Эксгумация Степень критики: Обоснованная, по существу
Короткое описание:
* * *
- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка. – Это по твоей милости вместо того, чтобы сидеть в офисе аналитического отдела и работать за компьютером, сначала нам пришлось ночью гоняться за сумасшедшим доктором, которого, кстати, поймал именно я, потому что ты, бедняжка, подвернул себе лодыжку, а теперь мы ещё проводим эксгумацию на кладбище! И могилу убитого агента выкапывать опять же приходится мне! Ну, конечно… А кому ещё? У тебя ведь нога болит! И зачем я только подписался на твою авантюру?! До сих пор никак понять не могу!
Степан Ботсон промолчал, виновато поджав губы, так как возразить ему было нечего. Он стоял в стороне от Виктора Кашмана и светил фонарём на вырываемую им могилу. Время было позднее – стояла глубокая ночь. На чёрном небе уже давно зажглись яркие мерцающие звёзды и вовсю светила полная Луна, мимо которой проплывали, частично закрывая её, тёмно-серые, похожие на клочки тающего дыма, полупрозрачные облака. На кладбище царила тишина, нарушаемая лишь шелестом погружающегося в землю наконечника лопаты и шорохом осыпающегося суглинка, а также недовольной речью раскапывающего могилу мужчины. Яма под его напором стремительно увеличивалась в размерах. В полуметре от её левого края лежала опрокинутая лицевой стороной вверх белая могильная плита, на которой отчётливо было написано:
ДЖЕК ДЭМЕН ХАРРИСОН
16.08.1974 – 05.10.2010 г.
Глядя на эту плиту, Стэпан Ботсон поймал себя на мысли, что его идея – выкопать тело убитого агента ФРС, чтобы впоследствии его оживить, больше не кажется ему отличной. Наоборот, он начал испытывать угрызения совести от того, что они сейчас делали. Поскольку это было самое настоящее кощунство. Вандализм. Не говоря уже о неуважении к заслугам покойного. А ведь этот человек работал в правительственной организации – защищал закон и боролся с преступностью. Он даже погиб, во время выполнения своего служебного долга! А что получил в качестве благодарности? Его начинают выкапывать из могилы с целью – снова возвратить из мёртвых только для того, чтобы извлечь из него нужную информацию, которая может поспособствовать повышению для тех, кем это всё было задумано. Полный эгоизм!
У Стэпана Ботсона возникло острое желание остановить Виктора Кашмана, но он, конечно же, не стал этого делать, так как на этот раз от него уже ничего не зависело, потому что они теперь действовали не по своей инициативе, а по приказу руководства ордена, а именно – самой госпожи Мак’Лахон, которая помимо того, что занимала в Ведоне один из наиболее высоких постов, приходилась внучкой самому Магистру. Их перевели к ней в подчинение почти сразу же после того, как они оба рассказали свою «гениальную» идею начальнику их аналитического отдела, который в свою очередь её передал более высшему руководству, при этом честно добавив, что она принадлежит вовсе не ему, а работающим в его отделе двум смекалистым аналитикам. После чего получил распоряжение – срочно отдать их в подчинение к Кобре.
И вот сейчас, когда они уже отвечали непосредственно перед ней, ответственности возлагалось на них намного больше, а потому – малейшая ошибка или что ещё хуже – прямое нарушение её приказа может сразу же повлечь за собой очень тяжёлые для них обоих последствия. Вплоть до физического устранения. «Боже, что же я наделал!» – С ужасом подумал Стэпан, в полной мере осознав – в насколько опасном положении они оказались по его милости. За себя он особо не переживал. Его больше всего волновало благополучие самого дорогого человека во всём мире – Виктора. А оно может в случае провала данного мероприятия (ведь перевозка трупа из Кубенкотунса в Эрлайн – дело рискованное) очень сильно пострадать. – «Но как бы там ни было, а нам в этом деле придётся идти до самого конца. Обратной дороги для нас тут нет».
