Очистил от мата, но БРАНЬ осталась!!! "Милым" людям читать категорически нежелательно!
Нужно немного перевести дух…
Как будто что-то ирреальное происходит. Давит на мозги весь этот нелепый, ужасающий бред. Так и подмывает просто выйти вон отсюда. Чтобы не видеть пустых бутылок, разбросанных, расставленных по всей квартире, не вдыхать этот смрад: смесь вони гниющего мусора, перегара, мочи и неведомо какой еще грязи. Оставить за дверью оборванные обои, истрескавшийся потолок, пробитые половицы, оторванные плинтуса, облупившиеся стены со слезшей краской и эту долбанную лампочку, висящую в коридоре на облезлых проводах. И звуки… эти стоны… это звяканье…
Как мне ужасно хотелось в первые же минуты схватить бутылку и разбить об голову «главы семейства», а затем взять его за волосы и с размаху врезать лбом о газовую плиту. Какое сильное желание меня охватило вцепиться в его жену и истерически трепать и орать на нее, орать, пока не сядет голос или она не придет в себя от боли. Да, и ее хотелось как следует швырнуть в стену. Потому что она несла невообразимую чушь…
Потому что эта картина была невыносима. От нее исходило тупое безумие, которое меня самого приводило в исступление. Это полный бред, что с мрачным слабоумием на лице все же радостно вставлял палки в колеса благоразумия. Потому я вернулся в коридор - нужно было успокоиться, взять себя в руки.
В принципе, мне ничего не мешало уйти из квартиры. Даже если я все им объясню, это ничего не даст. Их заплывшие, мутные глаза ни черта не видят, а уж слышать они тем более не способны. Но почему-то я стоял на месте.
Я нащупал рычажок в разбитом выключателе, и коридорная лампочка погасла. Удивительно – меня не ударило током. Включил лампочку – снова не ударило. Нечаянно задел ногой бутылку. Послышался многоголосый звон падающей стеклотары - здесь все было ей уставлено. И неизвестно сколько копилось.
Задумчиво поправив костюм, я прошел обратно в комнату.
Эта женщина была доведена до откровенного безобразия. Казалось, передо мной еле сидит самое ничтожное существо на планете. Брезжит жизнью лишь когда выплевывает очередную фразу или рыщет дрожащей рукой в поисках еще не опустевшей бутылки. Глубокие морщины под глазами, грязные растрепанные волосы, несколько синяков на дряблом лице и идиотская полуулыбка, которую слишком часто перекрывал стакан с водкой. Небрежно накинутый халат местами оголял ее бренное тело, от которого будто веяло мертвечиной. Вид этого вызывал у меня жалость и отвращение…
Она заметила мои ноги, и склонившаяся над пойлом голова начала медленно, покачиваясь, подниматься. Если бы не стол, который служил ей почти лежбищем, то она непременно рухнула бы на пол.
- О-о-о… - угасающее воскликнула хозяйка и как-то грустно задумалась – ты вернулся… слушай, хватит уже ходить там, а! Сядь лучше рядом, посиди…
- Ты почему пьяная, дура? – бесцеремонно спросил я. Может быть грубо, но лучше вложить свою злобу в несколько слов.
-Да! Да… все верно. Я дура. А че мне еще остается? Я дура, потому что так живу… правда, ни хрена больше не остается… терплю вот…
- Че ты терпишь?
- А все! Че я пойду, что ли всем говорить… муж козел, смотрите, пинайте, ё моё… смейтесь… всю квартиру, сука, вынес… - она махнула рукой и изумленно добавила – ребенка дел куда-то! Я не знаю, я не могу его найти…
Не удивительно. Сидя на стуле и напиваясь до потери сознания, особо не поищешь. Мозги-то уже превратились в жижу… Я обратил внимание на комнату. И вправду, в ней практически ничего не было. Старые стулья и стол, шкаф с почти оторванной дверцей, тумба и… все. Где-то виднелись мелкие безделушки, одежда, но ничего ценного найти не удалось.
Под локтем у хозяйки я заметил какую-то вещицу… Похоже на фотографию в рамке. Кажется, свадебная. Проследив тусклыми зрачками за моим взглядом, пьяная женщина быстро схватила рамку. Покряхтывая, приподнялась, положила фото на стул и плюхнулась сверху.
- Не надо – то ли погрозила, то ли просто повертела пальцем она – Нет. Это не твое - ты не поймешь! Это моя беда! Я с ним живу… а не ты! Мне нести этот… крест… я его жена! Не ты… а ты-ы…
Я не стал дослушивать эти бредни. Вышел обратно в коридор. Про ребенка я знал, но не придавал особого значения его отсутствию. Теперь же меня посетила некая… обеспокоенность.
Глупо что-то пытаться узнать у них, конечно… Но попытаться можно.
Зайдя на кухню, я тут же поморщился. В нос, по мозгам резко ударила вонь разлагающегося поблизости мусора и дикого перегара. Здесь можно было сдохнуть, как в настоящей Кунст-камере. В комнате просторнее, открыто окно - воздух постепенно очищался. Здесь же запах закупорили. Он смешался со смрадом блевоты, пота. Постоянно работающие горелки делали маленькую, запущенную кухоньку невыносимо душной. Зловоние въелось в воздух. Приходилось дышать отравой…
Меня уже начинало тошнить, поэтому я незамедлительно отключил газ.
