Короткое описание: Рассказ, который я написал, вскоре после того, как однажды задумался: может мы все живем лишь в своих снах?
Сон Проснулся в холодном поту и долго не решался откинуть одеяло, такой ледяной пронизывающий ветер гулял по комнате. В распахнутое настежь окно заливал серебристый дождь. Я с трудом подавил зевок, но спать, понятное дело, больше не мог. Все это напоминало мне страшный сон, в котором отец по утрам засыпал мне под одеяло несколько кубиков льда. Действовало моментально. Я заставил себя подняться и, прыгая на цыпочках по холодному полу, добежал до окна, захлопнул его и щелкнул белой, будто бы остекленевшей ручкой. Быстро накинул халат и вышел в коридор. В квартире было поразительно тихо – родители спали. Неподвижные стрелки лишь чуть заметно подрагивали - большие часы, висевшие на стене, снова умерли. Я каждый день заводил их, но ходили они только до следующего утра. То ли потому что были уже старые, то ли слишком одиноко становилось, когда выключался свет и двери в комнаты медленно закрывались. Я дошел до кухни и сварил себе кофе. Мой обыкновенный завтрак. Открыл журнал, валявшийся здесь же на столе, и попробовал почитать, но слова расплывались и путались, тут же вылетая из головы. Кофе как всегда горчил. Я с сомнением поглядел на чашку и опустил ее в мойку. Делать абсолютно нечего. Зажег лампу, но она слепила глаза и качалась, как маятник на часах, когда они еще работали. Выключил. За окном серый город, размытый дождем, так что не видно даже знакомой башни, обычно выглядывающей из-за неприветливых низких домов на другой стороне улицы. Я включил телевизор. Громкая музыка, бессмысленные картинки. Пусть мелькает, решил я, сел на диван, поджав под себя ноги, и прикрыл глаза. Стук дождя успокаивал. Снова хотелось спать. *** Старики Лужковы целыми днями пропадали в своей квартире на двадцать первом этаже, появляясь на улице лишь иногда, спеша по делам. Их тридцатилетнего сына никто не видел уже полгода. Что-то происходило за их закрытой на несколько замков дверью. Порой туда заходил мужчина в коричневом пальто и низко надвинутой на глаза шляпе, представлявшийся консьержке доктором, а то появлялась полная женщина в пестрых платьях с разноцветными бусами на шее и плетеной сумочкой в руках. Надолго они никогда не задерживались. На самом деле жизнь стариков Лужковых протекала размеренно и даже скучно. Во многом потому, что их сын уже полгода, как спал. Спал, постоянно ворочаясь, дергая ногами и размахивая руками. Но главное – ни один доктор не смог сказать, что с ним. Пожилая пара привязалась к одному, который теперь заходил к ним раз в две недели и проверял их сына: открывал глаза и светил в них маленьким желтым фонариком, спрятанным в его ручке, заглядывал в нос, в рот, даже в уши, однако неизменно, прощаясь, говорил: - С ним все в порядке,- и неуверенно пожимал плечами.- Всего лишь спит. Однажды старая мать не выдержала и бросилась ему на шею, причитая и всхлипывая: - Доктор Патоков, он спит уже более шести месяцев! Так скажите же, что с ним? Он умирает?- она молитвенно сложила сухие маленькие ручонки.- Посмотрите на меня, вглядитесь в мои глаза. Я готова узнать правду. Всякая правда лучше этого бессмысленного ожидания и глупых надежд, что он, наконец, проснется и обнимет меня и скажет, как любит нас… Но доктор Патоков не знал, что с их сыном. Он все пытался собраться с мыслями, но те вдруг будто разбежались в разные стороны и попрятались по углам. - Я все понимаю,- ответил он, зная, что это неправда.