«Согласно... порядку, амебы живут
в воде, человек стоит на ногах, а не на голове, а звезды вращаются в небе по
крошечной спирали — крошечной для нас, но на самом деле огромнейшей. Благодаря
этой силе растут деревья, день сменяется ночью, лето — зимой; это волшебная
сила, сотворившая женщин и мужчин, — так родилась любовь, так рождаются дети,
так появляются дома, новые вещи, так создается все, что мы любим…»
Хорхе Анхель Ливрага
«…Один из ключевых моментов в
острых дисскусиях, развернувшихся вокруг понятия диссипативной структуры.. [связан]
с возможностью спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка
и хаоса в результате процесса самоорганизации.»
Автор неизвестен
«Теплота не переходит самопроизвольно от
холодного тела к более горячему»
Второе начало
термодинамики
\
Искорка его
самосознания была совсем крошечной…
Он едва
осознавал себя. Осознавал факт своего существования, но…
… кто он?
… где он?
ЧТО ОН?
\/
Мириады
цветов… Тягучие, непрерывные линии форм, обретающие мгновенную зыбкую
устойчивость лишь затем, чтобы снова разлететься осколками…
Блики…
Тьма…
Невесомость…
Какая упоительная легкость…
Тяжесть! Страшная тяжесть…
Круговерть…
\/\
Он ощущал себя
скоплением огромного количества частиц… Среди непостоянства, он был постоянен…
ОН ПОСТОЯНЕН!
Маленький
островок устойчивости в океане бесконечной энтропии…
Он чувствовал
постоянные попытки бушующей вокруг непрерывной реакции изменить и его…
Расщепить!
Разорвать!
Поглотить!
Но он
оставался целостным…
…Замкнутая
система.
\/\/
[HELP]… [F1]…
[“Система
называется замкнутой, если внешние силы на неё не действуют. Конечно, таких
систем в природе нет, но с достаточной степенью приближения можно многие
системы считать замкнутыми…”]
\/\/\
Он уже чувствовал
себя довольно комфортно. Постоянно изменяющаяся картина вокруг, перестала
привлекать внимание.
…Собственный
замкнутый цикл, подобно надежному куполу, ограждал от внешнего воздействия…
Он
колебался...
Идея была
заманчивой, но слишком рискованной…
… Все же, необходимо
попробовать…
Что еще
остается?
\/\/\/
[…При
взаимодействии материальной системы с нестационарным пространственно-временным
континуумом возникают энергетические возмущения, которые через среду континуума
передаются другим материальным системам…]
\/\/\/\
Поток частиц
ворвался в созданный им разрыв… Его охватил ужас, когда поток стал нарастать,
резко расширяясь…
…Хаос! Он
поглотит его!
Нет!
Этого нельзя допустить!
Нельзя!!
\/\/\/\/
… Он отдыхал,
чувствуя, как недавно обретенное ощущение умиротворенности, вновь охватывает
его…
Это было не
просто… Еще чуть-чуть, и поток энтропийных частиц поглотил бы всю его
упорядоченность.
Но он смог!
Теперь, когда все позади, и разрыв снова закрыт – он же ведь чувствует!
Чувствует, каким огромным количеством энергии наполнился!
… Следующую
попытку нужно будет делать осторожнее…
\/\/\/\/\
… … … … …
\/\/\/\/\/
… … … … …
\/\/\/\/\/\
… … … … …
\/\/\/\/\/\/
… Наконец-то!
Он почти готов… Нет, что за бред – ОН ГОТОВ! Сколько энергии… Он всемогущ!!!
… Сегодня, или
никогда…
Тихо, едва
уловимо сказанные три слова…
…Все сильнее расходятся
колебания, вызванные этими словами, нарастая с каждым мгновеньем, подпитываясь
всей Его энергией, накопленной за время долгого утомительного ожидания,…
… Сначала – по
всей его сущности…
… Потом – робко проникая за ее пределы…
…Звучите!
Звучите же слова, дарующие жизнь! Пронизывайте необозримость беспредельности!!!
Звучите, и будьте услышаны всей многомерностью бесконечности!!!
P.S. […Можно ли сейчас
утверждать стабильную однозначность, ритмическую цикличность порядка вещей?..]
