Короткое описание: Живет себе Дуня в деревне. Ходит на реку, разговаривает со свиньями и ждет того часа, когда в ее жизни появится тот, кого любить совершенно невозможно. .
Моя история должна была бы начаться словами: «Она была красива, образована и жила в одном из самых красивых городов России». Черта с два! Я родилась в деревне с 16 домами, 3 улицами, где все знали не то что друг друга в лицо, но и знали в лицо всех собак и даже блох этих собак. Мой отец пил, его отец пил и очень вероятно, что отец отца отца тоже пил. Мать была замученной женщиной, которая терпела от отца побои, доила корову 2 раза в день - 730 раз в год, работала почтальоном в деревне и растила меня. Вся ее жизнь прошла в страхе того, что скажут люди и как бы не вышло беды. Я не помню своего детства. Иногда мне кажется, что у меня его и не было. Я как-то сразу закончила 9-классов, потом стала работать в колхозе, или как сейчас это именуют - в фермерском хозяйстве Леонида Петровича Какашкина. Работа обычная для деревни, а на самом деле адская. Потом вышла за своего Кольку и ровно в срок родила ему сына и дочь, не разом конечно, а послед один за одним. Когда детям было по 2 и 3 годика, в деревне случилась эпидемия оспы. До врача я с детьми так и не доехала. Больше Бог не дал мне детей. И так бы… - Дуня, твою мать, ты где шляешься? Че свиньи не кормленные?! Дуня!!!!!! Дуня захлопнула замусоленную тетрадь, завернула ее в цветастый рваный платок и убрала под свои трусы в полку. Затем прибрала растрепавшиеся волосы под платок и пошла во двор. - Да, Марья Игнатьевна, в дом я ходила, в уборную. - А чем тебе на улице сортир не глянулся, или не королевское это дело? - Что вы, Марья Игнатьевна…. - Хватит языком трепать, иди покорми свиней и помой у них. И постели в комнате, к нам гости приезжают. Да смотри же, дура, постель стели ношеную, новую не бери, а то еще угадят, гости эти. Дуня пошла в свинарник. - Здравствуйте, господа свиньи! – сказала она и отвесила им шуточный поклон. - Давненько вы к нам не приезжали. Как матушка ваша, Иннокентий Гаврилыч? Все хворает и мучается поездками на минеральные воды? Что вы говорите. Подорожала нынче вода эта минеральная. Все иродам проклятым мало денег. А я смотрю, вы исхудали Магнолия Карловна, и пахнет от вас по-новому, не пойму что за запах. Ой, что это у вас тут за ухом? Никак солома, давайте-ка ваше ухо, я его вам вымою и почешу. Правда же, хорошо теперь? Дуня улыбалась и продолжила нести свою чушь, которая со стороны казалась бредом умалишенного. Но кто мы такие, чтобы решать кто из нас сумасшедший, а кто нет. Долго ли быстро ли, а на самом деле долго, провела в свинарнике Дуня. Это на островах, когда на руках маникюр, в зубах трубочка, а на попе золотистый загар, время летит быстро. Солнце почти скрылось за горизонтом, на небе появились первые пока еще бледные звезды. Дуня вошла в дом и стала готовить комнату для гостей. Комнатой назвать это помещение можно было с натяжкой. Потолок был низкий, окно маленькое и мутноватое, пол выкрашен рыжей краской, которая кое-где уже облупилась. Из мебели были лишь: железная кровать, табурет и стол, над которым висела люстра-абажур. Послышался шум в прихожей и Дуня поспешила прочь. Она вышла в кухню и стала накрывать на стол, когда в дом вошли Марья Игнатьевна (ее свекровь) и незнакомец. Незнакомец был странным. У него были длинные, до плеч волосы, густые брови, сердитые и недоверчивые глаза. Одет он тоже был странно, хотя и по-городски: рваные джинсы, рваные кеды и футболка с американским флагом. - Че таращишься, Дуняша? Иди на стол накрывай. А, стой. Это Владимир Сергеевич Хорошев, он внучатый племянник моего покойного мужа. Он тут по делам на какое-то время, и поживет у нас. Ты же смотри, если ему что понадобится – подсоби, накорми и вообще, помни, что он наш почетный гость. Все, иди уже. Гость так гость, Дуня стала доставать тарелки, хлеб, сметану и овощи. Гость ушел в свою комнату, шуршал там пакетами и гремел банками. Спустя