Старушка стояла на коленях в переходе метро. Её глаза давно помутнели; на ней был старый, поношенный ватник. Погода и правда не радовала – снег с дождём, промозглая сырость. Когда я в последний раз видела солнце? Не помню.
Старушка просила милостыню. Рядом с ней остановилась женщина, достала из кармана мелочь, пересчитала. "Четырнадцать рублей", - сказала она бабушке, вкладывая монеты в протянутую ладонь. Старушка поблагодарила: "благослови тебя Господь".
Ноги несли меня дальше по скользким ступеням, вниз, через стеклянные двери, турникеты. На эскалаторе я думала – может, подняться обратно? Купить этой бабушке еды, отвести её домой, сварить ей суп?
Но она жива. Она справится. Или нет. Таков уж мир. Или справляешься – или умираешь.
Я иду на похороны.
Моё присутствие на них ничего не изменит. Да и сам этот ритуал – чистой воды фарс. Отпевать атеиста – зачем?
Я не видела усопшего уже, наверное, лет десять, и не была с ним близко знакома. Какие общие интересы могут связывать семидесятилетнего физика и меня? Но, черт возьми, это был важный для меня человек. Один из немногих, кто всегда старался открыть мне глаза на мир, с кем можно было спорить с пеной у рта... когда-то давно. Когда я ещё была подростком. Этот человек помог мне стать собой.
Что же, он прожил достойную жизнь. Но я так хотела встретиться с ним через пару дней! Сходить вместе с матерью к нему в гости, попить чаю, послушать его философские теории, даже бредовые. Получить очередные наставления. Не согласиться. В очередной раз быть ткнутой носом в собственные заблуждения.
Я хотела, чтобы он снова перевернул мой мир.
Увы, смерть не очень-то считается с чувствами людей. Смерть беспощадна и бессмысленна. Как и всё остальное. Учитель умер. Мои родители умрут. Я когда-нибудь тоже умру. Это словно перечеркивает любую попытку найти хоть какое-то объяснение суете сует под названием "жизнь".
Вот первый ком земли падает на крышку гроба.
Я не верю в рай. Умерший в него тоже не верил. Его не стало. От этого хочется кричать и плакать, но это его не вернёт. Ничто не вернёт.
Ещё одна могила. Ещё одна душевная рана. Ещё одно неизбежное столкновение с извечным вопросом бытия – зачем? Зачем продолжать страдать, бороться, проигрывать и выигрывать свои сражения, работать, заботиться о ком-то, плодить себе подобных, открывать по утрам глаза – если в конце увидишь лишь смерть? Каков смысл в этом непрекращающемся шевелении, в дыхании, стуке сердца, когда всё замкнуто в одно...
Смерть бессмысленна. Жизнь бессмысленна.
Но с этим нужно как-то жить.
Трава упорно пробивается среди кладбищенских дорожек. Мох покрывает покосившиеся кресты. Рядом с ямой стоят люди в черной одежде - старые и не очень. Товарищи, друзья, ученики.
Семена полевых цветов весной пустятся в рост, новое поколение окрепнет, распустятся бутоны, зажужжат над полями пчелы. Вскоре колокольчики будут клонить иссушенные головки вниз, чтобы просыпать на землю семена. Пчелы уснут в своих ульях. Круговорот жизни очарователен. Пусть даже цветение в нём скоротечно... оно есть и оно прекрасно.
Мне понравилось. Очень хорошо про физика - он атеист. Действительно, сарказм какой-то отпевать... Глупые эти правила (старых родственников...). Вот это меня задело.
А про то, что всё скоротечно, так зачем открывать глаза, любить, плодить детей... Так это ж и есть тот смысл, который должен заставлять жить. То есть смерть не должна это обесценивать, а наоборот - подчёркивать. Вот такие мысли родились. Хорошо написано. Легко. Немного недожато в глубину, но пойдёт
Старушка стояла на коленях в переходе метро. Её глаза давно помутнели; на нейбыл старый, поношенный ватник. Погода и правда не радовала – снег с дождём, промозглая сырость. Когда я в последний раз видела солнце? Не помню.
