Короткое описание: Это конечно не финал. Но это последний фрагмент, который я планировал выложить на всеобщее обозрение. Спасибо всем кто найдет в себе силы дочитать его до конца. Ну, а если будут комментарии, то это уже....огромное спасибо.
Мои коллеги – это типичные представители диковинной поросли лихих 90-х. В подавляющем большинстве малограмотные, с облегченным багажом знаний, но с обязательным высшим (полученным за родительские деньги) образованием, живущие самыми примитивными инстинктами, ветрогоны. В этой компании я столкнулся с огромным количеством молодых людей, которые работали менеджерами по продажам. Боже, какая же это убогая масса. Быдловатые, ленивые павлины. Девчонки с напудренным мозгом или вообще без оного. Все разговоры только о бизнесе. Практически у каждого уже был свой интернет-магазин, который разумеется ничего не приносил. И всё проекты, проекты, проекты... Но по большей части мечты. Глупые и ничем не подкрепленные. Откуда у них такая уверенность, что уже через год у него будет свой шикарный офис на Китай-городе, автомобиль S-класса, квартира в центре и секретарша с большими бубнами. От незнания жизни, наверное. Помню один через чур деятельный «манагер» всего за три месяца успел почти открыть «бизнес» с рекламными зеркалами, потом с рекламными альбомами, потом еще с какой-то хренью. Он не стесняясь подходил к своим коллегам и предлагал им переходить работать к нему менеджерами по продажам. Конечно его все посылали. Но он не отчаивался. И стреляя сигареты, рассказывал очередному менеджеру, что завтра он планирует заключить контракт на 3 миллиона евро. В итоге он так и живет на частной квартире с родителями (которые за всё и платят) и до сих пор работает «манагером» сменив за год пять или шесть контор. Весь свой рабочий день они занимались тем, что торчали в социальных сетях, что-то химичили со своими магазинами, занимались бесконечными перемещениями по офису. Со временем руководство компании стало бороться с этими явлениями. Стали контролировать количество звонков. Но масса тут же заявила, что она делает качественные звонки и поэтому звонков не так много, но зато они эффективны. Глупое начальство согласилось. Ненадолго. Потом оно стало контролировать время, потраченное на телефонные разговоров. Даже ввело какой-то норматив. На что менеджеры тут же придумали обходной маневр. Они просто набирали номер своего знакомого или знакомой, просили их немного повисеть на трубке и телефон самостоятельно гнал трафик. А тупой очередной коммерческий директор всё никак не мог понять в чем причина низких продаж. Коммерческие директора это вообще отдельная тема. Откуда их набирают? И что это за должность такая? «Бизнес молодым» менял их как перчатки. И каждый последующий преподносился отцами основателями компании, как мега крутой. В чем была его крутизна, никто, включая основателей компании не знал. Зато зарплата у них была... Впрочем, я с ними вместе зарплатную ведомость не подписывал и на карточку мне их зарплату по ошибке не перечисляли. Иногда молодежь глядя на коммерческого жарко принималось обсуждать его зарплату. И можно было услышать всякую чушь типа «Да я сам слышал, что ему 200000 рублей в месяц платят» или «Мне из кадров девчонка говорила, что он больше 300000 рублей получает». А кто-то лично видел, как он себе в сумку складывал две банковские пачки с пятитысячными купюрами. Вот тогда в их глазах можно было прочитать лютую ненависть. Понятное дело, что на фоне зарплаты коммерческого директора им совершенно не хотелось работать. Я давно замечал, что чужая большая зарплата отбивает у окружающих желание работать. А здесь и отбивать было особенно нечего. Однажды в офисе вспыхнул не шуточный скандал. Две девчонки не поделили клиента. Так бывает, что один и тот же человек регистрируется два раза. Он указывает один и тот же телефон, но разные электронные почты. При проверке новых клиентов на дубли, кто-то из молодых опездышей лажанул и распределил одного и того же человека двум менеджерам. А чувак как назло уже оплатил участие в тренинге. Ну вот девчонки и стали выяснять кому он должен достаться. Очень быстро они перешли сначала на громкоголосие, а потом на громкоголосие с матом. Все с интересом наблюдали за конфликтом. Причем мальчишки ожидали, когда дойдет до мордобоя. Услышав шум, из своего кабинета буквально вылетел коммерческий директор с горящими озорными глазами. Его появление испортило скандал и он моментально прекратился. Коммерческий с плохо скрываемой радостью разглядывал виновниц конфликта и ходил по офису потирая руки. Тут он произнес такую фразу: «Ну, наконец-то, я вижу в отделе продаж нормальную