- Э-э… э… ты че делаешь?! – Взревел полуживой «хозяин».
Он развалился в углу на табурете возле раковины, в которую его периодически рвало. Из одежды на нем виднелась только майка. Даже трусы не удосужился одеть. В отличие от остальных помещений, кухню особо плотно заставили пустыми бутылками. Из-под портвейна, водки и еще какой-то дряни… Некоторые и вовсе валялись кучками осколков.
А этот кусок дерьма явно настроился враждебно.
- Ты че тут хозяйничаешь?! – с диким отупением он вцепился в первую попавшуюся бутылку и разбил о подоконник.
- Убью с-суку! Ну-ка, мразота! Иди… иди!
Неожиданно у него хватило мозгов на плевок в мою сторону. Я немного отклонился – слюна на меня не попала. Если бы попала, смог бы я удержаться? За внешним спокойствием скрывалась отчаянная злоба. Жажда спалить здесь все к чертям.
Не знаю… стойкое желание избить до полусмерти сидящего передо мной недоумка, с каждой секундой только увеличивалось. Король дерьмовой кучи… гнилой полутруп, источающий смрад и болезни… переносчик заразы…
Черт! Какая вонь! Она же валит с ног!
Я не выдержал. Вышел в коридор, сделал два глубоких вдоха и задержал дыхание.
Вернулся.
Он мотал повисшей головой, как будто та держалась на паре ниток. Безвольно болталась из стороны в сторону. Сама по себе. Словно не принадлежала ему. На лице запечатлелась маска… полного отсутствия души и разума. Они чахли, преображая человека в больного прокаженного… пока он сидел в забытье. А рука тем временем петляла в воздухе, выискивая кого бы пырнуть разбитой бутылкой.
Ничего не соображает. Недочеловек.
- Где сын?
- Какой сын? Сыновья…
- Твой сын!
Брови его приподнялись, но глаза так и остались маленькими щелками. Слюнявые губы растянулись в безумной улыбке. Словно выдавая свою лучшую в жизни шутку, он выкрикнул:
- Где-где? Гуляет он!
Я и раньше видел пьяных. Это естественно. Пьяных в доску, ковыляющих через дорогу, перебирающих то руками, то ногами, падающих, теряющих сознание, умирающих… это вызывало смех. Презрение. Гордость. Иногда жалость. От которой никакого толку… Но сейчас…
Черт!
- Да что же ты сидишь, урод! – взревел я. Никаких других слов в голову не пришло. Осматривая его, наблюдая за движениями, за этой ползающей на месте, отвратительной нежитью… я не находился со словами.
- Ты… бык, сука… оборзел, да? Да? Я, падла, у себя дома! Это дом мой! Моя квартира… иди в жопу отсюда! Че хочу, то и делаю!
С тем же яростным тупым напором (который больше с виду напоминал тяжелый запор) он замахнулся «розочкой» и попытался проткнуть меня. Но в таком состоянии рассчитать удар не получилось – до цели не хватило метра.
С грохотом он опрокинул стул и повалился на скопище стеклотары. Во многих местах осколки стекла пустили ему кровь. Как на тупые колья, он напоролся на горлышка бутылок. Начал выть от боли. Из открытого рта полились вязкие слюни, блевота - пострадал живот. Майка покраснела от порезов. Он все пытался встать, но локти подгибались, ладони упирались в стеклянное крошево. Тогда он выл и падал снова. На другие осколки. Это безнадежное действо могло продолжаться бесконечно…
А мне хотелось поставить на него ногу. Надавить, как следует, каблуком. Размозжить ублюдка, как вредоносную букашку…
- Ты что! – Раздался истошный визг – ты что наделал, изверг!
Вбежала жена. Начала осыпать меня матами и ударами.
От неожиданности… от раздражения… от цеплявшего меня пьяного идиотизма… облеплявшего подобно мерзким насекомым… Я угрожающе замахнулся рукой. Алкоголичка, вжавшись в угол, злобно, презрительно ощерилась.
- Давай, козлина! Убей меня! Мне уже по хрену, вообще все! Давай! Всех убей тут!
- Да пошла ты… - нервно бросил я в ее остервенелые глаза и вышел прочь – лезь, обнимай его!
Все. Плевать на них. Главное, отыскать мальчишку. С ними уже ни черта не сделаешь. Да и что я хотел сделать? Что мог? Да ничего. Зря все это… смотрел на все…
Я торопливо прошагал коридор.
В последней комнате сильно пахло мочой и экскрементами. Она также пустовала – почти никакой мебели, ничего ценного не осталось. Те же ободранные обои, вырванные, перекошенные плинтуса, мусор…
На полу лежала бабушка.
- С вами все нормально? – спросил я, склонившись над недвижимым телом.
Идиотский вопрос! Как с ней может быть все нормально, если она валяется посреди комнаты на зассаном матраце без единого движения?
По полу веяло холодом. Она лежала, укутанная в халат. Дышала… Интересно, смогу ее поднять? А зачем? Со стула упадет. Дивана или кресел в квартире не осталось. Прислонить к стене? Они холодные – отопление квартиры уже давно отключили. Простуду такой старый, измученный организм вряд ли выдержит.
И что делать?
