Короткое описание: Проба пера, так сказать... Это мой первый рассказ из цикла "Поколение Dos". Будут или нет здесь размещены остальные, зависит от вас. Жду ваших отзывов, господа...
Небольшое предисловие. Ради чего я затеял написать обо всём этом, не ясно до конца даже мне самому. Это как случайный сон, который видишь лишь однажды и помнишь его потом всю жизнь. Несколько лет угрюмый паучок не давал мне покоя и скрёбся в глубине сознания, то и дело, подбивая меня взяться за эти рассказы. Не было ничего такого, что явственно указало бы мне на необходимость написать всё это, но в один из долгих зимних золотых вечеров, я почти обреченно достал из ящика стола пачку бумаги и карандаш и водрузил на письменный стол стеклянную старомодную пепельницу. Наверное, с такой же обреченностью осужденный на смертную казнь шествует на эшафот, ясно сознавая, что скоро это всё для него закончится. Не было ни сладкого предвкушения от новой работы, ни чувства удовлетворения после родившейся новой строчки. Ничего этого не было. Я писал тяжело, натужно и со скрипом, отбывая время за письменным столом, словно каторжный срок. Несколько раз я порывался бросить это занятие, порядком меня измучившее, но проходило несколько дней, и неугомонное насекомое в моей голове снова начинало свои бредовые параличные движения. И тогда, единственным спасением от всего этого становились только карандаш и бумага. Со временем это стало каким-то проклятием. Я не мог не писать, впадая от этого в полнейший ступор, но и сама мысль о том, что нужно снова садиться за письменный стол, тоже приводила в какой-то неописуемый ужас. Получался извечный замкнутый круг. С каждым днём чистых листов становилось всё меньше. Я даже перестал редактировать написанное, преследуя при этом лишь одну цель – закончить всё побыстрее и больше к этому никогда не возвращаться. Постоянные обрывы мысли доводили меня до бешенства, но я упорно продолжал марать бумагу, заполняя промежутки между фейерверками образов напыщенными многоточиями. Так появился на свет этот цикл рассказов, стоивших мне километров испорченных нервов, десятков бессонных ночей и сотни растоптанных окурков в стеклянной пепельнице. Бумагу и карандаш я в расчёт не беру. Их можно легко купить в любом канцелярском магазине… Кластер №1. Лёха и «Зоопарк». Я проснулся от раздражающего холодного звона металлического будильника. В голову вломились новые ощущения, разбавляя свежим потоком липкое состояние похмелья. Собственно, новым было только утро, а всё остальное при детальном анализе оказалось прежним. Тот же желтый от никотина потолок, та же люстра с висюльками и одной лампочкой и старые постеры на стене, никогда не знавшей ласки обоев. Где-то в углу, шелестя кулером, натужно гудел процессор компьютера, и слышалась мерная перебранка клавиатуры. Я попробовал скосить глаза в сторону источника звука, но тут же зажмурился от короткого замыкания в голове. Любая мышечная активность вызывала ужасную боль внутри черепа и отдавалась глухой болью в области сердца. - Проснулись, коллега? Я собрался духом и разомкнул воспаленные веки. Передо мной возникло умное и расплывчатое лицо в очках. - Лёха, родной, - я вдруг ощутил к этому лицу искреннюю, почти щенячью любовь, - дай водички… Лицо колыхнулось в сторону, а через несколько секунд вместо него возник стакан с вожделенной влагой. К моему удивлению, там оказалась не вода, а холодный портвейн. Я клацнул зубами о край стакана и осушил его до дна. - Gut. - Констатировал голос свыше. – Noch ein mal? - Ja… Naturllich… Стакан чудесным образом вновь наполнился до самых краёв, и в этот раз я пил уже не так жадно, вливая в себя дешёвое вино маленькими глотками. Со стороны могло показаться, что измученный тяжким недугом человек пьёт спасительное для себя лекарство. Через пару минут стало заметно легче. Пульс выровнялся, дыхание окрепло, и лёгкие уже в нормальном режиме продолжили выделять в атмосферу комнаты тяжелые винные пары. *** Лёха этой мой спаситель и благодетель. Практически полгода я обитаю в его пятикомнатной квартире на полном пансионе, и ни разу не услышал от него ни одного упрёка в свою сторону. Познакомились мы с ним при обстоятельствах необычных, можно даже сказать странных. Уже потом, спустя некоторое время, узнав получше Лёху и его пристрастия, я понял, что по-другому наша встреча и не состоялась бы. Не могли два таких человека, как я и он, встретится в магазине, или, допустим, в парке имени Пушкина. Даже место нашей встречи было выбрано судьбой с каким-то злорадством и каверзой, словно отметив нас печатью блаженных. Ну и пусть, я за это на неё не в обиде… А всё началось с того, что в одно отнюдь не прекрасное утро, хозяйка, у которой я снимал квартиру, указала мне на дверь. Основания для этого были более чем обоснованными – я не платил за квартиру уже третий месяц. Работу к тому времени я так и не нашёл, а денег от копирайтерской деятельности осталось совсем немного. Я до