Чертова молния сломалась, и куртка была застегнута только на кнопки. Холодно. Ветер задувал в прорехи между ними, заставляя меня ходить из стороны в сторону, переминаться на месте, чтобы совсем не замерзнуть. Но это было терпимо. Апрельские заморозки – жалкая попытка умирающей зимы показать свой оскал. Хуже было другое – уходя из дома, я забыл зарядить плеер. И вот сейчас, стоя на обочине шоссе, я физически ощущал, как медленно идет время. Занять себя было нечем, кроме как курить одну сигарету за другой. Отправиться путешествовать автостопом я мечтал давно, наверное, еще со школы. Но все откладывал: было множество несерьезных причин и оправданий, а времени, как мне тогда казалось, не было. Окончить школу, поступить в ВУЗ, подрабатывать в свободное от учебы время – это же так важно, не правда ли? Ну, на самом деле, для меня важно. Поэтому, не смотря на то, что прошло уже более двух часов с того момента, как я собрал рюкзак, написал пару смс-ок ближайшим друзьям и захлопнул за собой дверь, в моей голове все еще не укладывалось, как это я решился отправиться в путь. Машины проезжали мимо, их было много, и ехали они в основном в нужном мне направлении. Но я все чего-то ждал, не решаясь начать голосовать. Мысли о том, что я боюсь, не готов и, вообще, пора бы отправится домой, где тепло и спокойно, я старательно отгонял. Когда в пачке осталось лишь пара сигарет и автомобильные фары начали освещать, неожиданно сгустившиеся сумерки, я поднял руку с оттопыренным большим пальцем. Как ни странно, буквально через минуту остановилась первая машина. Потребовалось время, чтобы объяснить полному мужчине с усталыми глазами, что мне от него нужно. Он ни как не мог уразуметь, как это я рассчитываю на то, что найдется дурак, который согласится подвезти меня бесплатно, пусть даже нам будет по пути. - Ладно, извините, - сказал я. - Удачи, пацан, - мужчина рассмеялся и захлопнул дверь. Выпустив столп дыма, немытая «девятка» поехала дальше. Похожий разговор произошел еще с парочкой водителей. Закралось подозрение, что до ближайшего города придется ехать за плату, благо денег взял достаточно. Нужно будет в сети почитать про авто-стопперов и их секреты. Не с табличкой же они стоят, как это в кино показывают. Остановилась еще одна машина. Какая-то «Тойота», в моделях я не разбирался. Помню в школе друзья всегда подкалывали – максимум, что я мог, отличить «жигули» от других представителей отечественного автопрома. Они же квадратненькие – с ними легко. Открылась дверь, я нагнулся к салону. - Здравствуйте, - сказал я, - До Нижнего-Новгорода не подкинете? Сразу говорю, денег нет. Так что если не по пути… - Автостоппер? – спросил водитель. Голос был веселый, забрезжила слабая надежда, что это тот, кто мне нужен. Тем более, что не придется в четвертый раз объяснять специфику подобного рода путешествий. - Да, начинающий, - сказал я и улыбнулся. - Садись. До Нижнего не доедем, мне так далеко не надо, но до Владимира довезу. Там пересядешь. - Окей! – радостно сказал я, садясь в машину. В салоне работала печка, и я только сейчас осознал, как же на самом деле на улице было холодно. Водитель повернулся ко мне и протянул руку: - Валерий! Ехать нам вместе, конечно, не долго, но позна… - мужчина не договорил. Мы встретились глазами, и произошло нечто, заставившее его замолчать, а меня вжаться в спинку кресла. В чертах его лица было что-то странное. Противоречивое, если это слово можно применить к внешности. Словно это лицо было мне смутно знакомо, но я готов был поклясться, что этого небритого человека вижу впервые в жизни. В глазах Валерия читалось, что он почувствовал нечто подобное, глядя на меня. Если я и был прав, то он быстро справился с непонятным ощущением. Моргнув, он бодро продолжил, - Я говорю, что познакомится не помешало бы. - Сережа, - не совсем своим голосом представился я. Впечатление, которое я испытал, встретившись с его взглядом, оказалось очень сильным. Пожал руку, - Приятно познакомится! Владимир нажал на педаль, и мы выехали на шоссе. Брелок в виде воробья, висевший на зеркальце заднего вида начал раскачиваться из стороны в сторону. - Ну, рассказывай, что в Новгороде забыл? К девушке едешь, небось? А денег только на цветы, да на бутылку пива для храбрости? – спросил Валерий, бросив на меня ироничный взгляд. - Да, нет, - ответил я, - Я туда только проездом. Переночую, помоюсь и дальше. На восток. - Куда на восток? В Казань, что-ли? - Типа того. И в Казань. Потом Пермь, Екатеринбург… Не знаю, маршрут еще не составлял. Я вообще на восток, понимаете? Путешествую. - Ого! Серьезно! И что прям так, до Владивостока, до Сахалина? С одним рюкзачком, да большим желанием? - Ну, может и туда доеду. Я же говорю, маршрута нет пока, - я действительно пока не представлял, куда направлюсь завтра, но меня это ни то что не пугало, меня это несказанно радовало, - У меня это путешествие, не знаю как сказать… Экспромтом вышло! Просто пришел домой, поел, посмотрел телек, а затем встал, собрал вещи и вот, в вашей машине. - Да… Дела! – сказал Валерий и рассмеялся, - Так не бывает, парень. Посидел, встал, собрался… Либо ты на голову больной немножечко, без обид, либо дорога тебя уже давно звала и, вот, настал момент, когда ты просто уже не смог противиться этому позыву. Я задумался над его словами. Валерий снова смерил меня взглядом, на этот раз серьезным. - Вы правы. Что-то вроде этого я испытывал. Но одно другому не мешает, ведь? Я, наверное, действительно слегка того, раз даже не удосужился хоть немного подготовиться. - Слушай, давай ты не будешь «выкать», хорошо? Я не намного старше тебя, - Валерий достал из бардачка пачку салфеток и смачно высморкался, - Извини. Погода достала – вроде уже весна началась, а тут хоп, и опять такое. Я уже шины поменял на летние. Да и ладно. А на счет того, что ты «того», это не плохо. Честно. Было приятно разговаривать с этим открытым человеком. Непонятным образом он производил на меня хорошее впечатление. Дело в том, что обычно, общаясь с незнакомым человеком, первые несколько минут я испытывал гнетущее чувство скованности, заставляющее меня либо молчать, либо сухо отвечать на вопросы. С ним было легче. Снова возникло чувство, будто мы с Валерием давным-давно знакомы, только забыли об этом по нелепой случайности. - Хорошо, не буду, - сказал я. Вдруг вспомнил, что друзей то я об отъезде предупредил, а маме даже не позвонил, - Я закурю, не против? - Да, давай, - ответил он, нажав на прикуриватель, - Я сам бросил пару лет назад, но все равно люблю, когда, кто-то рядом дымит. Хотя бы запах понюхать, и то, приятно. Кхм… Так вот, быть слегка с прибамабахом неплохо. Я сам такой, в хорошем смысле… Ты чем-то похож на меня в