На утро проснулся Богдан задумчивый. Клял себя, что вступился за девку. И брагу бирюковскую ругал, что голову заморочила. А может, и по совести обошелся, да только что делать теперь? Как показать девчонку в селе? Как представить? Правду открыть – сраму не оберешься. Пальцами затыкают: мол, привел в дом желторотую, да еще и гулящую. А сбрехать - так было бы что?
Солнце в тот день жарило аж до испарины, только Богдан ни окон, ни дверей не отворял. Боялся, что увидят Ивонку. Хоть и предчувствовал - прячь не прячь, а углядят. Бывало, бредут мимо соседки по делам своим бабьим, но так просто не пройдут, обязательно на хату обернутся. И по двору взглядами пошарят, а уж про окна не забудут точно. Вытянутся над изгородью, как шесты, чтобы побольше разглядеть. Тут их Богдан и встречал, в окошко глядучи. А бабы его увидят, засмущаются, словно украли чего. Покивают приветственно и ускорят шаг. Веселило такое Богдана, да только не сейчас.
Не успел он в огород с мотыгой выйти, как тут же засекла его бабка Инга - матерью она приходилась теперешней жене Летчика. Это уж потом ослепла, а затем и вовсе померла, но тогда была глазастая. - Эй, Богдане, - кричит, - Кто там у тебя звякает посудой? Чья это голова мелькает в хате? Неужто и ты, обалдуй, ненашенскую в дом притащил? Ты смотри, а то мою-то дочку окрутил один городской. Того и гляди свадьбу отыграют, да упорхнут на его леталке. Уж и так никого не осталось в помощники, а от тебя, Богдан, хоть и мало толку, все ж живой человек на селе. У бабки Инги остер был язык. Что не словцо, так репейник – и колется, а не сразу стряхнешь. Сельчане ее побаивались, считали склочницей. Все, что на ум придет, то она и порола. Но правду говорила: уходил народ в города. Туда, где больше достаток, да и земля ногти не чернит так, что не отмоешь. Но Богдан никуда не стремился, прирос он к селу. То и ответил, хотя кровь хлестала по вискам, будто старуха его за руку поймала. - Ты за других не говори, баба Инга. А в хате, то племянница моя хозяйствует. Но как ни старался Богдан зацепиться за старухин острый взгляд, не смог – потупился. Только бабка его и не держала, сама отвернулась. И сощурилась на окно хаты, словно до этого не успела всего усечь. А на Богдана уже не смотрела, лишь качала горбом в укор. - Ай-я -яй, Богда. Тебе ли не знать, что все нашенские – почитай, родня. Как построились, так переженились, наплодились. Тут и твой прадед с прабабкой тоже преуспел. И неважно, кто помер, а кто остался, только они, как один темноволосые. А эта - льняная. Так что, не болтай, а рассказывай.
И поведал Богдан как на духу историю с Бирюком да с Ивонкой. Пока говорил, всё землю выбивал носом сапога, будто заправский жеребец. И взглядом провожал отлетающие комья, а на бабку не глядел, ни-ни, пока не почувствовал, как провела та ему по волосам раз, второй. Тогда и распрямился. И увидел, как сгладились морщины на лице у старухи, только лучики ярче прорезались возле глаз. А в каждом зрачке мерцало по ласковой искорке. - Доброе у тебя сердце, Богдане, - сказала она, как пропела, - Не кори себя. Ничего не сотворил, а все правильно сделал. Коли так, и я тебе помогу. Подговорю дочкиного жениха, будто он девку из города привез. Сиротою та осталась, вот и пожалел – взял с собой. Только не нашел лучше места приютить - хата-то у нас битком людями забита, а у тебя полупустая стоит. Перед соседями оправдаемся, мол, столковались мы. Я платья старые из сундука выну, что дочка сносила, да отдам Ивоне. А тайну нашу в могилу унесу, авось и Янко с Надьей не проболтаются.
