Идейное древо Степень критики: Не стесняясь. Но только без исправлений пунктуации и грамматики.
Короткое описание: Придумано, написано и выложено в один и тот же день.
- Кто там? – громко произнес старик Парфений, подойдя к двери в ответ на стук. - Свои! – высоким голосом ответил находящийся по ту сторону двери его внук Леня. Дед улыбнулся, узнав голос, и открыл. Мальчик вошел в дом и начал снимать куртку. - Чай будем пить? – спросил дедушка. - Я не против. - Славно! – подметил Парфений и пошел на кухню, после того как помог дотянуться гостю до крючка вешалки, чтобы повесить верхнюю одежду. Как только они приступили к чаепитию, старший собеседник, как обычно, начал: - Есть чем поделиться? - Помнишь, ты рассказывал, что ты писатель? - Конечно, помню. - Почему у тебя нет ни денег, ни славы с этого дела? - Не слава и даже не деньги заставляют меня писать. Хотя, должен признать, я все еще верю, что стану успешным и знаменитым, - сказал старик и замысловато улыбнулся. - Так зачем ты тогда вообще пишешь? - Удовольствие. Мне доставляет огромное удовольствие написание нечто прекрасного. Возможно, я поздно увлекся писательством, поэтому и не столь успешен. А чего ты решил спросить? - Как раз и хотел выяснить причины твоего бесславия, может, я чего-то не понимаю, возможно, мы вместе могли быть бы великими творцами? - Я слишком стар, чтобы верить в свое творчество, - грустно сказал на вздохе Парфений, - но вот ты. У тебя есть все шансы стать хорошим писателем, – повеселел дед. - А как же талант? - Эта вещь была придумана для оправдания слабых и ленивых людей. Все что нужно – хорошее мышление, опытность и немного удачи. Мышление можно развивать чтением. Чтобы набрать опыта, необходимо самому пробовать писать и демонстрировать другим для получения критики. Ну а удача… Если научишься хорошо писать, рано или поздно тебе повезет быть замеченным. - Даже у меня получиться стать кем-то великим? - Возможно, нет, но помни, стать успешным удастся только тому, кто верит в свой успех до конца, – ответил старец, понимая, что зажег желание писать у внука, - но ты должен верить не в деньги и даже не славу – их множество будет зависеть и от удачи, неподвластной тебе, твоя цель – верить до последнего, что сумеешь стать мастером слова, – закончил старик, надеясь, что Леня что-то понял. – Я должен кое-что рассказать тебе, пойдем со мной. Они направились в спальню, дед полез рукой в запыленную темноту, что под кроватью, оттуда достал сундучок. - Давненько я сюда не заглядывал. – подметил Парфений. - А что в нем? - В основном то, что и в головах многих людей, – посмотрел в сторону внука и увидел в нем непонимание, - барахло. - Так зачем он нам тогда? - Иногда, среди мусора можно найти и нечто бесценное, нечто, что не подвластно времени. Это нечто – идея, – сказал дед, показывая на семечку какого-то растения, которую держал в руке, - но не все идеи хороши и достойны внимания, - промолвил, показывая на раздавленную семечку, державшую в другой руке. Дед, взяв с собой невредимую семечку, направился в общую комнату, где в углу красовался здоровый горшок, наполненный землей. Леня последовал за дедом, который уже подготавливал в горшке ямку. - Чтобы идея переросла в что-то более серьезное, нужно приложить усилия, - сказал дед, положил в ямочку семя, засыпал землей и залил водой, - всегда нужно время, но представим, что мы потратили немалое количество времени. – сказал и провел рукой над образовавшейся грязью. Вмиг прорвался росток, который все продолжал расти. - Видишь что образовалось? – спросил старец у удивленного мальчика. - Ствол? – предположил Леня смотря на крону будущего дерева, которое дотронулось потолка. - Это основа всех