Зимнее утро, это всегда темень. Жизнь уже началась, но фонари ещё горят. Отличить ранний час от вечернего можно разве что тем, куда устремляются потоки людей. Взрослые спешат, обычно, в сторону завода, а дети волокутся в школу. Первый урок замечателен только на экране телевизора, в детских книжках, да и, пожалуй, всё. Учителя, и особенно школяры редко понимают, почему занятия начинаются в такое время. То ли потому что так заведено, и уж раз так повелось, то и незачем менять, то ли от того, что кто-то злой правит этим миром, и уж он-то, конечно, знает, как досадить людям. К тому же, дело происходило в понедельник, а значит тяжело было вдвойне.
Жизнь в начальной школе, какие обычно бывают в российской глубинке, не сулит ничего доброго для простых мальчишек. С одной стороны тебя заставляют сидеть и читать книжки, а с другой – эти глупые девчонки. А ещё классная. Классные учителя - особый род людей. Редко кто сравнится с ними авторитетом. Вот и Таиса Петровна – «училка» Вовы Деревянкина, ученика 3«Б» класса МОУ СОШ №3 – весьма заслуженный педагог. То, что она заслуженный педагог – Володя услышал от мамы, а почему нужно было писать «МОУ СОШ» он не знал. Катька Ульянова – соседка Вовы по парте – сказала однажды, что это слово «школа» так пишется. С этим мальчик был крайне не согласен, так как он прекрасно знал, как пишется «школа». Да и вообще, Катька девчонка, а они мало что понимают. В куклы играют и банты носят.
Но, как и положено, хочешь, не хочешь, а в 8.15 прозвенел звонок. Урок начался. Володя, как обычно, встал справа от парты и дожидался прихода «класнухи». Она зашла, только окончился звон и громко произнесла: «Здравствуйте, 3«Б»!». «Здравствуйте, Таиса Петровна!» - дежурным хором ответили дети. Учительница положила на стол журнал, указку, и разрешила третьеклассникам сесть на свои места. Затем она обратилась в класс.
- Дети, вчера у нас с вами был прекрасный день. Мы с вашими одноклассниками принимали участие в школьном фестивале талантов – улыбалась Таиса Петровна, оглядывая свои владения – Ниночка, Леша, Катенька и Витенька Петров встаньте!
Дети послушно выполнили просьбу. Володя стал припоминать что-то его тревожившее, но в целом он был рад, что урок начнется не сразу. Серёга Сидоров, которой сидел впереди, смачно зевнул. Вова, заразившись, повторил подвиг товарища и даже пару раз причмокнул в конце.
- Вот – продолжала Таиса Петровна – Эти люди вчера отстояли честь нашего класса и достойно выступили на празднике – и подчеркнула – С них нужно брать пример.
Учитель попросила похлопать «гордости класса». Володя решил было расстроиться, что всё так быстро закончилось, но случилось неожиданное.
- А теперь пусть встанет Володя Деревянкин! – грозно посмотрела на Вову Таиса Петровна.
В памяти Володи стали всплывать всё более отчетливая картина, обрывки слов. Внутри как-то защемило, совесть забилась в груди, и мальчик встал, опустив глаза вниз.
- Вот, дети, посмотрите! – говорила Таиса Петровна, акцентируя каждое слово, а её губы каждый раз сжимались в гримасу недовольства – Это наш товарищ, Вова, который нас всех подвёл! Он не пришёл отстоять честь класса.
Тут Володя вспомнил разговор, который состоялся на неделе. Таиса Петровна просила его прийти в воскресенье в актовый зал и сыграть что-нибудь, принять участие, так сказать, в празднике. Вова уже второй год посещал музыкальную школу по классу баян. Он вообще-то хотел на гитару, как Лёха сосед, но мама почему-то решила, что баян лучше. А так как телефона у Володи дома не было, то в 12 за ним должна была зайти Нинка, эта зазнайка отличница. Но энергия, которая звала на улицу в выходной день, забыла обо всём на свете. В 11 часов Вовку позвал прыгать с гаражей Сидоров Серега.
- Ну! Что ты нам скажешь?! Ниночка заходила за тобой, но тебя не было. Ты трусливо сбежал?! Подвёл класс! – Таиса Петровна методично вбивала каждое слово в предложения, будто вторя заводскому молоту, который был слышен в городе отовсюду.
- Я, – несмело начал Володя, который теребил правой рукой пальцы левой – Я... я... забыл! – выдал, наконец, мальчик.
- Так ты ещё и врёшь?! – набирала темп Таиса – Мало того, что сбежал трусливо, так ещё и врёшь! Вот посмотрите на него, дети. Этот человек никогда вас не выручит. На него нельзя полагаться, он вас обязательно подведёт!
Володя стоял с красными горящими ушами, его накрыла волна, под куполом которой глухо смешались слова Таисы Петровны, злорадные глаза Нинки, сочувственный взгляд Серёжки и дыхание самогО же несчастного школяра. Володя хотел провалиться в этот момент. Он думал, что мама теперь откажется от такой раззявы, и уже подумывал, как бы сбежать на Луну, туда, где его точно не найдут.
- Ну что ж, садись! – произнесла классная – Мне очень стыдно, что в нашем классе учится такой человек, как ты. Я не ожидала. В моей практике я ещё не встречала такого предательства! – Таиса Петровна подошла к доске и начала писать дату занятия.
После уроков Серёжка сказал, что Таиса вообще дура и что она мало зарабатывает. Как-то раз ему дядя сказал, что учителя мало денег получают. «Так ей и надо, старой ведьме!» - повторил ещё раз Серёга. Володе, конечно, не сделалось легче, но через пару дней он стал потихоньку забывать эту историю. Жизнь преподносила всё больше нового и интересного.