несколько минут он вышел и молча сел за стол ужинать. На 15 ложке борща пришел Николай. Скинул грязные сапоги в угол, помыл руки и тоже сел к столу. - Здорова, Володь, - сказал он гостю и пожал ему руку, - Тащи жрать, Дуня! – заорал он хриплым голосом. Через минуту он уже громко причмокивал и оставлял жирные бордовые брызги на белой скатерти. Все ушли по своим комнатам, свекровь уже звонко похрапывала из своего угла, а Дуня сидела и разглядывала эти уродливые пятна, которые расползлись по белой, льняной скатерти. Собрала все в кучу, отнесла в баню, прибрала чистую посуда и пошла в комнату спать. Очень тихо она легла в постель, стараясь не прикасаться к мужу, но спустя мгновение она почувствовала запах чеснока, спирта и борща на своих губах. Потом сильные руки стали мять ее тело, а душа задыхалась от крика в этой безмолвной тишине. Еще не закричали петухи, и не проснулось солнце, а Дуня уже оделась и пошла во двор. Она покормила скотину, налила воды в чистые ведра и пошла к реке. Дуня шла по золотому полю и роса оставляла свои слезы на ее юбке и босых ногах. Придя к реке, она села на траву, стала ласково гладить ладонями цветы и перебирать землю между пальцев. Уже показалось солнце из-за горизонта, стало золотить воду и играть с листьями деревьев, пригревая то одну сторону листа, то другую. Дуня положила голову себе на колени, подставив правую щеку проснувшемуся солнцу, и закрыла глаза. Легкое подрагивание ее ресниц и слезы, которые беззвучно катились одна за другой, будто бы зависли в солнечном свете вместе с миллионами пылинок. Вот вроде мгновение назад она сидела неподвижно, а потом резко вскочила, сбросила с головы платок и побежала к реке, на ходу расстегивая и сбрасывая с себя одежду. Она вошла в воду, словно необузданная и молодая кобыла, гневно расширяя ноздри и сверкая своими темными и влажными глазами. Ее обнаженное тело скрылось под водой, потом на миг появилось снова и опять пропало. - Эй, люди, помогите! Люди! – мужчина забежал по колено в воду и растерянно стал озираться в поисках женщины. Еще мгновение и Дуня показалась над водой, уверенно плывя к берегу. Она стала выходить из воды и тут заметила его, гостя, который вчера к ним приехал. Вот так он и стоял, глядя на нее. Минута, другая… - Можно я тебя нарисую, вот такой, какая ты сейчас? Непокорную и сильную. Дуня вышла из воды, хмуро посмотрела на Владимира и сказала: -Отвернись, художник! Она стала быстро натягивать одежду на мокрое тело, но руки тряслись и плохо ее слушались. Он рассмеялся очень по-доброму, сел на песок и стал курить. Дуня оделась и уже сделала несколько шагов по направлению к дому, но потом резко развернулась и посмотрела в спину художника. - Зачем ты приехал к нам? - Отдохнуть от вранья и льстецов. - А зачем мне в душу лезешь? - Я не лезу. Глаза просто у тебя настоящие, да и сама ты вся как яркое и переспелое яблоко: того и гляди упадешь с ветки, а тебя не заметят. Так и сгниешь на земле. Жалко. Давай я тебя нарисую? - Зачем? Сгнию и сгнию, все так живут, - прошептала Дуня и опустила гляза. - Дура ты, дура, Дуня. Хотя с первого взгляда и умная баба. Садись. Почувствуй, насколько красив этот мир, почувствуй зелень каждого листа вон той березы, которая стоит у заброшенного сарая, почувствуй мягкость каждой ветки ивы, что клонится к воде и будто ласкает ее: смотри как нежно и как трепетно. Закрой глаза и вдохни запах солнца. Ощути его теплоту и сладость. Дотронься песка и почувствуй его под ладонями, услышь, что шепчет тебя река. Слышишь? Дуня смотрела во все глаза на него, пока он говорил. Она не услышала реки, не заметила листьев, веток и всего того о чем он говорил. Она вообще, будто бы перестала слышать. Просто смотрела в его глаза, такие яркие и такие лихорадочные и на его губы, которые открывались и закрывались. Он замолчал, потом быстро достал из своей сумки блокнот с карандашом и стал делать быстрыми движениями набросок. Он словно ушел из этого мира, перестал существовать. Вроде