Короткое описание: Как обычно: о жизни, смысле, вере, выборе и пр.
Пока я пишу эти строки, он спускается все глубже, петляет по
сырым прохладным норам, переходит вброд поземные реки, он знает, что следы его
составляют сжимающуюся спираль, и верит, что в центре ее он найдет то, чего
жаждал всю свою жизнь. Смысл. Истину. Крупицу в самом деле твердой породы.
Говорят, такие уже находили. История не приводит примеров, чтобы кто-то обрел
счастье с ее помощью, но все обладатели обрели бессмертие, о них помнят. А
может, и не все. Может, некоторые нашедшие никому не рассказывали, потому что
боялись. Что отнимут, например. Но тогда зачем они искали, если ни разу не
воспользовались? Или, они как раз и получили счастье? Не знаю, не знаю, зачем же задавать столько вопросов... Но он
уверен, что должен ее найти, и тогда все изменится. А что все? – ведь у него
остался только этот поиск. Вот еще одна развилка.
***
Двое сидели в табачном тумане, настолько густом, что стоило
взмахнуть рукой, и причудливые завитки оставляли за ней турбулентный след.
Музыка постоянно повторялась, и мужчина с глубоким низким голосом загадочно
шептал из динамиков что-то про господ и рабов, при этом не оставляя сомнений в
отношении того, что сам-то он никак не хочет обидеть кого-либо из
присутствующих. Шум кофейных аппаратов и галдеж жизнерадостных посетителей, как
ни странно, не нарушали тишины между этими двумя. Они рассеяно смотрели по
сторонам, стараясь любой ценой не встретиться взглядами. Через минуту он вздохнул,
достал сигарету и начал разминать ее, будто это как-то помогает найти слова. В
конце концов, он закурил, зажигалка сработала только с третьего раза. Неловко
выпустив на волю облако дыма, сказал:
- Ну вот мы и встретились снова. Как ты?
- Да… я нормально. А ты?
- Столько изменилось, хотя все по-старому.
- Все еще работаешь в этом своем НИИ?
- Нет, я уволился. Репетиторствую. Это дает достаточный
доход и оставляет время на раздумья.
- Понятно.
И между ними снова возникла тишина.
***
Он слышал, что истина наверху. Говорили, что это так, потому
что она над миром, потому что все лучшее и правильное приходит из некоего свыше.
Но поиск привел его в глухие подземелья, где он убедился в ошибочности
общепринятого, понял, что истина – удел избранных, а избранные всегда не такие
как все, к ним нельзя применить общих мерок. Истина должна лежать в основании,
у самых корней. Во всяком случае его истина, та, которую еще никто другой не
нашел, должна быть именно там. Запачканная, но чистая в своей сердцевине. Итак,
развилка. Он повернет налево.
***
- Знаешь, а я скучал – сказал он, ковыряя окурком дно
стеклянной пепельницы. Пепельница была влажная, и наверняка, вода с шипением
испарялась от контакта с горячей сигаретой, но в общем гвалте это никто не слышал.
- Я тоже, но не пытайся убедить меня, что наше решение было
ошибкой.
- Твое, может, и нет, а мое – точно было.
- Я так и знала, что ты попытаешься что-то такое выкинуть.
***
С каждым шагом он теряет силы – а что, если их хватит только
в одну сторону? Достаточно ли ценна истина, чтобы умереть, обретя ее? А что,
если надо было повернуть направо? Если вернуться, то уж точно до цели не
дойдешь, упадешь в десяти шагах. Решено, он продолжает двигаться вперед, это
логично.
***
-Ладно, извини. Это
я так. Сам не знаю, почему.
- Да ничего, я понимаю.
- Ты как?
- Ты уже спрашивал.
- Ах, да.
***
Но почему? Он идет, ищет что-то, не может быть уверен, что
найдет, не знает, куда идти. Может, лучше сдаться, упасть. Или вернуться к
нормальной жизни, стать обычным. Подняться наверх. Но как вспомнить дорогу – последние
пару лет он еще может восстановить в памяти, но все, что было раньше забыто,
потому что бессмысленно. А если он продержится еще пару лет, то, наверное,
забудет эти два последних года. Надо остановиться и подумать, прислонившись к
стене, перевести дух.
***
- И все-таки, я люблю тебя.
- Да отвали ты. Зачем я пошла, ведь знала же, что такие как
ты не меняются!
***
В какую сторону он шел? Вот сейчас он стоит у стены, но если
он хочет вернуться к своему поиску – в какую сторону повернуть – направо, или
налево? Стоп, что это за серый камень под ногами? Может, это и есть истина? На
вид – грязный, как он и ожидал, но должен быть искрящийся и чистый внутри. Как
узнать? – не погибнет ли истина, если ее расколоть? Может, просто взять и
поверить, что это она и есть?