последнего надеялся, что вот-вот дела пойдут в гору, но дела не спешили страгиваться с мёртвой точки. То, что удавалось продать на разные сайты и биржи контента, приносило просто мизерный доход, которого едва хватало на сигареты, хлеб и китайскую лапшу. Мне даже нечего было продать. Всё моё богатство на тот момент заключалось в стареньком ноутбуке Asus, у которого постоянно западал левый Shift. Также в списке особо значимых вещей значились древнейший телефон Nokia и беспородный мп3 плеер. Все эти вещи были для меня одинаково бесценны, и расстаться с любой из них я не согласился бы ни при каких обстоятельствах. Всё равно сколь-нибудь значимой суммы я за них бы не получил, а продав ноутбук, я рисковал остаться без средств к существованию. Занятие копирайтингом на тот момент составляло весь мой доход, и продать основное орудие труда, было ну никак нельзя. Я помнил те не очень далекие времена, когда за тысячу печатных знаков удавалось срубить с заказчика до десяти вечнозелёных баксов, и я всё ещё надеялся, что те времена вернутся. Я бесцельно бродил по промозглому октябрьскому городку и машинально курил. Гоняя по голове невеселые мысли, я незаметно для себя, вышел к городскому кладбищу. Ничего себе маршрут! Что же такое может происходить в голове, что из сотен улиц, проулков, переездов, проспектов и тупиков, человек выбирает именно ту единственную дорогу, которая приводит его к кладбищу? Чем же так нужно прогневить Бога, чтобы он своим царствующим перстом указал голодному и бездомному копирайтеру с ноутбуком под мышкой, тот единственный путь приводящий прямиком на погост? Чего мне здесь копирайтить? Покойников пиарить? Или открыть сервис по торговле мёртвыми душами? Так был уже в истории такой коммерсант из народа – Паша Чичиков. Прогорел он на этом деле… Не потянул… Ему бы в то время интернет-магазин какой-нибудь, может и звякали бы монеты в кипере. А так, по деревням много не накатаешь… И ведь задумка-то у мужика неплохая была. Ему бы жить в наше время и глядишь далеко пошёл бы. Ворота кладбища были раскрыты настежь. Ну, раз приглашают, грех не зайти. Я вытащил из пачки последнюю сигарету и пошёл по главной дорожке, мимоходом осматривая старые причудливые семейные склепы и памятники, с которых на меня молча взирали ангелы, с лицами полными скорби, и унылые вороны, чьи гнёзда находились на ближайших тополях и вязах. Стояла полная, практически осязаемая тишина. Дальше, ближе к центру кладбища, начались уже более привычные глазу кресты и надгробия. Странно, но на меня их вид действовал как успокоительное. Я уже давно не посещал столь тихих и умиротворенных мест. Я остановился у красивой оградки и прочитал табличку на рыжем от старости железном кресте. На эмалевой табличке я разглядел фото какой-то маленькой девочки. А в следующий момент меня дёрнуло так, что я едва успел схватиться за оградку, чтобы не упасть. Ноутбук выскользнул из подмышки и шлёпнулся на подмерзшую землю. Под фотографией я отчетливо увидел выцарапанное чем-то острым слово «ДЖОКЕР». Меня убило не само слово. Дело в том, что Джокер, это я. Не помню, с какого времени ко мне приклеилась эта кличка, но со временем она превратилась во второе имя, и многие из моих новых знакомых даже и не подозревали, как меня зовут на самом деле. Я проморгался и снова посмотрел на крест. Надпись исчезла и только лицо на фотографии, как мне показалось, стало немного грустнее. Объяснить этот феномен, на тот момент я не смог, и поэтому, кое-как расцепив негнущиеся пальцы, оторвался от оградки и, подобрав непослушными руками ноутбук, побрёл по дорожке дальше, к центру кладбища. До зарезу хотелось курить, и охлопав по привычке карманы и ничего там не найдя, я совсем приуныл. Нацарапанный ДЖОКЕР стоял перед глазами, как столб посреди дороги, и кладбище уже не казалось таким тихим и приветливым. Самым разумным на тот момент было бы уйти прочь из того места, но ноги упрямо тащили меня в глубь городского погоста. Метров через тридцать я наткнулся на небольшую похоронную церемонию. Судя по всему, гроб закопали совсем недавно, и один из кладбищенских могильщиков ещё продолжал ковыряться возле свежего холмика земли, поправляя венки и расставляя корзины с искусственными цветами. Моё внимание привлёк парень, который держался немного особняком от остальных, стоя у самой могилы, в то время как другие стояли отдельной группой несколько поодаль. На нём были напялены видавшие виды джинсы, которые непременно составили бы гордость гардероба Джима Мориссона, футболка с надписью «Сдохни, Windows» и, очевидно с другого плеча, кожаная куртка. Чёрные, длинные до плеч волосы были распущены и висели по обеим сторонам его лица какими-то клоунскими патлами. Единственное что сразу приковывало внимание к нему, это умные, пронзительно глубокие глаза, которые излучали какой-то неясный свет, многократно усиленный линзами очков, лихо восседавших на небольшом, чуть с горбинкой носу. Остальная компания