Вдох… Выдох. Вдох… Выдох. Если бы я был рыбой, то сейчас мои жабры раздувались бы нелепыми щеками, и рот округлялся на каждом вдохе.
Водички бы попить...
И если бы я был рыбой, то по моим жабрам сейчас переливалась бы вода, прохладная вода омывала бы горло изнутри…
Боже, как хочется пить!
Мне часто снятся рыбы. Сейчас эти сны мрачные и тягучие. Я отдаюсь течению и плыву в тёмной воде рядом с рыбами. С большими молчаливыми рыбами. И у рыб почему-то закрыты глаза. Они не спят, они плавно шевелят плавниками и хвостом, ловят течение и двигаются в потоке величаво и размеренно. В моих снах нет суеты и нет людей. Я хочу узнать, куда несёт нас эта река, но рыбы не замечают меня и не открывают глаз.
В детстве мне тоже снились рыбы. Я уплывал от них во снах. Рыбы были совсем другие - большие, зубастые, с выпученными круглыми глазами. И плыли мы не в спокойной воде. Они гнались за мной по воздуху, в небе. Под нами был город, темный и далёкий. Я падал и одновременно спасался от огромной зубастой рыбы. Всепоглощающее чувство беспомощности. Эти сны совмещали в себе все детские ужасы: погоня монстра, падение и страх неизвестности… Мама говорила мне, что я расту. Я падаю во сне - значит, я расту.
Никогда не приуменьшайте значения детских слов. Если ребёнок говорит Вам о своих страхах, прислушайтесь и поверьте, что этот страх не шалость, не баловство, не блажь. Детский страх - это чувство на уровне природных инстинктов, неподвластное разуму. Если Вам доверился ребёнок, помогите ему, предоставьте ему защиту, сделайте так, чтобы он поверил, что у него есть защитник, большой и смелый. Вы можете сколько угодно светить фонариком под кровать, доказывая, что там не могут поместиться монстры, или объяснять, что волки не приходят в город, разумные доводы и логичные объяснения не дадут ребёнку чувство защищенности. Просто будьте его смелым и сильным защитником.
В детстве я боялся рыб. Мой детский разум подсказал мне, что для того, чтобы избавиться от страха, нужно как следует изучить свой объект страха. Были прочитаны все детские энциклопедии, рассмотрены картинки и атласы со всеми пучеглазыми водяными тварями, был куплен аквариум с красивой рыбкой. Я поставил аквариум рядом со своей кроватью. В свете ночника я видел, как плавает моя рыба. Она постоянно была в движении, не закрывала глаз… Она просто напросто не имела век. Меня всегда удивлял этот факт. Рыба не может моргнуть, не может закрыть глаза. Я думал, что она всё-таки иногда спит, закрыв глаза, когда я не вижу, и старался подловить её за этим занятием. Но рыба всегда смотрела на меня своим круглым глазом, то левым, то правым.
Бояться рыб с возрастом я перестал. Появились другие страхи, низменные и мимолётные, а сны покинули меня на какой-то период времени. То было время, когда спал я мало. Так много надо было успеть между парами в университете, попойками с друзьями, подработкой… Я не успевал бояться неизвестности, я торопился жить и пробовать всё, что мне подкидывала жизнь. Я так стремился быть самодостаточным и преуспевающим, что путал цинизм с адекватностью, человечность со слабостью.
Наверное, не стоило так растрачивать свой ресурс, нужно было больше смотреть внутрь себя, слушать себя, остановится и понять, куда несёт меня этот поток летящих дней. Я не держался за людей, за места и впечатления, просматривал и пробовал всё, что предлагала жизнь, и мчался дальше…
Очень хочется пить… И очень не хочется вставать. Вот он, ещё один минус жизни в одиночестве. Сейчас крикнул бы: «Милая, дай стаканчик водички, пожалуйста!» Нет. Прошептал бы ей, лежащей рядом. Она бы нехотя потянулась, сморщила нос и встала с кровати. Натянув, валяющуюся на тумбочке футболку, босыми ногами прошлёпала на кухню, и вернулась со стаканом живительной воды.
