Обыкновенная история Степень критики: не стесняйтесь
Короткое описание: Один день из жизни современного учителя.
- Как же я не хочу работать! – сказала Поля отражению, протягивая руку к темному дверному стеклу. - Как же я не хочу… - пожаловалась сочувственно кивающей вахтерше, забирая ключ от кабинета. - Не хочу я… - затянула ту же песню вместо «здравствуйте» при входе в учительскую. И не допела. Никому не интересно было слышать это каждое утро.
В маленькой комнате с обшарпанными креслами и круглым столом посередине было тесно от дам постбальзаковского возраста. Потревоженный улей гудел на разные голоса. Разговор, как обычно, вертелся вокруг последних новостей. - Вы слышали, Фурсенко… - …новые стандарты… - …будет вам бесплатное образование… - …церковно-приходская школа… Вежливо улыбаясь, Полина протиснулась к окну, стараясь не глядеть на стенды с объявлениями и приказами: меньше знаешь – лучше спишь. Про что-то важное ученики и сами расскажут. Непостижимым образом они всегда все узнают первыми. - … увеличить количество детей в классах… - … за такую-то зарплату… - …посадить бы его в 8а!... - … сплошная безнаказанность… Поля достала журнал из шкафчика и попыталась улизнуть, пока никто не вспомнил, что она и есть классная этого 8а. Тридцать четыре человека. Два второгодника. Парт и стульев хватает на всех, только если кто-нибудь болеет. Два шага в сторону двери - и на пути выросла химичка Надежда Александровна. Из-под очков фанатично блеснули возмущенные глаза. - Полина Павловна! Я хотела вам сказать… С этим надо что-то делать… Они оплевали мне доску… А еще… Полина кивала и думала, что не случайно она так не любила в школе химию. Вот и детям ее тоже передалось. - … что Аня Жукова совсем распоясалась. Вчера на уроке на мою просьбу доказать, что в состав сахара входят три разных атома, она ответила … мне даже неудобно повторять… «Бля буду». - Какой ужас, - только и смогла ответить Полина и на всякий случай закатила глаза. - А Петряков… Вы знаете, он просто неадекватен… Он садится за последнюю парту и падает со стула. Понимаете? Постоянно падает… - Вы совершенно правы, Надежда Александровна, - возникшая невесть откуда верная подруга Женька под локоток оттащила химичку в сторону. - Дисциплина в 8а страдает, а дисциплина – это что? Это главное. Поэтому не сотрясаем воздух, а пишем докладную на имя классного руководителя. Затем идем к завучу, требуем собрать совет по профилактике… Когда Женька увлекалась, она начинала тарахтеть без пауз между предложениями и словами. Ученики, любя, называли ее Джек-пулеметчик. Химичка, как завороженная, смотрела Женьке в рот, а та, продолжая наставлять, обернулась и скорчила Полине рожу. Дважды повторять не пришлось.
В кабинете, стоя перед видавшим виды зеркалом, Поля попыталась придать себе солидности. Поморщилась, расчесывая спутанные пряди: школа стояла почти в степи, и ветер безнаказанно расправлялся с любой, даже тщательно налаченной, прической. Подумала, что поход в парикмахерскую больше нельзя откладывать: корни уже темные. Поправила поднадоевший костюм, в который раз позавидовав Женьке: ей-то можно и в брюках - руководитель театра, богема, - а тут ходи весь год как Мэри Поппинс! Напоследок окинула себя придирчивым взглядом и сделала строгое учительское лицо: ну, что ж, начнем, пожалуй.
