» Проза » Рассказ

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Позовите маму.
Степень критики: Любая.
Короткое описание:
Мы этого не видим...

"Позовите маму..."

Ночь, темно.

Звуки города.  Шелест листвы на ветру, то  громче, то тише. Вдалеке слышны смех и крики полуночной компании. Где-то рядом раздались пронизывающие вопли дерущихся котов. Гул проехавшего автомобиля.  Звук торопливых шагов – кто-то припозднился домой.

                Гришка внимательно вслушивался в голос июльской ночи, лёжа под  пристроенным балконом первого этажа.

Так как под пристройкой находилось окно подвала, строителям пришлось оставить небольшое окошко-амбразуру в полуметре от земли. Гришка еле пролазил в неё, но был рад, что отверстие мало – больше никто не сможет протиснуться, только такой же  ребёнок, как он сам, но дети не страшны. Дети – друзья, они его угощают всякими вкусностями   -  конфетами, булочками, - которые украдкой выносят из дома. Ещё баба Аня подкармливает, но та давала ему только хлеба и, иногда, молока. Всё, что он не съедал за раз, Гришка прятал в своём «доме», про запас. Правда, однажды, в его убежище забралась бездомная собака и всё съела, тогда ему пришлось мучиться от голода всю ночь и утро, пока ребята не вышли гулять и не вынесли ему перекусить. Они всегда это делали, это было как нечто само собой разумеющееся.

Год назад Гришка жил в этом доме, в соседнем подъезде, с мамой и папой. У них была нормальная семья. Отец выпивал, но это случалось редко. А потом его уволили с работы за пьянство, ведомственную квартиру отобрали и они оказались на улице. В действительности, причиной увольнения была свадьба сына отцовского начальника, и их бывшая квартира стала подарком молодожёнам, но Гришка этого не знал, да ему и неинтересно было - девятилетний мальчишка был далёк от интриг взрослых.

В этом городе они прожили всего несколько лет, родственников здесь не было, денег на жильё тоже, и кроме их соседа дяди Пети, местного алкоголика, приютить их было некому. А тот за пару бутылок водки согласился пустить их на постой. А дальше понеслось…

Отец начал пить, через некоторое время к нему присоединилась мать. Потом родители   что-то не поделили с хозяином и, когда его гостеприимство окончилось, перебрались к другому алкашу, затем к другому…

Скитание по квартирам-притонам стало обычным образом жизни для Гришки. Школу он давно не посещал, пару раз приходили учителя, инспекторы по делам несовершеннолетних, пытались забрать его, но он всегда убегал. Вскоре они оставили их в покое, вероятно, просто потеряв из виду после череды переездов.

Через несколько месяцев куда-то пропал отец, ушёл пьяным и больше не вернулся, но мама не проявила никакого беспокойства, она всё реже бывала трезвой. После ухода отца и вовсе спилась. А ещё через месяц, после очередного «переезда», пока пьяная мать спала на полу кухни, хозяин –пьяница с криком :«Или сам вали, или сейчас и мамашу твою вышвырну!» - выгнал Гришку среди ночи на улицу.

Возвращаться мальчишка побоялся и, проведя ночь в подъезде, весь следующий день потратил на поиски ночлега. Не найдя ничего подходящего, он пришёл во двор, в котором жил когда-то, и сидя с друзьями на лавочке, рассказал им о произошедшем прошлой ночью. Ребята сразу принялись предлагать разные варианты: можно жить на крыше, но там ветер, да и залезть может любой, в подъезде – теплее, но так же небезопасно  -   ходят все кому не лень. А потом кто-то вспомнил про пристроенный балкон – входное окошко небольшое, залезть мало кто сможет, сквозняка нет, правда внутри «потолок» низкий, примерно метр высотой. Но простор Гришке был не важен. На том и остановились. Мальчишки сразу понатаскали из дома кто что смог – старые покрывала, изношенные куртки, немного еды. Затащив всё это в свой импровизированный дом, Гришка настелил себе лежанку, и, поворочавшись на ней немного, решил, что вышло вполне ничего – мягко и тепло. Ну, а большего и не нужно.

В ту ночь Гришке было очень страшно и он долго вертелся с боку на бок, вслушиваясь в звуки улицы – вдруг кто-нибудь залезет сюда и обидит его? Засыпая, Гришка думал о маме – он надеялся, что тот злой дядька не выгнал её, и она сейчас не мёрзнет на улице…

С тех пор прошло уже три месяца, но страх каждую ночь был его верным спутником, и засыпал мальчишка далеко за полночь, когда город замолкал и наступала почти полная тишина.

Вот и сейчас он напряжённо ждал, когда же стихнут звуки улицы. Ждал со страхом, что кто-нибудь постарается проникнуть в его убежище. Однажды такое уже было – поздней ночью, Гришка уже задремал, когда услышал голоса рядом с пристройкой. Он открыл глаза и лежал, боясь пошевелиться, стараясь не дышать. Голоса были мужские, они что-то обсуждали, а потом кто-то постарался протиснуться в окошко. Когда же у непрошеного гостя ничего не вышло, он подал голос, наполняя помещение запахом перегара:

- Гриша, ты тут?

Но мальчишка не ответил и оцепенело ждал, что будет дальше.

- Гриша, это я, дядя Паша. Эй, ты спишь? Не бойся, пойдём, я тебя покормлю. Гриша! Ну? Пошли, у меня конфеты есть.

