Это счастье – быть маленьким в этом огромном мире. Бежать босиком по застеленному росою лугу, ощущать, как колко щекочет кожу трава. Капельки летят во все стороны, попадают в лицо: задорные, чистые, освежающие. Я смеюсь, не зная, как выразить радость, порхающую в груди. Здесь рядом лес – сонный, темно-зеленый. Обычно он звонок, но не сейчас. Еще слишком рано. Дыханием ветра качает листву. Я и сам его чувствую: невесомый колодезно-свежий он проносится мимо, осыпая мурашками руки. Воздух прозрачен и удивительно легок. Я ощущаю во рту его сладковатый привкус – он кружит голову, и я кричу сквозь смех. Позже – днем – он будет душен и шумен, но сейчас дышать им – великое наслаждение. Рассвело, но солнца еще не видно: оно лишь проливается нежным светом из-за плотины леса. Высокое небо кристально. Нет облаков – только невесомая гладкая синева. Я бегу, и пуща тянется вдоль луга стеной, кажется, до бесконечности. Оборачиваюсь: скованную сединой поляну прорезает ярко-зеленая полоска моего пути. И я снова смеюсь. И этот дрожащий звон уносится ветром, а лес шумит, отвечая. Я бегу дальше: ногами по родимой земле… И я счастлив быть маленьким мальчиком под этим бескрайним небом…
Я юн, а она считает, что и красив. Закат. Дикий пляж. Она идет впереди в алом свете тонущего в горизонте солнца. Море шуршит прибоем, белой пеной касаясь ног. Я играю, как в детстве – иду по прямой линии, расставив в стороны руки. Она оборачивается, смеется. Я улыбаюсь в ответ. Сердце трепещет от счастья. Бескрайний серый металл упирается в пламенеющий горизонт: светило медленно тонет, темнеют, наливаясь пурпуром, низкие мазки облаков. По воде, дрожа от ряби, тянется к берегу оранжевая тропинка: она видится мне ковровой дорожкой на щербатом сером полу. Я обращаю взор к небу. Грузный нависающий купол почернел на востоке: там уже проступили звезды. Она смеется, видя, как я задрал голову. Бегу к ней. Ноги проминают теплый песок. Воздух влажен, но дыхание перехватывает – от чувств. Догоняю ее, прижимаю к себе. В последних отблесках гаснущего дня я глажу взглядом ее лицо, чувствую жар ее кожи. Море шумит, облизывая наши ноги. Дерзкий бриз бросает мне в лицо ее волосы. Их аромат смешивается с солеными нотами моря, опьяняет мой разум. Она кладет мне руки на плечи и увлекает к земле. Тело изводит истома. Встречаю мягкий песок под затылком. Она дрожит частым дыханьем. Закрываю глаза. Сердце колотится нечеловечески быстро. Прикосновение губ. Это счастье…
Сквер. Ночь. Аллея коридором вперед. Пустые скамейки чередуются с тусклыми фонарями. Деревья шуршат с двух сторон. Я уже стар – суставы по вечерам, годы морщинами по лицу. Бессонница. Гуляю ночами по этим темным аллеям. Жаркие дни невыносимы, но сейчас здесь свежо и прохладно. Шея зудит от свитера. Поглядываю на небо: разлапистые ветви кленов сливаются с его чернотой. Даже звезд не видно. Иду не спеша, опираясь на трость. Ветер тревожит листву – я это скорее знаю, чем слышу. Гулять здесь приятно: ночной воздух питает меня, деревья делают вид, что понимают мысли. Каждый день теперь ценен. Я не ропщу. Воспоминания дымно-серыми сценами дрожат в темноте, перерождаются, тают. Уже привык. Опираюсь на трость, шаркаю, но иду вперед. Свет фонарей растекается лужами на пыльном асфальте. Я счастлив быть здесь. Просто идти по знакомой аллее мимо фонарей и деревьев. Просто идти. И чем меньше остается времени, тем больше я ценю то, что имею…
Эта книга единственная здесь. Блекло-рыжая, истертая, с порванным переплетом. Среди рядов непонятных знаков там есть три картинки. За эти бесконечные годы мои глаза выучили каждую линию, каждую черточку этих изображений. Ребенок на опушке леса, пара на побережье, ссутуленная фигура в штриховке ночного парка. Они – мой мир. Каждый день я проживаю их жизни. В этой каморке. Серые стены, облупленная штукатурка; окно без решеток, но это – клетка. Окна я боюсь. Там на пустыре под лучами едкого солнца носится за мячом детвора. Они пинают его ногами, веселятся; бегают. Это зрелище завораживает и режет одновременно – я не могу оторваться. Я смотрю на их ноги. На их худые, побитые, но здоровые ноги. Сижу в каталке и глупо смотрю. Я мечтаю лишь об одном: бежать своими ногами по холодной росе, загребать песок, смеяться, чувствуя, как щекочет лодыжки прибой. Но я все понимаю. Мне никогда не узнать, что это такое…
Печальная история про саму суть жизни, о том что нужно беречь моменты и наслаждаться каждым днем, быть здесь и сейчас, очень актуально в последнее время для многих из нас, мы начали этому учиться и ценить, то что у нас есть!