Зачем-то я оглядел пустую комнату.
Может, прислонить ее к внутренней стене? Они не такие холодные…
- Ой, сынок… - послышался слабый голосок. Такие тихие, неразборчивые слова… казалось, старушка бредила – а ты здесь откуда?
Каждый тяжелый выдох с огромным усилием протискивал через рот несколько звуков. Я с трудом мог разобрать что она говорит, но…
- Я вот тут лежу уже сколько… - она со сдавленным стоном повернула голову и, сощурившись, вгляделась в голую стену. И вдруг удивленно воскликнула, насколько хватило ее старческих сил – а где часы? Где часы-то? Вот зараза… ой… тоже утащил… продал…
В стене действительно виднелся гвоздь. Небольшое пространство вокруг заметно белело. За часы проникало меньше пыли. Когда-то…
- Так вы здесь уже сколько лежите?
- А я и не знаю – промямлила бабушка – как упала, так и лежу. Ой… вот ходила-ходила нормально, а потом… у меня ведь, сынок, ноги отнимаются. Я говорила им, чтобы сходил хоть кто-нибудь в аптеку. Или в больницу… а то ведь загнусь так прям за готовкой…
- А где мальчик? Сын их? Внук…
- …ну вот и упала. А встать-то я, как встану? Не могу вот уже сколько. А сколько? Черт его знает… ох… я их просила помочь встать да они, сволочи, сами еле ходят. Эта мне только швабра кинула матрац, я еле как доползла до него… и вот улеглась кое-как. Лежу теперь…
- Господи… так как же ты? А есть?
- Так, а что есть? Они мне кинули что-то, да я даже и не увидела. Все… обессилела я. Не могу достать… там где-то оно, выше упало… ой…
Я перевел взгляд на «еду». В полуметре от матраца валялся заплесневелый кусок хлеба. Примерно пол булки. На нем сидела муха… меня передернуло… а сколько его исползало тараканов… а ее?
- Так, все! Где мальчонка? Куда убежал?
- …да и зачем есть-то? Мне ж в туалет никак не сходить… ох… лучше я поголодаю, чем опять под себя ходить…
Действительно… ужасный запах исходил именно от нее. Я мучительно поморщился, но старался терпеть…
- …а потом я ей все ж говорю, мол… дай хоть покушать чего мне… она мимо проходила как раз… и так… кинула мне бутылку и говорит… вон, выпей лучше и успокойся…
Только сейчас я обратил внимание на бутылку в ее руке. Кругом валялось просто безумное число стеклотары, так что на них уже и не смотришь… да что за идиотизм! Сколько можно!?
У меня уже сдавали нервы…
- …вот и пью… уж не знаю сколько… ну я помаленьку. Много мне надо что ли? Просто, чтобы… чтобы уснуть…
Она тоже пьяная! Вот черт! Да что же за… и от нее уже ничего не добиться. Полная безнадега… надо уходить… все, хватит с меня.
- Так, бабуля! Я тебя сейчас оттащу к той стене – она теплее. Принесу поесть, что найду… и… и все – я нервно потер висок – мне уже пора идти…
Я взял ее под руки. Ладони тут же стали мокрыми от пропитавшейся потом подмышек одежды. Господи, она же была невероятно толстая. Просто жирная!
Попытка поднять бабушку не увенчалась успехом. Сколько я не силился. Она только что-то кряхтела, но никак не двигалась, чтобы помочь мне. Безвольно валялась, как будто пригвожденная к полу.
Сделав еще усилие, я рванул вверх, но пальцы соскользнули. Она упала и ударилась головой. Поскользнувшись, я рухнул рядом.
- Да что за говно! Да что за!
Резко вскочив, я с остервенением вцепился в старушку и начал тянуть. Если не получается поднять, так хотя бы просто оттащить!
Руки пытались сдвинуть ее с места, чтобы наконец проволочить до стены, но она сместилась лишь на несколько сантиметров.
Начал дергать с еще большей силой. Меня обуяло какое-то исступленное рвение. Безумный энтузиазм, который питался злобой.
Я ненавидел эту старушку. Эту долбанную квартиру. Идиотку жену. Ублюдка мужа. Это дерьмо, коим пропитался оборванный матрац. Мусор и бутылки. Холодные стены, пробитые половицы, вырванные плинтуса, истрескавшиеся потолки и эту сумасшедшую лампочку, мигающую на своих проводках!
Внезапно я понял, что бабушка стонет. После очередного рывка стон перешел в крик.
- Ой, болят! Болят руки! Руки отнимаются!
- Да тихо! Посреди комнаты остаться хочешь?
- Да что ж ты делаешь! Ой, руки! Хватит! Больно!
Вдруг я опять поскользнулся и повалился на пол. В кровь прыснула новая порция злости. Только на этот раз – от беспомощности. Чертову старуху не сдвинуть и на метр! Пьяная и жирная тварь!
Ну и пусть валяется распластанная здесь! Пусть… пусть все эти здесь дохнут! Пусть утонут в собственном дерьме! Пусть…
Я поднялся и торопливо пошагал к выходу. Не оглядываясь по сторонам, избегая взглядом окружившую меня квартиру. Стараясь смотреть под ноги…
С кухни доносились маты, стон и плач…
Вылетев в подъезд, я прислонился головой к стене. Нужно отдышаться. Привести мысли в порядок.
