Как сказала когда-то моя бабушка: "именно вера даёт крылья нашим душам".
На горизонте медленно догорал закат. Он переливался всеми цветами радуги, а облака были похожи на огромных ярких птиц, что устроили в небе догонялки. Отсветы заходящего солнца сверкали в вечерней росе, словно россыпями бриллиантов покрывая траву на холме и полях. Тихо, как будто переговариваясь между собой, шелестели кронами деревья в роще неподалёку.
Тихо. Спокойно. Склонился братец День перед сестрицей Ночью. Но сегодня племени Ило было не до сна. Мужчины, женщины, старики и дети, одетые в необычные яркие наряды из разноцветных перьев и шапок, похожих на головы птиц, разговаривая и весело смеясь пришли на вершину холма. Каждый из них принёс по большой охапке хвороста. Костёр должен был быть таким высоким, чтобы пламя достало до самых небес, и таким ярким, чтобы все духи мира его заметили.
Лишь одна девочка была невесела. Стоя недалеко от начинающего разгораться огня, она всем телом прижималась к старушке, обхватив её ручками, и прятала заплаканное лицо в перьях костюма.
– Бабушка, тебе не страшно? – тихо спросила девочка, и подняв голову взглянула в светло-серые глаза старушки. Лицо бабушки казалось наполненным каким-то особенным светом и даже морщины стали не так заметны.
– Где есть вера, нет места страху, – ответила та, погладив внучку по длинным чёрным волосам. – Ты скоро это поймёшь, Аина. Всё будет хорошо, не плачь.
– Но как можно верить в то, что будет? Ты ведь... Уходишь насовсем! Оттуда ещё никто не возвращался...
По щекам Аины вновь покатились слёзы, а старушка кряхтя села на траву, увлекая внучку за собой.
– Я верю в это, потому что когда-то тоже была на твоём месте и видела, как душе моей бабушки Великий Дух дал крылья, превратив её в птицу Аруд. Это было так красиво!
– Но зачем тебе уходить именно сейчас? – всхлипывая и вытирая слёзы ладошками спросила девочка. – Я ведь останусь совсем одна! Папу и маму унесла река, а теперь и ты уходишь! Зачем?
– Детка, ты никогда не будешь одна! Наше племя – большая семья. Они обязательно о тебе позаботятся! А мне правда пора. Старая уже и болезнь меня одолевает. Больно мне стало жить в этом теле, внучка. Очень больно. Пора освободиться.
– А если что-то пойдёт не так и вступив в огонь ты не вознесёшься? Вдруг тебе станет ещё больнее? Я слышала, что такое может произойти!
– Аина, именно поэтому я хочу попросить тебя, – бабушка положила руки внучке на плечи и взгляд её посерьёзнел, – не сомневайся. Верь в меня. И верь Великому Духу. Таким образом ты очень мне поможешь! Этот ритуал не только мой. Он, общий, детка. От каждого, кто здесь присутствует, зависит, дадут ли мне крылья и новую жизнь среди небесных птиц.
Старушка вдруг вздрогнула, словно что-то услышала и подняла голову, всматриваясь в небо.
– Ты видела, на кого сегодня похожи облака? Они ждут меня... Пообещай мне Аина. Пообещай верить.
– Обещаю, – прошептала девочка и улыбнулась глядя на бабушку, которая вся светилась от какого-то неведомого счастья, переполняющего сейчас её душу.
Последние лучи с ярким зелёным отблеском, на миг прорезавшим небосвод, покинули землю, уступая место луне и звёздам. Пришло время и ритуал начался. Ярко взвилось в небо подкормленное огненной водой пламя, и окрестности огласил стук барабанов, бубнов и громкое пение. Перезвон колокольчиков, висящих на одеяниях, взметнулся в воздух вместе с телами людей, что сейчас перестали быть похожи на человеческих существ. Они словно вторя языкам пламени танцевали, извивались и как птицы, расправляя крылья привязанные к рукам, взлетали к небу в невероятно длинных и высоких прыжках.