юности. Тоже не мог по долгу сидеть на одном месте, вечно срывался куда-то, лишь бы было движение. Не так, конечно, радикально как ты – ехать туда, не знаю куда. Сначала выезды со студентами постоянные за город. Не ради того, чтобы с гитарой у костра выпивать, удовольствие получал, только когда ехал в электричке, а за окном проносились километры. Потом на концерты в Москву ездил – я то сам Калиниградский. Долгое время машины из Европы в Россию гонял – сладкое время было. Я, дорога и машина. Ну и платили не плохо. Как мне тогда казалось. Прикуриватель щелкнул, я глубоко затянулся. Интересный человек, черт возьми, сидел рядом со мной. И вправду, чем-чем, а образом мыслей мы с ним были определенно похожи. Схожее удовольствие испытывал и я, стоило колесам под моим сиденьем начать крутиться, будь то маршрутка, экскурсионный автобус или велосипед. - А сейчас кем работаешь? Я не думаю, что можно что-либо из Москвы во Владимир перегонять, с большей выгодой чем авто из Европы. Разве, что наркоту? - Хех, - прыснул он, - Не думаю, что это так уж и выгодно. Скорее наоборот, с периферии в Москву везут. Хотя, я не спец в таких делах. Я вообще нигде не работаю. Свободный художник. - У-у-у… Звучит… Пафосно! - Да, ну и что? Фрилансер я, фрилансер – рисую флеш-рекламу для сайтов и другую лабуду, - с деланным раздражением сказал он, - Работа творческая, как ни крути. За спиной Мухинская Академия художеств. К месту работы не привязан, так чем же я не свободный художник, а? – иронично спросил он, видимо желая завлечь меня в шуточный спор. Но мне было не смешно. - Я тоже в «Мухе» учусь. В машине повисло молчание. Каждый из нас пытался переварить услышанное. Валерий включил магнитолу, жизнерадостный электро-поп отогнал странные мысли. Просто еще одно забавное совпадение. Только сейчас я заметил, что за окном уже ночная тьма, а дорогу освещали лишь дальний свет, да фонарные столбы, встречающиеся все реже и реже, по мере удаления от города. Мелкие снежинки начали падать на лобовое стекло, моментально тая. - Твою мать, а! Ну скажи мне, Сережа, откуда снег в конце апреля! Эй. Эй! Приятель, ты уже фильтр куришь! – Валерий потянулся и опустил стекло с моей стороны. Я удивленно вытащил изо рта наполовину обугленный огрызок поролона и выкинул на улицу. Холодный воздух ворвался в машину и вывел меня из ступора. - Что-то я задумался малек, - смеясь сказал я, - Просто мне показалось, что время как-то быстро течет. Больно быстро стемнело. Тебе не показалось? - Да нет, как обычно. Хотя фиг его знает. Меня больше волнует снег, вот это реально – проблема. Слушай, а почему ты сейчас то отправился. До каникул дотерпеть не мог? Или в академическом отпуске. - Нее, я с учебой завязал. - В смысле? Бросил, что ли? А зачем? – с недоумением спросил он. - Да я сам не знаю. Просто не могу больше там находиться, - с неохотой начал я. Никогда не любил объяснять людям то, чего сам не знаю, - Когда я поступал, мне хотелось чтобы мне показали, научили, как рисовать. Но когда я почувствовал, что, наконец, у меня начало что-то получаться, когда выработался стиль, появилось раздражение. Раздражение от того, что они учат меня рисовать, когда я уже сам умею это делать. Я понимаю, противоречу сам себе, но, блин, чуйкой чую, что дальнейшее обучение меня ломает… Как художника. Пф… Ну теперь и я понты кидаю, похоже. - Я понимаю о чем ты, - серьезно сказал водитель, - Это нормально. Никогда нельзя давать кому-либо влиять на твое понимание своего стиля. Если ты, и вправду, чувствуешь что он ммм… Ну пусть не сформировался, то хотя бы появился, - Валерий замолчал, о чем то думая, - Нет, не так! Влиять, конечно можно. И даже нужно, но не грубо, не на прямую, указывая, что нужно рисовать, а чего нельзя. Как можно, а как нет. Но бросил ты образование зря. Ходил бы на пары, кивал головой, делал бы, что нужно, но! К чертям собачьим отметал то, что ты считаешь вредным для своего творчества. Хотя ты знаешь, Сережа, может быть ты и прав. Вот я доучился, диплом получил. А чем сейчас занимаюсь? Нет, я не жалуюсь. Получаю я достаточно, даже очень. Даже испытываю творческое удовольствие, если моя задумка получается и реклама выходит действительно классной. Но я ведь не этого хотел. Не об этом мечтал. - Ты мог бы рисовать в свободное время. То что ты хочешь, для себя. Кто тебе мешает? – спросил я. - Никто не мешает. И времени свободного у меня выше крыши. Но взять в руки кисти не могу, - поморщившись, ответил он, - Не знаю почему тебе об этом рассказываю. Что-то в тебе такое странное, что я могу говорить с тобой на такие темы, на которые даже с друзьями боюсь заговорить. - Скорее всего потому, что я просто попутчик, - соврал я. Теперь не приходилось сомневаться в том, что Валерий чувствовал ко мне то же нездоровое доверие, что испытывал к нему я сам. Да и понимали мы друг-друга с полуслова, - Ты можешь сказать мне все что захочешь, хоть соврать, все равно твои слова я не проверю, а через час-два мы с тобой разойдемся по своим дорожкам раз и навсегда. - Угу, - кивнул он, - Так вот, я не хочу заниматься настоящей живописью, после того как стал заниматься рекламой. У меня такое ощущение, как будто предал рисование, получив первый денежный перевод, - он глубоко вздохнул и продолжил уже куда более жизнерадостно, - Только не подумай, что я сопли мотаю. На самом деле я счастлив. Действительно счастлив. Я не в чем себе не отказываю, у меня много денег, я свободен как птица. Да, да! Просто я выбрал другой путь, который посчитал для себя более легким. Приятным и денежным. Понимаю, все это звучит, как оправдание, и может сложится впечатление, что я пытаюсь спрятать от тебя свое разочарование в жизни. Загубленный талант и все-такое. Бред! Ей-богу, это не так! Я доволен своей жизнью. - Я верю, верю. Ну и как ты распоряжаешься таким обилием свободного времени? Я бы с удовольствием оказался на твоем месте. Дело не в деньгах, дело во времени – это же сказка, когда ты можешь делать с ним, что хочешь. Забить на рабочий график, распорядок дня, вставать и ложиться, когда вздумаешь. - Ты не поверишь. Тем же, чем и ты в данный момент, - сказал он, - путешествую. Только на своей машине. Я объездил всю Россию и пол Европы. Следующим пунктом стоит Китай. Вот только разберусь с документами на квартиру – купил, наконец, двушку в Москве, хоть и не знаю на кой она мне сейчас нужна, и снова впуть! Делаю только то, от чего ловлю кайф. Никаких забот, никакой ответственности! - А семья? Друзья? - Семьи нет. Была жена, да всплыла, - спокойно ответил он, - А друзья, что друзья? Здесь никаких проблем нет. Во-первых, я часто возвращаюсь домой и эти дни я провожу только с ними. Эти деньки, когда я в Москве или Калининграде превращаются