Да что я вообще пытался сделать? Что на меня нашло? Как бы я помог бабушке? Зачем в нее вцепился? Если бы я прислонил ее к стене, что изменилось бы?
Я был не в себе… и сейчас не в себе. Это какая-то пропащая дыра! Дурдом! Куда попал? Почему именно сюда? Сразу - и сюда! Почему…
Зазвонил телефон.
Так… надо перевести дух… успокоиться…
- Да?
- Ну как там? – послышался голос коллеги.
- Как-как… плохо все… охрененно плохо!
- Не понял… а что плохо-то? Не пускают? Напали?
- Да нет – растерянно выдохнул я. Лишнее сказал. Какая ему может быть проблема от их бед? Разве должно его это волновать? Нас? – просто… мне херово…
- Стоп, не понял. Ты… ты Ментов с собой не взял, что ли?
Ну вот… сейчас начнется…
- Я…
- Ясно все. Дурак ты, Кирилл. Нет, так нельзя. В следующий раз бери с собой бойцов обязательно! С ними все легче. Они сами все сделают…
Ну да… с ними гораздо легче. Когда они рядом, спокойные, даже веселые, пинают всю эту опустившуюся грязь… то грязь перед собой и видишь. Нелюдей… достойных только насмешек и очередного плевка…
Я не хотел… так…
- Ты меня там слышишь?
- Да-да… слышу…
- Такой погани у тебя еще много будет. Каждая вторая квартира. Так что не раскисай. Просто бери бойцов и все нормально будет! Добро?
- Добро-добро…
- Все, не парься там. Давай.
- Давай…
Гудки…
Я сплюнул. Во рту ощущался какой-то гадкий привкус. Или мне показалось…
Устало выдохнув, оперся спиной на стену. Присел.
Да уж… хреново… И их я должен выселять… эту ужасную чернь… попавшуюся в ловушку общества… на мину социума… может быть… они затерялись. Они глупы… блин! А мальчонка?
А что мальчонка?
Да что со мной такое?!
На хрена мне все это надо? Чего я добиться хотел таким приходом? Помочь кому-то? Герой! Глупости какие-то!
Действительно…
Поколебавшись несколько минут, я пробежал пальцами по кнопкам телефона. Не успел окончиться первый гудок, как мне ответили.
- Это Кирилл. Да. Да. Новенький. Мне тут помощь нужна. Пришлите команду по адресу…
Итак, дорогой вы мой АнПар! Как я ждал когда мне кто-нибудь укажет на ошибки! Спасибо! А теперь немного поогрызаться нужно для приличия:
Бутылок много вам, и не сдаются – непорядок. Но, понимаете, сдав даже все пустые бутылки в квартире, этого хватит лишь на одну полную. Я в детстве практиковал это и не думаю, что цены поднялись. Поэтому деньги добываются одним способом – доблестный «хозяин» продает вещи из квартиры. Вот так.
Теперь, что заставило ГГ изменить свою позицию. Если вы не заметили, он столкнулся с таким жестким, угнетающим и ужасающим проявлением загнивания впервые. Что его задело. Сдвинуло, так сказать. С самого начала он не в себе. Он делает какие-то глупые попытки заговорить, что-то выяснить, хотя сам понимает, что мало чего сможет добиться. Это как барахтаться в паутине. Пытаться вытянуть кого-то из зыбучих песков. Кстати, символом всего этого была наречена бабушка… И мы видим, как он постепенно тратит силы (духовные и физические) на это действо. На свои бесполезные поступки. И ясно, что в конце силы иссякают. Ему звонят и показывают выход – обезличить эту чернь, тем самым освободив себя от какой-либо жалости или мыслей о помощи. Вот так.
В одиночку он пришел по неопытности. Это говорится по телефону. Он просто не понимал, что заставило людей так опуститься. Это его и волновало.
Ребенком он заинтересовался по все той же жалости.
Других жителей квартиры не видно, потому что там каждый в своем болоте. И по фигу им на соседние комнаты. Как и герою. Последовательность, так сказать.
По символам: вы увидели, к сожалению, только мальчика. Остальные я вам уже рассказал, так что не повторяюсь.
По остальному, в принципе, сказать нечего. Я же неграмотный прохиндей!) Парочка только: ««ты Ментов с собой не взял» - почему с заглавной?» - не знаю)) Действительно, очень странно! ««- Ты почему пьяная, дура? – бесцеремонно спросил я. Может быть грубо, но лучше вложить свою злобу в несколько слов» - перед кем оправдывается ГГ?» - перед собой, АнПар, перед собой. Он же не хотел вреда этим людям. Не хотел их ненавидеть(об этом выше). Все! АнПар! От всей души благодарствую!
№4 «Эта мне только швабра кинула матрац» - корявое построение; лучше оформить как: «эта швабра мне только матрац кинула»;
«пол булки» - «полбулки»;
«На нем сидела муха… меня передернуло… а сколько его исползало тараканов… а ее?» - Онли, да там вся квартира в говне, только что мужик напоролся на кучу осколков и валялся в крови и блевотине с голой волосатой задницей кверху, а ГГ передернуло из-за мухи на черством хлебе?!
«!?» - «?!»