– Мне пора, – шепнула бабушка Аине и поцеловала её в лоб. – Иди в круг, станцуй со мной мой последний танец.Старушка с трудом поднялась и подойдя к соплеменникам хромая вошла в центр круга. Люди слегка отошли от костра, дав Старой Матери, как её почтительно называли, место для танца. На миг барабаны стихли, всё вокруг замерло. Она закрыла глаза, подняв руки над головой, вдохнула полной грудью и буквально взлетела вверх в прыжке, что начал её прощальный танец. Тут же барабаны вновь зазвучали подхватывая ритм и соплеменники продолжили движение.
Аина вошла в круг с удивлением наблюдая, как бабушка, только что еле передвигавшаяся, с лёгкостью выполняла все движения, словно молодая. Но в следующий момент танец захлестнул и девочку. С восторгом и страхом она смотрела как будто со стороны, как её тело, похожее то на язык пламени, то на змею, то на птицу движется вместе со всеми вокруг костра. Словно духи природы танцевали с людьми, в их телах.
Бубны и барабаны стучали всё быстрее, движения людей становились яростнее и вдруг всё замолкло и замерло на мгновение. На горизонте посветлело, словно солнце проснулось и таки решило посмотреть что же происходит на земле, а небеса огласил громкий птичий крик. Аина взглянула на бабушку. Глаза Старой Матери горели ярким золотым светом, а лицо лишилось морщин и заострилось.
– Я верю в тебя бабуль. Я верю в тебя Великий Дух. Прошу, дай моей бабушке крылья! – прошептала девочка, приложила руки к быстро бьющемуся сердцу, а потом отняла их от груди и протянула золотоглазому божеству, что стояло перед ней в теле Старой Матери. Оно по птичьи склонило голову мигнув глазами, вмиг оказалось рядом, и коснулось руки Аины. По всему телу девочки расползлось приятное, успокаивающее тепло, а в сердце поселилось ликование яркое, словно свет солнца и жаркое, словно огонь костра.
В полной тишине Старая Мать развернулась и прыгнула в костёр, что тут же взметнулся до самых звёзд ревущим пламенем, похожим на огромную огненную птицу. Когда огонь немного утих, Аина увидела, что тела бабушки там нет. Разжав ладонь в которой что-то было, девочка обнаружила там небольшое золотое пёрышко, мягко светившееся в темноте ночи.
– Я сохраню его, а потом, когда проживу долгую жизнь и время моё настанет, мы встретимся, – тихо сказала девочка, глядя в небо на плывущее к светлеющему горизонту облако, похожее на птицу.
Наступил рассвет.
"На горизонте медленно догорал закат. Он переливался всеми цветами радуги"
И это начало произведения. Вы... не знаете, что такое "штамп"? Ну, как бы это всё. Я не могу читать дальше. А я даже не редактор, а просто читатель. Такие вот дела.
Мне очень понравился этот расказ! Он яркий и чувственный, атмосфеный, я погрузился в эту историю пока читал. Язык написания очень приятный и комфортный - легко идет. Спасибо Автору! Продолжайте☺
На горизонте медленно догорал закат - это -200 к интересу читателя. Даже Бунин и Пришвин не позволяли себе начинать рассказы с абзаца описаний, не говоря уже о Тургеневе и Толстом. И ладно бы описание - но на кой оно тут нужно? Оно не отвечает ни на один вопрос: что за эпоха, что за мир, что за климатический пояс? Дальше информации не прибавилось. Медленный закат - тогда где-то не слишком близко к экватору, средняя полоса. Яркие перья - наоборот, в средней полосе ярких птиц почти нет. Бубны, барабаны и колокольчики - вообще микс, который затрудняет определение хотя бы континента и тысячелетия, где это происходит. То есть литьем металла и перегонкой спирта они вроде как уже овладели, но при этом всё ещё на стадии язычества? И что у них там за язычество - тут вам и великий дух, и братец День, и духи птиц, опять же, ни туда, ни сюда. Закат, потанцевали, пара реплик, рассвет. Чёт быстро. Итого: какое-то племя в вакууме. Даже если это фентези, не хватает конкретных деталей, которые бы заставляли поверить в нарисованную вами картинку. Не все эти бриллианты на траве (что, у них и ювелирное дело уже развито, что такие сравнения?) и прочие описания красивостей. Ещё ваша маленькая девочка говорит не как ребенок, и уж точно не как ребенок из языческого племени.
