» Проза » Вне категории

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


For Alex forever
Степень критики: любая
Короткое описание:

Стражам грамматики посвящается. ;)



День прошел как обычно, и быстро наступивший  вечер поглотил дневную синеву неба, четкие стройные силуэты пальм, яркую геометрию зданий. Еще доносился шум машин из темного открытого окна, знак продолжения дневного движения жизни; в полумраке  квартиры еще бодрствовал яркий  глаз телевизора, приглушенно-взволнованно сообщавшего  многократно повторенные уже прожитые новости. Жена была уже в спальне, но не спала,  сын весело договорил последние фразы по мобильнику и с улыбкой, еще предназначавшейся  невидимому собеседнику, сказал отцу:

   -Пока, па. Я пройдусь.

   Александр Борисович развернул кресло у компьютера, сел, вытянув  ноги. Он пристально смотрел на сына, неравнодушно отмечая его подвижность, живой взгляд веселых глаз, смуглую молодость лица. Что-то забывший сын вернулся в комнату, нашел на столе у  компьютера  флэшку  и, засовывая  ее в карман, убежал.

    Александр Борисович качнулся в кресле, поворачиваясь к дисплею. Комп призывно чуть-чуть гудел, овевая почти бесшумно крылышками лопастей  свою интеллектуальную часть, замершую  в ожидании прикосновений его пальцев к клавишам. Он  ввел свой пароль. Разделять комп паролями с сыном особенного смысла не было, потому что секретов друг от друга они не имели. Но жизнь была располовинена. Нынешняя половина была лучше, приятнее, счастливее. Он жил в мире, который был создан не так давно людьми, несколько  тысячелетий  мечтавшими быть вместе и на этом  месте. Этот мир был молод, и он был создан для его сына. Здесь взгляды не несли в себе отталкивающего холодного любопытства или обидного уважения в анекдотах, как было в другой половине жизни, запертой теперь паролем в разделах педантичного компьютера.

     Александр Борисович родился и вырос в знаменитом городе - бывшей столице огромной империи русского самодержавия, несколько раз менявшей свое имя. Здесь окончил филфак  университета и аспирантуру, преподавал на филфаке института пониже рангом.

     В туманах   Балтики город казался призраком, явившемся сюда из старой  королевской Европы.  Климат был ветрено-капризным. Ноябрь и декабрь  были почти невыносимо темны и черны, скрывая и днем небо туманами. Однообразие нарушалось выпадавшим снегом, накрывавшим белизной мокрую черноту  улиц, но бессильным закрыть черноту мрачной  сильной реки и множества каналов. Мир превращался в черно-белый офорт на несколько часов или дней, потом контрасты растворялись влагой дождливого воздуха.

      Язык, на котором говорил окружавший его мир, был сложным и прекрасным, и мог передать все оттенки чувств,- от иронии до пафоса, этого вокруг было много. Иногда вспоминались вечно грустные пейзажи, и тут же всплывали подходящие поэтические строчки  родного языка. Родного?  Нет. Но  эта важная сигнальная система жила в мозге своей независимой и упрямой жизнью,  всплывая  как компьютерная подсказка.

      Врожденная  грамотность провела его через все пороги  в  течении этой речи. Удачные пародии в школьных стенгазетах, комплименты преподавателей, зачитывающих его  сочинения в классе как примерные. Синтаксис и морфология легко легли в мозг, автоматически  правильно  реагировавший на ошибки в речи и написании. Он чувствовал превосходство над людьми, с ошибками говорящими и пишущими на своем родном языке, так до конца не поддавшемся  им. Чаще всего на улицах слышалась нецензурная не брань, но речь, однако, эти мощные примитивные формы почти не задевали его сознания.

     В конце концов, они решились и уехали из этого знаменитого города, который он возможно, и любил, во всяком случае, гордился тем, что жил в нем. Квартиру на улице Чайковского они продали достаточно дорого, так что уехали с «приданым».
 

     Новый мир звучал уже по-другому. Новые слова сопротивлялись, громоздились противотанковыми ежами согласных, их приходилось покорять, применяя разные тактические приемы, пытаясь затолкать в уже  занятые смысловые ячейки сознания, распределять, сортировать и уговаривать свой мозг  дать им место рядом с уже живущими там на правах хозяев- собственников. Он сумел найти место для них и начал высаживать новые слова поодиночке, как сажают растения в саду, чтобы затем они при заботливом уходе прижились, дали корни и побеги, росли вширь, переплетаясь, крепли, и мощно завоевывали предназначенное им пространство, давая счастливое удовлетворение взаимопонимания.

