Спасти "Титаник" Степень критики: Любая,и, надеюсь,объемная
Короткое описание: Моя повесть была создана в честь 100-летия со дня этой величайшей океанской катастрофы. Мы все знаем нашумевшую историю о "Титанике",что оркестр играл до последней минуты и прочее,но я захотел изменить ход истории- и спасти лайнер на строках моего произведения. Итак,перенесемся в апрель 1912 года!
М-р Том Брайтон, бывший офицер компании "Уайт Стар Лайн" Графство Хемпшир город Саутгемптон 18 марта 1954 года.
НОЧЬ ВО ЛЬДАХ. Яркое солнце ударило в окна офицерских кают. Немного морщась от яркого света,Гарольд Гольдфри Лоу чистил свой мундир пятого помощника капитана. Последний раз взглянув на каюту и карту Великобритании,висящюю на стене, он направился на капитанский мостик. День 14 апреля был солнечным и теплым, что характерно для тех широт в это время года. Обменявшись кивками с рулевым,Лоу услышал голос, принадлежащий второму помощнику Чарльзу Лайтоллеру. - Что-то вы несколько поздно,- заметил Лайт. - Простите, сэр. -Неплохая сегодня погода, верно? -Да сэр. Штиль. -Хотя капитан так не считает, -сказал Чарльз, рассеяно глядя на поверхность океана. -Всмысле?,-спросил Лоу. -Как вы помните, на воскресенье были назначены учения со шлюпками. Сразу же после службы. -Да,сэр.-Сказал Лоу,взглянув на шлюпбалки, ослепительно отражавшие яркое солнце. -Капитан решил ,что их нужно отменить из-за "сильного" ветра. -Я знаю, сэр. Лайтоллер отошел от перил и сказал: -Мистер Лоу,вы не против совершить обход? -Слушаю, сэр. Стоит заметить, как Гарольд отвечал на вопросы второго помощника. Для Лоу Лайтоллер был эталоном офицера королевского флота. Он относился к нему с благоговением, честно говоря для Лоу,сбежавшего на флот в 15 лет, он стал морским отцом. Однако размышления офицера были прерваны смешком девиц, проходивших мимо него.Одна,нагнувшись к подруге, шепнула: -А он ничего... И обе девушки рассмеялись. Гарольд ухмыльнулся, вспомнив о письме, написанном своей невесте 3 дня назад, во время стоянки "Титаника" в Куинстауне.С этими мыслями он добрался до конца шлюпочной палубы и спустился по Кормовой лестницы до площадки, обрамленную медными резными буквами "E DECK".Лоу прошел коридор, ведущий на винтовые лестницы, по которым кочегары спускаются на свою грязную работу, и продолжил совершать обход. Сойдя на палубу ниже вы сможете услышите шум пара,перерастающий в рев, если вы подойдете к двери, ведущей в недра лайнера. Здесь царит своя атмосфера, состоящая из гула огня, рева пара, криков кочегаров и загрязненная выбросами из пастей бойлеров и летающими частицами угольной пыли. Главный кочегар, его так и прозвали "командиром Беллом" проходил мимо топок, наблюдая за работой "ребят",-так он называл кочегаров, давал рекомендации, подбадривал их, так как постоянный шум резко снижает настроение .Красный,с черным коптящим концом огонь вырывался из стальных объятий бойлеров, когда кто-то из кочегаров открывал дымовую заслонку. Бросая лопатами куски угля, рабочие поднимали вверх килограммы угольной пыли, которая осаживалась на всем, даже на людях. Если сравнивать котельные отсеки с адом, сопоставление будет почти полным. Часы показали 13:45,когда в наушниках Джека Филипса запищала новая телеграмма. -Что там,Джек?,спросил,позевывая,Гарольд Брайд,младший оператор телеграфной связи. -Да ничего интересного, будничным тоном ответил Филипс. Очередное предупреждение об айсбергах. -От кого? -От "Америки". Говорят что льды в районе 41°27` северной широты, 50°8` западной долготы. -Это уже какое предупреждение? -Третье за день. Нас уже предупреждали "Балтик"и"Карония".-рассеяно проговорил Филипс, откладывая текст сообщения в стопу других посланий. Отнеси их капитану. -Хорошо,приятель.-Улыбнулся Брайд. -И еще заполни пожалуйста счета, а то я и так нагружен частными телеграммами. -Ладно, Филипс. На мостике прохаживался пожилой мужчина с аккуратно подстриженной бородкой и сосредоточенным взглядом, в форме капитана. Все его на флоте называли E.J.,также к нему прилипло звание "капитана миллионеров".Его имя было Эдвард Джон Смит. Когда немного запыхавшийся Брайд подошел к нему, он беседовал с группой пассажиров первого класса. -Сэр, вам радиограмма.-Отвечая,Брайд немного вытянулся и поправил осанку. -Спасибо,Брайд. Тот как-то резко кивнул головой, развернулся и пошел в радиорубку, стуча каблуками по дощатому настилу палубы. Смотря уходящему вслед, Смит немного призадумался и сжал своей жилистой рукой листок с предупреждением. Заложив руки за спину, он зашагал в сторону другого борта. Стрелки часов совершили несколько оборотов,вместе с ними совершило движение и солнце. По небу начали расходиться оранжевые полосы, облака были как будто позолочены со стороны, освещенной лучами заходящего светила.