» Проза » Вне категории

Копирование материалов с сайта без прямого согласия владельцев авторских прав в письменной форме НЕ ДОПУСКАЕТСЯ и будет караться судом! Узнать владельца можно через администрацию сайта. ©for-writers.ru


Появление
Степень критики: Получить развернутую критику, но не такую, чтобы после этого я дропал каждое свое начинание, вспоминая позор этого..
Короткое описание:
Alter ego

Появление. (раб.назв)

Пролог.

Понимание определяет человека. Это убеждение было основополагающим правилом, незыблемым ориентиром жизни Прудента, которому он свято верил. Библиотека, в которой работал Прудент более 30 лет, была посвящена научному решению, которое ученые выпустили в свет еще задолго до рождения этой библиотеки и самого Прудента. Психология человека – главная и актуальная тема, над которой бьются психологи всего мира, чего Прудент решительно не понимал. Его понимание себя, своего внутреннего мира, мировоззрения не могло уложиться в рамки, которые диктовала эта наука, ведь все люди разные, однако, каждый психолог старается доказать, что это не так, путем тех самых книг, в окружении которых работал Прудент. Человека нельзя понять только лишь анализом его поведения в различных ситуациях, или поведения в разных слоях общества, или поведения при воздействии на него различных факторов, эмоций и т.д, ведь человек никогда не будет изучен полностью, а все потому, что его изучают другие, такие же люди, абсолютно разные, не укладывающихся в рамки обычного понимая, которое хотят навязать нам эти самые ученые. Тогда почему же это направление заработало столь широкую популярность? Что же привлекает человека, который знает себя, понимает свое поведение, свои возможности? Неужели просто желание понять кого-то другого?

Эти вопросы мучали Прудента каждый день, каждый год, на протяжении 30 лет работы в библиотеке, в которой его голос стал тише, глаза стали хуже видеть, а волос на голове почти не осталось, но он понимал это, понимал, что возраст дает о себе знать. Но что если вы усомнитесь в том, что знаете себя на все 100 процентов, что вы помните каждый свой шаг, своей действие, понимаете все, что видите перед глазами, происходящее вокруг? Что если привычный мир перестанет быть под вашим контролем? Механизм сбился и никто не знает, что с этим делать, пугающая неизвестность, которая в конце концов превратится в панику.

1. Паника.