Гришка лежал в углу, закутавшись в тряпьё и молил Бога, чтоб его не заметили. Знал он этих «дядь» - сколько пинков он получал от таких, пока мотался с родителями по притонам. И ни разу ни один не угостил его даже коркой хлеба. Чего хотели эти, он не знал и не собирался выяснять. Он лишь хотел, чтоб они отстали от него и ушли. Но те так просто сдаваться не собирались – Гриша услышал, как по земле шарит рука, видимо, упорные «дяди» решили вытащить его силой, но окно, к счастью, было настолько узким, что пролезть в него мужчины не могли, а рукой дотянуться до мальчишки было невозможно. После нескольких бесплодных попыток нашарить мальчишку, один из них начал материться:

- Чёрт! Может и нет его там? В детдом уже сдали или забрал кто? Ты когда его последний раз видел?

- Так позавчера. Он во дворе шарохался. – Голос «дяди Паши» звучал виновато.

- А как он сюда залазил, ты хоть раз видел? Может он вообще не здесь ночует!

- Так он до темна то на качелях, то на лавке сидит. А мне щеглы местные сказали, что он тут живёт. Может и наврали, скоты!

- Ладно, пошли отсюда. Скажем Турку, что нет здесь никого, пусть себе другого «попрошайку» ищет. Слушаешь всяких малолетних идиотов!

Удаляющиеся шаги были самым долгожданным звуком для Гришки в тот момент. Когда они стихли, он глубоко, судорожно вдохнул и, прижавшись к стене, скрутился калачиком. Его била крупная дрожь, и немного подташнивало. Он так и не смог уснуть в ту ночь.

Мальчик поёжился, вспоминая тот случай – больше такого не повторялось, но он всё равно каждую ночь ждал подобного и был всегда на стороже. Всегда в напряжении, словно дикий зверёк в ожидании хищника. Но он не жаловался – он привык, да и некому было.

Гришка перевернулся на другой бок и решил, что завтра надо сходить на речку – помыться и постираться. Ночь была душная, скорее всего завтра будет жарко, грех не воспользоваться. Может, и ребята с ним сходят – выходной же. С тарзанки попрыгают вместе…

В предвкушении завтрашнего развлечения Гришка уснул.

Проснувшись на рассвете, мальчишка сжевал оставшийся со вчерашнего дня батон, и вылез наружу. Сев на лавку у ближнего подъезда, он принялся болтать ногами.

Он всегда старался покидать свой «домик» пока на улице малолюдно, чтобы не привлекать внимания окружающих к своему убежищу. Два-три часа, пока ребята не выйдут на улицу, он качался на качелях, гулял по соседним дворам или просто сидел на лавочке. Но часов в девять-десять утра его друзья начинали потихоньку выходить и начинались игры. Потом все уходили обедать, а Гришка терпеливо ждал, когда все выйдут вновь. Порой, он коротал ожидание прогулками по городу, иногда забредая очень далеко от родного двора.

Как-то он нашёл стопку свежих газет среди близлежащих гаражей. Неизвестно, кто её там забыл, но Гришка не стал упускать шанс и все их продал у ближайшего магазина, а на вырученные деньги купил шоколадку, две булочки и литр молока.

Желудок недовольно забурлил от этого воспоминания. Гришка представил себе гору шоколада и то, как бы он его ел – не останавливаясь, откусывая большими кусками, а не как в тот раз – подолгу мусоля, чтоб растянуть удовольствие. Рот наполнился слюной, и он вздохнул – мечтать не вредно.

- Что, сидишь уже? Жрать, поди, хочешь? На, жуй. – Резкий голос прервал его мысли.

Вышедшая из подъезда баба Аня протянула ему полбулки хлеба и налитый в пол-литровую бутылку чай. Гришка, как обычно, немного смущаясь, взял «дары» и положил возле себя, на лавку.

- Спасибо, - он с благодарностью посмотрел на пожилую женщину, - я позже поем.

- А чего это, не голодный, что ль? Ешь давай. За версту слышно, как желудок бухтит. Ох, найти бы твоих родителей, да как ткнуть мордой! Сажать таких надо, изверги! Алкаши недобитые! – Старуха завела любимую песню, всё больше распаляясь.

- Баб Ань, а вы что так рано вышли? – Гришка попытался перевести разговор на другую тему.

- А? Чего рано? – Женщина немного растерялась. – Так смотрю в окно, а ты сидишь уже. А мне как раз мусор вынести надо было. Сердце ведь кровью обливается! Куда милиция смотрит? Надо позвонить им, может пристроют тебя куда – в интернат, там, или ещё куда…

Последние слова Гришке совсем не понравились:

- Баб Ань, а мусор-то где?

- Ой! И правда, мусор-то забыла! Ух, эти алкаши! Понаплодят и бросают, как кутят! Сволочи бессовестные!.. А ты жуй, давай! Нечего стесняться! – Сказала она напоследок, и направилась к подъезду не прекращая ругать на чём свет и родителей Гришки, и милицию, и всё правительство. Она всегда ругалась при его виде. Из-за этого он её немного побаивался, но был очень признателен за еду.

Мальчик взял снедь и отправился в детский сад, стоявший через дорогу – там, в беседке, укрывшись от случайных глаз, он с аппетитом поел. Залезать в своё жилище на виду у жильцов двора он не хотел.

Вернувшись во двор, он встретил Сашку из третьего подъезда, тот всегда раньше всех выходил гулять. Солнце уже припекало, и Гришка предложил пойти купаться. Дождавшись остальных, мальчишки шумной гурьбой отправились на речку.

Вернулись они часам к четырём дня, усталые, голодные, но счастливые. Как воробьи, облепив лавочку у ближайшего подъезда, они галдели, обсуждая, кто сделал лучшее сальто с тарзанки, и причину появления баржи, которой раньше не было.  Спорили, кто дольше всех продержался под водой, договаривались во сколько завтра снова пойдут купаться.

