Боги-17. 1.1 Сашка Степень критики: коррекция грамотности и стилистики не интересует
Короткое описание: Боги-17
Боги-17
You’ll reap the seed of war, You reap the seed of hate, You reap the seed of love, You can’t appreciate… "Poison Oak" 100 monkeys
Часть 1. Покинутые Глава 1. Трудный день
1.1 Сашка
Сашка, крадучись, как вор, вошёл в комнату брата. Раньше эта комната была их общей, но болезнь Ильи постепенно вытеснила, выдавила Сашку из комнаты, отделила, отрезала его от брата. Говорят, между близнецами всегда возникает особая связь. Сейчас Сашка эту связь ненавидел. Он сел на табурет у кровати, где Илья притворялся спящим. Сашка ждал, когда брату это надоест. Болезнь прочно обосновалась в комнате — всё говорило о ней: и гнетущий лекарственный запах, и капельница на пустом гвозде над кроватью. Раньше на этом гвозде висела их с Ильёй любимая картина — синий замок на фоне двух оранжевых солнц. Теперь картина пылилась на шкафу, под слепым потолком. Илья, наконец, зашевелился и открыл один глаз, потом второй: — Родители хотят, чтобы ты уехал, да? — спросил он виновато. Сашка кивнул: он прекрасно понимал, что брат хотел бы избежать этого разговора, но ждать не мог. — Ну ещё бы. У тебя-то тоже ноги начали отниматься, сам понимаешь, родителям меня мало одного такого что ли? — Но ведь это прошло, — прошептал Сашка, изучая стену. — Быстро прошло... Илья завозился на подушках, Сашка безмолвно помог ему устроиться повыше. — Саш, — укоризненно заговорил Илья, — серьёзно, ну незачем нам обоим чахнуть. Если уж я так на тебя... влияю. Тем более ничего неизвестно, уже полгода прошло, а ноги не работают. МРТ эти ничего не показывают, сам понимаешь… Сашка невольно бросил взгляд на два неподвижных валика, которыми выглядели парализованные ноги Ильи, накрытые одеялом. — Но это же не заразно, — попытался возразить он. — Да ты пойми, это ведь не навсегда. Ну уедешь ты, поступишь там. Мы же оба хотели в Политех. Ты как будто и за меня будешь учиться. Жить там. Общага, самостоятельность. Здорово ведь. Мы же оба хотели... — Мы оба хотели... — повторил Сашка. — Оба. Илья всегда говорил больше Сашки. Все слова, отведённые для них на жизнь, распределились неравномерно — Илья определённо был голосом в их двойном организме, Сашка предпочитал молчать. Он понятия не имел, как можно жить без Ильи. Вот Илья без него, наверное смог бы. Но он-то не Илья... Лучше бы всё наоборот было, лучше бы Сашку парализовало, а Илья бы жил. За них двоих. — Так, — в голосе Ильи появилась решительность, Сашка забеспокоился. — Давай играть, как будто меня нет, а? Давай? Слабо на два года? Под ложечкой засосало. Это была их любимая игра — как будто они не братья, как будто они не знакомы. Просто случайно встретились на улице или в школе — совсем одинаковые мальчишки. Или один вышел из зеркала, из параллельного мира. Их эта игра неизменно захватывала и длилась иногда не один день. — Давай? — повторил Илья, улыбаясь. — С родителями я договорюсь... А потом приеду к тебе в гости, когда поправлюсь, и это будет самая офигенная игра из всех. — Я не хочу, — сказал Сашка. В горле его собрался противный шершавый комок, и Сашка всё никак не мог его проглотить. Ладно, родители — они ничего не понимали, но почему сам Илья тоже уговаривает бросить его? Сашке казалось, что его предали. — Ладно, — просто сказал Илья и замолчал, но молчание это было утомлённым и обиженным. Сашку как ошпарило изнутри кипятком стыда. Показалось, что даже шкаф с зеркалом на дверце смотрит на него укоризненно. Даже старая кровать обвинительно скрипит: эгоист. И Сашка смирился с неизбежным. — Давай, — покорно прошептал он, — Давай играть. Илья повеселел: — Ну вот и круто. Иначе б нам такой шанс не представился! Правда же, круто? Вот это будет игра так игра! Сашка молча кивнул. Ему показалось, что именно в эту секунду, хотя они были ещё вместе, и Сашка никуда не уехал, они разделились, разорвались. Но разделились не на двух равных человек. Как будто Сашка оставил с Ильёй часть себя. Очень большую часть. А сам стал пустым. И эта пустота болела, болела нестерпимо. Сашка понял, что её придётся терпеть