Немилость Бога Степень критики: Хоть слово, хоть пол слова. Можно даже смАЙлик.
Короткое описание:
Пытался написать необременительный рассказик.
В потёртой
фуфайке и шапке-ушанке Михаил Филиппович неторопливо шёл к строительному
вагончику. Он только что принял на охрану объект у бригадира. «Снова кирпич
выгрузили у самого забора. А ну как таскать начнут?» - И без того плохое
настроение ночного сторожа портилось. Снег хрустел под подошвами старых
валенок. Ночь обещала быть морозной.
Открыв дверь
сторожки и нырнув в облако парящего тёплого воздуха, он лишь успел снять
рукавицы, когда увидел своего давнего заклятого
врага. Противник находился в дальнем
углу вагончика. Михаил Филиппович застыл
на месте, но дверь, притянутая пружиной, подтолкнула его в спину, став спущенным
курком ярости, мгновенно охватившей человека. Узкие глаза под нависшими бровями
превратились в щели амбразур, готовых открыть кинжальный огонь. Седые усы над
плотно сжатыми губами воинственновстопорщились.
Медленно стягивая
шапку одной рукой, другой он тянулся к кочерге, висевшей на гвоздике недалеко
от печки-буржуйки. Столь ненавидимый Михаилом Филипповичем враг не испугался и не
изменил позы, всем своим видом показывая, что ничего и никого не боится.
- Я тебе говорил: увижу ещё раз, – убью.
Ему удалось, не
спугнув неприятеля, вооружится кочергой. Теперь он былготов к самым решительным действиям. Но
противник почувствовал неладное и решил сменить позицию. Михаил Филиппович не
мог ему этого позволить. Тряхнув белой косматой головой, едва сдерживая
переполнявший его гнев, он бросился в бой, уже представляя, как размажет мозги
этого никчемного существа. Но фуфайка стесняла движение, и что-то пошло не так.
Кочерга зацепилась за провод радиоприёмника, стоявшего на верхней полке стеллажа,
как раз в тот момент, когда был нанесён сокрушительный удар. Приёмник полетел
вниз, заодно смахнув кастрюлю заполненную тарелками и чашками. Атака не достигла желанного
результата. Схлопотав радиоприёмником по голове и кастрюлей по спине, Михаил
Филиппович дико заорал: «Убью!», вновь и вновь нанося удары по маленькому мышонку,
прыгавшему у него под ногами. Споткнувшись о табуретку, сторож неуклюже упал. Воспользовавшись
этим, мышонок позорно бежал с поля боя. Добравшись до печки, под которой
находилась его спасительная норка, он встал на задние лапки и часто дыша, начал
принюхиваться, шевеля усиками.
- Стой сволочь, – простонал человек, выбираясь из-под
стола.
Падая, он вывихнул
руку и со всего маху попал кочергой по коленной чашечке. Злая ярость заменила
анестезию, боли он не чувствовал. Встав, опираясь о стол, старик увидел, что
грызун не покинул поле боя. Их взгляды, разделённые маленьким обшарпанным
столом, встретились. Чёрные бусинки глаз мышонка были спокойны и безмятежны. Повернув
на бок мордочку, он как бы спрашивал: «Что это было?» Сторож смотрел на мышонка красными от злобы
глазами. На его скулах, заросших щетиной, ходили желваки. Кто-то из рабочих забыл на столе нож. Михаил
Филиппович не любил, когда строители что-то оставляли или не убирали на
положенное место. Сейчас же он был искренне благодарен тому, кто это сделал. Взяв
нож, он понял: вот оно - ОРУЖИЕ ВОЗМЕЗДИЯ.
- Стой где стоишь, мерзавец, – сторож метил в мышонка
тяжёлым строительным ножом.
- Н-на! – Метательный снаряд отправился в полёт. Но
подвела вывихнутая рука, нож улетел выше и попал точно в кабель освещения.
После короткой голубой вспышки свет потух. Слабый свет из оконца, затянутого инеем и
прикрытого шторкой, не мог разбавить наступившей тьмы.
- Отравлю паразита. – В бессильной злобе бормотал сторож,
пробираясь на ощупь к месту аварии. – Не пожалею
денег на потраву, самую лучшую тебе куплю, гад.
Мышонокубежал и не стал свидетелем того, что
произошло дальше. А случилось вот что: кастрюля, слетевшая с полки в самом
начале этой неравной битвы, подвернулась под ногу Михаилу Филипповичу. Он снова
падал, только уже в темноте. И не видя, за что можно ухватится, зацепился за
первое, что попалось под руку. Этим предметом оказалась печь. Сторож не упал,
но легче ему от этого не стало. Вопли и крики травмированного сторожа раздавались ещё долго в тишине морозного вечера.