«Я ненавидел эту старушку» - Онли, «старушка, бабушка, бабуля…» и «бабка, старуха, карга…» - чувствуете разницу?
«Эту долбанную квартиру» - прилагательное, произошедшее от глагола несовершенного вида «долбить», пишется с одним «н»;
«коим» - у вас тяга, Онли, к архаизмам; сейчас это слово используется только если в поэзии да в трудах по философии;
«Я ненавидел эту старушку…» - в данном абзаце от глагола «ненавидел» зависит весь смысл, причем на протяжении нескольких последующих предложений; используйте анафору для придания большей образности и акцентирования внимания на настроении ГГ;
«Внезапно я понял, что бабушка стонет» - как вы себе это представляете… разве нельзя написать «услышал», ведь это слово куда более подходяще;
«ты Ментов с собой не взял» - почему с заглавной?
«оперся спиной на стену» - «О стену»;
Так же:
«Глубокие морщины под глазами, грязные растрепанные волосы, несколько синяков на дряблом лице и идиотская полуулыбка» - мне кажется, было бы острее, если бы вы написали не «идиотская полуулыбка», а «полуулыбка идиотки»;
«Вид этого вызывал у меня жалость и отвращение…» - по-моему, будет лучше, если вы уточните слово «этого»; например, «всего этого»; однако еще лучше будет, если вы «этого» замените на местоимение «ее», немного перестроив предложение, потому что в следующем абзаце у вас опять идет речь о женщине, и местоимение «это», вставленное в середину описания бичевки как бы ломает единый ее образ;
«- Ты почему пьяная, дура? – бесцеремонно спросил я. Может быть грубо, но лучше вложить свою злобу в несколько слов» - перед кем оправдывается ГГ? Перед читателем? Оно ему надо? Это не тот формат и стиль, чтобы вести непрямой диалог с воспринимающим текст; я не знаю, может быть, вы здесь как раз и заменили матерное слово на вот это безобразие – «дура» и проиграли, потому что окраска настолько блекло выражает настроение ГГ и общую атмосферу, что ваше исправление портит всю картину. Показываете такую удручающую обстановку, такой бедлам, такой бомжатник, а тут на тебе – «ДУРА». Нелепо, по-другому не скажешь;
«Зайдя на кухню…» - весь абзац буквально пестрит множеством оттенков вони, нужно внимательнее подобрать позицию к каждому из них, а некоторые и вовсе вышвырнуть;
«Я и раньше видел пьяных…» - абзац снова имеет направленность на читателя. Кажется, будто ГГ оправдывается перед нами. Оформите лучше как раздумья: «Господи, как же мне надоели эти пьяные…», ну или что-то вроде;
Начал я с того, что назвал рассказ достойным. Да, произведение действительно хорошего уровня. Но этот уровень хорош для кого-нибудь другого. Не для вас, Онли. Не для вас.
№3 «ё моё» - «ё-моё» (если используете «ё», то используйте его везде, а не только в выделении отдельных языковых оборотов);
«она махнула рукой и изумленно добавила» - снова стилистическая ошибка, «изумленно» не подходит;
«Здесь можно было сдохнуть, как в настоящей Кунст-камере» - причем здесь вонь и кунсткамера? Там не воняет, странное сравнение. Кстати, обратите внимание на правильное написание слова «кунсткамера»;
«В комнате просторнее, открыто окно - воздух постепенно очищался» - неуклюжая фраза из-за временного сочетания: окно вроде бы открыто (наст. время), а воздух очищался когда-то (вр. прошедшее);
«Здесь же запах закупорили. Он смешался со смрадом» - запах смешался со смрадом. Как вы их различаете, Онли? Это ведь не синонимы, а сходные по смыслу слова, которые все же имеют разные смысловые оттенки, настолько разные, что запахом можно называть даже шлейф от Chanel;
«Меня уже начинало тошнить» - не знаю, Онли, может быть, это только мне такие фразы кажутся неуклюжими, но я здесь вижу явный недочет. «Начинало тошнить» - как это? И значит, можно написать когда-нибудь потом «продолжало тошнить», а еще позже «закончило тошнить». Согласитесь, что здесь имеет место излишняя безличность. Ведь можно написать проще и лучше: «затошнило»;
«Взревел полуживой «хозяин»» - почему в кавычках? Этот мудак действительно хозяин, каким бы он ни был;
«Он развалился в углу на табурете возле раковины, в которую его периодически рвало» - мужик только появился, и вы описываете его читателю, который и не подозревал абзацем ранее о присутствии этого алкаша. Его как бы не существовало в помещении, ни для ГГ, ни для нас. А вы употребляете выражение «в которую его периодически рвало», которое подразумевает тот факт, что ГГ видел его. Но мы-то нет! Поэтому, на мой взгляд, фраза неуместна;
«Из одежды на нем виднелась только майка» - «виднелась»… где-то там, за горизонтом, за туманною дымкой;
«Даже трусы не удосужился одеть» - Одеть кому? Тетке? Надеть, Онли, Надеть!!! На себя НАдевают, кого-то Одевают!!!