в сплошной праздник. Во-вторых, иногда я путешествую не в одиночестве, беру кого-нибудь из друзей, у кого отпуск приходится на время моего очередного отъезда. Никто не в ущербе. Я не знал, уместно ли спрашивать у Валерия, но я был уверен, что он ответит мне, несмотря на бестактность вопроса. - А что жена? Разлюбила? Или, как это говорится, не сошлись характером? Валерий долго молчал и я подумал, что все-таки сунул свой длинный нос туда, куда не следует. Было неприятно сидеть и чувствовать, что сказал что-то неуместное, но как исправить положение я не знал. А извиняться не хотелось, раз уж начал выкладывать свою биографию, то уж будь готов отвечать на вопросы. Подождав еще пару минут я отвернулся к окну и прислонив к стеклу голову стал смотреть на дорогу. Снег усиливался и на краях асфальтового полотна начал собираться в пусть и маленькие, но сугробы. Из динамиков доносилась какая-то нудная радио-болтовня, и я решил, что если Валера продолжит молчать, я просто усну, и буду спать до конца нашего совместного пути под это убаюкивающий дикторский голос. А, вообще, счастливый он, подумал я, закрывая глаза. - Нет, не разлюбила, - неожиданно сказал Валерий, - Да и характерами сошлись, дай боже. Просто она хотела детей. И я хотел, но по позже. У меня по жизни принцип такой, если взял на себя ответственность, то уж будь любезен, делай все в лучшем виде. Мы тогда с Машкой не очень то и богато жили. Не голодали, конечно, но хватало только на нас двоих. Съемная квартира, кредит за ее, мою машину, лечение свекрови, но тут совсем не много было, но на последний пункт особенно жалко было давать. Мне хотелось, чтобы когда ребенок родится, у него все было, чтобы не произошло так, что вот он подходит ко мне и спрашивает «Пап, а почему Миша этим летом в Диснейленд едет, а я к бабушке на дачу, в огороде копаться?» или «почему Света в институт на машине ездит, а я в метро, как дура?». Я бы такое просто не перенес. Перестал бы себя уважать. Поэтому, я хотел подождать, пока встанем на ноги. Когда купим свою квартиру, свою мебель, стиральную машину в конце концов! Она ждала. Долго ждала. Но в моей жизни ничего не менялось, не было перспектив, денег больше не становилось. И вот в один прекрасный день она устала ждать и ушла. Сейчас она замужем, у нее две девочки. А я так и остался при своем мнении, что заводить ребенка нельзя, по крайней мере до того момента, пока не появится собственное жилье. С недавних пор у меня две квартиры, только жить в них некому. - Печально, - сказал я, снова повернувшись к собеседнику. - Нисколечко. Я не о чем не жалею. И дорожу своей свободой. Понимаешь, пока ты одинок – ты самый главный в жизни. Герой своего романа. Появляется девушка, жена, не знаю, спутница жизни – статус становится другим. Но этот статус не ущемляются, а наоборот, удваивается! Вся разница в том, что в жизни вас теперь двое главных, только и всего. Совершенно другое дело – ребенок – роль главного в твоей жизни переходит к другому существу, маленькому и несамостоятельному. Ты больше не главный, целью твоей жизни становится вырастить из него хорошего человека, пренебрегая друзьями, свободным временем, работой, если нужно. Потому что это сознательный шаг, решение завести ребенка, и никто кроме тебя не будет виноват в том, что он вырос злым, жестоким, тупым или просто несчастным. Ни учителя, не государство, а только ты! Поэтому, меня пока все устраивает – я главный в своей в жизни. «Никаких забот, никакой ответственности» - вспомнились слова Валерия. Вот девиз его теперешней жизни. Осознание этой мысли опустило его в моих глазах. Это было очень неприятно, т.к. мне импонировал этот человек, так во многом, напоминавший меня самого. Но хуже всего было то, что в глубине души я стремился к тому же. То, что я называл свободой, по большому счету сводилось к этой формуле. Нет забот, нет ответственности. - Сейчас, я вообще не хочу заводить семью, - продолжил Валерий, - я много думал и пришел к такому выводу. Ну не я пришел, а ученые. Я с ними только согласился. Что такое семья? Всего лишь социальный институт, как государство, как образование и религия. Гребаная социальная лестница, единственной функцией которой является помощь индивиду в его подъеме в иерархии таких же, как он индивидуумов. Человечков. Они созданы для тех, кто может видеть их структуру, рычажки. Чтобы самые умные, талантливые, наглые и жадные используя их, поднимались вверх. И копили богатства. Какие захотят: материальные, духовные, все вместе одновременно. Большинство ограничивается материальными, и не капли не жалеет. Дела выбора. - А причем тут семья, не понимаю. Любовь, привязанность там, и все такое? Как то не вписываются они в твое объяснение. - Пфф… Ты действительно, очень похож на меня в твои годы. Даже жутковато становится. Меня тоже интересовала эта… Эти чувства, так скажем, - раздраженно сказал он. Слушая Валерия, я не отрывался от его профиля, изучал. Красивый и, кажется, счастливый человек. Высокий лоб, тонкие брови дерзко поднятые у висков опускались к переносице, прямой, возможно слегка длинный, но не слишком, нос. Чувственный рот и волевой подбородок, тронутой двухдневной щетиной. Еще очень молодой, явно меньше тридцати. Откуда такие мысли, задавал я себе вопрос. Но в глубине души чувствовал, что мысли эти мне знакомы очень хорошо, только в отличии от Валеры, я не делал для себя каких-либо выводов. Потому как знал, что мне они не понравятся, - Семья – как раз таки и есть фундамент той пирамиды из людей, про которую я тебе говорю. Самый главный институт, поставляющий для нее строительный материал. Семья же не всегда существовала. Когда то за ребенком ухаживала только мать, подчиняясь инстинктам. Потом, через какое-то количество тысяч лет функция воспитания перешла к общине в целом. В основном снова легла на женщин и стариков. Это было эффективнее, материал быстрее адаптировался, социализировался. Какое умное слово. Мне нравится. Но большее количество детей не доживало до взрослово возраста… - он говорил умно и много. Что-то про развитие общества и эффективность воспитания. Про то, что семья - функция, чувства – средства. Мне было противно от этих слов, хотелось заставить его замолчать, как угодно, хоть треснуть кулаком в челюсть. Все равно. Не знаю почему я принимал все это так близко к сердцу, но факт оставался фактом, я сидел и слушал, не решаясь не то что прекратить этот поток сознания, а даже слово вставить. Валерий напоминал мне электрическую мясорубку. Пластмассовую и дешевую, как у мамы на кухне. Когда мать ее использовала, она шумела так, что ничего не было слышно, кроме ее поганого жужжания. Мои мысли и представления о мире в данный момент пихали в эту