» Проза » Вне категории

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


О любви не к тому
Степень критики: Любая
Короткое описание:
Живет себе Дуня в деревне. Ходит на реку, разговаривает со свиньями и ждет того часа, когда в ее жизни появится тот, кого любить совершенно невозможно. .

Моя история должна была бы начаться словами: «Она была красива, образована и жила в одном из самых красивых городов России». Черта с два!
Я родилась в деревне с 16 домами, 3 улицами, где все знали не то что друг друга в лицо, но и знали в лицо всех собак и даже блох этих собак. Мой отец пил, его отец пил и очень вероятно, что отец отца отца тоже пил. Мать была замученной женщиной, которая терпела от отца побои, доила корову 2 раза в день - 730 раз в год, работала почтальоном в деревне и растила меня. Вся ее жизнь прошла в страхе того, что скажут люди и как бы не вышло беды.
Я не помню своего детства. Иногда мне кажется, что у меня его и не было. Я как-то сразу закончила 9-классов, потом стала работать в колхозе, или как сейчас это именуют - в фермерском хозяйстве Леонида Петровича Какашкина. Работа обычная для деревни, а на самом деле адская. Потом вышла за своего Кольку и ровно в срок родила ему сына и дочь, не разом конечно, а послед один за одним. Когда детям было по 2 и 3 годика, в деревне случилась эпидемия оспы. До врача я с детьми так и не доехала. Больше Бог не дал мне детей. И так бы…
- Дуня, твою мать, ты где шляешься? Че свиньи не кормленные?! Дуня!!!!!!
Дуня захлопнула замусоленную тетрадь, завернула ее в цветастый рваный платок и убрала под свои трусы в полку. Затем прибрала растрепавшиеся волосы под платок и пошла во двор.
- Да, Марья Игнатьевна, в дом я ходила, в уборную.
- А чем тебе на улице сортир не глянулся, или не королевское это дело?
- Что вы, Марья Игнатьевна….
- Хватит языком трепать, иди покорми свиней и помой у них. И постели в комнате, к нам гости приезжают. Да смотри же, дура, постель стели ношеную, новую не бери, а то еще угадят, гости эти.
Дуня пошла в свинарник.
- Здравствуйте, господа свиньи! – сказала она и отвесила им шуточный поклон.
- Давненько вы к нам не приезжали. Как матушка ваша, Иннокентий Гаврилыч? Все хворает и мучается поездками на минеральные воды? Что вы говорите. Подорожала нынче вода эта минеральная. Все иродам проклятым мало денег. А я смотрю, вы исхудали Магнолия Карловна, и пахнет от вас по-новому, не пойму что за запах. Ой, что это у вас тут за ухом? Никак солома, давайте-ка ваше ухо, я его вам вымою и почешу. Правда же, хорошо теперь?
Дуня улыбалась и продолжила нести свою чушь, которая со стороны казалась бредом умалишенного. Но кто мы такие, чтобы решать кто из нас сумасшедший, а кто нет. Долго ли быстро ли, а на самом деле долго, провела в свинарнике Дуня. Это на островах, когда на руках маникюр, в зубах трубочка, а на попе золотистый загар, время летит быстро.
Солнце почти скрылось за горизонтом, на небе появились первые пока еще бледные звезды. Дуня вошла в дом и стала готовить комнату для гостей. Комнатой назвать это помещение можно было с натяжкой. Потолок был низкий, окно маленькое и мутноватое, пол выкрашен рыжей краской, которая кое-где уже облупилась. Из мебели были лишь: железная кровать, табурет и стол, над которым висела люстра-абажур.
Послышался шум в прихожей и Дуня поспешила прочь. Она вышла в кухню и стала накрывать на стол, когда в дом вошли Марья Игнатьевна (ее свекровь) и незнакомец.