Прудент медленно шел между стеллажей, сметая щеткой пыль с книжных полок. Все его действия были отработаны, глаза, которые одно время оглядывали все эти книги с явной брезгливостью, теперь безразлично следили за щеткой. Он помнил тот день, когда впервые пришел сюда. За стойкой стоял человек средних лет и читал книгу под названием «Знакомство с человеком», взятую с одной из полок. Прудент, уже тогда, следовал своему убеждению, которое расходилось с основой науки, которую он не принимал, поэтому, увидев эту книгу в руках человека, он не желал терять ни минуты и вступить с ним в спор, в котором желал победы. Подойдя к стойке, он три раза стукнул по ней ладонью, желая привлечь внимание человека с книгой. Подняв взгляд, он отложил книгу, надел очки и подошел к стойке. Что-то в его взгляде (лице) заставило Прудента усомниться в своем намерении спорить, но отступать было уже некуда, поэтому он начал со своего излюбленного вопроса, который обычно служил началом спора. «Знаете ли вы, кто вы и что можете?» - (высокомерно, заносчиво, задиристо, презрительно) спросил он. Человек в очках улыбнулся, посмотрел в глаза Пруденту, который окончательно убедился, что он ошибся. Эта улыбка, полная грусти, была незнакома доселе Пруденту, однако взгляд, полный стойкого смирения перед неизбежным, был более чем знаком. Вот что показалось ему странным в этом человеке, но ответ, который дал ему человек, был еще страннее. «А разве вы сами знаете, кто я и кто вы?». Прудент словно прирос к этому взгляду, он будто смотрел на себя в зеркало, зеркало, которое показывает душу, и в тот день, в то самое мгновение, он впервые подумал, что нашел кого-то похожего на него, его родственную душу, что шло в разрез с его убеждениями, с его верой, которая разрушилась в один миг, одним взглядом печальных глаз…
Человека этого звали Мемор. На тот момент ему было около 40 лет. Их знакомство стало развиваться быстро, ведь после того дня, Прудент каждый день проводил в этой библиотеке. Мемор заинтересовал его, он стал думать, что этот человек его союзник, с которым он готов идти на коллизию с наукой, бороться за каждое свое убеждение, понимая, что он больше не один. Это общение было не просто встречей двух апологетов, которые нашли друг друга по воле судьбы, это была вполне легитимная встреча двух друзей, которые за чашкой чая или кофе могли позволить себе рассказать друг другу, что произошло за день, не было ли чего интересного, или даже просто (посмеяться над очередным анекдотом). Это продолжалось много лет, за эти годы случилось много интересного, например, Прудент сменил Мемора на посту библиотекаря. При всем своем уважении к Мемору, это заняло у него больших усилий, ведь работать в месте, где собран апогей ортодоксальных ему книг, было бы сродни интоксикации душевного спокойствия. Но Мемор был уже стар, его взгляд становился все печальнее, улыбка увядала, а любые разговоры с Прудентом он старался сводить к минимуму. Это наводило Прудента на мысли, что Мемор что-то от него скрывает. В чем-то его догадки оказались верны. Три года назад был последний визит Мемора к Пруденту в библиотеку. Такого не случалось ни разу за семь лет их знакомства. Прудент остался один на один с местом, которое отравило его душу ядом, который нейтрализовать мог только один человек. Прудент, будучи человеком гордым, посчитал этот поступок предательством. Хоть он и знал, где живет Мемор, он бы никогда не смог заставить себя пойти к нему. С того дня, каждый день в библиотеке, его мысли, которые он изливал Мемору, накапливались у него на душе.. Но у людей, чьи жизни попали в ловушку из обстоятельств, которую поставила судьба, случается переворот, который меняет все в один миг. Переворот, который заставляет усомниться в жизненных ценностях, убеждениях, которые человек копит с начала периода понимая себя, понимания природы своих мыслей, нерушимой веры, которая вот-вот разрушится у него на глазах… Парадокс личности.

«Апчхи!» Прудент резко очнулся от обсессии, навеянной дурными мыслями. Он осмотрелся. Все те же книги, та же щетка, тот же полумрак. Он снова стал смахивать пыль, погружаясь обратно в пучину своего социального остракизма, как вдруг его взгляд упал на одну из книг в соседнем ряду. Что-то показалось ему странным, но пока он не понимал, что именно. Резкое осознание настигло его неожиданно, открывая доселе незнакомое ему ощущение, когда волосы на голове встают дыбом, а страх смыкает свои руки на шее, что не продохнуть. Он не помнил этой Книги…

Представьте, что на протяжении многих лет вы выполняете одну и ту же работу, вы видите одних и тех же людей, которые приходят и уходят, вы знаете каждый уголок, каждый метр помещения, каждую деталь, каждую книгу на полке. Это как отлаженный механизм, каждая деталь которого регулярно смазывается. Вы уверены, что в этом месте вас нельзя застать врасплох, вы управляете этим механизмом, вы единственный имеете доступ к пульту, который обеспечивает его функционирование. Но что, если вы вдруг осознали, что вы больше не единственный, кто им управляет? Вас все-таки застали врасплох, уверенность, которую вы строили многие годы, начинает разрушаться в один миг, изнутри, и вы будете погребены под его обломками... Вас охватывает паника…