Уважаемый автор, несколько комментариев. И брагу бирюковскую ругал, что голову заморочила. Как брага может голову заморочить? Все, что на ум придет, то она и порола. Может не порола, а, например, молола? теперешней жене Летчика А это кто такие? (я так понимаю, - это часть чего-то, большего, поэтому и нет комментариев о них?) У бабки Инги остер был язык. Может так: Бабка Инга была остра на язык? Но как ни старался Богдан зацепиться за старухин острый взгляд, не смог – потупился. Только бабка его и не держала, сама отвернулась. Не понял, а зачем он за ее взгляд хотел зацепиться?
Клял себя, что вступился за девку. И брагу бирюковскую ругал, что голову заморочила. А может, и по совести обошелся, да только что делать теперь? Как показать девчонку в селе? Как представить? Правду открыть – сраму не оберешься. Пальцами затыкают: мол, привел в дом желторотую, да еще и гулящую. А сбрехать - так было бы что? Очень много "что".
Бывало, бредут мимо соседки по делам своим бабьим, но так просто не пройдут, обязательно на хату обернутся. И по двору взглядами пошарят, а уж про окна не забудут точно. Вытянутся над изгородью, как шесты, чтобы побольше разглядеть. Может, перефразировать? ИМХО.
Очень хорошо выдержан стиль. Жаль, что отрывок маленький.
Вот. Эти "что" пропустил. Насчет "перефразировать" - наверно отупел, потому что и самому не слишком нравится, а как лучше - не сообразил пока. Спасибо, Наташ)
«Не успел он в огород с мотыгой выйти, как тут же засекла его бабка Инга» - не нравится здесь «засекла», мне кажетя – выбивается словечко, слишком современно-жаргонное
«Это уж потом ослепла, а затем и вовсе померла, но тогда была глазастая.» - зачем здесь эта отсылка в будущее? Сбивает только, имхо. И так ясно, что помрет, все помрут)
«Неужто и ты, обалдуй, ненашенскую в дом притащил? Ты смотри, а то мою-то дочку окрутил один городской. Того и гляди свадьбу отыграют, да упорхнут на его леталке. Уж и так никого не осталось в помощники, а от тебя, Богдан, хоть и мало толку, все ж живой человек на селе.» - вот здесь не совсем поняла, что имела в виду эта бабка Инга, она что, намекает на то, что Богдан возьмет в жены городскую и переедет? Странно как-то, обычно жена переезжает к мужу.
«Тут и твой прадед с прабабкой тоже преуспел. И неважно, кто помер, а кто остался, только они, как один темноволосые.» - слова «преуспел», «темноволосые», мне кажется, выбиваются из стиля, слишком литературно для речи старушки)
«Я платья старые из сундука выну, что дочка сносила» - может быть «носила»? А то «сношенное» платье уже не оденешь)
К чему-то еще не придерешься, мне кажется, хорошо получается, стиль, старинный, напевный здесь к месту, глаз не царапает. Только одно но - отрывок для главы маловат, хоть и выглядит достаточно законченным.
Лиза, спасибо, что нашла время и обратила внимание на отрывок. Да, ты права, коротко для главы. Оно и не глава. И лучше исправлять ошибки сразу и менее кучно, чем потом целой кипой. Да и не пишется мне. Еле как что-то выходит...
"«Неужто и ты, обалдуй, ненашенскую в дом притащил? Ты смотри, а то мою-то дочку окрутил один городской. Того и гляди свадьбу отыграют, да упорхнут на его леталке. Уж и так никого не осталось в помощники, а от тебя, Богдан, хоть и мало толку, все ж живой человек на селе.» - вот здесь не совсем поняла, что имела в виду эта бабка Инга, она что, намекает на то, что Богдан возьмет в жены городскую и переедет? Странно как-то, обычно жена переезжает к мужу." - да боится бабка, что село опустеет. Все же в город тянутся.