выглядела поприличнее, но в основном тоже была похожа на этого отрока, так прямолинейно выразившего своё отношение к дяде Биллу в частности, и к жизни вообще, посредством обычной надписи на футболке. Либо больные, либо сатанисты, вот что пришло мне на ум в первый момент. Только не вполне адекватный хомо сапиенс может выбрать в качестве траурного костюма для похорон такую футболку и вытертые джинсы. Я приближался к группе скорбящих, одновременно с этим пытаясь нацепить на своё лицо подобающую случаю гримасу. Достигнув ближайшего ко мне человека, я осторожно тронул его за рукав косухи, надетой на нём, и, откашлявшись в сторону, обратился к его спине. - Тысяча извинений, - я был сама вежливость. – Не найдётся ли у вас сигареты? В ответ на просьбу тип в косухе обернулся ко мне, оглядел с ног до головы и вытащил из кармана пачку «Честерфилда». - Не вопрос, брат, бери сколько надо… - Премного благодарен. – Я вытащил из пачки три сигареты, одну из которых сразу сунул в рот, а две другие аккуратно положил во внутренний карман, где хранился мой драгоценный плеер. - Вот ведь какие дела, брат, - продолжал тип в косухе. – Леннон мёртв, Фредди мёртв, а теперь и Зингер мёртв. – И он кивнул головой в сторону свежей могилы, где по-прежнему в одиночестве стоял патлатый парень с умными глазами. - Жопа полная, брат. Запомни, все там будем, но кто раньше, а кто позже – это уже большой вопрос. Думаешь жизнь это малина? Нет, брат, жизнь это дерьмо, а мы хаваем его большими ложками. И наша задача в этой жизни, брат, подохнуть красиво, потому как только красивая и скорая смерть оставит после человека память о нём. Вникаешь, о чём я, брат? От него пахло водкой и дорогим одеколоном. Я абсолютно ничего не понял из того что он сказал, но согласно кивнул головой. Как - никак он угостил меня сигаретами, и мне не хотелось его огорчать. Судя по его улыбке, которая обнажила насквозь кривые и прокуренные зубы, мой кивок воодушевил его на новый пространный трактат о жизни и нашем предназначении в ней, и он уже было открыл рот, чтобы излить мне свои мысли, но тут парень в очках махнул мне рукой приглашая подойти поближе. - Извини, меня зовут,- перебил я своего визави в кожаном прикиде и пошёл к могиле. По пути я машинально достал ещё одну сигарету и прикурил её. - Привет, коллега. Я – Лёха. – Парень в очках протянул мне руку. - Будь здоров, Лёха. Меня Джокер зовут. - Ну, Джокер так Джокер, - согласился он, и мы обменялись рукопожатиями. – Будь здоров, Джокер. Как сам? Вопрос явно застал меня врасплох. - Можешь не отвечать. И так всё ясно. Дела швах. Полный швах. Так ведь? Он внимательно посмотрел на меня своими умными глазами. - Так ведь? – Повторил он свой вопрос, не отрывая от меня своих глаз. - Хм… С чего ты взял? - Ни один нормальный человек, у которого есть дом, работа, деньги и девушка, не станет таскаться по кладбищу в такую пору. Чёрт возьми, он, словно просматривал меня на рентгене, просвечивая насквозь всю бездну моих проблем. И, тем не менее, я решил не сдаваться. - Может, у меня родня здесь похоронена? Может я бабушку пришёл проведать? Он улыбнулся. - Ну да, конечно. Конечно родня… С ноутбуком под мышкой. Ты не находишь, коллега, что это немного… мммм… глупо? Действительно глупо. Я совершенно забыл про свой Asus с хромающим Shift-ом, который по-прежнему держал под левой рукой, словно гигантский градусник. - Ну, в общем, ты прав, - признался я. – А ты? Кого-то похоронил? - Отца. - Да уж… Мои соболезнования. - Да брось ты, - отмахнулся он. – Не стоит. Я не любил его. Вот как, оказывается. Смелое откровение, ничего не скажешь. Ну что же, во всяком случае, он был со мной честен, а мне всегда импонировали такие люди. Он взял бутылку с водкой, стоявшую возле могилы, открутил пробку и протянул мне. - Держи. Помяни Зингера. Заодно и согреешься. Отец любил выпить, так что и нам не грех. Вот ещё… держи. Он сунул мне в руку тёплое жёлтое яблоко. От него сладко пахло тёплым летом, солнцем и туалетной водой. Я сделал большой глоток, обтёр губы рукавом и откусил чуть увядшую мякоть. Глядя на нас, к могиле потянулись остальные. Бутылка переходила от одного к другому по кругу, пока не опустела. Появилась ещё одна, потом ещё… - Пойдём отсюда. Лучше дома посидим. – Лёха коротко махнул рукой оставшимся у свежего холмика и решительно потянул меня за собой. Я не стал сопротивляться и послушно последовал за ним. По дороге мы завернули в кладбищенскую сторожку, где Лёха сунул какому-то из могилокопателей смятую купюру и поставил на стол бутылку водки. Так и состоялось наше знакомство. Узнав, что мне негде жить, Лёха великодушно разрешил временно заселиться в квартиру, где они жили вдвоём с отцом, и которая после смерти Зингера полностью перешла в его распоряжение. Квартира была просто огромной и в такой же мере неухоженной. Свалка вещей, среди которых можно было встретить, как и бесполезный хлам, так и какую-нибудь занятную вещицу. В комнатах, даже в