Андрей Знахарев. Типичный студент с нетипичной для его века профессией морского эколога, коротал за очередной заказной "халтурой", как вдруг, в 4.53.24 утра его случайно, в морально устаревшем, но популярном местечке интернета, нашел виртуальный собеседник.
Эпиграф:
Что чудо?
Когда между людьми...
Бездна...
А они все равно вместе.
Близился пятый час утра, а работа с расчетами все тянулась и тянулась. В раскрытых кипах электронных документов на бессонную голову можно было окончательно запутаться и напрочь сойти с ума.
Всю ночь он трудился над статистическим отсчетом, взятым на заказ у знакомого второкурсника. Эту работу студент заказчик должен был привезти с летней экологической практики. В нем были собраны данные по Наречному району города Саратова, в основном, замеры загрязнения воздуха на его территории. Огромная куча цифр и данных должна была быть расфасована по диаграммам, таблицам и базам данных. Все бы ничего работка даровая, но из-за внушительной усталости Андрей уже не понимал что делает, поэтому вбивал все в ускоренном темпе, и на полуавтоматизме. Все чаще допуская ошибки, приходилось переписывать заново из одного места в другое поднадоевшие предложения с горами терминологии, понятными только экологу. Нудный копирайт. Все это настолько наскучило за истекшие пять часов труда, что парень уже успел пожалеть. Решение взялся за то, для чего в древности писатели нанимали писарчуков, было немного необдуманным. Хотя, назвался пирожком – полезай в короб. Вроде так эта пословица звучит?..
В комнате царила рабочая тишина, такая глубокая, что можно было услышать храп отца, спавшего за стеной. Мягко тикали дорогие для цифрового столетия механические часы на стене, а за окном едва звучно проносились машины. От рабочего напряжения, в ушах периодически возникал приглушенный звон, и он, сочетаясь с непроницаемой тишиной, неприятно давил на голову. Вбив из одного документа в другой последнюю строку с цифрами, и сохранив документ, парень глубоко вздохнул и откинулся на спинку кресла, провалившись в тень от мягкого желтого света настольной лампы.
Андрей, как и его друг-заказчик, был экологом, но, в отличие от последнего, морским. В наказание за неизвестные грехи второкурснику дали задание из разряда "ханд-мейд", то есть "посчитай все сам и выведи на бумагу". Все расчеты, худо-бедно Андрей уже закончил, но отдавать работу, тем не менее, было еще рано. Так, как заказавший работу, видимо, очень ярко отличился среди остальных неуспевающих, вторая его задача, а теперь задача Андрея, состояла в полном перенесении всего доклада на чистые бумажные листы. Только тогда работу можно было бы считать завершенной.
"Эпопея с писаниной на сегодня не перевалила даже за кульминацию. Черт… Зато стрясу вдвое с этого двоечника"
А может, все-таки, отправить ему в электронном виде? Пускай сам добивает!
Желание сбросить с себя излишки ответственности за заказ, Андрей живо решился на вариант упрощения своих мук и открыл страницу «Глагола» - морально устаревшего, но крайне популярного среди студентов сайта для общения. Тем из студентов, кто не искрится желанием создавать свое облако, и там во всех красках расставлять на виду собственную жизнь. Андрей как раз принадлежал к таким. Тем, кому взамен всех прелестей мгновенного мульти-видеочата достаточно обычной текстовой флудилки.
Уже забросив документ в написанное сообщение, парень занес палец над кнопкой «отослать», но тут жаба наживы его стала душить. Может, и стоит распоясать купца на товар? Но тогда начать переписывать нужно прямо сейчас, ибо начатое дело Андрей брошенным уже не оставлял, а не начатое…
Но тут динамик его планшетника вдруг издал "пилик". Сообщение? В «Глаголе»? В пять утра?!
Точно, не его друзья по инету - те давно уже спят. Да и кто это мог быть? Андрей перешел с документа на раскрытую в другом окне страницу и увидел пометку о новом сообщении. Хм...
Развернул. Прочитал.
