» Проза » Вне категории

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Смерть черновика
Степень критики: эссеистика
Короткое описание:
Уважаемые авторы, не выполняйте, пожалуйста "укусы за попку": лексические повторы не столь важное замечание для этой работы. Если можете, прокомментируйте основную мысль собственным опытом. Заранее спасибо за понимание!


Эссе

 

 

 


Смерть черновика

 

 

 

 

Опять я печатаю. Здесь и сейчас, в конкретную минуту. Слова побуквенно со стуком клавиш появляются на экране. Это происходит быстро, можно сказать «безболезненно». Слишком быстро. Не понравилось – они исчезают. Сразу, все вместе. И опять стук клавиш – синкопами с затактами-раздумьями. Напечатано предложение. Абзац. Страница. Обдумываю. Или так: Предложение. Обдумываю. Абзац. Обдумываю. Страница. Обдумываю. Так? Как угодно. Рефлексия текста происходит «в паузах». Часто текст опережает, опорожняет или перегружает мысль. Приходится осознавать написанное. Труднее не придумывать, а осознавать, именно осознавать. Я практически не властен над рождением мысли, я только воспитываю этого капризного ребёнка. Причём, если мне не нравится с ним возиться – сотру: сдам в детдом и забуду. Никто меня не осудит, никто меня не накажет. Написанное измеряю страницами. Горжусь. Считай, готовая книга – распечатать только!

Я ещё помню время, когда в детстве у меня не было компьютера, когда я писал на бумаге. Совсем другое время было; ощущение было другое.

 

Когда-то, когда у меня уже появился компьютер, я стал задумываться над новым, некомфортным ощущением, возникающим в процессе письма, точнее, печатания. Сначала было непонятно, из-за чего оно. Но потом озарило: «У меня отняли черновик! Что же теперь со мной будет?» Ощущение дискомфорта сопутствовало мне и даже сейчас не оставляет. Снизилась чувствительность: писать надо постоянно, в электронном формате это удобнее, быстрее. Но задумываться над этим вопросом я не прекратил.

Собственно, это небольшое сочинение – попытка прояснить «состав преступления»: вину, обстоятельство, найти пострадавших, выдвинуть обвинения. Я не знаю, к чему приведёт это расследование, именно потому, что оно «расследование». Поэтому также мной выбрана такая художественная форма – «эссе». Ещё – в этом сочинении я буду опираться, в основном, на собственные ощущения, связывая их собственными мыслями: отсутствие знакомых авторов, которых бы занимал этот вопрос, тому виной. Надеюсь, что меня может услышать кто-нибудь заинтересованный. Он завяжет диалог, который, перерастя в полилог, в свою очередь, начнёт выявлять заветную и желаемую объективную реальность.

Сделаем ещё одну оговорку и двинемся в путь. Информационное общество вынудило писать самостоятельные тексты практически всех, каким-либо образом связанных с ним. Меня интересуют процессы, происходящие именно с этим человеком – «человеком пишущим». Причём, меня более интересуют те люди, которые молоды, которые с самого начала своего практического письменного творчества столкнулись с электронной формой печатания текста. Очень интересно было бы рассмотреть переход от печатной машинки к компьютеру, но, к сожалению, я не обладаю достаточным багажом опыта, чтобы говорить об этом.


 Я считаю, что изменения, происходящие в языке, его организации, порождают изменения в человеческом сознании. Конкретный пример этой взаимосвязи, актуальнейшее сейчас изменение  - исчезновение черновика, повлекшее за собой изменение сознания «человека пишущего».

 

Немного нестандартное и своеобразное начало моего эссе продиктовано желанием более живо представить сам исследуемый процесс и стремлением побудить читателя к собственным ощущениям и размышлениям по поводу электронного печатания.

 

Проясним смысл и значение самого понятия «черновик». Черновик – некоторое пространство, в котором происходит отбор мыслей, выстраивание грамматических конструкций, служащих основой создаваемому тексту. Он обычно чётко отграничивается от этого готового продукта отношением к нему самого автора. Черновик часто читает только он сам или очень близкие люди, для черновика характерен постоянный эксперимент и проч.

Что же произошло с ним, с Черновиком? Он исчез, по крайней мере, для меня. Его нет, когда создаётся текст, даже, конкретно, этот. Это объясняется особенностями печатания в текстовом редакторе: здесь проблематично и практически невозможно зачеркнуть текст, его приходится просто стирать. В результате забываются многие черновые, «зачёркнутые в небытие» мысли. Текст перестраивается множество раз. Возникают и исчезают с большой скоростью новые мысли.