Михаил Филиппович сидел и подсчитывал потери.
Обожженными руками и хромая на ушибленное колено, пришлосьчинить свет, табуретка сломана, радиоприёмник
вдребезги, алюминиевая кастрюля помята так, что не выровнять. И всё это из-за
маленького, мерзкого существа. Он ненавидел животных с самого детства и был
убеждён, что кошки, собаки и прочая живность приносят только грязь и заразные
болезни. Старик считал радость общения с животными чушью и блажью людей, которым нечем
заняться.
Пора было идти на обход. Михаил
Филипповичрешил выпить чаю и хоть как-то
успокоить нервы. Была бы собака, сторожить былолегче и в ежечасные осмотры ходить не пришлось. Но представив, что
какая-то шавка будет лаять всю ночь, он готов был задушить её голыми руками. Достав свою кружку, увидел, что мышонок не
изменил своим привычкам – снова нагадил именно в его посуду. Чай пить
перехотелось. Вздохнув, старый одинокий человек сел на узкий топчан и вспомнил
вдруг своё детство, свою бабушку, как она бранила его. Помнится, он пнул
котенка, который его оцарапал: «Нельзя бить тварей Божьих! – Приложив к груди руки,
причитала старушка. - А пинать уж и
подавно! Он их заступник, не гневи Его!Не навлекай на себя Его немилость»
- Вот карга старая, всё
время какую-нибудь чушь придумывала, – он посмотрел на свои перебинтованные
руки.
Михаил Филиппович давно привык разговаривать
сам с собой. Он не искал общения с людьми. Прожив безрадостно-серую
жизнь, семьёй так и не обзавёлся. Никогда не пьющий и не курящий, в молодости
был довольно хорош собой, и девушки не оставляли попыток затащить его под венец.
Однако все их усилия были напрасны. Конечно, были подруги на ночь но, как
только он чувствовал, что петля серьёзных отношений начинает сжиматься на его
шее, вычёркивал еще одно имя в своей записной книжке. Всю жизнь Михаил
Филиппович работал сторожем, скрываясь в своих вагончиках и сторожках, как в
раковинах, среди моря людских страстей. Его охотно брали на работу. Непьющий,
одинокий сторож просто находка. Так, незаметно к нему подкралась старость. Он
не считал себя стариком, но с каждым прожитым днём чувствовал, что уже скоро
наступит время, когда не сможет о себе позаботиться.
- Ну почему у меня всегда
всё наперекосяк? У других вон, всю жизнь всё даром! – Очередной вопрос
равнодушной тишине остался без ответа.
Себя Михаил Филиппович считал очень работящим
человеком, но накопить состояния, так и не смог. Ему всё время не везло - маленькая однокомнатная квартира горела два раза, старые Жигули, приобретённые
в долг, он разбил на второй день владения. Был условно осуждён за
хищение с охраняемого объекта, доказать свою непричастность, так и не смог. Друзей
не было, впрочем, как и врагов, не считая маленького мышонка, с которым он воевал
последние два месяца. Эта война доставляла ему тщательно скрываемое от самого
себя удовольствие давно позабытых эмоций и чувств. Поэтому он и не
использовал отраву, хоть давно уже мог это сделать.
- Нет, отрава слишком для
тебя лёгкая смерть. Я тебя своими собственными руками...
Морщась от боли, сторож натянул рукавицы и
пошёл на осмотр стройплощадки.
«Их взгляды, разделённые маленьким обшарпанным столом, встретились» - если взгляды встретились, то они уже ничем не разделены. Просто плохое построение предложения. Итак, дочитал, и что я могу таки вам по этому поводу сказать. Все так же как и в тексте «Женское счастье» - нет переходов, нет должной сюжетной проработки. Одну сцену вы можете проработать и вы ее прорабатываете достаточно качественно, не скажу, что великолепно, но в сравнении с основной массой начписов весьма и весьма качественно. Но вот создать же действо в целом, выстроить повествование от «А» до «Я» у вас не получается, в виду чего просто таки страшно режет глаза блочность, и она же вызывает ярое неверение в текст. Так вот, к чему это я. Битва, зализывание ран и прочее – выполнены хорошо, но вот провал в воспоминания ничем не обусловлен, вставлен в текст дисгармонично, выпадает по ощущениям, и ладно бы если бы вы потом вернули нас к главному герою, так нет же! Вы истово перечисляете невзгоды, но они так и не переходят из количества в качество. Тут нужно было работать более полно, более живо, воспоминания необходимо рассредоточить по тексту, необходимо расширить структуру произведения. Автор, поймите меня правильно: и краткость и объемность – это детище труда, а не таланта. Талант вы свой отработали на той самой одной сцене противостояния героя и мыша, а вот умение свое вы должны были отработать в общей структуре текста. Вы этого не сделали. Ну что еще можно сказать? Опять же троечка, а на фоне прочих текстов на сайте – троечка с плюсом, чуток не дотягивающаяся до четверки. Но ежели бы вы попались бы мне на каком-нибудь большом лит.конкурсе наподобие тех что проводятся на zhurnal.lib.ru, честно, я бы ваш текс разнес по черному и камня на камне бы не оставил.