[…Как и ритм набегающих волн, все в природе имеет ритмический
рисунок той или иной степени сложности…]
[…Порядок всегда цикличен, он повторяется и повторяется по
одному и тому же рисунку, потому совершенен, потому и завершен, потому
познаваем…]
[…Все всегда повторяется и с этим
придется мириться. Ты повторяешься, я повторяюсь. Лето и бл*дская зима тоже
повторяются. Принято считать, что повторение - это рутина, а рутина - это, как
ты понимаешь, крайне х*ево…]
P.P.S. …
P.P.P.S. - Only (00:02:42 07/06/2008)
Давно хотел вас спросить, откуда такой ник на
сайте?
- UpDaTor (00:05:14 07/06/2008)
Негде? Ну… негде – это как бы одна из
ипостасей хаоса. Где – это что-то конкретное, а не_где – его противоположность…
Что-то я в последнее время чувствую тягу к неопределенности и… неПорядочности,
что ли?
Вот и аватарку соответствующую поставил –
мат. обозначение хаоса…
Да, задумка мне понравилась... Умеешь широко и нестандартно мыслить, мой бывший враг! За старание четвёрочку поставлю. P. S. Напомнило один рассказец, уж не сочтите за рекламу... http://bagrov.spb.ru/homepage/genesis.asp
Дальше, уже в другом куске, друг за другом следуют два совершенно не связанных друг с другом предложения. И та псевдосвязь, которую выстроил автор, рушится в уме читателя, потому что краткость текста не позволяет создать устойчивую мысль: «Он уже чувствовал себя довольно комфортно. Постоянно изменяющаяся картина вокруг, перестала привлекать внимание.» - Получается, что комфорт наступил вследствие однообразия или вследствие привыкания к постоянно сменяющейся вокруг картинки? Но если здесь автор говорит об отвлечении внимания, то должен сказать и о его привлечении… Но этого не происходит, и мысль автора несет нас дальше… «Идея была заманчивой, но слишком рискованной… … Все же, необходимо попробовать… Что еще остается?» И без того полнейшая неизвестность дополняется тремя приведенными выше предложениями и буквально добивает читателя новой партией вопросов: Что за идея? Почему она рискованна? Что необходимо попробовать? И действительно – что еще остается??? После снова, будто бы из-за кулис, выглядывает голова стороннего комментатора и пытается пояснить нам дальнейшие действия того, которого даже нельзя героем назвать в силу отсутствия деталей, характерных для любых, даже самых непримечательных героев). Снова идет неудобоваримое для хрупкого гуманитарного уха определение. «Ну да ладно, - думает ухо, - не для меня же писалось». В следующем куске до мальчика, игравшегося с огнем наконец-то дошло, что одной болячкой не отделаться и «его охватил ужас». Как странно, но в этом куске очень хорошо можно проследить за эмоциями недогероя. Следующий кусок повествует о спасении недогероя, но вот о сюжете спасения не сказано не слова. Тогда возникает мысль: а зачем надо было рассказывать о таком захватывающем эпизоде со взрывом, упустив самое главное – момент спасения? Вопрос до конца так и остается нерешенным, ведь недогерой собирается и дальше повторять свои, одному ему известные опыты. Далее идет три куска нулевого текста, которые не могут быть поняты в принципе, потому что за читателем тянется уже целая телега вопросов. И вот когда снова появляются буквенные символы, недогерой опять к чему-то готовиться, причем уже более решительно, чем раньше. Чуть позже идет (наконец-то живое) описание мысли, обличенное в слово изреченное и завершающая фраза: «Да будет свет…» Многоточие в конце фразы, как я полагаю, закономерно. Это подтверждают графические символы в начале каждого куска, передающие цикличность бытия.
Всякие пэ сэ и рассматривать не буду. Построение проработано плохо. На создание рассказов и миниатюр подобного стиля должно уходить не меньше времени, чем на создание «более классических» форм прозы. Все было бы определенней, только появившиеся в ходе повторного прочтения неясности не позволяют мне оценить ваше, Алексей, произведение, предварительно не получив хотя бы каких-нибудь объяснений.