22_09_2302 / 04_53_24 АМ / Оксана Анисим… >>> Андрей Знахар…
-свернуть-
"Здравствуй. Меня зовут Оксана, как ты уже видишь по моей странице. Мы не знакомы, но я бы хотела познакомиться с тобой. Сегодня был скучный день, сейчас уже ночь, но заняться нечем и спать не хочется. И поэтому я решила найти себе друга здесь и отвести душу. Надеюсь, это возможно?"
-ответить- -удалить сообщение-
Сначала Андрей с бессонной головы ничего не понял. После перечитал сообщение и вник, что называется, в его суть.
"Веселая шутка. Никак какому-то полуночнику делать нечего в такую рань...?"
Удалить сообщение или ответить? Андрей не любил непрошеных гостей, но с девушкой пообщаться любой парень не прочь. В поиске решения Андрей обратился к информации о девушке. Если она его устроит, то добро пожаловать в друзья. Если нет…
Он перешел на страницу Оксаны, где оказалось неприлично мало слов о ней. Из полезного только название населенного пункта Усть-Филинейское, да то, что девушка родилась 13 апреля 2285 года. Семнадцать лет, значит…
"Интересно, где это, Усть-Филинск", подумал парень. Действительно, довольно странное название для какого-нибудь крупного города. В альбомах у девушки было всего три фотографии, одна из них и была аватаркой. На ней девчонка, склонившись над столом и вытянув локти, положила лицо на распростертые ладони. Пушистые, непослушные светлые волосы мягко укрыли плечи. С доверчивой лучистой улыбкой, она, смотрела сквозь кудрявую челку своими светло голубыми глазами прямо на Андрея.
"Хм, красивый одуванчик"
На заднем плане была серая стена, увешанная фотографиями леса, снимком крупной реки со спутника, фотография полной Луны и картина с широкоугольным взглядом на долину реки Колорадо. На двух других фотографиях из альбома девушка была, вероятно, в окружении нескольких своих друзей. Последняя третья фотография заинтересовала больше всего. На ней было огромное дерево посреди звездной ночи. Фотограф постарался на выдержке, по меньшей мере, в добрый час подсветить вспышками всю крону дерева, и на итоговом изображении оно будто излучало энергию жизни. Длину экспозиции можно было интуитивно определить по длине следов, что за собой оставили звезды при движении небесной сферы. Это чудо сделали руки профессионала, достойного уважения.
"Покажи мне свою страницу в "глаголе" и я скажу, кто ты." Это правило, многократно проверенное опытом, действовало всегда и безотказно. И, судя по увиденному, Андрей решил, что эта загадочная девушка - точно не рядовая личность, ибо рядовые девушки загружают тонны материалов про себя любимых на самые видные места. Фотографии на фоне, конечно, красивые и могут что-то сказать. Первое, что можно предположить, это о ее хобби. Профессиональный фотограф.
"Может быть, она из нашего института? Откуда меня знает?"
Собравшись с мыслями, парень настрочил в ответ:
22_09_2302 / 04_56_04 АМ / Андрей Знахар… >>> Оксана Анисим…
-свернуть-
"Доброго времени суток. Конечно, как можно отказать такой красивой девушке в общении. Как твои дела? Кстати, как ты меня нашла, если мы не знакомы?"
-редактировать- -отозвать сообщение- -удалить сообщение-
Отписавшись, Андрей ожидал, что, как обычно, незнакомка ответит сразу же, но прошла минута, две...
"Как знаешь" - несколько разочарованно вздохнул Андрей и выключил планшет. Он уж надеялся немножко поболтать в "глаголе" на сон грядущий...
"Надо обязательно выцепить ее после учебы"
На сон грядущий... Ага, какой тут сон, вставать к девяти часам на пару.
Андрей посмотрел на часы и понял, что засыпать в пять часов утра, чтобы разбудить себя к девяти, бессмысленно.
Делать нечего, поэтому надо разгуливаться...
Ничего лучше не придумав, студент быстренько собрался и двинул на очень раннюю утреннюю прогулку.
Саратов, окутанный сырым туманом, одетый сентябрьское золото на деревьях и пожухлую зелень, медленно просыпался. Двор типового жилого квартала встретил Андрея холодной свежестью и сырой травой.