Интересно, что вы всё-таки догадались, что это фэнтези...) Хотя там на самом деле достаточно указаний на это. Взять хотя бы старушку, что танцевала как молодая, или то, что от этой старушки не осталось тела, когда она прыгнула в огонь. Я не говорю о том, что в неё дух вселился с золотыми глазами, ведь в трансе шаманам могло показаться что угодно, не так ли? А насчёт описаний... Для меня всё ещё очень странно и непонятно, почему они, стоящие в начале, должны убивать интерес к произведению? Мы когда смотрим фильм, довольно часто тоже видим вначале природу или техногенный пейзаж. И что, разве это убивает интерес? У меня, как мне кажется, их достаточно мало. Даже можно было бы кое что добавить. Хорошо, я вам отвечу, на кой здесь нужны эти описания. Вы не думали, что стоило бы взглянуть на этот текст с более мифологической точки зрения? Здесь описания природы не имеют цели объяснить читателю, где конкретно всё это происходит, в каких широтах и так далее. Они нужны для другого. К примеру сравнение заката с радугой и росы с брилиантами должно показывать яркость восприятия. Когда человек находится в определённом состоянии и в единении с природой, то он подмечает любую деталь и она кажется ему невероятно яркой, и весь мир переливается и сияет всеми цветами радуги настолько сильно, что бывает больно глазам. И всё вокруг кажется понастоящему живым. Деревья, травы на самом деле перешоптываются между собой, готовятся к ритуалу. Потому, как ритуал и природа не разделимы. И сравнение облаков с птицами, вовсе не сравнение, а прямое указание на сюжет рассказа. Его надо воспринимать прямо и смотреть как фильм. Закат, ночь, и рассвет - это стадии ритуала и стадии жизни старушки. Закат - умирание, ночь - смерть и рассвет - новая жизнь. Старушка не просто умерла, исчезла или превратилась в перо, как говорил второй коментатор, а превратилась в одну из небесных птиц, которые видны, как птицы, состоящие из облаков, причём действительно всех цветов радуги. И вы правда думаете, что в современном мире не осталось языческих пемён и все либо атеисты, либо приверженцы какой либо мировой религии? Если это так, то это заблуждение. В мире достаточно язычников и достаточно различных культов и сейчас. Диалоги тоже тут не просто так. Они показываюют отношение действующих лиц к ритуалу и верованию. Девочка сомневается и боится, а старушка верит в полной мере и в итоге, когда девочка видит всё своими глазами, то тоже начинает верить. Надеюсь, я на все ваши вопросы по тексту ответила? Если есть ещё, задавайте. И спасибо за внимание к моему рассказу.
Если вам так нравится ваше произведение и описание в его начале - ну что ж. Дело ваше. Вы что-то себе представили такое, мифологично-фентезийное. Попытались это записать. Ваша фантазия легко дополняет ваш текст теми деталями, которые делают его приятным - для вас. А для меня нет. Я его воспринимаю с нуля, у меня ещё нет в голове ни ритуала, ни какого-то там племени, ни вот этого трепещуще-волшебного ощущения чего-то надвигающегося. Я ещё не знаю, что это фентези. В начале это с равным успехом может быть как фентези, так и записками путешественника/антрополога, так и абсолютно чем угодно ещё, судя по описанию. И вы суете мне в зубы абзац заката, в котором ничего не происходит, а я, если у меня есть хоть капля интереса к тексту, хочу знать, что происходит, о чем этот текст, а не смотреть буквы и читать описания безликой, аморфной природы и неба. Я ещё не знаю про ритуал, понимаете? Это описание для меня просто описание. Выдерните его из контекста произведения и перечитайте - ну как, само по себе оно вам интересно? Оно тянет на затравку произведения? Цепляет внимание? Если нет - перемещайте его туда, где читатель его проглотит по инерции, где оно будет работать на атмосферу, а не станет гирей на шее. А то вы хотите, чтоб я прочитала, внимательно прочитала, что облачка похожи на птичек, и не просто восприняла бы как метафору, а запомнила это(!), и потом, когда вы перейдёте к описанию их верований, вспомнила(!) о том, что там облачка на птичек похожи. Так что ли? _ Фильмы дело такое - пока все рассядутся, пока пакетики с чипсиками пооткрывают - там небольшая пауза в тему. _ Насчет девочки: Но как можно верить в то, что будет? Ты ведь... Уходишь насовсем! Оттуда ещё никто не возвращался - это просто комбо, в котором 100% автора и 0% девочки. Тут вам и прогноз, и обобщение, и сомнение в догматах, вдалбливаемых с детства. _ Не думаю я, что в мире не осталось язычников и племен. Просто разговаривают в них явно не так, как в московском офисе. _ Ваша задача как автора - написать так, чтоб вам верили. Чтоб верили в существование этого мира, а не в то, что это фантазия офисного планктона, все контакты с природой которого сводятся к поездке на дачу раз в год и отдыхе на море в отеле "все включено". Если вам приходится после текста рассказывать, что вы имели в виду - ну это просто плохой текст. Вопросов у меня нет и не было. Я говорю о том, как он был мною воспринят. Вы можете продолжать с пеной у рта доказывать, что ваш текст прекрасен, а можете делать выводы.
