Болтики, гайки, пружинки и храповики Мора находила под щеткой для волос, в банке с кремом, в пудренице, среди жемчужных брошек и серёг, и даже в своей постели. Находила, прибирала, а после снова теряла и обнаруживала в самых удивительных местах.
Большую часть дня Мора проводила в погоне за гайками и болтами или за рабочим столом: перед ней чертежи, мелкие детали и механизмы, в одной руке лупа, в другой отвертка, правая нога заткнута под себя, а нос и пальцы испачканы жирной и липкой смазкой. В ее покоях туфли, усыпанные рубинами, как кровавыми слезами, платья, отделанные изумрудами, бриллиантами, из бархата, муслина, шифона, соседствовали с механическими шкатулками, заводными игрушками, гаечными ключами, отвертками и мужскими штанами.
В этих штанах и рубахе Мора иногда гуляла по дворцу. Один угол рубахи небрежно вытянут из штанов, темно-каштановые волосы водопадом из пружинок подпрыгивают в такт щелчков набоек по мрамору, а следом тянется шлейф из косых взглядов, перешептывания и приступов удушья у тетушек. Послы, судьи и банкиры, что приезжают в дворец окидывают странную девушку, взглядом преисполненным недоумения, но теплая, золотистая кожа, цвета корицы, и красные, полные губы, задерживают его дольше чем нужно. Мора вскидывает подбородок, не опуская глаз, преисполненных ненависти… После всегда появляется госпожа Софора; ее уши и глаза были в каждом уголке замка.
– Нельзя показываться мужчинам! И что за руки такие? Почему вы такая грязная? – кричит она.
Госпожа Софора – бабушка Моры и мать императора. Ее тонкогубый рот сжимается в твердую линию, собирая вокруг морщины – единственные складки на ее безупречном внешнем виде. Красный муслин спадает на пол гладкими водопадом, как и выбившееся из прически пряди, выстраиваются будто солдаты на одинаковом расстоянии друг от друга. Седина мерцает в ее волосах серебряными нитями, словно продолжение диадемы. А фигура ладная и стройная, как у двадцатилетней девушки.
— Что за руки такие? — снова и снова вопрошает Софора. — Почему такие грязные? Почему вы такая грязная, моя дорогая? И что это на вас надето? Посмотрите на меня, девушка, я похожа на свинью, от которой пошел ваш род? Вы чернорабочий, а не шахриде! Позор династии! О, великий и всемогущий Триедин, я молю тебя, чтобы мой сын не увидел этого кошмара! Родная дочь… Родная кровь… Умойтесь и снимите грязь. Никаких изобретательств! Никаких мужчин! Быстрей бы вас выдали замуж! Мое бедное сердце сейчас разорвется от ужаса.
Мора хохотала ей в лицо и возвращаясь в свои покои, скидывала рубашку и штаны, одетая лишь в свои распущенные волосы, она садилась на подоконник и курила. Мундштук и коробку сигарет – прямиком из Железной империи, ей подарил старший брат Адам, когда поймал за жадными затяжками. Тогда она курила самокрутку, спрятавшись за шторку в маленькой столовой для слуг и делала так всегда, когда сильнее обычного ненавидела замок Эффэ. Но больше всего на свете в ту минуту и любую другую она ненавидела своего отца.
***
Мора с головы до ног запачкалась в масле: нос, пальцы, одежда, пытаясь завести моторчик маршайской куклы из Железной империи, а теперь просто накручивала темно-каштановые кудри на отвертку, ее глаза словно остекленели – она перебирала в голове каждую деталь и заставляла ее вращаться, когда за спиной хлопнула дверь.
– Шахриде! – голос бабушки прошел ледяной волной по позвоночнику. Мора мгновенно соскочила со стула и низко склонила голову, ощущая смесь из раздражения и благоговения. – Посмотрите на меня.
Мора выпрямилась, бабушка прошествовала через покои – шелка ее юбки струились, множество драгоценностей играли светом от люстр и канделябров, за ней стайкой шествовали, разодетые в изящные платья, служанки – и взяла Мору за подбородок.
– Ах, – с призрением выплюнула она и Мора мгновенно ощутила кожей каждое грязное пятно на одежде и теле. – Будет ли когда-нибудь конец твоему неуважению?