самую солнечную погоду всегда царил полумрак, точной такой же, как и в Лёхиной голове. Но этот полумрак был приятным. Под его покровом было хорошо мечтать, пить портвейн и слушать музыку. А ещё можно было говорить на разные темы, благо собеседник в Лёхином лице, был очень начитанный и образованный человек. У Лёхи было много своих странностей и привычек. Некоторые из них меня забавляли, некоторые откровенно бесили, но с каждым днём я привязывался к нему всё больше и в те редкие дни, когда он куда-то пропадал, мне его всегда очень не хватало. Он постоянно пил маленькие жёлтые таблетки, объясняя это наличием в его голове какой-то опухоли, от которой он мог умереть в любой момент. Доза таблеток каждый день менялась, но Лёха продолжал жить. Обмозгововав с ним этот факт, мы пришли к выводу, что как ни крути, а таблетки, вероятно, помогают, сдерживая своей химической мощью наступление коварной опухоли на Лёхин уникальный мозг. Если у меня болела голова, это списывалось на выпитое накануне вино, и я приговаривался к ношению позорного клейма алкоголика. Если голова болела у Лёхи, то это непременно объяснялось очередным натиском мозговой опухоли, и он моментально возносился в ранг великого мученика, обреченного нести своёй тяжкий крест во имя всего прогрессивного человечества. Он мог часами возиться со своими компьютерами, совершенно забывая о еде, сигаретах, выпивке и прочих маргинальных радостях простого смертного. Переняв от покойного отца фанатичную страсть к музыке, он обожал старый рок и мог часами крутить одну и ту же песню «Pink Floyd» или «Animals», доводя меня тем самым до исступления. Каталог его фонотеки впечатлил бы своими размерами любого, кто хоть что-нибудь понимает в хорошей музыке. Терабайты блюза, психоделики, джаза, рок-н-ролла… Но особой страстью меломана с опухолью в голове были пластинки, коих несметное количество было размещено на всех свободных от книг полок. Книги тоже являлись неотъемлемой частью Лёхиной жизни, но все-таки по большей части они перешли в моё постоянное пользование. Библиотека, которую удалось собрать Лёхе и покойному Зингеру, была интересной и бестолковой одновременно. Среди многих сотен томов можно было наткнуться и на « Справочник сельского ветеринара» и на полное собрание сочинений Эдгара По. Сам Лёха объяснял такую разноплановость так: - В нашей хреновой жизни в любой момент могут пригодиться любые знания. Я с трудом представлял, как на мою жизнь могут повлиять «Справочник сельского ветеринара» или «Советы бывалого пасечника», но с Лёхой не спорил. В конце-концов, он был старше на целый год, а значит, по умолчанию умнее. Жизнь протекала весело, содержательно и непредсказуемо. Откуда у Лёхи появлялись деньги, я не знал. Подозреваю, что он потихоньку продавал что-то из отцовских коллекций, так как периодически из квартиры навсегда испарялись то картины, то альбомы с марками, то серебряные столовые приборы. Папаша Зингер под конец своей жизни сумел собрать в квартире неплохую коллекцию антиквариата. Я по-прежнему перебивался копирайтом и таким образом вносил свою лепту в общую копилку. *** - Коллега? – Лёха продолжал долбить по клавиатуре, одновременно разговаривая со мной. – Вам легче? Уже сможете самостоятельно воспринимать окружающую действительность без посторонней помощи? - Вполне…, - промычал я и насторожился. Обращение «коллега» всегда означало, что Лёха что-то задумал. - Извольте получить в кассе пятьсот рублей и закупиться к раннему обеду всем необходимым. У нас сегодня удивительный день. Такое начало мне понравилось. Это сулило хорошую попойку. Я стал собираться, а Лёха тем временем включил старый проигрыватель и поставил на него одну из коллекционных пластинок своего отца. Это случалось не так часто, а значит сегодня у Лёхи действительно какое-то особое настроение. По квартире разлились блаженные звуки «Похмельного блюза» группы «Зоопарк». Он обожал эту группу и слушал её практически каждый день. Постер с Майком Науменко висел над его кроватью, и простым грешникам вроде меня, запрещалось стирать с него даже пыль. Лёхины пальцы просто порхали по клавиатуре. Таким воодушевленным я его давно уже не видел. - Ты что, совсем спать не ложился? - Нет, Джокер. Нет. У меня совсем нет никакого желания спать. Пространство раздвигает свои границы. Интернет дарит сегодня мне все свои прелести… - М-м-мм... Подожди, дай я угадаю… Порносайт? - Нет. Я, кажется, влюбился… И в данный момент общаюсь с той, которая дарит мне бездну счастья. - О, как… - Я был слегка озадачен. – И как зовут твою прелестную даму сердца? - Сладкая N… Я улыбнулся. - Это как в «Зоопарке»? - Нет… Это как в жизни… Я сунул деньги в карман куртки и вышел на улицу. Из раскрытой форточки квартиры на третьем этаже звучала новая песня. Майк трогательно и наплевательски пел:
Я проснулся утром, одетым, в кресле В своей каморке средь знакомых стен Я ждал тебя до утра. Интересно где ты Провела эту ночь моя сладкая N?