Незнакомец был странным. У него были длинные, до плеч волосы, густые брови, сердитые и недоверчивые глаза. Одет он тоже был странно, хотя и по-городски: рваные джинсы, рваные кеды и футболка с американским флагом.
- Че таращишься, Дуняша? Иди на стол накрывай. А, стой. Это Владимир Сергеевич Хорошев, он внучатый племянник моего покойного мужа. Он тут по делам на какое-то время, и поживет у нас. Ты же смотри, если ему что понадобится – подсоби, накорми и вообще, помни, что он наш почетный гость. Все, иди уже.
Гость так гость, Дуня стала доставать тарелки, хлеб, сметану и овощи. Гость ушел в свою комнату, шуршал там пакетами и гремел банками.
Спустя несколько минут он вышел и молча сел за стол ужинать. На 15 ложке борща пришел Николай. Скинул грязные сапоги в угол, помыл руки и тоже сел к столу.
- Здорова, Володь, - сказал он гостю и пожал ему руку, - Тащи жрать, Дуня! – заорал он хриплым голосом.
Через минуту он уже громко причмокивал и оставлял жирные бордовые брызги на белой скатерти.
Все ушли по своим комнатам, свекровь уже звонко похрапывала из своего угла, а Дуня сидела и разглядывала эти уродливые пятна, которые расползлись по белой, льняной скатерти. Собрала все в кучу, отнесла в баню, прибрала чистую посуда и пошла в комнату спать.
Очень тихо она легла в постель, стараясь не прикасаться к мужу, но спустя мгновение она почувствовала запах чеснока, спирта и борща на своих губах. Потом сильные руки стали мять ее тело, а душа задыхалась от крика в этой безмолвной тишине.
Еще не закричали петухи, и не проснулось солнце, а Дуня уже оделась и пошла во двор. Она покормила скотину, налила воды в чистые ведра и пошла к реке. Дуня шла по золотому полю и роса оставляла свои слезы на ее юбке и босых ногах. Придя к реке, она села на траву, стала ласково гладить ладонями цветы и перебирать землю между пальцев. Уже показалось солнце из-за горизонта, стало золотить воду и играть с листьями деревьев, пригревая то одну сторону листа, то другую. Дуня положила голову себе на колени, подставив правую щеку проснувшемуся солнцу, и закрыла глаза. Легкое подрагивание ее ресниц и слезы, которые беззвучно катились одна за другой, будто бы зависли в солнечном свете вместе с миллионами пылинок.
Вот вроде мгновение назад она сидела неподвижно, а потом резко вскочила, сбросила с головы платок и побежала к реке, на ходу расстегивая и сбрасывая с себя одежду. Она вошла в воду, словно необузданная и молодая кобыла, гневно расширяя ноздри и сверкая своими темными и влажными глазами. Ее обнаженное тело скрылось под водой, потом на миг появилось снова и опять пропало.
- Эй, люди, помогите! Люди! – мужчина забежал по колено в воду и растерянно стал озираться в поисках женщины.
Еще мгновение и Дуня показалась над водой, уверенно плывя к берегу. Она стала выходить из воды и тут заметила его, гостя, который вчера к ним приехал.
Вот так он и стоял, глядя на нее. Минута, другая…
- Можно я тебя нарисую, вот такой, какая ты сейчас? Непокорную и сильную.
Дуня вышла из воды, хмуро посмотрела на Владимира и сказала:
-Отвернись, художник!
Она стала быстро натягивать одежду на мокрое тело, но руки тряслись и плохо ее слушались. Он рассмеялся очень по-доброму, сел на песок и стал курить.
Дуня оделась и уже сделала несколько шагов по направлению к дому, но потом резко развернулась и посмотрела в спину художника.
- Зачем ты приехал к нам?
- Отдохнуть от вранья и льстецов.
- А зачем мне в душу лезешь?
- Я не лезу. Глаза просто у тебя настоящие, да и сама ты вся как яркое и переспелое яблоко: того и гляди упадешь с ветки, а тебя не заметят. Так и сгниешь на земле. Жалко. Давай я тебя нарисую?
