» Проза » Рассказ

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Под черной вуалью
Степень критики: пожалуйста, оставьте хотя бы краткий комментарий
Короткое описание:
Это страшное слово - дождь.

Под черной вуалью.

День третий. «Шляпка».
Ветер дышал сыростью.
Черная процессия, плачем разрывающая молчание, медленно ползла по сельской дороге. Грязь проскальзывала меж сапог и ботинок, переминалась кашей и с каждым шагом отзывалась хлюпаньем. А мелкий дождь все моросил, не унимаясь, третий день. Листья желтели и опадали. Повсюду вдоль реки, дальше по деревне и меж низких домов стояла хмарь. Эта осень выдалась особенно пасмурной, промозглая погода пронизывала до самых костей, стуча зубами, и, казалось, что это никогда не кончится.
Гроб несли шестеро. Двое молодых, остальные старики. А позади только горстка людей. Вдову вела сестра, придерживая второй рукой маленькую девочку – дочь покойного. Их ноги скользили на мокрой глине, комья грязи налипли на некогда ухоженную обувь. Но вдова не обращала ни малейшего внимания. Поношенное черное платье, позаимствованное у ворчливой соседки, контрастировало с городской шляпкой. Ее купили еще в молодости, на похороны матери, в богатое и беззаботное для Марии время. Умелые руки мастера прикрепили к шляпке вуаль, небольшое перо – и вот она – милая, из тех, что были в моде лет пятнадцать-двадцать назад. Но здесь, в глухой деревне на берегу Красивой Мечи, шляпка выглядела не к месту, да и полиняла давно.
Наверно поэтому никто и не забрал ее тогда. В тот день, когда вся деревня, собравшись, словно на Крестный ход, грабила дом Ефимовых. Вынесли зерно, увели скотину, забрали все, что имело хоть малейшую ценность – иконы, одеяла, одежду, еду, даже полинявшие волчьи шкуры с лавок. А шляпка так и осталась висеть на крючке, как и висела пятнадцать лет до этого, с самого приезда молодой Марии в дом мужа.
Но сейчас это уже не имело значения. Теперь лишь разбитая деревенская дорога уводила все дальше к месту, где ждала телега с захудалой лошадью. Наспех сколоченному гробу вполне соответствовал и осунувшийся от бессонницы батюшка с большой жирной бородавкой на худом лице, и отвратительная погода. Казалось, весь мир впал в дождливое отчаяние.
Но вдова улыбалась.

