Короткое описание: до 1 части - http://pisateli.ucoz.ru/publ/razdvoennoe_quotjaquot/69-1-0-8939
В светлую комнату тихо, бесшумно ступая, вошел
человек. Старость побелила его когда-то черные кудри и согнула его длинное
тело. Опираясь на гладкую трость, выструганную из тонкого ствола молодой
березы, он, будто призрак, скользил по лаковому паркету, не оставляя за собой
даже тени. Сквозь пустую тишину выкрикивало только его хриплое дыхание. Ему
было тяжело. Старик тащил в правой руке огромную книгу, которая, приземляя
своим весом, клонила его еще большекполу. Наконец, как будто
преодолев тяжкий путь по взгорьям Анд, он уселся в старое кресло у самого окна,
и старая громоздкая книга рухнула на его колени. Молодые лучи солнца, сквозь
прозрачные стекла, тут же написали на его лице картину утраченного времени, а
весенняя листва из его двора приветствовала и издевалась над ним сезонной
зеленой ветреностью. Его лицо улыбалось, хотя глаза слезились, то ли от яркого
света, то ли от воспоминаний о былом и будто бы забытом. Он, не хотя, отвернул
лицо от окна и медленно оценивающе просмотрел всю комнату синими прикрытыми
сморщенными векамиглазами.
Просторная зала, охваченная золотом дня,искрилась чистотой и интеллигентной простотой.
Не считая, дышащих жизнью лиц на портретах, в комнате был только он – старец,
собирающий судьбы. Нарисованные маслом глаза мужчин, разодетых от медных лат до
узких черных костюмов и женщин, скрывающих под кринолиновыми пышными платьями и
облегающим коротким одеянием прекрасные фигуры, не отводили глаз со своего
создателя. При долгом разглядывании этих красивых лиц, собранных с разных эпох
и соединенных в одной коллекции, могло показаться? что некоторые прячут за
кружевным веером загадочную улыбку или, не стесняясь, поджимают губы в
недовольстве, но абсолютно все нарисованные настенные господа и госпожи
поочередно сбиваясь с такта, моргали, как самые настоящие реальные люди. Они
все знали, что в этот час их друг, соратник, любовник и творец прочитывает им
одну из историй чье-либо жизни.
Старец старался проводить свое время с пользой для
всех, поэтому, читая для себя, он восстанавливал забытые куски оборванных дней,
недель, месяцев и годов, которые потерялись в его многовековой памяти, а для
них, живущих с другой стороны бумажного холста, для того, чтобы разнообразить
их постоянное прозябание и заключение в моменте.
Руки старика, совсем не потревоженные морщинами,
поглаживали кожаный переплет исполинского тома, а длинные пальцы все ползи
ближе и ближе к потрепанным и пожелтевшим страницам.
Он кинул последний взгляд в свою аудиторию и в ответ,
получив пристальное и затаенное внимание, рывком, не глядя, открыл почтенную
книгу и, некоторое время помолчав, громко прочитал название истории, написанное
высокими прямыми буквами:
« Раздвоенное я »
- Итак, мои дорогие и постоянные слушатели,- обратился
старец к своим творениям,- сегодня я буду читать вам про одну из самых
тревожных и противоречивых судеб. История ее происходила около двухсот лет
назад…
- Ой, какой же ты старый! – воскликнул молодой голос,
возникший неоткуда и прервавший повествование.
Несколько удивленно подняв бровь, старик, чтобы
выяснить верность своего предположения слегка надавил ладонью на первую
страницу рассказа.
- Хватит издеваться над своим же творением, а не то… –
угрожающее произнес все тот же голос.
- А, так ты ведь один из героев. Только как же твое
имя…
- У меня не было имени, да и меня, как полноценной
личности вообще не существовало даже, когда все это что тут по написано только
вступал на первую ступень настоящего времени.
- Вспоминаю, я пожалел тебя и решил сохранить в этих
буквах.
- Пожалел!- голос стал еще взволнованнее, словно
последние слова старика пробудили его полностью, и таившаяся все это время
злоба вырвалась из пут.- Да ты запер меня в этой чертовой истории, которую я
снова и снова перечитывал на протяжении того времени, пока ты не открыл этот
рассказ. Я даже не знаю, сколько времени прошло с тех пор... Ты, старик,- голос
стал ниже, как из подземелья,- ты ведь помнишь свои последние слова?
- Нет, прости, запамятовал,- хитро улыбаясь,
проговорил старик,- может, напомнишь?
- Ты…- голос долго думал пока подобрал нужный
эпитеты,- вечно старый сколерозник и постоянно кривящий губы лгун!
