В ответ на содержательную критику. «Река» Степень критики: критикуем критику
Короткое описание:
О чем стихотворение?
Река
Бежит река, исток не найден,
Проносит мимо труп врага.
Кидайте в воду камушки, кидайте,
Ловите жизнь в вскипающих кругах.
Плывет река то медленней то круче,
В водоворотах пролетает поворот,
Порог переползает жестким путчем,
В ущелье узком выгрызает грот.
На волю вырвется и разольется
Спокойной синью вровень с алой мглой.
И солнце тихим сердцем бьется,
И вербы лист рисует ритм иглой.
Куда она вольется? Где не станет
Кругов размытых, что взывали жить?
В какие выси ветер прах взметает?
Где те глубины в коих будем гнить?
Бежит река, конец незначен.
На берегу играет ребятня.
Пускают блинчики, они все скачут, скачут,
Едва заметно жизни путь пятня.
О чем стихотворение? О времени? Об истории? О человеческой жизни? Река – избитый, но эффективный образ всего этого.
«Бежит река, исток не найден»
А где начало времени, истории, жизни вообще и человеческой жизни в частности? Ну, про человека то все ясно - начало в утробе матери. Или нет? Когда человек становится человеком?
«Проносит мимо труп врага»
Самый яркий образ времени и самая опасная строка в стихотворении. «Труп врага» диссонирует с остальной лексикой текста. Но если мы имеем дело с набором штампов, то как можно отказаться от наиболее яркого?
«Кидайте в воду камушки, кидайте»
Еще один стандартный образ. Как отзовётся сегодняшнее событие в истории, какие последствия, волны оно вызовет, как долго оно будет аукаться?
«Ловите жизнь в вскипающих кругах»
Реальная жизнь, а не существование начинается с более менее значимых событий и протекает (вот вам и река) в них.
«Плывет река то медленней то круче»
Продолжая предыдущую фразу - очевидно, что насыщенность событиями неоднородна.
«В водоворотах пролетает поворот»
Поворот это что-то объективное, глобальное, неизбежное, что влечёт за собой уже более мелкие, частные события (водовороты). Ну и случаются такие повороты не часто и длительность их прохождения незначительна (пролетает) по сравнению со всем ходом истории или жизни отдельного человека.
«Порог переползает жестким путчем»
Переползает путчем - пожалуй, оксюморон. Но здесь переползает, да еще жестким, окрашивает тяжесть процесса. Порог имеет прямое трактование как препятствие, мучительно преодолеваемое. Кроме того, если вспомнить порог на настоящей реке, то строчка практически дословно описывает процесс его прохождения. Здесь путч не переворот (революция), а от вспучиваться.
«В ущелье узком выгрызает грот»
Аналог «Вода камень точит» - мягкое разрушает твердое, но... со временем.
«На волю вырвется и разольется»
Процесс становления (и разрушения препятствий) пройден. Наступает время стабильности, созидания, созерцания.
«Спокойной синью вровень с алой мглой»
По хронологии повествования наступает вечер (визуально можно спутать с утром). Еще не полная тьма, не застой, не болото, не упадок, не смерть. Река соединяется с небом, они становятся одним целым. Гармония в мире, личной жизни и пр. Время, когда страсти улеглись, накоплены опыт и достаток. Река еще полноводна, сил достаточно, но она уже не разрушает.
«И солнце тихим сердцем бьется»
Мы видим солнце, отраженное в реке, то есть Бог (солнце) вошел в мир (в воду). И еще не старость. «Тихим сердцем бьется» - жизнь идет своим чередом. Легкое волнение, рябь на воде оживляет картину.
«И вербы лист рисует ритм иглой»
Лист опустился в воду и как перо помечает течение реки. Река разлилась, но продолжает движение.
«Куда она вольется? Где не станет Кругов размытых, что взывали жить?»
А что наступает после жизни? Заканчивается ли поток времени? Что ждёт вселенную там, за безвременьем?
«В какие выси ветер прах взметает?»
Намёк на Небеса, вознесение души.
«Где те глубины в коих будем гнить?»
Намёк на ад. Или на отсутствие чего-либо после смерти, окончание времён.
«Бежит река, конец незначен»
Своего рода фатализм. Всё когда-то заканчивается, так стоит ли переживать из-за неизбежности смерти. Надо наслаждаться каждым настоящим (по времени, не по насыщенности) мгновением.
«На берегу играет ребятня»
Всё течёт, всё изменяется. Но и всё повторяется. Рождаются дети, растут, играют в игры как и много поколений назад. «На берегу» - дети как бы не вовлечены в поток истории. У них свой мир, своё время.
«Пускают блинчики, они все скачут, скачут, Едва заметно жизни путь пятня»
Какой след в истории ты оставишь? Хоть пятнышко. Как долго будут жить круги от твоего камушка?