В широко раскрытых глазах Прудента явно читается страх. Он прирос к месту, взгляд прикован к Книге, его состояние, минуту назад близкое к фрустрации, теперь было на грани паники. Сколько он стоял вот так, глядя на эту книгу? Сердце бешено колотилось, своими импульсами не давая здравомыслию взять разум под контроль. Вдруг его слух улавливает нечто похожее на стук, но мозг, отравленный паникой, не дает распознать в этом звуке стук выпавшей из его руки щетки. Невероятным усилием воли, Прудент ослабляет ледяную хватку, которая сжала его разум, сквозь эту секундную победу он чувствует, что его рука затекла на весу, а глаза начинают слезиться. Вдруг он вспоминает стук, который услышал, и резко обернулся. Привычное окружение теперь давило на него, сбивая дыхание, полумрак ослеплял. Он начинает судорожно бродить взглядом по полкам, вдоль коридора, на выход в главный зал. В тот момент он был убежден, что в хранилище он больше не один… Мурашки побежали по телу, его стало трясти, паника почти достигла своего апогея. Прудент стоял на месте, тяжелые капли пота капали на пол, застилали глаза, но он не переставал пристально вглядываться в полумрак хранилища. Иногда его взгляд натыкался на тень, отчего несколько минут он непрерывно следил за ней, начиная двигаться дальше только после того, как убедился, что это не то, чего он так боялся обнаружить. Прошло немало времени, прежде чем он решился выйти в главный зал. Не переставая следить за тенями, он сделал шаг к выходу из хранилища, стараясь сделать это как можно тише. Все его самообладание уходило на то, чтобы не рвануть что есть мочи к выходу, но сдерживал его лишь страх перед неизвестным. Дойдя до конца ряда, он посмотрел по сторонам. Теперь ему предстояло идти спиной к проходу. Сделав глубокий вдох, он ступил в него. Свет, который горел из главного зала, немного успокаивал его. Когда до желанного выхода оставалось четыре ряда, случилось то, чего он так боялся. Сзади раздался тихий шорох, который в голове Прудента отозвался громом. Его самообладанию пришел конец. Он рванул из хранилища, задев плечом один из шкафов, вызвавший цепную реакцию. Оглянувшись напоследок, он увидел не то, как вот-вот упадут 4 стеллажа с книгами, не отлаженный механизм, который разрушился за секунду, не кого-то другого у пульта, к которому он никого не пускал, его взгляд приковала вещь, которая была виновницей всего безумия, что началось здесь, а именно - Книга…
Выбежав в главный зал, Прудент схватил со стойки ключи от библиотеки. Подбежав к двери, он резко выскочил на улицу, где уже почти стемнело. Закрыв дверь на ключ, он стремглав ринулся по уже знакомому пути. В голове был полный беспорядок, но он точно знал куда бежать. Ноги буквально несли его к единственному возможному спасению от всего этого хаоса. К Мемору…

2. Мемор.

Мемор очнулся, сидя у себя в кресле. На столе перед ним лежала пыльная книга, название которой закрывало блюдце, на котором стояла чашка с чаем. Он не помнил, как он сел сюда, как приготовил себе чай. Поначалу он даже не понял, где находится, но, взглянув на другую часть стола, он увидел бумагу, на которой его почерком было написано: «Ты дома». Его всегда пугала неизвестность, которая была с ним после каждого пробуждения, но, менее чем через минуту все проходило. Он попытался вспомнить, как он налил себе чай, как сел в это кресло, но ничего не всплывало у него в памяти.. Бросив эту затею, он стал оглядываться по сторонам. Записка помогла ему удержать в памяти, что он находится дома. Силуэты шкафов в полумраке, камин, люстра – все это было ему знакомо, но он никак не мог поверить, что это его дом. Вдруг его взгляд остановился на шторах, они были задернуты и через них едва-едва пробивался тусклый свет уже зажегшихся на улице фонарей, отчего он сделал вывод, что на улице уже довольно поздно. Но не эта деталь привлекла его внимание. На шторах едва различалось слово «Дом». Мемор долго смотрел на них, пытаясь вспомнить, кто и когда такое написал, но, сколько бы не старался, отголоски памяти ускользали от него. Встряхнув головой, как бы избавляясь от наваждения, он вернулся взглядом к столу. Несмотря на полумрак, Мемор заметил, что стол был очень пыльный, как будто долгое время никто не прикасался к нему. Слева от книги на пыли был оставлен след от пальца, который остается, когда проводишь им по поверхности стола. Мемор решил сделать то же самое с правой стороны, оставив такой же след. Покачав головой, он решил сделать глоток чая, но потянувшись к кружке, он вдруг почувствовал, что вот-вот потеряет сознание, что и случилось минутой позже. Мемор снова провалился в небытие.