"...заодно смахнув кастрюлю с посудой" - касрюля тоже посуда, то есть получается "масло-масленное"))))
В остальном отличный рассказ! Сначала кажется, что это легкая незамысловатая байка, но потом открывается глубина, психологизм произведения. Есть в нем и своя подоплека, глубинная мораль. Очень хорошо!
2) «Седые усы над плотно сжатыми губами воинственно встопорщились.» Вот это получилось четко. Серьезно, мне нравится.
3) «…всем своим видом показывая…» Лишнее уточнение «своим». Всем своим – очень неудачное словосочетание, мусор так сказать. Соответственно, видом также стоит опустить. Сравните: «Столь ненавидимый Михаилом Филипповичем враг не испугался и не изменил позы, всем своим видом показывая, что ничего и никого не боится.» И «Столь ненавидимый Михаилом Филипповичем враг не испугался и не изменил позы, показывая, что ничего и никого не боится.»
4) «Но фуфайка стесняла движение, и что-то пошло не так.» «что-то пошло не так» - лишнее, так как в следующем предложении идет пояснение. Поэтому, лучше объединить это с последующим предложением.
5) «Обожженными руками и хромая на ушибленное колено, пришлось чинить свет, табуретка сломана, радиоприёмник вдребезги, алюминиевая кастрюля помята так, что не выровнять.» После «чинить свет» лучше начать новой предложение. Тогда смысловой разрыв сведется на нет.
6) «Никогда не пьющий и не курящий, в молодости был довольно хорош собой, и девушки не оставляли попыток затащить его под венец.» Чуть ниже: «Всю жизнь Михаил Филиппович работал сторожем, скрываясь в своих вагончиках и сторожках.» Укоренившийся и неисправимый сторож-ловелас…
7) «…условная судимость…» - «…был условно осужден…» если точнее. Понятия «уловная судимость» в уголовном праве не существует. ________________________ В целом очень неплохо. Скажу больше - этот рассказик можно смело поставить наряду с десятком лучших зарисовок, которые попадались мне на сайте. Деда меня повеселил – за это спасибо. Частично соглашусь с Фредой (кроме «радиоприемника» и «облака пара»). Предложения вполне гармоничны, поэтому советую придерживаться этого стиля. Хотя, на вкус и цвет товарища нет. Я придерживаюсь позиции, что объединяя несколько простых предложений в одно, текст не будет выглядеть менее читабельно (если делать все верно). Кстати, уже не в первый раз сталкиваюсь с советами (как правило, их дают девушки) по трансформации сложных предложений в простые. Зарисовки у вас получаются весьма неплохие, житейские, поэтому советую попробовать написать небольшой рассказик - посмотрим что получится. _______________________ Удачи. Работайте еще.