мясорубку, из крана которой вылезал кровавый, но сочный фарш из вопросов, которые я не решался задавать себе. Котлеты, которые должны были получиться и были решением этих вопросов, - Ну, а про то, что любовь это наркотик из гормонального коктейля – про это каждый слышал. А уж принимать ли на веру, этот доказанный факт, решает каждый для себя сам. Я вот принял, и не жалею. И все еще надеюсь встретить еще раз ту, благодаря которой в моей голове снова начнется фейерверк, а рассудок затуманится химической эйфорией, - шутливо закончил свою лекцию Валерий, - Эй, что надулся то? Я же тебе ничего не навязываю. Просто поделился мыслями, которые скорее всего и выеденного яйца не стоят! О чем задумался? «Ответы-котлеты», крутилось у меня в голове. - Честно говоря, жрать охота, - я был рад перевести тему, лишь бы это мучение прекратилось, - У меня на любую философию странная реакция – мозги засыпают, зато аппетит просыпается. Валерий рассмеялся и посмотрел на навигатор. - Минут через пять заправка с закусочной. Неожиданно свет фар едущей по встречке машины осветил лобовое стекло и яркий свет на миг лишил водителя и меня обзора. Лобовое стекло превратилось в желтый прямоугольник, в верху которого темнело зеркальце заднего вида и брелок, висевший на нем. Эта секунда показалась мне неестественно медленной и, уверен, будет вспоминаться мне всю оставшуюся жизнь, заставляя ломать голову над тем, что же все-таки произошло? В тот момент, чисто машинально, я перевел взгляд на зеркальце, как на контрастирующий предмет, на фоне режущего глаза света. Тоже самое сделал и Валерий. В отражении я мог видеть только его, а он, из-за угла обзора, соответственно, только меня. Моментально все стало на свои места, совпадения, казавшиеся странными, перестали быть таковыми. Я не знал, что увидел Валерий, но был уверен, что тоже самое, что и я. Свое отражение. Дело было не во внешности. Глядя, на столь непохожее на мое, лицо, я видел себя, такого, каким стану через несколько лет. Машина проехала мимо, и наваждение исчезло. - Вот уроды, - усмехнулся Валерий, - Ведь запретили же ксеоновые фары, а им все по барабану. - Ч-что? – не понял я. - Я говорю ксеоновые фары. Их запретили месяца два как. - Какие фары?! – не выдержал я, - Ты что, ничего не почувствовал? - Что почувствовал? – Валерий ошарашенно глядел на меня, словно и в самом деле ничего не понимал. - Ну это! Когда машина нас «засветила». Контакт! Ты же почувствовал его, я не верю, что не почувствовал – у тебя читалось в глазах, - я не понимал, зачем он делал вид, будто не было этой долгой секунды, объяснившей нам так много. Не может быть, чтобы не было. - Ты в порядке, приятель? – взволновано спросил он, - Ты меня пугаешь. - Да как ты… - я попытался собраться с мыслями, но не мог. Единственное, что я понимал это то, что мои слова и вправду звучат странно, и Валерий, если и увидел в зеркальце то же, что и я, то никогда в этом не признается, - Послушай, ты действительно ничего не почувствовал? Когда я сел к тебе в машину, когда пожал тебе руку, наконец, когда мы встретились глазами в этом гребаном зеркале?! Валерий молчал. Я с надежной смотрел на него. По его лицу было видно, что он серьезно задумался, решает, говорить ли правду, дикую, неестественную, или сохранить лицо, сделав вид, что ничего не произошло. Он молчал, я смотрел. - Ну? Валерий поморщился и сказал, чеканя каждое слово, будто забивая гвозди. - Я не знаю о чем ты говоришь. Ты переутомился, тебе нужно поспать, - он старался не смотреть на меня, говоря это. Прятал глаза. Мне стало все ясно, винить его я не мог. - Ладно, не бери в голову, - мне стало неловко, что я вообще заговорил с ним об этом, - Извини, просто показалось. Не знаю даже что. Останови машину, я выйду. - Подожди ты, до закусочной еще не доехали. - Ты не понял. Я дальше не еду. - Как это не едешь? Прекрати, ночь на улице, ты чего? Ну, подумаешь, что-то не то брякнул. Мне все равно, Сережа. Все нормально, я довезу тебя, как и обещал, а ты отдохнешь немного и забудешь о том, что тебе что-то померещилось, - Валерий говорил со мной так, будто хотел успокоить маленького ребенка. - Я совершенно серьезно, останови машину. - Не буду я… - Останови машину немедленно, - спокойно сказал я, - Просто я передумал. Мне теперь не надо во Владимир. И не спрашивай почему. Все поменялось. Мы проехали еще пару десятков метров, и машина остановилась. Я открыл дверь и с облегчением вышел. Я понял, что еще минута и меня бы вырвало, но морозный воздух привел меня в чувство. - Хватит, поехали дальше. Это же глупо. - Все нормально, Валера. Честно. Сейчас поймаю машину и поеду обратно, - улыбаясь сказал я. - Обратно? Но зачем? - Все поменялось. Езжай, - я протянул ему на прощание руку, - Прощай! И… Спасибо! - Ты действительно «того» и совсем не немножко, - добродушно сказал он, пожав мне руку, - Но все равно, ей богу, нравишься мне. Есть в тебе что-такое. Этакое! Я закинул рюкзак за плечо и направился на противоположную сторону шоссе. Туда, где горел единственный в ближайшей округе фонарь. - Стой, - послышалось за спиной. Валерий держал что-то в руке, - Лови! На память! Воздух расчертило что-то блестящее и мне на в руку упал холодный предмет. Валерий нажал на газ и быстро покатил по шоссе на восток. Через несколько секунд «тойота» скрылась в темноте. Я раскрыл ладонь, на ней лежал брелок в виде воробья, висевший на зеркальце. Я ухмыльнулся и побрел к фонарю. Валерий ошибся. Не похож я на него. Ни капельки. Это он был похож на меня, как бы нелепо это не звучало. Но ничего, у меня еще будет время подумать об этом. А сейчас домой. Как можно скорее домой. Я перешел дорогу и снова ждал попутку, на этот раз в обратном направлении, а в голове крутилось: «Не похож! Не похож!». На душе было спокойно и светло. Я достал из рюкзака пожелтевший альбом для рисования, с которым никогда не расставался и уселся прямо на холодную землю, прислонившись к фонарному столбу. Теперь у меня было, чем убить время, подумал я, одевая на шею брелок Валерия, оберег, который мне будет напоминать о будущем, которое уже никогда не станет моим. Благодаря Валерию – моему отражению. Я вернусь домой. Мне есть за кого держаться, ради кого жить. Мама, друзья… Марина – о чем я думал, решив послать все куда подальше? Я знал, что нарисую в качестве дипломной работы в институте – своего случайного попутчика, так неожиданно изменившего мою жизнь. Не было сомнений, что я смогу перенести личность этого счастливого и свободного человека на бумагу. Я закурил последнюю сигарету, натянул шапку на нос, чтобы не было видно ничего, кроме листа бумаги, освещенного подрагивающим электрическим светом. Обгрызаный карандаш начал медленно блуждать по листку.
