- А вдруг проснётся? – И что? Проснётся и уснёт. Ничего с ним за полчаса не случится. Поплачет и уснёт... Давай, сто лет вместе не выходили. – Хорошо, хорошо, одеваюсь. Женщина быстро переоделась для прогулки. Стараясь двигаться бесшумно, заглянула в детскую. Их шестимесячный сын мирно сопел во сне, хмуря редкие светлые бровки. «Всего полчаса» – напомнила она себе. – «Ничего не случится». Они с мужем вышли на заснеженное крыльцо. Был конец января. Их коттедж стоял на отшибе, остальных домов посёлка отсюда видно не было. Муж взял её под руку, и они медленно пошли по узкой, расчищенной от снега дорожке к магазину на том берегу маленькой речушки. Снега в эту зиму навалило много. Редкие фонари, стоявшие далеко друг от друга, светили тускло и жёлто. Ночное небо из-за снеговых туч казалось неправдоподобно светлым: то ли оранжевым, то ли розовым. Двое шли, наслаждаясь редкими, после рождения ребёнка, минутами наедине, перебрасывались короткими фразами. Единственными освещёнными пятнами перед ними были мост и магазин за ним. Оба издалека заметили, что на мосту топчется какая-то, похоже не вполне трезвая, компания. Женщина невольно замедлила шаг, но муж уверенно потянул её вперёд. Едва они ступили на мост, как путь им преградил один из пьяных. – Сосед, займи до среды? – просипел он, протягивая мужчине широкую, как лопата, ладонь. Видели они этого «соседа» впервые в жизни. – Ребят, дайте пройти, – дружелюбно сказал муж и попытался двинуться дальше. Пьяный толкнул его в грудь протянутой рукой: – Брезгуешь, паааааскуда? – прошипел, обнажив жёлтые зубы в бессознательном оскале. Женщина обнаружила, что остальные уже обступили их. Она растерянно потянула мужа назад, но тут кто-то влетел в него сбоку, вывернув его руку из рук жены и едва не сбив с ног. Женщина отступила на шаг, бестолково глядя, как муж зажимает рукой бок, где по синему его пуховику расползается тёмное пятно. «Что это такое?» – в заторможенной панике подумала она. Пьянчуга тем временем ещё несколько раз сунул кулаком с зажатым в нём чем-то под рёбра её мужу. – Обоих вали теперь! – рявкнул кто-то у неё над ухом, и она ощутила страшный удар по голове, от которого как будто лопнул череп. Она ещё чувствовала, как шарили у неё по карманам в поисках денег, как переваливали через перила моста, сбрасывая в реку. Последняя картина встала у неё в сознании, прежде чем настала полная темнота: маленький мальчик, спящий один в комнате.
Он просыпался несколько раз за ночь от голода и жажды и кричал, звал Больших. Обычно Большая или Большой подходили к нему сразу же, как только он начинал звать. Но в эту ночь они не пришли ни разу. И он засыпал, не находя отклика. Когда солнце осветило всё вокруг, было тихо, так тихо, как ещё никогда не было, и он снова закричал. Сил у него осталось мало и кричал он недолго. Ему было мокро и холодно. Обычно Большая сразу об этом заботилось, но теперь она не пришла. Мохнатый тоже звал хозяев – долго и протяжно. Потом Мохнатый пришёл к нему и проскользнул через прутья. Большие не позволяли Мохнатому лежать рядом с ним, но тот пользовался любой возможностью, чтобы залезть к нему. Мохнатый понюхал его и облизал его пальцы. По полу медленно скользили солнечные полосы. Он не спал и не кричал, сидя рядом с мурчащим Мохнатым. Через прутья, на ковре он видел яркую штуку. Это была его любимая штука, он бы хотел, чтобы Большая пришла и дала ему штуку, но она не приходила. Он пытался выбраться сам, но у него не вышло. Солнечные полосы исчезли, и в углах стала скапливаться серая, неразличимая муть, она чего-то ждала, ждала от него. Ему стало страшно, и он заплакал. Мохнатый проснулся и облизал его щёку, тогда он опять уснул. Его разбудил страшный грохот: бах-бах-бах, потом что-то тяжёлое упало. Мохнатый зашипел и сбежал под кровать. Он уже почти не мог двигаться, не мог кричать, не знал, снится ему звук или нет. Кто-то прошёл по коридору, потом над ним склонилась Большая. Она странно выглядела, и от неё странно пахло, но это была она. Она молча взяла его на руки. Он бы, наверное, кричал от страха, если бы мог. Мохнатый истошно орал из-под кровати. Большая сделала несколько неуклюжих шагов по ковру и кое-как села в кресло. Очень долго она расстёгивала свою грязную одежду, но он уже почувствовал еду и, хотя был почти в обмороке, крепко присосался к ней. Теперь его ничто не тревожило.