На вахте вновь уже знакомые нам Чарльз Лайтоллер и Гарольд Лоу. -Вам нравится эта картина, мистер Лоу?-спросил Лайт,обводя театральным движением небо. -Да,сэр,выглядит романтично.-произнес Лоу с усмешкой на губах, немного прищурясь. -Температура ночью будет падать.-сказал Лайтоллер,-скорее всего упадет ниже 0. -Скажу только что на австралийских линиях было теплее-следовал ответ пятого помощника. -На этих линиях я познакомился с мистером Мердоком,-вдался в воспоминания Лайтоллер.-Мы служили с ним на "Медике". -Я слышал что там вы стали друзьями,-безэмоционально произнес Лоу. Незаметно солнце село за горизонт, разбросав по небосводу все цвета-начиная от червогонного золота и заканчивая темно-синим, цветом океана. На небе загорелись весенние звезды, и через полчаса все небо поглотила североатлантическая ночь. Чарльз расхаживал по мостику, медленно идя, разворачивался и снова шел. Его привлек легкое, едва слышимое тиканье часов, они показывали 20:10.Взгялнув на градусник, он отметил что температура практически равна нулю градусов. В это же время воду океана, похожую на машинное масло, рассекал еще один корабль. Небольшой однотрубный пароход под названием "Californian" не спеша шел, словно остерегаясь ночного простора воды. По мостику судна прохаживались офицеры и капитан, внимательно вглядываясь в тьму. Неожиданно один из офицеров,Спаркс,произнес:- -Сэр,я вижу белые пятна прямо по курсу. -Это значит лед. Остановить машины, загасить котлы!- приказал капитан Лорд. -Но сэр,может нам продолжить движение?-несмело проговорил Спаркс. -Мистер Спаркс,наши пассажиры никуда не торопятся, иначе они купили бы билет на другой корабль. Через пять минут пароход остановился, напоследок выбросив облако черного дыма. Этим временем "Титаник" продолжал идти на скорости в 21 узел или 43км/ч.Температура воздуха достигла нулевой отметки и продолжала медленно падать. На мостик поднялся капитан Смит. -Есть что то новое, мистер Лайтоллер?-спросил капитан. -Температура за бортом падает,-отозвался Лайт. -Вперед смотрящие предупреждены о ледовой обстановке? -Да,сэр. -Я считаю что к утру может образоваться туман,-сказал Смит.-При малейших симптомах ухудшения видимости-снижайте ход. -Слушаюсь,сэр. -Погода очень ясная.И не дуновения ветра. -Да,капитан.И это плохо.Мы не можем увидеть айсберг издалека,поскольку даже нет бурунов у его основания. -Тем не менее,следите за курсом и скоростью лайнера,мистер Лайтоллер. -Да,сэр. Тем временем на мачте, на марсовой площадке, называемой также "вороньим гнездом" находились два вперед смотрящих-матросы Фридерик Флит и Реджинальд Ли. -Проклятье,собачий холод,-сказал Флит,выпуская изо рта клубы пара. -Да,температура упала уже ниже нуля,-отметил Ли. -Знаешь,мне кажется что все из за льда,-пришмыгивая раскрасневшимся носом, константировал Фридерик. -Даже луны нет,его будет сложно увидеть. -Странно что нам не дали биноклей, ведь мы вперед смотрящие,-сказал Флит.У меня неплохое зрение, но я не могу видеть за мили. -Верно... Стрелки всех часов на "Титанике" указали на 21:30.В это время на мостик вошел плотник из машинного отделения. -Мне сказали что вы просили меня прийти,-рапортовал он. -Температура падает слишком быстро,будет нехорошо,если у нас замерзнет вода в цистернах,-отчеканил Лайт.Позаботьстесь о ней. -Слушаю,сэр.Я могу идти? -Да,идите. Десяти минутами спустя на телеграф "Титаника" пришло сообщение от "Месабы",предупреждавшей о скоплениях айсбергов 42°—41°25` северной широты, 49°—50°30` западной долготы.Филипс выводил текст сообщения,Брайд смотрел на синюю электрическую искру,проскакивающую между контактами телеграфа. -Еще одно об айсберге?,-сделав мину на лице произнес Брайд. -Да,уже четвертое за день. -Отнесу я это на мостик,-скороговоркой проговорил Брайд. -Успеешь еще,сначала нужно разобраться со всеми этими бумажками,-обреченно вздохнул Филипс. Тут в радиорубку вошел служащий,принеся на подносе очередную стопку сообщений. -Мистер Филипс,это нужно передать на мыс Рейс как можно скорее. -Хорошо,-потерянно пролепетал тот. Когда дверь за стюардом закрылась,Брайд движением фокусника выхватил первую попавшуюся под руку записку и с долей сарказма прочел:"С любовью с "Титаника" из открытого моря". -Вот черт-,сказал он. -Знаешь,Гарольд,мы будем заниматься этим всю ночь. -Да. Тем временем на запертом льдами "Калифорнийце" шла вахта.Офицеры переговаривались между собой,вспоминали случаи из жизни.