«Неожиданно у него хватило мозгов на плевок в мою сторону» - он что, мозгами плевался? И почему неожиданно? В общем, неудачная фраза;
«Если бы попала, смог бы я удержаться?» - мощный, видимо, плевок. Сносит. Дополните фразу: «удержаться от…»;
«стойкое желание избить до полусмерти сидящего передо мной недоумка, с каждой секундой только увеличивалось» - запятая не нужна; «стойкое желание… увеличивалось» - значит, не очень-то оно и стойкое (лексическая ошибка). Напишите лучше «явное желание» или что-нибудь в этом роде;
«маска… полного отсутствия души и разума. Они чахли, преображая человека в больного прокаженного… пока он сидел в забытье» - во-первых, определитесь: либо душа и разум полностью отсутствовали, либо чахли (что все-таки подразумевает их жалкое, но присутствие). Во-вторых, «преображая» стилистически не подходит. Это слово обычно имеет градационное значение, то есть преображение чаще бывает в лучшую сторону, а не наоборот. В-третьих, прокаженный не может быть здоровым, следовательно, нет смысла уточнять слово определением. В-четвертых, « в забытьи» (Пр. п.). В-пятых, снова стиль, Онли. Не кажется ли вам, что «забытье» следует заменить более подходящим словом;
«Я и раньше видел пьяных. Это естественно» - что естественно? Пить или видеть пьяных?
«С тем же яростным тупым напором (который больше с виду напоминал тяжелый запор» - если с виду напор больше напоминает запор, то с какой же позиции вы описываете состояние мужика? А вообще, конечно, фраза неуместно комична;
«Я торопливо прошагал коридор» - на протяжении всего рассказа ГГ все выходит в коридор, выходит, выходит…
«В стене действительно виднелся гвоздь» - снова «виднелся»; лучше «торчал»;
№2 Лучшим в рассказе получился образ бабушки, или старухи – автор не определился. Сначала ее жаль, хочется помочь, затем, когда бабулька не реагирует на задаваемые ей по поводу внука вопросы, ее хочется оставить и больше не прикасаться, что герой и делает. Вот если бы вы, Онли, прописали образы двух предыдущих персонажей хотя бы так же, как образ старушенции, получилось бы куда лучше. Действия в рассказе линейны и не связаны. Когда герой ведет беседу с женщиной, других жителей квартиры не видно. Когда с хозяином – только в конце появляется жена. И появляется она только потому, что автор хочет перенести героя и нас в другую комнату, где как-то по-другому пахнет мочой и экскрементами. Кстати, странное отсутствие диффузии: в одной комнате воняет мусором, в другой – говном. Либо квартира не меньше пентхауса, либо в дверных пролетах установлены специальные энергетические преграды. Фантастика. Пропавший мальчик, как я понял, создан (и потерян) автором для того, чтобы показать безразличие к его судьбе всех действующих лиц: отца, матери, бабушки, главного героя и эфемерного образа общества в целом. Вот на этом и держится весь рассказ. Можно, конечно, говорить, что автор и хотел показать типичное горьковское «дно», где всем на всех наплевать. Но зачем такое показывать, если было показано уже черт знает сколько раз? Если уж и показывать, то с выявлением чего-то особенного. Здесь же, как я уже говорил, стандарты и стереотипы.
NB!
«смесь вони гниющего мусора, перегара, мочи и неведомо какой еще грязи» - «смесь вони» не согласовано с последующим перечислением, так как отсутствует предлог «от»: «смесь вони от…»;
«и разбить об голову» - «О голову», потому что слово, к которому относится предлог, начинается с согласной; ваша конструкция применима только лишь в разговорной речи либо, если в письменной, в прямой, то есть в диалогах;
«Их заплывшие, мутные глаза ни черта не видят, а уж слышать они тем более не способны» - глаза не способны слышать – логично;
«Задумчиво поправив костюм» - интересно, о чем в данный момент думал главный герой…
«Эта женщина была доведена до откровенного безобразия» - местоимение совершенно лишнее и отягощающее конструкцию предложения. До фразы женщина в тексте упоминалась только одна, поэтому совершенно понятно, о ком идет речь;
«еле сидит самое ничтожное существо на планете» - меня смутило «еле»; что вы хотели сказать: еле сидит, еле лежит? Если хотели сказать именно это, то лучше так и написать, а лучше вообще: то ли сидит, то ли лежит; «еле» обычно стоят, но никак не сидят, если, конечно, куда-нибудь не торопятся;
«Брезжит жизнью лишь когда выплевывает очередную фразу» - перед «лишь» запятая – сложноподчиненное предложение;
«Небрежно накинутый халат местами оголял ее бренное тело» - стилистическая ошибка, слово «бренное» совершенно не подходит к данному контексту и делает предложение комичным, но выставляет женщину никак не в том свете, в котором вы ее хотели показать;
«служил ей почти лежбищем» - снова стилистическая и, по-моему, даже речевая ошибка; уточните в словаре, что значит слово «лежбище»;
«Она заметила мои ноги, и склонившаяся над пойлом голова начала медленно, покачиваясь, подниматься. Если бы не стол, который служил ей почти лежбищем, то она непременно рухнула бы на пол» - в этом абзаце первое местоимение лучше заменить словом «женщина» или чем подобным, потому что далее вы обращаете внимание читателя на голову этой алкоголички;
«- О-о-о… - угасающее воскликнула хозяйка» - одна буковка «е» лишняя; «и как-то грустно задумалась» - не понятно, как это, совсем не понятно, плохо, короче;