    Но все-таки сохранялась какая-то  механичная информативность, не хватало нюансов и обертонов, чтобы задело сердце, чтобы по обрывку фразы вспыхнула драматичность сюжета с его развитием и завершением, как это случалось с его первым языком, когда требовалась секунда, чтобы услышанные случайные два-три слова на улице от обгонявших его прохожих, еще не видимых его взгляду,  пронеслось мгновенное понимание и рентгеновское проникновение в чужую жизнь.

     Но и на новой родине между Европой и Африкой жило много людей, которые ворчали, ласкали своих детей или внуков, ссорились и мирились, обсуждали цены и мировые кризисы на этом своем неродном, но и не чужом  им языке; неожиданно споткнувшись, они почему-то  вспоминали чужую мать. Язык властвовал в страхе и ненависти, горе и любви. Язык звучал, он жил в людях, привезших его сюда в себе, и старательно изучавших иной, но он был уже не нужен, не требовалось изучать его тайны и наставлять неумелых в нем. «Чужой – родной» язык жил в чужой ему стране в чужих ему  людях.

Ему требовалась компактная упаковка и архивирование.  В лучшем случае.

     Александр Борисович уже хорошо понимал и нужный ему теперь новый язык, почти привычно пользовался им.  Теперь у него было новое имя, которое удобнее писалось ломаными веточками букв, и было гармонично новой фонетике. У него была другая работа, которой требовался другой человек, не совсем  Александр Борисович.

    За целый день он устал от бесконечных мелких дел, сливавшихся в одно, которым он теперь был занят. Пора было покориться ночной темноте и дать себе отдых до утра.

    Но каждый поздний вечер, оставшись один у компьютера, он должен был пообщаться с Интернетом, с одним таким сайтом….Он легко и быстро касался нужных клавиш, двигаясь в хорошо знакомом направлении. Ну что же, вот и сайт  «Вступающие  на стезю» …Привет, что новенького?

    Это был сайт начинающих писателей, людей, которые, пропуская через себя нагромождения чужих книжных слов, заражались желанием писать сами. Здесь обитали отвергнутые графоманы; молодые женщины, испуганные одной лишь тенью собственной жизни, стремящиеся  понять и идентифицировать  себя в  толпе  таких же;  тренирующиеся студенты;  дамы  в возрасте, бережно охраняющие и сентиментально перебирающие свои детские привязанности; выросшие мальчики, до сих пор носящие в себе детские обиды; суровые судьи чужой скучной несбывшейся жизни,  алчущие найти смысл во всяком сущем; отправлявшиеся в зазеркалье любители фэнтези, потому  что отражение жизни в зеркале казалось труднопонимаемым или неинтересным;  встречались и неадекватные пенсионерки с  «нажитым  непосильным трудом» жизненным  опытом.

    Они пытались проложить  свой путь по петляющим тропинкам, рядом с прямым путем, жестко очерченным  Моисеем, спотыкались и жалобно хныкали, наткнувшись на колючки кустарника. Розы доставались немногим. Они искали идола, не рекомендованного  упомянутым  законодателем.

    Авторы жаждали получить толкование своих скромных сюжетов и похвалы и комплиментов в виде  критики. Они хотели общения, чужих слов в обмен на свои слова. Они искали понимания в ответ на свое чистосердечное признание в непонимании, утешения в ответ на свои жалобы.

    Они писали, путаясь в знаках препинания, не справляясь со  сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Авторы нерешительно бродили по россыпям слов-самоцветов, стеснительно отбирая себе невзрачные камешки глаголов, избегая опасной яркости прилагательных.

 

Александр Борисович вспоминал почти детские лица своих студенток, у которых он вел семинарские занятия. Было занятно в их разнообразно-неповторимых лицах смешение финско-мордовских и татарских черт. Почти все были красивы по-своему,  ведь молодость хороша сама по себе. Капля  славянской крови растворилась в море народов, была невидима глазу, но от нее остался им всем язык, погрубевший и возмужавший, он нес в  себе  сложно выражаемую грусть и простоту  циничной грубости. Преподавание нравилось Александру Борисовичу, вокруг щебетали молодые голоса.  Он был «нормальным» преподавателем, с чувством юмора, и студентки нежно румянились, когда он доброжелательно проводил разбор их работ.

    Он пробежал глазами выставленные на сайт работы.  В небольших по объему, некоммерческих по качеству,  в них легко угадывались характеры авторов.  Дремавший  в нем преподаватель просыпался в нем в эти минуты у компьютера.

     Несколько вещиц заинтересовали Александра Борисовича, он почувствовал к ним редакторский интерес.

Он начал с концепции. Оценил ее как не полностью реализованную, да и самой идее требовалась некоторая коррекция. Композиция выстроена правильно, но лучше доработать и дополнить некоторые фразы для усиления эмоциональной тональности.

Знаки препинания должны были занять только предназначенные им места, лишнего здесь не нужно, лишние паузы разорвут ритм,  затруднят восприятие текста.

