на съедение кротам. Но Катя тверда. С молчаливого одобрения мужа. Он смотрит на нее из густого пространства и кивает: «Молодец, Катя. Хорошо придумала». Теперь так решаются все ее вопросы. Хотя что теперь, что тогда.
Когда муж заболел, никто не ожидал, а потому не поверил. У него что-то изменилось в голове. Он перестал спать ночью и днем, руки и ноги не слушались, он все путал и забывал. Например, закрыть погребок, забирая соседствующую с георгинами картошку. Температура в открытом погребке понизилась. Георгины могли погибнуть. Катя заметила это только через день и потеряла дар речи. Дар вернулся. Тут же в упор и без глушителя был выпущен негодующий монолог. Муж виновато кивнул и заплакал… Через 2 месяца он умер. Опять никто не хотел верить, потому что слишком уж безрассудно для такого солидного и значительного человека оставить жену и не дождаться дачного сезона.
Катя стала весить 40 кг. Девушка в белом халате со страхом прикладывала стетоскоп к ребристой и булькающей груди. 40-й день, 40 сигарет в день, температура 40 уже который день… Магическое число.
Катя мысленно анализировала, хорошо ли она выполнила свою работу жены. Теперь ведь уже не спросишь. И следом, вслух разбирала по косточкам мужнину самоотдачу, его вклад в семейный союз. Теперь то - не услышит.
Все прошлые фразы и ситуации рябили новыми смыслами из пыльных углов Катиной памяти. Смыслы эти, как душ шарко, меняли градус и напор. Терзали воспоминания. Засасывала жалость к мужу. Ужас от рукопожатия со смертью караулил каждый вечер возле кровати. От новой и пустой жизни рвало. В прямом и переносном смысле.
Все это огорчало. Но в ушах стояли предпоследние слова мужа: «Загубите ведь дачу без меня…». И каждый летний день Катя выбиралась на их 4 сотки около асфальтового завода. От автобусной остановки до участка – 800 метров. Это 8 остановок, чтобы отдышаться. «Попробуйте, мне не зацветите», - выговаривала она георгинам, спасая от сорняков. Спина не держала, и Катя стояла в борозде на коленях. Как в молитве.
«Вот, не переживай, дорогой, не загубили мы георгины зимой. Зря я тебя корила», - катились по Катиным щекам слезы. В унисон страдало небо, выдувая большие пузыри из луж. Верная примета, что непогода зарядила надолго. Беседка с пластиковой крышей развалилась весной без хозяйской руки, и дождь сквозь ветки яблони падал на Катину голову. Георгины постарались, оправдали надежды. Муж, всегда скупой на похвалу, обязательно бы пошутил по поводу выбора удачного участка.
Позвонила сестра: дай на память о зяте сорт «Петр Первый». Пришлось откопать ей два куста. Память есть память. Потом пришли дачные подруги Галя и Таня, заладили в один голос: «не губи красоту, Катерина, помилуй». Катя сдалась: «Раз вам жалко - сами и выкапывайте, когда отцветут. Я не притронусь». Вечером пришла помогать Ирка. Хорошая девка, пашет с утра до вечера «к верху задом» , на который муж с удовольствием засматривался. Предложила и ей – чем больше памяти, тем лучше.
Катя смотрела на георгины. На душе было сладко и горько одновременно. Сладко, потому что цветы окажутся в хороших руках. Горько – потому что муж эту красоту уже не увидит, и потому что эти георгины последние, которые она вырастила.
Галя, Ирка и Женина жена смотрели на цветы. На душе у них было сладко и горько одновременно. Сладко – от того, что чеснок и капуста уродились. А горько – от того, что дочка с мужем развелась, внук голову во дворе расшиб, цены в магазинах опять поднялись. У каждой – свое горько…
Более подробно. Начало не впечатлило. Перечисление стольких имен запутало меня и заставило забыть на время про Катю. Стоило, наверно, уделить больше внимания ей. А то даже возраст не понятен. В какой-то момент Вам удалось поймать меня на жалость. И не спугнуть это чувство до самого конца текста. Это уже хорошо. Хотя в одном месте я был готов соскочить.
Хорошая девка, пашет с утра до вечера «к верху задом» , на который муж с удовольствием засматривался Оно и написано коряво и принижает зачем-то мужа. ИМХО лишнее. В общем, все ровно и гладко, но мне хотелось бы большего. Какого-то усиления эмоций к финалу, а то от него такое впечатление, что вы просто задремали. Нет еще достаточной связи мужа и цветов. Мне показалось, что ему они были не очень важны. Не смотря на все вышесказанное, текст понравился. Творческих успехов!
Большое спасибо за рекомендации и время! Да, не смогла донести свою мысль четко. Над этим работаю, и в бытовой жизни тоже. Уже поздно объяснять смысл, надо было это делать в тексте. Но тут больше про чувства человека и характер героини. Хотелось показать их не в виде рефлексии, а на поступках. Простых действиях. Она решила закопать в землю свои многолетние труды (георгины, за которыми она ухаживала из года в год), она похудела от горя, насквозь больная и обессиленная, но ездит каждый день полоть сорняки. В хрупкой героине борются желание не жить и огромное желание жить. (она раздала георгины, и следующим летом они зацветут на других участках, а не погибнут в земле). И все перечисленные имена это люди, хорошие люди. Но которым никогда не понять чужое горе. Для каждого свое (даже пустяковое) важнее. И поэтому героиня в своем горе одна. И только от нее зависит, кто одержит победу: жизнь или нежизнь. P.S. Муж действительно к цветам относился ровно. Но для героини он был как цветы. Пыталась построить на этом метафору.
Хорошая проза. Чувствуется конечно некоторая неопытность, не позволяющая там где надо усилить, а где не надо - попридержать, расставить светотень и так далее. Но это не ущемляет самой идеи и душевной энергетики. Как будто артхаусная короткометражка! Похоже, к нам пришел (точнее, пришла) новый перспективный прозаик! Это радует. Будем ждать новых произведений.
Я бы порекомендовал разбить-таки текст на абзацы. Так больше шансов, что его дочитают до конца. Мануал есть на форуме в технической ветке. О "квадрат земли" споткнулся. На мой взгляд, можно бы слегка перефразировать. Про корневую систему в погребке - канцелярщина. Художественному тексту вредит. "Врачиху" я бы убрал, и побыстрее. В этом тексте есть замечательные фразы. Про жертву земле и небу, про молитву в борозде. Да и в целом, попытка спрятать утрату в цветах - красивая идея. Достойная рассказа, уж точно. Тут на сайте люди часто пишут о такой чепухе, что подобная работа, даже при недостатках формы - приятное исключение.
Огромное спасибо!!! Постаралась скорректировать. У меня еще мысль, что написано односторонне. То есть тронет тех, кто испытал утрату, но те, кто не испытал - ничего для себя не найдут. Получается, однобоко. И еще структура всегда больное место (я и в жизни изъясняясь часто без нее)...
Найдут. В том-то и смысл. А тот, кто про себя этот текст читает, всё это и без Вас пережил. Может ли для него здесь быть что-то принципиально новое? Романы о пиратах пишут не для тех, кто брал на абордаж корабли, любители космических одиссей зачастую ни разу не были на космодроме, а поклонники Несбё вряд ли когда-то бегали за маньяком.
Отлично... Печально... И так точно... И так образно...
Катя мне сначала казалась молодой девушкой. А в итоге, как потом поняла, ей лет за 40? Или больше? С именем Екатерина Ивановна было бы более печально, но более банально )