Хороший рассказ, мне понравился. Ошибок, лично я, не заметил - по крайней мере глаз ни за что не зацепился. Текст читается легко и приятно, да и мысль хорошо раскрыта. Опыта в критике маловато, поэтому ничего дельного не могу сказать, но определенно рекомендую продолжать в том же духе и создавать еще больше хороших произведений и улучшать свои навыки.
В этом коротком рассказе автор демонстрирует необычайную глубину и проницательность, умело погружая читателя в мир, где каждый персонаж, несмотря на краткость повествования, предстает ярко и неповторимо. Используя экономию языка, автор не только рассказывает увлекательную историю, но и затрагивает вечные темы человечества: любовь, потерю, надежду и примирение.
Друг мой, а ведь не плохо! Художественно! А это главное. Другое дело, что грамматика хромает, но это дело поправимое. Там что, вперед и только там... Успехов тебе.
P. S. А то, что я мало написал, так не в многословии для автора прок и радость. Здесь ведь важно что? Согреть малый талант теплым и умным словом. И пусть будет много правильных и нужных слов у автора.
Что я могу написать об этом все а это то, что рассказ не смотря на критику предыдущих авторов мне рассказ понравился .Возможно в нем много ошибок но он затронул мое сердце очень трогательный рассказ.А еще в этом рассказе автор хорошо передал то , что мы все ездим по своей дороге и некогда не знаем когда можно слазить .И еще меня удивило то , что автору как могла прийти такая замечательная идея как и тут я увидал свою точную копию через много лет.Но вообщем рассказ не плохой не знаю почему другим он не понравился.Картины в тексты были очень красивые и реалистичные .Еще видно я тупой автор но я не вижу ошибок в вашем тексте потому что не вижу и все.
Извини меня автор, но я даже читать не стала. Прочла первые строки, прошлась по диагонали по тексту, и совершенно не зацепило. Язык скучный, читать не хочется.
"Впечатление, которое я испытал," впечатление можно получить, испытать - ощущение.
Спасибо. Понравилось. Просто и в то же время глубоко, оставляет очень приятное душевное "послевкусие". Воодушевляющее. Мне кажется, это главное. И это получилось. Немного эскизно написано. Дорабатывать и при этом сохранять ощущение свежести сложно, иногда лучше даже так и оставить. Бросается в глаза: Ветер, задувающий между кнопками куртки. Сам образ хороший, сразу узнаётся, вспоминается ощущение, как это неудобно. Как-то повкуснее его подать. В конце рассказа эта сломанная молния "выстреливает", понятно, что герой не подготовился, словно не вполне был уверен в своём решении.
Если "Муха", то речь о Петербурге, но пока "Муха" не появилась, было ощущение, что действие происходит в Москве. И, я иногда езжу между далёкими городами - от Петербурга до Нижнего Новгорода более 1000 км. Где герой тормозил машину, чтобы спрашивать сразу до Нижнего? Вроде он стоял где-то недалеко от своего дома? Тогда поймать того, кто едет даже просто из города довольно сложно. Неправдоподобно - вот я вышла из своей городской квартиры, дошла до ближайшей дороги и прошу водителя довести до Нижнего Новгорода. Или герой как-то уже добрался до трассы в сторону Нижнего? Из другого района города?
Про ощущение у героя, что стемнело быстрее, чем он ожидал. Интересный момент, и ждёшь продолжения - что это значит? Это какой-то намёк на некоторую мистичность происходящего? Если да, то что-то ещё об этом нужно. Не знаю - герой посмотрел на часы, а прошло уже пять часов. А по его ощущениям - минут двадцать.
Ещё про финал. Герой выходит в совершенно пустынном месте, далеко от населённых пунктов, ночью, в куртке со сломанной молнией. Он вообще доберётся живой до дома?)
Очень сопереживаю герою. Образ яркий получился. Удачи вам.
Что я могу тебе сказать. Ты не несешь свою дурацкую истину, которая шевелится у тебя в голове и это радует. Но с другой стороны ты пишешь несуразную скуку. Вся твоя "философия", которая, конечно, не философия, как сказал твой боянистый герой яйца выеденного не стоят. Сам герои - картонка с намазюканными лицами. Ничего интересного и примечательного. Они скучны и занудны, а потому их диалог - скучен втройне! 1. Нужно не быть банальным. Если у тебя есть какие-то мысли, котоые ты обрекаешь в сюжетную форму - подумай, а нужны ли они кому-нибудь? Мне - не нужны, ты не скзал НИЧЕГО нового и, тем более, интересного. 2. Нужно работать над языком. Ошибок много, но дело не в них - стидистика ужасно серая, подбор литературных приемов предельно узок. Что это значит? Это значит айда читать много-много хороших книг, особенно - классику. 3. Освобождай перо. Ты аццки скован, Крис. Не зажимай себя - и попрет. Наверное. Если научишься делать небанальное.
"сейчас то" - понятно. Те слова, в которых дефисы не нужны отжимают
их у слов, где они есть. Разберись. Развел гопоту в речи. "впуть" - не, не так! "Фпуть" - круче) "Была жена, да всплыла, - спокойно ответил он, - А друзья, что
друзья?" - блин, такой набор баянов на минимальном объеме текста? Ты
меня расстроил. Я аж песню "Еду в Магадан" вспомнил >.< "Или, как это говорится, не сошлись характером?" - фаааааак...