- Но самое поганое – это что нам с тобой предстоит перевезти тело федерального агента из одного города в другой и при этом ещё не попасться! – Вторя его мыслям, продолжил высказывать недовольство Кашман, не переставая копать могилу. Несмотря на холод, он уже порядком вспотел. Его прежде уложенные в аккуратную причёску русые волосы теперь были влажные и растрёпанные, а на лбу тускло поблескивала при лунном свете, похожая на стеклянную крошку, выступившая испарина. – Вот мы рискуем, а выйдет ли толк из этой затеи – неизвестно. Удастся ли Букенану воскресить этого агента ФРС? И если да, то вспомнит ли он хоть что-то? Успешность у этой операции минимальна. Но даже если всё получится, нам-то какая выгода от этого? Нас и так, можно сказать, повысили. И что? Чем мы можем быть полезны в Исмирионе?
«Да, действительно – чем?» – Продолжая молча выслушивать претензии Виктора, подумал Стэпан. – «У них там и своих аналитиков хватает. Информация? Так у нас допуск всего лишь первого уровня – самого низшего. Больших секретов нам пока не доверяют. Может, стоит подождать? Нет, ждать можно долго, а нам лучше с этим не тянуть. Надо переходить в Исмирион, пока сомневающийся Виктор окончательно не передумал. Но переходить нужно с чем-то полезным, а не с пустыми руками. А у нас совсем ничего нет. Если только… О, мой Бог… Вот оно! Точно!»
- Я знаю – чем! – Неожиданно подал голос Ботсон, как только его осенила очередная блестящая идея. – Если в этом деле всё получится и нам удастся добыть Глаз Давалона, то мы его выкрадем и передадим в качестве дара в Исмирион!
- Ты серьёзно? – С насмешкой спросил Кашман и прервал своё занятие, чтобы немного передохнуть. – Выкрадем… Думаешь, это так просто будет сделать? Для начала нужно, чтобы к его поискам допустили именно нас. А как нам этого…
- А мы к этому подведём! – С воодушевлением заявил Стэпан. – Если агента Харрисона оживят, и он вспомнит, где находится кристалл, то его одного за ним точно не отпустят. А мы можем вызваться на сопровождение, раз мы в этом деле!
- Ну не знаю… - С сомнением произнёс Виктор и продолжил копать. – Как-то это всё… Слишком просто на твой взгляд. Думаешь, нам удастся обмануть агента ФРС? Профи? Да и рано пока об этом говорить. Его даже не оживили, а ты…
Он вдруг замолчал, потому что его лопата попала во что-то твёрдое, отозвавшееся деревянным стуком. Гроб. «Ну, наконец-то!» – Наполовину раздражённо наполовину облегчённо подумал Кашман и заработал усерднее. – «Осталось немного!» Земляные комья полетели из ямы интенсивнее и с более широким разбросом, и поэтому Ботсон перешёл на другую сторону, чтобы они в него не угодили. Вскоре гроб был полностью откопан и освобождён от примыкающей к нему со всех четырёх сторон земли. Теперь оставалось только сделать последнее – вытащить его из могилы.
Стэпан, заметно прихрамывая, направился к стоящему поблизости тёмно-синему фургону, а затем, подойдя к нему, открыл задние дверцы и взял лежащие на полу две брезентовые шлеи. Потом вернулся к могиле и подал два конца находящемуся в ней Виктору. Тот, молча взяв их, протянул шлеи под гробом с обеих сторон и, продолжая держать их в руке, полез наружу. Выбравшись из ямы с противоположной стороны от Ботсона, Кашман выпрямился и, как только дал ему команду «Начали!», они вдвоём принялись, пыхтя и шипя от усилий, поднимать ящик из могилы.