Спаркс осматривал в бинокль водную гладь океана,но кроме черной воды и синеватых в ночном свете айсбергов ничего не обнаруживал.Внезапно он резко повернул бинокль и замер. -Что ты видишь? -Ммм...корабль...большой...скорее всего лайнер. -Скажи старику,что он скажет. Спаркс отправился в капитанскую каюту.Он вернулся через пару минут. -Сходи скажи Эвансу,пусть телеграфирует на "Титаник" и скажет ему, что мы заперты льдами.Координаты я сообщу позже. Эванс,мужчина сорока лет, мирно подремывал на койке рядом с телеграфом. -Есть дело,друг. -Что еще там,-продирая глаза промямлил он. -Старик просит чтобы ты телеграфировал на "Титаник".-Вот текст и наши координаты. -Хорошо,-включая телеграф,сказал Эванс. Он повернулся и начал стучать ручкой телегарафа.Спаркс с любопытством начал глядеть на синюю искру телеграфа. Тем временем в радиорубке "Титаника" шла работа по рассылке частных сообщений. Джек Филипс сосредоточенно посылал в эфир точки и тире. Гарольд с нескрываемым сарказмом комментировал каждую записку ,и оба друга тихо пересмеивались. Тут в наушниках вместо тихого писка далеких станций,раздался громкий треск. -Чертов ублюдок!-,вскрикнул Джек,сдергивая наушники. -Что случилось?-поинтересовался Брайд. -Этот придурок с "Калифорницйца" говорит о что они встали на ночь и окружены льдами. Филипс начал с откровенной злостью посылать в эфир:"Отстань, ты сбиваешь мне сигнал с мыса Рейс." Выражение лица Эванса сменилось за пару секунд:благодушно-безразличная мина спала, ее место заняло выражение оскорбленности. -Что там? -Этот "Титаник" просит меня заткнуться. Тебе того же,парень,-повышенным тоном сказал радист, срывая наушники и бросая их на стол. -Он оборвал сообщение? -Он попросил нас заткнуться,- этим же тоном произнес телеграфист "Калифорнийца". -А что он сейчас передает? -Ничего интересного.Частная болтовня.Все,с меня хватит,-Эванс снял напряжение с передатчика. Тем временем стрелки часов ползли к полночи.Лайтоллер ожидал Мердока и Джеймса Муди,шестого помощника капитана, которые должны сменить его на вахте. За спиной Лайта раздались шаги офицерских туфлей. -Доброй ночи,Чарли,-произнес Мердок. -Взаимно,Уилл,-усталым тоном отозвался Лайт. Мердок встал рядом С Лайтоллером и вдохнул ночной воздух. -Температура ниже нуля? -Да,и температура забортной воды достигла отрицательных значений. -Айсбергов еще не видно? -Нет,даже осколков не заметно. -Джеймс рассчитал что мы подойдем к ледовому полю к началу двенадцатого,-сказал Уильям.-А он редко ошибается. Оба фоицера умолкли.Часы показали 23:00.Лайтолллер подождал немного,когда глаза первого офицера привыкнут к ночной тьме. -Спокойной,ночи,Уилл. -Спасибо,Лайт,-ответил Чарльз и зашагал в сторону офицерских кают.
НЕЗАБЫВАЕМАЯ НОЧь. Легкие порывы ночного ветерка летели над загустевшей водой.Весенние звезды обрамляли небо,мерцая и переливаясь.Широкой светящейся полосой протянулся Млечный Путь.И ничто не тревожило покоя спящего океана,кроме освещенной точки,оставляющей за собой голубоватый кильватерный след и черную полоску дыма.Большой четерехтрубный лайнер с буквами "TITANIC" на обоих бортах стал гостем этой звездной бездны. Ближе к полуночи жизнь на корабле ушла в теплые и освещенные каюты,подальше от ледяных порывов.Только вперед смотрящие притоптывали на месте от холода и перекидывались фразами,выпуская клубы пара.На мостике расхаживал Уильям Мердок,смотря на океан,звезды;подходил к рулевому,просчитывал курс и следил за температурой.Шестой офицер Джеймс Муди стоял в задумчивости,наблюдая за полуночным сном океана.Лишь изредка на шлюпочную палубу выбегала влюбленная парочка,но пронизывающий холод загонял ее снова в мир теплых кают.Лайтоллер и Лоу,совершившие последний обход,направлялись в свои каюты,мечтая согреться и уснуть.Филипс и Брайд передавали массу сообщений на мыс Рейс,с досадой замечая,что куча бумаг убавляется слишком медленно.На семь палуб ниже ревели бойлеры,выбрасывая в атмосферу котельных струи газа и пара.В кормовой части работали,сотрясая станины,высотой в четырехэтажный дом паровые машины.Казалось,что кроме лайнера совершенно нет жизни в этих бескрайних просторах.Возможно об этом и думали все люди,стоявшие на постах в эту ночь."Калифорниец" также спал,запертый ледяным полем,изредка выбрасывая в воздух тонкие облачка пара.Тем временем часы "Титаника" указали на 23:20. -Мистер Мердок,-признес шестой помощник,-мы совсем рядом с ледяным полем. -Я знаю,мистер Муди,-ответил Мердок,потирая руки,-Лайт предупреждал меня. -Капитан знает об этом? -Он сказал Лайту,чтобы мы сбавляли ход в случае ухудшения видимости,мистер Муди. Судя по выражению лица Джеймса,он не был удовлетворен ответом.