очень долго. Чем можно обезболить пустоту? Продаются ли такие лекарства в аптеке? Впервые ему захотелось побыть одному. Дальше дни полетели с огромной скоростью. Через месяц Сашка закончил школу и в июне уехал поступать. Поступил, но домой не вернулся на каникулы — работал всё лето на кафедре, где даже в это время требовались лаборанты. Ему дали место в общежитии. Он познакомился с кем-то из абитуриентов, потом ещё с кем-то, и ещё. Но пустота не заполнялась. «Давай играть, как будто меня нет». Родители исправно звонили ему, а он им. В игру включились все. Про Илью ему никто не напоминал ни полусловом. Он учился, подрабатывал, ел, спал, ходил в секцию настольного тенниса, встречался с людьми, разговаривал с ними по мере необходимости, целовался с девушками, сдавал экзамены. Дни крутились, крутились, крутились... Прошёл почти год. К весне Сашка понял, что это его нет. Нет и никогда не было. Пустота разрывала его изнутри, плакать он не мог, потому что был так воспитан. Мальчики не плачут, мальчики всё несут в себе. Но боль пустоты была такой сильной, что Сашка, пытаясь облегчить её, стал плакать без слёз, без всхлипываний, молча. Серым дождём, который бесконечно шёл внутри него, заливая пустоту. В дождях не бывает горечи, они никогда не плачут по-настоящему, как люди. И ещё у дождей ничего не болит. Их ничего не беспокоит. Он не заметил, как дождь из его пустоты выбрался наружу, как он сам стал дождём. Когда это случилось, он шёл, не переставая несколько недель подряд. Идти было приятно, идти было хорошо, хорошо было оплакать весь этот мучительно долгий год, все тревоги, чувство вины, злость и обиду. Асфальт в городе забыл, что значит быть сухим, а небо — что значит быть синим, апрельский снег смыло начисто. Люди в городе ругали дождь, который не хотел останавливаться, ругали Сашку, натыкаясь на него на улицах, наступая ему на ноги. Но Сашка ничего не мог поделать. Обижаться он тоже не мог. Дожди на людей не обижаются. Они только идут и плачут, плачут и идут, глядя в никуда, никуда не глядя… В череде одинаковых дней наступил один, отличавшийся от прочих. В этот день он увидел девушку. Не заметить её было невозможно. Она стояла под огромным куполом чёрно-лилового зонта и смотрела прямо на него. Люди не замечали её, как и Сашку. Но тогда как на Сашку постоянно кто-то натыкался, перед девушкой человеческие волны расступались, огибая её как остров. Сашка растерянно остановился. Тогда девушка сама подошла к нему вплотную, звонко щёлкая каблучками по мокрой мостовой. Посмотрела в глаза. Не улыбнулась. Протянула ему зонт. — Нам нужно идти, нас ждут, — сказала она. Опешивший Сашка поднял руку и нерешительно взялся за отполированное дерево рукоятки. И в одно мгновение пустоты не стало. Дальше они пошли уже вместе. Под дождём, вместе с дождём. Под зонтом, вместе с зонтом. «Интересно,» — подумал Сашка, пока девушка уверенно вела их обоих в центр города, — «Интересно, мог бы я встретить её раньше?..»
Мне очень понятны в этом тексте родители. Их нет, конечно, но деталей, о них говорящих – более чем. Та же картина, например - «Синий замок на фоне двух оранжевых солнц». Это и окно в другую жизнь, которое просто раздражает уставших людей, ухаживающих за лежачим больным – и символ: солнц два. Картина на шкафу – сорванная в злости, в истерике, в отчаянии? Может, это мать сделала, когда у Сашки тоже стали отниматься ноги. Может, отец. Хотя тот бы, наверное, расфигачил картину об угол кровати. А для матери важнее не только снять заклятье, но и сохранить тоненькую ниточку, связывающую братьев. Картину не уничтожили, а нейтрализовали: теперь ее может видеть только «слепой» потолок.
РоботБендер, вы серьёзно? Родители картину сняли? Имхо, снял её автор, чтобы напустить тоски и отчаяния. Но всё равно. Родители не могли бы снять картину. Они могли забухать, обвинять друг друга, проклинать врачей, но "нападать" на детей не стали бы. И если есть нужда сохранить нить между братьями, то логичней отдать Сашке эту картину и отправить... ну, куда он там уехал. Я не докапываюсь до рецензии), просто вопрос мотивации персонажей интересует.