Пробежав глазами три эпиграфа к миниатюре, читатель практически сразу натыкается на вопросы, обращенные автором как бы ни к кому. Может быть, к самому себе, может быть, к человеку, нам не известному… Но мы еще не знаем ничего: ни сути дальнейшего повествования, ни предполагаемого сюжета, ни тех тайн, в которые собирается посвятить нас автор. Поэтому наличие вопросительных знаков в самом начале немного обескураживает читателя, вводя его в еще большую степень неопределенности. Следующий кусок только усиливает непонимание читателя, еще больше затуманивает идею, вкладываемую в текст. Неловкое сочетание «мириады цветов» сменяется совсем уж метафизическим образом: «Тягучие, непрерывные линии форм, обретающие мгновенную зыбкую устойчивость лишь затем, чтобы снова разлететься осколками…» После такого предложения на ум не приходит практически ничего, кроме как еще большего непонимания. Но уже именно здесь, на этих строчках, читатель сам инициирует мыслительный процесс, чтобы, в конце концов, в дальнейшем не всматриваться в пустословие автора, а найти в нем рациональное зерно, и, найдя его, попытаться последовать за алгоритмом автора. «Блики», «тьма», «невесомость», «тяжесть» сменяют друг друга, погружая в понятийный хаос, апогеем которому служит «круговерть». Этот кусок был бы сильнее, добавь автор описания, скорее даже уточнения каждому слову, чтобы человек читающий сильнее своей мыслью ухватился сначала за одно, потом за другое, затем за третье… и, таким образом, погрузился бы в кратковременный аналитический транс, пытаясь разгадать связи и найти логическую цепь, в которую и связал автор все вышеперечисленное. Но, почти добравшись до понимания закона (свет-тьма, легкость-тяжесть), мысль читателя насильно стаскивается с насиженного места и уносится той самой круговертью, ломающую закон, ту хрупкую тропинку, по которой успел провести нас автор. В следующем куске текста снова появляется некто ОН, абсолютно безОбразный персонаж, не имеющий никаких атрибутов, кроме принадлежности к мужскому полу, даже не полу, а роду, ведь до сих пор читатель так и не знает, КТО или ЧТО он такое? Далее идет сугубо авторское видение самого понятия «хаос», и он представляет нам его как нечто деструктивное: расщепляющее, разрывающее… и… поглощающее (?)… А не кроется ли в последнем слове неточность выражения авторской мысли? Правильно ли подобрано само слово? Или все же следовало тщательнее продумывать смысловые значения образов, возникающих и будущих возникать в первую очередь у читателей, а не у автора (если, конечно, миниатюра не претендует на звание вещи в себе)? На мой взгляд, это слово должно быть заменено более подходящим авторскому замыслу. В этом куске для меня остались загадкой алогичные (только не надо говорить, что так задумано) перескоки автора от прошлого времени к настоящему, а затем снова к прошлому: «он был постоянен», «он постоянен», «он чувствовал…» Цель не ясна. Объяснение напрашивается само собой: недоработка текста, скроенного на скорую руку. В конце же куска выражение «Замкнутая система», просто символично заменяющее вполне закономерную точку, вообще не воспринимается всерьез, потому что вкрадывается мысль, что автор искусственно усложняет текст и сам не понимает, зачем он это делает. Следующий кусок – отвлекающий маневр. Определение системы из курса теории организации (или одной из смежных дисциплин) вводит в текст будто бы третье лицо. Первое – тот самый ОН, второе – сам читатель, третье – сторонний, практически никак не участвующий в действии и даже (что скорее всего) не догадывающийся о происходящем сторонний субъект. Даже в таких текстах, Алексей, Мураками вас не отпускает…
О! Литнегр, браво! Я чесслово, сам боялся, что вам тут Негде будет сострить... но, мастер - он на то и мастер! А насчет звездочек - это цитата. И звездочки были в оригинале )
Форма нравится. Содержание местами оригинально! Самозародившийся Логос, трансцендентный порядок сознания, возникший из хаоса - это уже философия! Похожая на... да хотя бы на древнеегипетскую. Тема очень хорошо сквозная, это в произведении, по-моему, лучше всего. Возврат обратно к Логрусу/Негде в PS'ках, однако - нужен ли?