Дочка моя Степень критики: Тапочками только не кидайтесь, ладно?)
Короткое описание: Небольшая зарисовка на тему семейных отношений. Первый моя попытка написать живой, «неискусственный» диалог, и попытаться через него передать характер персонажей.В первую очередь, конечно, характер. Интересно ваше мнение, получилось ли?
- Мама, мне срочно нужен комп! Длинноногая егоза, без стука ворвавшаяся в мою спальню, решительно плюхается на соседний стул. Не на долго (как надеюсь) выныриваю из он-лайна. - Вот еще, он мне самой нужен. - Ну, мам! Мне нужно сообщение в контакте написать. Срочно! - Здрасьте - пожалуйста, мы тебе зачем мобилку с Интернетом покупали? Вот, с нее и пиши. - А с компа удобнее… Дай мыша. Кошачьим движением хитрюга неожиданно пытается забрать мышку. Почти получилось… - Блин, Лиска! Прекращай вредничать – ты же видишь, я занята, мне еще надо статью написать, а времени и так до фига. И вообще – у тебя целый день был. - Ну и что, а мне сейчас надо! Я одно сообщение напишу – и все. - Уху, знаю я, как ты одно сообщение пишешь – сначала одно, потом другое, потом в «Правилах» посидеть… Я тут состарюсь и умру, пока дождусь. Лучше б чаю сделала. - Вот и иди, чаю попей, отдохни. Только мышку оставь. Ууу, вредина. Вся в меня. - Ребенок, не наглей. У меня, правда, времени нет. Давай, ты с мобилки напишешь, а завтра, пока меня дома не будет, будешь общаться со своим Мадарой сколько влезет. - При чем здесь сразу Мадара?! - Ой, да ладно, будто я не знаю, с кем ты общаешься. Как он, кстати? - Нормулик. Дай комп. - Не дам, я же сказала. В поисках аргументов мелкая (хотя какая там мелкая! на голову выше меня) каприза возмущенно сопит. - Бу! Я на тебя обижусь тогда. - И чего? - И… и… паука тебе в постель подложу, вот! Пауков я панически боюсь. До истерики. До дрожжи в коленках и обмороков. С того самого, памятного кошмарного сна, растянувшегося на несколько ночей. Психушка по мне плачет, наверное. - Это… Это запрещенный прием! - А нечего для ребенка жадничать. - Ни фига себе… А я тогда на тебя Максу пожалуюсь! - Ну и чё? Молчу. Уела, так уела. Макс, солнце мое ненаглядное, девятнадцатилетнее, для четырнадцатилетней дочери не авторитет. Даром, что отчим. Так что пошлет она его со всеми нотациями, и к гадалке не ходи. Было уже, и не раз. А сам он ее пальцем не тронет, хоть и готов за меня любому глотку порвать. Потому что за дочку – я сама любого на клочки порву. Да уж… - А он… а он у тебя тогда мобилку заберет! - Не заберет! Это подарок, а подарки не забираются! Блин. Опять права. И мобилку, и симку с Интернетом мы с Максом ей на день рожденья подарили. Специально три дня по всем телефонным магазинам города лазили, выбирали. Торжествующая вредина довольно подпрыгивает на стуле, только колесики скрипят.
- Да, ты права, подарки не забираются. Что бы придумать-то, а?.. А я тогда тебе счет пополнять не буду, вот! - Блин, мама, это не честно! Это удар ниже пояса! - Ни фига. Это тебе ответ за паука. Тишина. Насупленное чадо возмущенно сверкает глазами.
- Ладно, спокойной ночи. - Не дуйся, солнышко. Я люблю тебя. - Я знаю, я тебя тоже. - Хочешь, посиди со мной, пока я закончу, а когда я спать пойду, сможешь в инете пошариться. Только комп перед сном выключи, ладно? - Оки. Довольная Лиска садится рядом, тесно прижимается, и с детской непосредственностью начинает разглядывать мою переписку. Господи, как же я все-таки ее люблю…
А мне, с учетом что это только "тренировка", понравился диалог. Очень живой и непосредственный. Безусловно это не отдельное произведение и сократить его надо. А такие фразы как: "ну и че", "ни фига себе", явно лишние... А отчим 19-летний? Не маловато ли? Маме сколько тогда?
"Специально три дня по всем телефонным магазинам города лазили, выбирали" - вот это, в словах автора, уже неприемлемо.
Задача была через диалог показать характер героев? Тогда это полное фиаско. Диалоги сами по себе не простая вещь, а ещё так с лёту использовать их как инструмент... Прочтите рассказы Шукшина вот умел мужик характеры героев создавать! В том числе и через диалоги.
А по смыслу, очень грустная история на самом деле. Безграничная жалость к своим детям губительнее наркотиков, водки и влияния улицы.Как правило из таких деток вырастают эгосты.
вот умел мужик характеры героев создавать [...] через диалоги
Драматурги этим ещё отличаются. Тут недавно Теннесси Уильямса перечёл, "Трамвай 'Желание'" и "Кошку на раскалённой...", какие там диалоги! Соразмерные, связные, детали значимы все.
Длинноногая егоза, без стука ворвавшаяся (пр.вр.) в мою спальню, решительно плюхается(нст.вр.) на соседний стул.
"Здрасьте - пожалуйста, мы тебе зачем мобилку с Интернетом покупали" - В прямой речи конечно многое прощается... Но я вот подумал: сколько же бабла понадобится что-бы купить интернет? И кстати, а почему инет с большой буквы? Серьёзно спрашиваю. Может так и надо писать а я не в курсе.
Прекращай вредничать – ты же видишь, я занята, мне еще надо статью написать, а времени и так до фига. И вообще – у тебя целый день был.
