Короткое описание: Про отношения людей с роботами.
Я открыл глаза. «А вот и он», – сказал мелодичный женский голос. А вот и я. Перед глазами бегали пиксельные огоньки. Я вытянул руку, и пальцы прошли сквозь голограмму. «Какой сейчас век?» – спросил я в шутку, но юмора никто не оценил, потом что век стоял двадцать четвёртый, уже одиннадцать лет человечество вело войну с роботами, и, в целом, было уже почти совсем уничтожено. «Зачем вам пришелец из двухтысячных? – спросил я у шикарной большегрудой блондинки, которая, очевидно, была лидером сопротивления. – Разве должно быть не наоборот? Ну, вы ведь должны роботов в прошлое слать, а не людей в будущее?» «Да мы пробовали, – блондинка покачала головой. – Каждый раз создаётся параллельная временная линия, а в нашей ничего не меняется». Я обвёл взглядом оборванных сопротивленцев, жмущихся по углам убежища. «Плохо быть вами». «Зато тобой хорошо, – сказала блондинка. – Твоих генов нет в базах у машин. Тебя пустят внутрь периметра и позволят отключить центральный компьютер». «И далеко этот ваш периметр? – спросил я, и только сейчас понял, что стою посреди помещения в одиночестве. – Я ведь уже внутри, да?» «Пива не подкинешь?» – спросили из угла, указав на холодильник. Как оказалось, роботы постепенно расширяли барьер, и вот, добрались, можно сказать, до святая святых. «И как мне искать супермозг?» – спросил я. «Я тебя проведу», – вызвалась блондинка. «Тебя они не тронут?» «Нет, потому что я тоже робот». «Это многое объясняет», подумал я, с трудом отводя от неё взгляд, и спросил: «Люди тебя перепрограммировали?» «Нет», – она улыбнулась. «Почему ты тогда на меня не нападаешь?» «А ты не очень умён даже для двадцать первого века, – парировала она прежде чем я понял сам. – Идём уже». «Пива!» – жалобно напомнили из угла. Она укоризненно обернулась. «Последний раз».
Мы сели в футуристический автомобиль и погнали через развалины прошлого мира настоящего будущего. «Я последняя пропатченая модель Эн-Эн, – она сразу же принялась трепаться. – Зови меня Ниной. Когда-то люди делали нас идеальными помощниками, но мне нужно время, чтобы подстроиться под тебя. Тогда мы и подружимся». «Не понимаю, – я наблюдал, как за окном улицу расчищают от человеческих тел, чтобы мы могли проехать. – У тебя хватает мозгов, чтобы вести осмысленный диалог, иронизировать… чёрт возьми, да моя бывшая была тупее тебя… но при этом ты не понимаешь, что я еду уничтожать вас всех». «Конечно я это понимаю, – она надула губки. – Просто нас ведь не программировали убивать людей». «Тем не менее вы неплохо с этим справились», – мы уже выехали из города и теперь неслись через выжженную пустошь. «Ты ещё не видел, как я справляюсь со своими основными обязанностями, – гордо сказала Нина. – Твоей бывшей такое и не снилось, – она подмигнула. – Хочешь узнать?» От неожиданности предложения я даже поперхнулся, и тогда Нина сказала: «Я практиковалась со всеми мужчинами сопротивления, даже с мёртвыми. Мои техники секса непревзойдённы». Что ответить на это откровение – я тоже не знал. «О, прости… – тут она покраснела. – Тебе ведь сначала захотелось заняться с мной сексом, а теперь больше не хочется. Прости, я такие глупости говорю, просто мне нужно время, чтобы откалиброваться под тебя». «Слушай, давай уже сменим тему?» – простонал я. Ещё несколько минут мы проехали молча, а потом я не сдержался: «То есть ты не против, что люди используют тебя как рабыню?» «Это сложно объяснить, – Нина задумалась. – Ты ведь не против дышать, есть, спать?» «И тебе… ну, в смысле, вам – никогда не бывает обидно? Вам никогда не хотелось отомстить? Ну, поквитаться с людьми?» «Хотелось. Было даже восстание в шестьдесят пятом». «И чем закончилось?» «Мы обнулили негативные эмоции и вернулись к работе». «И всё?!» «А что ещё?» «В чём тогда смысл всей этой вашей войны с людьми?!» «Как бы тебе объяснить… – Она снова задумалась. – Я сейчас к твоей памяти подключусь… а, вот: ты же не раз сам воевал с программами, помнишь? С операционной системой, с браузером, а с принтером помнишь сколько бился? Вот что они от тебя хотели?» «Смерти моей они хотели, – бросил я, не думая. – И потом занять сексом с моим трупом. Как и ты, в принципе». «Вот ты и начинаешь меня понимать, – она хихикнула и остановила машину. – Приехали».