Подчеркнутое ((взгляд ее (на ней)): чья реплика? ХЗ, дальше и читать не стал...
старая, поношенная одежда – кажется, на ней самый настоящий ватник. - старательно увязывается несвязуемое. "самый настоящий ватник" через тире с поношенностью. Но он мог и в сундуке почти новеньким долежать.
может, подняться обратно? Купить этой бабушке еды, отвести её домой, сварить ей суп? - не стОит. благородные лыцари нашего района в курсе: предложить нищенке вместо монетки булочку - самое тяжкое оскорбление, которое только можно ей нанести. последует фольклорный поток невиданной мощи. но да-да, у нас будет не_такая бабушка.
Да и сам этот ритуал – чистой воды фарс. Отпевать атеиста – зачем? - можно отказаться от услуг попа как в морге, так и на кладбище.
Я хотела, чтобы он снова перевернул мой мир.
Увы, смерть не очень-то считается с чувствами людей. Смерть беспощадна и бессмысленна. Как и всё остальное. Учитель умер. Мои родители умрут - ГГ поддержать невозможно. Мыслитель и учёный потому и ценен, что его смерть ничего не поменяет. После него остаются труды и ученики, имеющие то же свойство, что и личное общение с автором - переворачивать мир. Сколько веков назад умерли Цицеррон, Сенека? а вы почитайте... Создастся ощущение присутствия - это факт. так что, автор, опытный читатель раньше-то сомневался в направлении, в котором вы его ведёте, а теперь, когда ГГ сожалеет об упущенных культурных шоках, потму что просто не умеет их готовить...
дальнейшая демагогия про бессмысленность и бзхднст (или там новые рассветы - пофиг) теряет смысл. Именно в контексте с учёным. см. предыдущие два абзаца этой рецензии. Мыть полы - да, эффект пропадает со смертью технички. нужна новая техничка. Но стоит один раз открыть инсулин - и его уже не надо больше открывать, и мир уже не будет прежним, хоть сто раз учёный умри.
и растекла-ась мысь. не, ну а чего я хочу? у нас тут слезливая открыточка, скачущая по верхам для пущего эффекту дрожащих подбородков. Посылать профессиональным плакальщицам, если вы их коллега и приболели. Дабы отработать. А для тех, кто почитывает хотя бы книжонку в год, смешны эти поросли на могилах гениев, потому что живы гении. ну или надо допиливать, поясняя, как воздействовала именно харизма человека, а не его теории.
Окей, я поставлю там точку между предложениями. Относительно бабушек, просящих милостыню в метро - то это бизнес, и огрести за попытки увести бабушку действительно можно, с прецедентами знакома. Некоторые даже проворачивают схему "купи батон, кушать очень хочется", по договоренности с продавцом хлебного ларька. А ещё героине на похороны надо, ага. Но и другие ситуации бывают, когда действительно кто-то нуждается в такой помощи. Какими будут похороны, решают те, кто хоронит, в данном случае - не героиня (что очевидно в условиях поверхностного знакомства). Ученый - это не только его труды. В данном случае героиня скорбит не о его смерти как ученого, а его смерти как учителя. Будешь отрицать ценность того, что у человека есть учитель, который помогает ему плавать в море информации? Ну-ну. Да, персонаж не умеет готовить культурный шок для себя, потому что это равносильно вытаскиванию себя из болота - нет точки опоры вне собственного мировоззрения. Но я тебя поняла, действительно, наверное надо сделать акцент на его не связанных с профессией функциях. Кстати, не все ученые - гении. Большинство обычные рабочие пчелы, скрупулезно и методично собирающие данные, придумывающие теории лишь на досуге.