рабочую обстановку». И он снова закрылся в своей норе. Эта простая фраза как нельзя лучше характеризует продажи. И если у кого-то еще есть сомнения, то пусть они само ликвидируются раз и навсегда. Вся эта экономическая прослойка есть ни что иное, как филиал огромного дурдома, головное отделение которого помещается в самом сердце столицы. После этой выходки коммерческого директора я много раз представлял себе, как должно было проходить собеседование на эту топовую позицию. - Добрый день! Как Вы до нас добрались? - Вплавь. Кругом одно жидкое дерьмо. - Это хорошо, что Вы поддерживаете спортивную форму. Ваше резюме нас очень заинтересовало. Скажите, а Вы действительно раскроили череп тому менеджеру? - Ну что Вы? Там же уже милиция набежала. Я успел только сломать ему руку, шею и позвоночник. - С рукой я думаю перебор. - Согласен. Кто не ошибается? - Очень верно подмечено. А как Вы думаете, стоит ли платить личные бонусы менеджерам по продажам при невыполнении общего плана? - Я считаю, что платить бонусы менеджерам вообще не стоит. И что за мода такая пошла? Кто сказал, что им вообще платить надо? Поставить в центре куллер с водой из-под крана и будет с них. - Я знала, что не ошиблась в Вас. Вы просто сходу предложили очень интересную идею мотивации сотрудников. Скажите, а какие-нибудь недостатки у Вас имеются? - Я читал…когда-то… - Ну, все мы не без греха. А еще? - Очень люблю тискать молоденьких менеджеров. - Девчонок, разумеется? - Я когда вхожу в раж мне уже пофиг. - Слушайте, я впервые на собеседовании встречаю кандидата на должность коммерческого директора, у которого практически нет недостатков. Даже и не знаю, что сказать. Мы Вас берем! - Только у меня условие… - Любой каприз. Вы когда сможете выйти на работу? - Так я же говорю - условие. - Слушаю внимательно. - Меня еще из дурдома не выписали. Идиота хотят из меня сделать. - А мы подождем. Вы меня очень впечатлили. Компания готова Вас подождать, поддержать, подвезти… - Отлично! Так я тогда через забор сигану… Наверное, как-то так проходят строгий отбор кандидаты на ТОП позиции в продажных компаниях. По-крайней мере я там нормальных, адекватных руководителей не видел. Одно сплошное маньячество. Нам периодически предлагали различные варианты поощрения за лучшие продажи. И пока это были деньги, всё было хорошо. Продал больше всех в день, получи премию. Больше всех в неделю, снова премия. Честно говоря, с точки зрения рентабельности подобных поощрений я бы поспорил об их эффективности. Поспорил бы, но не с кем. Я же не коммерческий директор. Я просто менеджер, который понимает, что с этими показателя можно «химичить». И в итоге, те кто получал иногда премии за лучшие продажи в день или в неделю по итогам месяца оказывались в глубокой заднице. Потому что месячный марафон нельзя выиграть на мелких махинациях. Но я не коммерческий директор с огромной зарплатой. Да бог с этими детскими экспериментами. Мне было важно получить нормальный бонус по итогам месяца. Но вот когда руководство додумалось до того, чтобы лучшему менеджеру дать в качестве поощрения в течении последующего месяца покататься на «Мазератти» я понял что мне с этой компанией не по пути. Как раз перед этим решением я стал лучшим продавцом по итогам месяца. А вот в следующий раз стал толи третьим, толи вторым не помню. Но остался без «Мазератти». Разумеется я не жалел о том, что мне не досталась «Мазератти». Мне было грустно от того, что бонус, хоть и не значительно, но урезали. Тот кому досталась «Мазератти», погонял на ней месяц. Попал в аварию и через два месяца уволился. Стимулировать нищего возможностью погонять на «Мазератти» это все равно, что жить в палатке на газоне шикарного жилого комплекса бизнес-класса. Тем временем компания стала резко увеличивать штат менеджеров по продажам. «Продуктов» продаж стало довольно много. Ничего не придумывая, лишь воруя чужие идеи наши шустрики продавали собственные мастер-классы по 500 рублей за пару часов (на которых занимались только тем, что вербовали себе клиентов на основной продукт), периодически запускали игру «Бизнес-квест» по 2000 рублей с облапошенного носа (какое бы гавно ты не продавал, главное придумай ему красивое, современное, динамичное название. Игру кстати тоже у кого-то стырили). Были продукты (я их называл «обнять необъятное») участие в которых гарантировало компании эффективное обучение ее сотрудников по всем основным популярным направлениям – маркетинг, дизайн, PR, бизнес-аналитика, «Бизнес-спецназ», «Миллион за сто», «Миллиард за миллион». И всякая хрень в этом роде. И если тот первый продукт тренинг по обучению основам ведения бизнеса мне как-то