Первым уроком была литература в десятом. Вежливые дети клевали носом, но делали вид, что им ужасно интересно, почему Болконский влюбился в Наташу. Невежливые слушали плеер и играли с телефоном. Урок был похож на футбол в одни ворота. Вопрос учителя - минута скорбного молчания – ответ учителя. И так – пока не надоест. Шизофрения. Можно было бы, конечно, показать вежливым отрывки из кино. Но в школе, увы, был только один ноутбук, на котором завуч любила работать дома. Да и колонки уже давно сгинули где-то в бухгалтерии. Хлопнула дверь, и народ разом проснулся в ожидании бесплатного шоу. На арене - улыбающаяся крыса Лариска в белой медицинской шапочке. - Не обращайте на меня внимания. Продолжайте. Я просто вшей проверю. Было в этом разрешении что-то иезуитское. Одно удовольствие послушать о первом бале Наташи Ростовой, когда в голове соседа разыскивают кровососущих! Поля замолчала и с чистой совестью стала ждать звонка. Смотреть на портреты писателей было скучно и почему-то стыдно, а за окно, наоборот - намного интереснее. Казалось, что трехлетний вундеркинд склеил небо из кусочков разноцветной бумаги - такое оно было рваное, бахромчатое. Нежаркое еще солнышко жмурилось и обещало, что весна все-таки наступит. А следом придет отпуск…
Забежала девочка-дежурная: - На перемене совещание.
Директор, как всегда, был многословен и витиеват. Смысл его пространной речи сводился к тому, что снег растаял, обнажив, хм … («Весна покажет, кто где срал», - негромко произнес кто-то из физруков) Обнажив, в общем. А значит, нужно срочно выходить на пришкольный участок и окапывать, сгребать, жечь… Последнее, судя по всему, страшно понравилось Женьке. Потому что она раза три переспросила, как жечь, чем и где. Больше никто энтузиазма не проявил. Классное руководство школой не оплачивалось. Администрация считала, что главное в образовании – дети, а зарплата – дело десятое.
Полина впустила восьмиклассников в кабинет и, ни на что особенно не надеясь, сообщила: - Нужно выйти на участок. - Мы не обязаны, - привычно откликнулись восьмиклассники. - Детский труд незаконен! Пришлось переходить на язык товаро-денежных отношений: - А за оценку? Такой поворот учеников устраивал больше: - Только по русскому! - И на уроке! - И за пятерки! Выбора у Полины не было. Отправлять детей на участок что гусей дразнить: неминуемы звонки в ГорОНО от возмущенных родителей. А не отправлять – на ближайшем совещании директор будет глядеть мимо нее и громогласно страдать: «Кое-кому в коллективе совсем не знакомо понятие «честь школы»!» Еще неизвестно, что хуже. До сих пор на нее зубы точит за отказ делать ремонт в кабинете… Решила идти. Восьмиклассникам что Бунин, что Куприн – все едино. А тут солнышко.
Ученики бродили по участку, как неопытные грибники: выгребать листья из кустов никому не хотелось. Наиболее закаленные побросали куртки в большую кучу и устроили бои на граблях вопреки всем правилам техники безопасности. Петряков успевал и сгребать полусгнившую листву, и щедро осыпать ею одноклассниц. Те визжали, орали, что он дурак, но были страшно довольны.
Подошла Женька. Прямиком из столовой: с коржиками и новостями. - Слышала, новая волна сокращений начинается. Техничек убирают. Говорят, учителя теперь сами полы будут мыть. Полина слушала в пол-уха. Все мысли крутились вокруг того, что гастрит при таком питании неизбежен. - Фы шлушаешь, неф? – Женька умудрялась говорить и жевать одновременно. - А как же театр твой? - Ха. Его в первую очерефь. Кому нуж … Петряков, ты сейчас довыпендриваешься! Руками все убирать будешь! Поля вспомнила утренний разговор в учительской и подозвала взмокшего от усердия Петрякова. - Ром, ты чего на химии со стула падаешь? Вестибулярный аппарат расшатался? - А че? – второгодник Роман Петряков никогда не сдавался без боя. - Она же злится. В смысле, Надежда Александровна злится. - Она всегда злится. - Ну, падай на моих уроках, если без этого никак. Я не буду внимания обращать. - А зачем тогда падать? - Но ведь она учитель… - Петряков, - вмешалась Женька, - тебе жить надоело? Тебе классный руководитель русским языком сказала: не падать. Понял? Повтори. - Евгения Петровна! А можно к вам в театр записаться? - Петряков, не финти. Сказать нечего? - Почему нечего? Вы очень красивая. И вам джинсы идут. Женька замерла на секунду: - Иди отсюда, ценитель! - а потом, отвернувшись, долго давилась беззвучным смехом.