Когда они его, наконец, вытащили, Виктор вытянул из-под него шлеи и, захватив лежащую на краю ямы лопату, пошёл к фургону. Сложив в него это всё, он вернулся назад к гробу. Несмотря на то, что он был деревянным и выкрашен в серый цвет, при серебристом свете Луны создавалось впечатление, будто он сделан из оцинкованного металла. Кашман опустился перед ним на одно колено и, подняв лицо, посмотрел на подошедшего поближе Стэпана, как бы молча задавая ему вполне очевидный в этой ситуации вопрос. Тот сначала с изумлением приподнял свои густые брови, но потом, когда любопытство всё-таки взяло верх, согласно кивнул. Виктор подцепил пальцами закруглённые края крышки и, когда её откинул, их взору предстал лежащий в гробу высокий темноволосый мужчина в чёрном костюме без галстука.
Лицо покойника, как и сложенные на груди ладони, было необычайно белым, словно это был не человек, а гипсовая статуя. На его левой скуле еле заметно проглядывался припудренный в похоронном бюро синяк, а на потерявших свой первоначальный цвет губах резко выделялись почерневшие от свернувшейся крови две вертикальные ранки, что свидетельствовало о полученных им незадолго до его смерти физических травмах. Во всём остальном лицо убитого агента ФРС выглядело умиротворённым. По крайней мере, у него было такое выражение, будто он тихо-мирно спал.
- А этот парень при жизни был красавчик! – Оценивающе смотря на лежащего в гробу Джека Харрисона, заметил Виктор. – Да и сейчас тоже ничего!
- А раньше красавчиком ты называл меня. – С ноткой ревности в голосе проговорил Стэпан и добавил: – И хватит пялиться на него. Пора уходить.
Кашман какое-то время помедлил, чтобы позлить Ботсона и отыграться на нём за вчерашнюю и сегодняшнюю ночь, но потом медленно, словно с огромной неохотой, всё-таки опустил крышку и они, одновременно взявшись за расположенные на торцах гроба ручки, оторвали его от земли и понесли к фургону, чьи задние дверцы уже были гостеприимно распахнуты. Дотащив гроб до фургона, а затем, затолкав его в салон, мужчины захлопнули обе дверцы, и больше между собой не переглядываясь и даже не произнося друг другу ни слова, пошли к кабине. Когда они заняли в ней свои места, Виктор повернул в замке ключ зажигания, так как за рулём сегодня был именно он, и фургон тут же завёлся, словно ему тоже не терпелось покинуть это кладбище. Кашман сразу рванул его с места. Впереди их ждала долгая ночная дорога.
Хотя давай попробуем утрировать - превратить слабость в силу.
Так, у нас есть "- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка."
первое правило утрирования - доводить предел до беспредела.
Гм.
Начинаем с диалога? Ок. Долой предрассудки. Сделаем подачу более экспрессивной:
- Мразь! Ненавижу! Еб*ать! - В сердцах заревел Виктор Кашман. - С*ка, ненавижу! Падла! Гадость! Гадость! - орал он, вонзая лопату в рыхлый суглинок, - да чтоб тебя! - (делаем монолог со сквозным описанием действия) он надавил ступнёй, чтобы в грунт лезвиевлезло покрепче, - С*-ука, - пыхтел он, - Мерзота, - поддел комковатую, лениво сыплющуюся с лопаты грязь и бросил в кучу, - щас как откопаю, так будет тебе!!!
заметим. По факту у нас перегрузка. Но... и пох)) Вырабатывай собственный язык. это очень важно. И важно не бояться текста.
Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка.
Смотри как бы я написала:
Диалог бы пропустила - не люблю начинать с диалогов - это древние западные фантасты так любили. Виктор Кашман (а фамилия разве важна? Или имя? Забили. ок) вонзил в суглинок лопату, вдарил ступнёй, чтобы до конца в землю, плюнул (кстати это гусеница, но пох) - Что б тебя, Ботсон (не стоит напрямую говорить, что герой ненавидит другого - это должно быть понятно из его действий) Комковатая грязь лениво осыпалась с лопаты в кучу. Виктор смахнул пот со лба (штамп, кстати. но пох)
Итого. Что мы имеем. Разобьём гусеницу и избавимся от штампов:
Виктор вдарил ступнёй по лопате, лезвие вонзилось в жирную землю. Смачно, до конца. Он плюнул: - Что б тебя Ботсон. Комковатая грязь лениво осыпалась с лопаты в кучу. Виктор смахнул с носа крупную каплю пота.