Человек в пальто вышел из машины, поднял воротник, укрываясь от колючего мороза, и, кивнув охране, почти побежал к коттеджу. Однако, внутри оказалось не теплее, чем в могиле. Работа шла полным ходом, комнаты были расчерчены на секции, фотограф делал снимки. Крупный лысый мужчина курил прямо в комнате и безотрывно смотрел в одну точку. Человек в пальто проследил его взгляд. Опять щёлкнула вспышка. – Что тут? – спросил он, подходя ближе и тоже глядя на женщину, застывшую в кресле. Выглядела она как восковая статуя из дома ужасов: порванный, грязный пуховик, расстёгнутый на груди, руки в земле, пальцы с обломанными ногтями. Она сидела так, как будто держала ребёнка. Длинные волосы слиплись от крови, сбоку головы зияла дыра. Глаза у женщины были открыты, но затянуты мутной плёнкой, как у мёртвых птиц. – Женщина, двадцать пять лет, – монотонно рапортовал кто-то. – Сутки с момента смерти... – Первый раз такое вижу, – заговорил лысый мужчина. – Установили, что сутки мертва. А следам в комнате не больше часа... Влажные. Соседи вызвали полицию – кто-то проходил мимо, когда ломали дверь. – Кто ломал? – человек в пальто протянул руку за сигаретой. Мужчина в ответ пожал плечами. – Неизвестно. Похоже, что она. Прошли по её следу до реки, снега-то не было... Вылезла из воды в километре от посёлка и шла пешком. Мужа её выловили ниже по течению... Умер от переохлаждения, со стороны печени множественные колотые раны. Человек в пальто закурил, скользнул взглядом по комнате, увидел погремушку на ковре. – Ребёнка забрали? – Её нашли с ребёнком у груди... – Мёртвую мать? – Да. Ребёнка увезли в реанимацию в тяжёлом состоянии, почки отказывают, врачи говорят, от обезвоживания. Грудные дети умирают без жидкости быстрее взрослых... – Хочешь сказать, она это знала, сюда дошла от реки, выломала дверь, чтобы покормить его? Мёртвая? С трупным окоченением? – Я ничего не хочу сказать, – помолчав, отозвался лысый. Оба снова посмотрели на женщину в кресле. Молоко с груди медленно капало на её колени.
Судя по всему, только что я прочитал мистический триллер. От этого жанра и будем отталкиваться в дальнейшем обзоре.
Достоинства: Атмосферность и сюжетность. Здесь есть и завязка, и развязка. Есть здесь и "игра на нервах", оставляющая холодный осадок на душе (хотя на дворе рецензента сейчас стоит жаркое лето). А нервы себе потрепать, признаюсь, люблю.
Недостатки: 1) Эпизод с нападением "пьяни". Cуть эпизода ясна, но при этом возникает впечатление, будто смотришь зарубежный фильм с не очень удачным русским дубляжом. Режет слух реплика героини «Что это такое?». 2) Психология младенца вступает в противоречие с научной картиной возрастной психологии [об этом уже писали в комментариях]. Также большие сомнения имеются и по части правдоподобности реакции кота на возвращение матери.
На мой взгляд, большая часть недостатков рассказа коренится в некоторых пробелах с эрудицией автора. Для данного жанра, прежде всего, важно другое. Главное, что на это "другое" автор оказалась способна. Было бы грустно глядеть на "перевертыша": документально выписанная и до нельзя отшлифованная скукотень)
Ни одна мать не оставила бы своего ребенка самого в доме. Даже на пять минут. Это абсурд. Я удивлен, что комментирующие нормально восприняли эту ситуацию. После этого весь рассказ кажется притянутым за уши. Хулиганы, которые пошли с ходу на двойное убийство не пойми за что. А если бы грабить было нечего? Просто убийство ради убийства? Группа пьяных маньяков? Да это жесть даже для совсем отмороженных. Ребенок в шесть месяцев не понимает такое понятие как " пушистый", "большой" и т.д. При этом по-своему понимает "мама", и она точно не "большая". Мистика утрирована. Очень. Не впечатлило.
Говорю, потому что у меня двое детей. И оставить ребёнка самого дома гипотетически возможная ситуация, но это ужасно. Я не верю, что у такой матери может сработать какой-либо материнский инстинкт. Это мое мнение, извините, что без восторга. Мне нравится как Вы пишите, но этот рассказ лично мне кажется притянутым за уши.