Но есть только я, тишина, белый потолок, серые стены, нехитрая обстановка холостяцкой квартиры и серый город за окном. Сейчас мои дни не похожи на тот стремительный забег, что был в юности. Каждое моё утро проходит одинаково, моя работа стабильна и комфортна для меня, вечера не преподносят сюрпризов.
Я так часто в последнее время предугадываю поступки людей, развитие ситуаций, что порой мне становится немного не по себе. Я пишу новой коллеге на работе, предлагаю встречу, и сразу же в моей голове прокручивается дальнейшее развитие событий. Я знаю, что она мне ответит, иногда даже дословно. Меня пугает это. Эта человеческая предсказуемость. Так много шаблонных фраз, предсказуемых поступков, типового поведения. Я читаю людей как программный код.
А хочется быть просто с человеком. Завернуть её в плед, напоить чаем, смотреть слезливую мелодраму, слушать о том, как её подруга не может сдать билеты в Таиланд, и не играть роли, не вести стратегическую борьбу за отношения.
Новое сообщение: «Что ты делаешь сегодня вечером?»
Я буду страдать, чёрт побери, в одиночестве в своей пустой квартире, затормаживая бесполезную мозговую деятельность алкоголем.
«Не знаю пока. Планов нет. Дома, наверное…»
«Я приеду. Мне нужно поговорить с адекватным человеком… Я так не могу больше! Достало! В 9. Ок?»
Это мука продолжается уже много лет. Я ей друг, она мне друг, она замужем за моим другом, её муж мой друг, я бы хотел быть не просто другом, она… Хотела бы она? Это единственный человек, которого я не могу разгадать. Вот такой клубок дружбы.
Вечером она приходит.
«Где муж-то?»
«Уехал. Гастролировать.» Сказано это с нарочитым протяжным ударением на второе слово.
«Ты понимаешь, я же прекрасно всё вижу: эти прятки с телефоном, эту радостную морду, подсвеченную экраном. Подруга, млин! Прям, душа в душу попала!»
Она яростно дёргает молнию рюкзака, та поддаётся, из недр появляется бутылка дешёвого рома. По-хозяйски она достаёт стаканы и бутылку колы из холодильника. Мне так нравится следить за её суетой на моей кухне…
«А сама-то ты сейчас не дома сидишь, примерная?» Я беру из её рук бутылку и разливаю сам.
«Это совсем другое! Я знаю тебя столько же, сколько и его! Да мы тысячу лет дружим. Я могу, не скрывая, сказать, где я и зачем. А он что? Прячется с телефоном по туалетам! Под подушкой с ним спит. Блин, ты или научись скрывать свои шалости на стороне или не берись…»
Мы пьем, курим прямо на кухне, разговариваем об отношениях и окружающих нас людях. Время вязкое и плотное в этот вечер, и мне нравится, что оно не летит. Я могу прямо и открыто смотреть в её глаза. Они серые с вкраплением голубых и зелёных чёрточек, расходящихся от пульсирующего зрачка. Она говорит взволновано, ром сделал своё дело, разгорячив кровь и развязав клубок мыслей и нервов. Ей надо выговориться. Я знаю, насколько она всегда сдержана.
Около полуночи она уезжает. Я ещё какое-то время сижу на кухне и пытаюсь анализировать, что я чувствую рядом с ней. Могу ли я почувствовать подобное рядом с другой девушкой? Я могу быть с ней самим собой. Не просто могу, я так и делаю. Я не задумываюсь, говорю то, что хочу сказать. Не пытаюсь продумать дальнейшим алгоритм общения. Может быть, отпустить свои принципы и условности? Её муж мой друг. А друг ли? Кто такой друг? Тот, с которым ты готов быть искренним, кто поймёт тебя, поддержит, даже если ты не прав, скажет тебе прямо, когда ты не прав, не будет лукавить, осудит твои неверные действия, но придёт к тебе на помощь. С ним я не готов быть самим собой всегда, с ней готов. Но я не могу порушить свои принципы. Я не могу быть больше один… Я боюсь остаться один. Я готов побороться с самим собой.