Сказав, что он не против выпить чашку горячего чая,шестой помощник удалился,оставив Уилла наедине.Мердок вспомнил о доме в Саутгемптоне,жене Аде,о родном шотландском гнезде,отца и деда,которые также были офицерами.Его размышления были прерваны шагами вернувшегося Джеймса. Тем временем тихую беседу продолжали Флит и Ли.Чтобы хоть как согреться,они дули на руки,шмыгали посиневшими носами и вспоминали матросские шутки,смеясь над ними.Повернувшись в сторону океана,лицо Флита побледнело и вытянулось. -Что ты видишь? -Какую то туманность на горизонте,-ответил тот,машинально ударив в колокол три раза.Услышав бой,морские инстинкты Мердока сработали быстрее разума.Сжав перила,он вперился взгядом в горизонт.Бой колокола оторвал Муди от его мыслей и вернул в реальность.Тем временем на мостике зазвенел телефон.Резкими шагами подойдя и подняв фиксатор,Муди ответил: -Что вы видите? -Айсберг!Прямо по курсу! Не больше мили отсюда! -Спасибо,-скороговоркой крикнул Джеймс,побежав к Мердоку.Тот ,заранее все поняв,влетел к рулевому и прокричав:"Лево на борт!",рванул к ручкам машинного телеграфа.Блестящие ручки остановились на отметке STOP,и,казалось что прошла вечность,когда стрелки также поползли к этому положению.Тем временем Хидченс рапортовал,что руль полностью положен на левый борт.Уильям,толкнув шестого помощника подбежал к месту вахты. Огромный нос "Титаника" никак не хотел поворачивать,айсберг рос на глазах.Мердок,шептал губами как молитву,обращение к кораблю :"Давай...ну давай же...давай отворачивай...".Нос лайнера,словно от мановения волшебной палочки,перед самым айсбергом начал резко уходить в сторону.У всех,наблюдавших этот маневр,возникла надежда,что столкновения удалось избежать,но вместо этого лайнер начал трястись,завибрировали перила и руль в руках Хидченса,зазвенели хрустальные люстры в первом классе.Мердок резко подбежал к панели на мостике и разомкнул контакты электомагнитов,держащие многотонные переборки.В котельных,пострадавших от столкновения, мощными потоками людей смывало,они падали,захлебываясь от воды.Зазвенел звонок,все бросились в другие отсеки,надеясь ,что они не повреждены. Сбросив на палубу глыбы льда,айсберг растворился в ночи.На мостике успокоительно защелкали огни на контрольном щитке,указывая что все отсеки изолированы друг от друга. -Отметьте время столкновения,запишите в журнал,-произнес шокированный первый помощник.Бегло взглянув на часы,Муди отравился в сторону офицерских комнат.Дверь на мостик распахнулась,вошел Эдвард Смит. -Что случилось,мистер Мердок?Мы на что то наткнулись?-спокойнейшим тоном поинтересовался капитан. -Да,сэр.Айсберг,сэр.Я скомандовал "лево на борт" и застопорил машины,но он...,-ответил Уилл,стараясь сохранить тон капитана,но его голос трясся от перенапряжения. -Насколько серьезно?-продолжил Смит,смотря на куски льда на палубе и пассажиров,любопытно свесившихся на правом борту. -Не могу сказать,сэр,-отозвался Мердок,наблюдая краем глаза за капитаном. -Мистер Муди,-обратился капитан,повернувшись к офицеру,-скажите всем офицерам,пусть соберутся не мостике. Муди быстрыми шагами снова удалился. -Дайте кораблю средний вперед,-приказал капитан,-это успокоит людей. В ответ капитану зазвенел машинный телеграф,раздался звон стрелок,дернувшихся к "HALF AHEAD". Спустя несколько минут весь офицерский состав лайнера собрался вместе.Последним пришел Лоу,на ходу застегивая пуговицы кителя. -Итак,господа,-начал Смит,-в 23:40 произошло столкновение с айсбергом,боюсь корабль серьезно поврежден. -Нужно пригласить мистера Эндрюса,-предложил Герберт Питман;другие офицера слегка кивнули в знак согласия. -Мистер Боксхол,-обратился капитан к четвертому помощнику,стоявшему чуть поодаль,-найдите мистера Эндрюса и попросите,чтобы он пришел сюда. -Да,сэр.-Шаги офицера застучали по палубе и вскоре стихли.По дороге его остановила одна женщина из первого класса с расспросами об айсберге."Ничего серьезного",-бросил,не оборачиваясь Джозеф. Капитан Смит приказал остановить машины,и теперь ручки вновь рванулись вверх.От остановки лайнер вновь завибрировал,перепугав немало пассажиров. Томас Эндрюс,главный инженер "Титаника",директор компании "Харланд и Вольф" сидел в глубоком кресле за письменным столом.На столе лежали чертежи лайнера,книги по судостроению,и толстенький дневник,в который Эндрюс записывал все нюансы и ошибки проекта,дабы исправить их по возвращении в Англию.