Мыслитель и Задумчивость Степень критики: Полная критика
Короткое описание: Написанное давно, это произведение до сих пор не перестаёт удивлять меня самого. Единственное из творений, которое я никогда не исправлял и которое периодически перечитываю. Не могу объяснить себе порой...
Пожилой человек сидел за столом, держась руками за голову. Безнадежность сковала его, пела свою песнь отчаяния, завораживая нотами усталости. Несколько лет он терпеливо искал Истину среди потрепанных книг и рукописей, терпеливо размышлял, думал. Ждал. Но когда понимание приходит поздно, и ты замечаешь поступь обреченности своих деяний на пороге - тогда ты молчишь в надежде на то, что молчание тебе поможет скрыться, сбежать от затянутых размышлений Ни о Чем. Но сотни слов, фраз и отголосков в голове. Они сводят с ума Человек сидел. Он не знал, что делать. О чем думать? О чем размышлять? - Почему все ложно? Почему каноны мыслей завели в тупик, сплетенный годами совершенствования Идеи? Есть ли выход из паутины лжи? Задумчивость, сестрица познания, скользила рядом. Томный голос нашептал ему: - Дорога всегда есть, мой Мыслитель. Ты считаешь, что ее надо найти, надо на нее ступить. А так ли это? - Почему ты называешь меня Мыслителем? Разве я он? Неправда. - Человек посмотрел на Задумчивость. - Правда то, что я потерян. Я разрушил все пути, что могут вести меня к чему-то иному, к другим мыслям. Поступки совершили акт моего самоуничтожения. Я завлек себя в омут, темный омут Пустых Размышлений. Они не ведут к Истине. Они не ведут совсем... Они не дают мне идти. Я скован. - Разве? - тихо рассмеялась Задумчивость. - Не всегда правду можно считать Правдой. Разве к Истине надо идти? Неужели ты думаешь, Мыслитель, что познание Истины - это дорога наших суждений, что с годами бережно собираются нами, лелеются и хранятся во веки веков? Познание - это не Путь. Познание - это Открытие неведомого. Забудь догмы и правила - открой глаза, что не видят. Слушай же, доселе неслышащий, пойми, доселе непонимающий: Истина - это не конец дороги, истина - это вспышка, что дарит Все. - Но как? - спросил Он. Задумчивость шелестела рядом с ним, касаясь подолом сострадания его ладоней. - Я - просто человек. Всю жизнь я думаю, ищу Истину, собираю ее по крупицам из всего, что я могу чувствовать. Разве не поиск Истины не дает покоя человеку? Разве не вся наша жизнь - ее поиск? - Вы ищете Истину, но она так близка! Вы думаете о ней каждый миг своего Бытия, но нужно протянуть руку, сделать шаг от сторону осознания своего величия или ущербности- и дивная сфера знаний может быть вашей. Но Сомнение - моя сестра, она великая плутовка, но не любит она томить вас страданием. Она приходит к тебе лишь для того, чтобы в один прекрасный момент ты вспомнил, что Истина была в тебе с самого начала. С первого твоего вздоха, с первого твоего взгляда на весь прекрасный Мир вокруг тебя. Сестрицы сейчас нет... Так зачем ты сомневаешься? Мыслитель поднял ладонь: - Виной тому не сомнение, а мой страх... Страх перед тем, а стоит ли искать Истину? Что это? Бесконечность знания? Вечная Красота? Вечная Жизнь? Бесконечность? Счастье? Задумчивость положила свою руку на его плечо: - Ты много размышляешь. Я чувствую, как море мыслей твоих волнуется, мучает волнами отчаяния. Отринь все чувства и эмоций, забудь, что ты тот, кем ты привык себя считать. Страх уйдет, а после ты почувствуешь облегчение, когда скинешь груз тяжести своего прошлого. Закрой глаза, позволь мне вести тебя. Я остановлю поток твоих мыслей, ты Задумаешься, чтобы принять правду о себе. Он вздохнул и закрыл глаза. Задумчивость обняла его за плечи и поцеловала. Человек улыбнулся. Задумчивость нашептала: - Сбрось свои цепи. Прими тишину, которую ты не мог принять доселе... Размышления в твоей голове навеяны сомнением и желанием забыться, но ты начал преодолевать себя. Ты стал понимать, что мысли не любят суматоху. Да, Мыслитель, Они любят тишину, а Истина - это вспышка Тишины, моей матери. Кто чувствует Тишину, тот становится не просто человеком. Он становится Мыслителем. Задумчивость отошла от него, посмотрела своими любящими глазами и сказала: - Ты полюбишь Тишину, притронувшись к ней хоть раз. А я всегда рядом с ней... Ее локоны засветились яркими камнями звезд, она напела: - Если ты не забудешь себя - не забудешь меня. До свидания, Мыслитель. Мы еще встретимся. Очень скоро... Она рассмеялась и исчезла. Мыслитель поднялся, закрыл окно, откуда дул прохладный ветер. Любимое кресло ждало его... Руки легли на подлокотники - теперь он понимает. Закрыв глаза, Мыслитель вспомнил слова Задумчивости и улыбнулся. Просто осознать тишину. Просто Тишина. Тишина...