началось... тоже баяны считать начать? "сунул свой длинный нос туда, куда не следует" - ты меня
провоцируешь! "не очень то и богато жили. Не голодали, конечно, но хватало только
на нас двоих. Съемная квартира, кредит за ее, мою машину, лечение
свекрови, но тут совсем не много было, но на последний пункт особенно
жалко было давать" - йошкарала, я нищий. Два кредита на машину, съем
кавртиры и прочее - не богато?! Дануна! Написал бы, что у меня
кредиты, квартира, свекровь - вот и не хватает... было бы
правдоподнобно. Стоп! СВЕКРОВЬ?!!!1111 Чувак, это его мать, врубаешься?! У зятевьев -
теща! "Герой своего романа" - баяяяян!!!!111 Аааааа! "Ни учителя, не государство" - ты уж определись. Великий и могучий
тебе в помощь. "Вот девиз его теперешней жизни. Осознание этой мысли опустило его в
моих глазах. Это было очень неприятно, т.к. мне импонировал этот
человек, так во многом, напоминавший меня самого. Но хуже всего было
то, что в глубине души я стремился к тому же. То, что я называл
свободой, по большому счету сводилось к этой формуле. Нет забот, нет
ответственности" - что-то я нихрена не понял. Ему импонирует эта
мысль, но он говорит, что ему неприятно. У меня рекурсия. "Ну не я пришел, а ученые. Я с ними только согласился. Что такое
семья? Всего лишь социальный институт, как государство, как
образование и религия. Гребаная социальная лестница, единственной
функцией которой является помощь индивиду в его подъеме в иерархии
таких же, как он индивидуумов. Человечков. Они созданы для тех, кто
может видеть их структуру, рычажки. Чтобы самые умные, талантливые,
наглые и жадные используя их, поднимались вверх. И копили богатства.
Какие захотят: материальные, духовные, все вместе одновременно.
Большинство ограничивается материальными, и не капли не жалеет. Дела
выбора" - судя по абре кадарбе, как в стиле так и в подаче мыли
ученые были британскими. Ужасно написано, да еще и велосипед
открываешь. "Высокий лоб, тонкие брови дерзко поднятые у висков опускались к
переносице, прямой, возможно слегка длинный, но не слишком, нос.
Чувственный рот и волевой подбородок, тронутой двухдневной щетиной" -
скука смертная. А "чувственные губы" - тот еще перл "он говорил умно и много. Что-то про развитие общества и
эффективность воспитания. Про то, что семья - функция, чувства –
средства" - ой, спаибо, что не привел полный текст. Ну что за скука?
Зачем ты мне это плесенью покрытое тряпье под нос суешь? "У меня на любую философию" - Философия? Где? Ткните пальцем. "Неожиданно свет фар едущей по встречке машины" - а нехер с дальним
светом ездить. Как ты к людям, так и они к тебе "- Вот уроды, - усмехнулся Валерий, - Ведь запретили же ксеоновые
фары, а им все по барабану" - смотри выше. Ты, наверное, не придал
этому значения, но твои доблестные герои ТОЖЕ ехали с дальним светом,
Общее: сюжет легкое гогно - сразу было понятно, что здесь идея двойничества персонажей, что эта нелепая вставка с воробьем сделана не случайно (а потому хреново, что заметно) и т. д. Но самое главное - это то, что мне было аццки скучно читать. Но я то ладно, я то обещал, а читатель? М? Так что шЫдевр никуда не годится, даже переписывать его смысла нет, ибо сама идея - хрень бородатая. Тема тоже.
PART I
Конва: "поступить в ВУЗ" - Крис, не равняйтесь на канцелярские документы,
"вуз" ВСЕГДА только строчными буквами! "я поднял руку с оттопыренным большим пальцем" в этом слове
"оттопыренный" чувствуется что-то странное, нечеловеческое,
самостоятельно). В общем, слово хреновое. В данном конкретном случае
то бишь. Заменить не так сложно. "Нижнего-Новгорода" - дефисик меняем на пробел, говорим себе ай-яй-
яй, учим правила. "Валерий! Ехать нам вместе, конечно" - хренов штамп, когда люди вот
так представляются. Мне сразу мерещится такие восхищенные идиоты,
которые ну охренеть как рады видеть собеседника. "Валерий!" -
истерически сказал мне кто-то, в его голосе слышалась истерика и
восторг от такой встречи, главное, чтоб нужду не справил от радости,
как это делают некоторые собаки... ну понятно, да? "Владимир нажал на педаль" - а где Валера? Верните Валеру! "Брелок в виде воробья, висевший на зеркальце заднего вида начал
раскачиваться из стороны в сторону" - раз уж делаешь такие вкрапления
деталей в текст, то потрудись куда-нибудь вставить ненавязчивое
описание внутренностей аааафтамабиля! А то смотрится лишним и портит
текст. "что-ли" - у тебя мания на дефисы, адназначна. "Вдруг вспомнил, что друзей то я об отъезде предупредил, а маме даже
не позвонил" - вообще не к месту предложение. Выпиливай (долго, со
слезами на глазах) либо тащи в другое, более уместное, место "прибамабахом" - "Интересный человек" - да нихрена! Если уж берешься это утверждать,
то потрудись сделать собеседника не только герою, но и читателю. А то
сразу аж кисло во рту, в мозгу и прочих околомыслительных частях
тела. Раз уж заговорил об этом, то сразу - диалог аццки скучен. Я с
трудом читаю, честно. Видно, что из Валеры ты пытаешься сделать
типичного водилу-попутчика, вставляя разные разухабистые фразы или
словечки, типа "небось", "Дела!" и т. д. Получается, мягко говоря,
хреново. Естественнее, естественнее, какого хрена ты меня, читателя,
картоном кормишь? Во-первых, нужно исправить и речь. Потому что она
жуууутко скучна, занудна и т. д., хотя два незнакомых человека, на
дороге... Эх, можно же так с языком поиграть, а ты... Во-вторых,
нужны детали. Они же едут! Это значит - постоянный событийный процесс
с динамически меняющимися фактами. Я понимаю - диалог в дороге - это
очень сложно. По себе знаю. Но надо сделать над собой усилие и
превратить этот УГ в адекватный, интересный диалог. А то я тут сейчас
усну. "Я, дорога и машина" - буээээ, бояяяян! Ну-ка! Скажи то же, что
он подрузамевает небанально! "Хех, - прыснул он" - гуглим значение слова "прыснуть". Это, блин,
значит начать ржать! Врубаешься? А "хех" - это вообще ни разу не
ржач. И вообще "Ха-ха" и прочее звукоподражание смеху выглядить в
тексте ушшасно.
"У-у-у…" - мать моя... не, междометия это как-то не твое. Я их еще
немного и имбецилами считать начну. Ну что за "У-у-у"? "Я удивленно вытащил изо рта наполовину обугленный огрызок поролона и
выкинул на улицу. Холодный воздух ворвался в машину и вывел меня из
ступора" - хренасе. Я не курильщик, но подозреваю, что вдыхать дым
горящего поролона или что там не сильно приятно. Как он не заметил?