Вот. Такие дела. Но это слом стиля. Из второго совета.
Вот не хочу стиль менять. Одна книга в таком стиле написала. Теперь четверть этой и тут стиль менять? Это тогда нужно всю книгу перелопачивать. Каждое предложение перестраивать, разбивать... Да это пипец какой гемор! Нет уж...
- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка.
Это не гусеница. Господа критики. Это просто перегруженное предложение. Которое легко можно разбить на несколько коротких. Гусеница - это когда идёт перечисление фактов через запятую. например: "Генрих встал с кровати, наспех оделся, глянул в холодильник, взял пивка, выпил с утреца и пожалел об этом". Вот, что такое "гусеница". Перечисление фактов. У Игоря тут присутствует тридешность, многомерность - да - и осыпающаяся куча, и рыхлый суглинок, и рисунок ступни - это нормальное описание. Не тупое перечисление, рисунок.
Совета тут два. Первый - превратить слабость в силу. Довести перегрузку до такого предела, когда плохо становится хорошо - это работа над стилем - можно писать как УГОДНО, и нехрен слушать эпилептоидных маразматиков, которые учат как "надо". Надо так, чтобы было годно. Так что можно поэксперементировать с длинными предложениями, но оно должно быть понятно, что так и надо. не знаю, наверное хреново объяснила, но как есть. Это к вопросу о развитии неповторимого языка.
Второй совет. Ставить вместо запятой точку. Но при этом понимать, что стиль будет твой меняться. Откажись от прилагательных и деепричастных оборотов - на 20% - ни от всех ессно - они как правило и являются причиной перегрузки. Текст будет чище, но стиль изменится. Надо оно тебе или нет - только тебе решать. Первый совет сложнее, а этот всё же проще.
Здравствуйте автор! Предложения длинные. До дело главным образом в том, что эти длинные предложения неумело составлены. Потому, что читаются неудобно. Приходится напрягаться. И если у классиков, полно километровых предложений, и там тоже приходится напрягаться; то в их случае - это себя оправдывает. Потому как вкусно. Грамотно. Интересно. И до такого умения нужно дорасти; развить его. А пока не развили, кмк лучше обходится предложениями покороче. Или уж делите их с помощью точки с запятой ";"
"На чёрном небе уже давно зажглись яркие мерцающие звёзды..." - Тут небольшая нелогичность. На небе зажигаются разные звёзды. Некоторые из них мерцают. А у вас же выходит - что зажглись только мерцающие. Или, всё звёзды мерцают - это сюр.
"Наоборот, он начал испытывать угрызения совести от того, что они сейчас делали." - Уточнения, уточнения, совершенно ненужные. От чего ж они в данный момент ещё могут испытывать угрызения?
Думал ограничусь просто замечанием, что предложения сложные и длинные. Но всё ж, решил ещё и выделить их; т.е некоторые, самые яркие но не единственные:
1"Это по твоей милости вместо того, чтобы сидеть в офисе аналитического отдела и работать за компьютером, сначала нам пришлось ночью гоняться за сумасшедшим доктором, которого, кстати, поймал именно я, потому что ты, бедняжка, подвернул себе лодыжку, а теперь мы ещё проводим эксгумацию на кладбище! "
2"- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка"
3"Их перевели к ней в подчинение почти сразу же после того, как они оба рассказали свою «гениальную» идею начальнику их аналитического отдела, который в свою очередь её передал более высшему руководству, при этом честно добавив, что она принадлежит вовсе не ему, а работающим в его отделе двум смекалистым аналитикам."
4"- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка."