В эту ночь я снова вижу сон. Во сне снова рыба. Но всё не так, как было в последнее время, нет реки, нет спокойных величественных рыб, плывущих рядом со мной по течению. Во сне рыба гонится за мной как в детстве. Большая зубастая громадина несётся по небу над городом. Но во мне нет страха. Я не падаю беспомощным и маленьким существом в пучину тёмного города. Я лечу, ловлю потоки воздуха и вижу под собой такой знакомый город, свой город. Я знаю, где я могу спрятаться от рыбы. Мне не страшно…
Просыпаюсь. Ещё темно, я спал всего пару часов. Я так привык молчать большую часть суток, делить свои мысли только с самим собой, а переживания этого вечера не отпускают меня, мне нужно всё это выплеснуть.
Беру бумагу и ручку. Я так давно не писал ничего без бытовой и рабочей необходимости. А когда-то в юности я сочинял стихи. А кто их не сочинял хоть раз в жизни? Сейчас из меня рвались наружу слова. Ну, давай, ручка, попробуем, пиши…
Раздавленный город давлением масс
Небесных бесформенных агломераций
На дне океана вселенского спал,
Замученный шумом дневных аббераций
Палящего солнца
И фар
Машин, что снуют словно рыбы на нересте
В потоках асфальтовых каменных рек,
В своих бензобаках сжигая безжалостно
Природное топливо, что влил человек
Рукою, измазанной
П`отом
И кровью, ушедших в последнюю смену
Под самое чёрное и беспросветное дно…
И в этих пещерах подземных мерещатся
Им рыбы волшебные, что по течению
Несут плавниками покой для уставших,
Измученных плаваньем в толще земной суеты,
Простившихся мысленно
С близкими,
Зная, что каждая смена быть может последней…
И пусть поцелуй на макушке ребенка
Не смоет река полноводная жизни.
И в рыбьих глазах пронесутся
Из памяти, прошлого
Все самые теплые воспоминания.
Но рыбы глаза закрывают…
Я вслух перечитывал написанное. Дважды, трижды, и ещё раз. Странно, ни слова о любви, ни слова о ней. Какой-то гимн безысходности. Нет, это не вдохновение и совсем не то, что поможет мне сейчас успокоиться. Я сложил лист со стихотворением в самолётик, открыл окно и пустил его в густую темноту за окном.
Попробую уснуть.
В холодильнике ещё оставался ром, я налил в стакан всё, что оставалось в бутылке, и выпил не разбавляя. Холодная жидкость обожгла горло и разлилась внутри теплом.
Я быстро уснул.
Толщь речной воды преломляла лучи света, падающие откуда-то сверху. Тёмная чешуя огромных рыб отливала в этих лучах фиолетовым и зелёным. Рыбы плыли медленно и величественно. Казалось, ничто не могло прервать их бесконечный путь по этой таинственной реке. Я постарался приблизиться к одной из них. Я прикладывал неимоверные усилия, чтобы пошевелить рукой и дотянутся до гладкой чешуи. Но тело не слушалось меня. Вдруг рыба, плывущая рядом со мной, открыла глаза. Её большие глаза были серые с вкраплением голубых и зелёных чёрточек, расходящихся от пульсирующего зрачка…
Это будет неожиданно для сайта писателей, но сейчас будет немного арифметики. Я не поленился и пересчитал, сколько раз вы употребили слово "рыба". 30. 30, Карл!
Всего в вашем тексте 1 643 слова. "Рыба" употребляется через каждые 50 слов. Извините, конечно, но даже для рассказа про водных жителей это слишком много. У меня было впечатление, что я читаю мантру.
Слово "вода" вы использовали 13 раз. Дальше, конечно, нет таких объемных повторений, но вы любите использовать одни и те же слова подряд. Это такой стиль? Особый прием? У меня это вызвало только дежа вю и мигрень, простите.
Приведу несколько примеров.
