13
Один из
персонажей все того же Мураками говорил: «...смысл писательства я вижу в том,
чтобы самому чему-то научиться». Должен сказать, что разделяю эту мысль на все
сто. Добавлю только, что иногда конечная цель – это даже не научиться чему-то
новому, а хотя бы просто разобраться со старым. Разложить по полочкам,
рассортировать по алфавиту, по внешнему виду, по форме, по весу и так далее. Когда
я начал рассказывать эту историю, то вначале хотел просто выплеснуть
накопившееся внутри на бумагу. Просто так – для себя одного и ни для кого
больше. Но постепенно, поднимая одно воспоминание за другим, мое нынешнее «я»
как бы отошло в сторону – вышло за пределы ситуации. Субъективное восприятие
перешло в объективную оценку и анализ. Это похоже на то, как будто врач,
загнавший занозу, рассматривает ее в лупу. Сначала его интересует лишь как бы
побыстрее избавиться от нее. А потом он замечает, какой непривычной формы эта заноза,
и под каким неожиданным углом она вонзилась в палец, и в какой необычный цвет
окрасился близлежащий участок кожи и т.д. И вот, из пострадавшего, желающего
избавиться от боли, он превращается в исследователя-энтузиаста.
Конечно, это
не совсем точное сравнение – никто ведь не будет ставить опыты на своей руке (врачи,
в основном, предпочитают экспериментировать на своих пациентах). Но все же, надеюсь,
так будет хоть немного понятнее, что я пытаюсь сказать.
***
Сессия Ани
благополучно закончилась и наши походы в «Каравеллу» возобновились.
- Конечно,
сдала – ответила она на мой вопрос, скорчив презрительную мину.
- В наше время
студенты стали настолько ленивыми и тупыми в основной своей массе, что стоит
преподавателям заметить у кого-то хоть проблеск собственного мнения по тому или
иному предмету, как они сразу же ставят нормальные оценки.
Отхлебнув
несколько глотков традиционной слабоалкоголки, она задумчиво продолжила:
- Возможно, это
их дань давно забытым идеалам? Как ты думаешь?
- Может быть.
Ведь когда-то они видимо действительно мечтали учить... Это сейчас
преподавателями стают, потому что взятки – очень прибыльное дело.
Не без
гордости я прибавил:
- Однако у нас
такой снисходительности к студентам не наблюдается. Во-первых, с взятками
построже. А во-вторых, для нас, технарей, знания – это кусок хлеба. Не умея
написать программу, программист не получит работы. Также как и механик, не
знающий устройства двигателей внутреннего сгорания. Это у вас, гуманитариев,
идет процесс деградации.
Аня видимо,
была не в настроении спорить.
- Может, ты и
прав – кивнула она.
Я ее понимаю.
Когда мне удается сдать сессию без единой пересдачи – я тоже склонен относиться
ко всем благодушно. Вот только в её тоне я уловил капельку грусти – или мне
показалось? Она допила свою бутылку и без стука поставила ее на стол.
- Поедем в
кино?
- Сейчас?
- Да. У меня
билеты есть на вечерний сеанс. Комедия какая-то. Знакомые смотрели, говорят –
умора. Ну, пожалуйста-а-а...
- Да ради
Бога. Кино – так кино. Не пропадать же билетам, в самом деле...
- Ура!
Почему-то у
меня было такое ощущение, что сзади скрипнула дверь. Такая огромная
металлическая дверь… Глюки, наверное.
***
Комедия, наверное,
была и вправду смешной. Если честно, я уже не помню ни ее сюжета, ни названия –
помню только, что в главной роли играл Пьер Ришар. Мое внимание было приковано
к Ане, которая в перерывах между приступами смеха умудрилась испустить около
десятка таких печальных вздохов, что Пьер, если увидел их, заплакал бы
посередине своей комедии.
Положив свою
руку поверх её, я наклонился к Ане и спросил:
- Эй, ну что с
тобой? Что-то случилось?
В ответ она
глянула на меня так печально, что я уже подумал – сейчас заплачет. Но она лишь
молча отрицательно покачала головой. А потом сказала с вымученной улыбкой:
- Давай
смотреть фильм.
- Ладно.
Я хотел убрать
свою руку, но она накрыла её сверху своей теплой ручкой, не поворачивая головы
ко мне. Вот так мы и сидели – моя правая рука поверх её левой, а её правая – поверх
моей.
