В субботнее октябрьское утро было свежо и прохладно. В притворе храма толпились мужчины и женщины с младенцами, ожидая приглашения на обряд крещения. Пузатый священник с красным лицом, закончив причащение прихожан, подошел к служке-старушке:
- Почто они тут толпятся? Заводи их.
- Я, батюшка, только обогреватель там включила. Холодно.
- Смотри как их много, надышат, и тепло будет, - благодушно улыбнулся священник, разглядывая толпу.
- Пойдемте, - тихо скомандовала старушка людям.
В комнате с решётками на окнах-сводах пахло канализацией и стоял реальный холод, маленький электрический обогреватель с ним не справился бы и за сутки. Старушка пощупала воду в купели:
- Я кипятку щас принесу, а вы квитанции об уплате приготовьте, - скомандовала она и вышла.
Люди, переглядываясь, достали бумажки. Пришла бабка, подлила в купель горячей воды, положила на аналой какой-то лист, собрала квитанции:
- У всех крестики есть?
Люди закивали, зашептали «да».
- Освящщщены? – прошипела злобно старушка, как будто она ни священнику прислуживает, а самому дьяволу….
Люди снова закивали, зашептали «да». Тогда бабка зажгла свечи и раздала их. Горячий воск стал капать на кожу, люди часто дышали, сопели, и в помещении действительно становилось тепло. Пришёл батюшка , перекрестился, оглядел толпу:
- Не вижу знакомых лиц! – объявил он.
Люди стушевались, стали осматривать друг друга, как бы пытаясь в незнакомце узнать знакомого.
- Посещаете, видимо, не этот приход… или по праздникам? – вопрошающе гаркнул батюшка, хитро прищуриваясь.
- По праздникам! – облегчённо и дружно возгласила толпа.
- По праздникам, - вторил им хитрый поп. - А что же я вас не видел на исповеди и причащении? Знаете ли вы, что те, кто в три воскресные дни в продолжении трёх седмиц не придёт в церковное собрание да будет отлучен от Церкви.
Люди опять стушевались и испуганно посмотрели друг на друга. Священник нахмурился:
- Получается, что я вас должен сейчас изгнать и таинство не проводить.
Люди опешили окончательно, но одна решительная мать, пытаясь неловко улыбаться, объявила:
- Мы памятку купили и читали её… Нам так сказали, что это вместо исповеди.
- Памятку, - усмехнулся поп. – Знаете ли вы, будущие и настоящие крёстные, что ваша роль не заканчивается после Крещения. «Крещение не просто отпускает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились, ибо оно вновь творит нас и образует», - сказал Иоанн Хризостом. На собственном примере вы должны показать ребёнку человеческие добродетели, обучить крестника основам христианского вероисповедания. Вы обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Вы должны приучать своих крестников посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Вы это делаете? Зачем вы крестите чад своих?
Толпа была в смятении, но решительная мать снова ответила:
- Положено!
- Кому? – ахнул поп.
- Богу! – ответила решительная мать.
- Хорошо, - усмехнулся батюшка. – А кто наш Бог? Какую веру исповедуете? Знаете? Или думаете в Крещение в прорубь сиганули, предварительно приняв на грудь, и христианин безгрешный?
Большинство мужчин, переглядываясь, самодовольно улыбнулось.
- Нет, дорогие мои, прорубь – это из народных забав, я бы сказал языческих, известных ещё до крещения Руси князем Владимиром. Какие молитвы вы знаете?
Народ молчал.
- Что? – удивился батюшка. – «Символ веры» знаете?
Тишина.
- А говорите, что памятку читали, - поп артистично скривился, изображая злость. – Про «Отче наш» слышали?
- Даааа, - загудела толпа.
- Может, наизусть кто знает?
В помещении тишина и духота, лёгкий аромат канализации и амбре.
- М-да, - вздохнул. – А почему же мы зовемся христианами?