Я поднял повыше воротник куртки и, распахивая ногами свежевыпавший ночной снег, побрёл в магазин.
1) В произведении очень плохо со структурой, со взвешанностью. Так возьмем к примеру вступление – явно утяжелено. Далее – момент испуга отыгран излишне замедленно, описательные части тяжеловесны, прогибают текст своей тяжестью, тем самым практически изничтожая динамику. Нет гармоничности звучания, просто нет! 2) Действо, ну или же динамика. Тут вообще сложно. Она у вас отсутствует. То бишь даже не так: энные перемещения персонажа указаны: выгнали, кладбище, квартира, утро, портвешок и так далее, но нет в этой динамике хоть какой-то обусловленности, действия ничуть не завязаны на сюжет (об этом чуть позже), к персонажам оно тоже имеет скорее косвенное отношение, что, конечно же, не может являться плюсом. 3) Психология… Тут совсем плохо. У вас персонажи совершенно не имеют своего личного «Я», своих желаний, своих… Сами посмотрите – пошел куда Вы приказали, сделал то что Вы приказали, тот же Леха, опять же, в большей степени присутствует как NPC, нежели чем как живой персонаж. А диалоги… Это вообще амба, поэтому тут рассматривать эту проблему не буду. Скажу проще – была бы пародия, было бы нормально, но у вас, вроде как, не пародия. 4) Сюжет. Вы обещали, в начале, выложить рассказ, но по факту выложили кусочек, да что там – начало только, поэтому сюжета тут попросту не наблюдается.
Ну и еще одно весьма странное обстоятельство: повествование у вас то вроде бы достаточно неплохое, конечно не сказать, что великолепное, но все же неплохое, а потом вдруг бац – и начинается не пойми что и не пойми куда. Очень странно, будто два разных человека писали, или же вы писали такими дикими наскоками, что просто ах!
«От него пахло водкой и дорогим одеколоном. Я абсолютно ничего не понял из того что он сказал, но согласно кивнул головой. Как - никак он угостил меня сигаретами, и мне не хотелось его огорчать. Судя по его улыбке, которая обнажила насквозь кривые и прокуренные зубы, мой кивок воодушевил его на новый пространный трактат о жизни и нашем предназначении в ней, и он уже было открыл рот, чтобы излить мне свои мысли, но тут парень в очках махнул мне рукой приглашая подойти поближе» - опять же перегруз описаний и… давайте посчитаем вместе: «него», «Я», «Он», «он», «мне», «его», «его», «мой», «его», «он», «мне», «свои», «мне» - итого чуть больше строчки. Не многовато ли? « По пути я машинально достал ещё одну сигарету и прикурил её» - да черт возьми! Когда он первую то скурить успел? Стоял всего ничего и на тебе! Выдул, вытянул на раз. «- Привет, коллега. Я - Лёха. - Парень в очках протянул мне руку. - Будь здоров, Лёха. Меня Джокер зовут. - Ну, Джокер так Джокер, - согласился он, и мы обменялись рукопожатиями. - Будь здоров, Джокер. Как сам?» - вы решили не оставлять персонажам шанса на жизнь и на живые же характеры? Ну что же, если так, то в правильном направлении движетесь. «Он внимательно посмотрел на меня своими умными глазами» - складывается чувство, что это собака. «- Ни один нормальный человек, у которого есть дом, работа, деньги и девушка, не станет таскаться по кладбищу в такую пору» - ну очень криво. «Он взял бутылку с водкой, стоявшую возле могилы, открутил пробку и протянул мне» - ну ладно, про водку у могилы и прочее говорить ничего не буду, скажу только про то, что в таком вот виде, как у вас, получилось, что протянул он не бутылку, а пробку. « Квартира была просто огромной и в такой же мере неухоженной» - приравняли плохо. «Свалка вещей, среди которых можно было встретить, как и бесполезный хлам, так и какую-нибудь занятную вещицу» - это должно было либо стать частью прошлого предложения, либо вначале должно было идти уточнение. « всегда царил полумрак, точной такой же, как и в Лёхиной голове. Но этот полумрак был приятным» - нет логической связи. Получается так, что герой лично залазил в голову бедного лехи и этот самый полумрак наблюдал. « Лёхином лице, был очень начитанный и образованный человек» - ну просто криво, даже не знаю как выразиться, но дико криво. « Некоторые из них меня забавляли, некоторые откровенно бесили, но с каждым днём я привязывался к нему всё больше и в те редкие дни, когда он куда-то пропадал, мне его всегда очень не хватало» - предложении на уровне школьного сочинения пятиклассника – наив просто жуткий. « Обмозгововав с ним этот факт, мы пришли к выводу, что как ни крути, а таблетки, вероятно, помогают, сдерживая своей химической мощью наступление коварной опухоли на Лёхин уникальный мозг» - обмозговав, мозг, ну и вообще – опять же какой-то наив и прочее в том же духе. А на что они рассчитывали, хочется спросить, употребляя эти самые таблетки? Ожидали что Леха склеит ласты по скорому? Или что? Или как? Странные они у вас, до полного безобразия странные. « было размещено на всех свободных от книг полок» - полках.