И опять мне
показалось, что я услышал скрип за спиной. И тут же ощутил легкое движение
воздуха. Как будто кто-то очень быстро начал закрывать дверь. Ту самую огромную
металлическую дверь…
Когда я
оглянулся, то натолкнулся на смеющуюся физиономию пожилого мужчины увлеченно
смотрящего комедию.
***
После
просмотра фильма мы не спеша, шли широкими аллеям парка. В небе светила
огромная, полная луна. Внезапно остановившись, Аня повернулась ко мне и
выпалила:
- Отцу
предложили повышение.
Я не увидел в
этом ничего плохого:
- Так это же
хорошо.
- Повышение до
заведующего отделением его фирмы в Новосибирске.
- В Новосибирске?
Так значит, ему придется переехать туда?
- Мы все
переезжаем. Завтра…
В голове у
меня раздался приглушенный звон – как от удара метала по металлу, когда
огромные металлические двери впечатываются с силой в дверной проем.
- А как же
универ? Неужели бросишь?
- Меня
переводят на такой же факультет без потери курса. Я еще даже не знаю, как
называется ВУЗ, а меня уже зачислили. Отец
обо всем позаботился. Для него это повышение крайне важно.
Я стоял, не
зная, что сказать. Аня тоже молчала. Потом, глядя мне в глаза, спросила:
- Как ты
думаешь, если бы твоя герань знала, что ты скоро покинешь её надолго – она бы
дала хоть раз дотронуться к себе?
Я не мог
понять, куда она клонит.
- Не знаю.
Если бы она могла понять что …
- Поцелуй
меня.
Я резко
оборвал свою речь. Теперь до меня дошло.
Ключ в дверях
медленно повернулся с той стороны. Внезапно я ощутил себя запертым в огромной
темной комнате. С высоким потолком и гладкими скользкими стенами. Было так
темно, и так тихо… И в этой тишине, сначала едва слышно, а потом все громче и громче
зазвучала чуть слышная мелодия – та, которая снилась мне во всех снах, которых
я не мог вспомнить утром – сейчас я почему-то знал это точно. Волшебная,
прекрасная до невозможности мелодия.
Удивительные
волосы Ани, наполненные тем самым внутренним светом, мягко освещали её лицо.
Приблизившись, я наклонился и нашел в полумраке её губы. Сначала мы целовались
медленно, нежно, а потом – исступленно и жадно, предчувствуя, что расставание
будет долгим, очень долгим...
Полчаса спустя
мы поехали ко мне…
14
Утром я провел
Аню к ее квартире.
- Я позвоню
тебе, когда мы будем отправляться.
- Хорошо. Я
буду ждать.
По дороге
домой я зашел в супермаркет и купил упаковку трубочек. А когда пришел домой, то
достал холодильника бутылку старой доброй «Pepsi» и лежа на диване, принялся пить её из трубочки. Мелодия,
игравшая в моей голове, после вчерашней ночи не возвращалась. Однако ощущения
запертой комнаты не покидало. Только сейчас её стены были прозрачными. Но даже
будучи невидимой, она давила на меня своей громадностью. И безмолвием. Я даже
не стал сразу включать музыку – боялся, что не услышу её в этой тишине. Но
потом все же включил. Наугад выбрал диск «Наутилуса». А потом лег обратно на
диван и приготовился слушать.
Слух к счастью
меня не подвел. Из динамиков уверенно звучал голос Вячеслава Бутусова:
Я стою у окна, я смотрю за окно, я считаю
шаги –
Еще вчера я видел дома на другом берегу неподвижной
реки.
Но опустился туман, больше нет ничего.
Не видно – ничего не видно, и нет огней.
Я стою с тобой перед белой стеной,
Мы стоим одни:
Белая стена – смотри – не смотри, и пой ей
песню – не пой –
Она не расскажет тебе, того, что будет со
мной
И что же, что же приключится с тобой и со
мной...
Я закрою глаза рукой,
Чтобы память вернула мне
(Вернула хотя бы во сне)
Воду в реке, дома за рекой.
Мы стоим перед белой стеной,
Стоим перед белой стеной,
Стоим перед белой стеной...
***
Аня позвонила
без пятнадцати два.
- Можешь
придти? Мы уже погрузили вещи…
Могу? Да я
побежал, так быстро, как только мог! Через две минуты я уже стоял у её подъезда
и обнимал, обещая вновь и вновь, что все будет хорошо, что скоро приеду её
навестить:
- Вот только
сессию сдам – и сразу же приеду. Ну что ты плачешь? Это ж меньше месяца, все
будет хорошо, все...