С собой Андрей, как обычно, ничего не взял – ни мобильника, ни роллбука. Это всегда гарантированно обеспечивало изоляцию остального мира, а сейчас парень хотел бы остаться наедине с собой. То есть – присутствие друзей, знакомых, коллег, родителей случайных людей в это утро было бы не желательным. Человеку иногда необходимо раздобыть несколько часов для одиночества. Просто, чтобы отдохнуть.
Пускай и не несколько часов, а всего лишь полтора – но их Андрей нашел в половину шестого утра на набережной. Несмотря на такую рань, вдалеке уже были слышны редкие голоса людей, и где-то там, среди тумана, город потихоньку оживал после дремы. Поток машин становился плотнее, но его шум едва пробивался за ограждавшие набережную стены высоких домов.
«Старый добрый трюк. Поставь между мегаполисом и сквером огромное здание – и получишь тихое уютное местечко»
Таких местечек в Саратове было огромное множество. Частные районы с одноэтажными домами не дожили до начала двадцать четвертого века, вместо них же были воздвигнуты невысокие типовые дома с кооперативным хозяйством на приложенной территории, в которое так же входили мириады городских скверов. Некоторые районы города ощетинились высотками, улицами, усеянными ажурной паутиной рекламных панелей, монументальными колоссами различных институтов и административных построек. Еще век назад через Волгу протянули два моста, а сам Саратов стал раза в четыре, а то и пять шире. Минуло время, когда город отпраздновал в 2092 году рождение миллионного жителя, ушла в лета и дата рождения пятимиллионного жителя Саратова, двадцать лет назад. С тех пор и вся Земля изменилась. Мегаполисов стало больше, как отходов человеческой деятельности, еды на суше - меньше. И несмотря на это, люди смогли найти хотя бы какой то баланс между своими ненасытными потребностями и существованием сил выше их воли, существованию существ слабее их. Современный человек, хоть та еще и скотина, однако он хотя бы осмелился снова бросить вызов всем стихиям – Морю, Небу, Звездам, Ветрам, огням и душе планеты – ее Природе, чтобы сделать все для комфорта собственных жилищ.
Истощив биологические ресурсы суши, человек ступил обратно в море - туда, откуда пришел на материки. Нет, природа Земли не стала катастрофически бедной от прожорливости человечества, ведь чувство голода и проблема недостатка еды толкнули людей в сторону понимания ценности Жизни на планете. Просто ресурсов одной только наземной пищевой промышленности стало не хватать. И поэтому люди стали осваивать океан. Гигантский инкубатор органической материи, колыбель всего живого - в ее недрах живыми силами Вселенной был образован хрупкий баланс между громадой ненасытных хищных тварей и еще большей громадой остальных существ, что служат им пищей. Человек один из этих хищников, но умудренный опытом истребления наземных существ, он задумался над тем, как не повторить ошибок в океанах.
Почему Андрей решил стать экологом? Да еще и морским? Ответ прост – экологу в такую эпоху, в которой на Земле живет пятнадцать миллиардов человек, работы на Земле найдется столько, что хватит до конца дней еще нескольким поколениям его же внуков. Ведь самой доходной из всех областей промышленности во всех частях света стала пищевая. Понимая это, Андрей, будто ребенок, увидел в техногенном факторе то самое зло, энтропию, разрушительную мощь которой необходимо во что бы то ни стало, ослабить. Сверхмиссия, ребячество, отвага слепца…
Сначала он думал, что учеба даст ему некий ключ для спасения человечества - ведь в его времени, в его настоящем, в мировом океане происходит то же самое, что происходило тысячелетия назад на мировой суше. Человек потихоньку разрушает собственный дом. Но осознание этого, в отличие от неведения прошлого, уже пришло к человечеству, и поэтому экология стала крайне востребованна. Но года через полтора Андрей понял, что работа эколога это не постоянные битвы с техногенными катастрофами, а рутинная возня в туевой хуче макулатуры, на кипах которой отпечатаны миллиарды цифр статистических данных. Все это очень далеко уходило за рамки романтической мечты о спасении человечества через очищение планеты. Очищение руками Андрея и таких, как Андрей. Оказалось, что морской эколог – это что то среднее между статистом, бухгалтером, ревизором и вредным скрягой в штате сотрудников какого-нибудь морского объекта, который вечно бродит по коридорам, вечно высматривает недочеты, делает разные замеры, до всего докапывается, и главная задача которого – не допустить какой-нибудь оплошности или аварии, что может наворотить дел для человека или природы. А готовит родной институт Изучения и Охраны ресурсов Гидросферы далеко не тех ребят, что в фильмах преодолевают препятствия на пути к цели, спасают тысячи жизней и предотвращают страшные катастрофы поиском разных дефектов и решением головоломок покруче детективных. Оказывается, реальность гораздо проще и унылее, а вся работа заключается в разведении бюрократии, связанной с безопасностью производства, близкого к воде. Если быть кратким, Андрей ожидал приключений, опасности и великих свершений… а получил – что получил?...