- Зачем? Сгнию и сгнию, все так живут, - прошептала Дуня и опустила гляза.
- Дура ты, дура, Дуня. Хотя с первого взгляда и умная баба. Садись. Почувствуй, насколько красив этот мир, почувствуй зелень каждого листа вон той березы, которая стоит у заброшенного сарая, почувствуй мягкость каждой ветки ивы, что клонится к воде и будто ласкает ее: смотри как нежно и как трепетно. Закрой глаза и вдохни запах солнца. Ощути его теплоту и сладость. Дотронься песка и почувствуй его под ладонями, услышь, что шепчет тебя река. Слышишь?
Дуня смотрела во все глаза на него, пока он говорил. Она не услышала реки, не заметила листьев, веток и всего того о чем он говорил. Она вообще, будто бы перестала слышать. Просто смотрела в его глаза, такие яркие и такие лихорадочные и на его губы, которые открывались и закрывались.
Он замолчал, потом быстро достал из своей сумки блокнот с карандашом и стал делать быстрыми движениями набросок. Он словно ушел из этого мира, перестал существовать. Вроде и тут у реки сидит, а сам далеко, за сотни световых лет отсюда.
Дуня тихо встала и пошла к дому.
- Приходи сегодня вечером к реке, когда все уснут. Я буду ждать тебя. – сказал он ей, не отрываясь от работы.
Ничего ему не ответив, она ушла.
Убирая за свиньями, Дуня шептала и шептала сама себе: «Можно я тебя нарисую. Ты как яблоко. Можно?».
Храп свекрови разносился над темными комнатами дома, в сарае велись громкие, пьяные разговоры Коляна с соседом, а у реки на холодном песке Дуня яростно обнимала художника, так же яростно целовала его горячие губы и что-то шептала, задыхаясь от чувств и нехватки воздуха.
Сколько длится счастье? Ровно столько, пока о нем не узнают те, кто его лишен.
- Ой, Дуня, ты как-то изменилась. Творчеством что ль занялась? – с ухмылкой спросила Дуню в магазине соседка.
Дуня посмотрела в глаза соседке и быстро пошла домой.
Мужа дома не было, пока сверковь мыла посуду на кухне, Дуня быстро зашла в комнату к Владимиру.
- Володя! Ой, - она зажала рот рукой и уставилась на мольберт.
Владимир повернулся к ней, нахмурил брови и стал изучать ее лицо.
Дуня смотрела на картину. Там была она, но не такая какой она себя знала. Там была другая Дуня. Она стояла обнаженная в реке и вода доходила ей до бедер, волосы липли к спине, как черные крылья. Капли воды сверкали в солнечном свете, глаза горели силой, которую было никому и ничему не сломить. Она была как греческая богиня из учебника по истории. Такая красивая, сильная и недоступная ни для кого.
- Нравится? – спросил он ее.
Дуня долго молчала, а потом посмотрела ему в глаза и сказала:
- Там про нас с тобой толкуют. Ты бы уезжал, Володь. Николай узнает, беда будет.
- Уезжать, значит? А ты?
- А что я? Ты ж замуж не позовешь. У тебя еще сколько таких как я картин впереди. Уезжай.
- Замуж я тебя действительно не позову, но что если ты для меня больше чем картина?
- Уезжай, Володь.
- Уверена? Ну, как хочешь, Дуня. Уходи!
Он резко отвернулся и стал собирать вещи.
Когда разъяренный Николай прибежал в дом, художник уже ушел. Пока он избивал Дуню ногами, она тихо плакала и не сопротивлялась. Все ее силы ушли на то, чтобы в груди у нее что-то очень важное не умерло, осталось и жило только для нее одной. Уже давно она перестала чувствовать боль от побоев, а перед глазами стояло теперь уже навсегда родное лицо художника, который шептал ей: «Дуня, моя Дуня. Бог создал тебя для того, чтобы я тебя рисовал».