- Потому что у нас крест, - бодро ответил муж решительной матери, вытаскивая из-под майки серебряный крестик.
Священник снова вздохнул:
- Интересная этимологическая версия. Однако, мы не крестьяне тут, в основном, а вроде как христиане.
- В Христа веруем, - тихо произнесла молодая женщина, укачивая начинавшего хлюпать младенца.
- Правильно, - сказал священник, поглядев на неё. – А грешны ли дети, ведаете ли се?
- Нееееет, - запела толпа, - безгрешны. Ангелы….
- Есть на них грех, - забасил священник, - грех первородный Адама и Евы, который и на вас перешёл, и на потомство ваше перейдёт, все грешны мы перед Господом нашим! «Веруем, что первый человек пал в раю и что отсюда распространился прародительский грех преемственно на все потомство так, что нет ни одного из рождённых по плоти, кто бы свободен был от того бремени и не ощущал следствия падения в настоящей жизни», - сказано в «Послании Патриархов Восточно-Католической Церкви».
Взрослые опустили головы, младенцы дружно начали кряхтеть и хлюпать, будто осознав греховность своего рождения.
- Господу помолимся! – призвал поп так, что стекла в окнах задрожали. - Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков…
К духоте помещения от голоса священника добавился животный страх - младенцы вопили, взрослые обильно потели и переминались с ноги на ногу будто на адской сковородке….
- Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизнь будущую. Аминь.
Поп перекрестился, и вслед ему все покорно перекрестились.
- Теперь полагается трижды отречься от
сатаны и всех дел его, и всего служения его. Готовы?
- Дааааа, - простонали измученные люди.
Священнослужитель взял список крёстных и стал читать его:
- Михаил Пароян! Арменин?
- Да, - ответил черноволосый парень.
- К церкви Армянской Апостольской принадлежишь?
- Да.
- Значит монофизит, еретик, так как наша Русская Православная Церковь – диофизитская. – небольшая театральная пауза, и поп продолжил. - Но Шамбезийское соглашение от 1993 года содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между двумя церквами. Так что, Бог с тобой, Маихаил Пароян. Католикос был такой Пароян, не родственник?
- Нет, - ответил напуганный будущий крёстный.
Священник усмехнулся:
- Итак, отрекаемся от сатаны?
- Дааааа! – дружно завопила толпа, и дети вторили ей плачем своим.
- А каким образом от дьявола отречься полагается?
Люди молчали. Довольный от упоения своей властью и неведомыми для толпы знаниями, поп сообщил:
- Согласно канонам священнослужитель произносит заклинательные молитвы, где от имени Господа повелевает дьяволу и его злым духам отступить от крещаемого человека, поэтому священник спрашивает принимающих Таинство Крещения, отрекаются ли они от сатаны, всех его дел, служения и гордыни. При Крещении младенцев вместо них это делают их крестные родители. Потом священнослужитель просит крестных родителей и других взрослых людей, чтобы они дунули и плюнули на властителя злых духов. Тогда крестные родители или крещаемые поворачиваются в сторону запада и делают символическое дуновение и плюновение в эту сторону. Заметьте, на ЗАПАД! – священник поднял вверх палец-сосиску с массивным золотым перстнем. - Западная сторона обозначает царство тьмы, а дьявол сам является тьмой и его царство также находится во мраке, то есть на Западе. Восточная сторона обозначает свет, поэтому при строительстве православных храмов их алтари расположены с восточной стороны, и молящиеся в них люди во время богослужения обращены лицом в сторону алтаря, то есть на восток. Второе пришествие Христово также должно быть также с восточной стороны, то есть от нас, ибо мы праведники. Все беды у нас от Запада – санкции, гомосексуализм, ПРО и прочие нечистоты, недаром Президент наш сказал, что «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют».
Дети орали, взмокшие взрослые стояли как обухом ударенные, а священник басил:
- Так плюнем три раза на ЗАПАД! Тьфу!