Итак, вроде как обещалось, что тут будет представлен рассказ целиком, но… Нету, просто таки нету рассказа, да что там – даже завязка и та толком не началась! Итак, хватит отдельных выкриков, поговорим обо всем по порядку:
« Нацарапанный ДЖОКЕР стоял перед глазами, как столб посреди дороги» - плохое сравнение. «и кладбище уже не казалось таким тихим и приветливым» - приветливое кладбище… однако хитрый маркетинговый ход. «Самым разумным на тот момент было бы уйти прочь из того места, но ноги упрямо тащили меня в глубь городского погоста» - авторский диктат продолжается, герой начисто лишен воли. « На нём были напялены видавшие виды джинсы» - они ему малы? В обтяжку? Нет? Ну а почему тогда «напялены»? « футболка с надписью "Сдохни, Windows" и, очевидно с другого плеча, кожаная куртка» - к чему это «очевидно»? А? Что очевидно? Кому? И снова – что?! «. Чёрные, длинные до плеч волосы были распущены и висели по обеим сторонам его лица какими-то клоунскими патлами. Единственное что сразу приковывало внимание к нему, это умные, пронзительно глубокие глаза, которые излучали какой-то неясный свет, многократно усиленный линзами очков, лихо восседавших на небольшом, чуть с горбинкой носу» - так, перегружено описание – это раз, второе – единственно? То есть футболка с весьма нестандартной надписью или же патлы до плеч – это все в порядке вещей? А вот глаза – это да! У него там, в глазах, простите, фонарики что ли вставлены, раз из них свет льется? «Остальная компания выглядела поприличнее, но в основном тоже была похожа на этого отрока, так прямолинейно выразившего своё отношение к дяде Биллу в частности, и к жизни вообще, посредством обычной надписи на футболке. Либо больные, либо сатанисты, вот что пришло мне на ум в первый момент. Только не вполне адекватный хомо сапиенс может выбрать в качестве траурного костюма для похорон такую футболку и вытертые джинсы» - просто словоблудство. Читать неприятно, читать неинтересно, в особенности учитывая, что образ повторяется, в особенности учитывая, что вместо стиля повествования вы дали простое ерничанье. « Достигнув ближайшего ко мне человека, я осторожно тронул его за рукав косухи, надетой на нём, и, откашлявшись в сторону, обратился к его спине» - ну криво же! Криво! «В ответ на просьбу тип в косухе обернулся ко мне, оглядел с ног до головы» - оглядел МЕНЯ «- Не вопрос, брат, бери сколько надо…» - сразу убили персонажа, слишком словоблудствует « Запомни, все там будем, но кто раньше, а кто позже - это уже большой вопрос» - если чувак не накурен, то косячите «Думаешь жизнь это малина? Нет, брат, жизнь это дерьмо, а мы хаваем его большими ложками. И наша задача в этой жизни, брат, подохнуть красиво, потому как только красивая и скорая смерть оставит после человека память о нём. Вникаешь, о чём я, брат?» - АААААААААА!!! Вы не просто убили персонажа, вы его изничтожили в ноль, ничего от него не оставили!