Вы пишите: И если бы я был рыбой, то по моим жабрам сейчас переливалась бы вода, прохладная вода омывала бы горло изнутри… Может, вот так? И если бы я был рыбой, то по моим жабрам сейчас переливалась бы вода. Прохладная, она омывала бы горло изнутри.
Вы пишите: Если ребёнок говорит Вам о своих страхах, прислушайтесь и поверьте, что этот страх не шалость, не баловство, не блажь. Детский страх - это чувство на уровне природных инстинктов, неподвластное разуму. Может, вот так? Если ребёнок говорит Вам о своих страхах, прислушайтесь и поверьте, что это не шалость, не баловство, не блажь. Это чувство на уровне природных инстинктов, неподвластное разуму.
Вы пишите: В детстве я боялся рыб. Мой детский разум подсказал мне, что для того, чтобы избавиться от страха, нужно как следует изучить свой объект страха. Может, вот так? В детстве я боялся рыб. Мой разум подсказал мне - избавиться от страха можно, если как следует изучить, что его вызывает.
Вы пишите: Меня пугает это. Эта человеческая предсказуемость. Так много шаблонных фраз, предсказуемых поступков, типового поведения. Может, вот так? Меня пугает это. Человеческая предсказуемость - так много шаблонных фраз, поступков, типового поведения.
Язык хорош. Такой тягучий-мелодичный-спокойный. Настраивающий на философский лад. На весь текст всего пара пунктуационных ошибок, которые можно списать на невнимательность. Язык немного обычный в том смысле, что сейчас так часто пишут. Модный, я бы сказала. Примерно настолько же модный, как верлибры. Абзац, начинающийся с "Никогда не приуменьшайте значения..." ужасен. Просто ужасен. Читаешь о человеке - получаешь нотацию. Выбивается из стиля, ритма, задает совершенно другое настроение. Кмк, его было бы лучше убрать вообще. Да, мысль важная. Но надо ли её доносить в таком формате? Или вот настолько бомбит от того, что когда-то родители к страхам не прислушались? Грустно, конечно. Стихотворение так себе. Не ужасное, но посредственное. Прочитал - забыл. И оно не особенно работает на раскрытие внутреннего мира героя, скорее повторяя всё то, что и так написано. Интуитивно я чувствую в этом желание нравиться. Вот мол, посмотрите, я и пишу, и рисую, и стишок вот. Честно говоря, больше мыслей об авторе в этот момент мелькает, нежели о герое. Есть гипотеза, что подобное желание нравиться и побуждает писать так - модно, типично, чтобы точно всем понравилось, чтобы набежала рукоплещущая толпа, мол, молодец, автор, круто. Толпа, вероятно, могла бы быть, но мне грустно, когда автор так заворачивается в шелуху и боится быть несовершенным, но каким есть. Всё же, ни одной сомнительной строчки. Рыбы, рыбы, стих, перетекание одного в другое - а где эмоция-то? Настоящая. Где искренность? Или же вы искренне вот так вот думаете, как пишете? Есть что-то, что цепляет. Но это не стиль (да что там, в таком стиле пишут тысячи постов во вконтактике), и не стихотворение. Это - переживание. Но оно едва ли не замуровано в стандартно нестандартную форму, мумифицировано этим тягучим языком, отчего становится почти ненастоящим. У меня нет советов на тему того, как сделать этот рассказ лучше. К нему почти не подкопаешься. Но есть желание, чтобы вы, автор, не боялись быть собой. Это намного ценнее, чем кажущаяся идеальность.
Благодарю за рецензию! Вы очень правильно подметили про желание понравиться читателю. Так оно и есть, потому что писалось на конкурс для оценок. Конечно, хотелось хороших баллов) И запихивание в произведение и стиха, и рисунка объясняется тем же заданием: создать единое произведение, включающее прозу, стих и рисунок. Это я не оправдываюсь, это я поясняю, если что)
Чуть позже посмотрю, напомните мне, пожалуйста. Оставлю рецензию, свои мысли о рассказе. Чуть прочла, необычный рассказ. На скорую руку не стоит оценивать, лучше разобраться и проанализировать повнимательнее.