тут мне и крыть нечем) скорее всего аисты уносят матерь на зиму в теплые края, чтобы там из ее утробы доставать капусту, а уже оттуда человеков. Но я могу и ошибаться, это лишь предположение, основанное на "Или нет?"
Чтоб меня возбудить, этих слов недостаточно) А что там за "Или нет?" интересного? заилинет... Когда человек становится человеком... это ж очевидно. - Когда начинает принимать ответственность не только за свои поступки, но и за поступки других. И вообще этот вопрос немного сам себя дискредитирует... когда человек становится человеко... вы уже назвали это существо человеком. Это тоже самое, что спрашивать: Как красное становится красным? Как божья коровка стала божьей коровкой, если бога нет?) Вот последний вопрос гораздо интереснее вашего.
"это ж очевидно" Вам. "последний вопрос гораздо интереснее" Вам. "когда человек становится человеко... вы уже назвали это существо человеком" какое существо? Вы о чём (ответ: о том, что любопытно Вам)? А речь то изначально идёт о реке, но это не интересно Вам и понеслось... "Или нет?"
Так это про речку обычную!? блин, ну сорри тогда, беру все слова свои обратно: я-то подумал, что это образ жизни нашей. Мне так неловко, ей богу. Развел тут демагогию. Еще раз извиняюсь. И да, конечно, Вы правы: все эти "интересности" интересны только мне одному. Простите... А к чему вообще вся эта ваша затея... ах, да, самоанализ, "...за каждой строкой стоит мысль и работа. Может мысль и убогая..." Работа, кстати, тоже может быть убогой, что встречается гораздо чаще. Так зачем все это? ааа, вас "Задолбали критики уровня нравится/не нравится, понял/не понял, тонко/толсто" и да, "Здесь только у Аделиты видел ответственный подход к анализу работ." Вот зачем. Так есть же тема, ее как раз Аделита создала по качеству отзывов, вам туда.
Самоанализ - оно, конечно, хорошо и нужно, но почему на сайте, где начписы выкладывают свои тексты и ждут хоть какой-то реакции, сражаются в поэтических дуэлях, участвуют в турнирах и конкурсах, повышая свое мастерство? Мне вот приятно и от простого "нравится" или "зашло", пожму плечами, если напишут "мимо" или "хрень". В конце концов, чье-то мнение - это не последняя инстанция. А самоанализом я занимаюсь у себя в кровати, под одеялом. Это моё, личное... самоанализ. Думаете, никто не знает, что автор за каждым словом спрятал свою мысль? тут все их прячут, кто-то лучше, кто-то хуже. Может быть стоит устроить конкурс самоанализов? И ждать на них аргументированной критики? Это бред. Ждете развернутого анализа? - напишите шедевр уровня Лермонтова хотя бы, будете потом жаловаться на развернутые отзывы хвалебные и скучать по старым-добрым "тонко/толсто", "нравится/ не нравится" . Самоанализ - отличное качество, но держать его нужно при себе. Все это мое личное мнение. Поправлюсь: самоанализ - это скорее приём, а вот самокритика - отличное качество.
Одиночное выступление по фигурному катанию... А у нас даже посложнее - согласны? Так вот провал под лед случился одним лишь тропом: плывет река. Всё, в топку. Почти всё в топку, так как далее стих плывет от этого, но уже утоп. А в первом четверостишии неважнецки, что оно мозаика - можно менять местами полустрофы в строфе и не будет целостности. Ну, а авторецка выглядит просто бравадой и уже ближе к цирку, не стану об этом, не заслуживает внимания. А вот плывет река - это конечно перл попсовый.
"Бежит река" мы хаваем (у неё же ноги есть), а плыть она не может (вода в воде, всякие взвеси, мусор и не только, что наполняет реку не плывут, но бегут. Ну-ну.
Если вы переходите к рецептам приготовления кормовых смесей в корыте, я пас. Если это была ирония, пойму. Только не стоит, ради красного словца, так не щадно мать, отца... В вашем ракурсе получается, что по реке бегут взвеси и мусор, но не сама река. Классический образ бега реки - всегда по чему-либо, по полю ли, по склону горы ли, по ущелью... Определились? Опускайте шоры брони в три наката и постарайтесь тогда убедить хотя бы меня, как читателя, но грамотного читателя, в том что ваша авторская аллегория плывет река (по реке плывет река) не хохма. (хотя теперь я точно под столом) Учитывая, что объективно река есть по сути поток воды. Каким образом поток воды плывет по потоку воды, и самое любопытное каким способом, кролем, брассом, топориком?
Самоанализ Задолбали критики уровня нравится/не нравится, понял/не понял, тонко/толсто. Хотел показать, что за каждой строкой стоит мысль и работа. Может мысль и убогая, но слова не случайны. Здесь только у Аделиты видел ответственный подход к анализу работ.