Их болтовню прервала девочка Катя - ей было лет четырнадцать, она жила в соседнем дворе, но гулять всегда приходила сюда. Она знала Гришку и его родителей ещё с тех пор, когда они жили в этом доме.

Катя остановилась чуть поодаль и позвала:

- Гришка, иди сюда, сказать кое-что надо.

- Иду. – Заинтересованный мальчишка направился к ней. Что интересного она ему может сказать? Они же не общались никогда! – Ну?

- У меня тётя живёт тут недалеко, я к ней в гости вчера ходила, - она сделал заговорщическое лицо, - и там я твою маму видела! – закончила она почти шёпотом.

Гришка ошарашено молчал, глядя на Катю.

Сколько раз он пытался найти маму! Бродя по городу, он вглядывался в лица, выискивая родные черты. Он ведь ходил к тому злому дядьке, у которого осталась жить мама. Где-то через неделю, после первой ночёвки на улице, он смог преодолеть страх, но её там уже не было. Она снова сменила «место жительства». Он раз за разом обходил все дворы, в которых жили алкоголики, когда-то дававшие им с мамой и папой приют. Но так ни разу он её и не увидел.

  И вот, наконец, она нашлась! Его мама! Он снова сможет её обнять, ведь он так по ней соскучился!

Не веря своим ушам, он спросил:

- А это точно была она? Ты не ошиблась? – Он боялся, что надежда окажется ложной, и со страхом ждал ответа.

- Да точно, тебе говорю! Что я, тётю Валю что ли не узнаю? Она там с каким-то дяденькой живёт, я их видела, когда они из магазина шли.

- А квартиру показать сможешь?.. Прямо сейчас?

 

Гришка стоял перед деревянной, с облупившейся краской дверью и всё не решался постучать. Он очень хотел увидеть мать, но боялся, что её там не окажется. Боялся расплакаться от разочарования.

Глубоко вздохнув, он нерешительно постучал. Не дождавшись ответа, он повторил, но погромче. За дверью послышались тихие шаги и не менее тихий голос спросил:

- Кто?

Гришка растерялся, он не знал, что сказать и ответил:

- Позовите маму!

- Кого? – В вопросе звучало удивление.

Тут же раздался звук открываемого замка, и Гришка повторил обескуражено:

- Маму…

Дверь открылась, за ней был виден силуэт, но в полумраке нельзя было разглядеть лицо человека. Но это однозначно была женщина. Она смотрела на ребёнка секунду, а потом воскликнула:

-  Гриша?! Гришенька, это ты, родной? – Она кинулась его обнимать. От неё пахло перегаром. – Где ты был? Куда пропал? Как твои дела?

- Мама! Это ты! Я так скучал! Я тебя искал везде, ходил по дворам! Где ты жила? Я не мог тебя найти! Я так соскучился! Мама!

И тут из глубины квартиры раздался недовольный мужской голос:

- Кто там ещё припёрся?

Гришка испуганно уставился на мать.

- Не бойся, это дядя Коля. Пошли, я тебя с ним познакомлю.

- А он ругаться не будет?

- Не будет.

 

В комнате, на драном диване сидел грузный мужик в трико и клетчатой рубашке. Перед ним на табуретке стояла бутылка водки, рюмки и тарелка с хлебом, нарезанной ливерной колбасой и свежими огурцами. В помещении был жуткий бардак, но Гришка не обращал на него внимания. Он настороженно разглядывал мужчину.

- Здрасьте.

- Привет. - равнодушно ответил дядя Коля.

- Коля, это мой сын – Гриша. – представила мальчика мать.

- Ты не говорила, что у тебя дети есть! – Мужчина удивленно поднял брови. – Ну, покорми его, что ли. Садись!

Он кивнул на место рядом с собой, обращаясь к Гришке.

- Спасибо, - мальчик присел на краешек дивана, и посмотрел на маму.

Она соорудила ему бутерброд, потом ушла на кухню и принесла стакан чая:

- Кушай. Голодный, наверное?

Гришка кивнул с набитым ртом. Мать уселась в кресло напротив и не отводила взгляд от жующего ребёнка. В её взгляде читалась и жалость, и удивление, и озадаченность. Она старалась не смотреть на сожителя, который буравил её взглядом. Гришка видел это, он исподтишка поглядывал на дядю Колю и понимал, что тот недоволен сложившейся ситуацией.

Закончив есть, мальчик поблагодарил, ни к кому не обращаясь:

- Спасибо. Мам, а где у вас туалет? – Он не испытывал нужду, но неловкость гнала его из комнаты.

Мать кивнула на дверь в коридор:

- Там, сына. Сразу увидишь. – Она не двинулась с места.

Гришка с облегчением выскочил из комнаты, нашёл нужную дверь и закрылся внутри. Сквозь тонкую дверь он слышал, как мужчина спрашивал у его мамы, что она собирается делать дальше. Он возмущённо заявил, что дети ему тут не нужны, ребёнок – это лишний рот и шум, да и квартира однокомнатная, места мало. А баб и без детей навалом.

Гришка и без этого подслушанного разговора всё понимал. Он слил воду из бачка, помыл руки, благо санузел совмещённый, и вернулся в комнату. Мать сидела на прежнем месте, и глаза её блестели от слёз.

Она была пьяна. Мальчишка только сейчас это понял, когда утихла радость от встречи. А может, они уже выпили, пока он отсутствовал.

- Мам, мне идти пора. Закрой дверь.

- Куда? – Она смотрела на него, прищурив один глаз, чтоб сфокусировать двоящееся от алкоголя зрение.

