Короткое описание: Уважаемые авторы, не выполняйте, пожалуйста "укусы за попку": лексические повторы не столь важное замечание для этой работы. Если можете, прокомментируйте основную мысль собственным опытом. Заранее спасибо за понимание!
Эссе
Смерть черновика
Опять я печатаю. Здесь и сейчас, в
конкретную минуту. Слова побуквенно со стуком клавиш появляются на экране. Это
происходит быстро, можно сказать «безболезненно». Слишком быстро. Не
понравилось – они исчезают. Сразу, все вместе. И опять стук клавиш – синкопами
с затактами-раздумьями. Напечатано предложение. Абзац. Страница. Обдумываю. Или
так: Предложение. Обдумываю. Абзац. Обдумываю. Страница. Обдумываю. Так? Как
угодно. Рефлексия текста происходит «в паузах». Часто текст опережает,
опорожняет или перегружает мысль. Приходится осознавать написанное. Труднее не
придумывать, а осознавать, именно осознавать. Я практически не властен над
рождением мысли, я только воспитываю этого капризного ребёнка. Причём, если мне
не нравится с ним возиться – сотру: сдам в детдом и забуду. Никто меня не
осудит, никто меня не накажет. Написанное измеряю страницами. Горжусь. Считай,
готовая книга – распечатать только!
Я ещё помню время, когда в детстве у
меня не было компьютера, когда я писал на бумаге. Совсем другое время было;
ощущение было другое.
Когда-то, когда у меня уже появился
компьютер, я стал задумываться над новым, некомфортным ощущением, возникающим в
процессе письма, точнее, печатания. Сначала было непонятно, из-за чего оно. Но
потом озарило: «У меня отняли черновик! Что же теперь со мной будет?» Ощущение
дискомфорта сопутствовало мне и даже сейчас не оставляет. Снизилась
чувствительность: писать надо постоянно, в электронном формате это удобнее,
быстрее. Но задумываться над этим вопросом я не прекратил.
Собственно, это небольшое сочинение –
попытка прояснить «состав преступления»: вину, обстоятельство, найти
пострадавших, выдвинуть обвинения. Я не знаю, к чему приведёт это расследование,
именно потому, что оно «расследование». Поэтому также мной выбрана такая
художественная форма – «эссе». Ещё – в этом сочинении я буду опираться, в
основном, на собственные ощущения, связывая их собственными мыслями: отсутствие
знакомых авторов, которых бы занимал этот вопрос, тому виной. Надеюсь, что меня
может услышать кто-нибудь заинтересованный. Он завяжет диалог, который,
перерастя в полилог, в свою очередь, начнёт выявлять заветную и желаемую
объективную реальность.
Сделаем ещё одну оговорку и двинемся
в путь. Информационное общество вынудило писать самостоятельные тексты
практически всех, каким-либо образом связанных с ним. Меня интересуют процессы,
происходящие именно с этим человеком – «человеком пишущим». Причём, меня более
интересуют те люди, которые молоды, которые с самого начала своего
практического письменного творчества столкнулись с электронной формой печатания
текста. Очень интересно было бы рассмотреть переход от печатной машинки к
компьютеру, но, к сожалению, я не обладаю достаточным багажом опыта, чтобы
говорить об этом.
Я считаю, что
изменения, происходящие в языке, его
организации, порождают изменения в человеческом сознании. Конкретный пример
этой взаимосвязи, актуальнейшее сейчас изменение- исчезновение черновика, повлекшее за собой
изменение сознания «человека пишущего».
Немного нестандартное и своеобразное
начало моего эссе продиктовано желанием более живо представить сам исследуемый
процесс и стремлением побудить читателя к собственным ощущениям и размышлениям
по поводу электронного печатания.
Проясним смысл и значение самого
понятия «черновик». Черновик – некоторое пространство, в котором происходит
отбор мыслей, выстраивание грамматических конструкций, служащих основой
создаваемому тексту. Он обычно чётко отграничивается от этого готового продукта
отношением к нему самого автора. Черновик часто читает только он сам или очень
близкие люди, для черновика характерен постоянный эксперимент и проч.
Что же произошло с ним, с Черновиком?
Он исчез, по крайней мере, для меня. Его нет, когда создаётся текст, даже,
конкретно, этот. Это объясняется особенностями печатания в текстовом редакторе:
здесь проблематично и практически невозможно зачеркнуть текст, его приходится
просто стирать. В результате забываются многие черновые, «зачёркнутые в
небытие» мысли. Текст перестраивается множество раз. Возникают и исчезают с
большой скоростью новые мысли.