Дети могут разговаривать по разному. Если им к примеру 12 - 13 лет, то и довольно взросло. Я не писала, сколько здесь лет девочке. Насчёт всего остального, окей ваше мнение имеет место быть. Ничего доказывать больше не собираюсь, спасибо.
И да, забыла. Укажите пожалуйста места где именно девочка говорит не как ребёнок? Разве дети не впитывают всё, как губка и не могут говорить словами взрослых, подражая им? Я если чемтно, увидела более взрослый монолог этой девочки только в конце рассказа. В остальном, как мне кажется, вполне ребёнок и вполне из племени.) укажите пожалуйста. Возможно у меня глаз замылился.
История понравилась, хотя я отчасти согласен с критикой Qwerty. Мне тоже кажется, что текст только бы выиграл с некоторыми правками. Мнение моё и необязательно правильное. И кто про что, а Зорин о канцелярите. Вот есть момент с описанием: "Аина вошла в круг с удивлением наблюдая, как бабушка, ..." - если бы заменить отстраненно-холодное "наблюдая" на простое-человеческое "смотря, глядя", то разве текст бы не выиграл в душевной теплоте? Но это частности, а в целом, для начинающего автора, очень хорошо.
Раз уж допустима любая степень критики, до возможна и моя, токсично-субъективная. Все эти красивые фразы про "медленно догорал закат", "россыпи бриллиантов", оригинальные сравнения облаков с птицами -- образчик банальностей. Это словесный мусор. Когда люди говорят вслух, мозг сам собой подсовывает слова "как бы", "в общем" и прочую шелуху, чтобы заполнить паузу и связать мысли. А когда люди пишут "художественный текст", мозг аналогичным образом подбрасывает штампы. И точно так же, как собеседник пропускает мимо ушей слова-паразиты, читатель не замечает эти красивости. Потому что они бессмысленные. Они не добавляют ничего к идее, к сюжету. Читатель видит абзац с описаниями природы, и глаза сами собой скипают его. Закат, блин, на горизонте догорает. А где он еще догорать может? Над головой, что ли? Но этой несуразицы все равно никто не заметит. Потому что пропустит абзац целиком, не представляя себе никаких образов. Эти описания попросту разваливаются на отдельные слова. Закат. Горизонт. Радуга. Облака. Птицы. Солнце. Бриллианты. Кроны. Все красивые слова перечислены? Ок, идем дальше. Рассказ должен цеплять с первой строки. Никому не захочется читать текст, который начинается со слов "На горизонте медленно догорал закат". Я уверен, что даже вам. Но даже если бы захотел. История ни о чем. Атмосфера нулевая. Какие-то папуасы по поведению и разговорам нисколько не отличаются от шаблонных российских обывателей. Зачем это все? Для кого? Что вы хотели рассказать? Как бабулька в перо превратилась? И что? Какие эмоции я должен испытать? И почему? Слабо сделать так, чтобы все прям почувствовали себя на языческой церемонии, среди необычных для себя людей? Вы ведь уже, похоже, взрослая девочка. Хочется вам вот таким заниматься? Стоят того эти односложные похвальбы? Мой совет: либо не тратьте время, либо совершенствуйтесь. Так нельзя. Это дорога в никуда. А впрочем, поступайте, как хотите.