     Простота идеи всегда несла в себе желание оспорить  ее, но лучше всего в этом случае было  сделать пародию. В нем жило желание подразнить автора, но не зло и не убийственно,  а лишь шутливо показать на другие варианты взгляда на эту проблемку. Легко рождались насмешливые  строчки,  не больно  бьющие самолюбие автора, даже  рождающие  признательность,-  ведь все-таки им кто-то заинтересовался!

     Вот и сейчас Александр Борисович добавил в свою рецензию восемь рифмованных строк, которые он сочинил еще вчера, но носил их в себе целый день в  ожидании, проживут ли они этот день или равнодушно забудутся, а, может быть,  к ним добавится еще что-то, что иногда в тайне от него самого потихоньку сочинялось в его голове, а потом почти мгновенно всплывало, когда он садился в наступающей ночи к компьютеру.

    Строчки были живы и веселы.  Он  допечатал их в свою рецензию, подписался – Alex, и поскорее выслал  в  глобальную паутину,  дав им адрес станции назначения – pisately.ru.

    Было уже поздно, шорох машин почти не слышен. Удовлетворенность завершенными делами  разливалась в нем; теперь день был привычно  и окончательно прожит. Уже полночь.     

Прощальные прикосновения к клавишам. Экран угасал, good  night, comp .

   Теперь можно спать.  Good  night, Alex!

 

 

 


Свидетельство о публикации № 4626 | Дата публикации: 19:48 (07.12.2008) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 412 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 8
0 Спам
8 Volchek   (18.12.2008 05:10) [Материал]
Я не Литнегр, свою правоту доказывать не буду, я такой же начписец как и вы, и совсем без филологического образования. Я лишь хочу отметить, что из-за "неотжатости" текста читается скучно, а излишнее сравнение с механизмом убивает героя Алекса, и ставит на его место киборга Алекса, к коему отношение уже несколько другое. Короче вы автор, вам и разбираться (как я отмазался), мое дело сказать, и теперь, как мавр, я спокойно могу уходить куда подальше. Так что пойду другие произведения критиковать.

Забыл добавить: если считаете, что я уж совсем не прав - вызывайте на дуэль, как то и написано в моей подписи. Всего наилучшего.


0 Спам
7 Снегурочка   (18.12.2008 05:07) [Материал]
Отвечаю Волчеку.
"Комп призывно чуть-чуть гудел, овевая почти бесшумно крылышками лопастей свою интеллектуальную часть, замершую в ожидании прикосновений его пальцев к клавишам.» - дурацкий вопрос: зачем это предложение? "
А затем, что герой у меня с нетерпением ждет момента, когда он сядет за комп и начнет свою деятельность, и гул этого компа напоминает герою об этом. Здесь идет взаимодействие компа и человека, комп не просто механизм, он сопричастен этому действию.
Пункты про киберов. Смешно Вы написали. Тогда я попытаюсь объяснить.
Волчек, не все люди воспринимают мир одинаково. Я в свое время имела определенное отношение к медицине и действительно вижу сходство физиологии человеческой нервной системы с механизмом памяти компьютера. Все мыслительные процессы в основе своей - это нервные импульсы, которые по сути представляют собой электрический ток. В мозгу действительно есть определенные участки памяти, которые активируются в определенный момент, постоянно формируются новые нейронные связи, синапсы. Да, наша память - это очень сложная система, можно сказать, файлов, которые взаимодействуют посредством электрических импульсов. Это чистая правда. И язык воспринимается нашим мозгом как шифр, который он воспринимает и раскодирует, если есть соответствующий файл в памяти. И я применила здесь эту аналогию, она для меня совершенно естественна.
Да, у людей бывает врожденная грамотность, и их мозг действительно автоматом реагирует на ошибки. Как и музыкант с абсолютным слухом сразу слышит фальшь. Я не вижу ничего странного в этой фразе. Вас что смутило - слово "мозг" или слово "автоматически"? Если Вам не свойственно такое восприятие высшей нервной деятельности человека, зачем же чесать всех под одну гребенку?
Про "конфликт кодировок" - вы совершенно правы. Когда человек учит новый язык, и правда происходит некий конфликт кодировок. А если этот человек взрослый, то нервные связи в мозгу формируются медленнее и с большим трудом. Это и субъективно так ощущается. Попадите в иную языковую среду - и поймете!
По поводу длинного предложения. Я пыталась таким образом опять же передать ощущения человека, который учит язык, как он работает над собой и над своим восприятием, находит аналогии, связи между словами. Вот и аллегория с садовником и его растениями. Ведь слова должны и прижиться, и разростись в речь и дать свои плоды в виде свободного общения на этом языке. Короче говоря, тут процесс весь этот трудный так описан.
Да, непросто читать, много тропов, согласна. Это эксперимент был такой поставлен по углубленному и подробному описанию того, что происходит с человеком в новой языковой среде, как я это себе могу представить.
А если отжать - то что останется? Эти тропы тут неотъемлемая часть повествования. Вам смысл просто передать? Типа был герой, работал там-то, эмигрировал, а теперь сидит на сайте? Зачем тогда вообще вся литература нужна, если есть жизненные факты? А?
История эта, кстати, не столько про конкретного человека (Алекс тут как прототип), а про Язык и человека. Про судьбу человека и (главное) про судьбу языка, который он носит в себе.