Где-то в "полезном" видел статью как оформляется прямая речь.
Если не найдешь вот:
Оформление прямой речи, то бишь расстановка знаков препинания при ней
1. - В этом сундуке лежали налапные браслеты, - сказал дракон. - Ещё прадедушкины.
Здесь – две фразы разбиты репликой, словами говорящего. После первой фразы должна быть точка, верно? Но мы имеем атрибуцию диалога: "сказал дракон". Значит -
1)Точка заменяется запятой! 2) Атрибутивный глагол "сказал" пишем с маленькой буквы! 3) После слов говорящего ставим точку! Не запятую!!!
В случае:
- В этом сундуке лежали налапные браслеты! - сказал я. - В этом сундуке лежали налапные браслеты? - спросил я.
- атрибутивный глагол ВСЕ РАВНО пишется с МАЛЕНЬКОЙ буквы!!!
2. - В этом сундуке лежали налапные браслеты, - сказал я, - ещё прадедушкины.
Здесь – одна фраза разбита репликой. Следовательно:
1) После слов говорящего ставим запятую! 2) Всё пишем с маленькой буквы!
3. - В этом сундуке лежали налапные браслеты, - сказал я и добавил: - Ещё прадедушкины.
Здесь – двоеточие!
4. Внимание - скользкий момент! - В этом сундуке лежали налапные браслеты. - Я с угрозой обернулся к предателю. - Ещё прадедушкины.
Две фразы разделены НЕ РЕПЛИКОЙ, а ДЕЙСТВИЕМ, не относящимся к собственно речи, не описывающим её. Доказательство: здесь атрибуция может быть вынесена в другое место текста, до или после прямой речи Вот так:
Я с угрозой обернулся к предателю. — В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины.
Или вот так:
— В этом сундуке лежали налапные браслеты. Ещё прадедушкины. Я с угрозой обернулся к предателю.
Следствие:
1) В случае деления прямой речи действием, к собственно речи не относящейся, ставим точку (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки - по нужде). 2) Атрибуцию начинаем с БОЛЬШОЙ буквы!
Вообще всё это – с атрибуцией, не относящейся собственно к речи – действительно скользко… Бывает «он улыбнулся» - тогда точки и заглавная. А бывает «улыбнулся он» - тогда запятая и маленькая буква… Лучше избегать совсем уж скользких моментов – бить все эти сомнительности на две части, например…
Обыденное произведение.. Больше повседневное, хотя не знаю ни одну маму так говорящую, да и 19 летний парень мамы Лиски меня немного пугает. Не подает ли мать плохой пример своей дочери? Да и девочка какая то неестественная получилась, если честно (я так считаю), почти два года назад покинула этот возраст и знаю какими мы, девочки, бываем в таком возрасте, Лиска какая то слишком открытая для своей мамы, хотя все прекрасно знают, что девочки в такое время наоборот скрывают все от родителей и все меньше допускают их к компьютерам, а тем более к личным перепискам, о которых мать Лиски явно знает. Ну и соглашусь с вышесказанным, что это как самостоятельное произведение не удалось, может если и "запихнуть" это во что то большее, данный диалог не даст никакой дополнительной информации.. Ну а если рассматривать как попытку написать живо диалог, то думаю что удалось, правда не совсем удачно. Надо все таки рассмотреть речь подростков и родителей поближе))
Знаете, что такое белый шум? Это страшный сон любого инженера, вещь, намертво губящая полезный сигнал. А еще есть такое понятие, как отношение сигнал/шум. Так вот, проводя аналогии с литературой, эта зарисовочка очень напоминает этот самый шум, так как почти не несёт того самого полезного сигнала. Я думаю, автор, вы понимаете, что как самостоятельное произведение эти две странички ценностью не обладают. А как часть чего-то большего представляет из себя ровно то, от чего надо избавляться. Чтобы отношение сигнал\шум было больше нуля.
Здравствуйте, Lokizzz! Спасибо за отзыв, мне интересно было его читать. Собственно говоря, Вы все правильно поняли – это именно тренировка, именно диалогов (добавлю, пожалуй, в описание, чтоб не вводить читателей в заблуждение). Вдохновило одно произведение здесь, если не путаю название: «Папа, расскажи, пожалуйста». Целей, собственно, у меня было две: написать живой, «неискусственный» диалог, и попытаться через него передать характер персонажей. Пожалуй, даже, в первую очередь передать характер. Описательные вставочки появились позже, т.к. показалось, что кое-где нужны дополнительные штрихи. Декорации и внешность сознательно не прописывала, чтобы не оттягивать внимание. Насколько поняла из Вашего коммента, написать живой диалог у меня более-менее получилось. А как с характерами? Какими Вам представились ГГ (в первую очередь, конечно, дочка)? Если можно, опишите свои ощущения. Да, а жанр – проза, конечно. Первая моя попытка написать именно в прозе, именно диалоги. Кстати, хотите скажу, какие выводы я сделала из вашего ответа? Что наше привычное окружение и идеологические установки достаточно сильно искажают восприятие действительности. Например, на всем протяжении текста идет борьба за комп, Вы же упомянули ноут (с ноутбуками чаще работаете, да?). Да и… появление несовершеннолетнего любовника меня тоже слегка шокировало) Потому что ничего такого я не писала и даже не думала. По крайней мере, в моей стране совершеннолетие наступает с восемнадцати – после этого граждане с чистой совестью могут служить в армии, брать кредиты в банках и создавать новые ячейки общества. А отчим – это муж матери, не являющейся отцом. Так что, хоть в зарисовке и упомянут мезальянс, но вполне законный.