Цыган Степень критики: Хотя бы смайлик - уже радость.
Короткое описание: Тяжело терять друзей...
Я сижу по «турецки» недалеко от дома. В рощице на бугорке, на пахучей зелёной травке. Солнце перевалило за полдень. Летний ветерок лениво обдувает мои влажные щёки. Над моей головой могучие тополя тихо шелестят серебристой листвой. Я плачу. Здоровый тридцатипятилетний мужик. Молча. В бессилье, сжимаю и разжимаю кулаки, стискиваю зубы и вновь смахиваю набежавшую слезу. Я только что похоронил верного друга и товарища – пса по кличке Цыган.
Не помню, сколько времени прошло, как я нашел его здесь бездыханным. «Ты выбрал это место? Что ж, хорошее место…» Наверное, если бы я курил, у моих ног сейчас валялась целая куча окурков и сломанных сигарет. Даже на похоронах людей я не плакал, а сейчас не могу сдержать слёзы. Слёзы горечи, слёзы сожаления. Как я хочу вернуться на день назад, когда видел Цыгана в последний раз! Как я хочу всё исправить…
Тот день ничем особо не отличался от остальных дней жаркого июля. В своем доме всегда много работы. Яс сыновьями возился во дворе, достраивая баньку. Пёс лежал на солнышке, грея свои старые кости. Я нёс что-то тяжелое, большое, загораживающее обзор. «Черт возьми, не помню что я нёс… Ведь всего день прошел и не помню!» Цыган подвернулся под ногу. На цепи он сидел редко. Домик на отшибе маленькой деревеньки в пятнадцать дворов. Ни соседей, ни случайных прохожих. Он волен был бродить где угодно. Вот я и споткнулся, чуть не навернувшись с пустой двухсот литровой бочкой. «Точно! Бочку я тащил, не видел что под ногами! Будь она не ладна эта бочка!» К пятнадцати годам своей нелёгкой собачьей жизни, пес был совершенно глух и почти слеп. Не услышал, не увидел, что я иду. Я рассерчал, ругнулся и пнул, не глядя. И надо было так случиться, что попал в его издавна больную лапу. Пёс жалобно заскулил, я повернулся и увидел его взгляд. Преданный, извиняющийся, непонимающий. Мне стало стыдно, я хотел, извиниться, пожалеть потрепать загривок и сказать: «Прости старина…» но я завернул за угол. Ушел. Решил донести до нужного места эту треклятую бочку! Когда вернулся, его уже не было. Он тоже ушел - умирать.
Опять слезы и комок в горле – не продохнуть. Наверное, я никогда не забуду его последний взгляд. Мне было стыдно тогда, стыдно и теперь. Не могу себе простить, ведь его лапа пострадала, когда он бился с быком, защищая моих маленьких сыновей. Восемь лет назад это было. Как мальчишки оказались за воротами ограды - не знаю, за этими сорванцами не уследить. Помню, услышал яростный лай и понял, что случилось что-то неладное. Когда выбежал, увидел испуганных прижавшихся друг к другу мальчишек, сцепившихся бугая и пса. В следующий момент бык поддел рогом и подбросил крупное тело Цыгана высоко вверх. Удар был страшный, но пёс не отступил и, прихрамывая, снова ринулся на противника. Даже я, с лопатой в руках, не сразу смог отогнать разъяренное животное. «Только за это тебе можно памятник поставить. Не представляю, что стало бы с детьми» Пес был мальчишкам за няньку – вытаскивал из луж, катал на санках, играл и конечно охранял.