не рассказывайте про негениев. Но и их пинками гоняют на заседаниях учёных советов, чтоб публиковались. и в конечном итоге-таки собирается какая-никакая библиография. какие-никакие лекции, диспуты, срачики кафедрального масштаба. и ещё до-олго в черновиках у завлаба будут валяться распечатки протоколов заседаний, так что припасть можно и к негению.
ну, раз ГГ было скучно именно без его науки? идей? - то "припасть" и "труды" - это то, что она могла бы вспомнить, а не обойти стороной при разведении сырости.
нет, не из-за его науки. Ой, да ученых в мире много, посидеть на лавочке на физтехе - какого-нить престарелого профессора да поймаешь, не говоря уже о том, что можно просто в библиотеку сходить.
Хорошая зарисовка. Мне понравились шесть последних строк, выставляющих нужный акцент для всего произведения. Они как бы говорят о том, что зарисовка не про смерть и жизнь - а о том, как человек справляется с потерей близких. Аппатия и депрессия трансформируются в радость и наслаждение - жизнь-то идёт, всё забывается, зарастает травой, если угодно. Так что... да нет, не баян.
И хочу Эльзе сказать, напомнить о процессах внутри звезды - когда из ядер водорода формируется ядро гелия (простые элементы образуют более сложные), при этом сам водород исчезает, "умирает", перерождаясь в новый элемент. Вот смотри. "Смерть - болезнь! Мы - победим!... Смерть - болезнь! Мы - победим!.. Смерть - болезнь! Мы - победим!". Лично я вижу толпу на митинге - неразумную, орущую, эмоциональную, догнав до градуса, можно бросать хоть в реку, хоть заводить в болота или отправить штурмовать правительственные здания. Смерть - болезнь, типичный лозунг для масс. Чем проще и красивее фраза, тем более широкую аудиторию она охватит. Это красиво, повторю, но смерть это не болезнь. Это пока единственный для материи способ во Вселенной усложняться. И мне кажется, не предложив другого пути, не стоит лезть в то, что работает. Старые люди не восприимчивы к обновлению - не меняют привычек, поведения, мышления (окостеневают, не развиваются, они способны только производить; в условиях быстро меняющегося мира очень важно успевать усваивать новую информацию). И поэтому, в стремлении поднять средний возраст жизни до сотни ВСЕМ (мы же гуманны), не изменив устройство общества, экономическую модель, образовательную (впервую очередь) - мы рискуем наблюдать коллапс цивилизации. Так что ух как мне эта фраза не нравится.
Но. Как это относится к нам? Мы не звёзды - увы. Наша смерть - это не метамарфоза, это гниение, черви, навоз, удобрение. Мы не находимся на том уровне на котором эволюционирует глобальная если иможно так выразиться материя - звёзды, галактики, и тд. Мы - маленькие пылинки... случайность. Вдруг осознавшая весь ужас своего положения. В этом и есть драматизм. Это вызов. И мы должны его принять.
А вот насчёт политики, экономики - увы. Нам затыкают рот, отняли право говорить об этом публично. Поэтому... пропустим это... естественное.
Вот тут я согласна. Эволюцией двигает естественный отбор, но это процесс куда более долгий, чем технический прогресс, а смерть и старение техническому прогрессу здорово мешают, потому что уже годам к 60 редко какой человек может похвастаться хорошо работающими мозгами, и чтобы что-то происходило, нужно обучать следующее поколение. Ну хоть так, всё лучше, чем никак.
Вот, хорошее эссе, но не согласна, что это "очаровательно". Совершенно не согласна. Ка-те-го-рич-но, как говорил Страшила-Мудрый.
Очень опасно на мой взгляд находить в законах природы (природа - с маленькой буквы, природ много, планет много) красоту. Она там есть - есть замечательная мысль Ефремова о красоте, как о целесообразности. Она научна. Она объективна верна. Но почему великий русский писатель не смог даже предположить, что смерть - это ненормально? Нет, он чуть ли не восхищался ей: "ещё один из бреваннов" - "не долго живущих по латыни" - говорил Юний Ант Мвену Массу (чуть не сказала Маску).