- Но поймите меня… или лучше так… правда состоит в том, что он просто спит. Спит, как любой человек, только очень долго. Как будто не может проснуться… или не хочет. И… я больше ничего не могу сказать. Только все эти обследования абсолютно бесполезны. Можно только ждать. Вот и все. До свиданья. И он быстро вышел за дверь, прерывая поток вопросов. Пока ждал лифта, потом дома, каждую свободную секунду он пытался понять, что вдруг произошло с этим молодым человеком, но он по-прежнему мог лишь вздохнуть вместо ответа и сказать уже самому себе: «Черт знает, что это такое». Полная женщина в пестрых платьях была гадалкой. Почти честной. Ее разноцветные бусы сверкали под лампами, и вокруг плясали яркие кружки света. Ее любимым выражением было слово «так». - Так…- говорила она, входя в квартиру к Лужковым. - Так…- говорила она, выходя. Она повторяла это и колдуя над спящим, и выпивая традиционную чашечку кофе перед началом сеанса, и поправляя волосы перед потускневшим зеркалом в прихожей, и роясь в плетеной сумочке, и надвигая на карие выразительные глаза ярко-желтые солнечные очки. Но непременно каждый раз с новой интонацией, с новым настроением, кроме тихого, почти неслышного «так» после сеанса со спящим. Каждый раз слово было кротким и неуверенным, каким-то обрезанным невидимыми ножницами. Оно тонуло в цветастых лужах света, так что оставалось лишь крохотное темное пятнышко на носу мирно дремлющего человека под толстым одеялом. Гадалка, как и доктор Патоков, не знала, что сказать. Она даже не знала, что думать. Отчаянье бродило по скромной квартире стариков Лужковых. Оно заползало во все щели и пропитывало стены, мебель, даже одежду своим вязким одиночеством и страхом. Они боялись засыпать. Боялись, что тоже не проснуться. Что как и их сын, останутся жить во снах. Старая мать. Старый отец. Они как привидения передвигались по квартире. Неспешно. Жутко. Они переставляли одни и те же предметы с места на место, разогревали в микроволновке застывший суп, ворочались по ночам на пожелтевших от старости простынях в скрипучих постелях. Их жилище становилось будто заколдованным: шкафы разговаривали, вещи общались друг с другом, люстры иногда начинали покрикивать от злости. Все лежало не на своих местах, терялись самые обыденные предметы, а потом появлялись в наиболее странных местах. Старик-отец все больше погружался в голубоватый дым своих сигарет, а его жена порой чувствовала себя не то рассеянной, как маленький ребенок, не то сумасшедшей старухой. - Половник потерялся,- сказала внезапно она однажды ясным днем. На плите тихонько гудела кастрюля, в ней бултыхалась вода для будущего супа. - Обидно,- проскрипел в ответ отец и глубже затянулся едким дымом сигареты. Он смотрел в окно. Солнце нещадно слепило глаза, но он все равно смотрел. Как будто надеялся там что-то увидеть. - Чем же мы будем разливать суп из кастрюли? Ложками? - Для начала надо дождаться пока он сварится…. И не умереть с голоду. - Ложками страшно неудобно будет его зачерпывать. Тебе не кажется? Старик вздохнул. - По-моему, я видел его в зеркале. Мать удивленно повернулась к нему: - Ну вот, докурился, да? Ну-ка, отдай сигарету,- и она попробовала вырвать ее у мужа изо рта, но тот успел ловко увернуться. - Успокойся, мать. Я видел половник в отражении в зеркале. Он лежал на старом комоде, в окружении твоих журналов тысячелетней давности. Старуха свирепо посмотрела на него и вышла в коридор. Через пару секунд она вернулась, победно неся в правой руке поблескивающий половник, и тут же швырнула его в раковину. Оглушительный звон заставил отца снова повернуться от окна. - Иногда я начинаю чувствовать себя маразматичкой,- сказала мать. - Это полезно,- кашлянул старик и приготовился к немедленному ответу жены, однако его не последовало. Она некоторое время молча резала лук, а потом прослезилась и воткнула нож в доску: - У меня больше нет сил,- она оттерла слезы с лица, но те потекли еще сильней.