« Передо мной возникло умное и расплывчатое лицо в очках» - криво, смешение качеств наблюдаемого и наблюдателя. «Лицо колыхнулось в сторону» - это как это? Оно, лицо то бишь, что ли вода или занавеска какая, раз колыхаться в сторону может? «возник стакан с вожделенной влагой» - почему влага? Почему не вода? Зачем такие хитрые словеся? « Я клацнул зубами о край стакана и осушил его до дна» - опустошение стакана поставлено в зависимость от клацанья зубами - некрасиво. «Познакомились мы с ним при обстоятельствах необычных, можно даже сказать странных. Уже потом, спустя некоторое время, узнав получше Лёху и его пристрастия, я понял, что по-другому наша встреча и не состоялась бы. Не могли два таких человека, как я и он, встретится в магазине, или, допустим, в парке имени Пушкина. Даже место нашей встречи было выбрано судьбой с каким-то злорадством и каверзой, словно отметив нас печатью блаженных. Ну и пусть, я за это на неё не в обиде…» - целый абзац вы рассуждаете о обстоятельствах. Вам не кажется, что вы малость перегружаете текст? «Я бесцельно бродил по промозглому октябрьскому городку и машинально курил» - машинально не нужно. «Гоняя по голове невеселые мысли» - В голове, а то иначе получается этакий выворот мозгов «я незаметно для себя, вышел к городскому кладбищу. Ничего себе маршрут!» - ничего себе автор поражается своему герою! « Что же такое может происходить в голове, что из сотен улиц, проулков, переездов, проспектов и тупиков, человек выбирает именно ту единственную дорогу, которая приводит его к кладбищу? Чем же так нужно прогневить Бога, чтобы он своим царствующим перстом указал голодному и бездомному копирайтеру с ноутбуком под мышкой, тот единственный путь приводящий прямиком на погост? Чего мне здесь копирайтить? Покойников пиарить? Или открыть сервис по торговле мёртвыми душами?» - а вам не кажется, что вы дико перегружаете текст ненужностями, да к тому же еще и злоупотребляете риторическими вопросами? « Ну, раз приглашают, грех не зайти» - то бишь полный диктат автора над героем, либо же герой попросту придуривался долго и упорно распинаясь о кладбище « На эмалевой табличке я разглядел фото какой-то маленькой девочки. А в следующий момент меня дёрнуло так, что я едва успел схватиться за оградку, чтобы не упасть. Ноутбук выскользнул из подмышки и шлёпнулся на подмерзшую землю. Под фотографией я отчетливо увидел выцарапанное чем-то острым слово "ДЖОКЕР". Меня убило не само слово. Дело в том, что Джокер, это я» - внезапность, тут должна быть внезапность, а у вас что? У вас цельный абзац, четыре строки – это ли внезапность? Не думаю… « Надпись исчезла и только лицо на фотографии, как мне показалось, стало немного грустнее. Объяснить этот феномен, на тот момент я не смог, и поэтому, кое-как расцепив негнущиеся пальцы, оторвался от оградки и, подобрав непослушными руками ноутбук, побрёл по дорожке дальше, к центру кладбища» - ну ведь как баян козе сцена то! Загадошно, мистично и прочее в том же духе, вот только ни о чем – нет точки приложения для мистики.
«Ради чего я затеял написать обо всём этом, не ясно до конца даже мне самому» - сразу резкий удар под дых, аж дыхание перехватывает! Это же надо было так жутко, так безграмотно начать произведение! «Ради чего я затеял написать обо всём этом» далее «Несколько лет угрюмый паучок не давал мне покоя и скрёбся в глубине сознания, то и дело, подбивая меня взяться за эти рассказы» далее «Не было ничего такого, что явственно указало бы мне на необходимость написать всё это» - итого вы три раза нам поведали о том, что таки решили писать эти рассказы. Ну утомительно же, дико утомительно «но в один из долгих зимних золотых вечеров» - золотые вечера, все же, у осени в большей степени, если же вы желаете облагородить зиму этим самым эпитетом, то уж будьте любезны – дайте описание, оправдывающее это ваше желание. «я почти обреченно достал из ящика стола пачку бумаги и карандаш и водрузил на письменный стол стеклянную старомодную пепельницу» - с частице «и» все же полегче. «Наверное, с такой же обреченностью осужденный на смертную казнь шествует на эшафот, ясно сознавая, что скоро это всё для него закончится» - нет связи с написанием текста, нет проработки настроения для такой безнадеги. Ну тупо – с чего? « Так появился на свет этот цикл рассказов, стоивших мне километров испорченных нервов, десятков бессонных ночей и сотни растоптанных окурков в стеклянной пепельнице. Бумагу и карандаш я в расчёт не беру. Их можно легко купить в любом канцелярском магазине…» - а сигареты нельзя купить в любом магазине? Просто интересно, почему сигареты выделены, а бумага с карандашом так наплевательски упущены? Сразу хочется сказать по поводу вступления как такового. Знаете, не смотря на все мои возмущения, в целом оно написано не так уж и плохо, вернее даже очень неплохо, но, увы и ах, если вы не даете весь сборник целиком, то такое вступление просто донельзя излишне, слишком тяжеловесно. «Я проснулся от раздражающего холодного звона металлического будильника. В голову вломились новые ощущения, разбавляя свежим потоком липкое состояние похмелья» - простите, но это набивший оскомину стандарт. Утро-похмелье-злой будильник – ну утомило уже до полного безобразия, но что самое противное почти каждый начпис начинает тексты подобным образом. «Собственно, новым было только утро, а всё остальное при детальном анализе оказалось прежним» - нет перехода на этот самый детальный анализ. Он проснулся с похмелья – какие к чертям детали?! Сразу рушите персонаж. « та же люстра с висюльками и одной лампочкой и старые постеры» - опять же – полегче с частицей «и». «Где-то в углу, шелестя кулером, натужно гудел процессор компьютера» - процессор – это тот квадратик, что вставляют в специальный разъемчик на материнской плате. Как он гудеть может?