Смерть - это ненормальность. Смерть - результат программы, заложенной в наших геномах, разве нет? Черепахи к примеру - бессмертны. И многие другие существа - у них нет в геномах тех программ, которые есть в наших. Другое дело - причина программ уничтожающих нас - сложность неврологии, психики + беспощадность эгоистического гена, которое неизбежно влечок к накоплениям тех ошибок, которые вызывают смерть.
В наших силах всё исправить. Смерть - это баг, это ошибка, это сумма ошибок чисто программного характера, а не личностного. Нет ничего красивого в том, что люди умирают. Что после них восходят какие-то всходы. Эти всходы не рентабельны. Эти всходы нужно кому-то поливать, растить - а следовательно - вместо развития, сомосовершенствования приходится тратить жизнь за всходы, которые так же будут тратить жизнь на поливание других всходов... это тормозит развитие и прогресс.
Когда умирает учёный - научное сообщество обязано скинуться на креонику. Креоника - первый шаг нашего протеста против природы. За этим шагом последуют другие. Но находить природу, её тупость, слепоту, жестокость, обусловленную биологией, естественным отбором... красотой. Это делал Ефремов. Да, красиво. Да - драмитизм. Да. И ещё раз да. Но - это не гуманно, а я не говорю о том, что это не трансгуманно. Смерть - это всего-лишь болезнь. А любую болезнь мы сможем вылечить. Ведь нужно столько всего исследовать, столько узнать, столько сделать.
Пока что смерть - это данность. Не факт, что так будет всегда. Но на данный момент старение и смерть выглядят довольно-таки неизбежными. Прекрасно то, что и у человека есть периоды расцвета, когда его мозг работает продуктивно, тело не болеет какое-то время. Вот без этого было бы действительно грустно. И мне нравится, что цветение повторяется - этот повтор делает каким-то не таким отвратительным собственное старение.
Понимаю Форри, но в то же время не понимаю. Вот с позиции здравого эгоизма если посудить. Вот есть допустим Я. Мне нет ещё даже тридцати. Я здорова, красива и умна. То есть цвету. И меня просто коробит мысль о том, что лет через десять-двадцать начну стареть и тупеть! В то время когда другие будут цвести и пахнуть. Это блин не справедливо! ))) Вот как издевается над нами природа. Как говорят в России "готовь сани летом" - вот я и говорю, что нужно готовиться вступить в битву с природой. Но ты видимо хотела сказать о лирике пессимизма) Да это трагедия, Шекспир, это захватывает. Но не меня)
Нет тут пессимизма, только реализм. Ну как несправедливо... они-то поцветут, но потом тоже постареют и умрут. Ваще хочу стать киборгом/мозгами в банке/чтобы меня оцифровали.
"Её глаза казались полуслепыми" - я вот себе пытаюсь представить это и не могу. Может "подслеповатые слезящиеся глаза"? Или что-то в этом роде
"кажется, на ней самый настоящий ватник. " - так кажется или в самом деле ватник?
Первый абзац хаотичный. Резкий прыжок от бабушки к себе, а потом второй абзац - опять бабушка. Опишите бабушку, а потом к себе и всоим ощущениям.
Похороны фарсом я бы не назвала ( комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами). Если фарсом вы хотели назвать отпевание, то из текста это не следует.
Последующий текст тоже немного хаотичен и нестроен. А так ничего, порядок.
Про катаракту слышали когда-нибудь? Казалось, что настоящий, героиня же не подходила и не трогала. У фарса есть и переносные значение, к тому же религиозным обрядом являются похороны в целом, а не только отпевание. Этот текст и не должен быть строен. Нестройность и хаотичность повествования помогает лучше отобразить переживаемые эмоции персонажа, мечущиеся мысли. Старушка - не описываемый сам по себе объект, она интересна только с точки зрения вызываемых чувств. Спасибо за критику.