Работу Томаса прервал стук в дверь. -Войдите,-мягким и спокойным тоном ответил Томас. -Мистер Эндрюс,-начал было офицер,но был перебит. -Что случилось?Почему мы остановились?-спокойным голосом продолжил инженер,-Что то серьезно? -Мистер Эндрюс,-продолжил прямо с порога четвертый помощник,-капитан просит вас немедленно подняться на мостик. -Хорошо,я спущусь вниз и осмотрю повреждения,-ответил Томас,на ходу одевая пиджак и вместе с офицером отправляясь к капитану. В котельные после столкновения вновь вернулась относительно спокойная обстановка,не считая того,что люди гасили топки по колено в смеси,состоявшей из воды и машинного масла.Котельные начали сбрасывать пар,и тишина ночи была нарушена ревом пара,вырывающегося из клапанов на трубах.Шум был такой,что приходилось кричать,чтобы кто нибудь услышал.Этот шум и разбудил Гарольда Брайда,который в пижаме вернулся на рабочее место и спросил у Филипса: -Что случилось,Джек? -Я не знаю,но мы остановились и спустили пар.Говорят,корабль сильно поврежден. -И что дальше?Обратно в Белфаст? -О нет...Нас просто завалят телеграммами.Придется на некоторое время забыть,что такое сон. -Ну ладно,я сейчас приду к тебе,-сказал Брайд на полпути к двери,-все равно я больше не усну. Томас Эндрюс стоял в котельном отсеке №5,наблюдая за работой кочегаров,гасящих топки,и за водой,прибывавшей с каждой минутой. -Вам показать угольный бункер четвертой котельной?-спросил Белл. -Нет.Этого вполне достаточно,-лаконично ответил Эндрюс. Пятью минутами спустя,перед офицерским составом лежал чертеж "Титаника". -Итак,капитан,повреждена обшивка правго борта на расстоянии от форпика,-Томас провел пальцем по бумаге,-и до угольного бункера пятой котельной.Это примерно...90 метров...да,где то так... -Так вы сможете восстановить ход хотя бы к утру,черт побери!-негодующим тоном высказался Брюс Исмей,директор компании "Уайт Стар Лайн". -Мистер Исмей,успокойтесь,-спокойно ответил Томас.-Капитан,-вновь повернувшись к Смиту продолжил он,-повреждено пять носовых отсеков.Как вы помните,он может остаться на плаву с двумя любыми,с тремя из пяти носовых отсеков или же с четырьмя носовыми.Но повреждено пять отсеков. Эти слова прозвучали в полной тишине,нарушаемой звуками сброса пара и тиканьем часов.Первый подал голос Смит: -Это точно? -Да.Никаких ошибок нет. -Сколько у нас времени? -Это я и пытаюсь высчитать.Вода заливает лайнер не так уж и быстро.Я думаю у нас...час-полтора...Да,не больше. -Но...но это невозможно!-снова вскрикнул Исмей.-Он не может утонуть! -Он утонет,мистер Исмей,-этим же тоном ответил Эндрюс.-Уверяю вас. -Что делать?-спокойно спросил капитан. -Лайнер можно спасти,-неожиданно ответил инженер.Все офицеры посмотрели на него. -К счастью,есть один прием,называется контрзатопление.Смотрите,-продолжил Томас,-переборки ,защищающие машинное отделение,доходят до палубы D,они смогут выдержать большую массу воды. -Я не понял,вы хотите затопить кормовые отсеки?-Удивленно спросил Смит. -Да.Можно создать дифферент на корму,нос немного подымется и давление воды упадет.Следовательно,мы сможем с ним справиться и загнать воду за перегородки. -Но мы потеряем ход и электричество!-не унимался капитан. -Мистер Смит,вы хотите потерять свет или лайнер?-твердо спросил Томас Эндрюс.Но вопрос был риторическим и в комнате вновь повисло молчание. -Хорошо,делайте все нужное. -Но запомните,если нос уйдет под воду,мы уже сможем построить равновесие.Нельзя терять ни минуты. -А что делать с пассажирами?-поинтересовался Мердок. -Я считаю не стоит подвергать людей опасности,-ответил Лайтоллер.Нужно спусить шлюпки. -Да,в первую очередь женщин и детей,-отчеканил Смит. Офицеры выстроились перед капитаном. -Мистер Мердок,идите к мистеру Эндрюсу,ему нужна будет помощь. -Да,сэр. -Мистер Лайтоллер,назначаю вас главным по спуску шлюпок. -Есть,сэр. -Мистер Питман и мистер Бокхол займутся спуском кормовых шлюпок. -Есть,сэр,-в унисон раздались голоса офицеров. -Мистер Лоу и мистер Муди отправятся к мистеру Мердоку. -Слушаюсь,сэр,-раздались звонкие голоса самых молодых офицеров.Часы показали полночь. -Мистер Уайльд,-Смит обратился к старпому,-сообщите когда все шлюпки вывалятся за борт. -Да,сэр. Весь пар был спущен и над лайнером вновь воцарилась тишина.Джек Филипс и Гарольд Брайд продолжали расслылку сообщений,не вспоминая о случае,произошедшем полчаса назад.Дверь щелкнула и в радиорубку вошел Эдвард Смит. -Господа,мы столкнулись с айсбергом.Пошлите в эфир сигнал CQD,вот наши координаты,-он протянул листок.-Сообщите что нам нужна помощь,срочная помощь. -Сэр,не послать ли нам SOS?