День первый. «Мглистое утро»
В то дождливое утро Мария проснулась как обычно рано. Дом Ефимовых еще спал, и, не желая никого будить, женщина аккуратно прокралась на кухню. Печь после вечерней растопки успела остыть, воздух переминался с зябкостью, освежая мысли хозяйки и окончательно пробуждая.
В доме было скромно, но не бедно. Новенький умывальник красовался рядом с окном. Мария набрала в ладони воды и умылась. Капли громко застучали и спугнули муху, притаившуюся на стене. Она закружила вдоль кухни, пролетая над столами, ненадолго присела на икону в красном углу, снова закружила у вешалки с одеждой и улетела в другую комнату.
Мария вытерла лицо. Несмотря на тридцать лет, оно еще не успело постареть. Только небольшие морщинки у серо-карих глаз выдавали возраст. И руки, с потрескавшейся на пальцах от постоянной работы в земле кожей, кровоточившей иногда. Но все же она была хороша собой. Особенно украшали волосы, черные как у цыганки, длинные и пышные.
Привычно управившись с будущим завтраком, женщина подошла к окну. На улице опять моросило. Дом стоял на пологом берегу узкой речки, на возвышенности, спасавшей от затопления по весне. Красивая Меча. Прекрасная даже в это ненастное утро. Моросящий дождь легкой пеленой прикрыл темные воды, отчего река казалась таинственной. Дома на противоположном берегу совсем скрылись в предрассветном тумане, и только ивы, опустившие тонкие ветви к самой поверхности, проступали силуэтами.
Мария улыбнулась. Затем, чуть поглядывая на свое смутное отражение на стекле, причесалась, собрала волосы в косу. И привычным движением повязала белый узорчатый платок, который сразу сделал лицо широким и некрасивым.
Отец Марии перебрался по молодости в город, где она и провела большую часть детства. А после смерти матери, когда девочке исполнилось всего пятнадцать, отец забросил семью и начал пропадать в питейных. Но девушке повезло. Деревенский друг отца взял ее на воспитание, а через год женил на сыне. Так она и вернулась в деревню. Но Мария не жалела. Именно здесь, вместе с мужем и дочерью, она обрела и настоящее счастье. Наравне с тяготами.
Петр открыл глаза с первого прикосновения.
- Проснулся уже? – Мария не удивилась.
- Конечно, - муж присел на кровати и огляделся, - Опять на улице дождь?
- Пройдет. В прошлом году так же было, и ничего, все успели.
- Ну, будем надеяться, что все обойдется, - проговорил Петр, на ходу надевая рубаху, - сегодня надо будет к Николе съездить по поводу дров.
- Да-да, - Мария уже будила дочь, - Девка, вставай.
Дочь закапризничала и отвернулась к стенке. Ее черные волосы, как у матери, разметались по подушке. Мария присела на кровать и повторила:
- А ну-ка, вставай, Валюш, скотину кормить пора.
Девочка лишь несильно оттолкнулась ногой от матери и совсем прижалась к стене.
- Не хочу. Я не выспалась. Мне кошмары снились, - пролепетала она, не открывая глаз.
- Да что ты говоришь? И что на этот раз за сказки тебе снились? – Мария, посмеиваясь, пробралась рукой под одеяло и начала щекотать девочке пятки. - Заморский принц на белом коне? Он тебе корову кормить помогал?
- Нет, - Валя вскочила, поджав под себя ноги, - не снились принцы. Мне ты снилась.
- Да? И что же я делала?
Мария вытащила дочь из-под одеяла и посадила себе на колени. Девочка недовольно посмотрела на мать и поморщила носик. Была в ней одна особенность – разные глаза, правый серый, а левый карий. Хотя это не сразу замечалось из-за того, что Валя, стесняясь, постоянно опускала взгляд в разговоре с чужими людьми.
- Не знаю. Я во сне была тобой.
- Ого, ничего себе. И как? Понравилось быть взрослой?
- Нет, мам. Я шла по полю, посмотрела на небо, а все небо черное. Я вначале испугалась, а потом присмотрелась и поняла, что небо не черное, а словно в такую сеточку, как на твоей шляпе старой. И лето было, а не осень. Я, то есть ты, остановилась и легла в траву. И на небо стала смотреть. А небо в сеточку, и солнце проглядывает. А потом небо само черным стало, и солнце пропало. И ты меня разбудила.
- Ну и дурацкие же сны тебе сняться. Все, вставай и одевайся, а то холодно, заболеешь.
Они жили в доме втроем. Раньше здесь было куда больше народу, но со временем все растеклись. Младший брат Петра – Николай - поначалу пропадал на войне с немцами, а потом, когда завертелась революция, в городе. Вернувшись, рассказывал жуткие истории о белом произволе, все подначивал односельчан присоединиться к красным. Но отец, покойный свекор Марии, быстро урезонил сына, женив на красавице Алене с противоположного берега Красивой Мечи. Там он и поселился.
Татьяну, младшую сестру Петра, быстренько выдали замуж буквально в тот же год и тоже увезли на противоположный берег реки. Отец, словно предчувствовав свою смерть, все поторапливал со свадьбами, не жалея ни сил, ни средств. И теперь молодая семья Ефимовых осталась одна в большом, шумном когда-то доме, с остатками былой зажиточной жизни.
- Маш, вода в умывальнике кончилась.
Петр любил умываться. Особенно ледяной водой. И чем холодней, тем лучше. Любил, не вытирая лицо, расслабиться, ощущая, как освежающе бегут ледяные капли по коже, начиная со лба, прорезанного тремя глубокими морщинами, и заканчивая щетиной. Мария, зная эту привычку мужа, тут же засобиралась на улицу.
- Сейчас, подожди.
Она подхватила ведро и вышла во двор. Ветер сразу обдул женщину, приветствуя холодом и мелким моросящим дождем. Мария чуть постояла на крыльце, осматриваясь. Сырость и слякоть отпугивали, совсем не хотелось лезть в эту грязь. Особенно после домашнего тепла. Но, вздохнув, женщина поспешила вниз к речке.
Она уже дошла до калитки, как ее окликнули.
- Мария Семеновна! Здравствуйте.
Пришлось остановиться. Дед Потап всегда так нарочито официально обращался, но всегда с улыбкой, доброжелательно, так что грех было не вернуться и не поболтать со стариком.
- И вам доброго утра. Что это вы так рано не спите?
- Да разве тут уснешь в такую погоду-то? Все кости ломит от дождя треклятого. Да не стой ты, не мокни. Иди-иди, не слушай старика.
Мария заулыбалась. И, снова развернувшись, пошла к реке. Все-таки хороший у них сосед. Дед Потап всегда добр, одно его присутствие поднимает настроение, как и сейчас. Мария часто хвалила его перед мужем и ругала дочь за то, что та сторонилась старика.
- И чем же он тебе не нравится? – возмущалась она. – Никогда слова дурного не скажет. Были бы все старики такими, бед не знали бы. А ты все больше к этой бабке ворчливой в гости ходишь.
Эта «ворчливая бабка» - соседка с другой стороны. В отличие от деда Потапа, который обитал один уже не первый десяток лет, Марфа Ивановна жила с двумя сыновьями и невестками. У старшего сына росла дочь, ровесница Вали, и девочки дружили. Мария с самого приезда невзлюбила крутой нрав пожилой соседки, и с тех пор не проходило недели без скандала. Но, что было приятно, в это мглистое утро бабка, по всей видимости, еще спала.
Мария спустилась к реке. От нее еще больше тянуло сыростью и холодом. Вода, мерцающая от бесконечных капель моросящего дождя, неспешно бежала вдоль берега. Несмотря на обманчивую узость потока, стоит только на несколько метров отойти от берега, и тебя скроет. Глубоко. Осторожно пройдя по деревянному помосту, с которого дети ловили рыбу, женщина нагнулась и зачерпнула прозрачной воды из реки.
И, в последний раз оглядев реку, Мария поспешила домой. Дед Потап все сидел на крыльце, дымя самокруткой. Он заулыбался возвращающейся женщине, но ничего не сказал.
- Холодно? – спросил Петр.
- Терпимо. Ветер очень сильный. Дед уже на крыльце сидит, - ответила хозяйка, раздеваясь.
- Ой, мамочки, - испуганно прошептала Валя, которая все это время смотрела в окно на улицу.
- Что? – небрежно поинтересовался отец.
- Там кто-то в реку спрыгнул.
Девочка тыкнула пальцем в стекло и обеспокоенно посмотрела на мать. Мария спешно подошла и действительно – ледяную осеннюю реку кто-то пытался переплыть.
- Петь, и правда. Быстрей беги.
Мужчина выглянул и, удостоверившись, поспешил к реке. Мария с дочерью выскочили следом. Еще только выбегая из дома, Петр разглядел в воде свою сестру, которая, неуклюже барахтаясь, плыла к их берегу. Он знал, что Татьяна плохо плавает, она не стала бы рисковать просто так.
Петр нырнул навстречу сестре и буквально выволок ее на берег. Мокрая, с посиневшими от холода губами, Татьяна все повторяла:
- Господи, Господи, как же холодно, - ее зубы стучали, мешая говорить, а окоченевшие пальцы никак не отпускали край рубахи Петра, - Беги, Петь, за тобой едут, раскулачивать. Машку с Валькой может и не тронут, а ты беги, убьют.
- Да ты что говоришь? Чего нас раскулачивать, ни гроша в кармане, за что?
- Беги, говорю. Убьют! Никола продал, наговорил, что у тебя от отца добра не меряно осталось.
- Да что за чушь ты говоришь? – закричал Петр, разгорячившись, и попытался вырвать подол рубахи из рук сестры, но та не отпустила. – Ты в своем уме, дура? Не мог так Никола сделать! Он мне брат! И прекрати реветь! Вот же дура!
Но Татьяна не останавливалась. Не отпуская край рубахи, женщина плюхнулась на колени прямо в грязь и сквозь слезы беспорядочно повторяла:
- Беги, Петь. Они через мост поехали. С минуты на минуту сюда явятся. Беги, говорю, прячься. Убьют ведь! Себя не жалеешь, так хоть о дочери подумай.
Валя прижалась к матери.
- Петь, - проговорила Мария, - а вдруг и правда.
- Быстрее! Того гляди приедут, и винтовки у них. Убьют.
- Ладно, - Петр попытался успокоиться, - что-нибудь придумаем. Идем.
Они уже подходили к крыльцу, как Мария услышала лошадей. Сколько их, было пока что не разобрать. Но они были уже близко, совсем близко. И именно сейчас Мария все осознала. Надо спасаться. Те смутные истории, доходящие по слухам, о сожженных домах, о расстрелянных семьях – мужчинах, женщинах, стариках, детях, рассказы о безумстве революции и гражданской войны, все это, казавшееся таким далеким, бессмысленным и беспощадным, все это было правдой. И более того, вот-вот собиралось обрушиться бурей на ее семью, черной тенью накрыть жизнь.
Но вместо паники Мария словно потеряла все чувства. Холодный рассудок взял командование в свои руки.
- Стойте, - четко проговорила женщина, схватив за руку дочь и потащив за собой, - На задний двор. Быстро.
Муж среагировал сам.
- Через поле? – приостановился он. - Шутишь? Да нас там за версту видно будет.
Кони остановились напротив дома, и скрипнула калитка. Медлить более было нельзя.
- Бегите, - прошептала Мария и подтолкнула мужа уходить.
А сама, собрав всю решимость, развернулась и, подхватив топор у стены, поспешила навстречу гостям.
А дождь все не унимался. Наоборот, усиливался, превращаясь в ливень, размывая следы и стирая сомнения в душах людей.
Петр с дочерью и сестрой замерли во дворе. Потоки воды стекали по неподвижным фигурам, которые никак не могли решить, что же делать.
Татьяна чихнула и словно очнулась ото сна.
- Петь, идем, - проговорила она, но брат не отреагировал, - Петь!
Она потрясла его за рукав, но безрезультатно.
- Петь, очнись, идем, - из ее глаз побежали слезы, но мужчина не двигался.
Тогда она подхватила Валю за руку и побежала к задней калитке. Девочка не сопротивлялась, Только когда они уже были в поле, внезапно остановилась и потянула Татьяну в другую сторону, повторяя, что знает, где им спрятаться. Туда они и направились.
А Петр все стоял, прислушиваясь и пытаясь понять, что же происходит перед домом. Кто-то говорил, и иногда ему казалось, что слышит высокий голос жены, но ни слова было не разобрать. Тело словно онемело и не слушалось. Одна его часть повторяла, что надо идти к жене, а другая боялась. Безумный страх сковал тело. Надежда, что все разрешится само собой, мелькала в сердце. Мысли спутались, перескакивая то к желанию защитить жену, то к предательству брата, то к собственному страху смерти. И лишь одно Петр знал точно – что больше никогда не увидит Марию. Он понял это в тот самый миг, когда она ушла. Такая уверенная и сильная. Это был последний миг счастья этого последнего мглистого утра.
И когда Петр уже решился выйти к жене, он четко услышал приближающиеся шаги. И, вновь запаниковав, отскочил с дорожки и быстро забрался в стог сена под навесом.