На третий урок пришли пятиклашки. Полина любила работать с этими смешными Незнайками, Пончиками и Торопыжками. Пожалуй, это были единственные среди ее учеников, кто не ржал всякий раз, произнося словосочетание «второстепенный член». Поля решала с ними кроссворды, играла в грамматический «морской бой» и лото. И радовалась, как девчонка, когда очередной диктант ее ученики писали без двоек.
Сегодня перед «пятаками» стояла сложная научная задача: выяснить, в родстве ли находятся слова «шарманка» и «шаурма». Порадоваться не получилось. Минут через пятнадцать после звонка в класс заглянула «мамашка». Мама Гриши Кротова. Полина нехотя вышла в коридор. Еще не понимала в чем, но знала, что придется оправдываться. Родительница стояла у подоконника. Холеная женщина. Уверенная в себе. Очень уверенная. - Полина Павловна, почему у моего Гриши «два» по диктанту? Поля глотнула воздуха. Вот так. И неважно, что у тебя урок и что дети в классе могут поубивать друг друга. - Может быть, все-таки на перемене? - Простите, но у меня нет времени. Так почему у моего сына двойки по русскому? Времена, когда подобный вопрос задавали учителя, миновали давно и безвозвратно. За полгода работы в школе Полина усвоила это четко. - Наверное, потому, что он плохо готовится. Последний диктант вообще был «домашний». - Ну, значит, оставляйте его после уроков. Занимайтесь. Подтягивайте. Это ваша работа! Слова бились о стекло, возвращались, резонировали. Хищно смотрели кошачьи глаза: «Попробуй возрази». Ну, как объяснить, что ее сын просто неразвит? Что в восьмом классе он читает по слогам? И вина в этом только их, родителей? Полина с тоской подумала о Женьке. У той голос был как иерихонская труба. Потоком воздуха собеседника относило к противоположной стене. И возвращаться оттуда он уже не торопился. - Хорошо. Мы постараемся.
Четвертый урок был самым отвратным. Девятый «б» авторитетов не признавал в принципе. А уж на вчерашнюю студентку чихать хотел с любой дистанции. Полина подозревала, что ей, неопытной, выпускной класс доверили только потому, что с «бэшками» никто не хотел иметь дела. Пугать их оценками было делом бесполезным. В первой четверти Поля наставила двоек всем прогульщикам и лоботрясам. А потом директор вызвал ее к себе и долго распекал за то, что она снижает общий показатель успеваемости. Пришлось взять журнал и переправить все двойки на тройки. Терла и ревела от унижения. Но даже не это пугало больше всего. Кошмаром девятого «б» был оболтус по фамилии Веселкин. Влад Веселкин, и вправду, грустил нечасто. На уроках обычно не появлялся, но уж если изъявлял, так сказать, желание… Лось под метр семьдесят. Шептал с задней парты так, что рядом с Полиной дрожали стекла. За спину она его не пускала. Всегда казалось, что он однажды рубанет ее, как Раскольников старуху-процентщицу. И если топора не найдет, все равно рубанет.
Вот и сегодня Веселкин пребывал в отличном настроении. Пол-урока обнимался с разомлевшей одноклассницей. Иногда отвлекался, чтобы проорать что-нибудь на соседний ряд. Пару раз просил разрешения выйти и возвращался довольный, источая табачные запахи. Поля старалась не обращать на него внимания. Темой урока был Блок, и она, забыв о программе, читала «Скифов» наизусть. «Варварская лира» по-особому звучала здесь, среди варваров, никогда не бравших в руки книгу без принуждения. Гортанными криками, ржаньем лошадей, свистом плети. И лица учеников становились скуластыми, а глаза раскосыми, пахло костром, и луна плыла в черном дыму пожарищ. Такого в девятом «б» еще не было, и даже те, кто имя Блока слышал впервые, умолкли, чтобы узнать, чем закончится кровавая оргия. «И мясо белых братьев жарить!..»