Пропустила я свой сериал, поэтому продолжу: Миленько вышло основное Мышш сказала. Правда мне вспомнилась игра "Достань соседа". Про динамику. Она не в том, что бы действия быстро шли одни за другим: Схлопотав радиоприёмником по голове и кастрюлей по спине, Михаил Филиппович дико заорал: «Убью!», вновь и вновь нанося удары по маленькому мышонку, прыгавшему у него под ногами.. Сколько всего уместилось в одном предложении. Разбейте, конкретизируйте. Будет нагляднее. По ходу чтения мне подумалось, что главный герой социопат. Все признаки на лицо: животных не любит и в детстве мучал. Друзей не завел. А как отзывается о бабушке...явная ненависть. А в конце поняла, что ошиблась. Он просто одинокий старичок. А мышонок помогает скрашивать холодные вечера. Необременительность, говорите? Она была рассчитана на комизм? С комизмом плохова-то вышло, об этом уже сказали. А вот концовка - супер, с идейной точки зрения. Меня заставило задуматься. Все мы будем старыми и у всех будут свои таракны в голове. И дай бог, что б наша жизнь сложилась лучше. Немилость Бога - название дает понять, что хотел сказать автор. Только мне идея совсем не по-вкусу. У человека жизнь сломалась, пошла на наперекосяк. Он старость проводит наедине с собой, прячется от чувств. А вы все списываете не слова бабушки! Видите ли зверушек не любил, вот бог его и наказывает...до сих пор. Это даже не черный юмор, это необдуманность плюс жестокость. Я так думаю, вы можете писать как нравиться. нырнув в облако парящего тёплого воздуха, - в баню он что ли зашел? только там можно увидить такую картину. 1) облако - уже белое. 2) парящий воздух??? даже разобрать сложно. Смешано и облако горячего пара и что-то еще. Не знаю... он лишь успел снять рукавицы - смущает меня "лишь", не звучит. Могу предложить заменить на "только и успел снять...", хотя не многим лучше. увидел своего давнего заклятого врага. - Заклятый уже подразумевает давний. За один день заклятыми врагами не становятся. открыть кинжальный огонь - эээ... как это? кинжалы вместо пуль? поле боя - чуть раньше уже употребляли, повторяетесь. "Сторож" тоже часто встречается. нагадил именно в его посуду - а перевернуть вверх донышком не догадался? вспомнил вдруг своё детство - Вдруг и Тут только кирпичи на голову падают. (по отношению ко времени) свою бабушку, - понятно, что не соседскую. А местоимение "свой" уже было.
В принципе Воин Света и ЛетучаяМышш все уже сказали. Ну еще можно добавить, что рассказ у Вас получился какой-то неоднозначный. А все из-за явного комизма в эпизоде сражения сторожа с мышонком. Тут сразу появляется насмешливое отношение к герою - "так тебе и надо!" ГГ поначалу не вызывает сочувствия и рассказ кажется похожим на ироничную притчу-басенку (к тому же, как заметила Мышш, присутствует механичность и отсутствуют эмоции, что делает рассказ еще более похожим на притчу, имхо). Но в последних абзацах есть грустные нотки - намек на драматизм. И налет ироничности исчезает. Вот и непонятно, как относится к Михаилу Федоровичу - то ли жалеть, то ли нет. Смысл произведения, да, и ежу понятен. Но все же было лучше, если бы он не бил так в лоб, а был завуалирован. А в общем, рассказ неплохой.
Я и пытался соединить смешное с грустным,поэтому и переход такой резкий. Смысл здесь такой -было бы смешно если бы не было так грустно. Спасибо за внимание.
Ну что ж. Уже лучше. Видно, что Вы попытались работать с персонажем, добавить ему глубины. Однако, на мой взгляд, было бы лучше раскрывать внутренний мир героя через него самого, через его поступки, через его мысли, а не с помощью "всевидящего ока" - автора. (это мое сугубо личное мнение, просто так, по-моему, сложнее, а усложнение - это прекрасно. Опять же, имхо). В описаниях Вам еще нужно тренироваться. Описания - одна из важнейших составляющих атмосферности, которая необходима любому художественному тексту. Не забывайте о них. Но здесь, в отличие от "Женского счастья", уже есть некоторая художественность, хотя текст все еще деревянный. Моменты с погоней за мышонком кажутся даже немного комичными, не знаю, задумывались ли они такими или нет, но кажутся. Кое-где напоминает всем известный мульфильм. Ну да ладно. Итак: 1. Используйте средства выразительности - эпитеты, сравнения, метафоры и т.д., но не переборщите. Старайтесь делать их яркими, красочными, но - опять же - не переборщите, не гонитесь за красивостью. 2. Здесь не слишком бросается в глаза за счет неуклюжести персонажа (его жалко), но - в моментах драк, битв и всего в таком духе у многих возникает проблема механичности описываемых действий. Т.е. повествование слишком тяжелое, неэмоциональное, сухое, в него не верится. Старайтесь этого избегать. У Вас это не слишком возмутительно, но так, на всякий случай. 3. Старайтесь грамотней строить фразы, в первую очередь - чтобы они были читаемы, и не приходилось перечитывать снова, вгрызаясь в смысл. Имхо, это круто только в авангарде. 4. Так, что-то еще хотела сказать... А, да. Уважаемый Воин Света сказал Вам о том, история слишком тяжеловесно смотрится в конце, и слишком в лоб. Узнавать о жизни героя постепенно было бы интересней, имхо. 5. Исправьте ошибки и шрифт, ради Бога. Этот аж глаза режет.