5"Кашман какое-то время помедлил, чтобы позлить Ботсона и отыграться на нём за вчерашнюю и сегодняшнюю ночь, но потом медленно, словно с огромной неохотой, всё-таки опустил крышку и они, одновременно взявшись за расположенные на торцах гроба ручки, оторвали его от земли и понесли к фургону, чьи задние дверцы уже были гостеприимно распахнуты."
Всё нижеследущее, выделенное жирным шрифтом - лишнее. Попробуйте каждый отрывочек прочесть без выделенного. Что изменилось? Не стал ли стиль лаконичнее, приятнее и вообще, логичнее? Как мне давненько сделал аналогичное замечание - товарищ Адам - так и я вам говорю: читатель не дурак, а этими бесконечными мелочными уточнениями, он именно что - начинает чувствовать себя дураком; вернее, что вы его таковым считаете:
Обратной дороги для нас тут нет повлечь за собой очень тяжёлые для них обоих последствия Так у нас допуск всего лишь первого уровня – самого низшего. Больших секретов нам пока не доверяют. Но переходить нужно с чем-то полезным, а не с пустыми руками. А у нас совсем ничего нет. Если только… Думаешь, это так просто будет сделать Ботсон перешёл на другую сторону, чтобы они в него не угодили Вскоре гроб был полностью откопан и освобождён от примыкающей к нему со всех четырёх сторон земли. Теперь оставалось только сделать последнее – вытащить его из могилы они вдвоём принялись, пыхтя и шипя от усилий, поднимать ящик из могилы. что свидетельствовало о полученных им незадолго до его смерти физических травмах. По крайней мере, у него было такое выражение, будто он тихо-мирно спал.
"Когда они заняли в ней свои места, Виктор повернул в замке ключ зажигания, так как за рулём сегодня был именно он, и фургон тут же завёлся, словно ему тоже не терпелось покинуть это кладбище." - Ну и это последнее уточненние шедеврально Без обид, автор; у каждого свои косячки. Удачи вам и терпения.
- Я тебя ненавижу, Ботсон! – В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка. – Это по твоей милости вместо того, чтобы сидеть в офисе аналитического отдела и работать за компьютером, сначала нам пришлось ночью гоняться за сумасшедшим доктором, которого, кстати, поймал именно я, потому что ты, бедняжка, подвернул себе лодыжку, а теперь мы ещё проводим эксгумацию на кладбище!
Это не столкновение мнений, друзья. Мы подняли тему предложения гусеницы - об этом столько работ профессиональных литераторов, что хоть пальцем в любую тычь, найдешь нужное. Толк - значение этого слова польза, можно даже сказать целесообразность. Так ведь? Какая польза автору, если читатель прекратит его читать, как минимум элементарно из-за усталости, в напряжении осмысливать чаще лишние уточнения, когда они действительно лишние? Есть ли толк, описывать тот же процесс копания лопатой суглинка, когда один эпитет, особо сравнительно-ассоциативный, сократит предложение, как задачу прочитать информацию, в десять раз и передаст читателю нужный автору эффект глубже?
Цитата
В сердцах произнёс Виктор Кашман, вонзая в рыхлый суглинок наконечник лопаты, а затем, надавив на него ступнёй, погрузив в землю до конца, поддел им комковатую, лениво осыпающуюся по краям кучку и отбросил её в сторону, где уже высилась постепенно пополняющаяся горка.
Вы пишите инструкцию к лопате, автор? Или уверены, что большинство читателей не знают, что такое копать? *** Что вы хотели передать этой инструкцией? Если настроение героя, то оно этим не указано. Когда простой эпитет к глаголу сделал бы толк: педантично терзая лопатой суглинок могилы. *** Хотели визуализировать? А зачем - эти мелочи, и во всем произведении вами дотошно описываемые, имеют сакральный смысл? Взгляните на толк: рыл Сизифом, заместо привычной Нирваны в офисе. *** Вы следователь, что ли, протоколируете зачем?