- Иногда мне кажется, а вдруг мы тоже спим? А вдруг это всего лишь сон? И этот половник, и эти солнечный зайцы… Она прихлопнула одного тапком, но новый уже сидел на ее ноге. - Знаешь, мне ужасно хочется спать. Но я боюсь. Я - сумасшедшая дура, но я боюсь. Боюсь не проснуться. Не открыть глаза. И лежать целыми днями в постели, думая, что нахожусь в другом прекрасном мире. Жить во сне… Мать перевела дыхание и начала сначала: - А вдруг я молодая? Вдруг ты молодой? Мы просто спим и не знаем этого. У меня нежная белая идеальная кожа… - Слушай, успокойся,- попросил отец. Старуха его не слушала. - Надо только проснуться. Сделать больно, чтобы проснуться. Она яростно ущипнула себя и тут же вскрикнула. Потом кинулась к доске и ножу, схватила его, занесла над собой, но сильный удар вышиб оружие из рук обезумевшей женщины. Она не сделала попытки поднять его. - Ты и вправду больная,- заметил отец, потирая ладонь, сел на стул и подхватил еще тлеющий окурок из пепельницы.- Прекрати молоть чепуху и иди поспи, раз уж половник нашелся. Суп я сам доварю. Мать послушалась. В коридоре под ее ногами заскрипели половицы. Дохлый окурок полетел в пепельницу. Тонкая бледная струйка дыма вилась кольцами в воздухе. Старуха так и не заснула. Только шептала. Долго и отчетливо. - Надо только проснуться. Нельзя засыпать. Только проснуться… как?
Шли дни. Тянулись ночи. Стучали часы в коридоре. В мусорное ведро все чаще летели опустевшие банки из-под кофе. Старая мать боялась засыпать. Она включала телевизор на полную громкость. Соседи ругались, ночью каналы переставали работать. Включалось радио. Старик-отец в это время безмятежно спал, тихонько посапывая, как младенец. Он не понимал ее. Ему было все равно. Порой ей начинало мерещиться, что сын зовет ее. Она подрывалась, бежала к кровати, но заставала его спящим. Она часами просиживала рядом с ним, гладила шелковистые волосы, целовала теплый лоб и что-то бормотала себе под нос. - Какой ты у меня красивый!.. Как я люблю тебя… Медленно ползли минуты. Ночь сменялась утром. Старики завтракали. Их сын все еще спал. За окном плавали кучевые белоснежные облака, а в доме – пепельно-серые. Старик курил. Курил и смотрел в окно, как бегают машинки, ползают люди-муравьи, цветет жизнь. Внизу было красочно и красиво… как во сне. - В квартире не продохнуть,- пожаловалась старуха.- Прекрати курить, в конце концов! Она выхватила сигарету из бледных пальцев старика, смяла и обожглась. - Женщина, иди проспись,- старик вялым движением подхватил со стола новую пачку, открыл ее, приготовился закурить. - Нет,- старуха схватила зажигалку и швырнула ее в мусорное ведро.- Хватит! - Я сказал, иди проспись! - Ты знаешь, я боюсь спать! - Хватит пороть чепуху! Ты не спала уже столько дней. Оглянись вокруг! Посмотри в окно! Выйди, наконец, из душной квартиры! Разве может это быть сном? Разве жизнь имеет смысл, если все, что ты делаешь и чувствуешь - неправда? Неужели я для тебя тоже только иллюзия? Галлюцинация? Мать замолчала. - Если это сон,- отец кивком головы указал за окно,- то я не хочу просыпаться. Квартира погрузилась на несколько секунд в тишину. Потом раздалось тихое шарканье тапочек матери. Шорох стих в спальне. Отец сидел в дыму. Он больше не курил. Спустя пару часов он выключил болтавший без умолку телевизор и отправился спать. Ему ничего не снилось. Совсем ничего. Только белая пелена. Даже не белая, бесцветная. Он проснулся на рассвете. Жена спала, повернувшись к нему спиной. Он помнил ее запах в молодости. Теперь от него остались одни сладкие воспоминания. Не хотелось вставать. Он взял книгу. Старуха спала. Он пробовал читать, но не получалось. Буквы расплывались, превращаясь в мокрые чернильные пятна.