- Домой, мам. Ты не волнуйся, у меня есть где жить. И кушать есть что. Мне идти надо. – Он говорил это нарочито спокойно и уверенно, но в глубине души ждал, что она начнёт его останавливать. Он бы всё равно ушёл, но очень хотел услышать «Не уходи, сыночка!»

- Домой, да? – Язык женщины заплетался. Она сказала это просто так, не вкладывая в слова никакого смысла.

- Валька! Сгущёнки ему дай с собой! Там ещё осталась. – Дядя Коля был рад, что всё так благополучно разрешается, потому расщедрился.

Но Гришке было плевать. Он, конечно, был рад сгущёнке, но и без неё мог бы обойтись. Мать, качаясь, подошла к серванту возле дверей и, взяв с полки жестяную банку, протянула её сыну.

- Держи, мой хороший. Покушаешь.

- Спасибо, мам. Я пойду? – Мальчик обнял мать, он всё ещё ждал заветных слов.

- Ага, иди. Дверь захлопни. -  Она поцеловала его в лоб и, отстранившись, плюхнулась в кресло.

Дойдя до дверей из комнаты, Гришка обернулся – мама спала.

 

Гришка вернулся «домой» к сумеркам. Ребят нигде не было, и он уселся на лавочку у бабы Аниного подъезда, посасывая вскрытую гвоздём сгущёнку. Он раз за разом прокручивал в голове встречу с мамой, вспоминал её лицо.

- Всё сидишь? – Баба Аня, как обычно, появилась незаметно, подойдя со спины.

В её руках была хозяйственная сумка, полная огурцов - видимо, с дачи возвращалась.

- Ага, сижу. Баб Ань, я сегодня к маме ходил, она меня сгущёнкой угостила! – Мальчику не терпелось поделиться с кем-нибудь радостью. – Она, оказывается, живёт тут недалеко! Представляете? Завтра, может, ещё к ней в гости схожу!

Но женщина его радости не разделила. Чуть не уронив сумку от удивления, она выпучила глаза:

- То есть, как – угостила? Какие «гости»? Ты почему не с ней сейчас? Она тебя выгнала, что ли? Нашлась кукушка! Убила бы тварюку! Как её земля-то носит? Живут ведь и не дохнут! Вот шалава! Адрес-то какой? В милицию звонить буду – пусть с ней разбираются! – Она буквально, задыхалась от злости.

И тут Гришка взорвался:

- Нет! Она хорошая! Она меня любит! Не смейте говорить о ней плохо! Это вы плохая! Вы злая! Вы её не знаете! У вас дом есть, а у неё нет! Я… Я вас ненавижу! – Слёзы текли по его пылающим от ярости щекам.

Он развернулся и побежал к своему убежищу, оставив бабу Аню в полной прострации.

Гришка забрался под балкон и, забившись в угол, разрыдался. Он плакал и ругал всех взрослых:

- Вы все злые!.. Все! Злые и глупые! Я не могу с ней остаться! Не могу! Как вы не понимаете?! Её же выгонят! На улицу! Из-за меня! Я буду виноват в этом! Где она будет жить? Она не сможет пролезть сюда! Я не смогу позвать её к себе! Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБ ЕЙ БЫЛО ПЛОХО!!!


Свидетельство о публикации № 12193 | Дата публикации: 19:06 (23.11.2010) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 942 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 301 2 »
0 Спам
30 stotch   (26.12.2015 14:13) [Материал]
Мне понравилось, однако, опять же, лично для меня мало описания внутренних ощущений героев. Тема затронута очень интересная и главное, что тут есть где развернуться. При таких условиях может получиться очень достойное произведение.
Более того впечетляет, что рассказ основан на реальных событиях.
Хотя, конечно с момента последнего комментария утекло не мало воды, надеюсь, ято мой замечен будет.

0 Спам
29 MAFA   (12.04.2011 22:12) [Материал]
Vladi, wulf , спасибо большое за отзывы. smile Я планирую написать повесть про Гришку. С предысторией и до того момента, когда его жизнь наладилась. Надеюсь, справлюсь. smile

0 Спам
28 Vladi   (29.03.2011 20:14) [Материал]
Спасибо большое, Автор! Очень проникновенно написано!

0 Спам
25 РемесленНИК   (26.02.2011 11:17) [Материал]
Не нашел статью в "полезном" Выложу здесь, благо она небольшая, да и другим полезно будет прочесть.
Точка зрения
В русской литературе вопрос “точки зрения” (то есть, чьими глазами мы “смотрим” на происходящее в книге), почему-то считается сугубо теоретическим. Мол, сначала автор напишет, как Бог на душу положит, а потом придет литературовед и проанализирует, что за точки зрения в своем произведении автор интуитивно использовал. Самого же автора никто, похоже, не учит, как выгодно и с умом применять различные виды точек зрения на благо произведению.

Но в мировой писательской практике совсем другая картина. Овладение письмом в различных точках зрения считается одним из самых первых и основных навыков писателя. Этому учат в пятых классах школ при написании сочинений.

Конечно, великое множество выдающихся писателей писали и пишут интуитивно, не считаясь с правилами. Но мне кажется, чтобы блестяще нарушать правила, нужно их сначала изучить. “Точка зрения” — это и есть одно из таких обязательных писательских правил.

Примечание. Я стараюсь пользоваться терминологией, введенной Б.А.Успенским в “Поэтике композиции”. Это, кажется, чуть ли ни единственное сочинение в русском литературоведении, которое впервые подняло вопрос точки зрения. Однако некоторые исследователи в своих статьях используют и переводы английских терминов (которые мне кажутся более образными, чем термины Успенского), так что их я тоже буду упоминать по ходу.