Прудент мчался по улице со всех ног, паника немного утихла, уступив место нетерпеливости. Он начинал думать, что же он скажет своему старому другу, которого не видел вот уже более 20 лет? Ведь он не имел представления о жизни, которую теперь живет Мемор, чем он занимается, как он отнесется к столько позднему визиту? Одно Прудент знал наверняка. Он должен обязательно спросить, почему Мемор перестал навещать его в библиотеке? Многое изменилось с тех пор, но одно он мог сказать точно, что он безумно скучал по Мемору. Вот уже знакомый двор, знакомые дома.. Как будто он видел их каждый день, с момента их расставания, чего, разумеется, не могло быть.. Вот он приближается к знакомому крыльцу, рывком открывая дверь, он стремглав мчится по лестнице наверх, на 3 этаж, к ответам на все вопросы, к одной из главных радостей его жизни, к спокойствию и умиротворению, которое он испытывал при разговорах у камина за чашкой чая.. К Мемору..

3. Визит. (Застопорился из-за неуверенности.. Надеюсь, она вернется)

(Прошу оценить героев, не налажал ли я со временем, может что-то поменять, добавить и тд. Спасибо)

Свидетельство о публикации № 27544 | Дата публикации: 18:24 (02.08.2016) © Copyright: Автор: Здесь стоит имя автора, но в целях объективности рецензирования, видно оно только руководству сайта. Все права на произведение сохраняются за автором. Копирование без согласия владельца авторских прав не допускается и будет караться. При желании скопировать текст обратитесь к администрации сайта.
Просмотров: 560 | Добавлено в рейтинг: 0
Данными кнопками вы можете показать ваше отношение
к произведению
Оценка: 0.0
Всего комментариев: 5
+1
5 Чосер   (28.11.2016 22:19) [Материал]
Автор, вы когда-нибудь задумывались в каком мире мы живём? Вы когда-нибудь смотрели поздно вечером на звёзды? Вы знаете, что когда в соседней галактике взрывается сверхновая, мы наблюдаем это событие только спустя миллионы лет? И куда бы мы ни посмотрели, в любую часть Вселенной, мы всегда видим только прошлое. Так и сигнал вашей работы, возникший в глубинах космоса 02.08.2016 был зарегистрирован на Земле только сейчас, 28.11.2016...

Эй! Кто пустил сюда этого парня? Куда смотрит охрана? А ну живо отсюда, бездомный. Чёрт возьми, нельзя на минуту отойти. Простите автор, у нас тут вечно мимо студии шляются любители тайн и загадок, чего-то "большего и необъяснимого", стоящего за этим миром. Хотят наверно со студии сигнал отправить. К слову о тайнах.
Цитата
Человека нельзя понять только лишь анализом его поведения в различных ситуациях, или поведения в разных слоях общества, или поведения при воздействии на него различных факторов, эмоций и т.д, ведь человек никогда не будет изучен полностью, а все потому, что его изучают другие, такие же люди, абсолютно разные, не укладывающихся в рамки обычного понимая, которое хотят навязать нам эти самые ученые
Меня эта фраза оттолкнула сразу. На что намекаете? На загадочные обстоятельства возникновения? Или "... ты видишь только поверхность айсберга, мой ученик...". С одной стороны, вы подали это от лица героя, так что фраза ему принадлежит, с другой... не знаю, я бы так лучше сделал: "Человека нельзя понять, думал Прудент, только лишь...". Тогда, что бы дальше написано не было, точно прокатит.
Сцена встречи Прудента и Мемора в библиотеке немного пафосная мне кажется. Это заслуга этой фразы: "А разве вы сами знаете, кто я и кто вы?". Опять намёк на силы, ворочающие этот мир. Я тут не к идее придираюсь, а к слишком быстрой её заброске. Мы (я и люди, склонившиеся над текстом) толком ещё не разглядели персонажей, не привыкли к ним, а уже знакомимся с идеями, лежащими, как понимаю, в основе произведения. Повествование у вас неспешное, втягивающее, думаю будет лучше если вы сперва расскажете чуть больше о Пруденте и Меморе, проведёте читателя вместе с ними через ряд бытовых (знакомых) ситуаций, а уже потом задвинете идеи о понимании человека человеком. Это же касается и пролога.
Что там дальше. Ну, у вас есть завязка. Библиотечный гость. Прудент бежит к Мемору. Тут меня смутило, что Прудент бежит, а не взял такси. Даже паникуя, старый человек вряд ли бежать бросится.
Мемор приходит в себя, замечает следы присутствия в своём доме, снова теряет сознание - ну это так, для затравки.