Это прекрасно, так в этой ситуации справедливо говорить за себя - "я никогда бы не оставила" и далее по тексту) А не за всех. Потому что мы с мужем как раз ночами прогуливались по полчасика, пока ребёнок спал дома. Так что ситуация частично реальная)
Ладно, предположим я параноик.) Хотя вдруг мало ли почему ребёнок проснулся и 30 минут кричит, а его никто не слышит. Ну ок. А сцена с убийством? Сосед, дай денег. Ребята, давайте не ссориться. И тут же с ходу групповое жестокое убийство. Ну, это даже для дешевых криминальных хроник слишком. Пара, зная что у них дома без присмотра младенец, видя ночью пьяную компанию все равно решает идти сквозь них?! Даже гипотетически не предполагают, что что-то может случиться? Они вышли не подышать обнявшись воздухом возле дома, чтобы если что быстро вернуться, а по полной найти приключений? Причём мы понимаем, что это не безопасная Швейцария, а русская коттеджная глубинка. Я правда хочу понять, какое безрассудство движет этой молодой семьёй.
Ребёнок никогда не кричит дольше 15 минут, ночью, если он сыт и сух, дольше пяти. Испытано. И про пьяные агрессивные действия, увы, тоже реальность. У нас так одного мужика убили с нифига, шёл домой ночью, на такси - алкаши зарезали, просто так. Слово за слово.
"Пара идёт, не предполагая" Ну вы же не предположили, правда? Мол, даже для криминальных хроник перебор. Тем более, я специально написала про мост -- обойти было нельзя. В магазинчик шли.
По-настоящему жуткий рассказ. По качеству и оригинальностина уровне со страшилками Брэдбери. Филигранно выстроенная работа, даже придраться не к чему. "Звал Больших" - на мой взгляд, это очень точное отражение восприятия мира ребёнком. Всё, что было описано с позиции малыша отлично обыграно. Жалко его стало. Особенно понравилась сама линия повествования: всё описано короткими, яркими зарисовками. Начало лёгкое, приятное: молодая пара идёт тихим зимнем вечером к магазинчику. Ничто не предвещало беды, как говорится. Расправа пьяных мужчин над супругами - первая жуткая сцена. У меня она, действительно, вызвала ужас и недоумение. Страшный конец. Мать вспоминает перед смертью лицо своего малыша - шикарный ход автора, сразу сердце защемило. Это уже создаёт у читателя предготовность к определённым чувствам, как раз перед повествованием о малыше. И в конце добавлю, что нет ничего более трогательного и пугающего, чем мёртвая мать, которая пришла к своему осиротевшему чаду, чтобы его покормить. Замечательная работа.
Оооо, какая близкая мне тема, пройти мимо никак не могу. Большой опыт кормления детей позволяет дать экспертную оценку! ))) Написано блестяще - чисто, динамично, лаконично! Жанр сначала вроде бы как сплошной дикий и жесткий реализм, но потом тонко по касательной скользит на грани с мистикой. Сила материнского инстинкта отражена в этой всей истории глубоко и остро. Единственное, что хотелось бы - окрасить в какие-то иные интонации прямую речь, чтобы она имела отличия от основного повествовательного стиля. А то получатся, что все герои говорят одинаково и так же четко и тщательно, как и автор. )) Но в целом классно!
Жутковато, конечно. Но вот что-то такое есть. Нужно углубиться, чтобы понять. Неторопливо вникнуть. Эх, много кофе за плечами. Потом вернусь к этому делу.
Коротко, но ясно. Небольшие недочеты по поводу мужа, умершего от переохлаждения, но со множественными ранами со стороны печени (кстати, правильнее будет написать: в области печени), здесь без вскрытия и не скажешь точно от чего он умер, от переохлаждения, от потери крови, или же от болевого шока, да и вскрытие не всегда точно это сможет определить, поэтому со стороны детектива должно быть предположение о его смерти, а не точная его констатация. Но это самое большее, что бросилось в глаза, все остальное для не придирчивого читателя вполне гуд. Мне понравилось.
Годно. Хорошо замешано. Противопоставление символа жизни - материнского молока и смерти - прямо таки цепляет. Действительно жутковато получилось. Есть две поправки. 1) "прошипел, обнажив жёлтые зубы в бессознательном оскале" - выбивает из ритма чтения, сразу претыкаешься о фразу, пытаешься понять отчего его оскал "бессознательный". Тогда уж "неосознанный". А лучше и вовсе: "лютый, звериный. 2) "Мужа её выловили ниже по течению... Умер от переохлаждения, со стороны печени множественные колотые раны." Хм. Получить колотую рану в печень от которой обычно умираю в течении не более 20 минут, быть сброшенным в ледяную реку и при том не утонуть от спазма мышц, отяжелевшей одежды и болевого шока, а умереть от переохлаждения?! Это как? И откуда без вскрытия это выяснили?