Реквизитор Степень критики: Конструктивная критика приветствуется
Короткое описание: ...Проснулась сегодня тётя Валя в недоумении - впервые за много-много лет приснился ей сынок, Петечка. А, главное, как приснился?!
Реквизитор
Всем служителям Театра, невидимым для зрителей.
Проснулась сегодня тётя Валя в недоумении - впервые за много-много лет приснился ей сынок, Петечка. А, главное, как приснился?! И пожить-то как следует не успел. Пришёл из армии, женился, внучека, Андрюшеньку, родил, работу нашёл хорошую, в милиции. Всё шло замечательно, да вот только с нижними соседями не заладилось житьё. Виктор, сосед, шибко любил жену свою, Галочку, по пьяной лавки гонять, иногда даже за топор хватался, а то и за ружьё охотничье. На беду свою не выдержал как-то Петечка криков да воплей, что снизу доносились, поднялся, Андрюшеньку поцеловал. - Спи, сыночек, я скоро! И пошёл в который раз успокаивать Виктора. Пойти-то пошёл, да больше не пришёл. Весь заряд из двух стволов всадил в него Виктор. Но Галочку успел Петечка собой закрыть... Вот и приснилось, что моет она его маленького в корыте, а он весь будто в крови… Нехороший какой-то сон, дурацкий, даже кольнуло у Валентины что-то легонько под сердцем, но не стала обращать она внимания, мало ли где и что колет, прогнала сон и пошла в любимый театр. Сколько лет отработала! Считай, пятьдесят без малого. Пришла Валюшкой, потом величали Валентиной Николавной, а теперь уж для всех тётя Валя. Ни разу не опоздала, ни разу ничего не забыла, не перепутала. Больничный, и то считанные два-три раза брала, уж когда совсем невмоготу было. Из-за глупого сна опаздывать? А кто реквизит к репетиции готовить будет? Провела репетицию, пообедала вчерашними рыбными котлетами, из дому принесёнными, и даже успела в перерыве немного подремать на диванчике в своей реквизиторской комнатушке. К вечернему спектаклю всё разложила, как нужно, всё проверила десять раз, всё удобно расположила, к завтрашнему утреннему выездному спектаклю стала готовить реквизит, пока минутка была свободная. Взяла длиннющий список, начала укладывать реквизит по коробкам, и чуть не проворонила самый главный момент. Спектакль уже подходил к концу, оставалось расставить за кулисами бутафорские свечи и зажечь для финальной сцены. Красивые свечи в пятисвечниках, по две пары пятисвечников за каждой кулисой. В финале спектакля свет гас, и все актёры с этими пятисвечниками медленно кружились в последнем танце. Дух перехватывало у зрителей от эдакой красоты. Засуетилась тётя Валя, отложила список, очки куда-то сунула и пошла за кулисы на сцену. Тихонько-тихонько прошла за каждой кулисой и все пятисвечники приготовила и зажгла. Потом направилась в реквизиторскую, чтобы к списку вернуться. Уже на выходе со сцены показалось ей на короткий миг, что кто-то шепотом зовёт её. А как иначе? Конечно шепотом, в театре иначе нельзя... Только шёпот этот показался очень знакомым. Внучек, Андрюшенька, будто позвал. Оглянулась тётя Валя, а Андрюшеньки и нет. Да и как же он может быть, если два года назад проводила она сама его на погост. Андрюшенька, как и папа его, тоже после армии в милицию пошёл. Но не пуля, не нож бандитский сгубили его. Сосунок на мамином джипе с управлением не справился, то ли пьян был, то ли под наркотой - никто не знает, маменька его откупила, говорят. А Андрюшенька и ещё трое пешеходов ни в чём не повинных на дороге остались... Стряхнула тётя Валя с глаз виденье, снова список взяла, а очков-то найти и не может. Искала-искала, искала-искала... Нет. Как будто провалились. Взглянула на листок. И вдруг показалось тёте Вале без очков, что не список реквизита у неё в руке, а треугольник фронтовой, что прислал отец. Единственный его треугольник. Химическим карандашом писал в нём отец, что у него сегодня выпуск из школы лейтенантов, а завтра они идут в бой за родину нашу и будут бить проклятых фашистов до самого логова, до самой победы. Больше треугольников, сколько ни ждали, не было, вместо них пришла официальная бумага, в которой было коротко и страшно сказано, что отец и весь его взвод пали смертью храбрых на самых подступах к столице нашей... А был тогда отец в три раза с лишним моложе тёти Вали... Кольнуло опять как-то нехорошо в груди, и ноги будто ослабели... Подошла к диванчику, присела, руку прижала к груди, глядь, а очки-то в руке. «Вот дура! - подумала, - Так с очками в руке и хожу, и ищу их!» Прибежал тут Толик, молодой актёр. - Тёть Валя, дай, пожалуйста, тряпку, воду я на стол пролил, вытереть надо... - Что-то, Толечка, мне нехорошо, ты, миленький, возьми сам. На верхней полке салфетки в пакете. Вот на стремянку становись... Вспорхнул Толик на стремянку. - Здесь, тёть Валь? - Да, золотце, справа от тебя в коробке пакеты. - Ага! Вижу, спасибо, тёть Валь! Спрыгнул с лестницы Толик. - Беги, золотой, а то опоздаешь на вы… Обернулся Толик на бегу, а тёть Валь словно обмякла как-то странно, только руку всё к груди прижимает, и очки зажаты в ней. ... И скакнула тут маленькая Валюшка, а не тётя Валя, на колени к отцу, а очки совсем ей не нужны стали, и она отбросила их, а отец прижал её к себе крепко-крепко. А рядом стояли и муж, и сыночка, и внучек, и улыбались, и ждали, чтоб обнять... Поняла тут Валюшка, что сталось с ней, и стало ей от того радостно и хорошо... … С первыми аккордами прощальной мелодии выплыли артисты из-за кулис со свечами, зажжёнными тётей Валей, и восторг от красоты засверкал в многочисленных глазах зрителей. И плыли в медленном хороводе свечи в руках артистов, яркие, праздничные, искрящиеся. А за кулисами, в маленькой комнатке стояли бессильные врачи скорой помощи и театральные люди со скорбными лицами. На сцене кружились артисты, и лица их так же скорбны были, ибо они знали уже, и несли в руках праздничные искрящиеся свечи, но поминальными были свечи те. И аплодировали зрители артистам, и красоте, и свечам, и не ведали, кому аплодируют, потому что не надо зрителям знать всего.