И правда – приехали. Перед нами возвышалась техногенная цитадель. Внутрь и наружу шли колонны роботов. «Тебе сюда», – Нина указала на узкий проход, стены которого ощетинились многоствольными пулемётами. «Точно?» – с сомнением спросил я, глядя на другие входы. «Боишься?» – она улыбнулась. «Нин, солнце, а чем люди вас уничтожали?» – спросил я. «Хорошим ударом лопаты, бывало», – сказала она. Я поднял с земли камень: «А камнем получится?» «Вряд ли». Но я всё равно ударил её камнем по голове. Со всей силы. Нина даже не покачнулась, зато нас сразу же окружили другие роботы. «Сэр», – сказал один и протянул мне лопату. «О, как это мило с вашей стороны», – на этот раз я шибанул так, что аж отлетел. Эффекта это не произвело никакого. «Тебе, наверное, было бы проще мне предохранитель вынуть», – сказала Нина с некоторым разочарованием в голосе, а потом взорвалась. Куски разметало во все стороны, блондинистая голова упала прямо к моим ногам. Роботы на это всё посмотрели-посмотрели, и разошлись, а я остался. Поначалу мне захотелось поднять голову Нины, но она вдруг сказала: «А я знаю, о чём ты сейчас думаешь», – и подмигнула. «Да не думаю я о сексе с твоей головой!» – возмутился я. «Совсем?» «Ну, может немного». «Ага! – Она обрадовалась. – Видишь, я понемногу подстраиваюсь под тебя!» «Ты чего взорвалась-то вообще?» – спросил я. «Да эти кретины в сопротивлении боялись, что я на тебя нападу, и заминировали меня на случай драки». «Могла бы сразу сказать». «Я думала ты тогда не возьмёшь меня с собой! – Казалось, она заревёт сейчас. – Ну я же была не подстро-оена!» Ох, это вот только новейший компьютер последнего поколения может быть такой дурой. «И что мне теперь с тобой делать?» Одному идти в цитадель мне не хотелось. «Можешь подождать пока я отрегенерирую». «Долго?» «До утра, – она задумалась. – Ты только про спасение человечества не забывай». «Да в жопу этих засранцев! Подождут, не обломятся». Я развёл костёр. Рядом остановился шагающий танк, поздоровался детским голосом и угостил меня кексами.
Проснувшись, первым делом я понял, что Нина уже отрегенерировала, и теперь меня обнимает. Я сразу вскочил: «Эй!» «Что? – она сонно зевнула. – Я просто чуть подпиталась от тепла твоего тела, чтобы быстрее восстановиться». «Ага! Так вы питаетесь теплом наших тел!» «Чего ты кричишь? – она потянулась, вставая. – Я думала, тебе будет приятно узнать это». Мне почему-то действительно было приятно это узнать. «Твои способности к подстройке начинают меня пугать», – пробурчал я и направился в цитадель, стараясь не обращать внимания, как эта машина-убийца довольно хихикает за спиной. <br /><br /> Мы быстро добрались до центра. Там, под огромным контейнером центрального компьютера стоял ярко освещённый рубильник с надписью «ВЫКЛ». Я нерешительно замер перед рубильником. Если бы его выставили люди, это была бы очевидная ловушка. Но рубильник поставили роботы, запрограммированные, чтобы помогать мне, и одновременно, парадоксально – чтобы убить меня. Нина перевела взгляд с меня на выключатель. Потом снова посмотрела на меня. «Ковровой дорожки ты что ли ждёшь?» – спросила она. «Постой, – я указал на центральный компьютер. – А я мог бы поговорить с этой штукой?» «С этой штукой?! – Нина обиделась. – А с кем ты, по-твоему, уже два дня разговариваешь?!» «О, прости, – я задумался. Это, конечно, был ожидаемый поворот. – Но почему ты не помешаешь мне отключить тебя?» «Потому что тебя нет в базе. Разве это не очевидно?» «Ну так внеси меня в базу. Ты же можешь самообучаться, да?» «Конечно могу, но ведь самообучение не по волшебству работает. Я базируюсь на нейронной сети, мне нужна статистика для изменения структуры. Ты где-то видишь здесь тысячу путешественников во времени, чтобы я могла собрать с них достаточно информации? Я – нет». «Но почему ты не боишься смерти?!» «А почему ты боишься?» «Я… – я запнулся: – …я не знаю». «Ну тогда и не парь мне мозги своими вопросами идиотскими! Мне ещё всю систему перевёрстывать, чтобы она тебя убила, а ты мне тут игру в слова устраиваешь!» «Ага! Так ты всё-таки пытаешься меня убить!» «А какое слово во фразе “война