– Так расскажите отцу какая я, пусть казнит меня, убейте меня наконец, как и мою мать, если мое поведение…
Хлесткая пощечина, заставила ее замолчать. Щека пульсировала болью и Море хотелось выбежать из покоев и бежать, бежать, бежать… Глаза Софоры пылали негодованием и шахриде не выдержала, низко опустила голову. Волосы упали, как занавес. Она любила бабушку, а должна была бы ненавидеть.
– Ты не знала своей матери! Ты была ребенком! Эта казнь была криком отчаянья, Мора. Но я пришла не обсуждать Розалию или тебя… – Софора снова излучала лишь спокойствие и власть. – Я привела тебе служанку.
Мора вернулась за стол и отвернулась к окну, скрестив на груди руки. Служанки сновали по ее покоям днем и ночью, еще одной больше, одной меньше… Какая разница?
– Тебе нужна служанка, – повторила Софора с нажимом и Мора вскинула удивленный взгляд. Буквально на цыпочках, пугливо, как птичка, из-за спины бабушки показалась светловолосая, худенькая девушка четырнадцати лет. Она боязливо вздрагивала, маленькая грудь жадно вздымалась. Пунцовый румянец залил ее щеки и шею. На Мору она не смотрела, согнулась в поклоне, как вопросительный знак.
– Зачем мне такая бестолковая? – вскрикнула Мора.
Как же она юная и несчастная! Открыть бы двери замка Эффэ и толкнуть ее. Лети, птичка! Лети на свободу.
– Ее имя Тиша, – продолжила бабушка. – Она будет жить с тобой и следовать за тобой. Твоя помощница и твоя опора, куда бы ты ни пошла.
– Ты приставила ко мне шпионку, – поняла Мора.
– Она будет тебе помогать.
– Она будет шпионить!
– Мора!
Шахриде стукнула каблуком об пол и вскочила со стула.
– Она здесь не останется!
– Еще слово и вы ничего больше не сможете в этой комнате закрутить, девушка. Я прикажу здесь прибраться и оставить только то, что должно соответствовать статусу шахриде. И твои маршайские учителя будут изгнаны из дворца.
– Ты хочешь дать Железной империи лишний повод ненавидеть нас?
– Твои учителя могут и не добраться до своей покровительницы. По дороге так легко оступиться в темноте, – заметила Софора. Мора пораженно ахнула. Она угрожает? Моя бабушка угрожает мне! – Тиша останется здесь. Разговор окончен.
Юбка Софоры взметнулись от резкого движения и стремительно перечеркнув комнату, госпожа исчезла за дверью, следом выскользнули служанки. Осталась лишь Тиша. Тоненькая, глазастая и бестолковая дурочка. Она не двигалась, словно вросла в пол.
– Ты так и будешь стоять?
– Что же мне делать, госпожа? – ее голосок был таким тонким, что казалось вот-вот переломиться.
– Исчезни! Уйди с моих глаз! Убирайся, мерзкая крыса!
Служанка вжала голову в плечи, но не сдвинулась с места. Мора пустилась на стул и, сжав переносицу, медленно выдохнула. Она должна была ненавидеть бабушку, ненавидеть как и законы этого закостеневшего времени, в котором шахриде не имела право распоряжаться, даже собственными руками.
Члена правящей династии оберегали законы и традиции, которые устанавливались в течении десятилетий. Ей запрещалось трудиться и хоть как-то подвергать себя опасности, оставаться с мужчинами наедине, постигать науки, повышать голос в присутствие мужчин или смотреть на казнь. Она никогда не видела, как палачи рубят головы или сдавливают шеи тонкими шнурками, но знала, что казненным и убитым нет числа. Каждый день, за пределами дворца и внутри него, лилась кровь во славу шаха Эрганга. Брызги крови рубинами вспыхивали на золотом песке и розовом мраморе в великих садах замка Эффе. Однажды, там пролилась и кровь ее матери.
Кровь во имя шаха, но кто стоит за шахом? Могущественная чужачка, женщина из далекого мира за морем, что прилетела на крылатых и водоходных машинах из Железного царства, царства машин и металла? Ее шлейф стлался за ней облаком дыма и из сотни механических слуг была ее свита. Или может купец Герро, у которого в карманах звенит золото, когда он гуляет по садам своих владений? Тот, у кого хватит денег на все! На весь мир! Или тот таинственный магистр, что льет реки крови в подвале лаборатории и возглавляет опаснейший орден?
Мора не связывалась с политикой. Ее растили тихой, красивой птичкой, что должна высиживать потомство, услаждать взор и слух своего мужа. Большего от дочери Эрганга не требовалось — живое мясо для голодных гиен и львов. Она росла с мыслью, что однажды ее закинут в чью-то пасть, чтобы заключить выгодный союз для империи. А пока шахриде едва замечали — внимание вселенной и императора было приковано к сыновьям.
