В одном маленьком уютном городе живет старый учитель математики. Зовут его Иван Данилович. И насколько он стар, не знает никто.
Каждый день в любую погоду Иван Данилович ходит на работу в маленькую уютную школу по одной и той же дороге. И все прохожие желают ему доброго утра, потому что почти каждый житель города знает осанистого седовласого человека в старомодном пальто с потертым портфелем в руках!
Доброе утро, коллеги! – начинает Иван Данилович свой урок, - Какой сегодня прекрасный день! Не правда ли? А может быть кто-то знает, при каких условиях день можно считать прекрасным?
Сонные ученики начинают просыпаться. Вяло поднимаются несколько рук.
- Если светит солнце, то можно считать день прекрасным, - с ухмылочкой констатирует тощий долговязый «коллега» в теплом свитере.
- Хорошо, пожалуй, я с вами соглашусь. А это необходимое условие или достаточное? – старый учитель видит попытку человека думать. Клещами вытаскивает идею, которая вроде бы еще не просматривается, выжимает по капле озарение!
На уроках Иван Данилович полновластный маг и чародей. Он умеет проникнуть в самую суть понятия, вывернуть наизнанку, разрезать на кусочки и выстроить из них пирамиду на глазах у изумленной публики. Он умеет дарить ученику озарение!
Иван Данилович подходит к доске, берет мел, как скрипач смычок, уверенно и трепетно. Неожиданным росчерком рисует непонятную кривульку и молчит. Всматривается в лица. Выжидает. Изумленная публика изо всех сил всматривается в «шедевр».
- Может ли это быть графиком некоторой функции? - произносит учитель таинственным тоном медиума на спиритическом сеансе.
Пауза.
Великие паузы, во время которых есть возможность думать! Не просто запоминать готовую информацию, позевывая и поглядывая тоскливо в окно, а забыв обо всем на свете, отключаться от реальности, витать в потусторонних пространствах, плоскостях, множествах, видеть блеск геометрических лучей, ощущать выпуклости многогранников…
В глазах учеников уже сверкают бриллианты собственных мыслей, попыток догадаться, нащупать ответ. Иван Данилович с истинным удовольствием собирает драгоценную добычу, раскладывает бережно на столе и радуется, как профессиональный ювелир! Каждую гипотезу он взвешивает, проверяет на каратность и «чистоту воды». Выбирает придирчиво из коллекции идеальный экземпляр.
- Коллеги, я вас поздравляю! Вы нашли ответ. Действительно, если внимательно примерить определение функции к нарисованному убожеству, становится очевидно, что не может. А «очевидно», как вы знаете, это не то, что «очам видно», а то, что легко можно доказать! - довольный и оживленный Иван Данилович мечется между дверью и портретом Софьи Ковалевской, слегка подпрыгивая на поворотах, - Доказывать будем методом «от противного». То есть, от меня!
Любите ли вы математику, как люблю ее я? А я ее люблю во многом благодаря ему – старому учителю из одного маленького уютного города, из одной маленькой уютной школы. Мой университет начался с него – с Ивана Даниловича. Мне уже тридцать три, а я мечтаю хоть минутку посидеть за партой на уроке у гения.
Вот и сегодня он идет в школу по той же дороге. И все прохожие желают ему доброго утра, потому что почти каждый житель города знает осанистого седовласого человека в старомодном пальто с потертым портфелем в руках!
"Вот и сегодня он идет в школу по той же дороге. И все прохожие желают ему доброго утра, потому что почти каждый житель города знает осанистого седовласого человека в старомодном пальто с потертым портфелем в руках!"
Вы, уважаемая искали в моих текстах, того, что там за тридевятью земель нет. И мне это нравилось. Ок. И нравится сейчас)) Я не про то. Вы описали очень годного персонажа. Право - хороший учитель это очень ценно. Но в последнем абзаце вся эта ценность стёрта просто как я не знаю, чтобы не матом. Осанистый, седой, плохо одетый... это Вы так считаете правильным и милым отношение и благодарность за знания? Осанистый, седой.. меня это отношение выданное Вами за норму так... бомбит, простите! ) Как можно допускать, чтобы люди, которые Вас учили, и не только Вас, так вот... не знаю, как сказать. И типа это норма. Знаете, "доброе утро" на хлеб не намажешь. Это просто несчастный человек поставленный в безвыходное положение, которому на Вашем месте я бы помогла. Не словом, а делом.
Как ты думаешь, если бы тут было написано так: "Вот и сегодня он едет в школу на своем мерседесе М-класса. И все прохожие с завистью смотрят ему в след, потому что почти каждый житель города знает этого жлоба в дорогом кожаном пальто и с макбуком в руках!"
Это действительно мой учитель математики в 10-11 классах. Сейчас он уже пожилой очень человек, но занимается репетиторством, помнит всех своих учеников. И творческая натура - тоже пишет стихи, как и очень многие математики, ведь гармония слова и гармония абстракций имеют общий корень) Спасибо, что поднял этот ценный для меня текст.
Здравствуйте! Если бы у всех были такие учителя! Рассказ замечательный! Мне понравился!! Вот, парочка замечаний по самому тексту: Доброе утро, коллеги! - дефис потерялся. А «очевидно», как вы знаете, это не то, что «очам видно», а то, что легко можно доказать! - довольный и оживленный Иван данилович - Данилович. Все) С уважением, Ольга.
"ходит на работу по одной и той же дороге в маленькую уютную школу" странноватое предложение, для облегчения восприятия я бы перенес "в маленькую уютную школу" сразу после "работу". "свой урок" уберите первое слово. "думать, клещами" я бы влепил тчк для лучшего восприятия, а то получается как-то загроможденно. А вообще очень даже приятно почитать.
Математику терпеть не могу).А вот рассказик ваш понравился. Правда время немного скакануло вот здесь: "Хорошо, пожалуй, я с вами соглашусь. А это необходимое условие или достаточное? – старый учитель ухватился за попытку человека думать, клещами вцепился в идею, которая вроде бы ничего не значит, и выжимает из нее по капле озарение!" В остальном - очень даже вкусно. Проглотил с удовольствием.