и тут у реки сидит, а сам далеко, за сотни световых лет отсюда. Дуня тихо встала и пошла к дому. - Приходи сегодня вечером к реке, когда все уснут. Я буду ждать тебя. – сказал он ей, не отрываясь от работы. Ничего ему не ответив, она ушла. Убирая за свиньями, Дуня шептала и шептала сама себе: «Можно я тебя нарисую. Ты как яблоко. Можно?». Храп свекрови разносился над темными комнатами дома, в сарае велись громкие, пьяные разговоры Коляна с соседом, а у реки на холодном песке Дуня яростно обнимала художника, так же яростно целовала его горячие губы и что-то шептала, задыхаясь от чувств и нехватки воздуха. Сколько длится счастье? Ровно столько, пока о нем не узнают те, кто его лишен. - Ой, Дуня, ты как-то изменилась. Творчеством что ль занялась? – с ухмылкой спросила Дуню в магазине соседка. Дуня посмотрела в глаза соседке и быстро пошла домой. Мужа дома не было, пока сверковь мыла посуду на кухне, Дуня быстро зашла в комнату к Владимиру. - Володя! Ой, - она зажала рот рукой и уставилась на мольберт. Владимир повернулся к ней, нахмурил брови и стал изучать ее лицо. Дуня смотрела на картину. Там была она, но не такая какой она себя знала. Там была другая Дуня. Она стояла обнаженная в реке и вода доходила ей до бедер, волосы липли к спине, как черные крылья. Капли воды сверкали в солнечном свете, глаза горели силой, которую было никому и ничему не сломить. Она была как греческая богиня из учебника по истории. Такая красивая, сильная и недоступная ни для кого. - Нравится? – спросил он ее. Дуня долго молчала, а потом посмотрела ему в глаза и сказала: - Там про нас с тобой толкуют. Ты бы уезжал, Володь. Николай узнает, беда будет. - Уезжать, значит? А ты? - А что я? Ты ж замуж не позовешь. У тебя еще сколько таких как я картин впереди. Уезжай. - Замуж я тебя действительно не позову, но что если ты для меня больше чем картина? - Уезжай, Володь. - Уверена? Ну, как хочешь, Дуня. Уходи! Он резко отвернулся и стал собирать вещи. Когда разъяренный Николай прибежал в дом, художник уже ушел. Пока он избивал Дуню ногами, она тихо плакала и не сопротивлялась. Все ее силы ушли на то, чтобы в груди у нее что-то очень важное не умерло, осталось и жило только для нее одной. Уже давно она перестала чувствовать боль от побоев, а перед глазами стояло теперь уже навсегда родное лицо художника, который шептал ей: «Дуня, моя Дуня. Бог создал тебя для того, чтобы я тебя рисовал».
Первый рецензент достаточно скрупулезно отметил все недостаточно гладко отшлифованные фразы, поэтому на этом даже останавливаться не буду.
По моему скромному мнению, автору дано редкое чутьё, как надо писать. И ему (то есть ей, конечно!:))) это удается - легко, увлекательно и при этом серьезно.
Мне понравился быстрый, без подхода и подготовки, зачин повествования. Тебя сразу бросают в центр интересной истории и приправляют перца залихватским "Черта с два!"
Вообще, умение в небольшом количестве слов передать трагедию так, что в нее веришь, требует необычайной точности обращения со словом. Вот это уже почти Набоков:
Цитата
душа задыхалась от крика в этой безмолвной тишине.
Понравились аскетичные, четко по месту, а не для "красивости" вставленные описания, например:
Цитата
Солнце почти скрылось за горизонтом, на небе появились первые пока еще бледные звезды
На мой взгляд, почти не видно образа художника Володи. Мотив его приезда ограничивается кратким
Цитата
- Отдохнуть от вранья и льстецов.
Впрочем, возможно, развитие этого персонажа и повредило бы общей сжатости, динамичности повествования?
В концовке: лично мне хотелось увидеть, как художник хотя бы демонстрирует желание побороться за дорогую ему женщину. Впрочем, в жизни чаще происходит именно так, как описано в рассказе, и это отнюдь не недостаток сюжета.
По поводу названия: оно настраивает на "дамский роман" с многостраничными описаниями переживаний героини, а здесь рассказ гораздо более жесткий, сконцентрированный. Может быть, просто "Дуня" или что-то подобное?