Я посмотрел на маленький песчаный холмик. «Спи спокойно друг. Ты заслужил отдых… Наверное, я так и просижу до заката, наплевав на все неотложные дела. Не хочу идти домой. Не хочу нести печальную весть. Пусть ещё немного мои родные считают тебя живым. Ждут, что вот-вот ты выйдешь из-за угла, направляясь к своей миске опустив седую голову и лениво виляя хвостом»
Ещё с утра я почуял неладное, беспокоился, увидев нетронутую еду в миске. Догадался, но боялся, что произошло непоправимое, что уже не увижу Цыгана живым. Между людьми не бывает той связи как между собакой и человеком. У людей нет такого бескорыстия, беззаветной преданности и всепрощения. К обеду мне стало совсем невмоготу, я отправился на поиски. Я знал все места, где он любил лежать, положив тяжёлую голову на могучие лапы. И я его нашел. В последний раз.
Не могу вздохнуть полной грудью. Давит. Давит на душу тяжёлый груз. Муки совести. Каменная глыба во сто крат тяжелее, чем мрамор на могилах людей. «Тебе ничего этого не надо. Ни прощальных речей, ни памятников, ни поминок. Ты простил бы мне мою неосторожность. Но я человек. Я знаю, что ты не заслужил такого «последнего прощания» Мы люди иногда отказываемся прощать. Даже самих себя…»
Накомментировали здесь много, сказали уже почти все, что можно было сказать. Ну, попробую свои пять копеек вставить. Мне кажется, автор так и не решил, кого нужно жалеть - пса Цыгана или его хозяина. Лично я за второй вариант. Не люблю слезодавительные истории про несчастных собак, кошечек и т. д. (уже где-то об этом писала). В них как будто только и делают, что клянчут - "ну пожалейте бедную животинку". Попрошайничество какое-то. Вот пожалеть хозяина можно. Нет, даже не так... *надо точнее*. Понять хозяина этого пса, принять его сожаление и раскаяние и простить. Может быть представить себя в его ситуации и задуматься о том, что сделанное не исправить. Снова пожалеть. В этот раз уже себя в роли хозяина Цыгана. Наверное, тогда можно будет сказать, что рассказ тронул до глубины души (ибо был перенос на себя). Вот такой вот бред, извини. А если конкретно, то не нравится композиция. Я бы закончила третьим абзацем снизу. После пика (эпизод с быком) там происходит кагбэ спад *чувствую себя косноязычной*, и даже мысли (слова) героя становятся тише. Как струна - ее задели, она позвенела и стихла постепенно. Короче, именно там зарисовка закончилась. А еще хорошо бы тут показать чуйства ГГ, не называя их прямо. Как-то косвенно, через образы. Я не знаю, как это объяснить понятно, нужны примеры (поищу, может быть найду, приведу). В общем так. Но мое имхо - оно такое имхо
Я основной акцент и пытался сделать на человека. Видимо недопытался Спасибо за комментарий.Тоже пока ищу способы показать чувства ГГ не на прямую Джей тоже на это указала... Вот думаю.
Я сижу по «турецки» недалеко от дома - по-турецки Солнце перевалило за полдень - коряво. не видел(,)что под ногами! Будь она не ладна(,)эта бочка! - неладна с пустой двухсот литровой бочкой - двухсотлитровой К пятнадцати годам своей нелёгкой собачьей жизни, пес был совершенно глух и почти слеп. - лишняя зпт я хотел, извиниться - лишняя зпт «Прости(,) старина…»(,)но я завернул за угол «Только за это тебе можно памятник поставить. Не представляю, что стало бы с детьми»(.) играл и конечно охранял. - "конечно" выделяется запятыми. Хотя, оно тут не смотрится, можно бы заменить. направляясь к своей миске(,)опустив седую голову и лениво виляя хвостом» (.) - точки после кавычек в прямой речи, не забывай. Между людьми не бывает той связи(,) как между собакой и человеком. - "той" лучше сочетается с "что", а "как" с "такой". У людей нет такого бескорыстия, беззаветной преданности и всепрощения. К обеду мне стало совсем невмоготу, я отправился на поиски. - между этими двумя предложениями хочется еще чего-то. Еще сказать, еще надавить, понимаешь? имхо, конечно. Не могу вздохнуть полной грудью. - вдохнуть Мы(,)люди(,)иногда отказываемся прощать