В недрах чьей-то сумки зазвонил телефон. Поля подождала. Обычно такой паузы хватало, чтобы хозяин с напускным выражением раскаяния его отключил. В этот раз хозяин объявляться не торопился. 50 Cent надрывался изо всех сил. Предлагал найти его, пробежаться по рядам на потеху публике. Женька в таких случаях говорила: - Не поняла! Поля даже и не пыталась. Для таких слов голос нужен особый. Низкий. С оттяжечкой. Чтоб как хлыстом. А у нее вечно не приказ – вопрос. - Веселкин, твой телефон? Веселкин радостно улыбнулся в ответ: - Что вы, Полина Павловна, как можно? Поля подошла ближе. «Бэшки» завозились, устраиваясь поудобнее. Жаждали если не хлеба, то зрелищ. - Что ты врешь? - Ой, и правда, мой… С придурковатой улыбкой Веселкин полез в карман, и 50 Cent затих в ту же минуту. - Давай дневник. Класс засмеялся. У Веселкина не то что дневника, сумки с собой не было, чтобы его носить. - Тогда выйди из кабинета. - А директор запрещает выгонять учеников во время уроков. Полина резко развернулась и пошла к доске. Ей казалось, что все до единого веселятся за спиной и показывают на нее пальцем.
Грянул звонок, и «бэшки», не дослушав домашнего задания, устроили пробку в дверях. Веселкин снисходительно ждал, когда можно будет пройти. Поля смотрела в окно. Когда-то давно ей рассказали, что страх и беспомощность имеют собственный запах. Тот самый, на который кидаются собаки и рвут на части… Тот самый, что пьянит уже и этих ребят. В следующий раз они придут сюда не учиться, а охотиться. На нее. На Полину. С веселым улюлюканьем загонят за флажки и станут наблюдать, как она мечется внутри замкнутого круга. А потом пристрелят. - Веселкин, задержись! Тот нехотя повернулся в ее сторону, потоптался на месте. Кто-то из убегающих крикнул: «Не ссы!», кто-то загоготал. - Ты не желаешь извиниться? - А что я сделал? - Ты сорвал урок. - Я не срывал. - Разумеется. И телефон не твой? - Мой! Мне мама позвонила. Нельзя, что ли?! - Веселкин, я напишу докладную! - За что?! - За то, что сорвал урок!! - Я не срывал!! - Я еще объясняться перед тобой буду?!!! - Да я ничего не сделал!!! Поля дотронулась пальцами до висков. - Тогда я вызову твоих родителей. - Ага, хер вам!
Полина никогда не задумывалась, какого цвета глаза у Веселкина. Наверное, потому, что никогда не видела их вблизи. Надо же, глаза были голубые-голубые. И странно испуганные. Веселкин поморгал и как-то судорожно сглотнул. Полина перевела взгляд и удивилась, что ее пальцы что-то делают на чужом горле. Пошевелила, легонько надавила на кадык. Веселкин молчал. И тут как обухом по голове: она ведь чуть не убила своего ученика! Медленно, очень медленно Поля опустила руку. Запихнула на всякий случай в карман пиджака. И каким-то не своим, свистящим шепотом, задала последний вопрос: «Ты все понял, засранец?»
К своему столу Полина вернулась не сразу. Присела, обхватила руками голову, не заметив, как веером слетели со стола тетрадки с «Сумерками» и котятами на обложке. - Ты чего чай пить не идешь? Женька никогда не сидела на стуле, как все нормальные люди. Забиралась на парту и болтала ногами. - А чего с Веселкиным? Летит по коридору аки Бэтмен. Глаза круглые, морда в пятнах. - Я его чуть не придушила… Женька соскочила с парты и направилась к шкафу. В полной тишине слышно было, как забористо булькает вода. - Я так понимаю, это не оборот речи. На, попей. Дверь с грохотом распахнулась, и в кабинет ввалилась ватага с куртками, рюкзаками и хорошим настроением. - Можно сумки положить? Женька раскинула руки навстречу. - Ребята, подождите, пожалуйста, за дверью. До звонка. Остановить ватагу мог только ядерный взрыв. Нет, серия ядерных взрывов. - Мы только сумки положить… - Ребята. За дверью. Подождите. - Ну, сумки… - Вы глухие, что ли?! Вам сказали: за дверью!