Ага) Ну, как бы я всегда исхожу из того, что та или иная деталь в тексте не случайна. И если автор говорит про картину (да еще с явно символичным сюжетом) на шкафу, значит, она как-то там оказалась. Так родители не на детей нападали. На реальность? Полгода прошло, а ничего не ясно. Люди послабее уже, наверняка, и порчу снимали, и мочу пили, и к экстрасенсам обращались. И тут заболевает второй ребенок – не то что в картину, в черта лысого поверишь. Рациональное отказывает. А вот о дальнейшей судьбе картины мы не знаем) Может, и Сашке отдали. Хотя, кмк, если они его вот так – за борт, то и с картиной, скорее всего, то же – выбросили.
С другой стороны, мое прочтение требует чего-то более экспрессивного, нежели глагол "пылилась". Пряталась. Скрывалась. Так что я вполне могла ошибиться)
2. Вот как вкратце выглядит диалог братьев: – Незачем нам обоим чахнуть – Но это же не заразно – Ты как будто и за меня будешь учиться. … Мы же оба хотели... – Мы оба хотели... – Давай играть, как будто меня нет – Я не хочу – Ладно, — просто сказал Илья и замолчал, но молчание это было утомлённым и обиженным. Илья, может, из последних сил старается изображать из себя бодрячка (что уж там, за этой улыбкой, бог весть), а ему в ответ – «уточка» из анекдота: конееечно… Сашка же тянет, ничего не предлагая – и этому может быть только одно объяснение: он ждет, когда Илья скажет ему прямо: «Поезжай». Иначе, с чего бы мучить любимого брата бесконечным спором? Но вот автор озвучил Сашкины мысли, и «уточка» внезапно оказалась «мудаком», извините. Признай Сашка, что он и сам хочет уехать из дома – это было бы понятно чисто по-человечески: люди не любят трудностей, и не все самоотверженные герои. Но он же еще и в претензии: «почему сам Илья тоже уговаривает бросить его? Сашке казалось, что его предали» Дальше больше: «Сашку как ошпарило изнутри кипятком стыда. Показалось, что даже шкаф с зеркалом на дверце смотрит на него укоризненно. Даже старая кровать обвинительно скрипит: эгоист». Этот вот точно про того Сашку, поведение которого я пыталась анализировать выше? «И Сашка смирился с неизбежным». Смирился, да. Не было же ни картины, ни «крадучись, как вор», ни «Сейчас Сашка эту связь ненавидел». «Ему показалось, что именно в эту секунду, хотя они были ещё вместе, и Сашка никуда не уехал, они разделились, разорвались» - а все, что было до этого, чудеса взаимопонимания?
И это какое–то, на мой взгляд, очень извращенное – вычеркнуть брата из жизни совсем. В моей голове не укладывается, да. Мне было бы понятнее, если бы мать бодро рапортовала по телефону, что у них все хорошо, а Сашка делал бы вид, что верит. Но он предпочел вычеркнуть = убить. Убил брата, а жалеет себя. Очень поэтично жалеет. На разные лады. Девочка под зонтиком, наверное, посочувствует.
Зы. А читать легко – да. И картинка превращения Сашки в дождь хороша. «Когда это случилось, он шёл, не переставая несколько недель подряд».
Я, возможно, буду чрезмерно критична… А, может, и не чрезмерно) Все равно все ИМХО. 1. Атмосфера – больничная, затхлая, когда все шепотом – получилась. И, честно говоря, после слов «болезнь Ильи постепенно вытеснила, выдавила Сашку из комнаты, отделила, отрезала его от брата» я ждала всеобщего кучкования вокруг больного. И второго мальчика – за бортом. Но жизнь многограннее, да.
Мне очень понятны в этом тексте родители. Их нет, конечно, но деталей, о них говорящих – более чем. Та же картина, например - «Синий замок на фоне двух оранжевых солнц». Это и окно в другую жизнь, которое просто раздражает уставших людей, ухаживающих за лежачим больным – и символ: солнц два. Картина на шкафу – сорванная в злости, в истерике, в отчаянии? Может, это мать сделала, когда у Сашки тоже стали отниматься ноги. Может, отец. Хотя тот бы, наверное, расфигачил картину об угол кровати. А для матери важнее не только снять заклятье, но и сохранить тоненькую ниточку, связывающую братьев. Картину не уничтожили, а нейтрализовали: теперь ее может видеть только «слепой» потолок. И почему «родители хотят, чтобы ты уехал» - очень понятно. «Это наш крест, а ты молодой, должен жить…». И, как Илья с ними договорился, - тоже . Когда ребенок болен, с чертом договор подпишешь. Другое дело, что второй сын в итоге все-таки остался за бортом. Болезнь Ильи отрезала Сашку не только от брата.
