AWAKE (миниатюра третья) Степень критики: Як возжелаете
Короткое описание: Заключительная миниатюра цикла
На этой небольшой площади сегодняшним поздним вечером
собралось много разношёрстного народу. Подростки в кричащей одежде, солидные
дядьки в строгих костюмах, пары и парочки во взаимных объятиях – все слушали
троих небритых неформального вида парней, по очереди игравших на гитаре, и пили
холодное и пенное. Трубадуры были разного роста, разных манер и темперамента и,
соответственно, играли разную музыку: высокому с крашеными волосами нравилось
меланхолично завывать на инязе, бритый в чёрных очках пускал в толпу драйв и
панковский бесшабаш вперемешку с матом, а третий был во всём средним
арифметическим между первым и вторым. Дело близилось к часу ночи.
Прямо перед коробом с мелочью для исполнителей примостились
двое: пацан и девчонка, оба лет восемнадцати. Рядом ошивалось милое создание
лет шести в сарафанчике и с бантами, иногда подходившее к ним и тянувшее их по
очереди за рукава. Отходя, оно игралось на траве газона будто в кегли пустыми
бутылками из-под пива, полученными от заботливых мамы и папы «на вечер»:
сначала поллитровки выставлялись в ряд, потом по ним кидалась большая
пластиковая баклажка с опивками; всё несбитое девочка раскидывала ногами в
босоножках с большими пряжками. Няньки, между прочим, давно забыли о ней и
сосались в пьяном бреду.
Вдруг музыканты заявили о том, что им пора на последний
поезд метро и спели последнюю. Многие из стоявших плохо переварили происшедшее,
но бросились шатающейся походкой за ними. Пацан последовал стадному инстинкту,
ухватив дочку «на вечер» под мышку, а девушку – за руку, и резво двинул в
подземку.
В одном из спальных районов, час спустя, распахнулась внутрь
входная дверь, и парочка ввалилась в темноту квартиры. Плохо стоявшие на ногах
сначала присели в глубоком засосе, позже - томно поставили ладони на паркет, а
потом и вовсе начали медленно перекатываться по полу. Костлявая девушка пару
раз ойкнула из-за неудобств дислокации на этой плоскости, но парень заткнув ей рот привычным способом, стал
стягивать с неё колготки в крупную сеточку. Свет фонаря, порезанный на ромбы узором
занавесок, растёкся на полу в спальной.
В одном из вагонов метро, стоявших в депо, очнулась от мерзкого зловония девочка с большими пряжками на босоножках. Запах исходил от
ужасного бомжа, сидевшего в углу и справлявшего свои надобности. Шок, страх и
ужас переплелись между собой, и словно верёвка висельника, неожиданно и с болью
сдавили ей маленькое горлышко. Как её могли забыть? Она же говорила, что устала
от шума гитары, сигаретного смога, и что хочет домой - спать… Эти двое и не
хотели слышать… Вот и заснула по пути прямо в вагоне… А её забыли…
Бомж встал, тяжело выпрямился, натянул на себя мешковатые
штаны и двинулся к ней… По горлу тяжесть и боль поползли вниз, наполнив ей
животик. Стало очень трудно дышать, и она упала на грязный пол, сильно
ударившись о поручень головой. Бомж насторожился. Он медленно и осторожно
подошёл к её тельцу, раскинувшемуся на полу, словно тушка подстреленного
охотником зайца, и приподнял ей голову. Увидев на затылке мокрое пятно, он и
сам испугался не на шутку. Всё, что пришло на его ум, измытый волнами разных
спиртов, было – выкинуть её через окно, а самому – разжать дверь и выбраться
куда-нибудь подальше отсюда. Второго удара – уже о рельс – кукольная головка не
выдержала. Тусклый свет замедлял бег маленькой капельки крови вниз по гладкой
стали и сгущал её цвет до тёмно-багрового.
А в спальном районе раздавались приглушённые чавкания и
вздохи. Фонарь теперь будто расположился на софите, в свете которого в ночных
клубах происходят копошение и плавают клубы сигаретного дыма.
Сравним. Если не знать авторов произведений, год выхода и т.п. (т.е. полная анонимность+не напирайте на объемы, мысленно увеличьте трилогию "AWAKE" в несколько раз (поскольку мы имеем дело с интеллигентной публикой, с понятиями гомотетии и подобия знакомы все)), то их УВЕРЕННО МОЖНО поменять местами, даже перепутать.
Вывод. Каким порошком лучше пользоваться? Результат тот же. И на мозги, и на сознание, и на... Только вот в школе "классика" представляется в более приглядном виде, чем современная литература. Но это уже проблемы "пиара" (простите за употребление этого слова: для меня в "пиаре" чувствуется больше негатива, чем в слове "реклама").
Примечание: может возникнуть "резонный" вопрос (на основе уже представленной ранее критики): "В чем смысл циничных описаний уважаемого автора? Что они нам могут дать? Зачем мы тратим свое время на чтение ТАКОГО?"