импонировал, то от всех последующих продуктов просто несло непрофессионализмом и очевидным желанием загрести побольше бабла на собственном пока еще популярном имени. Иногда два отца-основателя собирали нас и проводили с нами тренинги по продажам. Это было довольно скучно и как правило «ни о чем». А когда начиналось обсуждение сложностей в продажах, то гуру от бизнеса очень быстро сдувались. Один менеджер попросил у них совета, как ему продать тренинг довольно своеобразному клиенту. Он подробно рассказал о тех вопросах, которые ему задавал клиент и попросил совета и помощи. На что один из основателей зевнув, сказал: - Да пошли ты его. От этого дебила всё равно никакого толку не будет. Он только будет нам народ на тренинге смущать. Менеджер оказался более искушенным в продажах и все-таки продал тренинг клиенту. Потому что нормальному менеджеру нужны были бонусы и он дорожил своими клиентами. А руководители считают не клиентами, а миллионами. И им насрать, что у тебя клиентов итак с гулькин нос, и нужно биться за каждую продажу. Да и продажники они никакие. Людма совсем погрязла в каких-то бесконечных отчетах. И если первые месяцев 6 ей явно нравилась ее работа (и зарплата), то в последнее время она стала как-то безучастна ко всему, что происходило в компании. Ее подруга, которая привела ее в компанию уже полгода как уволилась. И оказывается активно звала Людму в новый проект. Однажды она подошла ко мне и сказала, что планирует увольняться из этой компании и уходить в новую. Спросила меня, хочу ли я пойти с ней. Я не задумываясь ответил одобрением. Последнее что я запомнил в «Бизнес Молодым» это шоу с вербовкой менеджеров по продажам. Они так и заявили, что будет очередной мастер-класс, в конце которого будут выбирать себе менеджеров по продажам. Нас всех заставили в очередной выходной выходить на работу. После двухчасовой болтологии в зале остались только мы менеджеры и человек 50 желающих пойти в компанию менеджерами по продажам. В центр зала вытолкали лучшего менеджера по продажам, первый кому досталась «Мазератти». И народ стал его активно бомбардировать вопросам. «Сколько ты зарабатываешь?». А он стоял и глупо улыбался. За него пытались отвечать руководители компании, коммерческий директор. И всё в том духе, что у нас очень крутая зарплата и бонусы. Но народ требовал конкретного ответа от «манагера». Он не нашелся что сказать, и ляпнул, что-то вроде «мне хватает». На этом компания по вербовке «манагеров» с треском провалилась. В разговорах уходивших разочарованных клиентов можно было выделить два слова – «развод» и «лажа». С тех пор как уволился из компании «Бизнес Молодым» я так и не слышал ни про одного «манагера», у которого был бы свой бизнес, и который бы если и не разбогател, то хотя бы «приподнялся». Все те кто ушел в свой бизнес, через какое-то время снова стали «манагерами». Многих из них я потом встречал в других компаниях, куда заносила меня нелегкая. Дорогие граждане, кто тут за миллионом последний? Ниша, сайт, лидогенерация и прочая непонятная чепуха. В школе нужно было не девчонок по углам разглядывать, а учиться. И читать. Ну хотя бы Гоголя «Мертвые души». Чичиков, вот современный ваш герой. Так вот. Если кто не читал, то я немного поясню про бизнес. Чичиков сразу понял, что делать интернет-магазин и спекулировать через него уггами, индийской бижутерией и китайским самопалом это всё равно что возле коровника навозом торговать. Навару мало, а геморроя через край. Нужно придумать некую схему (скорее всего это будет противозаконно, но может проскочить), которая откроет вам доступ к деньгам. Увы, другого способа сорвать куш не существует. Чичиков придумал смелый (как сейчас бы сказали) ход. Точнее его на эту мысль навели, а он уже доработал ее до автоматизма. Нужно было купить как можно больше крепостных, которые умерли, но только тех кого государство еще таковыми официально не признало. И потом продать все эти «мертвые души» пока никто не хватился. Вот именно так и заработали свои небольшие, большие и огромные состояния все современные состоятельные россияне. Нужна оригинальная идея (а лучше схема), а не какой-то тупой поиск ниши. Вот так. Раньше в этой компании нас было всего 8 «продажников». Сейчас там работает порядка 150 человек. Им сделали низкий фикс. Что-то вроде 18000 рублей. Их лишили интернета. Они сидят в огромном помещении и звонят как проклятые. Все перемещения из офиса строго регламентированы. На пописать 3 минуты. Хочешь большего – это уже за свой счет. Везде двери с кодовыми замками. И вся информация по каждому «манагеру» комдиру на стол. И бегут оттуда люди со страшной силой. Правда есть