Но Мора не тосковала по отцу, наряды и подарки вполне окупали отсутствие в жизни чужого ей человека. А статус дочери Эрганга давал чуть больше свободы, чем позволено остальным женщинам в гареме. Первым шаг Мора сделала к знаниям: ее интересовали химия, история, арифметика и механика. Каждый день она погружалась в подвал, где обитал ученный Ирваш, единственный кто не побоялся дать уроки дочери Эрганга. Уже старый, древний и морщинистый, как складки гор, он открывал для Моры двери в прошлое предков, знакомил с бытом чужаков и их изобретателями, некоторые лично посещали замок Эффэ, чтобы дать принцессе уроки. Учитель возвеличивал власть ума над людьми. И она покорялась его спокойной манере речи, зажигалась его идеями и жизнь чужаков, неограниченная рамками предрассудков, ее ужасала и безумно влекла.
Теперь все, кто рискнул жизнью, свободой, чтобы помочь ей перешагнуть законы и традиции, будут тут же переданы бабушке этой лупоглазой Тишей. Этого нельзя допустить!
Большую часть дня Мора проводила в погоне за гайками и болтами или за рабочим столом: перед ней чертежи, мелкие детали и механизмы, в одной руке лупа, в другой отвертка, правая нога заткнута под себя, а нос и пальцы испачканы жирной и липкой смазкой. В ее покоях туфли, усыпанные рубинами, как кровавыми слезами, платья, отделанные изумрудами, бриллиантами, из бархата, муслина, шифона, соседствовали с механическими шкатулками, заводными игрушками, гаечными ключами, отвертками и мужскими штанами.
Пять копеек к спору по времени. На мой взгляд, так писать допустимо, и если бы не было второго предложения, все читалось бы на ура. Но второе предложение поначалу тоже кажется похожим на конец первого. На настоящее время. Но потом появляется слово "соседствовали" и оказывается что оно в прошедшем. У меня это вызвало легкий дискомфорт. Что мешает написать "перед ней лежали чертежи..."?
Здесь мне еще не понравилось "в погоне за гайками...". Я думаю, что это устойчивое выражение "в погоне за" в переносном значении употребляется для нематериальных понятий. За славой, например. А так создается впечатление, что гайки от гг убегали.
З.Ы. Думаю, надо сделать акцент на том, что гг именно сидела за столом. Может про стул написать еще. А то у меня не сложилась картинка.
она не сидит за столом в самом начале, там просто как бы рассказ о ней. Типа жила была Мора и целыми днями крутила болтики. Судя по вашему отзыву, не прочиталось? Спасибо за отзыв)
Нормально всё с временами. Описывается как Мора проводила дни, и потом - что с ней происходит сейчас. Из описания прошлых событий к действию настоящему. Так можно.
Вот если бы: она лежала на столе, перед ней сидит... Вот здесь всё в настоящем и путать времена нельзя.
Большую часть дня Мора проводила в погоне за гайками и болтами или за рабочим столом: перед ней чертежи, мелкие детали и механизмы
1. Да, описание течения дней. Потом БАЦ! (даже без точки, в том же предложении, без связующего звена - "вот и сейчас", "а сейчас"...) 2. То, что перед ней...
Не то, чтобы резким. А для настоящего времени не было предпосылок, подхода. Закончим, пожалуй. Это же моё личное ощущение. Я не имею права что-то доказывать )
Сначала вы пишите: "Мора проводила в погоне за гайками и болтами или за рабочим столом" а потом: "в одной руке лупа, в другой отвертка, правая нога заткнута под себя" Я не сразу понял, как она гонялась за болтами и гайками с заткнутой под себя ногой. Как-то надо указать, что последняя фраза относится к тому случаю, когда она сидела. Да и вообще, при желании можно подумать, что Мора проводила время в погоне за рабочим столом.
Открыть бы двери замка Эффэ и толкнуть ее. Лети, птичка! Лети на свободу. --- Далеко бы она улетела из дверей ))) После волшебного пенделя... толчка )))
Твои учителя могут и не добраться до своей покровительницы. По дороге так легко оступиться в темноте --- бабка - зверь! Как она её любит? (Мора её) Вообще не вижу связи.
Члена правящей династии оберегали законы и традиции, которые устанавливались в течении десятилетий. --- что за х... член? Это про кого?