произведений, события, выстроенные в хронологическом порядке. - Фабула, – сообразил внук. - Да, порой она бывает столь интересна и увлекательна, что плохая стилистика не может испортить произведение. - То есть, если интересные события построены оригинальным образом, это уже может сделать успешным и богатым писателем? - Успешным и богатым – возможно, но писателем – нет, - сказал дед и дерево начало обрастать листьями, - писатель должен уметь разбавить фабулу передачей атмосферы, описаниями характеров, повествованием событий. - Это сюжет? – спросил мальчик, всматриваясь в листвяной покров. - Да. Чаще всего, решающую роль играют идея и фабула, но иногда, - сделал паузу дед, как сверху растения расцвел цветок, - сюжет может быть столь хорош, что недочеты идеи и фабулы никому не покажутся критическими. - Все решают идея, события и умение это все перенести на бумагу? - Именно. Но у всего этого должна быть какая-то цель. – сказал дед в момент, когда из цветка начал вырастать фруктовый плод. В один миг он созрел и упал в руку Парфения. - Плоды… - тихо промолвил Леня. - Да, плоды. – подтвердил дед и разломил плод на две половины, отдав одну внуку, который сразу же принялся за трапезу. - Причем плоды бывают разные: кто-то, подобно тебе, получает удовольствие от познания творения, а кого-то это подталкивает на новые идеи, – остановился старик и достал семечку с плода, показывая внуку, а вскоре и сам принялся за съедение своей половинки, - хотя лучше совмещать и то, и другое, – улыбнулся дед, увидев восторженное выражение лица Леонида.
Ванятка, старый уже совсемдеревенский знахарь, сидел на табуретке, думал. Промежду прочим, меж своих дел знахарских да волшебных, меж садом своим, в коем души не чаял, он, в последнее время увлекся такой диковинной в их краях штукой, как сочинительство. Выходило у него пока... ну в общем, не сказать, чтоб хорошо выходило. И вот именно сейчас на него «накинулось» вдохновение! Он еще не понял, что именно, но был у него какой-то зуд в мозгах, и оттого, наверное, он частенько почесывал седое свое темечко, ну и, промежду прочем, бороду.
В дверь постучали.- Кого там нелегкая? Заходь уже,открыта.
Дверь скрипнула, в дом несмеловошел Лешка – совсем еще малой внучок его, вихрастый, как и сам Ванятка в детстве своем давнем, шебутной по своей обычности, курносый, да еще и рыжий весь, аки кто ему эти рыжинки сквозь сито на нос да щеки сыпал.
- Привет, чегой тебе?- Дед Вань, а ты новых сказок ещенаписал?
- А что? Интересно чель? –Ванятка улыбнулся, отчего от глаз его разбежались добрые морщинки.
- Интересно. Очень, - Лешка дажевперед подался, нос вскинул.
- Тебе, аль еще кому?- Всем! – с готовностью выпалилЛешка.
Ванятка довольно огладил своюбороду, улыбнулся.
- Нет еще, Леш, пока ничегонового не написал. Как раз думал, чегой-бы еще учудить.
- Чего?- А ты как это, ну… придумываешь?Оно там, ну как-то… ну это…
- А шут его знает? Знаешь, воттут, - ткнул узловатым пальцем себе в макушку, - зудит будто что, а что… не понятно. Вроде как то-ль рассказать кому че хочется, то ли наоборот, совсем одному остаться, и чтобы… Не, Леш, тут так просто не расскажешь.
- Дед Вань, а ты хочешь как эти,городские?
- Ты про че?- Ну там чтоб деньги платили,чтоб эти… как их… паконники...
- Тьфу на тебя, мелочь, какиетебе покойники, - он даже рассмеялся, - поклонники это называется. У-у-у, стаеросовый ты! – и он потыкал ему пальцем по темечку, - Не, внучка, не надо мне этих поклонников-покойников. Мне, понимаешь, самому интересно. Это ж… Это ж – идея! Это ж… Ну вот представь – не было ничего, семечка только, - сунул руку в карман своих обтертых льняных штанов руку, выудил оттуда семечко, настоящее, маленькое совсем, - во, вишь?