Свидетельство о публикации № 22639 | Дата публикации: 17:06 (16.07.2014) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 349 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 3
0 Спам
3 СерыйКонь   (22.08.2014 13:49) [Материал]
Спасибо Вам за рассказ!

Первый рецензент достаточно скрупулезно отметил все недостаточно гладко отшлифованные фразы, поэтому на этом даже останавливаться не буду. 

По моему скромному мнению, автору дано редкое чутьё, как надо писать.  И ему (то есть ей, конечно!:))) это удается - легко, увлекательно и при этом серьезно.

Мне понравился быстрый, без подхода и подготовки, зачин повествования. Тебя сразу бросают в центр интересной истории и приправляют перца залихватским "Черта с два!"

Вообще, умение в небольшом количестве слов передать трагедию так, что в нее веришь, требует необычайной точности обращения со словом. Вот это уже почти Набоков:


Цитата
душа задыхалась от крика в этой безмолвной тишине. 


Понравились аскетичные, четко по месту, а не для "красивости" вставленные описания, например:

Цитата
Солнце почти скрылось за горизонтом, на небе появились первые пока еще бледные звезды


На мой взгляд, почти не видно образа художника Володи. Мотив его приезда ограничивается кратким

Цитата
- Отдохнуть от вранья и льстецов. 

Впрочем, возможно, развитие этого персонажа и повредило бы общей сжатости, динамичности повествования?

В концовке: лично мне хотелось увидеть, как художник хотя бы демонстрирует желание побороться за дорогую ему женщину. Впрочем, в жизни чаще происходит именно так, как описано в рассказе, и это отнюдь не недостаток сюжета.

По поводу названия: оно настраивает на "дамский роман" с многостраничными описаниями переживаний героини, а здесь рассказ гораздо более жесткий, сконцентрированный. Может быть, просто "Дуня" или что-то подобное?

