Культура смерти(3). Мадам Кристина Степень критики: поосторожнее
Короткое описание: А без этой графы никак нельзя?
Мадам Кристина – то таинственное и во многих отношениях замечательное лицо, о котором я намерен говорить сегодня, - совсем недавно отметила своё пятидесятилетие. Праздник был сделан полностью в её духе: помпезным, но при этом элегантным, грандиозным и балансирующим от чопорности до неприличия. Мадам Кристина нарядилась в пышное бальное платье белого цвета, достала из сундука прабабушкину шляпу, украсив её затем тремя огромными белыми перьями, напудрила лицо до мертвенной белизны. По большому счету, ей было наплевать на неактуальность такого вида - Мадам Кристина жила в своем собственном мире, где все подчинялось её воле, вкусу и желаниям, какими бы они не казались окружающим. В конце концов, мадам Кристина была одной из самых богатых жительниц Америки, и её причуды предполагались чем-то самим собой разумеющимися. Несмотря на возраст, мадам Кристина хорошо сохранилась. Она тщательно следила за фигурой и внешностью, заказывала себе разнообразные крема и прочие виды косметики только у ведущих производителей Европы, не жалея на них средств. Правда, в последнее время она вдруг сильно располнела, что я могу объяснить только падением её популярности в среде, в которой она находилась. Дело в том, что мадам Кристина часто пела и танцевала в закрытых клубах, где собирались представители сексуальных меньшинств. Считая образцом стиля жителей только двух эпох – двадцатых и семидесятых годов прошлого века – она подражала им во всем и в своем репертуаре часто исполняла песни именно из этих двух периодов. Её низкий, слегка хриплый голос, был для слушателей афродизиаком. В свое время было очень модным объясняться в любви на фоне её плавных элегантных движений, целоваться под звуки её голоса или просто стоять и мечтать. Естественно, в комнатках, закрытых ширмами в те же романтические минуты для одних творилась дикая вакханалия для других. Мадам Кристина, будучи весьма прямолинейной особой, часто говорила своим друзьям – и мне в том числе, - что единственным её недостатком было наличие «лишнего органа», а именно её полового члена. Родившись в Тулузе под именем Кристиана Дюпре, она быстро убедилась в том, что природа совершила ошибку, наделив её мужским органом, и постановила изюавиться от него. Эмигрировав в США, она стала завсегдатаем нескольких клубов, а затем сама стала выступать с номерами. Тогда она по-прежнему называла себя Кристианом Дюпре – во многом назло своему отцу, не принявшему образ мыслей своего ребенка, - красилась в самые ядовитые цвета и даже подражала Дивайну. Вскоре брюки и рубашка были ею забыты, появились платья в стиле Мерилин Монро, а Кристиан Дюпре исчез навсегда под маской мадмуазель – тогда еще мадмуазель – Кристины. Обладая врожденными талантами, мадмуазель Кристина сделала быструю карьеру на сцене – сексуальная революция очень к тому располагала – и стала весьма известна. Тогда же вокруг нее сложился кружок близких друзей. Среди них были такие некогда известные люди, как Дженис Джоплин, Элис Уокер и Джим Кэррол. Других и не перечесть. Мадам Кристина поддерживала связь с ними на протяжении всей жизни и горько печалилась, получив известие о смерти кого-то из них. Замечу в скобках, что операцию по перемене пола она так и не сделала, сославшись на страх боли. Так эта досадная неприятность осталась с ней до самого конца. Мадам Кристина всячески дистанцировалась от широкого в ту пору – да и сейчас – ЛГБТ-движения. Посмотрев одной из первых фильм «Занимаясь любовью», она громко заявила: - Это любовь для плебеев! Образованный человек никогда не унизится до демонстрации своих отношений всему миру. Полностью безразлично отнеслась она и к триллеру «Разыскивающий», весьма негативно воспринятому в нашей среде. Для нее не существовало гомосексуализма за пределами клуба и её души. Однако один раз она высказалась. В 1998 году весь мир обсуждал убийство Мэттью Шепарда. Невозможно было смотреть без слез на фотографии несчастного молодого человека, жестоко убитого двумя подонками. Мы собирали подписи, требующие самого жестокого наказания для Хендерсона и Мак-Кинни, надевали белые балахоны и не давали нашим противникам возможности выступить. Изо всех сил мы поддерживали Ромейн Паттерсон в ее борьбе с Фредом Фелпсом – подлинным Иудой рода человеческого. Борьба наша принесла нам победу, но ценой жизни молодого парня. Мадам Кристина тогда лишь следила за нашими действиями, и хотя её связи могли нам помочь, наотрез отказалась. Хотя я видел, какая борьба идет в её душе. Но в следующий год новое зверство потрясло нас. Жертвой стал Бэрри Уинчелл. На этот раз нервы мадам Кристины не выдержали. Она написала обширное открытое письмо, где были такие замечательные слова: «До тех пор, пока американцы убивают американцев, эта страна не имеет право называть себя самой демократичной страной мира и насаждать свою демократию в других странах!» Она много рассуждала о законодательстве, предлагала различные варианты. Но в те годы время нашего торжества еще не пришло. Что я еще могу сказать о характере мадам Кристины? Пожалуй можно добавить, что она обожала Грету Гарбо, называла ее «моя единственная гетеросексуальная любовь» и однажды написала ей письмо, на которое не получила ответа. Несколько лет мадам Кристина жила с молодым человеком по имени Леонард Грейнджер – это псевдоним, как вы поняли, - и искренно любила его, несмотря на разницу в возрасте. Однако, заметив, что