Дороже жизни (Пролог) Степень критики: строгая и справедливая.
Короткое описание: Журналист попадает в "горячую точку" в Афганистане и оказывается в плену у талибов.
Сколько я уже здесь? Давно потерял счет времени. Наверно около недели или больше я сижу в заточении. Интересно, меня вообще кто-нибудь ищет? Чтобы совсем не сойти с ума от страха и скуки, развлекаю себя беседой с самим собой. Иногда талибам это надоедает, они приходят и развлекают себя тем, что избивают меня. От жары снял грязную в крови и земли светло-фиолетовую рубашку, правда по ночам здесь холодно, приходится ей накрываться. Я бросил равнодушный взгляд на ноги. Ступни не чище рубашки. Я давно уже не умывался. Иногда жалею, что пришлось отказаться от обуви. Бывает, что от cильной обиды и невыносимой тоски хочется плакать. И я плачу, обхватив голову руками, даже рыдаю. Я знал, что помощи мне ждать неоткуда. Во-первых, насколько я понял, талибы облюбовали это место недавно, потому о нем толком не знают. Во-вторых, искать меня никому не захочется: у меня нет друзей, как выяснилось, одни лишь притворные твари. Слава богу, что эти изверги не отняли мой диктофон. Важного записать не смог, да и не было ничего, но хоть свой монолог запишу. Зачем они его оставили мне? Ведь нашли! Сначала, бросили меня в это маленькое подобие темницы с ужасно маленьким зарешетчатым подобием окна, потом в меня бросили и мой диктофон. И как скоро они поймут, что я им не нужен? Они уже пытали меня, спрашивали про вертолет, на котором прилетел, про военных, с которыми прибыл. От меня они мало услышали, хоть и усердно били. Чокнутые шахиды! Надеюсь, они этого не слышали, хотя, может, если и слышали, то наверняка меня не поняли. С едой и водой здесь туго: приносят раз в день, приблизительно в четыре часа. Хоть по нужде выводят, слава богу. Правда два раза в день: утром и вечером. Я понял, насколько тоскую по свободе, запаху природы, толкучке суетливого города. Когда вспоминаю это все, сразу так сильно щемит внутри, что хочется взвыть, пускай бы меня били, лишь бы дали глотнуть свободы. И что, если я этого никогда больше не увижу? Я даже не успел попрощаться со всем этим. Может и не будет такой возможности вовсе. Афганистан. Красивая ведь республика. Горы необычайной красоты, великолепные пейзажи. Зачем здесь война? За что ведется бойня? Неужели так сложно успокоиться и решить все мирно? Видимо да. Так и смысл, значит, есть войне, только я его понять не могу. Если бы кто знал, как я устал от этого. Теперь я жалею, что решил ехать сюда. Знал бы только, что будет, не поехал бы вместо Тольки. Чего уж на это теперь пенять, сам нарвался, теперь сиди да отдыхай. Жаль, что не верю в Бога, я бы помолился что ли. Как бы я хотел верить, не важно во что: в друзей (которых у меня похоже нет), в Бога, в чудо. Во что угодно, просто верить. Верить в то, что я уйду отсюда живым. Многое бы отдал, чтобы вернуться к жене. Мы женаты два года, пока без детей. Я ведь не ценил ее, не ценил жизнь, дружбу, внимание людей, свободу. Ничего не ценил кроме денег. Теперь поздно уж, наверно, думать об этом. Надеюсь, эту запись найдут и отдадут моей семье. Куда отправлять запись объяснять не стану, обратитесь в редакцию газеты «События», я Николай Романков. Мама, папа, Лиза я скучаю без вас. Надеюсь на встречу, но уже сам не верю, что нам удастся увидиться. Пробило меня, что-то, на монолог. И никакой музыки. Я был бы рад услышать любую мелодию. А разговоры талибов гнетят меня. Их болтовня становится невыносимой. Не люблю копаться в прошлом, да и зачем? Его все равно не изменить. Накручивать себя себя я не хочу, особенно сейчас, только делать здесь больше нечего. Вспоминаю иногда все подряд: юношество, университет, женитьба, работа… Афган. Надеюсь, мне суждено выйти живым. В голове всплывают последние дни на работе, в редакции. Все как-то быстро произошло.