Начало сбивчиво, слегка не уверенно. Далее динамика хорошая. Поэтично. Образно. Эмоционально приторно. Финал вызывает смешанные чувства: жалость и лёгкое презрение. Зависть к новой жизни. Неприятие неизбежности. Если замысел в этом - то удалось.Вся жизнь в трёх эпизодах - как невроз. Владение словом отличное.
В предыдущих отзывах все довольно подробно расписали и повторять одно и то же, я честно, смысла не вижу совершенно. Да, рассказ получился довольно таки приторным и я уже после второго абзаца устала читать, очень много "я", где-то сложные предложения, которые до жути хотелось бы упростить. Кое каких деталей на протяжении всего рассказа не хватало, будто бы их отбросили за ненадобностью. Хотя сюжет, сама его основа интересна и необычная, тут можно даже не спорить, но вот те пробелы что я указала, портят многое, тут ничего не поделать. Удачи вам, автор.
Для кого и для чего мы пишем? Мы не делаем план по "цыплянию за души" в данном случае. "Не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе - человек." Это о несбывшемся. У всех есть несбывшееся. Иногда нам очень жаль несбывшегося. У всех в разной степени есть ноги и в разной степени их нет, есть и нет окна без решеток. Это о сожалении. Как правильно сожалеть о несбывшемся? Как правильно писать о сожалении? Быть может одновременно благодаря о том что все же есть, что сбылось? Правильно ли будет ругать родителей или бога о несбывшемся? Для кого и для чего мы пишем в данном случае? Как правильно сожалеть и правильно написать о несбывшемся? Автор большой молодец! Он продемонстрировал яркий образ. Все познается в сравнении. Сожалея о своих плохих ботинках, посмотри на мальчика без ботинок. Первые три абзаца мы завидуем автору. На четвертом абзаце начинаем завидовать самим себе.
Нравится. Но я субъективный противник многоточий, если только это не идёт чертой, например, речи персонажа. Поэтому на мой взгляд окончания абзацев излишне драматичны этими точками. Но у автора есть талант на развивать, это круто. Творческих успехов Вам!
В степени фатальности вполне не плохо, однако не вызывает того внутреннего ответа к которому обращается автор, если не находишься на той же волне что и автор
Мне рассказ понравился скорее, чем не понравился. В жанре рассказа должна прослеживаться мораль. Здесь мораль очевидна - старость не радость. Может быть попробовать покрутить со смыслами. Какой смысл описывать так красочно угасание. Вечернее солнце садится - краски блекнут. Наступает ночь. Но есть стихи Тютчева, которые прекрасно показывают, что ночью начинается самое благодатное время для души, она может прикоснуться к тайнам. Она может увидеть невидимое днем. Если днем душа спит, то ночью она имеет шанс пробудиться. А герой мечтает о сне. Сне разума? Все метафоры понравились. Я бы поработала немного над ними, но не стала бы их совсем удалять.
Про стиль. Слишком приторно — перегруз художественными средствами. Примеры: "Невесомый колодезно-свежий", "колотится нечеловечески быстро". Слишком тяжеловесно — очень много сложных предложений с двоеточиями и тире. Автор как-будто боится простых слов и простых предложений, хочет, чтобы "все было по-взрослому".
Про технику — слишком много местоимений. Во-первых, местоимений "я". Оставить в начале каждого абзаца или там, где описание природы возвращается к "я", а внутри половину можно смело выполоть. Форма сказуемого определяет подлежащее. Во-вторых, указательные местоимения. "Это счастье — быть маленьким в этом огромном мире", "гуляю ночами по этим темным аллеям", "в этой каморке" — какой "этот" мир, какие "эти" аллеи, какая "эта" каморка. Тоже имхо мусор. Сюда же "опьяняет мой разум", просто "опьяняет разум".