Примерно до начала 20-го века в литературе существовало только две точки зрения, с которых могло вестись повествование.

1. Так называемая “точка зрения всезнающего автора” (Успенский ее называет “нулевой”). То есть автор знает все события романа, видит всё, что творится в мыслях и душах у героев, и обо всем без утайки докладывает читателю. Например:

«Виктор пришел в отчаяние.
— Ну ты и дура, Машка!
Машке ужасно хотелось заплакать, но она терпела.
— Сам дурак».

Тут автор влезает в голову обоим героям и описывает, что оба чувствуют и думают: Виктор приходит в отчаяние, Машке хочется плакать.

Автор может даже подсказать, что произойдет дальше: «Ах, если бы Машка знала, что эта ничтожная встреча перевернет всю ее жизнь!». Он показывает нам события произведения опосредованно, через призму собственного восприятия, а читатель как бы слушает автора-рассказчика, докладывающего обо всех событиях и эмоциях.

Естественно, эта точка зрения имеет много плюсов, но ее главный минус — читатель лишен возможности сопереживать персонажу напрямую: он не может сам влезть им в души.

2. Вторая точка зрения — Повествование от первого лица. С этим тоже всё ясно: автор рассказывает о том, что якобы произошло с ним самим. В текстах такого рода уже появляются ограничения: автор не может рассказывать о событиях, о которых он по сюжету ничего не должен знать. Он в принципе не может влезать в головы другим персонажам и описывать, что они чувствуют и думают. Хотя и тут возможны фокусы типа “ах, знал бы я тогда, что…” Несмотря на ограничение свободы автора, читателю легче сопереживать повествованию от первого лица, так как он невольно ассоциирует себя с главным героем.

С развитием литературы в конце 19-го — начало 20-го века авторы стали осваивать более интимный, “человеческий” подход к читателю. Оказалось, что и в третьем лице можно писать от имени персонажа, а не от имени автора. Так сложилась третья точка зрения:

3. Третье лицо ограниченное (Успенский называет ее “внутренней точкой зрения”, потому что всё происходящее описывается как бы глазами конкретного персонажа). Этот тип точки зрения доминирует в современной литературе, но он же является и самым сложным. Овладение ограниченной точкой зрения требует большой практики и умения включать в текст только то, что видит, думает и ощущает данный герой. Ведя свой рассказ от третьего ограниченного лица, автор должен соблюдать следующие правила:

1) показывать события через менталитет данного персонажа (образовательный уровень, воспитание, убеждения и предрассудки, стиль речи и т.п.)

Всё, что автор хочет сказать о герое, следует вложить в его (героя) собственные слова, мысли и поведение, или же передать это через отношение к нему других персонажей (например, посредством диалога). Если, например, герой — негодяй, автор не имеет права «взять микрофон» и намекнуть читателю, что не разделяет взглядов этого мерзавца. Единственный выход — отобразить действия героя так, что читатель сам возненавидит этого гада, без излишних намеков со стороны автора.

Стиль повествования имеет тут огромное значение! Если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному бомжу, произведение должно писаться слогом полуграмотного бомжа. С умом отредактированным, естественно. То есть те слова, понятия, предметы, которые прекрасно известны автору, но с которыми данный бомж не знаком, из текста исключаются автоматом.


0 Спам
24 РемесленНИК   (26.02.2011 11:16) [Материал]
Хорошее упражнение-зарисовка: набросайте описание комнаты или квартиры. А затем перепишите описание несколько раз, с позиции разных людей и их голосом (но от третьего лица!). Многодетная мать заметит, что нигде не валяются игрушки. Педанта поразит невытертая пыль. Электрик не заметит пыли, но отметит плохую проводку. Ученый не заметит проводки и бросится сразу к книгам. Всё разным языком, четыре человека — четыре менталитета, четыре разные комнаты.

2) Внутренних точек зрения в произведении может быть и несколько: события могут описываться вперебивку глазами нескольких персонажей, которые в данном случае называются фокальными персонажами. Но и тут есть некоторые правила:

Чем короче произведение, тем меньше должно быть фокальных персонажей. В современном коротком рассказе — только одна точка зрения, только один фокальный персонаж. В большом рассказе может быть две точки зрения, в повести — две и более, в романе — как правило, четыре-восемь (хотя бывает, что на роман приходится всего одна точка зрения).

Нельзя резко менять точку зрения в монолитном «куске текста». Метания из головы одного фокального персонажа в другую без конкретной авторской задачи называются “прыганьем по головам”. В одном абзаце мы переживаем происходящее с одним героем, в другом вдруг попадаем в голову его противника и узнаем, что тот чувствует и думает… это игра в поддавки с читателем. Одна сцена — один фокальный персонаж. Его глазами мы и должны смотреть на происходящие события.

Чтобы внутри сцены переносить точку зрения с одного персонажа на другого, нужна очень веская причина, и при таком переносе необходимо всегда следить, чтобы читателю было ясно, чьими именно глазами мы смотрим на события.

3) Поскольку всё происходящее пропускается через восприятие конкретного персонажа и описывается его “голосом”, всё, что не попадает в эти рамки, должно опускаться. Иначе возникает так называемый “глюк” ограниченной точки зрения. Например (из одного любительского рассказа):

«Кэт сидела на диване и горько плакала. Сволочи! Какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет… Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Редактор зарубил этот рассказ с первых же слов, с приговором: «Глюк точки зрения». Где же он? А вот:

Начало хорошее, нейтральное: «Кэт сидела на диване и горько плакала». Читатель еще не знает, в какой точке зрения пойдет повествование, и готов настроиться на любую. Вот она: «Сволочи! какие же все сволочи! Ну ничего, она еще им покажет…»

Всё ясно — мы смотрим на мир глазами Кэт: это ее чувства, ее мысли, но вдруг — бэмс! — «Кэт поплакала еще немножко, вытерла платочком покрасневшие глаза, расправила складочки розового в горошек платья и слезла с дивана».