На самом деле это важный вопрос - если это реалистический роман, то имеет ли право автор писать о том, что не испытал сам? Моё глубокое убеждение - не имеет такого права. Отсюда и одна из главных причин нынешнего кризиса в книгоиздании. Слишком много книг. Как сказал мудрый Жванецкий "... они раньше в машбюро стучали за машинками, а им тексты подносили, подносили. Потом перестали подносить, а они всё стучат, стучат". К тому же тема Афгана - совсем больная. Если автор прошёл это - извиняюсь. Если нет - нельзя. В крайнем случае - очень хороший консультант.
Как уже было сказано, текст крайне далек от реальности. У меня даже сложилось впечатление, что автор писал текст, наслушавшись "ужасов" по новостям и насмотревшись всевозможных фильмов о том, как оно якобы было. Так вот, как показывает практика - все то, в большинстве своем, есть чушь. Знаю, скажем так, непонаслышке...
Итог: текст, построенный на чуши, с примесью чепуховых авторских представлений, с претензией на "жутко-страшно-запределено-близкую действительность" - минус эмоциональный фон и правильное, с точки зрения психологии, понимание ситуации. М-де... итог неутешительный.
Ну что ж вы так жестко раскритиковали бедного автора. Я бы на его месте страшно расстроился! Невозможно создать совершенство с первого раза, когда ты только делаешь первые шаги. Но у автора определенно есть потенциал и свой стиль. Все получится, просто выбор темы оказался не простым, в итоге, выбором. Однако прекрасно понимаю, что вдохновение порой охватывает, совершенно не спрашивая у нас, а справимся ли мы с его напором и глубиной, охватим ли мы эту силу. так что за попытку автора воплотить свои чувства и взгляды в этом рассказе, я выражаю свое уважение. К тому же похвала порой лучше плети и побуждает к действию гораздо эффективнее критики.
Это я еще не жестко раскритиковал, так, вскользь прошелся. Все ж, альтернатива добрым пожеланиям, выраженная в форме обычной констатации фактов - тоже полезна.
А вдохновение - это творческий импульс, чаще всего надуманный. К выбору и раскрытию темы он имеет крайне посредственное отношение.
Согласен с предыдущим комментарием в части того, что тема очень непростая - эмоциональная и противоречивая. Нужно очень хорошо изучить не только психологию и чувства настоящего пленника, но и менталитет того самого Афганистана и талибов. Какова цель повествования? Показать талибов воплощением зла и варварства или донести до нас боль человека, теряющего надежду, оказавшись в плену? Думаю, подобное произведение имеет место быть и под вашим пером, однако стоит провести более глубокую исследовательскую работу в плане познания фактов о подобных случаях. Примерьте (мысленно) на себя все то, что может чувствовать пленник. Перенесите на себя его страдания, прочувствуйте их глубоко внутри. Должно получиться, мне кажется. А стиль написание мне понравился - читать интересно.
Самое сложное - это поверить.Когда есть атмосфера, есть оттенок мрачности, показана психология человека - тогда можно. Наверное можно. Здесь этого нет. А отсюда вытекает и недоверия к рассказчику - конечно,он пишет о том, чего не знает. Это сложная тема, и браться за нее неподготовленным, вряд ли стоит. Провальная затея. Такая тема, она вообще, требует серьезного подхода, для многих, кто побывал в похожих ситуациях, нечто подобное выглядит насмешкой. Как ветераны Афгана, к примеру, бьют морду побирушкам у метро, нацепившим форму и повесившим на грудь табличку - воевал в Афгане. Сколько я уже здесь? Давно потерял счет времени. Наверно около недели или больше я сижу в заточении - и это "давно"? Темница эта еще. Когда они в ямах держат пленных. Еду приносят, ага, в туалет выпускают))Диктофон отдали.Не верится во все это.Как и не верится в то, что после пыток, этот чувак сидит и размышляет о вечном, надиктовывая на диктофон. Дело ваше, о чем писать и как.Но кто станет такое читать?Вещь, с претензией на реальные события, которых там и близко нет.Увы.