Неплохой рассказ. Что интересно, начало повествования не самое удачное, много ляпов, есть логические несостыковки. Но по мере того, как автор отдаляется от описания деревенского быта, дело идёт на лад. В целом же, вполне ровно написанная история любви с несчастливой, но в то же время очень достойной концовкой. Особой оригинальности в рассказе нет, но ведь не это главное. Теперь же о ляпах. Натуральная оспа, от которой в своё время действительно померло достаточно народу, официально была побеждена по всему миру ещё в 1977-ом году. Я бы мог предположить, что речь в вашем рассказе идёт о временах более давних, если бы не художник в джинсах. Так, теперь касательно двух туалетов. Так уж повелось, что в деревне сортир на каждый дом ровно один, и стоит он во дворе. Именно поэтому деревенские жители зачастую относятся с брезгливостью к санузлам в квартире, потому что те слишком близко расположены к кухне. У свиней никто ничего не моет - уборка в свинарнике заключается в замене сена или соломы. Не думаете же вы, что ваша героиня станет начищать полы до блеска, чтобы через несколько секунд хрюшки всё по новой обгадили? -все знали не то что друг друга в лицо, но и знали в лицо всех собак и даже блох этих собак. - неудачно сказано. Понимаю, что вы хотели, чтобы прозвучало забавно, но над конструкцией предложения не поработали. Немного изменить и всё будет, как надо. -Мой отец пил, его отец пил и очень вероятно, что отец отца отца тоже пил - это лично моё мнение, но лучше использовать "отец, дед и прадед". -Мать была замученной женщиной -во-первых, не "замученной", а "измученной", а то такое ощущение, что она последние свои дни провела в руках Йозефа Менгеле, который её успешно замучил. "Моя мама, безответная женщина, измученная мужем, не видевшая от него ничего, кроме пьяной брани и побоев, растила меня..." или как-то так. -2 раза в день - 730 раз в год - судя по всему, это цифра должна вызывать у читателя суеверный ужас, иначе зачем вы её вывели?) Хотя, может быть, и правильно - ведь не у всех же на компьютере установлено приложение "калькулятор". -Когда детям было по 2 и 3 годика - фраза должна быть заменена на более удобоваримую или же уничтожена. -и убрала под свои трусы в полку. - уточнение про трусы явно лишнее. После первого прочтения у меня возникло стойкое ощущение, что Дуня хранит тетрадь... скажем так, ближе к телу. "Под бельё, хранящееся на полке" - уж лучше так. -Долго ли быстро ли, а на самом деле долго, провела в свинарнике Дуня - опять неудачная вследствие плохой проработки игра слов. -Она покормила скотину, налила воды в чистые ведра и пошла к реке - звучит так, будто бы она с вёдрами ушла к реке. -Дура ты, дура, Дуня. Хотя с первого взгляда и умная баба. - вот мне не понятно, откуда вдруг художник решил, что Дуня - умная баба? Честно говоря, мне, непредвзятому читателю, она таковой не показалсь. Образ вы создали вполне жизнеспособный: затюканная деревенская женщина с несложившейся судьбой, ничего хорошего в жизни толком не видевшая. Задатков мощного интеллекта как-то не прослеживается. Тут уж одно из двух: либо меняете образ главной героини, либо меняете эту реплику. -Пока он избивал Дуню ногами, она тихо плакала и не сопротивлялась - хм, не то чтобы я имею большой опыт в избиении женщин ногами, но представить, чтобы разъярённый мужик метелил жену ногами, а та тихо плакала... В такие моменты обычно орут или на худой конец воют от боли - удары ногами, они, как правило, весьма чувствительны. Тихо поплакать героиня сможет потом, когда заживут синяки и срастутся рёбра. Осталось под вопросом и начало рассказа. Оно никуда нас не приводит. Если бы окончание рассказа завершилось новой записью в замусоленной тетради... Только что обнаружил ещё один ляп. Судя по всему, это была первая запись в дневнике, вводная, так сказать. Родилась там-то, мама репрессирована замучена, папа пил и т.д. Когда же тетрадь успела стать замусоленной? Ладно, хватит придираться, подведём итог. Из плюсов - добротное повествование. Читая ваш рассказ, не приходилось заставлять себя переходить от строчки к строчке. Минусы - как уже говорил, множественные несостыковки, которые, впрочем, можно быстро устранить. Да и ещё постарайтесь заменить цифры числительными - это явно пойдёт на пользу. Удачи в дальнейшем творчестве!
Спасибо большое за критику. Про оспу не знала, правда. Изменю. Про туалеты: сейчас в деревнях почти в каждом доме по 2 отхожих места. Одно на улице, второе в доме. Люди хотят и могут жить в комфорте. Правда. Про трусы: ну, хранят же все самое дорогое в нижнем белье (кто деньги, а кто дневники). Но тетрадь была старой, а запись первой. Для пояснения в рассказе следует указать, что она ее нашла накануне, например, в сарае в старых школьных учебниках мужа. Дуня не была дурой, потому что хоть она и была не образована, но чувствовала,что эта вся жизнь ее неправильная, думала об этом и даже начала писать о своей жизни. А художник, он же чувствуют по глазам (ну, или еще как) что душа мечется и ищет чего-то. Разве глупый человек будет метаться? Он живет так как живется, если есть крыша над головой и суп в миске. В финальной сцене с художником привычка и страх победили и сломили Дуню, и у нее не осталось сил для борьбы (да и как с мужиком здоровым бороться? разозлишь его только сильней, а так поколотит, устанет и уйдет спать) поэтому она не сопротивляется и только плачет.