Глазами Кэт, говорите вы? А Кэт что, знает, что у нее глаза красные? Что хотите делайте, но она не может воспринимать в данный момент свое платье как “розовое в горошек”: она ревет и страдает, куда ей о платье думать? Это автор-всезнайка высунул голову и зачем-то описал глаза и платье героини, хотя читатели сами бы всё в уме дорисовали. В результате получается прокол точки зрения.

Подобные проколы всегда получаются, когда фокальный персонаж говорит, знает или ощущает то, чего не может ни знать, ни говорить. И отсюда еще одно важное правило:


0 Спам
23 РемесленНИК   (26.02.2011 11:15) [Материал]
4) При работе с ограниченной точкой зрения третьего лица настоятельно рекомендуется опускать глаголы чувственного восприятия и мыследеятельности: подумал, увидел, услышал, ощутил и т.п. Почему? Потому что читатель и так “сидит” в голове данного персонажа. Читателю и так понятно, что это именно персонаж увидел или подумал ту или иную вещь. Употребление этих глаголов как бы отстраняет читателя, напоминая, что между ним и героем стоит автор . Подобная точка зрения называется “фильтрованной” (пропущенной через голову автора). В качестве примера приведу два абзаца:

С глаголами чувственного восприятия:

«Такой клинок королю под стать», — подумал Зигфрид. Он протянул руку и погладил сталь. Она была на ощупь скользкая, лезвие неощутимое. Зигфрид почувствовал, как под кожей у него забегали мурашки».

А теперь сравним тот же самый текст, написанный с так называемой глубокой позиции (автор не встревает со своими ремарками и только передает состояние персонажа):

«Такой клинок королю под стать! Зигфрид протянул руку и погладил сталь. Скользкая, лезвие неощутимое. Под кожей у него забегали мурашки».

Вот еще примеры:

Фильтровано: “Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка”.
Напрямую: “Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка”.

Фильтровано: “В воцарившейся тишине Таня услышала, как вдалеке о чем-то пел соловей”.
Напрямую: “Воцарилась тишина — только вдалеке о чем-то пел соловей.”

Наверное, нет смысла добавлять, что “глубокая позиция” гораздо живее фильтрованной и как бы переносит читателя в произведение, заставляет его сопереживать. Одним словом, все “подумал, увидел, ощутил” лучше опускать.

Стоит, пожалуй, упомянуть и об остальных, менее употребительных, точках зрения:

4. От второго лица. “Вы входите в трамвай… навстречу вам поднимается прекрасная девушка…” Подобная точка зрения встречается редко, но, если все сделать с умом, то может получится очень красивый текст. Подобная манера изложения в основном применяется в туристической литературе.

5. Третье лицо объективное или “бихевиористское повествование” (Успенский называет эту точку зрения “внешней”). При таком роде повествования автор описывает только внешние признаки поведения героев. Все мысли и чувства остаются за кадром. Он улыбнулся, она опустилась на стул — своего рода кинофильм. Читателю показывают картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал. Опять же, если применять с умом, дает сильный эффект.

Автор: Рина Грант


0 Спам
22 РемесленНИК   (26.02.2011 11:10) [Материал]
Трудно было читать мне, уж очень я сентиментальный человек. и ещё я знал что такое голод. не дай Бог кому голодать, когда готов на всё, ради кусочка хлеба, это страшно. Понимаю мальчишку и поведение и жертвенность вполне естественны. Такие ситуации или делают человека сильнее или ломают, полумер не бывает. Рад что парень вышел победителем. Наверняка сейчас он железный человек, человек скала на которого можно опереться в трудную минуту. Всё познается в сравнении таким людям есть с чем сравнивать понятие "плохо".

Теперь по технике. в разделе "полезное" есть статья о "Точке зрения" Советую ознакомиться. Мне кажется можно было написать от первого лица. Труднее, но эмоционально было бы сильней. И ещё не понятно как реагировали взрослые живущие в доме. они ведь наверняка знали о парнишке? Что проходили мимо? Тогда можно это упомянуть. Баба Аня получилось немного гротескной. Перебор с ругательствами в адрес родителей. Раз уж "точка зрения нулевая" можно было и мысли сварливой тетки подать.

Можно сказать что рассказ простенький, но чем-то он несомненно цепляет, потому считаю что автор добился поставленной цели. Пожалуй, рейтинг от меня.


0 Спам
26 MAFA   (26.02.2011 22:49) [Материал]
Огромное спасибо за столь полезный для меня отзыв! Просто неоценимо полезный! Всерьёз задумалась о переделке рассказа. wink Вот сколько разных отзывов и мнений читала на разных сайтах, но ни один не был настолько информативным для меня. smile
И за статью - отдельное спасибо!

0 Спам
27 РемесленНИК   (28.02.2011 08:30) [Материал]
Всегда пожалуйста. Рад что оказался полезен.Хотя не так уж много я и посоветовал. А рассказ, действительно можно сделать лучше.Желаю успеха.

0 Спам
18 Columbo   (01.02.2011 14:41) [Материал]
Я зато знаю как это называется. В простонародии: "Не советуй того, чего сам не умеешь". yes
*******************************************************
Чтобы не флудить, отвечаю в этом же посте:
Quote
Это механика! Вы пытаетесь изобразить эмоции механикой. А тут-то очень важно пресловутое - показать, а не рассказать.