0 Спам
6 Volchek   (10.12.2008 12:46) [Материал]
«Комп призывно чуть-чуть гудел, овевая почти бесшумно крылышками лопастей свою интеллектуальную часть, замершую в ожидании прикосновений его пальцев к клавишам.» - дурацкий вопрос: зачем это предложение?
«Синтаксис и морфология легко легли в мозг, автоматически правильно реагировавший на ошибки в речи и написании.» - а я не знал, что Алекс Большинский кибер…
«Чаще всего на улицах слышалась нецензурная не брань, но речь, однако, эти мощные примитивные формы почти не задевали его сознания» - файерволл, точно кибер!
«пытаясь затолкать в уже занятые смысловые ячейки сознания» - конфликт кодировок.
«Он сумел найти место для них и начал высаживать новые слова поодиночке, как сажают растения в саду, чтобы затем они при заботливом уходе прижились, дали корни и побеги, росли вширь, переплетаясь, крепли, и мощно завоевывали предназначенное им пространство, давая счастливое удовлетворение взаимопонимания» - простите меня, уважаемый автор, но есть одно недопонимание. Вы выкладываете слова ради произведения, или прикрываетесь произведением ради слов?
Простите, автор, но хвалить не буду. Да, конечно радостно, что стали посвящать произведения людям сайта, причем людям очень и очень хорошим, но… Знаете, в такой форме – это либо школьное сочинение, где ученик идет за словом, но не ведет произведение, либо самолюбование. Если отжать этот рассказик, эти три странички, то что получится? Нечто на четыре абзаца, что может уместиться на половине страницы, но это уже будет произведение, будет более ценным, нежели чем-то, что имеется сейчас. Порекомендовать можно лишь одно: меньше ненужных ассоциаций, меньше «словогуляний».

+1 Спам
5 alexbol   (08.12.2008 18:01) [Материал]
Поначалу я засомневался, но углубляясь в чтение понял, что написано обо мне. Сразу же стало очень интересно. И прочел на одном дыхании - не так уж часто ты являешься героем произведения.
Сразу скажу: я не буду обсуждать те или иные качества ГГ - пусть все останется как есть, хотя Вы мне польстили.
О самом произведении.
Отчасти могу согласиться с Олегом: кое-где предложения перегружены тропами, например:
Еще доносился шум машин из темного открытого окна, знак продолжения дневного движения жизни; в полумраке квартиры еще бодрствовал яркий глаз телевизора, приглушенно-взволнованно сообщавшего многократно повторенные уже прожитые новости.
Вместе с тем: мне очень понравились Ваши тропы, довольно высокая грамотность; мне импонирует тональность повествования, его стиль и некоторые догадки автора. И еще одно: не каждый знает семантику иврита, и то, что Вы написали о языке, - достаточно похоже.

Но ГСГовец не был бы ГСГшником, если бы не увидел некоторых неточностей.

Язык, на котором говорил окружавший его мир, был сложный и прекрасный (скорее сложным и прекрасным)
Врожденная грамотность провела его через все пороги в течении этой речи. (реки?)
росли вширь, переплетаясь, крепли, и мощно завоевывали предназначенное им пространство, давая счастливое удовлетворение взаимопонимания.
была невидима глазу
В пунктуацию я не вдавался.
В рейтинг.


0 Спам
4 Улисс   (08.12.2008 12:55) [Материал]
Меня разные темы волнуют.
Впрочем, что касается моей критики Вашего произведения, то я, конечно, могу ошибатся.

0 Спам
3 Снегурочка   (08.12.2008 12:46) [Материал]
Улисс, Вам просто тема эта неинтересна и не близка. Вас ну совсем противоположные темы волнуют. biggrin

0 Спам
2 Улисс   (08.12.2008 12:07) [Материал]
По-моему, рассказ отягощен описаниями. Он какой-то рациональный, в нем нет эмоции, которая бы цепляла, передавалась читателю. Поэтому рассказ и не захватывает.
Мне кажется, автор слишком рассудочно подходит к творчеству, вместо того, чтобы доверится творческой интуиции.

0 Спам
1 Zero   (07.12.2008 19:52) [Материал]
Quote
pisately.ru

pisateli.ucoz.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com