*** Мать проснулась к обеду. Она тоже выпила чашку кофе и застыла у окна. Все еще шел дождь. Ветер бросал мокрые капли на стекло. - Мне кажется, я вижу солнце,- сказала она чуть погодя. Я в это время стоял у холодильника и высматривал среди многочисленных припасов что-нибудь на обед, хотя есть абсолютно не хотелось. - Наверное, тебе показалось. - Да нет же, смотри,- настаивала мама. Я подошел и посмотрел. Действительно, далеко-далеко, ближе к горизонту, проглядывало нежно-оранжевое солнце. Его разноцветные лучи разбежались по серому миру. Сделали его сразу чуть веселее. Пепельные тучи преобразились и стали почти белыми и немного розоватыми, как облака на рассвете. Капли дождя будто застыли в воздухе и засверкали. Словно звездочки. Они заполнили пустоту. И я увидел любимую башню. Как всегда она приветливо выглядывала из-за домов на другой стороне улицы. - Красиво,- сказал я.- Действительно солнце. - Как маленькое чудо, правда?- спросила мать. - Лучше. Как прекрасный сон. Мы еще долго могли бы смотреть вместе, но у меня заслезились глаза. Я вернулся к холодильнику. - А что там папа? Скоро проснется? - Не знаю,- ответила мама.- Он все еще спит. - Может ему снится очень хороший сон? - Возможно. Мама взяла обед на себя. Я сидел на диване и медленно засыпал. Я так хотел увидеть, наконец, нормальный сон. Но, к сожалению, мне приснилось, что я проснулся.
« Он лежал на старом комоде, в окружении твоих журналов тысячелетней давности» - кривая постановка прямой речи. « Оглушительный звон заставил отца снова повернуться от окна» - от не поворачиваются, а отворачиваются. «- У меня больше нет сил,- она оттерла слезы» - слезы отирают, но не отТирают. «И этот половник, и эти солнечный зайцы… Она прихлопнула одного тапком, но новый уже сидел на ее ноге» - зайца, тапком, солнечного… Хороший подход для показания перехода в мир снов. «Стучали часы в коридоре» - странный глагол « Старая мать боялась засыпать» - у меня был период длительного нервного расстройства, я просто не мог спать. Тогда меня хватило почти на неделю, но потом даже нервное расстройство не смогло ничего поделать и я отрубился. Не думаю, что эта дама могла осилить больший по длительности период, но вы же указали полгода пребывания сына в таком вот состоянии. Что тут думать? «Она подрывалась, бежала к кровати» - не обусловлен переход на молодежный сленг. Подрывалась))) Ну смешно же звучит, по отношению к бедной немолодой женщине. Не разбивайте стилизацию произведения. «Ты не спала уже столько дней» - сколько? «Буквы расплывались, превращаясь в мокрые чернильные пятна» - опять же хороший показатель сна.
Хотя я и сказал по поводу произведения очень много нехорошего, но… Произведение получилось очень даже неплохим, местами даже хорошим. Достаточно сильная стилизация, в целом хороший подбор слов, проработка моментов без перегибов, есть построение композиции произведения, его общности, есть структуризация – текст получился цельным, однородным. Есть и минусы, но их я выделил выше, поэтому возвращаться к ним не буду, разве что выделю один из них – слабоватая работа с психологией персонажей. Они у вас марионеточные – выполняют ваши желания, но своей воли у них не наблюдается.