-сказал,немного запинаясь,Филипс. -Нет,мистер Филипс,ничего лишнего,-Смит оглядел комнату и вышел. -Вот черт,-выругался Филипс,-я же говорил что это серьезно. -Ладно,хоть новая работенка,-пошутил Брайд,и оба друга прыснули. Тем временем Томас Эндрюс внимательно изучал чертежи.Что то записывая,он то хмурился,то его лицо сияло. Итак,-начал он,-мы установим помпы и по пожарным трубопроводам будем перекачивать воду в кормовые отсеки.Думаю,нужно увести людей из машинного отделения,а позже полностью выключить электропитание и начать заливать электрический отсек.Минут через двадцать,если все удастся,установится баланс между кормой и носом.А сейчас,господа,за дело! Громко стуча по полу,матросы принялись за дело.Тащили насосы,протягивали трубы.Скоро освещение начало меркнуть,ламны вместо лунного света начали светить оранжевым,по опустевшим коридорам разносились жуткие звуки гнущегося металла.Офицеры бегали среди работающих,поправляли их,помогали сами.Гарольд Лоу оказался в одной группе с Джеймсом Муди. -Ну что,думаешь сработает?-спросил Лоу,ввинчивая один гидрант в другой. -Думаю да.Нам нужно всеми путями сохранить лайнер,иначе это повредит нашей репутации,-пошутил Джеймс.Оба офицера засмеялись. Капитан Смит смотрел на работу офицеров,спускающих лодки.Некоторые уже отплыли,слышны были всплески весел,стрекотня шлюпбалок,крики и свистки членов команды.Капитан обратил внимание на висящую ручку гудка и заметил,что корабль получил дифферент в 2-3 градуса. Тем временем первые артерии были проложены,вода закипела у основания помп,и людям было отрадно видеть,что система действительно работает. -Теперь остается только молиться,-произнес Томас Эндрюс,-все,от нас зависящее, мы уже сделали. Джек Филипс посылал в эфир одно за другим сообщение о помощи.Гарольд прислушивался к каждому писку телеграфа,но ничего понять не мог. -Что то есть? -Да."Франкфурт" на связи,но он слишком далеко."Олимпик" обещал прийти вместе с восходом солнца.Пока он ближе всех. -Хотя постой...,-Филипс снова вслушался в эфир и затрещал,посылая CQD.-"Карпатия..." -Что "Карпатия"?-не поняв вначале радости Филипса,спросил он. -Обещает прийти сюда через четыре часа. -Ого,это уже интересно,-оживился Брайд. -Отнеси список судов капитану,-сквозь улыбку сказал Джек.Друг в ответ ему только кивнул и кинулся в коридор. -Капитан,вот списки судов,готовые прийти на помощь,-спустя две минуты рапортовал Брайд капитану. -Отличные новости,-оживился Смит,-можете идти,мистер Брайд.Спасибо. Огромные паровые машины лайера застыли на своих станинах.Многочисленные лампы освещали огромное машинное отделенение,по полу которого потоками лилась вода из помп.Вода заливала коленчатые валы и смешивалась с маслом,намокшие прорвода начали искрить,издавая треск,эхом отражавшимся от металлических сводов. -Пора,ребята,пора,-со знанием дела произнес Эндрюс. -Есть сэр. Спустя несколько минут щелкнули тумблера и все погрузилось во тьму,только слышен был шум прибывающей воды. -Мистер Эндрюс,-обратился к инженеру офицер из электрического отсека,-у нас недостаточно пара,мы теряем напряжение. -Я считаю нужно отключить огни на мачтах и подсветку труб,вы ведь не против,мистер Мердок?-спросил,повернувшись к офицеру,Томас. -Нет,-обычным голосом ответил тот. -Хорошо,-раздалось несколько голосов и вскоре послышались щелчки рубильников. -Итак,-произнес кто-то из инженеров машинного отделения,-наша работа пока что выполнена.Все желающие могут помолиться Богу,остальных я приглашаю выпить со мной чая. В ответ раздался одобрительный шум. -Слушай,Филипс,-у нас погасли трубы,-сказал Брайд,входя в каюту. -Что там еще нового?-произнес,не отвлекаясь от телеграфа, Джек. -Шлюпки почти все спущены,нарастания дифферента вроде не наблюдается,-отозвался Брайд. -А сколько времени? -Без пятнадцати два.Что у тебя нового?-спросил в ответ Гарольд. -Напряжение падает,-ответил Джек.-Покрути,пожалуйста,ручки у генераторов. -Хорошо,приятель.Так лучше? -Да,вот так! -Так? Да! Тем временем вода заполнила большую часть машинного отделения и начала заливать турбинный отсек. -Пора снимать нагрузку и с него,-заключил главный инженер. Незаметно прошло время,лайнер спокойно стоял на воде,и это вызывало надежду.Корма погрузилась в воду,лишь пара метров отделяла ее до затопления палубы D. -Итак,господа,-устало произнес Эндрюс,разворачивая чуть подмокший чертеж,-вот что получилось. Мердок и все офицеры внимательно всматривались в чертеж,но горящая оранжевым накаленным цветом лампа не давала достаточного освещения. -Мы смогли установить равновесие.Вес воды в носовой части практически равен весу воды в кормовой.