Ответный вопрос: "А зачем мы тратим время на чтение ТЕХ ЖЕ ПО СТЕПЕНИ ЦИНИЧНОСТИ И ГРЯЗИ описаний у классиков?" Вы скажете: "Вот, нужно было показать, после какого преступления Раскольников будет мучиться, "духовно расти". Мы почитаем эти мучения, раскроется внутренний мир героя, как это круто и т.п." По сути, Достоевский "выложил на тарелочке" ТО, что мы должны понять и прочувствовать. Помог нам "духовно вырасти" (за это ему глубокий поклон и уважение).
ТЕПЕРЬ УБЕРИТЕ ВСЕ РАЗЖЕВЫВАНИЯ И ОСТАВЬТЕ ТОЛЬКО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ВСЕ ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ОПИСАНИЯ УБИЙСТВА, ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОСТИТУТКАМИ КЛИЕНТОВ, ОБСТАНОВКУ БОРДЕЛЕЙ, ВЕЧЕРНИЕ ПОШЛЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Смысл изменится? Трудно будет что-то понять? Не отличить, "что такое хорошо" от "что-то такое плохо"?
- Дааа... как же мы поймем без пояснений и дальнейших описаний? Где же "суперские" описания? NO COMMENTS.
Каждый, как умеет, развивается. "Никого ничему нельзя научить. МОЖНО ТОЛЬКО НАУЧИТЬСЯ". И потому, чтобы посмотреть глазами уважаемого BEGEMOTa эпизоды блокбастера с кровавыми сценами, чтобы меня это зацепило, чтобы появился адреналин в крови, чтобы я что-то поняла, чтобы у меня возникли НОВЫЕ ИДЕИ (провести исследование, аналогии, сравнения), МЫСЛИ => развитие, МНЕ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ ДЛИННЫЕ ОПИСАНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ. Разумеется, каждый воспринимает и уясняет по-своему. Это был исключительно МОЙ ВЗГЛЯД.
В результате проведенного независимого расследования трилогия "AWAKE" (автор BEGEMOT) получает "5". За то, что дал пищу для размышлений.
Необычная трилогия... Проведем независимое расследование (ни в коей мере не претендующее на принятие/осуждение/критику и т.п. в каком-либо виде, в то же время не осуждается/принимается/критикуется и т.п. чья-либо позиция. Это субъективный взгляд исследователя на данную проблему и не более того).
Общее мнение (судя по уже выложенной здесь критике; мнение большей части аудитории): не понравилось, ЧТО написано. Не понравилось, КАК написано. Страшно, неприятно читать.
Проведем эксперимент. Имеются "обычный" (материал: "AWAKE" BEGEMOTa (1)) и "необычный" порошок (возьмем "Яму" Куприна/"Воскресение" Толстого/"Преступление и наказание" Достоевского (2)).
Примечание: в основу определения понятий "обычность"/"необычность" были положены тираж произведений и степень известности писателей.
Прольем на стиль материала (2) современную разговорную лексику. "Вотрем" в каждое слово, описание любого из произведений (2) дух, настроение, социальную напряженность, "промывку мозгов" (откроем наугад любую газету, включим любой телевизионный канал (вероятность попадания на передачу про животных и "культур-мультур" весьма мала в условиях бесконечно большого выбора), СОВРЕМЕННЫЕ (возможно, разительно не отличающиеся от проблем прошлых веков) проблемы общества.
Цель.
Сюжет любого из этих произведений оставим ТЕМ ЖЕ. Но напишем СОВРЕМЕННЫМ языком (мат возможен в исключительных случаях, но, конечно, постараемся без него (удивлены? Я тоже. Но зайдите в книжный магазин - если Вы не будете подходить к отделам "классики" и тех современных писателей, кто пытается держать "марку", то практически в любой книге найдете хоть со звездочками или замаскированную, но "нецензурщину" (и необязательно тонны детективов, есть еще).
Примечание: вспомните/(поищите и найдете - они, удивительно, но НЕ ТАК ПОПУЛЯРНЫ) соответствующие произведения Пушкина, Гоголя и др.
Теперь возьмем материал (1). На него "прольем" язык 18-19 века, сюжет оставляем тем же (как и в (2), ВСЕописания остаются неизменными по смыслу и циничности (да-да, вспомните описания борделей, жизни проституток, убийства старухи - намного ли ЭТОЭСТЕТИЧНЕЕ (раз уж вводить такие категории) описаний материала (1)? ВОТ ВЕДЬ В ЧЕМ ВОПРОС.
Примечание: после выхода каждого из 3 предложенных для эксперимента произведений общественность была, скажем так, удивлена, "шокирована" подобными сюжетами и описаниями. "Воскресение" и "Яма" даже претерпели период "запрета" и сокращения тиража.