Начну с собственных ощущений. Я уверена, что автор знаком с творчеством Пауло Коэльо, ибо и тип повествования и само настроение очень схожи. Я наслаждаюсь творениями талантливого португальца, поэтому схожий темперамент вашего рассказа приятно порадовал меня. Пусть вы не открыли здесь ничего нового, но задуматься заставили - а это главное. Это спокойствие с оттенком легкой грусти, внутренний спор или монолог - для меня залог успеха в философской прозе. Что ж, пройдемся по недочетам, удачным моментам, а потом я подведу итог.
1. "Безнадежность сковала его, пела свою песнь отчаяния"--------> мелодичность достигнута. Слух радуется.
2. "Несколько лет он терпеливо искал Истину среди потрепанных книг и рукописей, терпеливо размышлял, думал. "----------> повтор "терпеливо". Если убрать его во втором случае , тогда "размышлял" и "думал" необходимо дополнить, побогаче преподнести. Голый каркас из глаголов оставлять нельзя. Речь сразу потеряет свою плавность. А если мелодию прервать, то впечатление мгновенно испортится. Волшебство исчезнет, слова не будут завораживать.
3. "каноны мыслей"--------> хм.. меня смущает это словосочетание.. здесь бы я употребила что-то количественное, собирательное. Банальный пример: миллионы мыслей -но это очень посредственно, конечно. А каноны.. Это устои. Образцы. Непоколебимые правила и обычаи, как я полагаю. У мыслей этого быть не может. То, что не выразить словами, всегда найдет отражение в мыслях. Следовательно, человек не может навязать то, что чуждо твоей душе. Пусть словесно ты выразишь согласие, пусть действия будут противоречить собственному сознанию, но в голове будет совсем другое. Но, возможно, автор имел в виду совершенно другое. Может быть, каноны мыслей-это нетленные учения Сократа, Коперника, Бруно, Галилея, Ньютона и т.д. То, что воспринимается, как что-то неподдающееся сомнениям, что не потерпит опровержения или недовольства. То, что считается мудростью, кладезью знаний человечества.С этой стороны я претензий не имею.
4. " тупик, сплетенный годами совершенствования Идеи"-------> тупик есть что-то не несущее позитивный настрой. Это скорее означает провал, неудачу, крах, разочарование. Тогда получается несоответствие. Совершенствование и тупик. Несовместимы. Лучше убрать это противоречие хотя бы таким простым способом: "тупик, сплетенный годами стремления к совершенствованию Идеи".
5. "Разве я он?"-------> режет слух. "Могу ли я претендовать на эту роль" или что-то в этом роде, может?
6. "открой глаза, что не видят. Слушай же, доселе неслышащий, пойми, доселе непонимающий"---------> сильный религиозный подтекст, как мне кажется. Я не сильна в этой области, но кажется где-то я подобное уже слышала. /стыжусь своей ограниченности/
7. "Сестрицы сейчас нет"--------> ассоциации не самые философские. Русская попса, от которой не спастись, оставила негативное впечатление от подобных фраз.
9. "Любимое кресло ждало его... Руки легли на подлокотники - теперь он понимает."---------> в его сознании произошел коренной перелом. Почему же он вновь возвращается в то же кресло? Почему не изменил и материальную сторону своего бытия? Атмосфера тоже жаждет перемен. Но это уже мои мысли.
ИТОГ. В этом рассказе данные о герое не так важны. Хотя причина выбора данного пути Мыслителем была бы интересна читателю. К финалу замечаний не имею, некая неоконченность здесь очень даже к месту. Общее настроение и атмосфера близки мне, я душевно отдыхала, пока читала. Сам процесс комментирования впустил меня вглубь этого рассказа и позволил все прочувствовать. Когда удовольствие доставляет не только чтение, но и критика(хотя ее, на мой взгляд, не получилось)-это многого стоит. Спасибо. МИЯ
Хочу сделать чисто техническое замечание. Я понимаю желание автора увековечить свой псевдоним под своим же текстом, но на сайте принята анонимная система голосования. Так что, когда будет время и желание – никнейм удалите. Копирайту и дату вполне можно оставить.
Кстати, толку от таких защитных мер, как показывает практика – крайне немного.
Теперь по тексту.
Честно говоря, подобная псевдофилософия уж слишком распространена. И основная ошибка её авторов состоит в надежде на то, что некий читатель станет копаться в ней, выискивая тонкие мысли, расплетая их по одной, словно вязаный свитер. Увы, нет. Никто не станет тратить время на дотошный анализ текста. Либо мысль понятна (заметьте, я не говорю – «очевидна»), либо она не понятна – и, следовательно, всё эти авторские измышления становятся бессмысленным графоманством.
«Но когда понимание приходит поздно, и ты замечаешь поступь обреченности своих деяний на пороге - тогда ты молчишь в надежде на то, что молчание тебе поможет скрыться, сбежать от затянутых размышлений Ни о Чем.»