Ты устаёшь, проделывая множество ненужной работы. На листе бумаги она просто оставалась бы, к ней можно было бы всегда вернуться. Часто бывает, что через час-два письменного труда перед тобой опять белый экран. Уходишь спать или заниматься другим делом неудовлетворённый, без хотя бы малого результата. А черновик, даже самый гадкий, всегда можно достать из мусора, перечитать и извлечь уничтоженные в пылу самокритики мысли – чтобы потом двигаться сначала, но не «с нуля».

Черновик предполагает медленную скорость письма – ручкой по бумаге. Печатание происходит значительно быстрее: грубо говоря, вместо одного рукописного слова возникают три-четыре. Предложения становятся перегруженными словами, которые неосознанны, рискну сказать больше, они приходят из подсознания. То есть, разум упускает власть над словами, из-за чего потом ему приходится бороться с подсознанием, что очень трудно. Борьба сознания и подсознания «кровопролитна»: человечество до сих пор не может решить, что из них стоит во главе.

Меняется также и характер рефлексии текста автором. В черновике, двигаясь от предложения к предложению, даже и не думаешь о том, что будущий текст представляет целиком. На печатной странице всё как на ладони: на виду большее время находятся «глобальные» процессы. Начинаешь думать о том, как предложение «смотрится» не только относительно «родного» абзаца, но и более масштабных фрагментов текста. То есть, становятся видны смыслы, определяемый контекстами более высокого порядка.

Особую роль в процессе письма играет восприятие пишущим своего текста как страницы из книги. Поясню: сейчас множество научных трудов, художественных произведений и проч. существуют в электронном виде. Создаётся впечатление, что между «твоим» и «чужим» (Пушкинским, Лермонтовским, …) нет никакой разницы. Раньше, читая книгу, человек явно осознавал её отличие от кипы своих измаранных листов.

В результате, стирается грань между классическими авторитетами и самим пишущим. Ведь не нужно издавать свой труд. Текст, распечатанный, выглядит точно так же, как и книга. Наступает желаемое самоудовлетворение, часто ничем не обоснованное. Получается, что каждый вправе писать по своим законам, не равняясь ни на кого, создавая, в итоге, такой же бессмертный «продукт».

Я могу перечислить ещё ряд подобных наблюдений, но считаю их в данный момент излишними. Ранее мной было заявлено, что цель этого эссе – привлечь к дискуссии. И тем лучше будет, если я, не растекаясь мыслью по древу, отчётливо произнесу в ней первую реплику, то есть, выскажу аргументированный тезис. Сейчас, как мне кажется, лучше перейти непосредственно к его сути: выяснить, как же, в какие стороны произошли изменения в сознании «человека пишущего»?

Из вышесказанного следует, что ещё более повысилась человеческая самооценка, изменилось положение человека относительно других индивидов: возникла необъективная оценка собственных действий и действий других, которая ещё более возвысила среднестатистического человека над животным миром и себе подобными. Наградой за это всё стала большая раздражительность и усталость; конкретный результат более низкого уровня и качества, чем ранее.

Одним словом, общество всё дальше и глубже уходит в самодостаточное информационное пространство, сутью которого является перетекание больших объёмов информации, практически не сопровождающееся появлением нового знания.

По моему мнению, «смерть черновика» - один из последних этапов смерти авторства, когда  конкретный текст принадлежит всем и неважно, кто его создал. Теперь автор («человек пишущий»), лишившись черновика, являвшегося переходным звеном между ним и готовым текстом,  уже ничем не защищен от законов готового текста и принадлежит вместе с ним читателю, являясь читателем самого себя: субъект и объект сходятся в этом едином тексте.   