Начало и концовка невнятные, в начале хочется картинки, а в конце - какого-то пика и логического завершения. Так же все слишком вяло, статично. Писать о близком очень трудно, это понятно, но ведь это все делают. Для этого и нужен персонаж. Похожий, но не идентичный самому автору. Немного другой, через которого нужно пропустить историю, так проще как раз таки абстрагироваться. Еще проще работать с третьим лицом, возможно сложнее в плане передачи эмоций, но легче в плане абстракции; необязательно описывать все с точностью до последнего испытанного ощущения (хотя, часто очень хочется делать именно так), добавляй вымысла, другого колорита, так интересней. В середине зачиталась, каюсь, даже забыла о лишних запятых и прочем (за исключением первого предложения третьего абзаца, оно ужасно); кроме того, один из тех моментов, что я уже который раз замечаю в твоих текстах - в описании какого-то динамичного действия (с быком, к примеру) ты как-то теряешь последовательность повествования, назовем это так. Возможно, это мой личный взгляд, но сцена с быком какая-то рваная, предложения неровные, их построение мешает уследить за картинкой, рвет ее. Дальше, "короткие резкие предложения". Я их безмерно любила одно время, ты, думаю, помнишь, но у меня не было чувства меры, как и у тебя сейчас. То есть, кое-где они попадают хорошо, сплетаются и бьют, но где-то, например: Не могу вздохнуть полной грудью. Давит. Давит на душу тяжёлый груз. Муки совести. - последнее предложение вклинивается сюда туго, не работает, портит образ, созданный предыдущими. Оно не укладывается в звучание. Сама же история хороша. Но вот если бы ты выпилил для нее нужную форму, она была бы прекрасна. Это все сугубо мое личное мнение, если я где-то непонятно выразилась, спрашивай. Удачи.
Спасибо огромное Мышш, как раз то что нужно. Буду думать, многое на что ты указала я чувствовал, теперь вижу ясно. Перепишу обязательно но попозже, пусть отлежится немного. Как я соскучился по действительно конструктивной критике...
Ваш текст меня очень впечатлил. До глубины души. Думаю читатель, у которого был такой же близкий друг - собака, и вовсе пустит слезу. Только позвольте замечание: "Солнце перевалило за полдень" Может быть лучше просто: "перевалило за полдень" или что-то вроде " солнце уже успело достичь пика своей вышины и теперь не спеша катилось к горизонту" чуть больше художественности, думаю, не помешает. А так, ваша работа достойна похвалы!
Первое, что понравилось - действие в настоящем времени. Второе - хороший приём: убить верного и горячо любимого пса. У нормальных людей автоматом жалость, а раз цель - вызвать эмоции, то выбор хороший.
Что можно было сделать лучше: - диалоги. Объём позволяет. - персы: с персами туго, всего один. И ещё образ пса, но не в счёт. Персы нужны для диалогов, раскрутки сюжетов, добавочных эмоций. - сюжет в другом порядке. У вас: пёс мёртв, потом воспоминания. Сразу давите на жалость, а по сути выкидываете главный козырь ещё вначале. Разумнее использовать в концовке - не швыряете же козырного туза при игре в "дурака", если есть чего кинуть помельче? - женщина: при таком развитии затрудняюсь подсказать, как использовать максимально, но попробую... (ниже). - имена.