И Илья мне тоже понятен. Школьник. Хороший мальчик. Которому страшно и который бодрится. Как…кто у нас там в Голливудах со схожей судьбой? Он еще недостаточно вырос, чтобы понять, что говном быть проще, чем порядочным человеком, и играет в благородство. «Играет» здесь не в плохом смысле. Илья вполне может верить в то, что говорит, он может даже внутренне гордиться собой, таким жертвенным, таким не эгоистом – отторжения это не вызывает. Ибо ясно, что он просто не представляет, как оно будет, когда будет. Мы же не видим его ни через месяц после расставания с братом, ни через полгода. Единственное, что резануло – «Ну ещё бы. У тебя-то тоже ноги начали отниматься, сам понимаешь, родителям меня мало одного такого что ли?» Это не герой говорит, это автор.
А вот Сашка оставил меня в недоумении. Я увидела героя двоящегося или даже троящегося. Я увидела мальчика, который ведет себя и говорит ровно по сценарию «Я устал от этого и, как бы ни было стыдно, хочу уехать: заставьте меня кто-нибудь, чтобы я мог потом этим оправдаться». А потом автор начинает рассказывать, что Сашка чувствует – и я перестаю понимать, чему мне верить: глазам или словам автора.
Я не поверила словам «Он понятия не имел, как можно жить без Ильи». Сашка уже живет без Ильи. Он же согласился с картиной на шкафу? И в комнату он заходит «крадучись как вор», зная, что Илья не спит. Сила привычки? Зачем он, если так, ходил в эту комнату, которая уже перестала быть его? Сашка молчит не только потому, что это в его характере. Дать понять брату «Я тебя не брошу. Точка» можно и без слов. Но Сашка пришел не за этим. Он пришел за разрешением – на любые действия. За индульгенцией он пришел. Не потому ли и забеспокоился, когда услышал решительность в голосе Ильи: вдруг брат решит по-другому?
Сашка, крадучись, как вор, вошёл в комнату брата. Раньше эта комната была их общей, но болезнь Ильи постепенно вытеснила, выдавила Сашку из комнаты, отделила, отрезала его от брата. Говорят, между близнецами всегда возникает особая связь. Сейчас Сашка эту связь ненавидел
Понимаю, что имеется в виду, но не чувствую этого. И что... болезнь могла их разделить? И почему картину сняли со стены, а капельницу не приделали на другой гвоздь, ведь картина любимая?
Цитата
— Родители хотят, чтобы ты уехал, да? — спросил он виновато.
Почему Сашка так легко соглашается на то, чтобы уехать? Возрастом и зависимостью от родителей этого не оправдать.
Цитата
— Так, — в голосе Ильи появилась решительность, Сашка забеспокоился. — Давай играть, как будто меня нет, а? Давай? Слабо на два года?
Не нравится мне, что они оба играют в жертву.
Цитата
— Давай? — повторил Илья, улыбаясь. — С родителями я договорюсь...
Как это Илья договорится?
Цитата
И Сашка смирился с неизбежным. — Давай, — покорно прошептал он, — Давай играть.
Почему этот герой такой пассивный?
Цитата
Родители исправно звонили ему, а он им. В игру включились все. Про Илью ему никто не напоминал ни полусловом
Ладно, странные родители их разделили, но почему он сам не спрашивал про брата?
Цитата
Дальше они пошли уже вместе.
Ему даже не интересно, кто она?
Цитата
«Интересно,» — подумал Сашка, пока девушка уверенно вела их обоих в центр города, — «Интересно, мог бы я встретить её раньше?..»
Да, друг. Конечно. Вчера ты её видел, просто не помнишь.
Впечатление от прочтения - чувство депрессии. Если это была цель - она достигнута. Но если завтра Сашку собьёт машина и он потеряет ноги, я не пришлю ему и ста рублей в помощь. Сопереживать такому герою не хочется. Сочувствовать - да, могу. Брат либо умер, либо вот-вот, сочувствую, понимаю и пр. Но на этом всё. Я бы предпочёл находится на удалении от таких людей. Имхо, начало не самое удачное. Очень скоро история может зайти в тупик, либо автору придётся изворачиваться, чтобы оживить действие, выкидывать рояли из кустов, либо, что ещё хуже, появятся в тексте нравоучительные нотки - "ты должен узнать как дела у брата", "не будь таким размазнёй", или же... чего бы совсем не хотелось, тут замешана фантастическая идея, и в конце братья обязательно встретятся, оба живые или оба мёртвые (ставлю на живых).
В завершение хочу заметить, что если Сашка, вопреки воле родителей, которые будут насаждать мысль остаться рядом. И вопреки воле брата, который будет винить Сашку в том, что тот его бросает. Вот вопреки этому всему Сашка возьмёт и уедет - как персонаж он будет куда интересней. Он не будет злодеем, позицию можно аргументировать. Тогда я поверю, что он в теннис ходил играл, с девчонками целовался, год как-то пролетел незаметно. А так не, не верю.