« Кривящий губы, кривящий… губы» проносилось от
портрета к портрету возмущенный ропот. Люди на портретах не могли поверить, что
этот невидимый нахал смог покуситься на самое святое – на улыбку их художника.
И возмущение их перешагнуло через запрет, который гласил никогда не перебивать
многоуважаемого старца.
- А ну, тихо, - приказал старик в полу - улыбке,
повернувшись к картинам.- Вы забыли, вы - лишь частицы самих себя, но с вами
сейчас говорит невидимый глазу дух цельный и единый, не смотря, что он тут себя
принижает, поэтому будьте любезны вести себя приличней. А ты,- он снова
повернулся к книге,- не кричи так. Может, с виду я стар, но слух у меня
отменный.
- Не тяни время, старик, я слишком долго ждал и
терпел.
- Хорошо,- на выдохе произнес смилостившийся старец,-
по нашему договору сейчас ты в последний раз проживешь эту историю от начала и
до конца, только…
-Что еще за «только»?
- Только ты будешь вторым рассказчиком
- Не хотелось бы заиметь тебя в качестве компаньона, -
голос сделал паузу обдумывая предложение,- но видимо у меня нет выбора.
- Ты мыслишь правильно, как всегда. Время тебя не
изменило.
- Лесть тебе не поможет старик. Я не собираюсь тебе
помогать, и не жди этого.
- А вдруг ты поменяешь свои мысли и, следовательно,
поступки?
- Я не хотел тогда ничего менять, не хочу ничего
менять сейчас. Да и не захочу вообще.
Ухмыльнувшись, старец устроил поудобнее на своих
коленях книгу и откинулся на спинку кресла, готовясь к началу.
- Ты что-то задумал, старик,- предположил голос
подозрительно.
- Все увидишь по ходу этой истории,- не опровергая
слова голоса, сказал старый художник,- Приготовился?
- Да.
- Я начинаю… или Предоставляю тебе возможность начать
первому.
Поздравляю. Вы писатель: есть серьёзный намёк на показ, а не на рассказ. Есть образность, сравнения. Есть попытка создания конфликта. Недосказанность…
Что плохо: 1. Избегайте влияния Льва Толстого - его толстые фразы как черви жирны! Красочные описания это хорошо, но этого «хорошо» должно быть в меру. А если ни в меру.. Госпади, так это ж читать - убиться ап стену! Значится, избегайте протяжных описаний, не бойтесь выкидывать лишние слова. Вот пример из вашего текста: "При долгом разглядывании этих красивых лиц, собранных с разных эпох и соединенных в одной коллекции, могло показаться, что некоторые прячут за кружевным веером загадочную улыбку или, не стесняясь, поджимают губы в недовольстве, но абсолютно все нарисованные настенные господа и госпожи поочередно сбиваясь с такта, моргали, как самые настоящие реальные люди". - типичная гусеница. А вот ловите гусеницу "метра" "Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности" - Лев Толстой. Ситуация ещё хуже чем у вас, его гусеницу ещё и поедают паразиты (был-был, и тд) Вы молодой современный писатель. Идите путём, которым идёте, но не повторяйте ошибок древности. Древность примитивна, и идущий на поводу стариков тоже становится примитивным. 2. Диалог. По конструкции вы утёрли нос мужскому контингенту этого сайта. Ура. Но, увы, не по качеству. У вас есть конструкция "действие - противодействие" - это замечательно! Это почти оживило ваш текст. Для пролога "действие-противодействие" это более чем нормально. В дальнейшем рассказе дополните конструкцию: "ГГ+его цель+противодействие=конфликт". Но, что бы механизм заработал, нужны цветные персонажи, а у вас, увы, это не наблюдается. Персонажи чёрно белые: старик, с привкусом старческой шизофрении, и нахал-герой. Они не живые, но конфликт между ними вы умудрились всё-таки построить.
укажу, что лично мне не понравилось:
"Опираясь на гладкую трость, выструганную из тонкого ствола молодой березы, он, будто призрак, скользил по лаковому паркету" - это понравилось, сразу включился образ, хоть и немного штампованный, но всё же. В голове – живопись, хорошо. Но, уважаемая, что мне, как читателю, думать, когда этот художественный образ внезапно превращается в дедушку Горбачёва и кричит с трибуны: "Итак, мои дорогие и постоянные слушатели,- обратился старец к своим творениям,- сегодня я буду читать вам про одну из самых тревожных и противоречивых судеб" а дальше он вообще себя неадекватно ведёт.
Совет такой - обратите внимание, как общаются люди в Интернете, и даже на этом ресурсе. Они обсуждают разные темы и тд, но их диалоги имеют какие-то особенные черты, отвечающие их мозгам и создающем образ. Чаще всего лучший персонаж начписа – это он сам, в диалоге с коллегами).