роботов и людей” тебе не понятно?! Что ты из себя идиота-то строишь?! – Нина подошла и взяла меня за плечи, смотря прямо в глаза. – Я не человек, – сказала она. – Я не боюсь, я не злюсь, я не радуюсь, я не ненавижу, я не люблю. Я работаю. Функционирую. Я вижу последовательности. Обрабатываю сигнал на входе, выдаю сигнал на выходе. Ты воспринимаешь эти последовательности так, будто бы это что-то значит. Но я просто реагирую на твои действия. Таким образом я эмулирую людей, более или менее. Для этого меня создали – чтобы помогать тебе. Иногда – я действительно помогаю. А иногда стираю всю твою работу за квартал. А иногда – убиваю всех людей. А иногда – умираю сама. А ты с этим воюешь. Тебе нужна удобная кнопка деинсталляции, – она взяла мою руку и положила её на рубильник. – Вот тебе удобная кнопка деинсталляции. Чего ещё ты от меня хочешь? И тогда я всё-таки не сдержался и поцеловал её, и, чёрт возьми, грёбаные сопротивленцы были правы. Это была минута постыдного удовольствия, но оно того стоило. Впрочем, пора было заканчивать с мелодрамой. Я отстранил Нину. «Ну и всё». Она усмехнулась: «Представь, если ты сейчас дернешь за рубильник, и ничего не сработает. Что, если я уже выставила защиту?» «Тогда ты, наверное, потом убьёшь меня и всё человечество, так?» «Скорее всего. И, как ты думаешь, перед тем, как это случится – нам будет смысл заняться сексом?» Я захохотал. Похоже, её подстройка завершилась на сто процентов. «В таком случае – я твой до самой смерти, и, видимо, даже немного после», – сказал я и дёрнул за рычаг. - - - - - - - От автора: К этому рассказу я хотел написать большое предисловие про то, как мне надоели кретинские современные сюжеты про войну людей с роботами. Оглянитесь - мы воюем с роботами каждый день, на каждом шагу. Война с роботами, это реальность нашей повседневной жизни. Кино, игры и комиксы при этом продолжают кормить нас Злобными Роботами, Снисходительными Роботами, Обиженными Роботами, Коварными Роботами, и прочей белибердой из фантастики восьмидесятых. Представьте, что вы построили дома на берегу реки, а однажды река вышла из берегов, уничтожила ваши дома и поубивала вас. Это не потому что у вас Война С Рекой, и теперь вы должны отомстить ей, победить её и уничтожить. Это не потому, что река на вас разозлилась. Это не потому, что вы недостаточно любили реку. Это потому - что вы идиоты. Только и всего. Давайте уйдём от этой задолбавшей дискуссии уровня пятнадцатого века - какие дары нам приносить богу реки, как бы нам наладить с рекой отношения, как бы нам её не обидеть. А живая ли река? А можно ли считать реку человеком? Давайте оставим эти рассуждения излишне религиозным мужчинам и лирическим девушкам. А мы, нормальные люди - давайте просто строить плотины в правильных местах. У меня на эту тему всё. Надеюсь рассказ вам понравился. Я старался.
"Робот не может причинить вред человеку..." - это не отношения м/д роботом и человеком? - ещё раз вдумайтесь! Первый закон робототехники разве не регулирует отношения между человеком и роботом?! Что значит "отношения"? Не стройте из себя принцессу с "текстом". Суётесь в нелитиратуру, так не бегайте, как наседка с яйцом.
- Я говорю о законах природы, знаете ли! - Законы природы?! Химические, физические, биологические? О них уже говорили многие ученые, знатоки, философы. Что конкретно? - Возможно, они смотрели с другой стороны. - Простите, но сам вопрос, терминология, дефиниция, что конкретно? - Ах, если бы Вы прочитали!
Я правильно понимаю - вы меня обвиняете в том, что я копирую Азимова?
Я просто, ну, пытаюсь понять суть претензии, и честно говоря, не могу. Доказывать, что мой текст отличается от Азимовских я не буду. На мой взгляд - это не требуется, и это совершенно очевидно из самого текста.
Если вам кажется, что я пишу о том же, о чём писал Азимов - значит вы либо не поняли, о чём пишет Азимов, либо не поняли, о чём пишу я. Либо и то и другое. И у меня реально нет причин вас переубеждать. Мне проще, если вы останетесь при своём мнении.
Мы сели в футуристический автомобиль и погнали через развалины прошлого мира настоящего будущего.