Перед домом, спешившись, расхаживали пятеро мужчин в форме и с винтовками через плечо. Один из них, очень похожий на Петра, уже хотел войти в дом, как Мария показалась и, словно ничего и не было, подошла к деверю.
- Здравствуй, Никола, что это ты в такую рань приехал? Да еще и не один. Случилось что-то?
- Случилось, - ответил он.
Вперед выступил мужчина средних лет, комиссар.
- Здравствуйте-здравствуйте, - проговорил он задорно, словно заигрывая с дамой на банкете, - Вы, должно быть, Мария Семеновна Ефимова, супруга Петра Ивановича. Я угадал?
- Грех было не угадать. Кто ж ходит по чужим дворам, не зная имен хозяев? – Мария уверенно прошла на крыльцо от дождя и стала рядом с Николаем.
- А что это вы, дамочка, с топором по двору ходите? Женщина с оружием – это, знаете ли, опасно, - сладко проговорил комиссар, - для самой женщины.
- Да вот петуха решила на суп зарубить, и вы тут подъехали, разгалделись. А вы по какому делу?
- Брат дома? – хмуро спросил Николай, всячески избегая смотреть в глаза хозяйке.
- Брат? – переспросила Мария, словно удивившись вопросу, но внутри закипел гнев, и рука, удерживающая топор, предательски задрожала в желании убить. Но женщина напрягла силу воли и успокоилась. – Нет его. Он к тебе же и поехал.
- Ой, не ври, деточка, - ехидная улыбка комиссара не сползала, - И что ж ты на крыльцо не приглашаешь? Мокнут же молодцы. Что ж за хозяйка из тебя такая, что в дождь гостей на дворе держит? Кстати, зовут меня Василий Петрович Каланчак, – он и его парни, не вытерев сапог, зашли на крыльцо, – И почему это мы тогда не встретили муженька твоего? Дорога-то одна.
- Не знаю, - резко возразила Мария, - он к Николе по поводу дров пошел. Давеча собирались.
- Так-так, - комиссар поступал костяшками пальцев по оконной раме и указал Николаю на дверь, - Проверьте-ка в доме все. А мы во дворе поищем. И девчонку притащи.
- Это еще зачем? – паника зазвучала в голосе женщины.
- А так положено. Приказ. Васька, покарауль дамочку. И надо все обыскать, если ушел, то далеко не успел бы.
Каланчак сразу двинулся на задний двор, Мария хотела было последовать за ним, но молодой солдатик ткнул в грудь дулом винтовки.
- Сядь, дура, а то хуже будет. И топор положи.
Женщина подчинилась. Надежда робким первым снегом все еще прикрывала черное и вязкое, как грязь, осознание безысходности.
Василий Петрович уверенной военной походкой двинулся по дорожке. Он не первый раз участвовал в раскулачивании и знал, что крестьяне всегда ведут себя одинаково – бегут либо в поле, либо к соседям. И прячутся либо на чердак, либо в сено.
И на этот раз все было аналогично, мужчина не сомневался. К тому же, поглядывая под ноги, он разглядел и следы, которые дождь так и не смыл. Но к ним примешивались и множество старых, так что разобрать оказалось не просто. Каланчак осмотрел следы у задней калитки, вышел в поле, огляделся. Вдали проступали очертания небольшого леса, где местные устроили кладбище, но сейчас туман еще не успел рассеяться, и видно было не слишком далеко.
- Вот черти, и не увидишь, может, и впрямь успели удрать, - сказал он сам себе, - Но зачем бабу-то оставили?
Каланчак вернулся и поворошил ногой стог с сеном.
- И тут плотно уложено.
Еще раз оглядевшись, мужчина пошел обратно.
Мария дикими глазами посмотрела на вернувшегося комиссара. По его недоуменному лицу она поняла, что тот никого не нашел.
Вышел из дома и Николай.
- Пусто. А завтрак не тронут. Сбежал брат.
- Ну, ничего, найдем. Никуда не денутся буржуи, - Каланчак достал табакерку, - Васька, ну-ка быстро по соседям пробегите. Вот черт, последнюю цигарку отдал. И закурить-то нечем.
Комиссар огляделся, раздумывая, у кого спросить папиросу, и увидел деда Потапа, безмятежно сидящего на крыльце, словно ничего и не происходило.
- Эй, дед, - окликнул Каланчак старика, - закурить не найдется?
Дед сразу привскочил, растягивая улыбку.
- А почему бы не найтись? Есть, конечно. Особенно для такого бравого офицера.
- Не офицер я, - резко ответил Василий, подойдя к забору, - А красный комиссар.
Дед протянул сигаретку и, глядя прямо в глаза Каланчаку, чуть слышно проговорил:
- В стогу он.
Комиссар от удивления приподнял бровь. Чуть покрутив папиросу между пальцев, он убрал ее в карман, и отошел. Хитро посмеиваясь, мужчина поднялся на крыльцо и ухватил вилы. Покручивая в руках, словно никогда еще не держал, Каланчак проговорил:
- Вот же буржуи пошли, - он специально не смотрел на побледневшую Марию, - прячутся, что аж сапоги не примечают. Хорошо, когда соседи такие ответственные, все примечают. Васька, идем.
А дождь усилился, превратившись в ливень.
Мария проводила взглядом их спины. Она все поняла, но была не в силах что-либо сказать. Сердце заколотилось еще сильней. И, резко сорвавшись с места, женщина оттолкнула сторожившего и бросилась вслед за Каланчаком. Она уже завернула за угол, как ее схватили сзади и толкнули в лужу.
Грязь попала в рот, и Мария приподнялась, отплевываясь. Над ней раздался смех. Ехидный - комиссара и молодые звонкие – парней-конвоиров.
Каланчак, глядя прямо на нее, смеясь, ловко повертел вилы в руке, приноравливаясь к их весу. В глазах мужчины Мария сейчас была червяком, достойным лишь и дальше копаться в грязи.
- Дамочка, - демонстративно сказал он, смакуя каждое слово, - признавайтесь, где добро прячете?
И сразу, не дожидаясь ответа, ударил в стог вилами.
- Нет! – закричала Мария сквозь слезы. – Что угодно забирайте, но только не убивайте. Пожалуйста, пожалуйста, не убивайте! Оставьте нас в покое, мы ни в чем не виноваты. Все что угодно сделайте, все забирайте, только не убивайте, не убивайте! Пожалуйста! Богом прошу, не убивайте!
Мария попыталась подняться из грязи, но чей-то сапог сразу пнул обратно. Тогда женщина поползла к Каланчаку на коленях. Платье мешалось, но она не обращала на него ни малейшего внимания, без остановки повторяя мольбы о пощаде.
Каланчак, посмеиваясь, сказал:
- Так, запишите, товарищ Васька, что гражданка Ефимова согласилась передать свое имущество нашему государству рабочих и крестьян.
- Ради Бога! Что ж вы делаете? Креста на вас нет! Пощадите, не трогайте его, умоляю. Пожалуйста! Умоляю!
Народный комиссар отпихнул женщину сапогом и снова ударил вилами в стог. На этот раз железо уперлось в плоть. Солома заворошилась, и из глубины донесся сдавленный крик. Петр заворочался в сене, и показалась его нога.
Молоденький Васька сразу ухватил ее и выволок мужчину. Вилы попали в спину. Не глубоко, но кровь бежала быстро, окрашивая белую некогда рубашку в алый и смешиваясь с серым цветом грязи.
На секунду Мария увидела его лицо, бледное и ужасное от боли. Муж кричал. Но Каланчак еще несколько раз ударил вилами по телу, по груди. Он бил с силой, размахиваясь, словно собирался разрубить на части несчастного.
- Нет! Нет! – Мария без остановки кричала. – Нет! Нет! Нет! Будь ты проклят! Будь ты проклят!
Она потеряла контроль, да и какой тут, к черту, контроль? С невиданной силой она набросилась на комиссара, но тут же Николай ударил прикладом по голове. Женщина отключилась.

