Город-герой Ленинград. Именно эти слова встречают любого приезжего, с крыши расположенной напротив Московского Вокзала гостиницы Октябрьской. Эти бессмысленные сегодня слова почти незаметны днём. Кишащая людьми площадь Восстания, скрестившая Невский и Лиговский, как правило, не замечает таких мелочей.
Три часа ночи это то время, когда нормальные, или, вернее сказать – обычные люди уже спят крепким сном, и лишь случай редкой необходимости заставляет их в сей неурочный час покинуть своё жилище. Лишь особая надобность вынуждает их пуститься в пешую прогулку по спящему городу.
Еще на изгибе улицы Марата, переходя Разъезжую, я прячу в карман пальто намокшую замшевую кепку, оставляя непокрытую голову во власти взвеси скупых слез первого весеннего дождя. Я обожаю такую погоду. Она пробуждает, заставляет сменить поступь легионера на медленный, вдумчивый шаг.
Конечно, есть такси. Эти пять минут до дома в салоне недорогой корейской иномарки. Под треск радиоустановки и янтарное подмигивание светофоров. Пять минут или полчаса.
Как странно бывает: когда ты, облачившись в пижаму, завернувшись в махровый халат, ожидаешь прихода сна – его словно что-то задерживает. Уже поздно, но ты всё еще полон сил, твои глаза не хотят закрываться. И в то же время, когда кругом гремит музыка, когда к мокрому от шампанского столу прилипают игральные карты, когда длинноволосые, пьяные от вина гурии сами цепляются к тебе за шею – тебя тянет в сон.
И вот весь в женской пудре, немного сонный, немного уставший ты заново открываешь для себя успевший примелькаться за эти годы город. Ах, как всё же верно заметил Джордж Гордон Байрон, что в одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким. Конечно. Ведь, ему становится ненужным менять юнговские маски, искать слова, казаться кем-то. Он может просто чеканить шаг по мокрой пустынной мостовой, заглядывая в витрины дорогих дизайнерских студий, освещенные дрожащим светом одиноких флуоресцентных ламп.
Это один из тех моментов, ради которых я живу. Ради которых все мы живем. Мой путь займет от силы полчаса, но эти полчаса я буду свободен. Все проблемы, независимо от степени их важности и срочности, сейчас неактуальны. Мне все равно идти.
Трамвай в этом месте убегает на Колокольную, чтобы затем вырваться на Владимирский, и, радостно звеня, перескочив через Невский, оказаться уже на Литейном. Этот вымирающий вид, это затухающее эхо какой-то незнакомой мне романтики. Еще не так давно такие же стальные струны рельс резали площадь Восстания вдоль Лиговского, и так же исчезали за поворотом. Массовость убивает романтику. Она делает из удовольствия потребность. Превращает золото в дешевую бижутерию, а роскошь в кич. Избавляется от всего ненужного.
Я вспоминаю слова одного немолодого господина. Слова, произнесенные на ратушной площади старого Таллинна, когда мы сытые и довольные вышли на нее из пивного ресторана. Погода была прекрасной для совсем еще молодой весны, чистые брусчатые улицы петляли от площади. «Наслаждайся моментом», сказал он мне. «Моментом, когда всё хорошо, и когда ничего не хочется». И я внял его словам. Чужие слова всегда лучше слышно, чем свои собственные.
И сейчас мне ничего не хочется, ничего не нужно.
Марата упирается в один из старых кинотеатров, который чудом сумел выжить и сохранить своё имя. Но, надолго ли?
Мы словно не замечаем днем того, что окружает нас. Не важно – пешком мы или на автомобиле, но город проносится мимо нас. Или мы проносимся мимо города? А потом, с каким упоением мы вспоминаем, что метро стоило пять копеек, и Баррикада не был таким уж плохим кинотеатром, и что раньше здесь продавали чай вразвес, а не водку…
На Второй Советской еще остались ведущие в никуда рельсы. Как истинный символ современности они блестят мокрые от дождя, обрываясь на подходе к Лиговскому. Пройдет еще некоторое время – и их не станет не только на карте.