Полина допила и очень спокойно сказала: - Мне нельзя работать в школе. Женька скучно покачала ногой: - Да брось ты. Нашла из-за чего переживать. Еще бегать за тобой будет и в глаза заглядывать. - Так нельзя… Это последнее… - Подумаешь. Я тоже по губам бью, когда при мне матерятся. А физруки, по-твоему, с ними особо ласковые? - И вы … тоже? - А что делать, если они только силу признают? Нянькаться? - Ты не понимаешь… Я ведь даже не помню, как это сделала. - Удивила. Вот когда ты ключом от квартиры начнешь кабинет открывать… В Штатах учителей, между прочим, не допускают к даче показаний. Считают неадекватными. Уелкам! - А ты сколько лет работаешь? - Десять. - И до сих пор не свихнулась? Дверь снова хлопнула. Вместе с раскатами звонка в класс внесло давешний табор. Полина смотрела на Женьку и ждала ответа.
… Дома Полина разревелась. В который раз. - Уходи ты с этой работы, - просил муж. – Ну, сколько можно нервы мотать? - А пя-ти-клашки? - всхлипывала Поля. - Знаешь, как с ними интересно? Один такое сочинение по картине написал! - Один! На сотню! А остальные девяносто девять? С ноги бить их будешь? Как твоя Женька? Поля подавленно молчала. Ночью ей снился кошмар, что она никак не может успокоить детей на уроке. Полина кричала и не слышала сама себя. А ученики болтали, курили и дрались, не обращая никакого внимания на ее жалкие призывы к порядку. Затем из-под парты вылез директор и гнусным голосом Коровьева произнес: «Антракт, негодяи». Поля открыла глаза. «Да что ж я мучаюсь-то? Завтра же подам заявление об уходе. Провались они все». И как телеканал переключила. Вокруг звенела колоколами таинственная Прага, куда с мужем ездили в свадебное путешествие. И дрессированный попугай тащил билетик на счастье. И пятиклашки, почему-то все ставшие ее детьми, кричали: «Горько!» и подбрасывали вверх лепестки роз. А Поля плакала. Сама не зная почему.
социальное. трудно быть богом и учителем тем более. и это современная школа. а вот тут дорогой автор простой пример почему нельзя растить принцев и принцесс. потому что дисциплина растет из семьи. издевались и мы над учителями. особо слабая, по русскому была марфуша. что она терпела. но она временная была. учитель непреклонный авторитет. щас же как я уже наслышан родители давя на учителей, ювенальная юстиция. детям нельзя работать. в первую очередь детвору и стоит заставлять трудиться. труд это дисциплина и стремление к намеченной цели. нас не спрашивали хотим мы копать или нет. но я щас вспоминаю что наш троешник, был на голову выше нонешних пятерошников. аа в плане стилистики и прочей лабуды. тут без замечаний. и рассказ единоразовый я так понимаю. читается с интересом. сопереживаешь.
Действительно, самый обычный день из жизни современного учителя) По этой причине я и не пошел работать в школу. Написано очень хорошо, но в плане сюжета нет ничего необычного, по крайней мере, для меня)
Действительно самый обычный случай. Никому нет дела до адская труда учителей. Вроде вещь обычная, жизненная, но очень важная. Такими темпами нас просто никто не будет учить, все уйдут, как Полина. Жуть. Сам стиль написания захватывает простой и понятностью, это безумно радует. В общем мне все понравилось!
Всегда, когда начинаю читать произведение - смотрю на стилистику. У автора она потрясающая - ничего лишнего, никаких пустых витийствований, но язык при этом очень живой и изящный. Читается произведение приятно и легко, несмотря на то, что проблема затронута сложная. Отдельное спасибо за сюжет))) очень понравился. На 5+.