***
- А я знаю, почему ты пришла. Потому что тебе тоже не все
равно, ты любишь меня.
- Дурак, я пойду, пожалуй.
- Можешь уйти, главное – я понял – улыбнулся он.
***
Неужели все так просто? А нельзя ли было взять любой камень
на поверхности? Надо все-таки расколоть его.
***
Она ушла, а он взял телефон, звонил приятель.
- Что делаешь?
- Да вот встречался со своей бывшей зазнобой.
- Ну и как?
- Знаешь, она все еще влюблена в меня – произнес он
растягивая слова и не без удовольствия.
- Да ну? Она вообще-то замуж вышла.
- Ну и что, она же пришла.
- Не хочу тебя расстраивать, но это я ее убедил, думал, что
это сможет вернуть тебя к реальности.
***
С размаху о стену. Обычный серый камень. Гранит, наверное. Этого
не может быть. В обычных камнях он понимал мало.
***
- Ну спасибо, ври больше! Даже, если ты с ней и говорил,
если бы она ничего не чувствовала, не пришла бы.
***
Он бережно собрал осколки, сложил в платок и завязал в узел.
Положил в карман.
Говорят, такие уже находили. - такие что? Крупицы, вероятно. Но как-то тяжеловесно, сразу не воспринимается, приходится перечитывать. История не приводит примеров, чтобы кто-то обрел счастье с ее помощью - двояко. Или, они как раз и получили счастье? - лишняя зпт стараясь любой ценой не встретиться взглядами. - любой ценой перебор, по-моему. Через минуту он вздохнул - кто он? До этого не упоминалось, какого пола эти двое. Может, они оба мужчины, кто тогда он... Коряво. - Знаешь, а я скучал(,)– сказал он и наверняка, вода с шипением испарялась от контакта с горячей сигаретой - лишняя зпт. И вода вряд ли бы испарялась от сигареты. Скорее сигарета потухнет. но в общем гвалте этогоникто не слышал. Но почему? Он идет, ищет что-то, не может быть уверен, что найдет, не знает, куда идти. Может, лучше сдаться, упасть. Или вернуться к нормальной жизни, стать обычным. Подняться наверх. Но как вспомнить дорогу – последние пару лет он еще может восстановить в памяти, но все, что было раньше забыто, потому что бессмысленно. А если он продержится еще пару лет, то, наверное, забудет эти два последних года. Надо остановиться и подумать, прислонившись к стене, перевести дух. - этот абзац выломал мне мозг начисто. Это понятно интуитивно, но написано жутко. направо, или налево? - лишняя зпт - Можешь уйти, главное – я понял(,) – улыбнулся он. - Знаешь, она все еще влюблена в меня(,) – произнес он(,)растягивая слова и не без удовольствия.
Концовка все испортила. Нет, правда. Так в целом не так плохо, как могло бы быть, но слишком уж трудновато. Старайтесь четче выражать свою мысль. Читатель поймет ее по-своему в любом случае. Удачи.
Про крупицы, лишние запятые (не пропущенные), он (который не упоминался явно), и некоторые структурные сложности - не буду менять, считаю, что так и надо (может показаться странным, но я пишу не только для читателей и вижу в некоторой специфике формы смысл). Концовку можно было просто выкинуть, на мой взгляд, но аккумулятор сел, и я решил больше не возвращаться к этому упражнению.
Если бросить горящую сигарету в воду, Вы услышите шипение. А когда вода шипит таким образом - она испаряется, могу это утверждать как ученый. Кроме того, когда я писал, я сидел в кафе и в точности проделал этот трюк с сигаретой и мокрой пепельницей.
И еще раз, трудно - это может быть. Я и не стремлюсь к всеобщему пониманию - в конце концов, чтобы быть понятным всем, придется стать никем.
Я не думаю, что всегда должно быть однозначно ясно - что хотел сказать автор. Я могу объяснить свои мотивы, свое виденье, но если у меня получилось реализовать это более или менее нормально, то читатели и сами смогут найти что-то свое, возможно, совершенно противоположное моим представлениям. Т.е. любое произведение может иметь, скажем, два класса смыслов, первый - герменевтический - для его обнаружения нужно привлекать анализ культуры, личной жизни автора и прочее (удел всяких кафковедов, это я без тени неприязни), второй - простое непосредственное восприятие индивидуального читателя в контексте его собственной жизни, культуры и пр.
Писал в кафе, а заряда аккумулятора ноутбука хватает на полтора часа, так что уж как успел, так и сделал. Возвращаться - всегда тяжело - страшно испортить, страшно разочароваться, взглянув на текст в новом настроении, не таком, какое было в процессе написания. В общем, я подумаю.