» Проза » Статьи

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


...Там повар ноги моет! (рецензия на фильм "Юрьев день")
Степень критики: что угодно
Короткое описание:
Рецензия на фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день" (2008)


Там повар ноги моет!



Знал ли Владимир-пока-ещё-не-Святой, когда шпаной, зататуированной от немытых пяток до густых бровей, с огромным кольцом в ухе, собирал по степи свой гарем, что Аристотель уже отправился вслед за Платоном в мир иной, мир идей; Александр Македонский и Цезарь — по разу завоевали весь мир подлунный и почили? Вероятный ответ, - нет: поскольку был неграмотен.

Культурная женщина Европа усыновила нашего Маугли поздно: когда тот уже хорошо изучил «закон джунглей», - слава христианскому богу, что уже сыновья Владимира сумели читать и писать. Можно эту историю представить и по-другому: русский Прометей добыл Византийский огонь и обогрел десятки племён на востоке, - вот тогда они и стали жить по-человечески да духовного добра наживать. Этот вариант во внутренней логике выглядит как старый анекдот, где солдаты закручивают впятером лампочку: один её держит, а четверо — возносят его на табуретке к патрону и ходят по часовой стрелке, - с одной стороны, «посолонь», — оригинально, «особый путь», с другой — дико и смешно. Что выбрать, fairy tale или её мифологический ремейк? Мелодрама Маугли или романтическая трагедия Прометея ближе к реальности? Оригинально ли изобрести пятиколёсный велосипед, ездящий задом? Каков механизм существования русской культуры?

В этих вопросах нам поможет один значимый для современного искусства человек. Режиссёр, без сомнения наделённый творческим даром, известный в Европе и признанный на тамошних фестивалях, Кирилл Серебряников имеет таланты, которые может либо бросить в копилку Маугли, либо подкинуть Прометею. Зависит от того, какой образ мышления и способ действия ему ближе. Кажется, мифический герой в итоге получает бесполезный бонус.

Кирилл Серебренников известен на данный момент в основном двумя своими последними фильмами: «Изображая жертву» (2006) и «Юрьев день» (2008). И тот, и другой награждены «Кинотавром», имеют ряд европейских «заслуг»: «Изображая жертву» получил гран-при Римского международного фестиваля, «Юрьев день» - гран-при Варшавского кинофестиваля и 4 награды фестиваля в Локарно. Первый фильм о человеке, работающем «жертвой» при реконструкции преступлений, второй — о певице, эмиграции которой из России помешала пропажа сына. Сценарии фильмов не принадлежат перу Серебренникова: историю певицы создал писатель Арабов, историю «жертвы» — братья-драматурги Пресняковы. И тот, и другие заслуживают здесь особого внимания.

Братья Пресняковы — живущие в Екатеринбурге писатели, известные больше за рубежом, чем в России. В драматургии — новаторы, экспериментаторы. Большинство их произведений переведены на многие языки, на русском же они просто печатно отсутствуют. Иноязычных текстов о братьях существует больше, чем отечественных, и, к слову, отечественные в некоторых случаях — переводы. Юрий Арабов - «многостаночник», известный русской литературе своей прозой, лирикой и драматургией. В 1999 году получил награду Каннского кинофестиваля за сценарий фильма «Молох». Арабов к экспериментам не склонен, его больше волнуют проблемы социального характера, имеющие глубокую русскую культурную традицию. Стоит ли говорить, что получились две очень непохожие друг на друга картины?

«Изображая жертву» - фильм об абсурдности жизни, - где исчезает защитная плёнка между реальностью и её проекцией на экране: неужели настоящая жизнь может превзойти Голливуд? Да, на это способен только хенд-мейд на грани фола, не считающийся ни с чем, - даже с серьёзностью существования: прыжок постмодерного человека из оков социальных норм в искусство — из этического и морального в эстетическое. Изображающий жертву накопил опыт прототипов и спланировал идеальное преступление, преодолел ошибки несовершенных, пойманных убийц: сдался сам, признавшись, что работал на камеру, совершив таким образом «прекрасное» убийство. Этот фильм - неповторимый коктейль из чёрного юмора, возникающий практически сам собой в круговороте вполне серьёзных, даже страшных ситуаций, сыгранных известными актёрами-мастерами (Лия Ахиджакова, Марат Башаров, Марина Голуб etc.), буквально живущими в картине каждый своей ролью, коктейль, украшенный оригинальной стилизацией некоторых сцен рисованной анимацией. Коктейль, который могут пить с одинаковым удовольствием люди, живущие на разных полюсах земного шара: рецепт опробован зрительными залами по всему миру.