А вот и я! Я Горностай... И прежде чем приступать к оценкам расскажу случай из жизни. Однажды, довелось мне (ГОРНОСТАЮ) быть в роли преподавателя 8-9 классов, экономической дисциплины. Такое в общем задание от инста. Так вот. Прежде чем нас допускать до самой преподской деятельности (нашу группу избранных товарищей), господа психологи провели с нами беседу. В итоге они сказали нам такую вумную вещь: самый сложный класс - 5! 8-9 - несмотря на их переходные возраста и тому подобные ужасти, они не самое страшное. Почему 5-й сложен? Потому что - 5-й класс - невидимая планка, которая вдруг поднимает на более высокий уровень. Не малолетки, не первоклашка, а СТАРШЕКЛАССНИК! В общем на каком-то подсознательном уровне все это делает детей чересчур уверенными в себе. Может товарищи психологи специально так сказали, чтобы мы "зеленые преподаватели" не раскисали. Так вот. У тебя в описании 5-й класс получился ути-путички. Я скажу сразу. Если сравнивать сюжеты, например "обычной истории" и "проклятого старого дома", то дом выигрывает. Здесь мы видим достаточно стереотипную молодую учительницу, у которой есть храбрая подружка (есть к чему стремиться). И вся она в себе забитая. Однако автор опровергает все стереотипы одним махом: Полина перевела взгляд и удивилась, что ее пальцы что-то делают на чужом горле. Пошевелила, легонько надавила на кадык. А она вся такая милаха его глаза рассматривает! Вот за что я люблю главных персонажей Бендера, так за их двусмысленность! РоботБендер, я читал три твои произведения (нет четыре, но четвертое - что-то небольшое). Так вот... все описанные тобой милые барышни - как одна, Золушки с душой Решительной Стервы. Или наоборот Решительные Стервы с душой Золушки. Не суть важна. Важно то, как это играет на произведение. В этом случае, мы видим съехавшую с катушек Полиночку, которая своими руками... вот этими беленькими, хрупенькими, чуть ребенка не придушила. РоботБендер... а название точно "Обыкновенная История"? Обыкновенная история, это когда ученики вовсю издеваются над учителем, потом выкладывают это на ю-туб.ком, и после этого начинаются судебные разбирательства. Не... у тебя далеко не обыкновенная история. Ты показала нам смелый поступок "слабой" женщины. Я уверен, что многие схожие по описанию с Полиной учительницы, просто жаться в углу и все терпят, воспринимая за наказание Божье. Мои оценка - 5!
Очень здорово написано. И что важно, интересно читать. Обычно бросаю на втором, максимум третьем абзаце, в лучшем случае бегло просматриваю до конца ,легко перескакивая через пяток, другой предложений. Здесь дочитал до конца, получив при этом немалое удовольствие. Сейчас ещё приведу дочку-школьницу, пусть оценит.
Очень интересно. Я всегда думала, что учителя, которые еще не утратили способность чувствовать, периодически испытывают бессилие, отчаянье или даже апатию. Мне кажется, что в школе могут работать только люди очень редкого склада.
Рассказ очень понравился. Поначалу решила, что будет скучноват, но прочитала на одном дыхании. Мне очень близок сюжет, потому что я работаю как раз в такой школе и день этой молодой учительницы очень похож на мой собственный. Рассказ оставил отпечаток грусти, что скоро мне предстоит еще год такой жизни и что к сожалению в своих чувствах я не одна. Спасибо автору и дальнейших творческих успехов!
"Ну и о чём это?" - такой вопрос я задал, прочитав. В том-то и дело, что ни о чём. Нет в этом рассказе ни вселенской мудрости, ни интересных мыслей, ни залихватского зубодробительного сюжета. Есть лишь невнятная жвачка, завуалированное нытьё касательно предмета, над которым нынче модно ныть. Так какого ж дьявола меня, урода и циника, так взяли за жабры проблемы, кажущиеся мне с моей высокой колокольни мелкими и ничтожными? А такого, брат, что это литература, в этом-то и состоит её миссия и её задача. В том-то и дело, что это "один день Ивана Денисовича", дневник никому не интересного человека, страница сто пятьдесят шестая. Обычный день, обыкновенная история, маленький кусочек серой и ничтожной жизни. И автор делает на это упор во всём, начиная от заглавия, кончая последней точкой. Автор и ставил себе задачей сделать неинтересно, как ни парадоксально звучит сие в наших литературных палестинах. И он это сделал.
В общем, почту за большое удовольствие внимательно препарировать сей рассказ и взять многие моменты на вооружение. И да, рейтинг.