0 Спам
1 circasian   (18.07.2014 15:03) [Материал]
Неплохой рассказ. Что интересно, начало повествования не самое удачное, много ляпов, есть логические несостыковки. Но по мере того, как автор отдаляется от описания деревенского быта, дело идёт на лад. В целом же, вполне ровно написанная история любви с несчастливой, но в то же время очень достойной концовкой. Особой оригинальности в рассказе нет, но ведь не это главное. Теперь же о ляпах. Натуральная оспа, от которой в своё время действительно померло достаточно народу, официально была побеждена по всему миру ещё в 1977-ом году. Я бы мог предположить, что речь в вашем рассказе идёт о временах более давних, если бы не художник в джинсах. Так, теперь касательно двух туалетов. Так уж повелось, что в деревне сортир на каждый дом ровно один, и стоит он во дворе. Именно поэтому деревенские жители зачастую относятся с брезгливостью к санузлам в квартире, потому что те слишком близко расположены к кухне. У свиней никто ничего не моет - уборка в свинарнике заключается в замене сена или соломы. Не думаете же вы, что ваша героиня станет начищать полы до блеска, чтобы через несколько секунд хрюшки всё по новой обгадили?
-все знали не то что друг друга в лицо, но и знали в лицо всех собак и даже блох этих собак.
- неудачно сказано. Понимаю, что вы хотели, чтобы прозвучало забавно, но над конструкцией предложения не поработали. Немного изменить и всё будет, как надо.
-Мой отец пил, его отец пил и очень вероятно, что отец отца отца тоже пил - это лично моё мнение, но лучше использовать "отец, дед и прадед".
-Мать была замученной женщиной - во-первых, не "замученной", а "измученной", а то такое ощущение, что она последние свои дни провела в руках Йозефа Менгеле, который её успешно замучил. "Моя мама, безответная женщина, измученная мужем, не видевшая от него ничего, кроме пьяной брани и побоев, растила меня..." или как-то так.
-2 раза в день - 730 раз в год - судя по всему, это цифра должна вызывать у читателя суеверный ужас, иначе зачем вы её вывели?) Хотя, может быть, и правильно - ведь не у всех же на компьютере установлено приложение "калькулятор". 
-Когда детям было по 2 и 3 годика - фраза должна быть заменена на более удобоваримую или же уничтожена.
-и убрала под свои трусы в полку. - уточнение про трусы явно лишнее. После первого прочтения у меня возникло стойкое ощущение, что Дуня хранит тетрадь... скажем так, ближе к телу. "Под бельё, хранящееся на полке" - уж лучше так.
-Долго ли быстро ли, а на самом деле долго, провела в свинарнике Дуня - опять неудачная вследствие плохой проработки игра слов.
-Она покормила скотину, налила воды в чистые ведра и пошла к реке - звучит так, будто бы она с вёдрами ушла к реке.
-Дура ты, дура, Дуня. Хотя с первого взгляда и умная баба. - вот мне не понятно, откуда вдруг художник решил, что Дуня - умная баба? Честно говоря, мне, непредвзятому читателю, она таковой не показалсь. Образ вы создали вполне жизнеспособный: затюканная деревенская женщина с несложившейся судьбой, ничего хорошего в жизни толком не видевшая. Задатков мощного интеллекта как-то не прослеживается. Тут уж одно из двух: либо меняете образ главной героини, либо меняете эту реплику.
-Пока он избивал Дуню ногами, она тихо плакала и не сопротивлялась - хм, не то чтобы я имею большой опыт в избиении женщин ногами, но представить, чтобы разъярённый мужик метелил жену ногами, а та тихо плакала... В такие моменты обычно орут или на худой конец воют от боли - удары ногами, они, как правило, весьма чувствительны. Тихо поплакать героиня сможет потом, когда заживут синяки и срастутся рёбра.
Осталось под вопросом и начало рассказа. Оно никуда нас не приводит. Если бы окончание рассказа завершилось новой записью в замусоленной тетради... Только что обнаружил ещё один ляп. Судя по всему, это была первая запись в дневнике, вводная, так сказать. Родилась там-то, мама репрессирована
замучена, папа пил и т.д. Когда же тетрадь успела стать замусоленной?
Ладно, хватит придираться, подведём итог. Из плюсов - добротное повествование. Читая ваш рассказ, не приходилось заставлять себя переходить от строчки к строчке.  Минусы - как уже говорил, множественные несостыковки, которые, впрочем, можно быстро устранить. Да и ещё постарайтесь заменить цифры числительными - это явно пойдёт на пользу. Удачи в дальнейшем творчестве!

0 Спам
2 pani_fi   (18.07.2014 22:34) [Материал]
Спасибо большое за критику. Про оспу не знала, правда. Изменю.
Про туалеты: сейчас в деревнях почти в каждом доме по 2 отхожих места. Одно на улице, второе в доме. Люди хотят и могут жить в комфорте. Правда.
Про трусы: ну, хранят же все самое дорогое в нижнем белье (кто деньги, а кто дневники). Но тетрадь была старой, а запись первой. Для пояснения в рассказе следует указать, что она ее нашла накануне, например, в сарае в старых школьных учебниках мужа.
Дуня не была дурой, потому что хоть она и была не образована, но чувствовала,что эта вся жизнь ее неправильная, думала об этом и даже начала писать о своей жизни. А художник, он же чувствуют по глазам (ну, или еще как) что душа мечется и ищет чего-то. Разве глупый человек будет метаться? Он живет так как живется, если есть крыша над головой и суп в миске. В финальной сцене с художником привычка и страх победили и сломили Дуню, и у нее не осталось сил для борьбы (да и как с мужиком здоровым бороться? разозлишь его только сильней, а так поколотит, устанет и уйдет спать) поэтому она не сопротивляется и только плачет.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com