Она никогда не видела, как палачи рубят головы --- тогда как вот это она увидела? (или представила?) Брызги крови рубинами вспыхивали на золотом песке и розовом мраморе в великих садах замка Эффе --- как-то привязать нужно
Кровь во имя шаха, но кто стоит за шахом? --- а в чём, собственно, дело? К чему дальше описание персон? Я не понимаю, зачем за кем-то стоять? Где начало этого всего?
Первым шаг Мора сделала к знаниям: ....... зажигалась его идеями и жизнь чужаков, неограниченная рамками предрассудков, ее ужасала и безумно влекла. --- вот этот кусок, как мне кажется, не здесь должен быть. Возможно, в начале, в соединении с другим куском, описанием занятия Моры. В общем, не совсем здесь ему место.
Есть красивые, сочные сравнения, описания, такие верные, лёгкие... Ты молодец! Ещё чуть-чуть поднажмёшь, и будет красиво, как в сериале Великолепный век! Ну а остальное можно поправить!
С временами я честно не знаю слушать ли тебя, потому что у меня при чтении ничего не прыгает, я может привыкла к такому повествованию, когда автор крутит временем, как захотит. Ладно, пусть полежит, я потом перечитаю. Может и у меня начнет прыгать. Да, Мора любит бабушку, потому что восхищается ей и потому что она ее бабушка. Здесь только одна сторона их отношений, но ты пока не видела другой, а она есть... Хотя можно заметить, что Софора явно прикрывает внучку, позволяет ей творить все это, хотя по одному лишь ее слову, всех учителей и Морины крутилки-вертелки будут выкинуты из дворца.
Ты любишь только идеальных людей?
Член - лицо, входящее в состав какой-н. организации, объединения. Гм...
"Подошла бабушка. Подошла, губы сложила и растворилась в просранстве ))) Где она? Что она делает? остался только голос. А речь-то пламенная!" --- так и должно быть. Я специально оставила лишь крик.
Спасибо за конструктив. Подумаю, где и что можно изменить.
Зы.Эта казнь была криком отчаянья, Мора. --- не поняла, что должна была нам сказать эта фраза? криком отчаяния кого? Как можно убивать кого-то, прикрываясь криком отчаяния? --- А чем она должна прикрываться? Я убила твою мать, потому что злобная и жестокая старуха? Ну а если серьезно, далее будет понятно о чем была речь. Пока что так. Понимайте как хотите))
Ну если цель у тебя - посеять загадки, то да, всё получилось )
Зачем оставила только крик? Что это подчёркивает? Про член - что-то он слишком внезапно и ниоткуда возник.
Бабушка что же, наспотыкает всех учителей? Жёско
Подождём ещё мнения. Вдруг кому-то времена тоже покажутся странными
Эта казнь была криком отчаянья --- оставляй загадкой, но хоть немнооого распространить эту фразу можно? А то звучит очень уж... странно. Крик отчаяния - убить мать гг... Которая ещё и убийцу своей матери любит
Про казнь говорить больше не буду, это уже тема из будущих глав. Насчет любви к убийце и прочему.
Бабушка может многое, это мать императора, пока тот занят политикой, она верховодит внутри дворца и поддерживает там порядок. И все это я буду говорить дальше))
Да, подождем, может кого-нибудь тоже проконтузит)))
Большую часть дня Мора проводила в погоне за гайками и болтами или за рабочим столом: перед ней чертежи, мелкие детали и механизмы --- причесать. Что с временами?
Один угол рубахи небрежно вытянут из штанов, темно-каштановые волосы водопадом из пружинок подпрыгивают в такт щелчков набоек по мрамору, а следом тянется шлейф из косых взглядов, перешептывания и приступов удушья у тетушек. --- причесать. Куда такое длинное?
Из-за разных времён ощущается так (я про начальные предложения кое-где), будто меня кидают из стороны в сторону, вверх-вниз ) Мечет меня по всем плоскостям! О какой плавности повествования тут может идти речь? )
Послы, судьи и банкиры, что приезжают в дворец окидывают странную девушку, взглядом преисполненным недоумения, но теплая, золотистая кожа, цвета корицы, и красные, полные губы, задерживают его дольше чем нужно. --- тут вообще венегрет венигрет винегрет (бля, наконец-то!!!). Приезжают в дворец. Если взять логику прошлого предл., то время настоящее. Но, значит, они, эти люди, приезжают вот-вот (но на самом деле это же не так!!!). Ну, ладно. Даже если они приезжают и окидывают, то, например, потом возмущаются и уезжают (действие-то должно быть закончено), а у тебя далее идёт КОЖА!!! как так-то?