Автор, респект. Может, есть некоторые шероховатости (например, по лавке, а не лавки, или моет она его - кто кого? и тому подобные), но уверена, что это просто невнимательность, и вы сами способны исправить подобные недочёты. Рассказ стилизован под речь старушки, нормально стилизован. Печальная история женщины, похоронившей своих близких - а такие истории действительно бывают. И то, что она видит своих погибших родных, с самого начала потихоньку намекает на её собственную скорую смерть (приметы или что-то в этом роде). Уходит героиня тихо, последний момент - красивый и грустный. Лично мне всё было предельно ясно. И задуматься можно о чём угодно, собственно, как и бывает, когда такие истории происходят в реальности, а не только на бумаге. О чём задумываться - уже дело каждого. Может быть, вам следует немного отредактировать текст, совсем чуть-чуть, чтобы добиться безупречной гладкости повествования, но не более того. Он очень реалистичен в своей основе. То, что вы смогли вычленить подобную историю из окружающего мира и позволить ознакомиться с ней читателю - хорошо. Спасибо.
Огромное спасибо! Очень ценно, что мой рассказ вызвал у Вас такие переживания и впечатления. Именно ради этого я его и создавал. История эта реально произошла в Чебоксарах - прямо во время спектакля умерла реквизитор, тётя Валя. Я несколько лет проработал в этом театре и очень с ней дружил. Правда, работал я там давно, в начале 80-х, но меня так потрясло известие об этой смерти, что я тут же сел и за час-полтора написал этот рассказ. Редактировать не стал, а сразу выложил в сеть. Отсюда и шероховатости. Мне почему-то дороги они - в них моё смятённое состояние. Должно пройти ещё какое-время, чтобы я смог спокойно вернуться к этому рассказу и выправить, причесать, пригладить, выровнять... или подумать и оставить всё, как есть, обозвав это, к примеру, "авторской орфографией". Спасибо ещё раз!
Весь смысл рассказа сконцентрирован в последней фразе. Прочитайте её ещё раз. Если он до Вас не дошёл, то, возможно, это просто не Ваш материал. И ничего в этом страшного нет. Всё, что я хотел, как Вы пишите, передать читателю, я передал. "Хотите обмануть читателя - обманывайте, мне то что? " - не понял совсем.
Ну, если я буду объяснять Вам смысл рассказа, то зачем же я его тогда писал? Если Вы не увидели смысла, то зачем писали комментарий? Если Вас раздражает "излишний драматизм", то, вероятно, Вам ближе произведения других жанров. Кто-то любит революцию, а кто-то свиной хрящик. "Нужно сначала рассказать типа, что дескать её сыночек умер давно, вот таким образом, а потому уже, что сегодня взял и приснился" - автору, вероятно, виднее, о чём рассказывать сначала, и что из чего вытекает, кроме того, грамотность Ваша вызывает недоверие. Спасибо, что не прошли мимо.
Очень горестный рассказ. Столько смертей в одном небольшом рассказе. Это многовато для читателя. Хотя, наверное, так жизнь и заканчивается...
По делу несколько замечаний:
1. "Виктор, сосед, шибко любил жену свою, Галочку, по пьяной лавки гонять,... " Лучше поменять порядок слов, а то читал и думал "любил", ан-нет "любил гонять". Как-то так "Виктор, сосед, шибко любил по пьяной лавки гонять жену свою, Галочку,..."
2. Дурацкий сон - это ничего незначащий, абсурдный. А тут, наверное, все-таки дурной сон.
3. Очень много подряд одного трудночитаемого слова "Красивые свечи в пятисвечниках, по две пары пятисвечников за каждой кулисой. В финале спектакля свет гас, и все актёры с этими пятисвечниками медленно кружились в последнем танце." Может на синоним заменить кое-где? В первом предложении, вообще, "вторые" пятисвечники вычеркнуть можно.
4. Наркота - это жаргон, сленг. А весь текст тут такой плавный, порядок слов и слова напоминают о возрасте героини и еще об одной книге, а тут раз и "наркота"...
Спасибо за дельные советы! С 1-м согласен полностью. Надо поменять: "Виктор, сосед, шибко любил гонять по пьяной лавке свою жену, Галочку". 2-е - эмоциональная оценка сна самой героиней, так что именно "дурацкий", хотя, с точки зрения "правильной" литературы, просится "дурной". 3-е - возможно, Вы правы, но я пока не "пригладил" этот момент. Думаю. 4-е - не уверен. Мне кажется, что можно и так оставить. Спасибо ещё раз. С уважением, С.Кочнев