Настолько был в ступоре? Не верю! (гроулом, с портертом
Хм, это я удачно зашёл. (с) Для начала: не плохо, по позже – пишутся слитно. Единственное, что я понимал это то - запятая нужна. Я ОЧЕНЬ редко обращаю внимания на ошибки, так что если я увидел две из них, значит, скорее всего, их ещё штук 20-30 по тексту. Зови стражей грамматики или как они там сейчас называются. В отражении я мог видеть только его, а он, из-за угла обзора, соответственно, только меня. – Ход очень красивый, такой почти киношный. Но зеркало заднего вида ставят так, чтобы видеть дорогу, а не пассажиров. Так что либо гг сидит на заднем сиденье – тогда в других частях текста надо переделывать. Либо мистически подвинуть зеркальце в нужную автору сторону. Оба варианта какие-то стрёмные. Может, в окне отсвет лучше сделать? Или ещё что придумать? Ну теперь поехали. Если всё вместе сложить, получается прямо круто. Проблематика есть, идеи, мысли классные. Главгерой виден очень хорошо. Вдохновился автор изрядно, качественная вещь вышла, над которой есть о чём подумать, пожалуй, каждому. Сюжета, как такового, конечно, нет, жанр не тот. Тем не менее, определённая динамика в повествовании есть. Это класс. Неравномерность в описании налицо. Главная болезнь многих и многих – начинаешь описывать подробно в начале текста даже маловажные детали. К концу текста такого запала обычно не хватает. Я надеюсь, автор этой радости не считает себя Чеховым? Из описания машины – только брелок. Больше ничего. Ну, тойота, да, я пониманию. Они, эти тойоты все одинаковые, сразу понятно, как в них уютно, как владелец к машине относится. Да и владельцы все у тойот одинаковые, не нужно их описывать. Конечно, зачем? Но по тексту сразу видно, что брелок в повествовании ещё всплывёт. Хорошо ли это? Думаю, Антон Павлович не одобрит такую трактовку своего принципа. Ладно б не мог, но описания в начале текста отлично же получились. Так, как надо в таком жанре. И ладно бы с мужиком, с машиной. А вот фонарь в финале сцены, ночь и дорога… Ты ж тут такой образ угробил! Не жалко? Художник, поглощённый вдохновением, черт-те где сидит, рисует что-то под дрянным дорожным фонарём. Вокруг – ни души, до жилья – километры. Холодно. А ему хоть бы хны, рисует себе. Не, ну класс! Это не просто вкусно – это чуть ли не главное блюдо этого текста-ужина. Недоварил автор, явно не доварил главное блюдо. Я бы вообще сделал рассказ с перевёрнутым началом. Начал бы от имени лесника, который эту картину увидел со стороны и офигел. Расписал подробно, а потом… перешёл бы к батарейкам на плеере. Зачем-почему хорошо так делать гораздо лучше меня уже написала Электра тут: http://for-writers.ru/forum/46-1716-1
Ещё большой косяк. Твой мужик много умных словей говорит. Верю, что он опытный, умудрённый такой перс. Но то, что гг делает выводы за читателя – напрягает. Я, читатель, слушаю, внимаю речи героя. А тут эту речь прерывыают и вместо них мне суют чужые выводы. Без возможности их проверить\опровергнуть. Может, автору это и обидно, но мне на мысли, отвращение гг плевать. Мне и на самого гг плевать. Я от рассказа хочу для себя ощущений. Новых, необычных желательно. А не лозунгов. Он говорил противные вещи о семье, мне стало тошно. НЕ ВЕРЮ! Может, он про мир во всём мире говорил, а твой тупой гг не понял. Хороший автор должен не передавать как кого-то стошнило, он должен сделать так, чтобы читателя стошнило. Чтобы он поступил бы точно так же, как и гг. Самое интересное, что в этом тексте автор до какой-то поры с этим делом справлялся. А потом "устал" и "включил убыстренную перемотку". За исключением этого – всё в меру, всё более чем нормально. Хочется выслушать обоих. Хочется подумать, подискутировать с кем-то по поводу этой радости. Фантастическими допущениями, я считаю, можно тут пренебречь, списав их на впечатлительного гг. Так что вполне себе рассказ, можно спокойно на полочку вывешивать и… писать новый. Только косяки исправь, это не так сложно.
стиральную машину в конце концов!– Семья с двумя автомобилями и без стиральной машины? Однако!
Совершенно другое дело – ребенок – роль главного в твоей жизни переходит к другому существу, маленькому и несамостоятельному. – Без обид, но дальше идет слишком наивное рассуждение. Подростковое, так сказать. Знаю по себе, сам когда-то думал так же. Нет, детей у меня нет, но есть друзья с детьми. Все мы когда-то так рассуждали, что вот, вырастить, главный, прочее… А потом рассуждали иначе. Это, если можно, своеобразное взросление. Поэтому не согласен, взрослый мужчина не думает так (он думает по-разному, но не так – слишком много юных идеалистических представлений). А вот ГГ мог бы так думать.
и никто кроме тебя не будет виноват в том, что он вырос злым, жестоким, тупым или просто несчастным. - Тоже не совсем верно. Помимо семьи ребенка еще формирует и общество, в котором он окажется (садик, школа, двор). К тому же, если он вырастит в маньяка-психопата, не думаю что в этом полная вина родителей. Сколько таких примеров в истории, когда семьи были во всех планах благополучные, а ребенок становился убийцей.
Осознание этой мысли опустило его в моих глазах. – Как-то нехорошо прозвучало «опустило», может, заменить все же?
только в отличии от Валеры. – «В отличие», косяк с окончанием.
в верху которого темнело зеркальце. – «Вверху».
Что ж, что могу сказать, текст не вычитан. Многовато повторяющихся слов, явные проблемы со знаками препинания в диалогах, невпопад расставленные запятые тут и там (в нужных местах они, почему-то, отсутствуют). Ну да ладно, со временем подтянешь грамматику, все гуд будет.
Насчет рассказа. История банальна. Вообще, сама по себе, она является огромным штампом. Думаю, понимаешь о чем я. Есть робкие попытки спасти оригинальность, к примеру, что Валерий так и не принял свое молодое олицетворение, что не стал назидательным тоном бормотать (как у Борхеса было в подобном рассказе) о том, что ГГ предстоит перенести, каких ошибок нельзя допустить и т.д. Понравилось, что не было попытки объяснить причины такой любопытной аномалии. В этом есть свое волшебство. Знаешь, что мне напомнил твой рассказ? Старый сериал «Сумеречная зона» (есть новый, года 2000-го, но это не то), там вот подобные истории были. Про ночные дороги, странные встречи, прочее. Я его очень любил, скачал бы сейчас, да найти не могу. В этом сериале экранизировали многих писателей, Брэдбери, Кинга, Блоха, Баркера… И у тебя сохранился этот, сумеречно-зоновский дух. За это, отдельное спасибо.