№1 Рассказ достойный. Но достоинство у него только одно, а именно совершенствование авторского стиля, мастерства вообще. Что же касается произведения, если его не рассматривать как одно из проявлений вашей, Онли, творческой мысли (как если бы я не был знаком с другими вашими рассказами), то видится без всяких мелкоскопов, что скроено наспех. Кажется, будто с самого начала задумывалось что-то более грандиозное, чем получилось. Действие рассказа начинается в квартире. Автор не готовит для читателя помещение. Мы сразу же оказываемся в жилище представителей так называемого «дна». И дальше наблюдаем совершенно типичную для глаз картину: массу «пустых бутылок, разбросанных, расставленных по всей квартире, не вдыхать этот смрад: смесь вони гниющего мусора, перегара, мочи и неведомо какой еще грязи. Оставить за дверью оборванные обои, истрескавшийся потолок, пробитые половицы, оторванные плинтуса, облупившиеся стены со слезшей краской и эту долбанную лампочку, висящую в коридоре на облезлых проводах». Почему типичную? Не потому, что к кому ни зайди – увидишь вот этот самый бедлам, не потому, что мы сами видим такое за стенкой. Типичную потому, что описание обстановки, впрочем, как и образов, собрано из шаблонных фраз. С меньшим мастерством, но теми же словами подобную картину мог бы описать и семиклассник, потому что стереотипы у всех одинаковые, на то они и стереотипы. По крайней мере, я не испытал никакого отвращения или потрясения от описанного, потому что такой образ уже существовал в моем подсознании, как и в подсознании большинства. Если бич, то вонючий, грязный, обосранный и обоссанный, нажравшийся дешевого алкогольного пойла. Я понимаю, по-другому и нельзя, потому что так и есть на самом деле. Однако это не добавляет тексту ни оригинальности, ни интереса. Кстати, у меня сразу возникла вот какая мысль. Все имущество практически продано, пропито. Но стеклотары в квартире ужас как много. Они что, не знают, что ее можно сдавать? Не думаю. Или, может, они не выходят из квартиры вообще? А как они тогда водку покупают? В общем, недочет имеется, деталь не проработана. Что касается построения. Начало есть (оно обычно всегда есть), завершение есть. И вот в промежутке между этим началом и концом меняется позиция главного героя. Не то чтобы меняется, конечно, однако происходит перемена мнения, и если бы в конце рассказа героя вернуть к началу, то он сразу же, не задумываясь, вызвал наряд милиции и не пошел бы разбираться с гнусными квартирантами один. Значит, что-то происходит, и от этого «что-то» и меняется позиция главного героя. Так что же произошло? А ничего не произошло. Все события развернулись так, как им и положено разворачиваться. Или же автор просто-напросто не потрудился с обоснованием перемены во взглядах героя. По крайней мере, я этого не увидел. О чем думал герой? О том, что ему откроют дверь и хлебосольно встретят? Но он же не Дедом Морозом работает. Поэтому он должен понимать, что его никто не ждет, а если и ждет, то будет явно не рад его приходу. Отсюда следует - как же все-таки главный герой умудрился пойти выселять неадекватных (по определению) граждан в одиночку? Да кто его вообще отпустил одного? И – да, кстати, - а кем вообще работает наш молодой человек? Если судебный пристав, выселяющий злостных неплательщиков, то какое ему дело до мальчика и откуда он о нем вообще знает? Если следователь, то почему он в конце говорит о выселении семьи? Это не в его компетенции. Если вообще поближе рассмотреть его, этого главного героя… стоп. Не получится. Совсем не получится. А почему? А потому что, во-первых, повествование ведется от его лица, а в таких случаях будет, что естественно, глупо описывать самого себя. Во-вторых, даже внутренние переживания главного героя не могут раскрыть перед читателем его личность – автор не особенно постарался. Тем более что на протяжении всего рассказа, исключая завершающую часть, мы, то есть, читатели, не знаем, кем же является наш рассказчик. Короче, главный герой – это совсем и не главный герой, а набросок, эскиз. Только не говорите мне, что большего и не надо. Надо, Онли, надо. Это я вам как читатель заявляю. Дальше перед нами последовательно предстают не образы, а типы. Два типичных, шаблонами рубленых бича: муж-алкоголик и жена-алкоголичка. Лишь две детали делают их немного индивидуальными: ее – бережно хранимая под задницей фотография, его – отсутствие трусов. Все.
Only, могу и по теме, если Вы имеете ввиду сюжет и смысловую нагрузку. Смятения героя мне понятны и непонятны одновременно. Конечно, хочется помочь людям, но описанной семейке помогать нечем и не надо. Факт! Если меня, пьющую только по праздникам, вдали от детей, с работающим мужем, в санитарных условиях живущих, хотели родительских прав лишить... Тут вообще без комментариев. Может, резковато, но из детей в подобных семьях вырастают наркоманы, проститутки и прочее-прочее, если вообще вырастает. Конечно, мальчик - новичок, и ему нужна поддержка, чтобы перебороть свое желание помочь, но здравомыслящему человеку с долей силы воли это бы не потребовалось. Ваш герой, кажется, слаб. Может, именно это Вы и хотели показать, а не все ужасы семейной жизни алкоголиков. Не уверена. Вот. Еще раз спасибо.