Sanctus Aurelius Augustinus: Исповедь. Книга одинадцатая

Свидетельство о публикации № 2511 | Дата публикации: 13:32 (18.06.2008) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 506 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 4
0 Спам
4 madcap   (03.08.2008 00:12) [Материал]
Оценка: 3
Причина: тема интересная, когда читаешь, хочется узнать до чего же дошел автор в своих рассуждениях. язык, которым написано эссе мне не понравился, на мой вкус суховато.
"И тем лучше будет, если я, не растекаясь мыслью по древу, отчётливо произнесу в ней первую реплику, то есть, выскажу аргументированный тезис" - это фраза в почти конце текста звучит смешно.
а мыслью по древу вы все-таки растекаетесь. например, "Немного нестандартное и своеобразное начало моего эссе продиктовано желанием более живо представить сам исследуемый процесс и стремлением побудить читателя к собственным ощущениям и размышлениям по поводу электронного печатания." - это просто жутко. В одном предложении вы сумели похвалить себя (на мой взгляд несколько не заслужено): начало своеобразное, нестандартное и вы всё так живо представили, - и фактически обозвать читателя не думающим и инертным. Его пришлось пол-эссе расталкивать, чтоб он наконец начал думать и ощущать!
"изменения, происходящие в языке, его организации, порождают изменения в человеческом сознании". Это фраза меня возмутила. С учетомтого, что автор выделил ее курсивом он считает ее важной. Скажу просто: Я считаю. что изменения, проиходящие в человеческом сознании, порождают изменения в языке.
"возвысила среднестатистического человека над себе подобными" - это как? кто ж его возвысит он же среднестатистический!
Теперь к самой теме рассуждений. Расскажу о своих отношениях с черновиками. Ни один рассказ,который я писала на бумаге у меня не хватило сил переделать, в самом тексте встречались исправления,но не так много. когда я пишу за компьютером, я сижу над каждым предложением, пока оно не будет максимально отшлифовано по моему мнению, либо, что нравится мне гораздо меньше, пишу черновик, через несколько недель перечитываю и правлю.
Полагаю, что около 95% мыслей, исчезающих в небытие, благодаря компьютеру, туда и дорога. неумение вычеркивать слишком часто встречается. жалко же! сам написал! компьютер упрощает эту задачу.
с увеличением скорости письма я тоже не согласна. если ты пишешь на компьтере, что за абсурдная идея, печатать со всей возможной скоростью??
а вот насчет восприятия своего текста как страницы книги, я с вами согласна. браво! я не удержусь и расскажу историю в подтверждение вашей мысли. когда я только начала писать стихи, они само собой были ужасны(как дела обстоят сейчас не обсуждаю здесь). я записывала их в красивую тетрадку и давала почитать знакомым. компьютера у меня тогда не было ив какой же я пришла бурный восторг, когда, придя к одной из знакомой в гости, я увидела листок со своими стихами на стене. они были напечатаны! в этот момент я действительно испытала, что такое неожиданно нагрянувшая мировая слава. НО! при достаточной самокритичности автора, это должно скоро пройти, хотя... я лично очень привязана к книгам, для тех, кто лет на 5 младше между компьтерным текстом и книгой, вероятно, стоит знак равенства.
с несколькими последняя абзацами я совершенно не согласно.
не знаю, как там обстоят дела с "человеком пишущим", но уверена, что для писателей компьютер - просто более удобный инструмент для выполнения того, что они так любят - писать.

0 Спам
3 to4kaRU   (18.06.2008 15:29) [Материал]
Дмитрий, вы, как раз и подтвердили мою мысль: было сказано именно об увеличивающейся скорости "неуспевания" за мыслью, что и способствует потере контроля сознания над текстом. Спасибо, ваша мысль по поводу повышения общего уровня во временной перспективе интересна. Но именно во временной. Помню, была такая загадка: если всё в галактике увеличится в 2 раза, заметим ли мы это?))
Антон, спасибо за конструктивную разностороннюю критику.

Жду новых отзывов!


0 Спам
2 limonio   (18.06.2008 14:54) [Материал]
Во многом верно, но кое в чём спорно.
Лично я не считаю, что черновик умер. То есть, конечно, я уже не пишу тексты на бумаге, однако иногда, когда под рукой нет компьютера, я довольствуюсь тем, что есть. Все свои мысли, все задумки я записываю в черновик. В нём же я составляю план произведения, записываю последовательность событий, ассоциации, мысли, приходящие мне на ум когда я задумываюсь о сюжете. Наконец, просто фрагменты частей и глав. К тому же я создаю черновик и на компьютере, и сверяюсь с ним при создании оригинального текста (хотя я так делаю не всегда).
Далее...
Предложения становятся перегруженными словами, которые неосознанны, рискну сказать больше, они приходят из подсознания. То есть, разум упускает власть над словами - с этим тоже не вполне согласен. Когда я пишу на бумаге, я часто не успеваю за собственной мыслью. На комьютере, как правильно было замечено, получается быстрее, и всё равно не успеваю. happy Так что у меня ничего неосознанного нет.
Так же спорным считаю третий с конца абзац. Я думаю, что создание текстов на компьютере позволяет человеку быстрее учиться грамотно выражать свою мысль, и уже в этом проблема - слишком много появляется авторов довольно высокого уровня.
Вы в праве со мной не согласиться.

0 Спам
1 Вооm   (18.06.2008 13:57) [Материал]
Весьма недурно. Понравился стиль изложения мыслей. Практически безукоризнено, не читая пары мелких недочетов... а именно:
1) вместо одного рукописного слова возникают три-четыре. - каких?
2)словами, которые неосознанны, - лучше просто "неосознанными словами".
3)Из вышесказанного следует, что ещё более повысилась человеческая самооценка, - лучше заменить на "возросла/выросла" а то у вас там второй раз что-то возвышается) И это не укус за попу, smile повторения в начале текста действительно смотрятся неплохо.

Со смыслом похуже. Временами тяжело уловить о чем речь. Но в целом с мыслями согласен. В общем занимательный вышел соц. анализ, на четыре с плюсом потянет.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com