Спасибо огромное за комментарий. Буду работать дальше. Кстати, насчет "Все это напоминало мне страшный сон...". Здесь действительно можно долго гадать реальность это или сон. В этом-то и суть рассказа. Я сам однажды поразился, как порой сон становится похож на реальность и наоборот. Весь рассказ построен на игре какими-то обыденными вещами вокруг главных героев. Еще раз спасибо
«В распахнутое настежь окно заливал серебристый дождь» - серебристый не нужно. «Все это напоминало мне страшный сон, в котором отец по утрам засыпал мне под одеяло несколько кубиков льда. Действовало моментально» - так сон или реальность? Просто вроде бы на реальность похоже, в плане метода для пробуждения, но вы говорите «сон». « щелкнул белой, будто бы остекленевшей ручкой» - а зачем о остекленевшести? И вообще, скажите, как пластик мог остекленеть, как воспринимать этот образ? « Кофе как всегда горчил. Я с сомнением поглядел на чашку и опустил ее в мойку» - не показан проход к мойке, вот и получается, что мойка у него вечно под рукой. «Зажег лампу, но она слепила глаза и качалась, как маятник на часах, когда они еще работали» - вопрос – почему качалась лампа? Не, серьезно, почему? Это раз, второе – до этого было сказано, что герой пытался читать журнал и как он это делал без света? Ну раз он только сейчас лампу зажег «Я включил телевизор. Громкая музыка, бессмысленные картинки. Пусть мелькает» - он так жаждет разбудить мирно спящих родителей? «Стук дождя успокаивал» - а куда же делась громкая музыка? А? Как через нее услышать шум дождя? «Старики Лужковы целыми днями пропадали в своей квартире на двадцать первом этаже, появляясь на улице лишь иногда, спеша по делам» - предложение целиком состоит из последовательностей – очень плохо. «- Доктор Патоков» - ага, по фамилии, еще бы имя отчество и регалии присовокупила. Вы сразу, с первых слов убили персонаж «он спит уже более шести месяцев!» - это новости, или мольба матери? Вы понимаете, что ТАК не говорят. « Посмотрите на меня, вглядитесь в мои глаза. Я готова узнать правду. Всякая правда лучше этого бессмысленного ожидания и глупых надежд, что он, наконец, проснется и обнимет меня и скажет, как любит нас» - сериал, санта-барбара и прочие в одном флаконе. Убийственно. Вы так не любите своих героев? Зачем вы их убиваете? «- Я все понимаю,- ответил он, зная, что это неправда.- Но поймите меня…» - понимаю, поймите меня – повтор «Она повторяла это и колдуя над спящим, и выпивая традиционную чашечку кофе перед началом сеанса, и поправляя волосы перед потускневшим зеркалом в прихожей, и роясь в плетеной сумочке, и надвигая на карие выразительные глаза ярко-желтые солнечные очки. Но непременно каждый раз с новой интонацией, с новым настроением, кроме тихого, почти неслышного "так" после сеанса со спящим. Каждый раз слово было кротким и неуверенным, каким-то обрезанным невидимыми ножницами. Оно тонуло в цветастых лужах света, так что оставалось лишь крохотное темное пятнышко на носу мирно дремлющего человека под толстым одеялом.» - просто перегрузили. Плохо читается. «Оно заползало во все щели и пропитывало стены, мебель, даже одежду своим вязким одиночеством и страхом» - неправильно составлено предложение. « Боялись, что тоже не проснуться» - неправильное использование мягкого знака «- Для начала надо дождаться пока он сварится…. И не умереть с голоду» - весьма странный диалог и странное окончание фразы.