Коктейль «Юрьева дня» - «самогон с димедролом», любимый в Юрьеве, куда приезжает главная героиня, — и его вряд ли переварит и усвоит иностранец: если только сможет представить всем на потеху, что этот «самогон» пьют медведи с балалайками, устраивая потом арт-дебош на улицах Москвы. У умного русского «чаша сия» просто индуцирует рвоту: в фильме всё словно подстроено по принципу падающего пьяницы за которого должно быть всем стыдно, который нажрался в семейном кругу, валится, тащит за собой со стола скатерть, - и по очереди — сползают на пол салаты, чашка за чашкой разбивается в щепки бабушкин сервиз.

Так, в «Юрьевом дне» главная героиня, цвет интеллигенции, сначала теряет сына, а потом — и вообще всякую возможность вернуться к прежней жизни: машину, на которой приехали, разворовывают по частям, оперный голос разбивается о простуду, её трахает бывший уголовник (забавно «зататуированный», наверное, шариковой ручкой), теперь - «мент», она начинает сама вести себя как уголовница, в завершении — перекрашивает голову в цвет «детской неожиданности» и теряет имя. Инициация в провинциальный русский быт (каким его представляет Арабов) завершена, пути назад, в Австрию, куда она совсем недавно мечтала уехать, нет. Театр одного актёра, точнее актрисы, горит картонной коробкой в мусорном ящике. И, как всегда, один путь — к богу на кулички — в вечно ремонтируемую сельскую церковь, с бабками петь Херувимскую.

Так «опустить» себя может только русский, знающий мельчайшие изъяны своей ментальности, намеренно ударяющий в них точно, чётко, вызывая при этом нестерпимую, невыразимую тупую боль, рвотные позывы. Это не искусство в плане мировой культуры: оно нечитаемо на других языках и поэтому не универсально и эгоистически бесполезно. Это хорошо отточенная техника садомазохизма. Русскому от такого национального коктейля остаётся только блевать в стороне, а иностранцу — смотреть на него и плеваться. Вот — наш, двуглавый орёл, знающий, какая история для Прометея будет больнее: подлетает и клюёт страстотерпцу увеличенную печень.

Главный вопрос: почему режиссёр, вполне осознающий все перспективы своего творчества, свернул с широкой дороги, ведшей в Рим, на узкую заросшую тропу, петляющую в дебри загадочной русской души?

Маугли не захотел постигать европейское искусство вкручивания лампочки и укатил задом в лес на пятиколёсном велосипеде - к родным лапотным медведям в ватниках, прикинувшись и на этот раз Прометеем возжигающим Византийский огонь на русских экранах. Приятно, конечно, быть полубогом страдальцем, - хоть не в масштабах всего мира, но в рамках отдельной нации.


Свидетельство о публикации № 8078 | Дата публикации: 15:59 (08.10.2009) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 707 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 13
0 Спам
12 litnegr   (09.10.2009 17:09) [Материал]
Юрик, ты бы попустился, а? если ты думаешь, что ты не способен написать ерунду - ты себя недооценил. Еще как способен.

0 Спам
13 Kaspersky   (09.10.2009 19:46) [Материал]
я с тобой согласен, но не в этом конкретном случае.

0 Спам
5 Апрель   (08.10.2009 23:54) [Материал]
зачем вы так часто используете слово "коктейль"?
вообще,что касается самого текста,написанно слишком замороченно,видимо для создания ощущения "значимости" и "образованности" автора,иначе мне вообще не понятно: для чего именно усложнять? Если есть что сказать, обычно выражают это более лаконичным и красивым языком,а не так просто воды налил и хочешь,чтобы это комментировали.
сама идея меня просто поразила...Этот фильм - аллегория. Там вовсе не про опускание народа,хотя есть моменты,которые на самом-то деле правдивы, это фильм об отчуждении,на мой взгляд. И фильм общечеловеческий,просто построен на национальной идее. О том,как иллюзионна наша жизненная стабильность,как расслоена наша общественность,к какой катастрофе приводит отсутствие корней,о вере,которая делает тебя неуязвимым,и её отсутствии, о преодалении. Да,остается после просмотра гнетущее,мерзкое чувство,но сама идея глубже гораздо,чем вы тут пытались изобразить. Фильм не для всех далеко.

И можите не отвечать мне,напишите по-любому,что мой комментарий говно.Ну или вы написали говно.