И так мы
простояли еще минут пятнадцать. Потом машина, стоявшая возле угла дома
просигналила и Аня, отстранившись от меня, сказала:
- Пора... Я
позвоню, как только пересядем в самолет...
Я не стал её
провожать до машины. Просто стоял и смотрел, как она шла, постоянно оглядываясь,
даже не пытаясь вытереть текущие по её лицу слезы. Перед тем, как сесть в
такси, она помахала мне рукой. И махала, пока машина не скрылась за углом.
Минут двадцать,
после того как они уехали, я всё так же стоял, не в силах сдвинутся с места. Как
же неожиданно все это закрутилось. Два месяца дружбы – и одни сутки любви.
Какая шутка судьбы! Злая шутка.
Почему я
всегда прозреваю слишком поздно?
15
Голос Педро
был какой-то убитый, и это меня сразу насторожило:
- Ты смотрел
новости?
- Нет, а что?
- Быстрее
включай... Скоро будет повторный выпуск... Аня...
Бросив трубку,
я метнулся к телику. Включил и стал смотреть. По городскому каналу передавали экстренный
выпуск новостей. Диктор, не мигая, смотрела прямо на меня и бойко торохтела:
- Еще раз
сообщаем о страшной аварии происшедшей в двенадцати километрах от Города. Водитель
грузовика, не справившись с управлением, вылетел на встречную полосу, в результате
чего произошло столкновение с легковым автомобилем городской транспортной компании
«Такси-00…». По сообщениям очевидцев, причиной аварии стала неплотно закрытая
крышка капота грузовика, поднявшаяся вследствие порыва ветра и закрывшая
водителю грузовика обзор.
В результате
столкновения было убито четыре человека – водитель грузовика и трое пассажиров такси. Водитель такси в
тяжелом состоянии доставлен в больницу. По документам найденным на месте аварии
были установлены личности жертв ДТП...
Дальше я не
слушал. С экрана телевизора на меня смотрела с фотографии паспорта Аня.
Серьезные зеленовато-карие глаза смотрели с немым упрёком. Словно спрашивали: «Почему
же ты меня отпустил? Как ты мог?»
Я стоял, не в
силах отвести глаз. В голове не было никаких мыслей. Просто стоял и смотрел на
эту фотографию. Я видел её даже после того, как диктор так же бойко начала
рассказывать о чем-то другом. Видел эти глаза, эти золотистые волосы, которые я
гладил всего несколько часов назад. Видел и знал, что до конца жизни буду
задавать себе один и тот же вопрос: «Как же я мог тебя отпустить?»
***
Я не помню
событий нескольких следующих дней. Даже сейчас, по прошествии нескольких лет,
воспоминания ускользают сквозь пальцы, когда я пытаюсь их поймать. На похороны
я не поехал – не смог себя заставить. Педро рассказывал, что там было всего
несколько родственников и представители фирмы, где работал отец Ани. Не знаю,
был ли там Михаил Иванович из «Перевала» - Педро не знал его в лицо. Наверное,
все же был – пришел проводить в последний путь своего старого друга и горячо
любимую «Аннушку»...
Той осенью я окончательно
повзрослел. Быстро и мучительно. Я больше не искал себе музыкальных кумиров, не
перебирал пивом – все стало одинаково серым и безвкусным. И – безразличным.
А еще, я стал
значительно меньше любить Город. Город, который так быстро и так равнодушно
забывает о своих погибших детях...
***
Эпилог
Начиная писать
эту историю, я до последнего момента не знал – хватит ли у меня мужества дописать
её. Я рад, что хватило. Как вы понимаете, такие истории не пишутся от хорошей
жизни. Я тоже пережил утрату, которую мне не дано восполнить никогда. Но о ней я
не собираюсь рассказывать никому. В то же время молчать, когда тебя всего
выворачивает изнутри – невозможно. Поэтому я написал вот этот рассказ. Не знаю, станет ли мне теперь легче, но, по
крайней мере, так я выплачиваю хоть мизерную часть своего долга. Того долга,
что каждый из нас имеет перед мертвыми.
И еще, если
после прочтения этого рассказа вы сможете хоть немного по-другому взглянуть на
окружающих людей – я буду удовлетворен. Ведь ценить людей, которые рядом – так
трудно, пока их не потеряешь. Не допускайте подобной ошибки.
А если ваша
одинокая вселенная когда-нибудь пересечется с чьей-то другой – по дружбе или по
любви – умейте ценить каждый миг такой близости.
Берегите друг
друга...
Nowhere, 25.04.2008