День третий. «Вечер безнадежья»
Марфа Ивановна уже не плакала. За последние три дня уже иссушила глаза. Бабка, с рябым лицом и крючковатым носом. Та самая ворчливая старуха, у которой спрятались Валя и Татьяна. За собачьей будкой, в огромных зарослях лопухов. Оттуда были слышны все исступленные крики Марии, но Татьяна, крепко держа девочку, не сдвинулась.
- Что ж теперь делать-то? – проговорила Марфа Ивановна и снова достала носовой платок.
В этот вечер, после похорон, в ее доме приютились Татьяна, Валя и Мария. Горячая, только растопленная печь, излучала тепло, которое казалось невозможным после всех последних событий.
А Мария сошла с ума. С того самого момента, как очнулась, ничего не понимая, бродила меж людей, которые грабили ее дом. Вместо речи – бестолковое мычание. И даже сейчас она сидела и, словно ничего и не случилось, перебирала в руках свою старую шляпку, привезенную из города. Ткань уже давно полиняла, вуаль порвалась в нескольких местах, но Мария и не замечала этого. Просто перебирала в руках. И улыбалась. Без конца улыбалась.
- Что ж делать-то? – повторила Марфа Петровна и снова заплакала. – Ох, Петька, как же так-то? Что ж в этом мире делается? Проклятые коммунисты! Нашли кого раскулачивать. Да у того же Николы не меньше добра было. Вот же предатель. И что ж это делается? Братоубийца! Каин проклятый! Вот, а говорят, что все в жизни к лучшему, - старуха посмотрела на полоумную Марию, - Что Господь не посылает испытаний, которых невозможно пережить. И за что ж это все? Петька, Петька, совсем маленького помню, бегал, все яблоки воровал. Хотя чего воровал-то? Своих полно было. А теперь? Лежит в сырой земле, раньше меня, бабки беззубой. Холодно небось в такую погоду-то лежать.
Мария замерла. Все обернулись на нее в надежде, что рассудок вернулся, но нет – женщина продолжила бестолково крутить шляпку.