Вобщем, отрывок слишком короткий, чтобы говорить о персонажах более подробно. Как и о произведении в целом. У вас есть идея - это плюс, есть действующие лица - снова плюс, есть "неожиданное происшествие" - ещё плюс. Надо было продолжать работать, мой вывод.

Слог неплох.

С уважением к Вам, Ваш Клуб Рецензентов.

0
3 Ruslain   (03.08.2016 04:22) [Материал]
Прудент - это хорошее имя, оно означает благоразумный, вроде. Вот только наверняка это ирония, ведь в его действиях нет даже намёка на благоразумие. 
Мемор - имя фиг пойми. Просто для галочки, ничего о персонаже не говорящее. Мемор - это кто-то к кому бежит Прудент. Мемори - по английски значит память, что тоже, если знать английский можно счесть за иронию, так как память у Мемора не ахти, но наверно далее, по сюжету автор расскажет от чего и почему с Мемором это произошло. Мне интересно, что  будет дальше. Повествование плавное, что плюс, подача вполне сносная, а ошибок я не нашёл, хотя может я плохо искал. Вообщем удачи и творческих свершений.

0 Спам
4 shoegazeman   (03.08.2016 17:20) [Материал]
Все верно, только Мемор происходит не от английского Memory, а от латинского Memor - помнить. И да, оно именно с памятью и будет связано. Благодарю за оценку!

0 Спам
Я любительница говорящих имён, таких авторов как Грибоедов, Достоевский, Чилинский и т.д. Не говоря уже о многих ошибках в этом "рассказе", я бы могла поставить приемлемую оценку, но климакс подсказывает, что и тройка здесь натянута. Эпоха Врубеля хорошо подчёркивает литературные произведения такие как это. Могу вам посоветовать таких писателей как Леопольд Сирохин, Федор Астахов, Николай Огарев, много опыта можно приобрести за короткий промежуток, прочитав их произведения. Сугубо говоря, я подмечу, что в вашем рассказе не хватает страсти, чувства персонажей не доведены до смысла, а мне нравится, когда тебя захватывает при чтении, когда душа кричит....ах...  Конечно, это моё личное мнение, но прислушайтесь пожалуйста!

0 Спам
2 shoegazeman   (02.08.2016 21:23) [Материал]
Я бы хотел узнать, о каких "ошибках" идет речь. Может, вы просто кинули начинающего писателя на плаху, сравнивая его с кем-то гораздо выше его по уровню? Я всего лишь начинаю, хотелось бы не совета о том, у кого мне следует что-либо перенять, а то, в чем ошибки моего рассказа, который пишу сейчас..
P.S: Если у вас климакс в 32 года, то мой вам совет.. Почитайте Сэлинджера.. Может, вам поможет..

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи....читать правила
[ Регистрация | Вход ]
Информер ТИЦ
svjatobor@gmail.com
 

svjatobor@gmail.com