Впрочем, это уже былое - Андрей давно смирился с невозможностью некоторых вещей в своей жизни. Не так уж и плохо быть тем кем ты являешься в настоящем.
Утренние занятия проходили в основном здании университета, в котором учился Андрей. Университет имел длиннющее название - Саратовский государственный университет экологии гидросферы, имени Валентина Кирилловича Хильчевского. В народе и среди студенчества аббревиатура "СГУЭГ им В.К. Хильчевского" популярностью не пользовалось, и горожане называли заведение попросту "гидросферкой". К разочарованию Андрея, первая пара, для которой он подготавливал свое лишенное сна сознание, оказалась снята. Но зато на втором этаже здания парень нашел компанию Выход во внутренний дворик , находился на этаж ниже, и туда вела винтовая лестница. Она была вынесена за пределы здания в башню-надстройку с мансардным остеклением. За окнами простирался утренний пейзаж дремлющих дубов и берез, в золотых осенних одеждах. Утренний туман потихоньку рассеивался и сквозь его сырую пелену к земле пробились лучи уже едва согревающего осеннего солнца.
Ребята спустились к выходу. Первым во дворик вылетел Серега, пнув дверь ботинком, отчего та жалобно скрипнула на петлях и растворилась нараспашку.
-Сержио, ну что же ты как невежливо к вещам обращаешься? - воскликнул Илья, на что Серега ответил что-то из разряда "не царское это дело, дверь за ручку дергать".
-Ему педальку подавай, чтобы нажал, и все само сделалось, - подметил Валера.
Андрей просто молча вышел вслед за остальными. Усталость от бессонной ночи немного подматывала, а душа в теле чувствовала себя явно не на своем месте.
-Что, Знахарь, опять в делах "втыкал" всю ночь? - поинтересовался Илья.
-Было б кому "втыкать", подшутил Серега и гоготнул.
-Ночь это время для творчества. Или работы, - заявил Андрей, доставая талон в курильню из кармана. Ребята прошли в беседку, оплатили карточками кредит на перекур у табачного автомата. Затем достали по сигарете из пачек и засмолили.
-Вот досада, - бормотал Андрей, проведя карточкой по приемнику. Приборчик недовольно пиликнул, это означало, что карточка на балансе имела лишь абонимент на последнюю пачку сигарет.
-Что, таможня добро не дает? - усмехнулся Серега.
-Мне что-то, уже никто ничего "не дает".
За полгода Андрей расстался с стремя девушками, что радовать не могло. Каждый раз что-то не сросталось, и результат был одним и тем же. Естественно, постоянные ссоры об одном и том же, а зачастую, на пустом месте, несколько ущемляли достоинство парня. Последние месяца три он вообще махнул рукой на всякие отношения. Одной от него не хватало ласки, другая постоянно настаивала на том, чтобы парень бросил курить. Третья... А в прочем, какая разница, какова причина разрыва и тут...
И вдруг эта Оксана. В пятом часу утра...
-Тебе кстати, сколько за заказ причитается? - спросил Серега о работе Андрея, посреди разговоров "о том - о сем".
-Четыреста кредиток.
-А "русскими"? Три тысячи?...
-Три восемьсот, - поправил его Андрей. Ребята даже присвистнули. Три тысячи восемьсот рублей были почти месячной стипендией средне статистического студента. А Андрей получал эту стипендию, да еще и с повышенными дивидендами.