долго не решался откинуть одеяло - смущает "долго". Напишите, как он дрожал, закутывался в одеяло и прочее. И всё это без наречий. Иначе чувств в тексте не будет видно. заливал серебристый дождь - что он заливал? Я с трудом подавил зевок - герой от кошмара проснулся. Какой тут зевок? Все это напоминало мне страшный сон - что? Я коме серебристого дождя ничего не вижу. Действовало моментально. - я повторюсь: "Что?". прыгая на цыпочках по холодному полу - он не убился? Или помогли годы в балетной школе? Я заставил себя подняться и, прыгая на цыпочках по холодному полу, добежал до окна, захлопнул его и щелкнул белой, будто бы остекленевшей ручкой. - избавляемся от повторов союза. В квартире было поразительно тихо – родители спали. - что же такого поразительного? Неподвижные стрелки лишь чуть заметно подрагивали - "лишь" в начало. когда выключался свет и двери в комнаты медленно закрывались. - пропущена запятая. Я дошел до кухни и сварил себе кофе. Мой обыкновенный завтрак.- вы не представляете какой это штамп. За слово "кофе" писателей уже расстреливать можно. Кофе как всегда горчил. Я с сомнением поглядел на чашку и опустил ее в мойку. - не вяжется. Кофе горчит всегда, откуда тогда сомнение? За окном серый город, размытый дождем, - кофе, дождь и серый город. Офигеть. Банальней некуда. Помнится я где-то читал: "Дождь всегда лишнее". (блин, а я тоже по дождь пишу, но мне без него никак - пойду думать, как убрать серость и размытость) Стук дождя успокаивал. - а телевизор-то включен, и музыка там громкая.
Всё, дальше меня не хватит. Из того что видел: Герой никакой. Единственное, кажется у него что-то с головой не в порядке. Он то спать хочет, то прыгает по полу, то опять спать хочет. Сюжет - экспозиция банальная до жути. Стиль сильно хромает. P.S. слишком много союза "и".
Спасибо вам за отзыв, только если вы и половины не прочитали, то о том, зачем так много "И" судить не можете. Насчет банальности: опять же, прочитали бы дальше, поняли б, что возможно все что видит герой - это сон. Во сне не бывает банальностей. Его создает наше подсознание. И дождь, и то, что было "поразительно" тихо - все очень важно. Советую все-таки собраться и, не критикуя каждую строчку до, например, запятых, дочитать рассказик до конца. Он коротенький, много времени не займет, а, возможно, чем-нибудь удивит. P.S. насчет главного героя тоже не согласен. Ведь вы, как проснулись, не сразу становитесь бодрым и проявить какие-либо чувства, выпивая чашку кофе, очень сложно. по вашему он должен был разрыдаться, когда увидел пустую квартиру, или может начать беситься и скакать, как полоумный?
Так, разжёвываю: зачем так много "И" судить не можете- то грехи стиля. В первой части тот союз упоминается много раз, то мешает чтению. Насчет банальности: опять же, прочитали бы дальше, поняли б, что возможно все что видит герой - это сон. - под банальностью я не подразумевал идею. Всё дело в сюжете, образах и деталях. Тот же дождь и кофе. Мне (и не только мне) девушки этим все мозги изъели, а вы это в произведение суёте. Запомните, каждое предложение ваших произведений должно кричать о вашей оригинальности. Во сне не бывает банальностей. Его создает наше подсознание. - вы сон на бумаге отражаете, не забудьте. И дождь, и то, что было "поразительно" тихо - все очень важно. - дай угадаю. Для атмосферы? Мусор! Это штампы. насчет главного героя тоже не согласен.- ваше право. Но пользы от этого?
Сюжет интересный, хочется не быстренько пролистать, как это часто тут бывает, а читать до конца. Концовка понятна не с начала, а где-то с середины, что также плюс. Не пойму, правда, что автор хотел сказать этим рассказом, чему научить нас? Немножко не понравился "серебристый дождь" в начале произведения - не вяжется такая красота с общим мрачным настроением. "Мой обычный завтрак" - какая нам разница, какой у вас обычный завтрак, ИМХО это словосочетание тут лишнее. Ну, и техники много "старая мать". "старый отец", "надо только проснуться", "нельзя засыпать" и пр... Немного доработать и будет хороший рассказ.
Спасибо за комент. Постараюсь учесть. P.S. Хотел научить тому, как надо воспринимать каждый свой день. Даже если жизнь - это сон, он все равно прекрасен