В такие моменты чувствую себя первооткрывателем. Прошло полгода и ничего не изменилось - вас также нужно тыкать в очевидное. wacko
____________
Сказки не люблю, но твое читал. Давно как-то, начал вникать в работу про какого-то бегемота, и забил - не мой жанр.


0 Спам
19 Пномпень   (01.02.2011 15:01) [Материал]
Тебе не кажется, что ты не в тему?
Quote
"Не советуй того, чего сам не умеешь".

Я дала совет? Чё-то даже сама не заметила... Подскажи, где это было. И кстати, про советы. Разве начписы могут советовать только то, что умеют сами? Тогда три четверти этого сайта вообще не имеют права комментировать.
П. С. И ты так много моего читал?

+1 Спам
20 MAFA   (01.02.2011 15:29) [Материал]
Очень верное есть высказывание: "Критика - это учить людей делать что-то так, как сделал бы я, если бы умел" biggrin

По поводу "механики" - немного вникла и разобралась. Нельзя описывать эмоции механически, а вот физические факторы - пока не знаю, может научит кто, как в них избежать этого(хотя, не обойтись наверное, тут без "механики"). В рассказе-то не эмоции, а именно действия описывались. Так что, пока пусть будет так. smile


0 Спам
21 Пномпень   (02.02.2011 18:35) [Материал]
Quote
В такие моменты чувствую себя первооткрывателем. Прошло полгода и ничего не изменилось - вас также нужно тыкать в очевидное.

Ворчун, я тебя не понимаю. Говори понятнее. Кого ты куда тыкал? и когда?
Ты сам себе противоречишь.
Quote
В простонародии: "Не советуй того, чего сам не умеешь".
То есть ты подразумеваешь, что я не умею, но советую?
Quote
Давно как-то, начал вникать в работу про какого-то бегемота, и забил - не мой жанр.

Хмм, забил... А как же ты решил, что я не умею? И почему ты не тыкнул в коментах, раз так любишь тыкать в очевидное?
P. S. Больше не флужу, но можешь банить (это ты тоже любишь, я знаю). Перед автором уже извинилась.
Ответ:
Quote (Пост16)
Вы пытаетесь изобразить эмоции механикой. А тут-то очень важно пресловутое - показать, а не рассказать.

Здесь аж все пронизано уверенностью.
Quote (Пост18)
Если бы я сама знала.

Тут уже нет апломба.
Поэтому, я написал
Quote
"Не советуй того, чего сам не умеешь"

А теперь вернемся в начало:
Quote (Пномпень)
А как же ты решил, что я не умею?

Ответ: см.вырезку из поста18
Quote (Пномпень)
И почему ты не тыкнул в коментах, раз так любишь тыкать в очевидное?

Не хотел, но тыкнул сейчас. Про баны я сегодня говорил, у вас, в чате, да и на сайте.
______________________
Насть, сейчас этот текст рассматривается КК, решение которой определит, станет ли этот рассказ одной из работ, занесенных в раздел "Рекомендуем к прочтению". Конечно, он не идеален, но я надеялся, что ты сможешь дать Мафе совет, по устранению косяков (в первую очередь по эмоциональному фону). Вот и все. Ты не знаешь - а больше никто не хочет помогать (или тоже не может). Сразу предопережу вопрос - я занят дуэлью и организационными моментами сайта.
Рекомендациями по улучшении работ у нас занимаются критики-советчики-рецензенты.
Думаю, на этой ноте, тоже сверну беседу.

0 Спам
16 Пномпень   (01.02.2011 12:20) [Материал]
Комментарий. Просто комментарий

Quote
Степень критики: Любая.

Ну и хорошо.
Не разделю всеобщих восторгов *сноб?* Мне рассказ не понравился. Но не понравился не так, что было неприятно читать, а не понравился - не заставил переживать, сочувствовать, не задел чего-то там, что обычно хорошие произведения задевают (уж не знаю, что это). Не тронул в общем. Может быть все дело в теме, которую выбрал автор, может быть в ГГ, а может - в подаче. Я не люблю жалостливые истории. Особенно не люблю такие, в которых автор на жалость старательно давит. Здесь мне видится именно тот случай. Нарочно упрощенный стиль, повествование от лица мальчика, минимум эмоций, этакая отстраненность автора. Но это только на первый взгляд. Стоит вчитаться, и вот он, автор, даже не говорит - кричит: "Смотрите, как Гриша страдает! какой он хороший и добрый, а вы слепые и глухие, не видите, не слышите!" По мне - так это морализаторство. Гриша сделал хорошо, и вы бьете этим в лоб читателю, не давая ему самому сделать свои собственные выводы.
А может свою роль сыграла та самая бесчувственность текста. Вот смотрите:
Когда они стихли, он глубоко, судорожно вдохнул и, прижавшись к стене, скрутился калачиком. Его била крупная дрожь, и немного подташнивало.
Это механика! Вы пытаетесь изобразить эмоции механикой. А тут-то очень важно пресловутое - показать, а не рассказать. Вы рассказываете, поэтому за вашими словами я вижу автора, а не мальчика. Автору же я сочувствовать не могу и не хочу.
Еще раз повторю - не люблю историй про брошенных детей, замученных котят, умирающих собак и т. д. Практически все они направлены только на то, чтобы вызвать жалостливую слезу. А жалость эта неправильная. Какая-то лицемерная. Разумеется, всё от начала до конца всего лишь имхо.
С уважением.