Троеточия. В первом абзаце два последних предложения подряд с троеточиями, в третьем — тоже. Предлагаю сделать предпоследнее с троеточием во всех тех абзацах, как выражение "динамики" ("Я бегу...", "Прикосновение губ..." — многообещающе :), "Просто идти..."), а последние окончить точками. Включая четвертый абзац. "Но я все понимаю. Мне никогда не узнать, что это такое..." - эмо-сопли какие-то.
Некоторые огрехи и замечания:
"Дыханием ветра качает листву. Я и сам его чувствую: невесомый колодезно-свежий он проносится мимо" — в первом предложении подлежащее - дыхание ветра, оно, в последующих местоимение "он" должно указывать на ветер, а фактически указывает на его дыхание. Плюс с пунктуацией имхо косяк. "Высоко небо кристально" — "кристально" обычно идет в дополнение к "прозрачному", например. Само по себе "кристальное" у меня лично ассоциируется с гранями и ребрами, что к небу не лепится. Это большое имхо. "скованную сединой поляну" — что за седина, откуда? Образной связи не нашла. "Я юн, а она считает, что и красив" — хоть убейте, "молод" тут лучше. А так и фонетически не ахти, и лексически — "выпендрос" чистой воды. Авторский стиль, ага. "Грузный нависающий купол" — где-то тавтология, дополнительного смысла не несет. "Она смеется, видя, как я задрал голову" — и это на ходу, к тому же. "Глядя" или "увидев". Имхо. "Догоняю её, прижимаю к себе" — ясно, что раз уж побежал к ней, то догонит. Просто "прижимаю её к себе". "Глажу взглядом её лицо, чувствую жар её кожи" — чувствует жар тоже взглядом? Такой сплав "глажу взглядом" только не в соседство с другими кинестетическими ощущениями. "Она дрожит частым дыханьем" — попробовала дрожать дыханием, не очень вышло. К тому же, дыханЬем. Графоманское позерство. "Сердце колотится нечеловечески быстро" — имхо неудачно. Просто "сердце колотится". Кажется, про это уже писала. "Деревья шуршат с двух сторон" — неуместная инверсия. Важно, что не с двух сторон, а что шуршат. "Я уже стар — суставы по вечерам" — посмеялась. А мышцы по утрам, ага. Боль в суставах, или вроде того. "Я не ропщу" — не раскрыто, связь не установлена, следовательно, мусор. Почему он должен роптать, потому что утром суставов нет? "Опираюсь на трость, шаркаю, но иду вперед" — излишняя драматизация, "но" выбросить. "Эта книга единственная здесь. <...> там есть три картинки" — "здесь" и "там". Соседство мне не понравилось. Длинно объяснять почему. "этих изображений" — фи как неизящно, как художник говорю, неудачное слово. Объяснять тоже долго. Считать тоже имхо. "пара на побережье" — между делом, что они там делают, на картинке? Идут или уже лежат? "окно без решеток" — без решетки.
Теперь по содержанию. Про героя и его место обитания ничего не понятно. Какого герой возраста, что это за "бесконечные годы", что за учреждение с серыми штукатурными стенами? Почему он завидует детям за окном (какие дети рядом с заведением, на каком пустыре?), а не санитару, что выносит ему утку и щиплет симпатичную санитарку. А если это ребенок, откуда фантазии про пляж и про суставы? И ребенок не будет так слащаво описывать детство. Старик? Неграмотный? "Среди рядов непонятных знаков"... И бояться окна — это имхо не то чувство. Бояться и смотреть на объект боязни можно имхо не долго, потом либо страх притупится, либо перестанешь смотреть. Нечетко, в общем, прописано. А самая главная претензия — нет выхода этим эмоциям калеки. Ну сидит и тупо пялится (простите, глупо смотрит). Так живые люди не делают, их эмоции, да такие сильные, найдут выход "палюбому". Герой либо будет портить кровь себе, либо санитарам, либо займется творчеством. Начнет, к примеру, писать трактаты об онанизме. Поэтому мое впечатление - НЕ ВЕРЮ! Картонно и надуманно. С уважением, ага.
з.ы. Ах да, что понравилось "из-за плотины леса" и описание заката на море. Хотя и оно слегка сумбурно, но автор "видел" картинку, которую описывал. Это радует.