Обыкновенная история, удачно подмечены многие эпизоды, вспоминается кое-что из школьного и студенческого прошлого. О героях: учительница такое впечатление, что перекочевала из "Свадьбы" сюда, только там мы видим счастливую женщину, а здесь надломленную. Но ведь семья и работа - две разные ипостаси. так что счастливая жена очень даже может иметь неприятности на работе. Ощущение, что через этот рассказ раскрываются другие стороны той же героини, жалко ее. И еще мне почему то кажется, что не сменит она работу, какая - то безнадега сквозит в тексте. Веселкин - очень показательные персонаж, такие в каждом коллективе встречаются, включает дурака, чтоб постебаться над учительницей, подоводить - вполне натурален. Эмоциональный пик, сцена удушения не многословная, но очень яркая. Работа удалась, цепляет, заставляет задуматься, посочувствовать, позлиться. Язык простой, легкий никаких перегибов и прочих непоняток, читать одно удовольствие.
Обыкновенная история… Знаешь, такие тексты, пожалуй, комментировать сложнее всего. Вроде не соцреализм, но и ругать тебя за засилие бластеров и космокрейсеров не получается. О том, что язык хороший, увлекает, не оторваться от текстов, уже говорили тебе много раз. Продуманные диалоги, похожие на жизнь, да. Реалистично нарисованные детишки, да. Героиня хороша. Аморфная и слабая. Читаешь, как она мучается и всё внутри буквально кипит. Читатель всегда ставит себя на место главного героя, когда он (или она) поступает сообразно воли читателя, всё хорошо, текст приятный, читается мило. Редко бывает, что герой делает всё специально для того, чтобы раззадорить читателя, не так как надо, унижая своё достоинство, вяло, не по-книжному. Тогда такая интересная волна в читателе поднимается. Нежелания читать, желания читать. Крики "Дура!". И даже, желание написать свою собственную версию. Елена, если у ты станешь всемирно известной писательницей, фанфиков по тебе будут много писать. Серьёзно, стиль располагает. Что же касается идеи. Я с этой тематикой знаком, приходилось достаточно большие классы усмирять. Правда было это всё в частном колледже, в котором все предписания чиновников и страдания директора не указ. Но есть у меня ощущение, что работай я в школе, как-то обошёл бы эту проблему. Да и тот класс, в котором я учился, конечно, тот ещё в плане дисциплины был, да, варварами мы были, на уроках литературы особенно. Но что-то в нас вбили, как-то появилась культура. В общем текст хороший. В школьную программу в этот вот самый пятый класс включить было бы неплохо. Думаю, все учителя России будут единогласно за. Уверен, что многие, может и сам автор, с радостью поругают действующие порядки, всплакнут по советской системе образования. Скажут что-то про тупых идиотов, которых воспитывает такая школа. Особо впечатлительные могут нарисовать тенденцию. Не хочу подробно говорить об этом, это уже почти политика. Просто выскажу частное мнение о том, что социальную важность указанной в тексте проблемы люди на словах склонны преувеличивать, на делах – как всегда. Я предпочитаю наоборот. Так что текст живой, текст жизненный, текст имеет право на существования, имеет ценность и нагрузку, в тексте много интересных приёмов, но пока он ближе к публицистике, чем к литературе. Как показывает опыт Солженицына, получить Нобелевскую премию это не помешает, но.
Буду банален, но читать и правда удовольствие. Отличный рассказ, тема всем знакомая. И если детьми эту проблему воспринимали с одной стороны, то слегка повзрослев, есть возможность глянуть с другой. От этого рассказ становится вкуснее: понимаешь и проблемы детей, но и на стороне учителя по понятной причине. Радует, что есть сдвиг в характере у героини. Изменения. Это плюс. Атмосфера передана отлично, у школы свои приколы, посмеялся над фразой "бля буду" ^_^, хоть и очень детский прикол, но вспомнилось... Конфликт. Ну, школа без него никак. Да не знаю больше что сказать! Когда хорошо написано, совесть не позволяет искать ляпы
Вкуснятина. С одной стороны: "Вот какие эти дети!" а с другой: "ничего, есть у нас хорошее подрастающее поколение". Ел буквы, как вкусно сваренные макароны: просто, но очень вкусно) Только вот одно: как мне показалось, Полина молодая, да? Молодых и настолько честных, как она, весьма мало, что придает ее образу толики нереальности, но это только мое мнение.