Что ж, привет. Сначала пройдемся по тексту, потом скажу, что думаю.
Отправиться путешествовать автостопом я мечтал давно. – Хм, герой, склонный к драмамании. Уже интересно.
Он ни как не мог уразуметь, как это я рассчитываю на то, что найдется дурак, который согласится подвезти меня бесплатно, пусть даже нам будет по пути. – Ну, как мне кажется, вряд ли найдется у нас такой водила, который не знает о хичхакерах (автостоперах).
В чертах его лица было что-то странное. Противоречивое, если это слово можно применить к внешности. Словно это лицо было мне смутно знакомо, но я готов был поклясться. – Слишком много «было», как по мне.
Пожал руку, - Приятно познакомится! - С маленькой буквы «приятно», запятая ж стоит. И «познакомиться» с мягким знаком.
Либо ты на голову больной немножечко, без обид. – Угу, я о том же =)) без обид.
Дело в том, что обычно, общаясь с незнакомым человеком. – В соседнем предложении уже есть «человек», лучше бы обойтись без повторений. Замени на «незнакомец», или что-нить похожее. Как совет.
Я сам бросил пару лет назад, но все равно люблю, когда, кто-то рядом дымит. Хотя бы запах понюхать, и то, приятно. – Довольно странное отношение для экс-курильщика. Обычно они сторонятся запаха табака, так как верят в легенду о пассивных и активных курильщиках, но больше из-за того, что бояться сорваться что ли. В общем, сидеть нюхать, это не то. Не тянет. Как понимаю, тоже тешишь себя мыслью, что позже бросишь курить? =)
ты сейчас то отправился. – «Сейчас-то». «То» - частица.
Никогда не любил объяснять людям то, чего сам не знаю, - Когда я поступал, мне хотелось – вновь эта проблема. После запятой прямая речь с маленькой буквы. Или точку после слов автора ставь.
Блин, дальше по тексту это практически везде идет…
Я не в чем себе не отказываю, у меня много денег. – Рекламщики-фрилансеры не такие уж и богатые. Это точно могу сказать. Даже если профи. Отчасти это, наверное, связано с отсутствием как такового порядка в их работе. Хотя утверждать не стану.
Понимаю, все это звучит, как оправдание, и может сложится впечатление, что я пытаюсь спрятать от тебя свое разочарование в жизни. Загубленный талант и все-такое. Бред! Ей-богу, это не так! Я доволен своей жизнью. – По мне так, слишком много утверждающих слов. Это именно оправдание, даже, самоубеждение. Герой сам не верит в это.
Дело не в деньгах, дело во времени – это же сказка, когда ты можешь делать с ним, что хочешь. – Угу, и обычно делаем мы единственное, что умеем – херим это время =)))
и снова впуть!– «В путь», раздельно.
Была жена, да всплыла. – Жесть… она утонула, а потом всплыла? Может, «сплыла»?
Во-первых, я часто возвращаюсь домой и эти дни я провожу только с ними. – На машине всю Россию и половину Европы. Теперь вот Китай. Не так уж он и часто возвращается домой.
и прислонив к стеклу голову стал смотреть на дорогу. – Запятые потерял. После «и» и «голову».
И я хотел, но по позже. – «Попозже».
кредит за ее, мою машину. – Не очень богато жили? Не каждая пара может позволить себе выплачивать кредит за две машины.
но тут совсем не много было.– «Немного».
Я бы такое просто не перенес. Перестал бы себя уважать.– Поэтому надо баловать ребенка автомобилями и Диснейлендами. Растить его зависть к окружающим, так сказать. Сужу по себе. У меня сестре 11 лет, в 9 отец купил ей ноутбук. Постоянно ее балует, игрушки там всякие, прочее. В общем, чем дальше, тем она становиться капризнее. Постоянно жалуется, что у ее подруг все лучше (на самом деле там все хуже, многие из девочек компьютера в глаза не видели), в школе учителям рассказывает, что родители бедные и не могут позволить ей мобильник с сенсорным экраном или, скажем, туфельки, как у Даши (дело не в цене, а в том, что туфли говно). Так что, не согласен с героем: дети на то и дети, чтобы хотеть и завидовать. Это вовсе не значит, что нужно бежать и покупать любимой доче машину, только потому, что ей стыдно на метро ездить.
2. Встречный свет и нахлынувшее откровение – впечатляет. В хорошем смысле. Растерянный студент, как после встречи с НЛО - и эмоций сдержать не может, и не слишком заботится о том, как его горячечный бред воспримут. Очень живой эпизод, особенно после укачивающих монологов. Но Валерий тут получился какой-то неубедительный. Вроде, и описание его есть, а вот все равно не верю. Я довольно долго над причинами этого размышляла и пришла вот к какому выводу. Вам пришлось рисовать очень сложную картину: человека, который, вроде бы (но и это до конца неизвестно) все понял, но не хочет в этом признаваться. Так вот первая часть, где он изображает из себя непонятливого, получилась очень правдоподобно. И будь студент не столь молод и горяч, наверное, осекся бы на полуслове. Но он кричит: «Послушай, ты действительно ничего не почувствовал? Когда я сел к тебе в машину, когда пожал тебе руку, наконец, когда мы встретились глазами в этом гребаном зеркале?!», и здесь я по инерции жду, что Валерий, который ничего не понимает, заорет в оскорбленных чувствах что-нибудь вроде: «А ну пошел отсюда, п*** хренов». А когда Валерий на эту фразу никак не реагирует, а сразу задумывается, я чувствую себя обманутой. Как это он меня так натурально провел, изображая ничего не понимающего, и главное, зачем? Он же мог сразу тему закрыть. В общем, путано, конечно, я все объясняю, но этого диссонанса не возникло бы, если бы Валерий фальшивил вначале, если бы чувствовалось, что он врет, что недоговаривает. А так опираешься на слова студента "Я не знал, что увидел Валерий, но был уверен, что тоже самое, что и я", а на деле все выглядит несколько иначе. Развязка понравилась. Героям не по дороге во всех смыслах. И финал очень оптимистичный. Как глоток свежего воздуха. Ощущение свободы, то самое, пресловутое. Свободы выбора в данном случае. В принципе, не факт, что ГГ, действительно, не станет таким, как Валерий, жизнь – штука такая… Никогда не говори никогда. Но именно в данный момент приятно, что человеческое в герое победило. Хотя и здесь не без ложки дегтя. По мне, чрезвычайно подробно разжевано, почему ГГ вышел из машины. Трижды было сказано про похож\непохож. И еще – контрольным в лоб – его будущее не будет моим, мне есть за что держаться, мама, друзья, Марина… А картинка под фонарем замечательная. Я бы только последнее предложение в отдельный абзац вынесла. Несовершенный вид все ж таки: новая жизнь начинается.) Ну, как-то так. Не сердитесь на жесткость. И удачи вам.)