Дмитрий, будьте аккуратнее: Борис не дремлет! При любой попытке высказать недовольство о ГСК (организации типа КГБ) вы будете забанены, а коммент потрут. Я, например, рискую сейчас, но озвучиваю своё мнение. Потому что Борис не отменял Конституцию РФ - не знаю, что там написано в Конституции ФРГ, но требую уважения к праву Россиянина свободно высказывать своё мнение. Кстати, Бегемот забанен за то же самое, поэтому молчит. Думаю, у него тоже было, что сказать. А проза хорошая. Есть конечно недоработки, но мы здесь все учимся.
Олег Стафин Оставьте, пожалуйста, за мной право высказываться в той форме, в какой я посчитаю нужной. А ваша, так называемая конструктивная критика - есть ничто иное, как вырывание отдельных фраз из контекста рассказа. И высмеивание их не в самом элегантном (и тоже не совсем пристойном) виде. "*она упала на грязный пол, сильно ударившись о поручень головой* Поручень на полу был... для акробатов типа парня..." - вам, что не понятно, что она ударилась в полете, в процессе падения?! И это у вас в ГСК называют критикой?! Я считаю, что имею право высказать свое субъективное мнение. Я потратил время на чтение миниатюр, свое время. И раз уж так произошло, раз уж автор выложил тексты здесь, то он на что-то расчитывает, иначе с тем же успехом он мог опубликовать их в мусорной корзине. Я не оскорблял его, я высказал свое отношение, отношение читателя, к произведению. И Булгакова мы сжигать не будем. И не думаю, что Бегемоту ваша "критика" что-либо дала, или оставила приятное впечатление. Вы, уважаемый, не сказали ни слова о композиции, об образах, о сюжете, о том, как были прорисованы персонажи: удачно или не очень. Не сказали, что нужно исправить, каких ошибок не следует допускать в будущем. Аншлаг, да и только.
ну а мне понравилось..много ошибок, но о них уже сказали ниже. Из всего, что я читала пока что на сайте, заинтересовала эта миниатюра больше всего. Реалистично. Из-за наличия ошибок - 4.
Бегемот,спасибо за замечательные миниатюры. Каждая следующая мне нравилась все больше. Есть чему поучиться. За эту - безусловная пятерка. У вас есть еще миниатюры? С удовольствием почитаю.
Хо, а автор все продолжает и продолжает! Где же смысл, Бегемот? Вот ты пишешь. Зачем? Образно. Но зачем, гидрид твою ангидрид? Сюжет сделал, подумал наверное. Но в рот мне ноги если я понимаю цель всего этого. Нет, если серьезно - ты потратил время, нервы наверное тоже, но чего же публика не понимает тебя ну ничерта? Хо-хо! Кто-то из нас не прав, и я знаю кто!
Итак, приступим к разбору полетов. Налицо трагическая история, эдакая суровая правда жизни. Девочку забыли в метро пьяные няньки, занятые только мыслями о предстоящем соитии. "Вдруг музыканты заявили о том, что им пора на последний поезд метро и спели последнюю" - лучше бы было сказать "финальную". Можно, конечно, найти и другие ошибки. Их не много, но есть.
Так вот. Бегемот вновь хочет шокировать нас смертью девочки, описанием испражняющегося бомжа и видом пьяной молодежи. Но не вышло. Лично я не испытал никаких эмоций от прочтения сего шедевра. Просто прочитал его. Ждал, что уж в заключительной то миниатюрке на Землю сойдет таки Князь Тьмы в лице всемогущего Бегемота и зальет все вокруг потоками выдохшегося пива, протухших мозгов и прелых фекалек. Но нет. Девочка, всего лишь маленькая девочка умерла... Что это?! Разве этого мы все ждали?! Где триумф насилия?! Где потоки крови и лимфы? Вы меня разочаровали...
Теперь хочу вспомнить, об обещанной нам завершенности цикла. Бегемот, к чему, я хочу у вас узнать, медведь растерзал пацана на поляне. И каким образом малыш там очутился? Его тоже забыли? Или он отмечал победу сборной? Или упал вместе с бомбой из проржавевшего брюха МИГа? Не ясно...
Теперь об итогах. Многоуважаемый Бегемот, у вас способности к писательству. Это видно. Своеобразный язык повествования, яркость образов. Но почему... Объясните вы мне, глупому, почему вы пишете такую х...ню (да простят меня читающие это девушки)? Я не понимаю, вам это доставляет удовольствие? Или больше нет тем, кроме насилия и смерти? Прошу, напишите что-нибудь в традиционной манере. Очень хочется прочитать и оценить... Если же нет, если вы будете писать в жанре, который вы сами сейчас и заложили своими произведениями, вас ждет непростая судьба. Судьба непризнанного гения. Никому не хочу пожелать такой участи.
И в заключении. Поставил оценку "2". За то, что бомж не изнасиловал тело маленькой девочки. В противном случае была бы единица.
Уважаемый, и вы меня как всегда не разочаровали. Много тяжёлых слов, но они как громкий звук выпущенных газов где-нибудь на приёме у королевы: так же нелепо, неуместно и смешно. Если можете написать, что именно неудачно - пишите. Нет - терпите.