О наказаниях и воспитании У любого человека, даже маленького, есть чувство собственного достоинства. Унижение этого чувства при помощи физических мер воздействия - подавление собственного Я ребенка, уничтожение личности, то есть воспитание раба - полностью подавленной личности, парализованной страхом. Мы, взрослые всегда учим детей, что маленьких обижать нельзя... И вот он маленький стоит перед взрослым, большим, сильным и с замиранием сердца ждет наказания. Это первое в жизни противоречие - ложь близкого, родного человека, которому ребенок привык верить и ДОВЕРЯТЬ. Эти чувства вытесняют веру в справедливость, правдивость взрослых, притупляют и раскаяние и стыд от плохого поступка, потому что: «да, я виноват, но не больше, чем взрослый, который обманывает и тоже поступает плохо». Однако, при этом, наказывают только ребенка. Это обида, еще какая обида! И штамп на всей жизни - кто сильнее, тот и прав. Задавленность, чрезмерная строгость дома проявляется обидой на других детей, которым больше повезло с родителями, или просто на младших, слабых. Вылезает агрессия, желание хотя бы вне дома сбросить раболепие и унижать, и подавлять, делать рабами других, как бы расплачиваясь этим за свой стыд, свое унижение. Это задатки асоциальной личности, заведомо преступной. Этого добиваются строгие родители? Конечно, нет. Но, что посеешь, то и пожнешь. Возможно, такие методы помогают родителям усмирить живую активность ребенка, но не дают маленькому человеку правильного понимания ситуации. В следующий раз мотивацией отказа от плохого поступка будет "потому что накажут, а это больно", или не отказа: "все равно сделаю, но буду хитрее, осторожнее, чтобы не узнали". А должно быть: "я НЕ ХОЧУ поступать так, потому что это плохо, позорно, недостойно". Обычно ребенок сам осознает, что поступил нехорошо, и поняв это, испытывает стыд и раскаяние. Этого вполне достаточно. Если нет, то всегда можно объяснить спокойно, без нервов, почему совершенный поступок аморален. Учите ребенка ставить себя на место человека, которому он делает плохо. Лучше всего на примерах: тебе было бы приятно, если так поступили с тобой, или твоими близкими людьми, которых ты очень любишь? Наказывать ребенка за плохие отметки тоже бессмысленно. Если ваш ученик получил два, значит либо не понимает школьный материал и ему надо помочь; либо ленится, а значит нет интереса к познанию, мотивации к успеху. В этом, опять же, виноваты родители, а не ребенок. Чтобы ребенок хорошо учился, его надо заинтересовать, увлечь. Эта база создается еще до школы - с ребенком надо постоянно общаться, заниматься каждый день. Делать это ненавязчиво, играючи: фантазировать вместе с ним, сочинять сказки, веселые истории, наблюдать за окружающим миром, увлекать действием. Например, можно собирать во время прогулки камешки, палочки, шишки. Потом дома придумать с ребенком игру (прекрасный материал, как счетный, так и для объяснения понятий больше-меньше, длинный-короткий, широкий-узкий, для проведения опытов и т.д.), либо смастерить поделку. Тогда ребенку будет увлекательно, появится интерес, стремление к познанию нового, что в последствие, не может не отразиться на школьных успехах. Просто так ничего в нашей жизни не дается. Чтобы воспитать достойного человека, надо приложить немало старания, усердия, внимания, заботы. Распускать руки перед маленьким человеком всегда очень просто, большого ума не требует. А воспитать гармоничную личность трудно – все равно, что вырастить сад: больших трудов это стоит, но как красивы, как сладки плоды этого труда – и это ваша заслуженная радость, гордость и счастье.
А по мне, здравое зерно есть в этом тексте. Довольно верные замечания. Если наказывать ребенка без объяснения причины, то особого смыла в этом нет. Надо объяснить за что наказание. Да и вообще обычно достаточно разговора, как со взрослым. На примерах, которые понятны ребенку. А унижать тем более не стоит. Потом тем же родителям аукнется. Ребенок будет их бояться и ненавидеть. Сначала скрытно, а потом и в открытую, когда вырастет. Да и злость и раздражение требует выхода. Лучше не доводить до этого. Иначе он будет срывать злость на тех, кто слабее и украдкой, т.к. боится наказания. А вот если ребенок поймет, что так поступать не надо, то и проблем не будет. Психологический метод, лучше, чем физический.