Короткое описание: Рассказчик ни в коем случае не является мной, его убеждения не следует путать с моими. Просто это такой человек.
Я долгое время старался жить жизнью умеренной, и, во всяком
случае, не вмешиваться сверх меры в дела других. Придерживаясь религии и
обычаев, принятых в тех местах, откуда происхожу, я достиг достаточных высот в
карьере и положения в обществе, чтобы быть вполне удовлетворенным. Но гармония моего
существования, в своей неподвижности, отнюдь не подкрепляла ощущения правильности присущего мне образа жизни –
размеренность дала досуг уму, а тот, склонный от природы к сомнению, разъедал
день ото дня мою веру. К тридцати годам
я оказался отделен от большей части прежних убеждений и начал искать истину в
отрицании общепринятого. Я предавался всем беспутствам, порицаемым в приличном
обществе, и даже пытался убедить друзей последовать моему примеру. Однако и
радикальное отрицание не устояло перед сомнением, и постепенно, год за годом, я
возвращался к своим прежним воззрениям, согласовав теперь их с требованиями
разума. Но восстановившись к сорока годам в своей привычной нише, я не был принят
друзьями обществом. Рассуждая об обстоятельствах, в кои поместила меня судьба,
я пришел к выводу, что был бы прощен, стань я в
действительности тем, кем был раньше. Но хоть человек из другой страны и не
сможет отличить меня от добропорядочного гражданина страны нашей, люди,
впитавшие местную культуру с молоком матери, чувствуют во мне инакость. Отверженность
и тяготы моего положения и заставляют меня писать эти строки в надежде
изъясниться если и не перед современниками, то хоть перед потомками.
Я скажу вам.
Где есть вера - там есть правда, где есть истина - там уже
дышится затхлым воздухом религии в ее самом низменном проявлении. Да, я говорю
о подземных культах. Таких как демократия, права человека, гуманизм в понимании многих и даже
коммунизм (ныне не столь популярный). Знающий правду знает и что она не одна,
знающий истину окружен неверными.
Почему я стал врагом для ваших вождей, человеки? Речи мои были безыскусно
открыты, я утверждал, что каждый имеет право бороться хоть за мировое
господство, если пожелает, каждый имеет право на все, что у него получится, все
запреты надобно отбросить и заменить их осознанием целесообразности. Также я
разоблачал культы и смешивал с грязью суеверия. Я был врагом любой системы,
любой лжи (да, сейчас я говорю об истине, ибо она и есть самая наглая ложь), а
значит и любого существующего сейчас вождя и вожачка, и даже любого человека,
живущего по закону, по обычаю, любого гражданина, почетного члена, почтенного
брата, любезного свата и их благоверных дырок. Я ошибался.
И я скажу вам, человеки, не братья вы мне, но и не в обиду вам это я скажу.
Пускай те, кто хочет, чтобы жизнь их имела смысл, отправляется к своим вожакам,
к своим безумцам, всучающим липкую истину на перекрестках дорог, такую, что
пристает надолго. Но помните, что когда ваша жизнь имеет смысл, она сразу же
обретает и свою ценность и цену. И только жизнь людей вне смысла бесценна.
Таким образом, желающие счастья и определенности здесь сейчас могут обрести их
в обмен на свою душу, которую, ах она бедняжка, при первой же возможности
отправят выполнять грязную работу по благоустройству территории царства
небесного, или держать на могучих плечах счастливое будущее красивых потомков в
государствах победившей идеологии. Такова цена. Вы не боитесь смерти так, как
боюсь ее я. Это естественно – вы и не жили ни секунды.
И не осуждаю я тех, кто выбирает путь истины, такова их слабость, таково их
безволие, но они же - кровь и почва для всех настоящих людей. Для тех, кто
живет один раз, и кто после нередко бывает оболган и превращен в идол, в
мертвого дуга вождя, которого показывают на ярмарках и пугают им не только
детей, но и стариков.
Но прошу вас, бегите от заблуждения считать всех, кто не согласен с
большинством, живыми. Большинство из них же – просто обиженные ослы, не смогшие
получить желаемого от вас, пользуясь вашими законами. Ибо живые души
устремляются туда, где нет истины, а не туда, где обретается соблазнительная,
но смертельно ядовитая, "неистина".