А мы словно запасливые белки: суетимся, тащим, прячем, складываем. Превращаем удовольствие в потребность. Не замечаем таких мелочей. И только случай редкой необходимости пробуждает нас, заставляет сменить поступь легионера на медленный, вдумчивый шаг.
Витор, написано хорошо, читать приятно, спасибо за то, что я снова пержил некую романтику до боли знакомых мне Марата и Лиговки. которые я всвое время исколесил вдоль и поперек. надо отметить , что вот именно эту питерскую атмосферу может знать и чувствовать только человек, который там деятсвительно жил. и я в том числе. замечание: "Эти бессмысленные сегодня слова" - сразу же резануло. я не считаю их бессмысленными. получается что вчера вот, или в 1946 году они были со смыслом, а теперь нет... вряд ли. это не оч. понравилось. и еще кто-то высказался насчет кишащая, меня не это привлекло, да, там много народа, но это только переходы - от метро к гостинице, от лиговки к вокзалу, а САМА то площадь не кишит ведь людьми. или кишит автомобилями, верно?
Хороший слог. Приятные ощущения от визуализации написанного, конкретные, но в тоже время, оставляющие место для своих размышлений, описания. Первый комментарий, надо полагать, был написан не в самом лушчем расположении духа. Он не справедлив. Возможно, кто-то найдет здесь некоторый примитивизм, но я так не считаю...
Автор, так держать и адекватно расценивать критику.
Хорошо написано, даже частое изменение сухого описательного текста на резкое чувственное высказывание, никаким образом не портит рассказ. Создается ощущение и собственного путешествия по городу. Очень красиво)
Мне безумно понравился язык в рассказе. Он такой открытый, искренний. И само повествование отличное. Придраться не к чему, кроме названия. "Carpe diem - seize the day - лови момент". Просто буквы перепутали))
Не очень понравилось слово "кишащая". Ассоциируется со стаей хищных рыб, которая так и хочет кого-нибудь сожрать. А тематика рассказа совсем другая. А остальное понравилось, просто и без лишней наигранности.
"Это один из тех моментов, ради которых я живу. Ради которых все мы живем..." - вот с этого момента мне повествование оч нравится. Тут уже понятно, что хочет сказать автор, и вообще я с ним во много соглашусь. и еще - соглашусь с Волченко П.Н. - тут я бы проявила поменьше чувств.
Хороший стиль, но содержание мне не очень понравилось. Вы открываете душу, проливаетесь на нас своим откровением, тоскуете... Но в то же время - в то же время вы облекаете произведение в форму статьи, где подобная глубина чувств не приветствуется. Вот и получается диссонанс между формой и содержанием. Простите, но три.
Читаю это, я вспоминал недавно пережитые мною чувства. Не ново, но чувствовалось, что от души. Написано красиво и интересно. Отлично! С первым комментарием не соглашусь. Слишком придирчиво, не к месту...
1. "случай редкой необходимости". Можно обойтись одним словом необходимость - оно самодостаточно. 2. "Как странно бывает: когда ты, облачившись в пижаму, завернувшись в махровый халат, ожидаешь прихода сна – его словно что-то задерживает. Уже поздно, но ты всё еще полон сил, твои глаза не хотят закрываться. И в то же время, когда кругом гремит музыка, когда к мокрому от шампанского столу прилипают игральные карты, когда длинноволосые, пьяные от вина гурии сами цепляются к тебе за шею – тебя тянет в сон. И вот весь в женской пудре, немного сонный, немного уставший ты заново открываешь для себя успевший примелькаться за эти годы город." Тут я не понял: если прогулка по городу происходит после вечеринки, то к чему рассказывать о том, что происходит, когда облачаешься в пижаму. Если же бессоница - причина прогулки, то к чему говорить о пьяных гуриях? 3. "И внял его словам". Может где-то пропущено "я"? 4. Можно было немного побороться со знаками препинания. Задумка понятна, исполнение на уровне, но повествование суховато. О любимом городе нужно говорить с большим чувством. Хорошо.