Хороший рассказ, читается на одном дыхании. Да тут и придраться не к чему, все живо по настоящему. Диалоги отличные, видно что автор знает о чем пишет. Спасибо!
Правильно говорит Никитин - главное: пишите хорошо, и вас будут читать.
У вас это получается. Писать так, чтобы читали. О том, что будут читать. И это приятно.
Школа - дело такое. Всем близко, всем понятно. По законам распределения общества, в каждом классе есть бандиты, есть середнячки, есть ботаны. Потому о школе писать легко с той точки зрения, что любой читатель встретит там себя или своих бывших одноклассников. А может, какую-нибудь учительницу.
Писать мне, на самом деле, здесь почти нечего. Во-первых, многое уже сказано. Во-вторых, придираться не хочется. Главная эмоция, которую вы вызвали "Обыкновенной историей" - неприязнь к Полине. Даже не к классам разгильдяев и хамов - это становится правдой жизни. Именно к руководителю, человеку не на своем месте. Романтичные натуры частенько мечтают быть учителем русского языка и литературы, забывая о том, какой набор личностных качеств нужно иметь для успешного преподавания.
Перед "историей" я прочел "Проклятый старый дом". Комментировать отдельно я его не буду, потому как там тоже много чего сказано, а написано очень хорошо. Почему вспомнил: очень похожие героини. На уровне восприятия - один в один. Вроде бы разные работы, разная личная жизнь, ценности - а такие похожие! Это, пожалуй, минус либо тому рассказу, либо этому.
Придираюсь, наверное. С технической точки зрения все отлично. Со стилистической - узнаваемо. С персонажной - стандартно. С юмористической - хорошо.
Главное, что вам удается задевать в читателях какие-то струны.
Ну что же обычная работа про профессиональное выгорание молодых учителей в среднестатистической средне образовательной школе. Проблемы уже приевшееся и широко известные. Все, начиная от милых деток заканчивая не мене милыми коллегами и безусловно мы не обошли вопрос о скудной зарплате и альтруизме. А нет. Забыли о одном товарище – школьном психологе или соц. работнеке. Или их попросту тут не было? Если не изменяет память, псих служба должна быть в школах. Хотя у кого на нее есть деньги. Правда, у вас автор в таких вопросах развязаны руки… Да и классы, 8, 9 и 5. Выбрали не ахти, если честно. И ежику будет ясно, что в 8 и 9 кассе не до высоких материй, что так старательно преподносят им учителя. А пятый класс, еще более мене, ну да коне что же найти мальчонку восьми – девяти лет от роду, что материться как сапожник при желании можно, правда это уже совсем другая история, хотя и ее не следует забывать. Очень интересным место было момент, когда вытащили на участок. Если честно на моей памяти такого не бывало. Сама по себе главная героиня, кажется на первый взгляд, хрупкой и несчастной. Но честно отойдя немного и вспоминая все что было в школе. Хочется только сказать – истеричка и дура. Истеричка, так как не сумела совладать с собой. А дура, что не может защитить себя. Хотя это лишь мое ИМХО. И большое спасибо что не грохотали Ушинским, Макаренком и Сухомлинским.
И, кстати, сцена "удушения", написана совершенно замечательно! Это и есть мастерство, на мой взгляд - когда слов используется мало, но эмоциональная сила описываемого момента все-равно велика....
Рассказ мне очень понравился! Думаю, он не столько о работе в современной школе, сколько о добром мягком человеке, который оказавшись в сложных шумовых условиях) испытывает жестокий стресс и переживает тяжелейшую адаптацию. Думаю, что за дымовой завесой тихого голоса и робкого поведения, в этой учительнице все-таки сидит сильный характер, который рано или поздно примет верное решение - остаться и учиться быть жестче здесь, или же уйти, чтобы «закаляться» где-нибудь в другом месте в более щадящем режиме. Думаю, останется :-)