- Вот представь себе – это то чтоу тебя тама, в башке твоей. Идея это. Маленькая такая, тьфу – плюгавенькая. А ты значит ее берешь, - он встал, взял с подоконника горшок с землей, - и, значит, растишь ее. А это ж не просто! Это ж надо с толком все, знаючи, умеючи, - промеж слов он ткнул пальцем в землю, в ямку положил семечко, прикопал, - и оно начинает расти.
Он сделал шаг назад, уставился нагоршок и тут же, словно… да какой-там, по самому настоящему волшебству, по велению души его ведовской, из черной земли проклюнулся тонкий, еще скорее даже белесый, чем зеленый росток.
- Ну-ка, Леш, взбрызни-ка еговодичкой? Да куда ты, прям с рукомойника возьми.
Леша быстро соскочил, прямо владоши набрал воды, выплеснул в горшок и тут же из ростка брызнул малый лепесток, и еще один, а росток завился, потянулся вверх, выше и выше, и землю вокруг себя, расталкивал, раздвигал своим нетерпеливым тельцем. Вот уже и не росток это, а стволик маленький, а из него и веточки, и листочки на них, и уже завязи цветочков вспухли.
- И вот, когда ты уже видишь, какрастет твоя идея, как она из маленькой такой, плюгавенькой превращается во что-то прекрасное, еще миг и… - и в это мгновение все завязи разом взбрызнули-раскрылись белыми цветами, - и она расцветет, и все скажут: как красиво. А тебе хорошо, не от того, что они это про твое говорят, а из-за того, что и вправду оно такое вот – красивое. Понимаешь? Не для себя, не для денег, не для поклонников, а потому что оно – красиво. А деньги эти…
- А деньги – плохо? – спросил удивленноЛеша, утер нос рукавом.
- Отчего-ж плохо? Это хорошо. Ноэто плоды. Вот, - и на молодом яблоневом дереве тут же вспух на месте цветка плод, маленький пока еще совсем, зеленый. Пошел в рост, закруглились пышно бока, зазолотилось малое еще яблочко, а после и вообще – пунцовым блеском зашлось. Ванятка сорвал яблоко, разломил, отдал одну половину внуку, - Плоды – это хорошо. Только вот… Когда садишь яблоню, а сам уж стар, не думаешь о том, как ты будешь яблочки те есть. Это уж как судьба обернется. О других думаешь. Так и тут, пишешь, не об себе думай, а о других. Вот тогда-то чудо у тебя и будет.
«- Кто там? – громко произнес старик Парфений, подойдя кдвери в ответ на стук» - перегруз и излишек последовательностей.
«- Свои! – высокимголосом ответил находящийся по ту сторону двери его внук» - опять же последовательности.
« после того как помог дотянуться гостю до крючка вешалки,чтобы повесить верхнюю одежду» - ненужное уточнение, механика.
«Как только они приступили к чаепитию, старший собеседник,как обычно, начал» - у них есть объявленные имена, старший собеседник не нужен.
«- Не слава и даже не деньги заставляют меня писать» -первое – это пафос. Второе – частицы «не» и «ни» - разберитесь.
«- Как раз и хотел выяснить причины твоего бесславия, может,я чего-то не понимаю, возможно, мы вместе могли быть бы великими творцами?» - не прямая речь, слова с бумажки.
« Если научишься хорошо писать, рано или поздно тебе повезетбыть замеченным.
- Даже у меняполучиться стать кем-то великим?» - неправдоподобный диалог, можно сказать даже детский.
« но ты должен верить не в деньги и даже не славу – ихмножество будет зависеть» - не по-русски.
Дальнейшие действия и диалог противоречат друг-другу,действие сказочное, для ребенка лет пети-семи, диалог же более приближен к возрасту 16-20 лет, да и то бесстилизованный, бесхарактерный – мертвый.