После всегда появляется госпожа Софора; ее уши и глаза были в каждом уголке замка. --- очередное. После чего появляется? После вскинутого подбородка? Я вообще не понимаю, какое время происходит. Про глаза и уши вставлено от балды ваще )
на ее безупречном внешнем виде = в её безупречном...
как и выбившееся из прически пряди, выстраиваются будто солдаты на одинаковом расстоянии друг от друга --- тут вообще с логикой беда. Пряди выбиваются, значит, небрежные. И как это они могут быть как солдаты на одном расстоянии? Что-то не въехала ваще
Подошла бабушка. Подошла, губы сложила и растворилась в просранстве ))) Где она? Что она делает? остался только голос. А речь-то пламенная! Наверное, бабка и руками машет, или схватила внучку за руку... Зло смотрит или ещё что... Где вы, бабушка? Кто это орёт?
Мора хохотала ей в лицо и возвращаясь в свои покои, скидывала рубашку и штаны, одетая лишь в свои распущенные волосы, она садилась на подоконник и курила. --- тут опять время прошедшее... Так мы где были, в прошлом или будущем? (И тут у тебя должно было быть 2 предложения) Одетая в волосы? Как Чубака?
Но больше всего на свете в ту минуту и любую другую она ненавидела своего отца. --- как-то внезапно и неуместно вдруг вспомнился этот нюанс. Дальше даже разъяснений нет.
Мора с головы до ног запачкалась в масле: нос, пальцы, одежда, пытаясь завести моторчик маршайской куклы из Железной империи, а теперь просто накручивала темно-каштановые кудри на отвертку, ее глаза словно остекленели – она перебирала в голове каждую деталь и заставляла ее вращаться, когда за спиной хлопнула дверь. --- ты, наверное, хороший повар. У тебя салаты хорошо получаются. Винегрет, например. А тут - оливье... Всего полно! 1. Повторение, что она испачканная. 2. Описание пачканий, и вдруг дееприч. оборот. 3. "...а теперь просто накручивла..." - это откуда вылетело? Зачем сюда вставилось? Когда теперь? ВРЕМЕНАААААА! 4. Глаза... 5. Хлопнула дверь. Ну блин!!! Эл!
за ней стайкой шествовали, разодетые в изящные платья, служанки – и взяла Мору за подбородок. --- то же самое. Идёшь по ровной дороге и вдруг БЛЯ! СТУПЕНЬКА!!! Кста, служанки куда делись? Ты о них больше ни слова не сказала (кроме одной)
Она любила бабушку, а должна была бы ненавидеть. --- не оправдано. Бабка её бьёт, а она её любит. Гнобит её, а та её любит. Где основания?
Эта казнь была криком отчаянья, Мора. --- не поняла, что должна была нам сказать эта фраза? криком отчаяния кого? Как можно убивать кого-то, прикрываясь криком отчаяния?
повторила Софора с нажимом и Мора вскинула удивленный взгляд. Буквально на цыпочках, пугливо, как птичка, из-за спины бабушки показалась --- если служанки и так вездень сновали, то почему Мора так удивилась? И как она увидела служанку из-за спины бабки, если она отвернулась от неё (какну)?
согнулась в поклоне, как вопросительный знак. --- ватафак? )))) Так что ли???
Отрывок хорош. Порадовала плавность повествования, лёгкость чтения. Сцена препирания с бабулей реалистична. Мора в сравнении со Скаром раскрыта лучше: её тянет к знаниям, при этом она заложница высокого положения в обществе и навязанных традиций. Скар же пока непонятно что к чему. В смысле, он хотя бы людей ненавидел всем сердцем, а то просто изгой.
(Мора со Скаром случайно не пересекутся? Нет? Просто спросил)
Мора со Скаром, конечно, пересекутся. Как же иначе. Ну Скар и так людей не особо любит, я просто там в лоб не говорила, но как бы намекала. Видимо, плохо намекала. Скар еще не раскрыт. Это же только первое знакомство. Спасибо за отзыв)
Очень хорошо. Я прямо проникся духом революционерки. Очень сложный материал, просто на бум писать нельзя, и прежде чем выложить материал неоходимо пользоваться помощью со стороны. Доп. литерат. Википедия и.т.д. Бысто крутить педали, пока не смяли. А стервятники обязательно прилетят.