0 Спам
17 MAFA   (01.02.2011 12:46) [Материал]
Рада критике! Она помогает стать лучше, показывает недочёты и ошибки, помогая автору не допускать их в будущем. smile
И раз уж учиться, так основательно. Потому вопрос. Вы говорите, что описание физического состояния ребёнка - это механика. И говорите, видимо, со знанием дела. Очень прошу - подскажите, как избежать этой механики в дальнейшем? Как описать физические факторы? К примеру, ту же тошноту, дрожь. Или, если вдруг буду писать что-то ещё, ножевое ранение, слёзы, положения тела - сидя, лёжа и пр.? Чтобы именно показать, а не рассказать?
Заранее спасибо, буду очень благодарна. smile

0 Спам
14 alena_maykina   (22.01.2011 18:42) [Материал]
Не знаю. Ребенок, как котенок, выброшенный на улицу и все его "прикармливают". Противно и не верится, что ниодин человек кроме как кинуть кусок хлеба - ничего не предпринял. Жестоко. А мать - тварь и люди по-видимому тоже. Чувства ребенка... хочется верить, что ребенок, действительнно в таком возрасте может любить мать, ничего не взяв замен и рассуждать, вроде взрослого человека. По сути дети любят, когда благодарны. А как же любить без материнского тепла? Так не бывает. Может быть раньше, но в современном мире - не встречала. Спасибо автору за ощущения.

0 Спам
15 MAFA   (22.01.2011 18:45) [Материал]
Дети - они вне времени. Они в любую эпоху любят одинаково. smile

0 Спам
13 ФруХт   (12.01.2011 19:38) [Материал]
не люблю эту алкогольно-чернушную тему, но рассказу плюсую. хорошо на самом деле написано. емко и в то же время исчерпывающе

0 Спам
12 Michiko   (05.01.2011 17:49) [Материал]
Ого... Знаете, я прочитала несколько произведений на этом сайте и все они были очень далеки от привычной мне захватывающей, реальной, волнующей истории. Мне даже комментировать такое не хотелось. Хоть я не уверенна что у самой получилось бы лучше. Но прочитав этот рассказ я не могу сдержаться! Хочется восхвалять вас и долго передавать все те ощущения, которые вам удалось во мне пробудить! Я получила уйму удовольствия от прочтения. Огромное вам спасибо. yes

0 Спам
11 anna_apple   (02.12.2010 22:08) [Материал]
Очень очень тронуло... ты молодец. тема такая сложная, так глубоко... у меня дар речи пропал если честно... очень...молодец.

0 Спам
10 my9150349   (02.12.2010 03:51) [Материал]
Читал с комком в горле.
Как сказано выше - нет ни малейшего желания что либо указывать или поправлять. Это было бы просто цинично. Не только с моей стороны, наверно.
И очень впечатлил Ваш комментарий по поводу уже взрослого Гришки. Даже не думал, что это реальная история.
И наверно самому от этого немного стыдно.
Не знаю за что, но стыдно.
Не хочется, что бы глупость правила людьми... А там где нет голоса сердца (простите за высокопарную фразу), там и нет души.
И пусть нас, россиян, зовут сердобольными не в меру.
Тут меры нет и быть не может.
А баб Ань, к сожалению или к радости, не перевести и без них мы не мы...

0 Спам
9 Вайэлен   (29.11.2010 22:28) [Материал]
Прочитала на одном дыхании, трогает до глубины души...
Хорошо, что жизнь у этого человека наладилась. Далеко не каждый может выбраться из данной ситуации.

0 Спам
8 DanniFedorovi4   (27.11.2010 17:40) [Материал]
Да. Впечатлило...
На мой взгляд, очень хорошо написано! Мне, например, очень трудно писать о детях, описывать их мировосприятие, образ мышления, зато читаю всегда с удовольствием!
Спасибо!

+1 Спам
7 MAFA   (24.11.2010 22:13) [Материал]
Всем большое спасибо за отзывы! Я хочу подчеркнуть - рассказ полностью основан на реальных событиях. В нём всё реально. Кроме бабы Ани - она не конкретный человек, а символ нашего общества, которое только и может, что родителей ругать да руками всплескивать, а вот оказать реальную помощь( тот же звонок в соц.службу сделать) - руки не доходят. Произошла история давно, ГГ уже взрослый мужчина и имеет благополучную семью, работу. Ему никто так и не помог, он сам обратился в администрацию города, с просьбой оформить его в интернат. smile

0 Спам
6 Therion   (24.11.2010 21:27) [Материал]
Не хотел повторять за всеми, а придется smile Хорошо написано. Автор выбрал серьезную тему и достойно её представил.

0 Спам
5 Ksill   (24.11.2010 17:43) [Материал]
Сначала, как всегда, читал комментарии. Всегда так делаю. Подивился, что никто не говорил об ошибках. Вздохнув, посмотрел на время, стал читать - заранее думая что не осилю...
Вы создали настроение, вы создали персонажей. Нет, не так. Вы воплотили их - в письме. Автор, вы не навязывали ситуацию - вы показывали ее - и очень хорошо и полно.
"Тронуло" и т.п... Да, так)
Есть несколько вещей, о которых я хотел бы сказать, но почему-то не решаюсь. Мальчик, как вы описывали его вначале, и где-то с середины слишком уж меняет свое восприятие. Взрослеет что ли. Слишком. Но трудно это ставить в упрек, потому как переходы довольно плавные.
Можно покопаться в смысловых и прочих ошибках, но мне так не хочется этого делать!...
И не потому, что лень. А потому что не хочется такое прекрасное произведение расковыривать и искать в нем больные прожилки.
Ухх меня понесло Оо
Спасибо)

0 Спам
4 hostevens111   (24.11.2010 13:50) [Материал]
Нерастянуто, читается на одном дыхании, интересно. Только вот не "Мы этого не видем", а "мы закрываем глаза"... ну это имхо

1-20 21-23
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com