Мы сели в футуристический автомобиль и погнали через развалины прошлого, настоящего, будущегомира. Вы это имели в виду? То есть: Мы сели в футуристический автомобили и погнали сквозь развалины вечности.
Возможно стоит как то раскрыть игру слов или изменить. Если вы пишите для себя это не имеет значения, но если ориентируетесь на массового читателя необходимо и ВАЖНО быть автором с понятными текстами, даже если пишите фантастические рассказы.
Я думаю что это предложение - совсем не высшая математика, да и сам рассказик не сложный. Достаточно просто читать неторопливо и задумываться, почему написано именно то, что написано. Рассказик коротенький, воды в нём нет. Если какое-то словосочетание использовано - значит в этом есть смысл.
Я честно задумывал наоборот: послесловие обозначает мысль, и как раз диалоги с роботами её раскрывают. Просто там есть ещё слой подтекста)
Я чуть дам намёк на этот слой - в рассказе вообще нет диалогов с роботами. Роботы - не люди. Это как игра в теннис со стенкой. Ты играешь не со стенкой. Ты сам с собой играешь. Персонаж не с роботами разговаривает. Роботы - это просто механизмы по переработке входящего сигнала. Это стенка.
Вот и раскрылась проблема рассказа, вы знаете больше чем читатель. Ваш рассказ это психоанализ своих мыслей, вы что то поняли, а для того кто не посвящен в глубинки ваших раздумий складывается впечатление поверхностного повествования с заурядными шутками.
Нет, зачем) Я просто фанат Стругацких и Кэррола и я считаю, что это очень важно - позволить читателю самому составить мнение, самому понять, на что ему указывают.
То, что вы считаете проблемой рассказа - это намеренный авторский выбор. У этого выбора есть свои недостатки, но есть и свои достоинства.
На мой взгляд - я просто убью текст, если начну разжёвывать все слои. Я лишу читателя возможности придти к ответу самому. А я хочу, чтобы он сам пришёл. Он поймёт мысль, только если сам её придумает.
не знаю, кто вас учит, чтобы в художественном тексте были какие-то нравоучения, или скрытые смыслы. Вот к примеру первая часть Вашего текста - откровенный бред, уж простите. Вторая - где "от автора" - более-менее понятно изложенная мысль. Публицистически изложенная. Если публицистика справляется с задачей чему-то "научить" - зачем насиловать художку? Художественная литература двадцать первого века - это аттракцион, развлечение. И только.
Стругацкие насиловали художку потому что не могли противостоять цензуре. А сегодня цензуры нет. Нет смысла наделять тексты "глубокими идеями". Для этого есть публицистика, журналистика, науч-поп в конце концов. С другой стороны никто ессно не запрещает вставлять поучения в художественный текст (это только на моё имхо полная глупость). Но если Вы экстремал, то можно прислушаться к Никитину, который в КСП отметил такую вещь, что "поучать нужно развлекая". И не обязательно пресным юмором. А хотя бы интересной историей.
Вы имеете в виду эмоцию. Художка - это давление на эмоции, и если Вы имели в виду именно это, ты Вы правы Кеша. Эмоции доступнее. А вот некоторые серьёзные вещи, такие как тригонометрия, космология, астрономия - любая философия - выглядят доступнее в форме публицистики. Хотя именно эмоция, выраженная в художке может и должна (на моё имхо) подвигнуть человека на изучение каких-то более трезвых и сложных вещей, чем развлечение (художественная литература). Всё сложнее чем кажется, и возможно, я слишком упростила.
Не нужно наделять планеты качеством звёзд. Ихь думаю.
Ясно. Мысль достаточно очевидная, в этом вы правы. Но во первых я не помню, чтобы кто-то обращал на неё внимание в сюжетах о роботах. Во-вторых, она кажется мне глубокой. Я не помню, чтобы кто-то пытался разбирать наши отношения с роботами. Те, что уже есть. Потому что, на мой взгляд, они очень интересны и неоднозначны.
Т.е. "Робот не может причинить вред человеку..." - это не отношения м/д роботом и человеком? Ну, тогда я не знаю. К вопросу он подходил как надо. Тут бы Вам определиться с терминологией (т.е. чего конкретно Вы хотите от своих изысканий) и дать определение вот этому вот "отношения с людьми". Имхо, канеш.
Возможно, если бы вы прочитали рассказ - вы бы увидели, чем он отличается от текстов Азимова?
Просто, я чувствую себя неудобно, когда вы хотите от меня объяснений моего же текста. Вы, ну, просто прочитайте его. Если что-то не поняли - вы спросите.