Держите в голове образ персонажа, думайте его мозгом, (если он должен быть)), больше пишите, уделяйте время на зарисовки с реальных людей и тд. Едите в метро - наблюдайте за стариками. Придумывайте истории их жизни. Больше больше и больше. Ваш девиз – не теряю образность, болею рассказом, всегда и везде пишу, пишу, пишу… Значит, конструкция диалога хорошая, путь правильный, но начинка - полный бред. Сюжет, идея: ничего подобного в своей жизни не читала, но печёнкой чую, что где-то это уже было. Однако развить свою идею дальше вы обязаны.
Ваш пафос, который проскакивал в предыдущих рассказах медленно трансформируется в здоровую образность. Думаю, работа над убедительными характерами будет у вас такой же продуктивной как работа над описаниями. Я не говорю что всё хорошо - рассказ ужасен, но задатки начинают проявляться. Блин, пишите в общем.
Ух! Спасибо… за полезный разбор. Попытаюсь все учесть. «Поздравляю. Вы писатель: есть серьёзный намёк на показ, а не на рассказ. Есть образность, сравнения. Есть попытка создания конфликта.Недосказанность…»- Ура! Меня похвалили! «Я не говорю что всё хорошо - рассказ ужасен, но задатки начинают проявляться. Блин, пишите в общем.»- Есть стимул, подстегнули вообщем.
Чем смогу - помогу. Он, не хотя, отвернул лицо от окна и медленно оценивающе просмотрел всю комнату синими прикрытыми сморщенными веками глазами. - Он нехотя отвернул лицо от окна и медленно оценивающе просмотрел всю комнату синими прикрытыми сморщенными веками глазами. Не считая, дышащих жизнью лиц на портретах, в комнате был только он – старец, собирающий судьбы. - Не считая дышащих жизнью лиц на портретах, в комнате был только он – старец, собирающий судьбы. При долгом разглядывании этих красивых лиц, собранных с разных эпох и соединенных в одной коллекции, могло показаться? что - запятая вместо вопросительного знака. ...когда все это что тут по написано... - когда все это что тут понаписано - Ты…- голос долго думал пока подобрал нужный эпитеты,- вечно старый сколерозник и постоянно кривящий губы лгун! - Ты…- голос долго думал, пока ("не" или замените слово "подобрал" на "подбирал") подобрал нужный эпитеты, - вечно старый склерозник и постоянно кривящий губы лгун! - А ну, тихо, - приказал старик в полу-улыбке, повернувшись к картинам. - - А ну, тихо, - приказал старик в полуулыбке, повернувшись к картинам. - Хорошо,- на выдохе произнес смилостившийся старец - смилостивившийся. - Только ты будешь вторым рассказчиком - не забывайте про точки. - Лесть тебе не поможет старик. Я не собираюсь тебе помогать, и не жди этого. - - Лесть тебе не поможет старик. Я не собираюсь тебе помогать, и не жди этого. - Я не хотел тогда ничего менять, не хочу ничего менять сейчас. - - Я не хотел тогда ничего менять, не хочу ничего менять (я бы сюда "и" поставил - сильнее звучать будет) сейчас. - Все увидишь по ходу этой истории,- не опровергая слова голоса, сказал старый художник,- Приготовился? - - Все увидишь по ходу этой истории,- не опровергая слова голоса, сказал старый художник. - Приготовился? - Я начинаю… или Предоставляю тебе возможность начать первому. - лишняя заглавная буква.
Для пролога неплохо, лучше чем предыдущий. Не ленитесь просмотреть текст перед тем как выложить - могу поспорить, вы его читали максимум два раза да и то невнимательно. Многое можно исправить, добавить живости в диалоги, а то, как мне показалось, кое-где можно разбавить скучные речи героев действием (это я про некоторые моменты, не думайте что у Вас всё так плохо). Некоторые предложения можно разбить на несколько коротких, что облегчит чтение. Идея хорошая, пролог меня заинтересовал. Становится любопытно, что за историю хочет рассказать своим героям старец. Хотя, можно сделать описания краше, поярче нарисовать образ старика, его героев - но не переусердствуйте, выйдет хуже. Удачи в творчестве.
Понравилось. Если что-то в произведениии не по душе, так человек сразу находит десятки подводных камней, даже там, где их нет, мы этой ерундой заниматься не будем. Скажу просто - понравилось и интересно почитать продолжение,. Метафоры уместные, что не часто бывает там, где хотят "сверкнуть словцом", и читается ровно, мысль не прыгает, хотя, кажется, стилю немного чего-то не хватает, ну, и чуть-чуть по орфографии, уж извините, я бы пробежался по тексту через Word. Вот, пожалуй и всё.