Обождите мал-мал, если не лениво будет, сейчас напишу этотже текст, но в чуть ином ключе.
Здравствуй, автор. Начало произведения - "крошка сын к отцу пришел". В данном случае к деду, но это ничему не помешает. Что я могу сказать о произведении в целом? С ожиданием очередной пафосной "кухонной философии", хотел было закрыть страницу, но пообещал себе, что дочитаю (обещал не только себе, но и автору). Тем не менее - не пожалел. Приятный и теплый рассказ - с чашечкой горячего кофе и печеньками - самое оно, потому что беседа внука с дедом - лично мое переживание, что так и не довелось понять, кто такой он этот дедушка, каким выглядит, обязательно ли с бородой и с морщинами, обязательно ли старец? И так далее. Есть устоявшееся понятие - "бабушкин комод", а теперь вот "дедушкино "барахло"" (слишком, много кавычек). Но, я повторюсь, рассказ хватает только на чашку кофе, смысловая нагрузка, как таковая отсутствует. Нет, рассказ, конечно же, не лишен какой-то единой идеи и раскрыта она посредством плодов, замечательно (некий магический реализм), но и... и хочется, спросить... а дальше-то что. Я-то взрослый человек понимаю, а понял ли он, Леонид и какой урок уяснил, какие выводы. Если конечно же, автор не играет роль надменного учителя и в качестве внука выставляет читателя, то это плохо. К вопросу о Леониде. Мой совет, если уж не пишешь точный возраст "мальчика", то дай хотя бы какой-то намек. Стоявший за дверью некто внук Леонид принимал градации десятилетнего мальчонки и тридцатилетнего дяденьки, приехавшего навестить деда. Почему не Ленька (Брежнев). Ленькой может быть ребенок, Леонидом может быть Якубович. К вопросу о стилистике. Вот хотя бы один пример:
Цитата- Свои! – ответил находящийся по ту сторону двери его внук Леонид. Дед улыбнулся, узнав голос, и открыл. Мальчик вошел в дом иначал снимать куртку. -Чай будем пить? – спросил старец. - Я не против. - Славно! – подметил Парфений и пошел на кухню, туда же последовал и Леонид, но преждеснял верхнюю одежду. Как тольконапиток был приготовлен, они приступили кчаепитию. Старший собеседник, как обычно, начал: Понимаешь к чему это? Специально выделил разными цветами, чтобы одно к другому относилось. То что красным и так стало ясно, что он разденется, если пришел в дом и уже начал раздеваться. Вот если бы он по какой-то причине остался бы в одежде, можно было бы вскользь об этом упомянуть, а так - это лишняя трата слов. Так же и с чаепитием. Не надо заострять на чае внимание, напротив же, если бы чаепитие не состоялось - да, либо опиши вкус чая, но не уделяй этому весь абзац, а капельку, одно слово - Любимый Ленькин чай, либо чай на травах, все больше не надо.
Ну, собственно и все, печенье съедено, кофе выпит. Я из 5, ставлю 4 с минусом.
Относительно имен я старался все-таки придерживаться какой-то официальности, как автор, но признаю, разумнее было бы сделать немного иначе. Относительно возраста - да, совсем забыл уточнить столь важные детали. Выводы сделаны, за рецензию спасибо)
Только осторожно. Я говорю, что достаточно штриха, не нужно в лоб 15 лет, к примеру, а легонечко так наведи. Понимаешь? Не надо ярлыков.
Например: Ребенок, подросток, взрослый, юноша... Лицо с прыщами или без... Да даже, если дед, вдруг, увидел, что у парнишки начали прорезаться усы - тоже дает какой-то намек на его возраст.
Резких движений не будет, постараюсь не указывать точный возраст, попробую преподнести как-то так, чтобы можно было назвать лишь небольшой диапазон возможных значений.