Сейчас "Титаник"-это уравновешенные весы. -Мистер Эндрюс,это надежно?-спросил Лоу,все же офицеры затаили дыхание,ожидая ответа создателя лайнера. -Мистер Лоу,пока что да,но небольшое волнение может разрушить баланс веса,-ответил собравшимся Эндрюс.-Хотя надеюсь,этого не произойдет,ночь спокойная. -Капитан знает об этом?-спросил Муди. -Мистер Муди,отнесите это на мостик,-ответил Эндрюс,подавая ему исписанный с обеих сторон листок. Муди побежал наверх. -Остается ждать рассвета и молиться, господа,-продолжил он,-больше мы не в силах ничего сделать. Казалось что прошла целая вечность,прежде чем на востоке небо стало лиловеть.Капитан осматривал в бинокль поверхность океана,видел айсберги,наплывшие за ночь.Видел он и шлюпки,и черные силуэты людей в них.Мердок,Лайтоллер и Питман оставались внизу,остальные свободные офицеры также осматривали горизонт,не произнося ни слова.Радисты,когда телеграф перестал реагировать на сигнал,покинули радиорубку и теперь также просматривали воду и небо,покрывшееся розовыми линиями зари.Томас Эндрюс ходил и проверял состояние корабля.Но несомненно,все ждали "Карпатию". Прошло еще полчаса,вся восточная часть неба приняла красно-лиловый оттенок,когда Лоу закричал: -Я вижу пароход,с юго-востока! -Где,мистер Лоу?-переспросил хриплым голосом капитан. -Это и есть "Карпатия"!-вскрикнули в один голос Джек и Брайдт. Все стояли завороженные,с благоговением наблюдая за маневром корабля,идущего к шлюпкам "Титаника". Тишину разорвал голос прибежавшего Муди: -Сэр,еще один пароход!Идет с северо-запада! Все бросились на правый борт.Пароход,однотрубный,внешне похожий на "Карпатию" шел полным ходом к полузатонувшему "Титанику",лихо обходя айсберги на своем пути. -Не знаете,что это пароход?-вновь спросил Эдвард. -Сэр,это скорее всего "Калифорницец",-опять в унисон ответили радисты.-Он был ближе всех к нам этой ночью. -Теперь осталось дождаться "Олимпика",-сказал Боксхол. -Он обещал прийти с восходом,но думаю льды его немного задержат,-ответил Смит. Солнце было готово подняться,вместе с солнцем поднимались и пассажиры-бледные,замершие,с трясущимися руками.Они смешались:выходили вместе пассажиры и первого класса,и третьего класса,и второго класса-все.Офицеры и матросы выглядели не лучше:у кого то кровоточила оцарапанная рука,у большинства залегли синие тени под глазами. Наконец взошло солнце.Океан преобразился.Вместо черной вода стала лиловой,айсберги окрасились в малиновый цвет и стали похожими на рубины.Небольшой ветерок усилился и у оснований айсбергов закипели буруны,так необходимые нескольки часами ранее."Карпатия" погрузила к себе всех пассажиров с шлюпок и отправляла их к борту "Титаника".Со стороны "Калифорнийца" отчалило несколько лодок к параллельному борту лайнера.Вновь затрещали механизмы шлюпбалок,матросы начали подавать канаты для принятия лодок.Только один капитан не принял участие в работе-он ждал брата близнеца "Титаника". Первые шлюпки наполнились и вновь поплыли к пароходам,вслед за ними заполнялись и отчаливали другие.Посреди работ многие не заметили,как на горизонте нарисовался четрехтрубный лайнер,как одна капля воды схожий с "Титаником".Многие недоверчиво смотрели,считая это результатом ночи без сна.Улыбка покрыла губы офицеров,увидевших брата.Стало ясно-все получилось. Шлюпка поднялась,и на палубу "Олимпика" поднялись офицеры.Рука Смита сжала руку мистера Герберта Джеймса Хаддока,капитана брата-близнеца. -Мы отправились к вам,как только получили CQD,-начал разговор первым Хаддок.-Однако вы ошиблись в указании координат.Вы были несколько севернее. -Ничего страшного,главное все закончилось хорошо,-улыбнулся Смит. Капитаны еще раз пожали руки,и Эдвард Смит подошел к двум другим людям в капитанской одежде. -Сэр Артур Росторн,капитан лайнера "Карпатия",-беззаботно,с ребяческой улыбкой отрапортовал тот. Смит вгляделся в черты Рострона.На вид ему было около сорока лет,однако в его чертах читался веселый и находчивый характер.Слева от него стоял другой капитан,похожий на Рострона,но выглядевший более старше,и черты его лица были несколько грубее,чем у капитана "Карпатии". -Стенли Лорд,-протянул ему руку тот.Капитан "Калифрнийца".Мы отправились к вам сразу же,как связались с кораблем Рострона.Мы с ним хотели бы знать,что случилось с вашим кораблем,-продолжил Лорд. -Идемте,-Смит и оба капитана зашагали к мостику "Олимпика". -А с этим что?-спросил Брайдт,показывая в сторону "Титаника". -Обратно в Белфаст,-засмеялся Джек Филипс.И мы к счастью пока остались без работы,-заметил друг,и они оба засмеялись в полный голос,направляясь в теплую каюту "Олимпика".