0 Спам
6 Kaspersky   (09.10.2009 00:25) [Материал]
девушка, изучите, пожалуйста, искусство писать русским языком, а потом критикуйте с таким агрессивным рвением.
"зачем вы так часто используете слово "коктейль"?
вообще,что касается самого текста,написанно слишком замороченно"
- 1) это не слово такое, а метафора 2)"что касается самого текста..." - а до этого, про слово "коктейль", - о чём вообще было??? не о тексте? потрясающая логика...
слова "написано" и "заморочено" пишутся с одной "н"
"Если есть что сказать, обычно выражают это более лаконичным и красивым языком,а не так просто воды налил и хочешь,чтобы это комментировали". Не вы ли для Горбачёва тексты речей писали?
Дальше боюсь даже комментировать ваш выпад.

ни одного примера из текста, который бы подтверждал ваши громкие ругательные слова.


0 Спам
8 Апрель   (09.10.2009 00:46) [Материал]
Вообще-то не было ни одного "громкого,ругательного слова" с моей стороны.Или слово "говно",которое вы сами употребляете,для вас "громкое и ругательное"?
"Коктейль"-не слово,это,конечно,сильно написанно,будто метафора отображается не словами,а чем-то другим...
Спасибо,я учту свои ошибки.
Как и ожидалось,мой комментарий говно.
А у вас дикое самомнение,это,к сожалению, не лечится.
Я лишь сказала,что фильм вы не поняли,на мой взгляд. Но не стоит так раздражаться из-за того,что вашу заметку оставили без внимания,а те немногие,что написали пару слов о ней,отозвались негативно.
Дальнейшее продолжение столь бессмысленной переписки считаю излишним.Давайте на этом закончим,каждый при своем мнении останется.

0 Спам
11 Kaspersky   (09.10.2009 16:49) [Материал]
слово "коктейль" в контексте, который затронули вы, было именно метафорой, - надо было обсуждать тогда саму метафору, а не то, "почему вы так много раз употребляете слово коктейль".
дикое самомнение - это даа...
конечно, лучше сказать: я вот этот прекраснейший фильм хорошо поняла, - а вы нет, поэтому - текст ваш - говно.

0 Спам
7 Kaspersky   (09.10.2009 00:45) [Материал]
А ещё от вашего набора фраз: "...построен на национальной идее. О том,как иллюзионна наша жизненная стабильность,как расслоена наша общественность,к какой катастрофе приводит отсутствие корней..." пахнет Гуглом. Специально поискал, но исходного текста не нашёл, повезло вам.

0 Спам
9 Апрель   (09.10.2009 00:58) [Материал]
я написала в общих чертах как воспринимаю данный фильм,считаю,бесполезной тратой времени описывать подробно то,что испытала и поняла посмотрев "Юрьев день" человеку,который неуважительно относится к тому,чего не понимает.

0 Спам
10 Kaspersky   (09.10.2009 16:47) [Материал]
чего же я не понимаю?
единственное, до чего я не докрутил (как выяснилось из последующего обстоятельного разбора текста в семинаре) - так это то, что "в индивидуализме нет спасения: нужно петь в храме, на клиросе - в общине" - из-за слабого знания традиции и современных актуальных тем.
я в ответ скажу: "вы совсем не поняли моего текста".

0 Спам
2 litnegr   (08.10.2009 22:29) [Материал]
1. Преклонение перед Европой.
2. Субъективизм, особенно хреново, что образы, призваные сделать текст понятнее, делают его менее читабельным. Ибо понятны только автору.
3. Автор наивен как младенец. Вот именно когда мы сами показываем Западу то, что они о нас думают, хотят видеть - тогда режиссер становится востребован на Западе. Простите зща прямоту, откровенное дерьмо, лубок и убожество, топорная переделка классики - "12" имела большой успех. Ибо там "правда". А простые фильмы, где русские режиссеры НЕ гадят на свою Родину - они Западу не интересны.

Вот потому и хреново живем, что перед Европой готовы раком встать и булки раздивнуть. Ради одной только Веточки Канской.


0 Спам
3 Kaspersky   (08.10.2009 22:35) [Материал]
1. никаких аргументов, твой комментарий - говно.
2. никаких аргументов, твой комментарий - говно.
3. никаких аргументов, твой комментарий - говно.

ты бы, мне кажется, булки раздвинул даже ради булки французской.
метафорично выражаясь.


0 Спам
4 litnegr   (08.10.2009 22:57) [Материал]
Я понял тебя, чувак. Чмаффки

0 Спам
1 Kaspersky   (08.10.2009 21:39) [Материал]
Ребята, комментируем активнее!
Не дайте мне поверить в то, что на сайт нет человека, который может прочитать и понять текст сложнее фантастики!
Я в вас уверен, вы осилите!
приложу картинку для привлечения внимания к проблеме:


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com