"... Не узнать. Я сижу в каталке как в гнезде. Я стараюсь прижаться к ней, осесть, врасти в неё!.. Но проклятое чёрное перо вновь загребает воздух, крылья сами собой расправляются, и хриплое карканье досады и негодования вырывается из моей груди, пока я взмываю к потолку. У жёрдочки поджидает протухшее угощение; беспрестанно жужжащая муха то появляется, то вновь исчезает из вида, пролетая сквозь пряжу света, что натянута меж стеной и узким стрельчатым окном.
Скоро придёт Хозяин и отправит меня в книгу - парить в тёмном предгрозовом небе, парить и призывать проклятия на головы оживших иллюстраций вечной игры его разума. И помнить о том, что я тоже мог бы стать человеком.
Но лишь вместо кого-то из них."
Ну что сказать... банально, лубочно. Непитательно. Мне не понравилось.
Ну что ж, многого тут не скажешь. Деление на абзацы местами не помешало бы, это бы расставило логические паузы в тех местах, где мысль переключается с одного предмета на другой. Я смеюсь, не зная, как выразить радость, порхающую в груди. Здесь рядом лес – сонный, темно-зеленый. - вот, наподобие этого стыка предложений. В целом для атмосферно-сентиментального рассказа особые мысли и не нужны, главное грамотно подобранные образы. Дёшево и сердито, как говорится. Так что я смело ставлю рейтинг.
Ну слава богу, это оказалось не так банально, как казалось вначале! Не буду долго распинаться рассуждениями, просто отмечу детали. Четыре фрагмента идут без разделения на абзацы, что сделано, конечно, в угоду задумке. Простим автора. Хотя это несовершенство местами портит впечатление. Ритм произведения почти везде ровный, но именно, что почти. Обилие прилагательных (местами весьма оригинальных и интересных) к концу рассказа начинает утомлять. Есть не очень удачные сравнения. Или даже не так - есть обычные сравнения, которые портят впечатление от удачно найденных образов. Сами же образы, должен признаться, просто великолепны! Чем-то даже это напомнило мне мои первые рассказы, в которых я уделял особое внимание атмосфере и эмоциям. Но, поскольку мне известно, что автор не новичок, и явно прогрессирует, остаётся только подивиться многогранности его таланта. Подивиться способности автора всесторонне использовать свои навыки, достигая успеха в любом жанровом направлении. Не скрою, что рассказ действительно заставляет задуматься о многих казавшихся несущественными мелочах, из которых на самом деле состоит наша жизнь. А теперь совсем коротко в стиле ГТ. Сюжет - 4. Интрига - 5. Стиль - 5. Язык - 5. Динамичность - 3. Описания - 5. Реализм - 4. (Тут, пожалуй, имеет место поэтический реализм - тот, который окружает нас в момент обострения чувств, когда мы находимся в безграничной власти эмоций.) Идея - 4. (Идея на самом деле хороша, в какой-то мере очень актуальна, но... Скажем так, не оригинально. Но хорошо.) Концовка эффектная, вернее даже эмоциональная - нет, я не почувствовал дрожи от сотрясения чувств, как порой бывает от прочтения рассказов с такими концовками, однако словно нахлынула волна эмоций, захлестнула атмосфера чужого мира, что тоже хороший знак. Очень впечатлён рассказом, и даже имею желание прочесть его вновь. Разумеется, добавляю в рейтинг. Это намного лучше большинства хранящихся там работ.
Вот интересная штука. Попробовал представить, что этот текст написал кто-то из известнейших классиков, мировых светил прозы и т.п. Получается, что все просто идеально и гениально, а места, где на слух чувствуются какие-то несоответствия, кажутся такими необычными и порой даже глубокими. Вот напрмер я ни разу не слышал, что лес может быть звонким. И если это написал никому неизвестный автор, то надо аккуратно ткнуть его в этот момент. А если бренд - то надо задуматься и сказать себе и другим: вот это ДА!!! ЗВОНКИЙ ЛЕС!!! К чему я все это говорю. Все дело в брендах. Все решают промоутеры. Поэтому не буду критиковать. Мне все понравилось. 5+++
Сильно. Описания такие красочные, яркие, что буквально видешь перед собой и лес, и берег моря, и аллею в парке. Очень удачен переход настроения - автор словно постепенно подводит читателя к резкой, бьющей по нервам концовке. Да, грустно, но это жизнь. Автору спасибо за мастерство.
господи как это грустно.... и ведь таких людей очень и очень много..... тронуло до слез! заставляет задуматься о том, как мы порой не ценим самые обычные вещи. а ведь для кого-то они - несбыточная мечта.