Обратно в Белфаст. Свежий порыв ветра влетел в окно здания управления верфей "Harland&Wolf",принеся с собой шелест листьев и стук молотов со стапелей.В кресле сидел Томас Эндрюс,несколько постаревший после апрельских событий.Слева от него сидел Брюс Исмей,справа-Эдвард Джон Смит.Перед ними на столе лежала модель лайнера "Олимпик".Позади Эндрюса стоял Александр Баттенберг,тоже не сводя глаз с модели.На стене тикали часы,некоторые из присутствующих разглядывали маятник. -Мы собрались здесь,господа,-разорвал тишину Брюс Исмей,-для того,чтобы провести расследование этого инцидента и не допустить более повторения этого сценария.Мистер Эндрюс разработал новый проект относительно улучшения конструкции. -Так как я был непосредственно участником апрельской аварии,я вывел несколько приемов по увлечению жизненной плавучести лайнеров. -Мы вас слушаем,мистер Эндрюс,-ответили собравшиеся. Итак,начнем,-начал речь инженер,приделывая к стене чертеж и беря в руку карандаш.-Первая слабость корабля-это его скрепления листов.Вместо стальных мы применили заклепки из кованого железа,это явилось ошибкой,так как они очень ненадежные и легко ломаются. -Но мы не сможем по новой разобрать оба лайнера!-вскикнул Исмей. -Не два,а три,мистер Исмей,-ответил Баттенберг,-не забывайте про "Гигантик". -Но следует ли оставлять ему имя "Гигантика"?-спросил Смит. -Мы уже думали над этим,-ответил Исмей,-мы сменим ему на "Британник",вы не против? -Конечно нет,-отозвался Эндрюс,-лаконично и патриотично.-Но нам нужно продолжать.-Вторая слабость лайнера-это низкие перегородки.Я считаю что поднятие их до палубы D не скажется существенно на конструкции. -Соглашусь с мистером Эндрюсом,-продолжил мысль Александр,-первым мы отправим "Олимпик".Модернизация займет около полгода. -А "Титаник"? -"Титанику" хорошо там,где он сейчас.Он вернется на линию через год,не раньше. -А что у нас с "Британником"?-спросил Исмей.-Когда мы его получим? -Думаю к началу 1915 оба лайнера будут в составе "Уайт Стар Лайн",-ответил ему Эндрюс. -Наша задача не допустить падения престижа компании,-продолжил речь Брюс,думаю,кунардерам это будет на руку,раз они начали постройку "Аквитании". -Я не очень разбираюсь в коммерции,-ответил Эндрюс.И господа офицеры тоже. -Я считаю что если выпустить их снова в свет с именами новый "Олимпик" и новый "Титаник",это создаст новую помпу. -Скорее всего,мистер Исмей,-улыбнулся Баттенберг. -Простите,я спешу,-сказал Эндрюс.Мне пора на верфи. Томас вежливо откланялся и не спеша вышел,слегка хлопнув дверью. -Капитан Смит,-вдруг спросил Исмей,а вы не собираетесь идти на пенсию?Насколько я помню,в своем апрельском интервью вы сказали что этот рейс последний в вашей карьере. -Мистер Исмей,-ответил Смит,-сами знаете,что этот рейс был провален.Я не хочу уходить с позором.Я еще раз проведу "Титаник" в Нью-Йорк. -Вы истинный морской офицер,-сказал Баттенберг.А что вы думаете насчет команды? -Если никто не против,я сохраню состав,который мы набрали в апреле. -А что будет после Нью-Йорка? -Я вернусь домой уже в качестве пассажира. -А кто будет капитаном "Титаника" на обратном пути? -Это как пожелает мистер Исмей. -Мы увидим в будущем,-засмеялся Брюс. Следущий день был таким же теплым.Толпы рабочих шли к верфям,на которых рождался самый младший брат "Олимпика"и"Титаника","Британник".Томас Эндрюс внимательно смотрел на работу рабочих,молотами долбивших по оранжевой раскаленной заклепке.К нему подошел Исмей. -Вчера я забыл у вас кое что спросить. -Спрашивайте сейчас. -Насчет размещения шлюпок,мистер Эндрюс. Через десять минут оба находились в кабинете Томаса.Его хозяин доставал и ложил на стол эскизы своих проектов. -На "Олимпике" и "Титанике" нам придется убрать перила на шлюпочной палубе,мы разместим лодки вдоль всей длины. -А на "Британнике"? -Мы смогли сконструировать шлюпбалки нового типа,-он показал эскиз,-они смогут брать шлюпку,затем поворачиваться и снова брать.В целом,проблема решена. -Самое главное,мы теперь сможем избежать все ошибки апреля. -Не думаю.Я считаю в будущем лайнеры будут подстерегать гораздо большие опасности. -Вы о чем? -Мир нестабилен.Действия политиков слишком резки.Европа накаляется,мистер Исмей. -Вы о Германии? -Да,она самая дестабилизирующая сила в Европе.Ее флот растет,и Англия скоро может лишиться статуса королевы морей. -К сожалению вы правы,мистер Эндрюс. -Пойдемте,я вам покажу новую обшивку "Британника",-вдруг резко сменил тему Томас.Было видно,что тема войны ему неприятна. -Да,-полуспросил-полуответил Исмей. -Мы решили создать лайнеру двойную обшивку,дабы сохранить его от скользящего удара,-который к примеру,испытал "Титаник". -И?-спросил Исмей. -И повреждение испытают лишь внешние листы,-как-то грубовато ответил Том. -Ну что ж,мистер Эндрюс,мне нравится,-весело сказал Исмей. -Благодарю. Попрощавшись,Эндрюс и Исмей разошлись.Эндрюс оставался задумчив и долгое время еще стоял ,смотря на кипящую работу.Его размышления были прерваны окликом Баттенберга,сказавшего что прибыли первые листы для отделки верхних палуб. Но это уже совсем другая история.
Есть кое-какие шероховатости языка в тексте, можно было бы вычитать и получше. Лишние уточнения там, и так далее. Маловато ремарок в диалогах из-за этого персонажи немного непонятные,характера не видно. Пояснялки ненужные есть. Например без этого вот:
Цитата
Стоит заметить, как Гарольд отвечал на вопросы второго помощника. Для Лоу Лайтоллер был эталоном офицера королевского флота. Он относился к нему с благоговением, честно говоря для Лоу,сбежавшего на флот в 15 лет, он стал морским отцом.
Можно было обойтись, если показать это через ремарки в диалоге. Начало немного скучноватое и затянутое. Повторы есть, вобщем техническое исполнение можно еще подтянуть. А так, сюжет достаточно интересный, концовка понравилась.
А мне понравилось. Живенько так, характеры хорошо расписаны, текст читается легко, я даже ошибок никаких не заметил(может быть потому, что зачитался..)