День четвертый. «Под черной вуалью рассвет»
Утром дождя не было, но серые тучи все так же скользили по небосводу. Но надежда на солнце уже зародилась в душах людей.
Марии не было. Она ушла ночью, толком не одевшись, прихватив лишь тулуп старшего сына Марфы, у которой Ефимовы жили после раскулачивания. Татьяна подняла всех на ноги, умоляя найти невестку, пусть и сумасшедшую теперь. Марию искали по всей деревне, на реке, в лесу. Наконец, Валя предположила, что мама отправилась проведать папу.
И действительно. Ее нашли на кладбище, полуодетую, замерзшую, но в шляпке. Мария руками разгребала могилу мужа, а рядом лежал чужой тулуп.
Все замерли в ужасе, а испуганная Валя прижалась к тетке. Татьяна, едва сдерживая слезы, робко подошла к женщине.
- Маша, что ты делаешь?
Мария прекратила и, вновь улыбнувшись безумной улыбкой, ответила:
- Ему же холодно.
На востоке, пробившись сквозь тучи, заблестело солнце.

Свидетельство о публикации № 12408 | Дата публикации: 20:38 (11.12.2010) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 833 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 20
0 Спам
16 ANIMA   (15.12.2010 16:41) [Материал]
Спасобо большое всем за комментарии. Это было довольно увлекательно. А речевые ошибки - да, это мой главный недостаток. Будем стараться.
Кстати, основано действительно на реальных событиях.

0 Спам
15 Бирюза   (15.12.2010 14:20) [Материал]
Анима, добрый день.
Прочитала начало вашего рассказа, и вот что могу сказать: вам прежде всего надо работать над стилем. Вы пытаетесь украсить рассказ всякими интересными оборотами. Но вам надо начинать с простого, пытаться почувствовать слово, и только потом создавать всякие необычные конструкции. Пока всё сводится к тому, что вы лепите речевые ошибки.
"Черная процессия, плачем разрывающая молчание" - устойчивое выражение "плач разрывает молчание". А у вас процессия разрывает молчание. Фраза выглядит неуклюже.
"Грязь проскальзывала меж сапог и ботинок" - то есть, сапоги и ботинки не наступали на грязь? Она умудрялась проскочить?)))
"переминалась кашей" - То есть, каша переминала грязь?
"с каждым шагом отзывалась хлюпаньем" - То есть, грязь шагала и отзывалась?

Видите? И это только в первых двух предложениях. Не мудрите. Учитесь писать просто. Пусть это будет первым шагом.


0 Спам
14 Letlin   (14.12.2010 21:41) [Материал]
О, ну, тут и без меня уже все сказали, добавить нечего))
Мне нравится, у Вас хороший стиль, не без стилистических и других ошибок, есть шероховатости, но все не без греха.
Если Вам нужна постоянная вычитка текстов перед публикацией, то я могу Вам помочь с этим, чтобы читатели и критики высказывались конкретно по сюжету, а не вычитывали грамматику и стилистику))
Если заинтересовало, пишите в личку))

З.Ы. как бета я строга, так что ведра яда обеспечены))


0 Спам
9 РемесленНИК   (14.12.2010 06:53) [Материал]
«В доме было скромно, но не бедно» - Ужас! Примитивизм. Старайтесь не строить описание со словом «был, было, были» Сравните: «Море было синим. – Синее море», «Девушка была красива. – Красивая девушка», «Горы были высокие. – Высокие горы.» В вашем случае можно написать: «Скромная, но не бедная обстановка» и дальше перечисление.
«Мария вытерла лицо. Несмотря на тридцать лет, оно еще не успело постареть.» - И снова «расчлененка» Вы отделили ЛИЦО от Марии. «оно» и средний род во втором предложении указывает на лицо, а не на героиню. Нужно: «Несмотря на тридцатилетний возраст, она выглядела молодо» Постареть таки она успела. Но в тридцать лет говорить о «старческих» следах на лице…
Описание героини, вообще жесть! Посмотрите в разделе «советы» и «полезное» там где-то был материал на тему описания героев.
«Привычно управившись с будущим завтраком, женщина подошла к окну» - Тоесть она его съела? А что такое «будущий завтрак»? Это не съеденный ужин?
Дальше разбирать не буду, потому что практически в каждом предложении есть смысловые ошибки или тавтология (смысловые повторения) или неправильное построение. Ошибки довольно типичные для начинающих. Это хорошо на самом деле, значит, когда у вас появится опыт, вы будете их видеть. Что бы это произошло быстрее, советую читать и разбирать работы других начписов и знакомиться с развернутыми и подробными комментариями опытных юкозовцев. Трудитесь, старайтесь у вас обязательно получится!