еще дурачки, для которых попасть на работу в эту компанию является главной целью их жизни. Подогреваемые ей они трясутся в вонючих плацкартных вагонах со всех концов нашей необъятной родины. Эй, вы, будущие покорители столицы! Не ведитесь на всякую хрень. И если уж решились на войяж в первопрестольную, то запасайтесь нервами, терпением и «дошираком». По молодости вам будет казаться, что вы вот-вот и завоюете столицу. И все ее достопримечательности будут радовать вас. Вы будете чувствовать свою сопричастность к биению ее золотого сердца. Путешествуя по ее рабочим задворкам, вам будет казаться что уже скоро случится нечто, что перевернет всю вашу жизнь. Кабаки, концерты и масса других развлечений окутают вас и ласково непринужденно будут тянуть из вас последние деньги. Кабала частных квартир не будет вас смущать. И даже дорога на работу и обратно, отнимающая у вас по четыре часа не будет казаться вам извращением. Всё спишет молодость. Ах, эта славная пора. Москва поможет почувствовать это в полной мере. Вы, не знающие прелести труда советского периода, вполне будете довольны перескакиванием с одной работы на другую. Иногда удача будет улыбаться вам и заветные бонусы помогут оттянуться на солнечном берегу по дешевой горячей путевке. И тогда можно будет похвалиться своими фотками на фоне пальм и манящего моря. Да много ли вам надо: 2-х звёздочный отель (раньше это называлось общагой) с включенным в стоимость проживания завтраком, который можно ловко спрятать в рюкзак, обеспечив тем самым себе обедо-ужин. Главное ведь увидеть мир и наплевать на комфорт. Молодость непривередлива. С ней просто. Одна беда, говорят, она быстро проходит. И на смену ей приходит такая сварливая тетка, которая начинает пыхтеть по самому незначительному поводу. И уже не так радостно только от того, что просто живешь и работаешь в Москве. И уже начинает не только поддавливать, но и слегка придушивать это съемноквартиное бремя. И ты неожиданно оглядываешься назад и понимаешь, что тебе уже 35, а еще ничего не сделано. И ребенка ты не родил (а те что родились благодаря тебе, но выросли без твоего участия – не твои), и дом не построил (даже не представляешь как это можно сделать), и дерево…Мистика. Вот тогда тоска окутывает твое сердце. Ты бредешь по шумным улицам и заглядываешь в чужие окна. А на частной квартире тебя ждет только разочарование в собственной жизни. А чего ты хотел? Это и есть обычный, нормальный путь менеджера по продажам. Путь в некуда. Ну может улыбнется тебе счастье и на пути тебе встретится страшненькая, бесформенная, но с большим апломбом москвичка. И подарит тебе надежду. Надежду одним махом решить все свои проблемы. Ну и что что страшненькая, ну и ладно, что придётся жить вместе с ее мамой-папой и братом-бездельником. Ну и пусть именно тебе придется все выходные торчать на даче, занимаясь вечным строительством (попутно наблюдая развалившегося в тени на природе ее братца-тунеядца). Как тебе такой вариант? Готов броситься под этот московский поезд? А ведь это, если трезво взглянуть на вещи, это единственный шанс для тебя. Правда не знаю, стоит ли ради этого трезветь.
Лучше о тупике, наверное, трудно сказать. Материальные выгоды подобны болотным огонькам. В темноте они так заманчивы, что и не замечаешь, как всё дальше заходишь в болото. Конечно, всё можно доступно и доходчиво описать, но многих ли этот освежающих душ остановит ? Но если, хотя бы, один стряхнёт чары болотных огоньков, то уже это есть громадный успех.
Спасибо Вам Эльза. Я читал Ваши произведения. Знаете, сейчас время такое, что мы все вольно или невольно, толкаем свою действительность в спину. Она нас не устраивает. Но и четкого ответа, а как правильно - у нас тоже нет.
Улыбнул диалог с якобы чуваком из якобы дурдома, понравилась вставка с Чичиковым (очень сравнение поработало на идею), отличная завязка (такие завязки, когда "все дебилы, криворукие и тд" - они, конечно... плохие, но привлекают читателя, любого, ведь в каждом из нас сидит это чувство, известно какое. Концовка на вылет, обобщение, мысли, как бы ничего нового, но искренность. Собственно я читала с удовольствием, а это редко - и это главное. Я читала до конца, я что-то узнала, мне было - интересно.
Ессно, это публицистика, ессно, это не художественная проза, которой я всегда отдаю предпочтение, но это вещь, написанная со смыслом, с опытом. По крайней мере - мне так показалось. Вполне возможно, что автор всё сочиняет, ну, тогда это двойной плюс. За убедительное враньё. Но мне этот текст враньём не показался. У меня ощущение, что передо мной искренность, на гране исповеди. Зашифрованной., но местами вылезающей.