Итак, пусть каждому свое. Таков мой призыв. Стройте свои счастливые свинарники,
кормите вечно недовольных философов, устраивайте революции, поддавшись красоте
очередной метафизики. Так было, так будет, а если не будет, то истинно можно
будет сказать, что не живет более ни один человек.
И мне не нравится "переход от...". И не хватило мне героя. Нет личного в этих сухих фразах о положении в обществе, неприятии друзьями, нет деталей каких-то вскользь. Схема есть, плоти нет. Какие-такие тяготы его положения (вынесенные при этом за скобки отверженности) заставляют писать эти строки. Герой в первой части настолько неэмоционален, что, имхо, только ремарка автора о том, что "я скажу вам" — это предсмертная записка зверски-извращенски-нелепо самоубитого героя или что-то такое изящно-комично-банально-нелепое, может спасти положение и сделать контраст этому сухому безликому письму в начале и оправдать заумь, ниже идущую. Мол, человек всё-таки носил в себе конфликт, и этот конфликт до добра его не довёл.
Какие, к чёрту, потомки, кстати? Кто он такой, в конце концов, что его тараканами могут заинтересоваться потомки? Либо причину дайте, его личную, почему он собственно так решил/хочет, чтобы потомки изучали его смелые суждения о фундаментальных блабла понятиях человечества. Прилепили бы к нему ярлычок какой, хотя бы и придуманного, но очень активного и зловредного деятеля, врага "наших" вождей и вожачков, либо опустили до положения недосумасшедшего мечтателя (горькая само|ирония могла бы спасти ситуацию).
Ах, красивые потомки... Одна мысль о них настраивает на. ^^ Это я к тому, что к языку тоже есть претензии.
Жаль, в общем, что у героя в какой-нибудь из пиковых моментов не выпали ножницы из кармана.
О, ну право слово, мне жалко усилий, которые вы потратили на этот текст. Оно того не стоило.
Фактически, этот текст появился в шуточной публичной переписке с одним из моих сокурсников. Перечитав эту свою реплику, я, собственно, и задумался о том, что, возможно, мог бы писать.
С Вашей критикой согласен: чего-то здесь не хватает, поскольку нет контекста, из которого текст вырван, чего-то не хватает, потому что я допустил промашку, и не упомянул об этом. А вот что с языком - не знаю. Мне кажется, он в точности такой, как нужно
О, ну право слово, вы точно обиженно кокетничаете. ^^ Не стоит к своим творениям так несерьезно относиться (признаваться в этом). Язык такой, такого рода, как у вас, весьма капризен. Или я капризна, вот не было ощущения: ах! вот завернул-то мыслю, шельма!
А вы батенька ибист, (ибо-ибо). Далеко не все люди любят, когда их поучают, такая уж у них натура. Сие творение больше похоже на эссе инопланетного гостя, (аля Кук) который пробыл на Земле пару дней и спешит быстрее высказать ИСТИНУ невежественным туземцем. Мой вам совет, придайте сим строкам хоть какую-нибудь логическую форму, а то неровен час - съедят.
Еще раз отмечу: я сам, как автор, никого не поучаю. Я просто позволил выразиться такому персонажу, возникшему в моем воображении по некоторым личным причинам. Вы читали "Исследования одной собаки" Кафки? Написано от лица собаки, но Кафка, очевидно, собакой не был. Не следует и здесь, наверное, все понимать буквально. А мое отношение к ИСТИНЕ свойственно и нарратору миниатюры, и отношение это вполне раскрыто в самой миниатюре/эссе инопланетного гостя
Вот а с формой действительно могут быть проблемы. Мне самому не нравится переход от подражания научному стилю начала нового времени к манере эмоционального выражения мыслей в духе волюнтаристов. Нет ни контрастного переключения, ни плавной смены. И я не знаю, как аккуратно соединить части, хотя окраска каждой кажется мне уместной.
И очень хотелось бы понять в этом контексте - что такое "логическая форма", и кто кого будет есть?