Ну вот, как-то так. Над языком и стилем Вам еще работать и работать, но улучшения видны, что очень радует. Дерзайте, друг, у Вас все получится! Удачи.
В потёртой фуфайке и шапке-ушанке_Михаил Филиппович неторопливо_шёл к строительному вагончику. Он только-что принял - без дефиса. А ну как таскать начнут?», - и без того плохое настроение - запятая не нужна, у Вас уже стоит знак. Открыв дверь сторожки_ и нырнув в облако парящего_тёплого воздуха - парящего воздуха? На уровне восприятия понятно, что Вы хотели сказать, но слово, имхо, неподходящее. но дверь(,)притянутая пружиной Михаил Филиппович застыл на месте, но дверь притянутая пружиной, подтолкнула его в спину, став спущенным курком ярости, мгновенно охватившей человека. - метафора корявенькая, имхо, но она хотя бы есть. Узкие глаза под нависшими бровями_превратились в щели амбразур - лишняя зпт. Седые усы, над плотно сжатыми губами, воинственно встопорщились - лишние запятые. - Ах ты, гад поганый(,) – с усилием Но противник почувствовал не ладное и решил сменить позицию. - неладное Тряхнув белой, косматой головой - лишняя зпт Но_ фуфайка стесняла движение(,)и что-то пошло не так. Кочерга зацепилась за провод радиоприёмника(,)стоявшего на верхней полке стеллажа(,)как раз в тот момент, когда был нанесён сокрушительный удар. Приёмник полетел вниз, заодно смахнув кастрюлю с посудой. - коряво, такое ощущение, что посуда находилась в кастрюле) Хотя, кто знает... Михаил Филиппович дико орал: «Убью!» - лучше "заорал". маленькому мышонку(,)прыгавшему у него под ногами - Стой сволочь(,) – простонал человек, выбираясь из-под стола. разделённые маленьким, обшарпанным столом - лишняя зпт - Стой где стоишь, мерзавец(,) – сторож метил в мышонка тяжёлым строительным ножом. После короткой, голубой вспышки свет потух. - лишняя зпт Маленькое оконце, затянутое инеем и прикрытое шторкой(,) не могло разбавить наступившей тьмы. - ну оконце-то конечно не могло. А вот свет из него... - Отравлю паразита(,)– в бессильной злобе бормотал сторож Не пожалею денег на потраву - эээ... на отраву, быть может?.. Или это особенность речи персонажа?..) самую лучшую тебе куплю(,)гад. - обращение же. Он снова падал(,) только уже в темноте. Вопли и крики травмированного человека раздавались ещё долго в тишине морозного вечера. - имхо, лучше не называть ГГ "человеком", это делает его каким-то безличным. что кошки, собаки, прочая живность - после "собаки" лучше поставить союз "и". что кошки, собаки, прочая живность приносят только грязь и заразные болезни, считая радость общения с животными чушью и блажью людей, которым нечем заняться. - в Вашей конструкции выходит, что кошки, собаки и прочая живность считают радость общения с животными чушью и блажью людей. Это как минимум странно, а как максимум смешно. Постарайтесь исправить. Была-бы собака - была бы Чай пить пере хотелось. - ужос!! перехотелось. старый одинокий человек, сел на узкий топчан и вспомнил вдруг своё детство - лишняя зпт как он бранила его - она А, пинать, уж и подавно! - лишние зпт Ни когда - слитно. в молодости был довольно хорош собой(,) и девушки не оставляли попыток затащить его под венец. но накопить состояния, так и не смог - лишняя зпт он был не виновен - невиновен петля «серьёзных отношений» - зачем здесь кавычки?.. Метафора слишком обычна, чтобы ставить кавычки. как и врагов(,)не считая маленького мышонка(,)с которым он воевал последние два месяца тщательно скрываемое, от самого себя, удовольствие - лишние зпт Поэтому, он и не использовал отраву - лишняя зпт Я тебя своими собственными руками.. - многоточие - это три точки. Три точки, запомните.
Вышло как раз так, как и желалось - просто и необременительно. В общем-то, все довольно складно. Единственное что - думаю, стоило бы разредить историю жизни по всему повествованию, а не нагромождать ее ближе к концу. Да и вообще немного раскрыть тему - я, к примеру, достаточно быстро окунулся в произведение, но мне помешал его резкий обрыв. Но смысл ясен. Со своей задачей Вы справились. Грамматику оставим на суд спецгильдии. Спасибо.