Всё предложение - масло масляное. Оно очень близко подошло к Ильфо-Петровскому:
«Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло лучи свои по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился…» ("Золотой теленок")
«Почему» спросите? А вот, собственно, почему.
«…ты замечаешь поступь обреченности своих деяний на пороге…»
- Поступь - ж. 1) Манера ступать при ходьбе; походка. 2) перен. Движение вперед, развитие, ход чего-л. (Толковый словарь Ефремовой)
- Порог 1. м. 1) а) Брус - обычно деревянный - на полу в нижней части дверного проема. б) Употр. как символ родного дома, семьи. 2) перен. разг. Преддверие, начало чего-л… (так же)
Понятно, что у Вас тут аллегория, и читатель должен мыслить картиной. Вот обреченность предстает в виде живого существа – человека, чьи шаги слышны на пороге. Даже это уже глупость. Уж не говоря про поступь. Ширина порога – ну сантиметров десять отсилы. И ступая на него можно сделать один шаг. Если Ваша обреченность хромая – то два шага. А тут поступь. Т.е. обреченность с человеческим лицом топчется на пороге. Даже не топчется, а как-то умудряется там ходить. От косяка к косяку и обратно.
Если бы у Вас было просто «ты замечаешь поступь обреченности своих деяний» или «ты замечаешь обреченность своих деяний на пороге» - вопросов бы не возникло. А так, на мой взгляд, возникает явное противоречие.
Ну, бог с ней, с поступью этой.
Не нравятся мне лично все эти Истины, Идеи, Пустые Размышления, Правды, Познания, Пути, Сомнения, Красоты, Жизни и прочее, данное по прихоти автора через Caps Lock. Можно как в немецком языке – просто писать все Существительные с Заглавной Буквы, и будет Шика-а-арно.
Философия эта, кстати, со стороны выглядит, как белая горячка. Сидел дядя Вася (он же Мыслитель), пил портвейн и тут пришла Задумчивость, сестрица Познания, из двадцать третьей квартиры. Потом пришла жена Зина и разогнала всю эту школу стоиков с едреням.
«- Разве? - тихо рассмеялась Задумчивость. - Не всегда правду можно считать Правдой. Разве к Истине надо идти? Неужели ты думаешь, Мыслитель, что познание Истины - это дорога наших суждений, что с годами бережно собираются нами, лелеются и хранятся во веки веков? Познание - это не Путь. Познание - это Открытие неведомого. Забудь догмы и правила - открой глаза, что не видят. Слушай же, доселе неслышащий, пойми, доселе непонимающий: Истина - это не конец дороги, истина - это вспышка, что дарит Все.»
Меняем некоторые слова.
Пожилой человек сидел за столом, держась руками за голову.
- Почему ты называешь меня вождем Мирового Пролетариата? Разве я он? Неправда. - Ленин посмотрел на Крупскую. - Правда то, что я потерян. Я разрушил все пути, что могут вести меня к чему-то иному, к другим мыслям. Поступки совершили акт моего самоуничтожения. Я завлек себя в омут, темный омут меньшевистских размышлений. Они не ведут к Коммунизму. Они не ведут совсем... Они не дают мне идти. Я скован.
- Разве? - тихо рассмеялась Крупская. - Не всегда революцию можно считать Революцией. Разве к Коммунизму надо идти? Неужели ты думаешь, Владимир Ильич, что познание Коммунизма - это дорога наших суждений, что с годами бережно собираются нами, лелеются и хранятся во веки веков? Познание - это не Путь. Познание - это Открытие неведомого. Забудь догмы и правила - открой глаза, что не видят. Слушай же, доселе неслышащий, пойми, доселе непонимающий: Коммунизм - это не конец дороги, Коммунизм - это вспышка, что дарит всенародное счастье.
- Но как? - спросил Ленин. Крупская шелестела рядом с ним, касаясь подолом сострадания его ладоней. - Я - просто человек. Всю жизнь я думаю, ищу Коммунизм, собираю его по крупицам из всего, что я могу чувствовать. Разве не поиск Коммунизма не дает покоя человеку? Разве не вся наша жизнь - его поиск?
Почти каждый пишет подобные произведения. Я такое писал в четырнадцать, и тоже оставил, не правил, но и не перечитывал, потому как стыдно было перед самим собой. Слишком уж все плоско, слишком уж все неправильно. У вас то же самое. Так же надавали Имен, также попытались провести черту и Одиночества, и некой Избранности и Прочее Прочее Прочее… К чему же это я? А к тому, что хоть таковые произведения и не принято критиковать, я все же его прокритикую, причем глобально, с точки зрения идеи, а не с точки зрения ошибок. Идея у вас неплохая, но, ВСЕ мы проходим через эту идею, каждый из нас в какой то момент готов (и пишет) написать подобное, тут все дело упирается в исполнение. Не в констатацию имен и фактов, а в обоснованность идеи, в базисе! А у вас просто: имена, многозначительная недосказанность… Короче простите, но два.