Итак, размышления насчёт сюжета: - идёт стройка, шум, гам, крики, маты. Герой тащит бревно, бочку, резиновую утку, пёс не лежит на дороге - нет-нет! - а мешается под ногами. Это важно! Как будто хочет сказать что-то. Герой пинает, мол, брысь отсюда. - обед. Все на кухне, разговоры туды-сюды. Жена хлопочет, подаёт на стол ( а вот и женщина!)Пёс снова подходит к герою, садится и смотрит преданными глазами. Опять пытается что-то сказать, герой думает, что верный друг жрать просит, швыряет кость с мясом. Пёс даже головой не дёрнул, смотрит по-прежнему влажными глазами. Герой хочет... всего лишь хочет!... обратить на пса внимание, но отвлекают разговорами. - вечер. стройка продолжается. Прибегает взволнованная (здесь важно показать, что женщина чем-то напугана. Ниже поясню) жена, мол, Цыган пропал. Как пропал? Да вот так: жрать не хочет, ходил весь день, вертелся, а потом пропал. - жена (обязательно) и герой на поиски. И вот тут герой начинает вспоминать, что весь день Цыган приставал к нему по-странному. - находят пса. Умирающего (он ещё жив, это важно). Герой в слёзы, начинаются переживания, то да сё. Жена плачет - шанс добавить эмоции слабый, но - есть жанс привлечь женскую аудиторию чуть в большем количестве (если правильно покажете). Герой извиняется, то да сё. - пёс на послёднем издыхании чуть приподнимает голову, влажный язык шлёпает по лицу старшего друга, в глазах прощение и бесконечная любовь. Женщина рыдает, но пёс обращает внимание только на хозяина! (без обид, ладно? ) Наверно замечали, что если женщина смотрит сериал, а там героиня плачет - у женщины в реале тоже слёзы (переживания как минимум). Им свойственно переживать за других даже в таких случаях, я про сериал. Это нормально, так что нужно пользоваться. - философская концовка. Занавес.
Немного по тексту: "по турецки" - лично у меня вызывает ассоциацию с йогами в этакой попытке поймать астральный кармический сигнал и ключ к вселенскому счастью.
Code
В рощице на бугорке
сразу представил пустой бугорок. Пустой. А слово "рощица" кажется лишним. Добавьте "сосновой", тогда под ногами иголки, "дубовой" и "берёзовой" - оставляйте траву. Вобщем, любое дерево на ваш выбор. А то что дальше говорите про тополя над головой, увы, я уже представил заросли южно-африканского кикуция мохнатого. И мне сложно вот так из Африки в родные края одним предложением Думаю, поняли.
Code
Над моей головой могучие тополя
"моей" - лишнее. Понятно дело, что не над головой озлобленной на жизнь белки-летяги, ибо в тополиной роще шишек нет
Code
грея свои старые кости
А что, можно греть чужие кости? "свои" - убирайте. Вобщем, просмотрите работу на такие случаи.
Пожалуй, всё. Мне понравилась ваша работа. Успехов!
Спасибо koLLaps Но к сожалению это не художественная выдумка и приём. Это реальная история.Я вот теперь понимаю когда писателям не советуют брать сюжеты "с себя" очень тяжело абстрагироваться. Совсем иначе видится картинка и сюжет чем читателю. Наверное это как у врачей им запрещено лечить родственников, слишком много личного. Спасибо за советы, учту.
Понравилось. В первый раз еще на форуме прочел, там эмоций хватило, здесь еще раз прочел и уже не так. Так что возможно надо дожать. Вообще человек+собака= всегда трогательная история. Здесь немного трогательности не хватает, но сам сюжет, да. Обидно вышло. Так же бывает и с людьми, к сожалению. Лучше вовремя сказать, чем много лет потом жалеть
Все вроде бы здорово, тема трогательная, чувствуется глубина... Но вот рассказано немного не в том ключе, мне показалось. Не хватает психологизма, воздействия! Описания обычные, не передающие настроения. Вот деревья, вот небо, и вот он я. Плачу! Не цепляет. На этом месте читатель остается в стороне от ситуации и смотрит на нее сквозь мутное толстое стекло. Нужно постараться в описаниях передать трагизм. Ведь в горе и пахучая зеленая травка становится угрюмой, и листья деревьев шелестят не просто так, а грустно, и солнце чуть ниже, и облака чуть темнее... Как-то так. Надо доработать...
Ага, спасибо попробую. Я предположил, что короткие резкие предложения будут воздействовать сильнее. Чем длинные красивости. Всё-таки это "мужская" Точка видения. Но наверное перебрал с простотой.