Ты устаёшь, проделывая множество
ненужной работы. На листе бумаги она просто оставалась бы, к ней можно было бы
всегда вернуться. Часто бывает, что через час-два письменного труда перед тобой
опять белый экран. Уходишь спать или заниматься другим делом неудовлетворённый,
без хотя бы малого результата. А черновик, даже самый гадкий, всегда можно
достать из мусора, перечитать и извлечь уничтоженные в пылу самокритики мысли –
чтобы потом двигаться сначала, но не «с нуля».
Черновик предполагает медленную
скорость письма – ручкой по бумаге. Печатание происходит значительно быстрее:
грубо говоря, вместо одного рукописного слова возникают три-четыре. Предложения
становятся перегруженными словами, которые неосознанны, рискну сказать больше,
они приходят из подсознания. То есть, разум упускает власть над словами, из-за
чего потом ему приходится бороться с подсознанием, что очень трудно. Борьба
сознания и подсознания «кровопролитна»: человечество до сих пор не может
решить, что из них стоит во главе.
Меняется также и характер рефлексии
текста автором. В черновике, двигаясь от предложения к предложению, даже и не
думаешь о том, что будущий текст представляет целиком. На печатной странице всё
как на ладони: на виду большее время находятся «глобальные» процессы. Начинаешь
думать о том, как предложение «смотрится» не только относительно «родного»
абзаца, но и более масштабных фрагментов текста. То есть, становятся видны смыслы,
определяемый контекстами более высокого порядка.
Особую роль в процессе письма играет
восприятие пишущим своего текста как страницы из книги. Поясню: сейчас
множество научных трудов, художественных произведений и проч. существуют в
электронном виде. Создаётся впечатление, что между «твоим» и «чужим»
(Пушкинским, Лермонтовским, …) нет никакой разницы. Раньше, читая книгу,
человек явно осознавал её отличие от кипы своих измаранных листов.
В результате, стирается грань между
классическими авторитетами и самим пишущим. Ведь не нужно издавать свой труд.
Текст, распечатанный, выглядит точно так же, как и книга. Наступает желаемое
самоудовлетворение, часто ничем не обоснованное. Получается, что каждый вправе
писать по своим законам, не равняясь ни на кого, создавая, в итоге, такой же
бессмертный «продукт».
Я могу перечислить ещё ряд подобных наблюдений,
но считаю их в данный момент излишними. Ранее мной было заявлено, что цель
этого эссе – привлечь к дискуссии. И тем лучше будет, если я, не растекаясь
мыслью по древу, отчётливо произнесу в ней первую реплику, то есть, выскажу
аргументированный тезис. Сейчас, как мне кажется, лучше перейти непосредственно
к его сути: выяснить, как же, в какие стороны произошли изменения в сознании
«человека пишущего»?
Из вышесказанного следует, что ещё
более повысилась человеческая самооценка, изменилось положение человека
относительно других индивидов: возникла необъективная оценка собственных
действий и действий других, которая ещё более возвысила среднестатистического
человека над животным миром и себе подобными. Наградой за это всё стала большая
раздражительность и усталость; конкретный результат более низкого уровня и
качества, чем ранее.
Одним словом, общество всё дальше и
глубже уходит в самодостаточное информационное пространство, сутью которого
является перетекание больших объёмов информации, практически не сопровождающееся
появлением нового знания.
По моему мнению, «смерть черновика» -
один из последних этапов смерти авторства, когдаконкретный текст принадлежит всем и неважно,
кто его создал. Теперь автор («человек пишущий»), лишившись черновика,
являвшегося переходным звеном между ним и готовым текстом,уже ничем не защищен от законов готового
текста и принадлежит вместе с ним читателю, являясь читателем самого себя:
субъект и объект сходятся в этом едином тексте.