Хм... Текст определенно понравился. Хотя, считаю все же предисловие лишним, но не касательно всех историй (кстати, что это, роман, повесть?), а касательно именно самого рассказа. В книге вы его используйте, но здесь вряд ли нужен.
Хотя состояние, описанное в предисловии, знакомо. Не всегда, но частенко бывает такое, что мысль-паразит кнутом гонит к ящику, где сидишь скрючившись, щелкаешь клавой (у меня, увы, пробел скрипит - последствия знакомство ноута со стаканом виски) и пишешь, пишешь, жертвуя силами, нервами, сном и взводами сигарет... Так что, здесь хочется автору руку пожать - убедительно. Но, повторюсь, в условиях этого сайта предисловие не нужно.
По тексту. Язык хороший, ровный. Автор начитан, не первый год работает с текстом. Опыт виден. Беда текста в том, что он хромает по эмоциональной части. Да, тут братаны тело хоронят, да, там жить типу негде, сигареты кончились (самое обидное, не зря Цой пел, что если есть в кармане пачка, то все не так уж и плохо) и т.д. И при всем при этом, уровень эмоций не скачет. Это и профессионализм, и определенная холодность что ли. Хотя... Может так и задумано. Вот мол, как было тогда. Ныне мне плевать, было и было... Не знаю.
Вообще, очень напоминает "Бог ненавидит всех нас" - уж не знаю, кто на самом деле эту рекламную книженцию накатал, но по настроению схоже. Ну а по названию сразу ассоциации с Пелевиным возникают.
Мне очень понравилось. Предисловие - лишнее или нет, мне оно не помешало воспринимать текст, хотя и без него я бы все понял. Не важно в каком вы, автор, состоянии написали это. Все же, приятнее думать что вы такой талантливый, что можете на трезвую спокойную голову породить такой сюжет, так захватить читателя. Язык суховат, но здесь это уместно. Одно замечание: покажите события, не описывайте. Читатель должен все видеть. Герои раскрыты. Они близки и понятны. Идея не затерта. В общем, это пять. Хотелось бы увидеть еще ваши работы.
Вы знаете, не хочется ничего говорить. Когда берёшь книгу, и эта книга нравится, то прочитываешь - и всё. И понравилось. Остались ощущения, а говорить не хочется...Так и здесь. Мне понравилось, прочла с интересом. А предисловие привлекло сразу. Не считаю его лишним. Спасибо Вам, автор! ))
Небольшое предисловие здесь лишнее. Оно ничего не говорит об авторе (каждый третий скажет, что описанное состояние написано как будто с него), ни о тексте. Разве что демонстрация языка... Лучше убрать ну или как минимум сократить. Язык противоречив: грамотен (хотя некоторые запятые промахнулись позицией), есть образы (что очень хорошо), но сухо. На протяжении всего текста слова остаются словами.
Code
Ворота кладбища были раскрыты настежь. Ну, раз приглашают, грех не зайти. Я вытащил из пачки последнюю сигарету и пошёл по главной дорожке, мимоходом осматривая старые причудливые семейные склепы и памятники, с которых на меня молча взирали ангелы, с лицами полными скорби, и унылые вороны, чьи гнёзда находились на ближайших тополях и вязах. Стояла полная, практически осязаемая тишина.
Читатель не входит на кладбище вместе с героем, не видит скорби ангелов, не осязает тишину. Он видит только буквы. А должен видеть кладбище.
Code
Самым разумным на тот момент было бы уйти прочь из того места, но ноги упрямо тащили меня в глубь городского погоста.
Вывод о самом разумном решении должен делать сам читатель, а не автор через мысли своего героя. Разжевывать текст можно только самым молодым читателям, но ведь не им предназначен текст. Сюжет неплох. Я очень надеюсь, что ты не из тех авторов, которые пренебрежительны к деталям, и момент с надписью на надгробии найдет свое отражение в дальнейшем, а не останется мимолетным глюком героя. Детали создают атмосферу и если они будут висеть невнятной суспензией, атмосфера будет загрязнена. В качестве деталей хорошо сыграли последняя сигарета и ноутбук под мышкой. В общем, текст хороший, но скорее информативный, чем образный. Единственное, чего не хватает - сближение читателя и героя. ИМХО. Но я не пожалел, что прочитал.