Спасибо за комментарий. Не берусь назвать это критикой, так как критика подразумевает под собой не только указание на ошибки, но и советы о том, как можно их исправить. А в данной ситуации вы даже не на ошибки указали, а просто высказались о своих предпочтениях, причём в довольно грубой форме. Поэтому и я отплачу вам той же монетой. Я вас не совсем, а вернее вообще не понимаю насчёт описания природы. Вам так не нравится природа? Опостылело видеть её через окно? Или из-за чего вы так, простите, взъелись? Мне просто интересно, вы читали классиков? Таких к примеру как Тургенев или Толстой. Если да, то должны помнить, что у них очень много описания природы, домов, внутреннего убранства. И именно эти описания позволяют глубже проникнуться атмосферой. Или вы бы им тоже сказали, чтобы эти "уже большие мальчики" больше не занимались такой дребеденью? Если вам не нравятся описания окружающего пространства, а нужна только информационная составляющая, то идите читать научную литературу. Зачем тогда вам художественная? А в прочем, как хотите. Вы же врослый мальчик и знаете, что вам нравится читать, а что нет. Это я сейчас в вашем же стиле отвечаю. А насчёт того, что вы ничего не поняли в моём рассказе... Так это закономерно с вашей нелюбовью к описаниям.Я не буду объяснять вам, как старушка превратилась в перо, так как этого в моём рассказе не было. В перо она не превращалась. И "радуги" там тоже не было. И далеко не все "красивости" вы указали. Прежде чем писать такую остроумную, по вашему мнению, "критику" прочитали бы внимательнее сначала, чтобы не ударить в грязь лицом. И да, я никогда не брезгую прочтением описаний и не перелистываю до начала действий, так как атмосфера создаётся с помощью каждого слова в произведении. Выкинуть все эти "красивости" и что останется? Голое, бесполезное нечто. Сухая информация. Но это опять же уже мои предпочтения,опираясь на которые я и пишу свои рассказы. Я их вам не собираюсь навязывать и вы не навязывайте мне свои. И интересное обращение "взрослая девочка". Вам кто-то разрешал переходить на фамильярности и советовать мне, что писать, а что нет и чем заниматься? Вы бы сначала почитали, что такое критика. Очень бы удивились. Ведь в критике не допускается такого общения.И слово "любая" не означает, что я разрешаю таким образом себя оскорблять. Но в любом случае спасибо за внимание. Чёрный пиар - это тоже пиар. Чем больше комментариев к рассказу, тем больше людей его увидят.
критика подразумевает под собой не только указание на ошибки, но и советы о том, как можно их исправить Нет, не подразумевает.
Удивительно, что из моего комментария вы вынесли то, что мне не нравятся описания и природа. Мне не нравятся плохие и штампованные описания. Природы или персонажей, все равно. Но если вам кажется, что между текстами с "медленно догорал закат" и описаниями Тургенева и Толстого нет никакой разницы, то... Ну какие здесь могут быть советы? Такое советами не исправляется.
Хорошо. Значит штампы. Я не пропустила это слово в вашем комментарии, не думайте. Но я не считаю своё описание штампованным. Опять же повторюсь, если бы вы читали внимательнее, то увидели бы, что сравнение облаков с птицами здесь напрямую взаимодействует с сюжетом. И закат с рассветом упомянуты не просто так. Остальные описания нужны, чтобы дополнить картину и для стиля повествования, для его окраски. И что, вы думаете у классиков нет штампов? Так они и взялись как раз из классической литературы. К примеру: "могучий дуб", "золотые звёзды", "переговаривающиеся между собой деревья" и так далее. Хорошо, возможно слова: "на горизонте" лишние. Но остальное в моём рассказе быть должно, иначе он не вызовет эмоций и весь развалится. Что собственно и произошло в вашем случае, так как вы затормозили на "штампах" и решили их не воспринимать. Заодно перестали воспринимать и сюжет рассказа. Но ваше мнение тоже имеет место быть. Что могу сказать, не нравится, не читайте. И спасибо за более, хм, спокойный комментарий.