наскучила ему, мадам Кристина сразу предоставила юноше свободу и, кажется, никогда не жалела об этом. Затем она завела непродолжительный роман с инфантильным юношей, требовавшим, чтобы его называли Иван Петров и выдававшим себя за беженца из России, что полностью опровергалось его идеальным английским. Расставшись с Петровым, мадам Кристина заявила, что принадлежит всему миру, если только мир готов её принять, повесила на стену портрет Жана Кокто и сказала, что будет любить теперь только его. К своему пятидесятилетию круг общения мадам Кристины ужасно сузился. Кто-то умер, кто-то уехал, кто-то прекратил с ней контакты по личным мотивам. Мадам Кристина сильно печалилась по этому поводу, так как очень любила людей и общение с ними. Она с горечью признавала, что их время ушло и «гей сейчас не в душе, а на лице», имея ввиду активную пропаганду этого образа жизни. Она тосковала по своей молодости, по атмосфере закрытого клуба, где все друг друга знают, где все представляют собой одно целое. Одно время она следила за творчеством Брента Корригана, находя его удивительно похожим на нее в мужском костюме, но вскоре разочаровалась в молодом человеке, заявив, что «мейнстрим съел его индивидуальность». Больше на современных гомосексуалистов она не смотрела. Последний её день рождения, который я бегло описал в начале, был событием выдающимся. Мадам Кристина обронила на празднике, что истратила все свои сбережения. И впрямь: у неё вдруг обнаружился загородный особняк с фонтанами и бассейном во дворике, ступенями из белого мрамора и золочеными столовыми приборами. Ничто тогда не предвещало беды. Мы веселились – приехало около пятидесяти человек, - поздравляли именинницу и желали ей долгих лет жизни. Уступая нашим настойчивым просьбам, она исполнила три песни и сыграла милую увертюру на фортепиано. В разгар веселья курьер доставил ей какой-то сверток, который она велела отнести в её комнату. После этого мадам Кристина произнесла такую речь: - Дамы и господа! Сегодня, когда я завершаю первый этап моей жизни и, наконец, перехожу во второй, я хочу поблагодарить вас за вашу доброту, за вашу дружбу, за вашу любовь, которыми вы окружали меня так долго. Я хотела бы сказать больше, но не могу найти подходящих слов. Навсегда ваша мадам Кристина. Она ушла под шум аплодисментов, высоко подняв голову. Мы вернулись к веселью. Не знаю, сколько прошло времени до того момента, когда мы заметили, что давно не видели мадам Кристину. Пошли искать, но обнаружили в ее комнате только белое платье и шляпку с перьями. Тогда то леди Эстер – одна из приятельниц мадам Кристины – обнаружила на трельяже записку, в которой значилась только одна фраза: «До свидания, Кристина и здравствуй, Кристиан». Что могло обозначать это? Мы не знали. Искали ее, но не могли найти. Тогда же кто-то заметил, что вместе с мадам Кристиной пропал и таинственный сверток. Страшные догадки посещали нас. Вскоре они подтвердились. Люди видели, как шел по дороге пожилой мужчина, приятной внешности, одетый в элегантный костюм и обутый в блестящие лакированные туфли. Несколько раз он оборачивался назад, но не останавливался. Наконец, его осветили фары автомобиля, двигавшегося с огромной скоростью. Мужчина остановился, а потом бросился под колеса. Мужчиной оказалась наша мадам Кристина. Уже прошло много лет со дня ее смерти, а я по-прежнему мучаюсь вопросом: почему она это сделала? Что заставило этого человека вернуться к образу – я не сомневаюсь, что это был один из её образов – Кристиана Дюпре и в нем уйти из жизни? Какой надлом произошел в ней? Я знал мадам Кристину много лет, но не могу найти ответа.
Рассказ понравился. Читается - "как по маслу" - приятно и легко. Главный герой/героиня вызывает симпатию. С каждой парой-тройкой строк образ раскрывается всё больше и больше. Когда начала читать случайно пропустила строчку в самом верху : "И не просто так она убила себя, а была в этом некая великая цель, известная лишь ей одной." Тоесть я не знала что будет в конце и от этого рассказ для меня только выиграл. В самом начале уже чувствовалось что произойдёт что-то трагическое. И это ощущение нагнеталось постепенно, вызывало симпатию и сочувствие к мадам. Мелкие подробности, использованные в рассказе, расставляют яркие и уместные акценты. Почему мадам умерла я не поняла. Ну причин может быть у такого человека умереть много (как и не у такого конечно), но главная всё-таки не ясна. (Возможно почему она приняла перед смертью другой образ было бы тоже понятнее мне если ответить на этот вопрос).
Строчку эту я пожалуй уберу, переиграл. Слишком наверно сам вжился в мною же созданный образ. По той же причине и так мало объяснений её участи. Можно все обусловить предопределенностью её природы - как я и вынужден был поступить, добравшись до конца. А можно было дать слово самому себе и привести еще пару эпизодов из её жизни, рассказчику неизвестных, ибо он лицо слишком пристрастное. Собственно, именно он финальными словами ставит вопрос о причинах самоубийства и пускает буквально "утку" об образе Дюпре. Так и вышло, что субъективизм рассказчика убил мой объективизм. Признаться, в ранних своих работах я в такую ситуацию не попадал и как выкрутиться от нее без урона для произведения не знаю За рецензию спасибо. В особенности за симпатию к мадам.
я просто представила какого это всю жизнь прожить женщиной в мужском теле. Без гармонии с самим собой... Наверняка, она была очень одинока, не смотря на то, что любила общение и людей.