-Вот так да! Знахарь у нас теперь богач! Это кто такой щедрый? - с нескрываемой белой завистью воскликнул Серега.
-Места знать надо, - коротко ответил ему Андрей, намекая на то, что секретов заработка не раскроет даже другу.
-Три восемьсот... Много конечно, но вот ребята со второго курса вообще на пять тысяч поспорили, - невзначай зарекнулся Валера.
Вся компания ошарашенно на него уставилась.
-Чего?! Это кто таковы? - с недоумением спросил Андрей
-Ааа, я понял про кого ты, - с ехидной улыбкой подмигнул Серега Валере, - Бокуган со Славиком?
-Они самые, - кивнул Валера. Весь институт знал эти два имени, двоих чемпионов в мужском виде спорта под названием "пик-ап стайл".
-Кого на этот раз охотники "оформлять" собираются? - поинтересовался Илья.
-На завтра поспорили. Суть спора: за сутки отшлифовать максимальное количество свиданий. Девушки из окружения не в счет, только уличные знакомства.
-Только хардкор! - заржал Серега.
Андрей молчал. Ему конечно было интересно, кто кому заплатит пять тысяч рублей по финалу спора, но подобное отношение к противоположному полу расценивал не иначе как мерзостью.
-Вот не стыдно им полоскать девушкам души своим враньем... - пробормотал он.
-А? - не расслышал Серега.
-Я говорю, доиграются они когда нибудь с огнем. По институту уже в пору собирать клуб разбитых девичьих сердец.
-Ну все, снова нас завернуло на сплетни о женщинах, - заворчал Валера.
-Сам начал, сам и продолжай, - ответил ему в штуке Серега.
-Кстати, Сережка. Подойди ка, - Андрей вспомнил, что его друг тоже не многим не малым, а несколько десятков девушек в институте знает "тет-а-тет", и возможно знает его таинственную незнакомку.
-Не встречал нигде вот это чудо? - спросил Андрей, показывая на экранчике планшетника фотографию со страницы Анисимовой Оксаны.
-Хм. Красавица, однако. Нет, не припомню. На вид, первокурсница. Нет, не видел, - определенно заявил Серега, - Где ты ее нашел?
-Она меня сама нашла. Сам бы хотел знать.
-Что я слышу! - возник вдруг Илья, подслушав разговор, - Знахарь снова в деле! А ну, показывай свою Знахарку!
Но фотография девушки с непослушными золотистыми локонами Илье тоже ничего не смогла сказать.
-Хотя, погоди. Так это же со второго потока девушка. Первый курс, гидрографы. Хотя, у нее страница тоже есть, и ее зовут Оля.
-Ложная страница? - предположил Андрей.
-Может быть. Пойдем сегодня в столовую, наверняка ее найдем в очереди. Она постоянно обедает там.
"Так, кое что проясняется" - подумал было Андрей. Но наверняка говорить рано. Зачем этой Оле добавляться к нему в такую рань, с ложной страницы?...
-Вдруг ты ей понравился, но она стесняется?
-Наученный опытом, могу сказать, что девушки так не поступают, - возразил Андрей.
-Короче. В полдень столовая откроется, тогда все узнаем, если тебе так интересно, - проворчал Серега.
Раздался звонок с пары на перемену, и институт постепенно стал наполняться шумом, разговорами и топотом ботинок.
-Ну вот. Было же спокойных сорок минут для медетации, - бурчал Валера, затягивая последние остатки табачного дыма в легкие, - Так нет, надо было их слить на баб.
-И не говори, - добавил Серега и расхохотался.
-Да, на дворе уже двадцать третье столетие, а люди все не меняются. Ладно парни, хватит ляса точить, ходу, - коротко и собранно, заявил Андрей и швырнул огарок сигареты в урну. За его примером последовали и остальные, в урну не попал с первого раза только Илья.
-Эх, аэродинамика у него плохая сегодня.
-Целиться точнее надо! - бросил на ходу Серега и самым первым вошел обратно в проем двери.
-Оля, значит. А почему тогда, Оксана?... - спросил сам у себя Андрей. А, ладно. Черт их разберет, этих женщин...