Sanctus Aurelius Augustinus: Исповедь. Книга одинадцатая
Оценка: 3 Причина: тема интересная, когда читаешь, хочется узнать до чего же дошел автор в своих рассуждениях. язык, которым написано эссе мне не понравился, на мой вкус суховато. "И тем лучше будет, если я, не растекаясь мыслью по древу, отчётливо произнесу в ней первую реплику, то есть, выскажу аргументированный тезис" - это фраза в почти конце текста звучит смешно. а мыслью по древу вы все-таки растекаетесь. например, "Немного нестандартное и своеобразное начало моего эссе продиктовано желанием более живо представить сам исследуемый процесс и стремлением побудить читателя к собственным ощущениям и размышлениям по поводу электронного печатания." - это просто жутко. В одном предложении вы сумели похвалить себя (на мой взгляд несколько не заслужено): начало своеобразное, нестандартное и вы всё так живо представили, - и фактически обозвать читателя не думающим и инертным. Его пришлось пол-эссе расталкивать, чтоб он наконец начал думать и ощущать! "изменения, происходящие в языке, его организации, порождают изменения в человеческом сознании". Это фраза меня возмутила. С учетомтого, что автор выделил ее курсивом он считает ее важной. Скажу просто: Я считаю. что изменения, проиходящие в человеческом сознании, порождают изменения в языке. "возвысила среднестатистического человека над себе подобными" - это как? кто ж его возвысит он же среднестатистический! Теперь к самой теме рассуждений. Расскажу о своих отношениях с черновиками. Ни один рассказ,который я писала на бумаге у меня не хватило сил переделать, в самом тексте встречались исправления,но не так много. когда я пишу за компьютером, я сижу над каждым предложением, пока оно не будет максимально отшлифовано по моему мнению, либо, что нравится мне гораздо меньше, пишу черновик, через несколько недель перечитываю и правлю. Полагаю, что около 95% мыслей, исчезающих в небытие, благодаря компьютеру, туда и дорога. неумение вычеркивать слишком часто встречается. жалко же! сам написал! компьютер упрощает эту задачу. с увеличением скорости письма я тоже не согласна. если ты пишешь на компьтере, что за абсурдная идея, печатать со всей возможной скоростью?? а вот насчет восприятия своего текста как страницы книги, я с вами согласна. браво! я не удержусь и расскажу историю в подтверждение вашей мысли. когда я только начала писать стихи, они само собой были ужасны(как дела обстоят сейчас не обсуждаю здесь). я записывала их в красивую тетрадку и давала почитать знакомым. компьютера у меня тогда не было ив какой же я пришла бурный восторг, когда, придя к одной из знакомой в гости, я увидела листок со своими стихами на стене. они были напечатаны! в этот момент я действительно испытала, что такое неожиданно нагрянувшая мировая слава. НО! при достаточной самокритичности автора, это должно скоро пройти, хотя... я лично очень привязана к книгам, для тех, кто лет на 5 младше между компьтерным текстом и книгой, вероятно, стоит знак равенства. с несколькими последняя абзацами я совершенно не согласно. не знаю, как там обстоят дела с "человеком пишущим", но уверена, что для писателей компьютер - просто более удобный инструмент для выполнения того, что они так любят - писать.
Дмитрий, вы, как раз и подтвердили мою мысль: было сказано именно об увеличивающейся скорости "неуспевания" за мыслью, что и способствует потере контроля сознания над текстом. Спасибо, ваша мысль по поводу повышения общего уровня во временной перспективе интересна. Но именно во временной. Помню, была такая загадка: если всё в галактике увеличится в 2 раза, заметим ли мы это?)) Антон, спасибо за конструктивную разностороннюю критику.
Во многом верно, но кое в чём спорно. Лично я не считаю, что черновик умер. То есть, конечно, я уже не пишу тексты на бумаге, однако иногда, когда под рукой нет компьютера, я довольствуюсь тем, что есть. Все свои мысли, все задумки я записываю в черновик. В нём же я составляю план произведения, записываю последовательность событий, ассоциации, мысли, приходящие мне на ум когда я задумываюсь о сюжете. Наконец, просто фрагменты частей и глав. К тому же я создаю черновик и на компьютере, и сверяюсь с ним при создании оригинального текста (хотя я так делаю не всегда). Далее... Предложения становятся перегруженными словами, которые неосознанны, рискну сказать больше, они приходят из подсознания. То есть, разум упускает власть над словами - с этим тоже не вполне согласен. Когда я пишу на бумаге, я часто не успеваю за собственной мыслью. На комьютере, как правильно было замечено, получается быстрее, и всё равно не успеваю. Так что у меня ничего неосознанного нет. Так же спорным считаю третий с конца абзац. Я думаю, что создание текстов на компьютере позволяет человеку быстрее учиться грамотно выражать свою мысль, и уже в этом проблема - слишком много появляется авторов довольно высокого уровня. Вы в праве со мной не согласиться.
Весьма недурно. Понравился стиль изложения мыслей. Практически безукоризнено, не читая пары мелких недочетов... а именно: 1) вместо одного рукописного слова возникают три-четыре. - каких? 2)словами, которые неосознанны, - лучше просто "неосознанными словами". 3)Из вышесказанного следует, что ещё более повысилась человеческая самооценка, - лучше заменить на "возросла/выросла" а то у вас там второй раз что-то возвышается) И это не укус за попу, повторения в начале текста действительно смотрятся неплохо.
Со смыслом похуже. Временами тяжело уловить о чем речь. Но в целом с мыслями согласен. В общем занимательный вышел соц. анализ, на четыре с плюсом потянет.