Спасибо за огромные старания, Елена! На досуге погляжу что из ваших замечаний сможет вступить в силу. А пока:
"Побольше бы отражений эмоциональности героя. В некоторых местах, например, восклицания так и просятся:" - видите ли, герой постепенно закипает. В начале истории он находится в состоянии мрачной раздражительности. То есть, до криков еще не дошел. Насчет остального - обследуем. Писалось это неохотно, так как интерес быстро пропал, поэтому такие ляпы вполне возможны. Жаль, что мало по смыслу, но ничего - перебьюсь. Спасибо вам еще раз!
P. S. От матной версии уже не будет толку. Эти несколько слов выстрелили бы только при первом прочтении, а так - бессмысленно.
Only, спасибо Вам за красивую правду жизни! Приятно читать! Стиль выдержан, сюжет интересный и злободневный. Хотелось бы "матную" версию почитать, думаю, понравится. Если не против, предложу кое-какую правку: Побольше бы отражений эмоциональности героя. В некоторых местах, например, восклицания так и просятся: «Как мне ужасно хотелось в первые же минуты схватить бутылку и разбить об голову «главы семейства», а затем взять его за волосы и с размаху врезать лбом о газовую плиту.», «Так и подмывает просто выйти вон отсюда.» «разбросанных, расставленных по всей квартире» - абсолютно антонимичная пара определений, не очень смотрится. Может, на этих антонимах немного по-другому сыграть? Например, "расставленных, а чаще просто разбросанных" или "кое-где расставленных рядами, а кое-где разбросанных, как попало". «Какое сильное желание меня охватило вцепиться в его жену и истерически трепать и орать на нее, орать, пока не сядет голос, или она не придет в себя от боли.» - мне кажется, тут должна быть зпт. «Да, и ее хотелось как следует швырнуть в стену.» - а тут наоборот. ))) Хотя, если Вы "да" хотите именно выделить, тогда извините, все в порядке. «Это полный бред, что с мрачным слабоумием на лице все же радостно вставлял палки в колеса благоразумия.» - если я Вас правильно поняла, то в этом предложении лучше "что" заменить на "который". Для подобного текста слишком высокий оборот, да и фраза двусмысленной становится. «Послышался многоголосый звон падающей стеклотары - здесь все было ей уставлено. И неизвестно сколько копилось.» - я бы немного изменила, как-то последнее предложение выбивается. Например, "здесь все было ей уставлено, собиралось это, судя по всему, долгими годами." или "здесь все было ей уставлено. Неизвестно, сколько эта тара копилась (сколько это все копилось)" «Вид этого вызывал у меня жалость и отвращение…» - как-то корявенько, особенно при учете предконтекста. Может, "эта картина", или "этот вид", или "вид этого тела/существа"? «Че я пойду, что ли всем говорить…» - мне кажется, тут лучше или поставить еще одну зпт после "что ли", или убрать вообще, раз это разговор. От вложенной интонации зависит. «Глупо что-то пытаться узнать у них, конечно…» - мне кажется, "конечно" лучше или в начало предложения поставить, или вообще убрать. «В нос, по мозгам резко ударила вонь разлагающегося поблизости мусора и дикого перегара. Здесь можно было сдохнуть, как в настоящей Кунст-камере.» - во-первых, сочетание носа и мозга не очень удачное. Может, "В нос, добираясь до самого мозга, резко ударила...", или в конец его переправить, мозг. ))) А во-вторых, не очнь удачное сравнение. Вы же говорите про запах, так при чем здесь Кунст-камера? И музей, и основной перевод слова - "собрание уродов", это скорее ко всей квартире относится, а не к данному эпизоду. «стойкое желание избить до полусмерти сидящего передо мной недоумка, с каждой секундой только увеличивалось.» - зпт не нужна. «А рука тем временем петляла в воздухе, выискивая кого бы пырнуть разбитой бутылкой.» - перед кого или зпт, или тире стоит поставить. «я не находился со словами.» - может быть, лучше упростить? "Я не находил слов/что сказать", "я путался в словах". Немного непонятная фраза получилась. «Мне уже по хрену, вообще все!» - тут лучше или зпт убрать, или после "уже" вставить еще одно "все", повтором это не будет, просто будет уточнение. «Главное, отыскать мальчишку.» - мне кажется, тут лучше тире поставить. «Принесу поесть, что найду… и… и все, – я нервно потер висок, – мне уже пора идти…» - разрыв прямой речи, нужны зпт. «Не оглядываясь по сторонам, избегая взглядом окружившую меня квартиру. Стараясь смотреть под ноги…» - несочетаемые слова. Или "избегая смотреть", но тогда повтор будет, или "не глядя". Что-то поменять, в общем, надо. И предложения можно объединить, мне кажется.
читал полную версию (с матами) так что комментить буду ее. Хотя это не играет принципиальной роли
Так вот... ОНЛИ - ВЫ ЗАСРАНЕЦ! В самом положительном смысле этого слова )) Рассказ меня поразил своим реализмом. Особенно - момент, где ГГ оттягивает бабушку к стене. Вы не поверите, но у меня когда-то была абсолютно такая же ситуация... но это другая история) Вобщем описано все очень реалистично и при этом - еще и интересно! Вы, возможно, ждете конструктивной критики, но я просто не знаю, к чему тут придраться.