0 Спам
8 РемесленНИК   (14.12.2010 06:52) [Материал]
Производит впечатление. Да. Сюжет эмоциональный. Трагедия тех времен настолько сильна и многолика, что писать можно ещё долго и о многом. Мой прапрадед тоже был убит во время раскулачивания. Тоже вез воду домой с Кубани поутру…
А теперь о технике. Слишком часто вы обращаетесь к описанию дождя. Причем делаете это напрямую. Сырая, промозглая, струи дождя, изморось, пасмурно, хмарь. Это «мозолит» глаза.
«Черная процессия, плачем разрывающая молчание, медленно ползла по сельской дороге» - слово «ползла» лучше заменить. Слишком двусмысленно оно в первом предложении. Ведь ещё неизвестно о чем рассказ, к какой эпохе и жанру относится. Может, действительно участники процессии передвигались ползком.
«Грязь проскальзывала меж сапог и ботинок, переминалась кашей и с каждым шагом отзывалась хлюпаньем» - Грязь «проскальзывала» меж сапог… трудно, но представить можно. А вот как она «переминалась» кашей?
«Листья желтели и опадали.» - Смысл такой, что листья прямо на глазах стремительно желтели. Нарушена логика.
«Повсюду вдоль реки, дальше по деревне и меж низких домов стояла хмарь.» - Всё время начписы заставляют СТОЯТЬ туман, дымку… Во-первых это штамп, во-вторых пусть уж лучше «стелиться, висит, плывет» чем «стоит» Слово «стоит» это бездействие.
«Эта осень выдалась особенно пасмурной, промозглая погода пронизывала до самых костей, стуча зубами, и, казалось, что это никогда не кончится.» - неправильная смысловая нагрузка в предложении. Получается что ПОГОДА пронизывала стуча зубами. Лучше разбить на два и конкретно указать, кто стучал зубами. Повествование ведь не от первого лица.
«Гроб несли шестеро. Двое молодых, остальные старики. А позади только горстка людей.» Очень примитивные предложения –перечисления. Зачем читателю знать, сколько там было стариков, а сколько молодых? Гораздо нужнее «картинка» Представьте что вы «плывете» над процессией. Что вы увидите? Шестеро промокших мужчин с непокрытыми головами несут гроб и пытаются его не уронить на склизкой дороге. Позади, шествует батюшка, читая молитву и размахивая кадилом, пытается укрыть рукавом рясы икону от намокания. За ним героиня, и только после несколько причитающих женщин и старушек.
«Поношенное черное платье, позаимствованное у ворчливой соседки, контрастировало с городской шляпкой.» - Если предложение можно сократить без потери смысла – сокращайте. «Поношенное черное платье, с чужого плеча, контрастировало с изысканной шляпкой.» «Городская шляпка» подразумевает, что существует и «деревенская» но это не так, в деревнях носят платки. Поэтому определение «городская» применительно к шляпке неуместно.
«Ее купили еще в молодости, на похороны матери, в богатое и беззаботное для Марии время.» - Следите за смысловой нагрузкой. В одном предложении у вас и похороны матери и «беззаботное» время. Нужно разделить на два предложения отделив одно от другого.
«Умелые руки мастера прикрепили к шляпке вуаль…» - Типичный пример того что я называю «расчлененкой» Не нужно отделять части тела от человека. Не «умелые руки» прикрепили вуаль, а умелый мастер руками.
«Наверно поэтому никто и не забрал ее тогда. В тот день, когда вся деревня, собравшись, словно на Крестный ход, грабила дом Ефимовых.» - «тогда» и «В тот день» - повторение. Здесь лучше объединить предложения: «Наверно поэтому никто и не забрал ее в тот день, когда вся деревня, собравшись, словно на Крестный ход, грабила дом Ефимовых.»
«Наспех сколоченному гробу вполне соответствовал и осунувшийся от бессонницы батюшка с большой жирной бородавкой на худом лице, и отвратительная погода.» - Как батюшка и погода соответствовали наспех сколоченному гробу? Я не понял.
«В то дождливое утро Мария проснулась как обычно рано.» - «дождливое» можно смело выкинуть, потому что дальше всёравно идет описание погоды.
«Дом Ефимовых еще спал,» - нет, предыдущее предложение как раз показывает, что один член семьи уже не спит. Вновь смысловая нагрузка неверная. Здесь лучше уделить внимание именно состоянию утренней атмосферы в доме. Женщина уже хлопочет, стараясь не разбудить остальных.
«Печь после вечерней растопки успела остыть, воздух переминался с зябкостью, освежая мысли хозяйки и окончательно пробуждая.» - Ну блин и словосочетания у вас! « воздух переминался с зябкостью, освежая мысли хозяйки» как такое понимать? Наверное: «Зябкий воздух прогнал остатки сна…»

0 Спам
3 Therion   (13.12.2010 18:05) [Материал]
Вот. А так по сюжету и мысли да, понравилось. Хотя и есть пара нелогичных моментов в сюжете. Почему это они пришли убивать именно Петра? глава семьи и все такое, но почему все же именно его? Кем он был в прошлом? Белым, что ле? Или он буржуй? Скрывал что-то? А соседи чем лучше а дед? Тут сказано что семья их так побогаче чем некоторые, но почему, непонятно. Ну и про стог, кажется тоже нелогичным поведение комиссара. Еще сказал бы что предательство брата, нецепляет. Их отношения с петром не описаны. Так же и мотивы предательства не ясны. И опять же, раз нам не говорят что у этой семьи что то ценное было(кроме нового умывальника))) то в чем предательство состоит то? Его брат сказал:" а пойдем те ка ребята моего братана раскулачим, мож чего найдем..." Так же они могли, и должны были, пойти, по всем остальным домам. Мне кажется стоило бы добавить такую составляющюю сюжета, что бы предательство стало оправданным. То есть возможно это фамильные ценности под полой. или пистолет Петра который он нечайно нашел на орайне села и на всякий случай припрятал, а? Вариантов много. А так, повторюсь, понравилось. Хотя и не скажу что меня зацепило. К сожалению нет. Драмы не почувствовал. Удачи!

0 Спам
2 Therion   (13.12.2010 18:05) [Материал]
Эта осень выдалась особенно пасмурной, промозглая погода пронизывала до самых костей, стуча зубами, и, казалось, что это никогда не кончится. - погода стучала зубами или кто?

А позади только горстка людей. - только, как то не в тему. Почему только, ожидалось что-то большее? Может просто там "шла горстка" или тянулась.

В доме было скромно, но не бедно.- почему всеже не бедно, из текста не увидел.

Капли громко застучали и спугнули муху, притаившуюся на стене. Первое - куда застучали? второе могут ли мухи слышать? Они помойму реагируют на движения, или вибрацию ...

Несмотря на тридцать лет, оно еще не успело постареть. - вот это не понавилось немного. несмотря на какие тридцать лет? Несмотря на то что ему было тридцать лет... это имелось ввиду... Может просто За тридцать лет...

И руки, с потрескавшейся на пальцах от постоянной работы в земле кожей, кровоточившей иногда. - помойму про пальцы и про кровоточение эт лишнее.Предложение не потеряет. Почему именно на пальцах то? при работе в земле вся кисть задействована. И как она кровоточит не пойму...на по всей площади чтоле? Ну полюбому предл. какоето некрасивое.

Но все же она была хороша собой. - кто, кожа?

Привычно управившись с будущим завтраком, женщина подошла к окну.
- с будущим завтраком? Не чет не то. он только станет завтраком? А сейчас он кто? Если она его приготовила значит он уже завтрак... Ну да ладно мелочи. И слово "управилась" оно может и другое означать)

сегодня надо будет к Николе съездить по поводу дров. - может просто "за дровами"? более свойственно бы ло бы персонажу деревенскому.

Там он и поселился. - кто, отец выходит, поселился? Неувязочка.

- Проснулся уже? – Мария не удивилась. - оставьте лучше не подписанным. У вас такие все же встречаются. Чего она должна была удивляться то? Ничего удивительного что он проснулся! biggrin Удивилась бы если бы он не простнулся.

Мария часто хвалила его перед мужем - странно. И надо мужу чтобы жена расхваливала перед ним какогото старика? Сумневаюсь... И за что хвалила? За добропорядочность? Плохо это представляю. Эт понятно что сделано чтобы усилить эффект от предательства. Ну лучше предумать другой способ его расхвалить.

Несмотря на обманчивую узость потока, стоит только на несколько метров отойти от берега, и тебя скроет.-переход в настоящее время.

Но Татьяна не останавливалась. - может не унималась или не успокаивалась?

Кони остановились напротив дома, и скрипнула калитка. - неочень предложеньице. Лучше бы это разделить и дополнить как нибудь.

и иногда ему казалось, что онслышит высокий голос жены, но слов он разобрать не смог. - как вар.

Тело словно онемело и не слушалось. Одна его часть повторяла, что надо идти к жене, а другая боялась.
- часть тела что-то там повторяла? А другая часть боялась? Тут так выходит.
Безумный страх сковал тело.
- во первых "тело" тавтология, а во вторых тоже самое было написано одно прел. назад. Это лишнее уже.

И когда Петр уже решился выйти к жене, он четко услышал приближающиеся шаги - мне кажется можно и без "четко"

комиссар поступал костяшками - постучал?

И на этот раз все было аналогично- словцо как то выбивается из стиля. Может просто "так же" или "подобно"

Каланчак вернулся и поворошил ногой стог с сеном.
- И тут плотно уложено.
- во первых почему плотно уложено раз мужик там спрятался? Как ему удалось так красиво спрятаться нам не показали, поэтому непонятно. Второе, почему такой матерый комиссар. Который постоянно ловил крестьян то в поле то в стогу, он не додумался сразу проверить вилами или штыком? Помойму как раз логичнее было бы если бы он сначала проверил сам а потом уж расспаршивал, а то надейся он каждый раз на такого деда, нашел бы он столько кулаков? Доверчивый какойто. Стог красивый значит не полезу тыкать... да? А если кто и прятался то он бы обязательно рассыпал пол стога что бы его скорей нашли. dry

прячутся, что аж сапоги не примечают. Хорошо, когда соседи такие ответственные, все примечают. - непонял "сапоги не примечают" это как? И тавтология какая то.


-1 Спам
4 Варрава   (13.12.2010 20:07) [Материал]
Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Тавтология (логика) — тождественно истинное высказывание, инвариантное относительно значений своих компонентов.- Therion , вы лексикон на базаре что ли учите?сами для начала научитесь правильно употреблять слова. вы - жесткий рационалист,даже странно,что вы тут сидите,а не на каком-нибудь форуме в защиту
адронного коллайдера. То в моем тексте в эпизоде сна логику ищите, то засаживаете бедную девушку за то,что вам что-то не понятно.Пруста и Кафки на вас нет. и Хармса. вы женоненавистник или у вас паника перед неизвестным?

0 Спам
5 Therion   (13.12.2010 20:48) [Материал]
Тавтология - имелось ввиду повторение одного и того же слова, в соседних предложениях. Да, да такой я плохой, Варрава. Не жалуюсь на лексикон вообще-то. Хотя, спорить не буду, не профессор. Я не жесткий рационалист, просто сейчас все сплошь и рядом с головой в этой абстракции. Причем почти всегда совершенно пустой(к этому рассказу не относится). И если мне что-то неясно то я прямо спрашиваю. Может и автору будет полезно? А смысл хвалить ничего не поняв, да еще и громкими словами, напуская еще больше тумана? ANIMA сама просила прокомментировать. Я постарался сказать хоть что-то что бы помочь. Если это не стоит внимания пускай скажет мне я удалю бесполезный пост. Женоненавистник... паника перед неизвестным... - ну причем здесь это? А вообще варрава вам стоило бы умерить ваш пафос. Знание и использование громких терминов в комментах не говорит ни о чем положительном. Скажите мне, как можно лучше помочь автору, кроме как его поругать?(учтем что я вообще не ругал в данном случае, только вопросы задал)

0 Спам
6 Варрава   (13.12.2010 21:00) [Материал]
Therion, по чему мои слова всегда вас задевают?вы же такой милый молодой человек,умный, находчивый и очень справедливый...употребление громких терминов???позвольте, но я знаю и похлеще. не стоит умалять моих достоинств.
не знаю,может я говорю только от себя, но, когда кто-то ругает мою работу, мне это не приносит ни хорошего,ни плохого. я к вам отношусь с большой симпатией - видите,сколько мы постимся)))) но,сударь, вы все же рационалистичны. а насчет абстракции - так это постмодернизм виноват.не я.и не Анима. реальность сейчас сложнее описать,чем абстракцию.другое дело,что этим не надо злоупотреблять и быть подобием художников-концептуалистов,которые на всю критику отвечали "вы не видите-вы дураки.вы не поняли моей высокой идеи." короче,спор о лит-ре -это занимательная штука,но сейчас она перерастает во флуд.

0 Спам
7 Therion   (13.12.2010 21:24) [Материал]
Не могу не ответить в этой же теме! Флуд это да...
Почему ваши слова меня так задевают? Вы всего лишь сказали что я учу лексикон на базаре, что я женоненавистник и что я терроризирую тут девушек))) Такая загадочная симпатия biggrin Короче я бы тоже мог спорить еще долго но уже мы замусорили тему. А насчет "вы не видите-вы дураки.вы не поняли моей высокой идеи."полностью согласен. Но вы же мне один раз ответили в том же ключе! Вот на что я отвечал. И еще PS: в теме абстракции мы ушли куда-то, и приплели сюда и этот рассказ. Он тут не при чем)

0 Спам
10 РемесленНИК   (14.12.2010 07:01) [Материал]
Повторение однокоренных слов, в одном или близко стоящих предложениях это не тавтология. Это нарушение "территории" слова, есть такое понятие.

0 Спам
11 Варрава   (14.12.2010 15:11) [Материал]
Ну да, именно поэтому, РемесленНИК, мы приводим в пример тавтологии Масло масляное))) вы как никогда правы.

Therion, вы сами виноваты, вы у меня такие идеи прямо клещами из подсознания тянете. что касается моего ответа...так почему же кто-то видит тогда?))) я ж не говорю,что здесь кто-то дурак, мне просто жаль,что мы говорим о дурацком - об опечатках, о тавтологии - этим свойственно занимать корректорам, а не рецезорам. нам нужно найти суть и ее раскрыть во всех приглядных и неприглядных стороНАХ. а вы, дорогой, пакостничаете тут своими вредными высказываниями для неискушенных душ))))


0 Спам
13 Therion   (14.12.2010 17:02) [Материал]
про опечатки и тавтологию я пару раз то сказал всего. А вы прецепились к слову и все тут. Термин один раз употребил не к месту, да, но по существу! А так я другое разбирал. И вообще тут "пакостники" есть почище меня. Вы бы их позвали что бы таковой и ваш рассказ(тот самый) разобрал. От этого все же есть польза. По крайней мере следующим людям будет проще читать. И опять же вникать в СУТЬ.А не разгребать ошибки.Ну вот РемесленНИК не тоже сделал? Умнее, полнее, но все же? Мы тут все пакостники что ле? Кроме вас? Я понял о чем вы говорите, но так категорично раскрывать только суть... тогда 90% сайта будут выкладывать плохочитабельные вещи.

Я не пойму вы вот к примеру 2 одинаковых песни слушаете, вы будете одинаково восторгаться сутью если одна версия записана в проф.студии с цифровым звуком а другую решила записать команда панков в гараже, на диктафон, которые к тому же редко в такт попадают. А песня одна, слова теже. Ну как? Форма имеет значение? Думаю да, а так вверху у нас тут такие букавки есть типа "для начинающих писателей" то было бы логично помогать друг другу и указывать на пусть и мелкие ошибки.


0 Спам
17 Варрава   (15.12.2010 17:11) [Материал]
букОвки)))
ну а вы предпочтете запись в профстудии??я за себя не уверена.иногда в оговорках и недопевках,обкурившихся планом,панков можно найти больше,чем в форме, аккордах и проч.
да,согласна,что неправильная стилистика и плохой язык не есть хорошо,на это надо указывать.но не надо это ставить во главе планеты всей.опечатки и оговорки-это тоже что-то.
к тому же я ничего не говорила в адрес Ремеленника,я конкретно к вам,Therion, обращалась.вот.я же за хороший разбор,а не против вас.да и вообще,по себе вижу,что мне сложно разбирать произв-е в инете, многое отвлекает внимание, а тексты смотрят по строчкам.

0 Спам
18 Therion   (15.12.2010 17:27) [Материал]
с сиим комментом оканчиваю спор! biggrin Вы согласны со мной а я с вами! flower Я же тоже не каждый раз дочитываюсь до каждой буковки. Иногда говорю и о сути. А про запись да, в цифре то оно не всегда лучше чем "живой" звук. Когда на бабины писали например. Тут на вкус и цвет... яж поэтому в примере и добавил что панки еще и в такт не попадают. Вобщем ANIMA звиняй за дискуссию не по теме.)

0 Спам
19 ANIMA   (15.12.2010 17:45) [Материал]
Да все норм. Это было весело happy

0 Спам
20 Варрава   (15.12.2010 19:55) [Материал]
а главное,я не знаю,о чем мы говорили и зачем))))
вот что называется светской беседой)

0 Спам
12 Варрава   (14.12.2010 15:16) [Материал]
http://www.gramma.ru/RUS/?id=8.23
или вот еще
Он взглядом на меня взглянул,
Улыбкой улыбнул,
Потом рукою руканул
И мигом подмигнул.

0 Спам
1 Варрава   (13.12.2010 15:48) [Материал]
морщинки у серо-карих глаз - а такой цвет бывает?

- Проснулся уже? – Мария не удивилась.
- Конечно, - муж присел на кровати и огляделся, - Опять на улице дождь? - вот это чуть грузит.только не знаю,как объяснить причину.ну так разговаривала бы я с мужем,скорее,чем деревенская баба 30 лет. супруги в деревне вообще не задают друг другу много вопросов- лишь по существу. перемудрили=))

Она подхватила ведро и вышла во двор. Ветер сразу обдул женщину, приветствуя холодом и мелким моросящим дождем. - лучше Ветер отделить абзацем - разные сцены.вот вроде бы и все.будут вопросы, пишите в личку, я вернусь)

Она потеряла контроль, да и какой тут, к черту, контроль? - такая стилизация несколько смущает.невтемная какбэ))

хм,странно,что текст не замечен. с одной стороны,пахнет модернистическим типом реализма, игра со временем, второй день исключен- возможно,он был самый страшный, с другой стороны,скользит политическая тема, определенная антипатия. немного не понравились часты дее/причастные обороты.запятые тормозят чтение, а когда понимаешь,что выделено не самое главное, то это не есть гуд.но ниче, это терпимо.
далее...тема восходящего солнца традиционно приносит надежду.здесь ее по умолчанию нет - смерть, помутнение рассудка, аморальность будущей власти. хорош образ деда.может,не очень подробно прописан, но достаточно интересен.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 
Хостинг от uCoz

svjatobor@gmail.com